Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
В.Г Белински й
РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ НА РОДО И ВИДЫ
Поэзия эпическая
<...>
<...> Итак, содержание эпопеи должны составлять сущность жиз-
ни, субстанциальные силы, состояние и быт народа, еще не отделив-
шегося от индивидуального источника своей жизни. Посему народ-
ность есть одно из основных условий эпической поэмы: сам поэт еще
смотрит на событие глазами своего народа, не отделяя от этого собы-
тия своей личности. <...>
Субстанциальная жизнь народа должна выразиться в событии,
чтобы дать содержание для эпопеи. Во времена младенчества народа
жизнь его преимущественно выражается в удальстве, храбрости и ге-
роизме. Посему общенародная война, которая пробудила, вызвала
наружу и напрягла все внутренние силы народа, которая составила со-
бою эпоху в его (еще мифической) истории и имела влияние на всю его
последующую жизнь, такая война представляет собою по превос-
ходству эпическое событие и дает богатый материал для эпопеи. Бас-
нословная Троянская война была для греков именно таким событием
и дала содержание для «Илиады» и «Одиссеи»^а эти поэмы дали со-
держание большей части трагедий Софокла и Эврипида. Действую-
щие лица эпопеи должны быть полными представителями националь-
ного духа; но герой преимущественно должен выражать своею лично-
стью всю полноту сил народа, всю поэзию его субстанциального духа.
Таков Ахиллес Гомера. <...>
<...> Эпопея нашего времени есть роман. <...>
Сфера романа несравненно обширнее сферы эпической поэмы.
Роман, как показывает самое его название1, возник из новейшей ци-
вилизации христианских народов, в эпоху человечества, когда все гра-
вданские, общественные, семейные и вообще человеческие отноше-
ния сделались бесконечно многосложны и драматичны, жизнь разбе-
1 Романами в средневековой Европе первоначально назывались книги на роман-
ских (не латинском) языках.
369 жалась в глубину и ширину в бесконечном множестве элементовс...
Кроме того, на стороне романа еще и то великое преимущество, что
его содержанием может служить и частная жизнь, которая никаким
образом не могла служить содержанием греческой эпопеи: в древнем
мире существовало общество, государство, народ, но не существова-
ло человека, как частной индивидуальной личности, и потому в эпопее
греков, равно как и в их драме, могли иметь место только представите-
ли народа полубоги, герои, цари. Для романа же жизнь является в
человеке, и мистика человеческого сердца, человеческой души, участь
человека, все ее отношения к народной жизни для романа богатый
предмет. В романе совсем не нужно, чтоб Ревекка была непременно
царица или героиня вроде Юдифи: для него нужно только, чтоб она
была женщина1
<...>
Повесть есть тот же роман, только в меньшем объеме, который
условливается сущностью и объемом самого содержания. <...>
Хотя новейшие стихотворные поэмы, образцы которых представ-
ляют поэмы Байрона и Пушкина и которые в эпоху своего появления
назывались романтическими поэмами, хотя они, по явному при-
сутствию в них лирического элемента, и должны называться лириче-
скими поэмами, но тем не менее они принадлежат к эпическому роду:
ибо основание каждой из них есть событие, да и самая форма их чисто
эпическая. Впрочем, это уже эпопея нашего времени, эпопея сме-
шанная, проникнутая насквозь и лиризмом и драматизмом и нередко
занимающая у них и формы. <...>
<...>
Лирическая поэзия
<...>
Виды лирической поэзии зависят от отношения субъекта к общему
содержанию, которые он берет для своего произведения. Если субъ-
ект погружается в элемент общего созерцания и как бы теряет в этом
созерцании свою индивидуальность, то являются: гимн, дифирамб,
псальмы, пеаны. <...>
Субъективность поэта, сознав уже себя, свободно берет и объем-
лет собою какой-либо интересующий ее предмет: тогда является ода.
Предмет оды и сам по себе может иметь какой-либо субстанциальный
1 Ревекка героиня романа В. Скотта «Айвенго». Юдифь, согласно библейской
легенде, спасла свой народ, соблазнив, а затем убив Олоферна, стоявшего во главе не-
приятельских войск.
