Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Нургуль КЕРИМБЕКОВА кандидат исторических наук научный сотрудник Института истории НАН Кыргызской респу

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ КЫРГЫЗСТАНА.

Нургуль КЕРИМБЕКОВА
кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории НАН Кыргызской республики

Территория, на которой проживает кыргызский народ в пределах своей государственности, является лишь частью этнической территории, поскольку формирование кыргызской этнической общности происходило на протяжении многих столетий на обширном пространстве Центральной Азии. В новое время при образовании здесь политических государств с четким очертанием границ, кыргызы стали преобладающей нацией в Кыргызской республике и стали выступать уже в роли национальных меньшинств в других государствах. Этому способствовали историко-политические обстоятельства, естественные, мирные и немирные, добровольные и насильственные миграции кыргызского населения. На сегодняшний день кыргызы компактно проживают, кроме своей республики, в других различных государствах, таких как: Таджикистан (Горный Бадахшан, Джергеталь), Узбекистан (Ферганская долина и др.), КНР (Синьцзян), Афганистан ( Большой и Малый Памир, Ваханский Коридор), Турция (провинция Ван) и даже на территории Пакистана(Гильгит), где зафиксирована небольшая группа кыргызов, мигрировавших из Афганистана после 1978 г.

Формирование этнополитической территории кыргызского народа неразрывно связано с его этногенезом и этническими процессами, в которых прослеживаются этапы становления и развития кыргызской территории и государственности. Кыргызская народность сформировалась к XVI в. в пределах Тянь-Шаня и Памиро-Алая и уже с этого момента можно говорить о сложившейся этнополитической территории кыргызского народа в примерных рамках современных границ кыргызского государства и сопредельных с ним стран.

Кыргызский этнос складывался в разные исторические эпохи на определенной территории с разновременным пребыванием на ней, с географическими разрывами,со своеобразной социально-политической структурой общества, а также с разной по степени военно-экономической системой и хозяйственно-культурным уровнем жизни.

Впервые "Владение Кыргыз" (в китайской транскрипции гегунь или гяньгунь) упоминается в 201 г. до н.э. в сочинении "Ши Цзи" ("Исторические записки") Сыма Цяня при повествовании о походах правителя гуннов - шаньюя Маодуня. Это первое сообщение содержит минимум локализационных сведений о первом государственном образовании кыргызов и вызывает спорные определения о его географическом расположении. Одни полагают, что оно занимало территорию у озера Кыргыз-Нур (Монголия), другие - в области между озером Алаколь на севере и хребтом Боро-Хоро на юге, т.е. лишь несколько северо-восточнее современной политической территории Кыргызской республики (Восточный Тянь-Шань, КНР). Достоверно лишь одно, что древние кыргызы создали свое первое государство практически одновременно с возникновением первой тюркоязычной империи гуннов и тем самым стояли у самых истоков истории общетюркской государственности, и что древнейшая территория кыргызов располагалась не в Минусинской котловине на Енисее, а к югу или к западу от нее.

Подробнее и точнее можно говорить о формировании раннесредневековой этнополитической территории кыргызов. Китайские, иранские и арабские источники(VI в.) независимо друг от друга локализуют раннесредневековых кыргызов в Минусинской котловине в среднем течении реки Енисей. Но вопрос о времени переселения кыргызов из Центральной Азии в Южную Сибирь окончательно не решен (приблизительно IV-V вв. или ранее). Кыргызы переселились на Енисей, заняв не всю Минусинскую котловину, а лишь часть ее у впадения реки Абакан в реки Енисей. Здесь в результате смешения местных(динлины) и пришлых(кыргызы) племен формируется новая этническая общность - енисейские кыргызы. Другие земли и горно-таежные массивы были заселены родственными кыргызам племенами. Антропо-этнографический облик и хозяйственные занятия кыргызов владения Цигу (Кыргыз - в китайской транскрипции того времени) по данным анализа археологических материалов представляются довольно полно.

Кыргызское население Минусы принадлежало к европеоидной расе. В "Тан-шу" отмечено, что кыргызы "...вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами". Социально-экономический строй кыргызов в Минусинской котловине характеризуется как высшая для своего времени цивилизация с развитой экономикой. Хозяйство их было комплексным: плужное земледелие с искусственным орошением сочеталось с полукочевым скотоводством. Такое хозяйство предполагает многообразие типов поселений и жилищ, различных видов одежды,пищи, средств передвижения и др. Кыргызы того далекого времени строили срубные каркасные шестиугольные стационарные постройки и имели жилище типа юрты.

