У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Основы социальной онтологии

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.2.2025

733. Скрябин Алексей Сергеевич.  Конспект «Основы социальной онтологии».

1) К. Марксом дано такое определение общества: «Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет». В «Предисловии» к работе «К критике политической экономии» (1859) Марксом сказано: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные,  необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения,  которые  соответствуют  определенной  ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания...». 2) Центральной категорией, в какой-то степени обобщающей всю социальную философию и философию истории марксизма является категория общественного бытия, между тем как сама категория  общественного бытия – уже частный случай более общей философской категории – просто категории бытие. Резюмируя многие академические и научные разыскания в связи с категорией бытия, можно сказать, что вообще бытие человека означает стратегическое, метафизическое, метареалистическое функционирование человека как мыслящего существа в универсуме, как омфалоса (пупа) универсума. Общественное бытие означает тактическое, философское, историческое, экзистенциальное функционирование человека как клеточки социального организма, как социального существа: жить в обществе и быть свободным от него, указывал Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература», нельзя. 3) Жизнь в узком смысле прежде всего означает физико-биологическое функционирование человека, как тела, как движущегося по своим виртуальным законам космического  вещества субъекта, одновременно с этим как высшего из известных нам продукта творчества Универсума. Жизнь есть витальный уровень бытия как процесс, в котором человек рассматривается в качестве космического биологического существа с миссией, которую стремится разгадать и исполнить (даже не поняв ее). Бытие – философская категория, означающая наличие чего-либо вообще в том или ином виде с точки зрения человека, который так или иначе рассматривается или неосознаваемо (как у Ленина) подразумевается центральной фигурой универсума, богом, по одному из замалчиваемых определений Иисуса Христа. Социальная философия вообще изучает общество как бы в пространстве. Важной стороной социально-философских исследований являются такие важные аспекты проблемы критериев социальных изменений как: проверка на вшивость реакционности или на благородство прогрессивности как таковые. Другой важной стороной социально-философских исследований являются более тонкие аспекты проблемы критериев социальных измерений; в чем, например, измерять социальные изменения, например, счастливость всего человечества или лучших его представителей по тому или иному признаку. Другими важными сторонами социально-философских исследований являются проблемы обоснования системы понятий, при помощи которых исследуется общество и его проблемы и борьба за место твоей среди чужих конкурирующих парадигм; методов исследования – наблюдение, эксперимент, обобщения, источники и т.п.; обоснования социального идеала применительно к масштабности того или иного социума и других условий его существования; и много другого. 4) Социология в широком смысле  (общая социология) включает в себя аспекты проблемы критериев социальных измерений, проблемы обоснования системы понятий, обоснования социального идеала применительно к масштабности того или иного социума. Социология в узком смысле (конкретная социология) имеет и ряд специальных названий (разделов, ответвлений) – демоскопия, методика конкретных социологических исследований (МКСИ) и др. В самом кратком определении общественное бытие, как категория социальной философии, являет собой процесс производства и воспроизводства людьми своей жизни – одно из самых динамичных стационарных явлений, активно проявляющихся в деятельности людей, каковой и является конкретной социальной формой социальной онтологии. Этот процесс в функционально-операциональном смысле называется трудом. Труд – почти синоним общественного бытия – есть процесс обмена деятельностью (деятельностями) между природой и ее относительно самостоятельной частью – человеком. В результате любого труда обязательно образуется продукт труда, в социальном смысле принимающий состояние ТОВАРА. Цена товара определяется: а) при социологическом теоретическом подходе – всеми издержками по его производству; б) при экономическом теоретическом подходе – в ходе постоянной сделки между партнерами-сторонами. Основным перманентным, спонтанным продуктом (результатом производства, результатом труда) общественного бытия, «взаимодействия людей» является само общество. Общества бывают таких видов, как ксенократическими (где руководствуются социально-политическими идеалами внешнего происхождения, или где господствуют чужаки); автократические (где господствуют лидеры и доктринально развитые идеалы "аборигенного" происхождения с наличием автохтонного письменного древнего предания); смешанные; языческие. 