Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………… 6
1.1. ЗАДАЧА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА…………………………….………………………… 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………. 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК ………………..…………………17
2.1. МЕТОДИКА РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК ……………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Важным моментом в развитии речи детей младшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у младших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к младшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в младшем дошкольном возрасте.
В методике развития речи младших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития речи детей.
Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: русская народная сказка, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) Изучить теоретические основы использования сказки в формировании речи детей младшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития речи на основе сказки;
3) разработать и апробировать систему занятий с использованием русской народной сказки в развитии речи младшего дошкольного возраста;
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что система занятий по русской народной сказке будет способствовать развитию образности речи детей младшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:
- отбора образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта;
- элементарного осознания детьми роли образных слов и выражений высказывании;
- активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с воспитателем, анализ календарных планов воспитателей, педагогический эксперимент.
Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ,ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ЗАДАЧА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Начиная обучать речи ребёнка дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Она является отраслью в «Методике обучения родному языку», если просмотреть дальше, то есть преподавание речи в начальной школе и в средней школе. У каждой свои цели, задачи, содержание. Методика развития речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дифектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст! В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно простроенное обучение родной речи.[6]
Роль родного языка в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста очень велика:
Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Специально разработанные задания по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У детей формируется следующие результаты:
1. Высокая культура речи.
2. Повышаются: точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.
3. Дети, которым специально организовывали места, где развивалась их речь успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной.
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:
1. Обогащение и активизация словаря.
2. Работа над смысловой стороной слова.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Воспитание звуковой культуры речи.
5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
6. Развитие связной монологической речи (особенно у старших дошкольников).[1]
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании. Но и единое содержание на занятии по развитию речи так же важно.
Принципы единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, и грамматические, лексические, фонетические упражнения с ними проводят на уже знакомых словах и понятиях. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребёнка естественным и нетрудным.
Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Сначала оценку даёт педагог (спасибо за рассказ, было очень интересно). Начиная с 3 лет, можно у ребёнка спрашивать его мнение об услышанном: «Понравился рассказ? Что запомнилось? Кто герой? Какой он?». В 5 7 лет дети могут сами оценивать свои рассказы это как часть обучения построения связного высказывания. У ребёнка вырабатывается умение анализировать содержание высказывания детей и оценивать словесное оформление этого высказывания.
На каждом занятии решаются и воспитательные задачи:
1.Развитие Культуры речевого общения в широком смысле этого понятия.
2. Формируются нравственные качества личности (сопереживание, сочувствие, различение плохого героя от хорошего), при этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений, картин.
При обучении дошкольников пересказу литературных произведений (и целях ознакомления с художественной литературой, и в целях обучения самостоятельному рассказыванию) их внимание специально обращают на тему (содержание) произведения, благодаря чему они проникают в нравственные аспекты произведения, у них формируются этические представления и нравственные чувства. А при использовании методических приёмов развития связной монологической речи способствуют формированию нравственного поведения.[8]
При совместном рассказывании (по одной картине или по серии сюжетных картин) дети договариваются между собой о последовательности рассказывания: кто начнёт, кто продолжает, кто завершает рассказ. Здесь, с одной стороны, для них самих и для других детей выступает «живая модель» структуры рассказа, с другой происходит формирование взаимоотношений, необходимых для выполнения совместной деятельности. Рассказывание группами учит дошкольников договориться между собой, в случае необходимости помогать друг другу, уступать и т. д.
Коллективное рассказывание может осуществляться в разных формах:
1.При выборе рассказчиков педагогом.
2.Всей группой.
3.Одним из детей.
Это фундамент для формирования положительных взаимоотношений между детьми.
Педагогу важно учитывать условия воспитания и уровень развития детей, помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами.
Итак, специальные занятия лишь часть работы по развитию речи. За пределами занятий по развитию речи есть и другие занятия: ознакомление с окружающим миром, природой, явлениями общественной жизни, художественной литературой и других. А так же значительную роль в развитии речи является живое общение ребёнка и взрослого.[13]
Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.