На территориальной, культурной и этнической базе владения Кыргыз (Цигу) сформировалось сильное государственное объединение енисейских кыргызов, которое развивалось экономически и расширялось территориально. От трансазиатской трассы Великого Шелкового пути сюда вело ответвление, которое имело название Кыргызский путь.

В 840 г. наступил "звездный час" в развитии кыргызской государственности на Енисее. Кыргызы направили стотысячную армию к столице завоевателей -уйгуров, захватили ее и затем разрушили. Уйгурский каганат был побежден. На его месте возник Кыргызский каганат. Вслед за бежавшими уйгурскими отрядами, кыргызы заняли всю Монголию, а также Джунгарию и Восточный Туркестан.Через несколько лет они подчинили себе часть Маньчжурии и Забайкалья. В результате, обширная политическая территория кыргызов простиралась от верховьев реки Амур на востоке до Тянь-Шаня на западе. Государство было имперского типа. Академик В.В.Бартольд справедливо назвал этот этап (IX-X вв.) в развитии кыргызской государственности на Енисее "кыргызским великодержавием", Им же обозначены реальные события истории енисейских кыргызов в IX-X вв.,которые имели важное значение для народов Центральной Азии и вызвали широкий международный интерес.

Кыргызская степная империя просуществовала недолго. Уже в Х в. кыргызы, разбив врагов, оставили просторы Центральной Азии и вернулись на ранее освоенный Енисей. Для контроля над богатыми торговыми городами и оазисами Восточного Туркестана и Семиречья енисейские кыргызы оставили значительный свой контингент на Алтае, который со временем был ассимилирован кимако-кыпчакским местным населением. Новое этническое объединение на Алтае сохранило название " кыргыз" и образовало здесь княжество с тем же названием. Здесь можно полагать, что исторические судьбы двух групп енисейских кыргызов разделились. Алтайские кыргызы во второй половине XV в. заняли Тянь-Шань и стали одним из компонентов в сложении кыргызской народности.

Историки называют различные причины реэмиграции, которая оказалась неожиданной после столь яркой победы и осталась не освещенной в письменных источниках. По этому поводу в научной литературе существует несколько точек зрения. Одни полагают, что Кыргызы были вытеснены из Центральной Азии монголоязычными каракитаями. Другие же склонны считать, что Кыргызы истощили в войнах и так немногочисленные людские ресурсы и не могли контролировать столь обширные пространства и т.д. Весьма любопытной с научной точки зрения представляется и последняя концепция - концепция Л.Н.Гумилева, считавшего,что степи не были экологической нишей, свойственной для хозяйсвенно-культурных отношений кыргызов. Будучи земледельцами, ремесленниками, а уже потом скотоводами, они "... не претендовали на степь... Они (кыргызы) давно покинули ее и ушли в благодатную Минусинскую котловину, где могли жить оседло, заниматься земледелием, а не кочевать.

Несмотря на свою кратковременность, эпоха "кыргызского великодержавия" стала кульминационной в истории енисейских кыргызов и наложила отпечаток на культурно-этнические процессы многих кочевых тюркоязычных народов. Данные этнонимии свидетельствуют, что енисейские кыргызы в качестве этнического компонента вошли в состав многих центральноазиатских современных нам народов: якутов, тувинцев, башкир, ногайцев, калмыков, фуюйских кыргызов и, конечно же ( и прежде всего), являлись одними из далеких предков современной кыргызской нации, давшей название своему государству -Кыргызстану.

Государство енисейских кыргызов распалось к XIII в. на ряд независимых уделов, которые стали сравнительно легкодоступны для войск Чингизхана. Однако, источники свидетельствуют, что енисейские кыргызы в течение двадцати лет восставали против монгольской власти, но в 1293 г. монголы сумели сокрушить беспримерное сопротивление восставших. Государство енисейских кыргызов было уничтожено окончательно.