5) Общественное производство своей жизни (экзистенцию, существование) люди ведут по двум основным направлениям: а) в направлении материального производства (МП); б) в направлении духовного производства (ДП). ) Примечательной чертой духовного производства является его неограниченность, фантазмы, в то время как материальное производство (см. ) строго ограничено именно материальными возможностями, ресурсами, знаниями: чтобы реализовать любой фантастический проект, нужно материальное снабжение. ) Категоря материальное производство, при всей ее сложности и недостаточной воспетости даже лауреатами Нобелевских премий, в качестве структуры ОБ (общественного бытия), включает в себя следующие основные элементы: производственные отношения ПО (см. 5б.1) и производительные силы ПС (см. 5б.2). 5б.1) Основными производственными отношениями являются отношения собственности  на  жизненное пространство (приватные (частные), в том числе государственные; общественные, в том числе первобытный (зоологический) коммунизм); отношения обмена деятельностями, продуктами  труда (опосредованные, как  правило,  это  товарно-денежные отношения, а прямые бартер (бартерный обмен)); отношения распределения  произведенного и конфискованного тем или иным узаконенным способом изъятия ценностей у их непосредственных производителей продукта среди непроизводителей (Основными формами отношений распределения являются: справедливые —  как бы по труду, по выслуге, по результатам и т. п., и несправедливые (с точки зрения солидной части общества) —  по капиталу, по участи, по чину, по заслугам предков, по индульгенциям и тому подобное); отношения непосредственно в процессе труда – непосредственно производственные отношения, работа, предпринимательство (их можно разделить на солидарные (в больших цехах, на больших предприятиях, где возможен рост группового (корпоративного, профессионального, классового) самосознания или чего-то подобного, стихийно или с привнесением извне); и отчуждённые (Особенно имеются в виду крестьяне. Считается иногда, что именно крестьянин по природе своей общественной ниши  — частник. Среди прочих носителей отчужденных отношений в процессе труда – ремесленники,  адвокаты, писатели, некоторые философы). Также есть отношения управления производительным процессом (это то, что в недавнее время получило название менеджмента), они бывают бюрократические (их, как правило, осуществляет компетентная – профессионально отобранная и подготовленная (со всеми недостатками всех профессиональных подготовок, которые, конечно же, следует совершенствовать), или наследственно (вспомним касты в Индии, сословия в феодальном обществе) – предуготовленная к управлению элита и сюда практически массы не привлекаются), и демократические (включая выборы и  так  называемое  участие масс). 5б.2) Производительных сил, по Марксу, всего две (или, скорее всего, каждая иная – это другой аспект и, соответственно, другое их наименование; тем не менее знать об этих нюансах необходимо),-  ими являются человек и природа как неорганическое тело человека. Но в принципе это всё-таки таки одна, главная и единственная в универсуме двуединая производительная сила с ее производственными отношениями и со всем прочим, потому что человек как виртуальность бытия универсума, универсум как виртуальность (бытия) человека есть центр, или как сказали бы древние греки, омфалос, пуп Универсума. А определение, принадлежащее самому Марксу этих двуединых сил, звучит так: «сам индивид, данный природой, представляет собой не только органическое тело, но он есть эта неорганическая природа как субъект». В природе мы можем выделить, как минимум, три уровня (соответственно, три уровня продолжающегося до космических масштабов человеческого тела): Первая природа - та, которую люди не достают  вообще — Солнце, другие звезды и так далее в том же духе, но пользуются, не всегда догадываясь, что может быть и по-другому. Вторая природа: та, которую создали люди, но не мы — города, леса, оставленные нам в наследство; Третья природа: это мы и наши современные делишки непосредственно. Далее можно судить, что Четвертая природа равна самому человеку. Пятая природа — ментальный мир человека. 5а.1) Духовное производство. Перечислим его основные структуры. А) Аспекты обмена деятельностями между человеком и природой. Это особые нюансы подхода людей к рассмотрению своей деятельности в целом и постоянно имеющие жизненно важное, стратегическое значение для общественного бытия людей, для антропосоциопроцесса – рефлексируемого участия человека в ходе исторических событий. Аспекты духовного производства пронизывают все абсолютно структуры как материального, так и духовного производств. Каждый специфический аспект духовного производства один и тот же факт, процесс, предмет оценивает исходя из своего специфического акцента. Эти акценты таковы: нравственность, мораль, категорический императив; эстетика, вкус, образ, игра; политика, власть; наука, картина универсума, понятия и