370 интерес (различные сферы жизни, действительности, сознания: госу-
дарство, слава богов, героев, любовь, дружба и т. п.); в таком случае
оды имеют характер торжественный. Хотя здесь поэт и весь отдается
своему предмету, но не без рефлексии на свою субъективность; он
удерживает свое право и не столько развивает самый предмет, сколь-
ко свое полное этим предметом вдохновение. Таковы пьесы Пушкина:
«Наполеон», «К морю», «Кавказ» и «Обвал». Вообще надо заме-
тить, что ода, этот средний род между гимном или дифирамбом и
песнею, тоже мало свойствен нашему времени; поэт нашего времени
делает из увлекшего его предмета фантазию, картину (как, например,
Лермонтов из Кавказа «Дары Терека»); но любимый и задушевный
его род песня, значение и сущность которой более лирические и
субъективные. В оде больше внешнего, объективного, тогда как песня
есть чистейший эфир субъективности. Вот почему у Пушкина так
мало од, в которых преимущественно проявлялась могучая поэтиче-
ская деятельность Державина. <...>
<...>
В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает
над ощущением. Посему стихотворения этого рода могут превосхо-
дить объемом песню и другие собственно лирические произведения.
<...>
<...> В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народ-
ное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней глав-
ное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на кото-
рую оно наводит читателя. <...>
<...>
Драматическая поэзия
<...>
<...> Сущность трагедии, как мы уже выше говорили, заключает-
ся в коллизии, т. е. в столкновении, ошибке естественного влечения
сердца с нравственным долгом или просто с непреоборимым препят-
ствием. С идеею трагедии соединяется идея ужасного, мрачного собы-
тия, роковой развязки. Немцы называют трагедию печальным зрели-
щем, Trauerspiel, и трагедия в самом деле есть печальное зрелище!
Если кровь и трупы, кинжал и яд не суть всегдашние ее атрибуты, тем
не менее ее окончание всегда разрушение драгоценнейших надежд
сердца, потеря блаженства целой жизни. <...>
<...>
Случайность, как, например, нечаянная смерть лица, или другое
непредвиденное обстоятельство, не имеющее прямого отношения к
371 основной идее произведения, не может иметь места в трагедии. Не
должно упускать из виду, что трагедия есть более искусственное про-
изведение, нежели другой род поэзии. Помедли Отелло одною мину-
тою задушить Дездемону или поспеши отворить двери стучавшейся
Эмилии все бы объяснилось, и Дездемона была бы спасена, но
зато трагедия была бы погублена. Смерть Дездемоны есть следствие
ревности Отелло, а не дело случая, и потому поэт имел право созна-
тельно отдалить все, самые естественные случайности, которые могли
бы служить к спасению Дездемоны. <...>
<...>
Драматическая поэзия есть высшая ступень развития поэзии и ве-
нец искусства, а трагедия есть высшая ступень и венец драматической
поэзии. Посему трагедия заключает в себе всю сущность драматиче-
ской поэзии, объемлет собою се элементы ее, и, следовательно, в нее
по праву входит и элемент комический. Поэзия и проза ходят об руку в
жизни человеческой, а предмет трагедии есть жизнь во всей много-
сложности ее элементов. <...>
<...>
<...> Сущность комедии противоречие явлений жизни с сущ-
ностию и назначением жизни. В этом смысле жизнь является в коме-
дии, как отрицание самой себя. <...>
В основании истинно художественной комедии лежит глубочай-
ший юмор. Личности поэта в ней не видно только по наружности; но
его субъективное созерцание жизни, как arriere-pensee1, непосредст-
венно присутствует в ней, и из-за животных, искаженных лиц, выве-
денных в комедии, мерещатся вам другие лица, прекрасные и челове-
ческие, и смех ваш отзывается не веселостью, а горечью и болезнен-
ностью... В комедии жизнь для того показывается нам такою, как она
есть, чтоб навести нас на ясное созерцание жизни так, как она должна
быть. Превосходнейший образец художественной комедии представ-
ляет собою «Ревизор» Гоголя.
<...>
Есть еще особый вид драматической поэзии, занимающий середи-
ну между трагедиею и комедиею: это то, что называется собственно
драмою. Драма ведет начало свое от мелодрамы, которая в прошлом
веке делала оппозицию надутой и неестественной тогдашней трагедии
и в которой жизнь находила себе единственное убежище от мертвяще-
го псевдоклассицизма... Впрочем, это происхождение относится толь-
ко к названию «драма», видового, а не родового имени, и разве еще к
1 Задняя мысль (фр.).
372 новейшей драме (какова, например, «Клавиго» Гете). Шекспир, всег-
да шедший своею дорогою, по вечным уставам творчества, а не по пра-
вилам нелепых пиитик, написал множество произведений, которые
должны занимать середину между трагедиею и комедиею и которые
можно назвать эпическими драмами. В них есть характеры и положе-
ния трагические (как, например, в «Венецианском купце»); но раз-
вязка их почти всегда счастливая, потому что роковая катастрофа не
требуется их сущностию. Героем драмы должна быть сама жизнь.