В аспекте формирования современной политической территории кыргызского народа представляется весьма важной проблема этногенетических и этнокультурных связей енисейских и тянь-шаньских кыргызов, как одна из самых сложных в историческом кыргызоведении. И тем не менее, в настоящее время, как и двести лет назад, по этой сложной проблеме имеются много дискуссионных научных позиций. Согласно одной из них, основной этнополитической территорией кыргызского народа были верховья Енисея и Иртыша, отсюда кыргызы поэтапно переселялись на их современную территорию с древнейших времен вплоть до XVII в. Впервые эта точка зрения была высказана российскими историками Сибири Г.Ф. Миллером и Е.И.Фишером и развита академиком В.В.Радловым. Позже в разных вариантах тезис о переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань, трансформации этнонима "кыргыз" в этнополитоним и обширнейшем географическом ареале кыргызской территории от Енисея до Тянь-Шаня обосновывалась и развивалась в трудах В.В.Бартольда, а позднее в исследованиях А.Н.Бернштама, утвердившись официальных материалах и исторической литературе 20-50-х гг. Активно работает в направлении аргументации положения о формировании кыргызской народности на енисейской базе и о расселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань в 1Х-Х вв О.К.Караев. Данный тезис находит все больше сторонников. Этомув определенной степени способствовала категоричная формулировка авторов историографического обзора первого тома "История Киргизской ССР" о том, что "енисейские кыргызы не являются прямыми и непосредственными предками кыргызского народа, на их основе сложилась хакасская народность". Анализ различных гипотез и научных разработок предшествующих и современных ученых доказал историческую и этнокультурную связь между енисейскими и тянь-шаньскими кыргызами, которая решительно отвергалась советскими идеологами с начала 60-х гг. Более объективно эти вопросы рассматриваются в статьях сборника, написанного на основе сообщений средневековых авторов, материалов археологии,этнографии,лексики и фольклора по этнической истории кыргызов. В научной литературе существует и другая гипотеза, которая в наши дни фактически не имеет сторонников. Она заключается в том, что кыргызы автохтонны и территория Кыргызстана исторически ограничивалась только Тянь-Шаньскими горами и отчасти Ферганской долиной в рамках почти современной государственной границы. Этой точки зрения придерживались Н.Я.Бичурин, Ч.Ч.Валиханов, Н.А.Аристов, в советское время- А.Х.Маргулан и многие другие, которые были вынуждены поддерживать официальные идеологические установки. Необходимо отметить и наличие третьей концепции. По мере развития исторической науки число ее сторонников все более увеличивается, убеждая и новыми фактами, и логичностью, и общей стройностью гипотезы: кыргызская народность сложилась на Тянь-Шане на базе автохтонных племен и племенных объединений, которые ассимилировались племенами центральноазиатского и южносибирского происхождения. Этот процесс был длительным, охватывал почти трехтысячелетний период и завершился к XVI в. Многие историки делают упор на промежуточную географическую среду, как Алтай. Эта гипотеза была сформулирована на сессии по этногенезу кыргызкого народа в 1956 г. во Фрунзе, где был подведен итог длительным печатным и устным дискуссиям. Более детально развили и конкретизировали положение о двухкомпонентном процессе сложения кыргызской народности С.М.Абрамзон, К.И.Петров и другие ученые.

В настоящее время процессом происхождения кыргызского народа активно занимаются кыргызстанские историки и этнографы О.К.Караев, В.П. Мокрынин, А.М. Мокеев, И.Б. Молдобаев,В.М. Плоских, Т.Чоротегин и другие.

На международной конференции по этногенезу кыргызского народа (1994 г., Бишкек) участники единодушно констатировали в итоговой резолюции, что завершающие этапы формирования кыргызского народа протекали на Центральном Тянь-Шане в XV-XVI вв. в ходе длительных процессов взаимодействия аборигенных племен с миграционными кыргызскими племенами. Именно здесь, по свидетельству источников, кыргызы в конце XV в. возродили этнополитическую структуру-дуальную организацию племен, объединенных в - "Левое крыло" и "Правое крыло" с отдельной крупной родо-племенной группировкой "Ичкилик". Только после возникновения этой структуры завершается процесс формирования кыргызской народности.

Таким образом, было подтверждено базисное положение о двух компонентах в сложении кыргызской народности на обширной территории. Так, в древности и средневековье процесе формирования этнополитической территории кыргызов состоял из нескольких этапов, которые условно можно обозначить:

1. Центральноазиатский. Первые сведения о владении "Кыргыз"(201 в. до н.э.), уже имеющего верховного правителя и войско. Это кыргызское княжество располагалось, по-видимому, на окраине владений гуннов в районе озера Кыргыз-Нор или между озера Алаколь и хребтом Боро-Хоро.