категории специальных наук; техника, инструментально-энергетическая вооруженность человека; экономика, расчет; здоровье; занятость, труд, профессия, функционирование, функционализация, право, закон и мн. др. Б) Смыслоформы духовного производства -  это целевая или спонтанная совокупность приемов мышления, то есть методов сбора, обработки и использования информации, отражаемой социальным субъектом (социумом или индивидуумом) в ходе антропосоциопроцесса и по законам антропосоциопроцесса как явления универсума; формы творчества, просто предусмотренное законами антропосоциопроцесса духовное творчество ради него самого (в определенно узком смысле), при всей неблаговидности некоторых его видов. Любое событие в духовной истории социума или личности сознательно или бессознательно укладывается в ряд характеристик, в рамках которых различные формы деятельности людей получают четкий смысл. Выделим несколько основных групп характеризации смыслоформ: хронологические, пространственно-географические; мотивационные; разведывательные; накопительные; пропагандистские; инновационные и др. В) Менталитет - конкретное состояние социального сознания на данный момент. При всей инвариантности, скажем, национального менталитета, внутринациональные – психологические и другие микросоциумные, а также индивидуальные характеристики менталитета очень ликвидны, и, кстати, легко подавляются так называемым коллективным бессознательным. Факторы (установки, доминанты): а) Микро – биологическое, конкретно-реальное наследство; б) Макро – конкретно-социальное состояние: внушаемое, врожденное, воспитанное, ценностное, витальное; в) Мега – конкретно-универсальное воздействие, практически по умолчанию, очень неявно. Степени состояния и развития - обыденный, идеологический, теоретический. Типы – массовый и индивидуальный. Г) Динамика (социальное поведение, социальные отношения, социальная практика, коллективная деятельность, историческое творчество масс) - характеристика скорости хода социально значимых этапов, моментов, черт антропосоциопроцесса во времени. Основными характеристиками социальной динамики как философии истории являются характерные для социальной революции само социальное время; характерные  носители признаков времени – того или иного масштаба субъекты исторического процесса, наделенные значимыми чертами типа: пол, возраст, профессия, этническая, конфессиональная, образовательная принадлежность и т.п; источники динамики - социальные противоречия, в рамках которых тактически возникают побудительные мотивы и потребности, а стратегически возникают интересы; цели - явные, тайные, порочные и т.д; формы - любительские, профессиональные, открытые, мирные, корыстные и др; средства - порицаемые, одобряемые; уровни - экстремальные, вызывающие, традиционные и др; продольная напряжённость, (высокая, слабая, равномерная, утолщенная) векторность; результаты (плановые, ожидаемые, реальные, неожиданные плюс, неожиданные минус); тензорность - поперечная напряженность (крепость, массовость) отдельных участков особенно коллективного субъекта исторического действия. Д) Упаковка (организации, учреждения, институции, институты...) – характеристика наиболее наблюдаемых и наиболее опознаваемых, воплощенных объектов и субъектов духовного  производства по ряду социально значимых признаков: принципы обоснования; массовые ячейки; расхожие представления; профессионалы; знаки внешнего отличия; здания; сооружения;  альтернативные функции; принципы самоограничения, самоподдержки; цензы. 6) Функциональные ниши общества. Экзистенциально-функциональные ниши общественного бытия в марксистской философии трактовались в рамках исторического материализма в рамках темы «Социальные / и / исторические / формы общности людей». Вводимый термин экзистенциально-функциональные ниши общественного бытия более соответствует философскому содержанию вообще-то знакомых составляюших его понятий, функционирующих активно уже на обыденном уровне. Философский подход подчеркивает их специфически философскую, универсальную, стратегическую значимость. Основные элементы этих ниш - труд, занятость, семья, брак, быт, воспитание, социальный контроль, энергетическая вооруженность, технологическая обеспеченность, инженерная  подготовленность, образование, наука, искусство, справедливость, досуг.




1. Немцы и евреи в нацистской Германии современная зарубежная историография о рядовых исполнителях холокоста
2. .Природная чрезвычайная ситуация обстановка на определенной территории или акватории сложившаяся в резул
3. Управление предпринимательской деятельностью Менеджмент Методические указания по в
4. Внутренняя отчетность ~ это совокупность упорядоченных показателей и другой информации
5. ВАРИАНТ ’ 1 Философия и круг ее проблем.html
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
7. Пожарная тактика Принцип прекращения горения охлаждением
8. Характеристики центробежных погружных электронасосов
9. ЯВедущий 1 день 21 апреля понедельник
10. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