2. Енисейский. На протяжении всего раннего средневековья этнополитической и этнокультурной территорией кыргызов была Минусинская котловина на Среднем Енисее. Достаточно полно изучена высокая культура кыргызов того времени. Причем, их этнополитическая территория была шире, чем этнокультурная. Сначала она включала только Туву, но с середины IX-X вв. охватывала обширную часть Центральной Азии. Образуется ряд субэтнических культур кыргызов. В конце XIII в. государство кыргызов на Енисее было уничтожено монголами.

3. Алтайский. Одна из субкультур кыргызов образовалась на Алтае и в Джунгарии. Здесь культура енисейских кыргызов кыпчакизируется. Изменяется язык, постепенно монголизируется внешний облик ранее европеоидных кыргызов. В XIII-XV вв. алтайские кыргызы вошли в систему государств, политическим центром которых был Тянь-Шань.

В позднем средневековье и в новое время наиболее значительные перемещения кыргызского народа приходятся на XVII-XVIII века а в XX в. на 1916 г. и последующее пятилетие. В них оказались вовлеченными многочисленные родоплеменные группы кыргызов, обитавших на Тянь-Шане в пределах современного Кыргызстана, а также в сопредельных с ним территориях Джунгарии, Кашгарии(Восточного Туркестана), Бухарского эмирата,Кокандского ханства, Афганского Туркестана. Эти вынужденые массовые переселения кыргызов были связаны с отстаиванием своей этнополитической территории от джунгарских, китайских, кокандских завоевателей, а также российской колонизации, которой они не избежали.

Временно оттесненная со своих кочевий в ходе джунгарской агрессии XVII в., значительная часть кыргызов сместилась в Фергану и ее предгорья, отдельные части племен остались на Тянь-Шане, Семиречье. Амплитуда кочевий горизонтально-вертикального способа охватывала сотни километров, границы территории не соблюдались, особенно в труднопроходимых горных условиях. В зависимости от политических обстоятельств, в тех областях, где проживали кыргызы, и в привычном жизненном ритме кочевников, они попадали в подданство то Джунгарского ханства, то Бухарского эмирата, то Кокандского ханства. До середины XIX в. разграничение государственных образований в этом регионе было условным.

С разгромом Джунгарского ханства в 1758-1759 гг. и завоеванием Восточного Туркестана Цинской империей образовалась китайская провинция под названием Синьцзян -"Новая граница". В последующем, в XIX в. в Западном Китае неоднократно вспыхивали восстания мусульманских народов(уйгур, казахов, кыргызов, дунган) против маньчжуро-китайских властей, что привело к временной потере этого края Цинами. Неханьскими народами были созданы независимые феодально-теократические государства Йеттишаар, Таранчинское ханство, Дунганский султанат, просуществовавшие с 1864 по 1877 г. Наиболее сильным и крупным среди этих владений был Йеттишаар, занимавший большую часть Восточного Туркестана. За этот период территория, на которой расселялись кыргызы (в пределах республики) была в подчинении Кокандского ханства,затем вместе с завоеванным Кокандским ханством -Российской империи, где также происходили многочисленные восстания, при активном участии кыргызов, порой даже руководимые ими.

Рассмотрим расселение кыргызской народности в XVIII-XIX вв., в период владычества Кокандского ханства и затем завоевания Россией этого ханства, а также распространение кыргызского этноса за непостоянными границами Коканда.

В свое время еще Ч.Ч.Валиханов - один из первых исследователей истории Кокандского ханства и автор ряда "Записок" о кыргызах - не без удивления отмечал обширность расселения кыргызских родоплеменных групп на просторах Средней и Центральной Азии, издавна обитающих далеко от пределов современного Кыргызстана:"Племя кыргызское в своем распространении занимает огромное пространство Средней Азии и далеко распространяется на юг,-писал Ч.Ч.Валиханов,- Поколения дикокаменных кыргыз разбросаны своими кочевьями от Иссык-Куля до Гиссара и Бадахшана и от Сузака до Аксу и Уч-Турфана. Имея свои уединенные стойбища в неприступных долинах Болорского хребта и его отрогах, в пределах земель, принадлежащих Китаю, Коканду,Каратегину,Гиссару и Бадахшану, они не имеют никакого политического единства и даже родовые отношения за отдаленностью потеряли силу. Киргизское племя в своем распространении представляет замечательный факт".

Вне Тянь-Шаня и Памиро-Алая (в границах современного Кыргызстана и Таджикистана), где с XVI в. концентрировалась основная масса кыргызского народа, на просторах Центральной Азии постоянно проживало немало носителей некогда единого кыргызского этноса. Так было в период фактической кратковременной независимости кыргызов после разгрома Цинским Китаем Джунгарского ханства и до завоевания Кокандским южной, а затем и северной части Кыргызстана, а также и при активном продвижении царизма в Казахстан и Среднюю Азию с середины XIX в. и до 1876 г.,когда под его власть переходили одни за другими земли Коканда и вплоть до ликвидации этого ханства.

В конце XIV-начале XVI в. на Тянь-Шане и прилегающих к нему областях обитали различные центральноазиатские племена, сформировавшие костяк кыргызской народности. Пространство, занимаемое впоследствии в XVIII-XIX вв. кыргызскими племенами и родами, было гораздо обширнее территории современного Кыргызстана. Они расселялись тогда не только на территориях Узбекистана, Казахстана и Таджикистана. Их кочевки доходили в Восточном Туркестане до Турфана, Кашгара и Яркенда, в Афганистане они расселялись на Памире, в Бадахшане, Балхе, Ваханском Коридоре, т.е. на землях, расположенных далеко от территории Кыргызстана. Кыргызское общество того времени не имело централизованной власти и других атрибутов единого государства и по этой причине не могло предотвратить ослаблявшие кыргызов междоусобные родоплеменные распри и противостоять более сильным соседним правителям, впоследствии присоединившим к себе издавна освоенные кыргызами земли. А это наряду с традиционным кочевым скотоводством - главной отраслью их хозяйства, кочевым образом жизни и быта сказывалось и на расселении и перемещении разобщенных кыргызских племен. Кыргызы прочно занимали территорию Прииссыккулья на севере, в Центральном (Внутреннем) Тянь-Шане, в окрестностях Оша, Узгена и Андижана, в Ферганской долине, на юге (Памиро-Алае).

Для представления о расселении кыргызов приведем сведения о кочевках наиболее крупных племен.

Северные кыргызские племена (бугу,сарыбагыш,саяк) кочевали по побережью озера Иссык-Куль, рек Улахол и Аксу, в предгорьях Терскей Ала-Тоо, по южным склонам Музарта , у верховьев р.Нарын, в Каркаринской долине, у верховьев реки Или и по реке Текесу. Многочисленное племя солтотрадиционно размещалось в Чуйской долине в предгорьях хребта Кыргызского Ала-Тоо, по рекам Чу и Талас. Кочевья чериков заходили в пределы Восточного Туркестана вокруг городов Аксу и Уч-Турфан. Кушчу, саруу и кытай занимали восточную часть Таласской долины и окружающие ее горы с предгорьями.

Южно-кыргызские племена, принадлежащие, в основном, крупной родоплеменной группировке "Ичкилик", занимали Восточное Приферганье, включая окрестности Узгена, Джалал-Абада,Оша, распространяясь к западу в горных местах до Коканда, а к востоку - до Гульчинской долины и горных ущелий Алая, от Маргелана между Уч-Курганом и Мин-Тюбе, по ущельям Алтын-Дара и Коксу и т.д..

Такой представляется схематичная картина (не детальная) расселения основных кыргызских племен во времена Кокандского ханства на землях Кыргызстана и частью в пограничных с ними соседних владениях, а отчасти и во внутренних территориях последних. Из этого следует, что кыргызы к указанному хронологическому рубежу устойчиво удерживали освоенные ранее районы своего обитания, придерживаясь традиционных для них хозяйственных занятий и связанного с ними образа жизни, обладали стойким национальным самосознанием о своей этнической и родоплеменной принадлежности. Не отказывась, однако, от связей и контактов с соседними народами, кыргызы не могли, конечно, избежать ассимиляционных процессов в местах, где они оказывались численно незначительным меньшинством среди инонационального населения.

После ликвидации Кокандского ханства(1876 г.), Российская империя становилась правоприемницей всех его земель. Вошедшим в территориальное соприкосновение, двум великим державам - России и Китаю - необходимо было определится в границах своих владений.

Процесс пограничного разграничения на среднеазиатском участке границы России и Китая был сложным и длительным. Отдельные , нечетко зафиксированные места границы между двумя государствами, породили так называемые спорные участки в современной на действительности. Разрешение спорных вопросов по данному поводу в советский период носило изучающий и сдерживающий характер, хотя с двух сторон работали "картографическая агрессия " и "информационная война", нагнетавшие нездоровую атмосферу в советско-китайских отношениях.

Правовой базой российско-китайского территориального размежевания на кыргызском участке границы явились Пекинский договор 1860 г., Чугучакский протокол 1864 г., Петербургский договор 1881 г., Кашгарский протокол 1882 г. и Ново-Маргеланский протокол 1884 г..

Исторические и этнографические аспекты этносов, проживающих в сопредельных районах не принимались во внимание.

С демаркацией пограничной линии между Россией и Китаем в районе, традиционных кыргызских кочевий, кыргызам стало сложнее перекочевывать большими массами из пределов одного государства в другое, и это повлияло на укрепление этнополической общности кыргызов, как по ту, так и по иную сторону русско-китайской границы, т.е. состав кыргызского населения в пределах двух соседних государств - России и Китая - стал более стабильным. Между тем, миграция кыргызов через пограничную линию, все же, продолжалась, и достигала иногда достаточно внушительных размеров. Крупные перемещения, безусловно, происходили не в связи с мирными кочевками, а по причине ужесточения национально-колониального гнета царизма в Туркестанском крае и вследствие соответствующих акций российского правительства в конце Х1Х -начале ХХ вв. Таковым, например, было массовое бегство кыргызов в пределы Китая после карательных действий имперских властей, вызванных восстанием 1916 г. в Туркестане. Затем, в первые годы советской власти, начался процесс возвращения кыргызов-беженцев в Кыргызстан.

Границы между государствами в основном складывались двояким образом: исторически и искусственно. В тех случаях, когда пограничная линия складывалась в результате длительного исторического процесса,она порождала в разное время множество проблем, которые на "ходу" разрешались дипломатами без серьезных межгосударственных конфликтов. Сами по себе проблемы эти не разрешались до конца ко взаимному удовлетворению сторон, но они накапливались медленно, исподволь, что позволяло политикам притерпеться к их существованию и не выдвигать их во главу угла в межгосударственных отношениях. Подобным образом складывались пограничные отношения между бывшей Российской империей и Китаем, а затем - между СССР и КНР. Обе стороны никогда не признавали абсолютной справедливости своих границ, тем не менее, за редким исключением, не было значительных вооруженных конфликтов в пограничных районах. Обширные территориальные притязания Китая проявились в период правления маоистского руководства в 60-х гг. Это, в частности, подтверждают материалы официального пекинского издания:"Северо-западная граница Китая до агрессии царской России на севере доходила до верхнего течения реки Обь, на западе - до озера Балхаш и района Памира". На картах , изданных в то время в Китае, территории среднеазиатских и других республик, в том числе и Кыргызстана, показывались как "спорные". Необоснованность этих притязаний нашла отражение в официальных материалах МИД СССР и в целой серии историко-политических советских изданий по этой проблеме. В частности, и в Кыргызстане была опубликована коллективная монография кыргызских и московских ученых по истории кыргызско-китайских взаимоотношений и формировании их границы. Тем не менее, и в наши дни проблема так называемых спорных территорий на кыргызско-китайской границе продолжает иметь место.

С провозглашением своей независимости (1991 г.), Кыргызстан уже самостоятельно выходит на установление дипломатических отношений с различными государствами, в частности, с соседним Китаем. И за этот короткий отрезок времени была проделана огромная работа рабочими группами по пограничным вопросам с двух сторон. Кыргызстан и Китай компромиссным путем согласовали спорные участки и подписали Соглашение о кыргызско-китайской государственной границе (1996 г.) с одним нерешенным участком "Бедель", фактически без ущерба для двух сторон.

Формирование государственных границ Кыргызстана с соседними республиками: Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном - тесно связано со становлением кыргызской государственности в советский период.

После территориально-государственного размежевания народов и республик Средней Азии в 1924 г. образовалась Кара-Киргизская автономная область в составе Российской Федерации.

В 1927 г. Киргизская автономная область была преобразована в Киргизскую автономную социалистическую республику.

В 1936 г. Киргизская автономная социалистическая республика стала одной из пятнадцати союзных республик в составе СССР.

С 1991 г. после распада Союза Кыргызстан обрел суверенитет.

В 20-30 гг. ХХ столетия в судьбе кыргызского народа произошли кардинальные изменения. За кыргызским народом была законодательно закреплена его государственная территория, хотя не в таком виде, как предполагалась и виделась кыргызским национальным деятелям того времени. Тем не менее, эта ограниченная административно-территориальная единица стала основой провозглашения суверенитета Кыргызской республики в 1991 г. В случае еЮотсутствия на момент распада Советского Союза, нас ожидали бы последствия автономных образований Закавказья или некоторых регионов Российской Федерации, что лишний раз подтверждает положение о нереализованности национально-политических тенденций малых и больших этносов в бывшей "Красной империи". Объективно любое многонациональное государство стремиться сохранить целостность своей территории, но судьба империй такова,что, по выражению советолога Х.Сетон-Уотсона, срабатывает "закон неблагодарности колоний".

Процесс территориально-государственного размежевания Средней Азии и Казахстана фактически происходил с 1924 по 1927 гг. Для некоторых народов Советского Туркестана этот исторический момент явился приобретением, а для других - утерей. Так, территории, имевшие республиканский статус на 1924 г., как Туркестанская, Бухарская и Хорезмская социалистические советские республики, еще не успевшие институализироваться по новому образцу, были поделены между Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Казахстаном и Кыргызстаном.

Границы между этими республиками и их областями были установлены условно, недостаточно точно и не везде справедливо. Безусловно, это уже в прошлом, и сегодня пересмотр границ категорически недопустим, возможно только признание границ между новыми независимыми государствами по административно-территориальному делению советского периода.

Разное отношение союзного Центра к выделению той или иной территории, имело под собой известное основание. "Согласно принципу условности границ внутри СССР земли фактически не принадлежали нациям и даже их государственным образованиям. На правах полноправного хозяина ими распоряжалось Союзное правительство, исходя из своих политических, военно-стратегичеких и экономических интересов, что приносило территориальные потери и в последующем". Говоря о Кыргызстане можно отметить, что "Территориальные интересы больше всего пострадали из-за принципа экономической целесообразности, отдававшего предпочтение узбекам и таджикам, имевшим давнюю традицию хлопководства. Принцип недопущения чрезмерных черезполосиц, кривых линий в границах и вкраплений в чужие территории применялся однобоко и в ущерб интересам Кыргызстана. Ни одна республика Средней Азии, кроме нее, не имеет таких причудливых кривых линий границ и чужих анклавов внутри себя, хотя регионы компактного проживания кыргызов имеются и в Узбекистане, и в Таджикистане". В 20-30-е гг. было немало взаимных претензий и недовольств между соседними республиками по территориальным проблемам, но они не снимались , оставаясь как бы загнаными во внутрь. В постсоветский период они вновь проявились в политических взаимоотношениях между некоторыми сопредельными государствами Центральной Азии.

Между тем, правомерно в новых условиях, в условиях суверенности каждого из государств, признать фактически сложившиеся территориальные границы (демилитация, демаркация и юридическое оформление на межгосударственном уровне, как это происходит между Украиной и Беларусью, Украинойи Молдовой, и уже поднимается вопрос по этому поводу между Грузией и Россией.). Это необходимо и в связи с формированием системы национальной безопасности всего центральноазиатского региона и каждой из республик. Несмотря на то, что в Таджикистане начался процесс национального примирения и стабилизации социально-экономического положения, в приграничных районах Таджикистана и воюющего Афганистана все еще остается сложная обстановка, прозрачность границ между странами СНГ позволяет легко провозить и ввозить оружие, наркотики и т.д., трафик, которых идет через территорию Кыргызстана, что, естественно, является определенным риском дестабилизации.

Заключая в целом изложенное по вопросу о формировании этнической территории и государственных границ Кыргызстана, следует отметить следующее.

Этнополитическая территория кыргызского народа с древнейших времен до IX-X вв.- расширялась, в XVI-XIX вв. - уменьшалась. К концу XIX в. произошел историко-географический разрыв в развитии кыргызского этноса, когда отдельные части кыргызского народа остались обитать во многих сопредельных государствах.

Ареал расселения кыргызских племен с XVI-конца XIX в. не ограничивался территорией современной республики Кыргызстан, а распространялся далеко за его пределами, где кыргызы сейчас составляют национальное меньшинство.

В различных источниках констатируется автохтонность, либо длительность проживания кыргызов на всей территории распространения кыргызского этноса.

Линия границы между Россией и Китаем в пределах Кыргызстана была установлена более 100 лет тому назад. Она была зафиксирована российско-китайскими договорами и соглашениями между ними в конце XIX в. В силу ряда причин (неточность в описании границы, труднодоступные высокогорные условия, слабая изученность региона и т.д.) между Китаем и Кыргызстаном возникли несколько спорных участков, разрешение которых, практически завершилось только в 1996 году Соглашением о кыргызско-китайской государственной границе.

Современные государственные границы определились в 1924-1927 гг. в период национально-государственного размежевания народов Средней Азии, что дало республике возможность развиваться в единой советской системе с ее положительными и отрицательными явлениями унитарного тоталитарного государства.

С обретением суверенитета в Кыргызстане, как и других республиках Содружества, возникли не только социально-экономические, социально-политические проблемы, но и внешнеполитические, затрагивающие вопросы территориальной целостности государства, мирного урегулирования спорных вопросов и т.д.

По принятой 1993 г. Конституции, Кыргызская республика является независимой, с курсом на построение демократического государства. Ее территория в существующих границах неприкосновенна и неделима.

Кыргызстан признает Декларацию Хельсинской встречи ОБСЕ на высшем уровне(1992 г.), активно включился в программу НАТО "Партнерство во имя мира"(1994 г.). Подписано Соглашение о кыргызско-китайской государственной границе (1996 г.), Соглашение по мерам доверия в военной области в районе границ пяти государств - Кыргызстана, России, Казахстана, Таджикистана и Китая, что для Кыргызстана имеет особое значение в связи с тем, что оно направлено на укрепление и повышение существующей безопасности в районе кыргызско-китайской границы и открыло дорогу к завершению и подписанию Соглашения по сокращению вооруженных сил в районе границы между Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Казахстаном и Китаем (1997 г.). Подписан Договор о двустроннем сотрудничестве между Таджикистаном и Кыргызстаном, а также Протокол о комплексном рассмотрении двусторонних вопросов между Кыргызстаном и Таджикистаном (1996 г.), где будут рассматриваться пограничные проблемы, заключен трехсторонний Вечный Договор между Кыргызстаном, Узбекистаном и Казахстаном (1997 г.), подписаны двусторонние договоры с Российской Федерацией (1995 г.), Республика заключила договор с государствами СНГ по вопросам коллективной безопасности (1992 г.)и т.д.

В основе существования каждого независимого государства лежит его территориальная целостность и нерушимость границ. Это жизненноважная часть государственного суверенитета, сохранение которой будет зависеть от разработки системы национальной безопасности(научная теория безопасности, концепция национальной безопасности, политика и стратегия безопасности, система государственных органов безопасности, система общественной безопасности, средства и методы обеспечения безопасности). При этом, возникает и необходимость создания линии безопасности и добрососедства Кыргызстана с сопредельными государствами.




1. ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНОГО БРЕНДИНГА Глобальные бренды имеют ряд существенных отличий от брендов националь
2. Поняття стратегічної інформації
3. Санта Клара ~Тринидад Сьенфуэгос ~ Варадеро о
4. Затверджую Голова приймальної комісії проф
5. Работа менеджера над собой1
6. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стра
7. 33 Утверждаю Инв
8. Предмет генетики и ее связь с другими науками Генетика как самостоятельная наука выделилась из биологи
9. Творчество Айвазовского
10. Общая характеристика производных финансовых инструментов и их свойства
11. Статья- Шизофреногенность социального разума
12. Object; procedure ImgeDblClickSender- TObject; procedure Button1ClickSender- TObject; procedure Imge1DblClickSender- TObject; procedure CnselClickSender-
13. тема юридических наук включает в себя- общетеоретические и исторические науки теория и история государ
14. формулирование мысли и целей анализ прогнозирование разработка стратегии собственно планире контрол
15. Тема Повторение букв четвёртой группы
16. О бухгалтерском учете- новая концепция регулирования учета [5] Заключение [6] Список использ
17. РЕФЕРАТОВ ПО ФИЛОСОФИИ Философия религия наука- их единство и различие
18. педиатром в стационаре подсчитанные табличным методом с учетом бюджета времени составляют 1900 ккал
19. Реферат Асбесты
20. Реферат- Социально-экономическое развитие Реюньона