Необходимо обратить внимание и на картинки: они помогут детям находить формы единственного и множественного числа, подобрать синонимы, антонимы, понять разные значения многозначного слова.
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог. Потому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Младший дошкольный возраст, а это примерно 3-4 год жизни, знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Малыш постепенно становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружающему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со многими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности. Желание родителей уберечь малыша путем ограничения его свободы приводит к началу конфликтов. В этом возрасте малыш проявляет желание делать что-то самому и испытывает гордость, когда у него что-то получается.[13]
Изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Малыш начинает знакомиться и изучать сверстников, взрослых людей, их повадки и отношения, их деятельность. Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности.
В зависимости от этих изменений происходящих в сознании ребенка, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется появлением такого типа его ведущей деятельности, как ролевая игра. В ней находит свое отражение смысл человеческих отношений, то есть его коммуникативное поведение усложняется, развивается социальное восприятие, возникает образное мышление, а также воображение.
Малыш тянется к сверстникам, учится знакомиться и играть, смущается, проявляет радость, интерес, иногда жадничает. А значит, развитие детей младшего дошкольного возраста приводит малыша к тому, что у него появляется желание действовать не только самостоятельно и независимо, но и в коллективе, вместе со сверстниками. Игра «рядом», когда дети играли каждый в свою игру, но находились рядом, заменяется на игру «вместе». Этому свидетельствуют и игры, в которые малыш начинает играть с другими детишками. И если в начале младшего дошкольного возраста его отношения это лишь предметно-игровые действия, имеющие непродолжительный характер, то со временем эти взаимоотношения переходят в полноценные игры.
Речевое развитие детей младшего дошкольного развития характеризуется его высокой активностью. Малыш постоянно разговаривает, между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задает вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительно особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия.[20]
Запоминание у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное. Память скорее образная, у ребенка доминирует узнавание над запоминанием. Малыш не может еще довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Фон настроения неустойчивый, зависит от физического благополучия и комфорта. Ребенку свойственны резкие перепады настроения. Здоровому в эмоциональном плане малышу присуща жизнерадостность и оптимизм.
Нельзя не сказать и об изменениях в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста. Тут также происходят существенные изменения, связанные с тем, что у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, положении и размерах предметов, что взрослые могут заметить по рисункам ребенка, в которых появляется формообразование, по тому, что малыш начинает на новом уровне решать мыслительные задачи. Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные действия. А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста, это то, что малыш начинает мыслить, в его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи. То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно.
Темпы освоения ребенком как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком. Проиллюстрируем это примерами.
На ранних этапах, да и в дальнейшем, развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию. Но у одних детей освоение на его основе лепета, первых слов, рост словаря совершается равномерно, поступательно. У других процесс накопления слуховых образов слов совершается скрыто. Тогда словарь растет скачкообразно.
Рассмотрим динамику освоения разных сторон речи.[13]
Звукопроизношение. Речевой слух ребенка достигает известного совершенства уже в раннем возрасте. К полутора годам дети правильно воспроизводят числе слогов в двусложных словах, а к двум в 75% случаев в слове из трех все три слога. Сравнительно легко дети воспринимают ритм слова, ударение, интонационную окраску (радость, недовольство, страх). Сходно произносимые звуки ребенок к концу второго года усваивает сразу группами. На третьем году, слыша образец, пытается исправить свое произношение. В это же время, не умея еще произносить правильно какой-нибудь звук, ребенок улавливает ошибочное его произнесение другими. К трем годам дети неплохо различают сходнозвучащие слова: «сосулька Сашулька», «баран барабан», «шар шарф, шкаф».
Однако о полном совершенстве речевого слуха говорить еще рано, так как в жизни ребенок слышит преимущественно фразы, связную речь, а воспринять ее на слух сложнее, чем отдельные слова. Напомним, что даже взрослые лучше всего удавливают фразы, состоящие не более, чем из 10 слогов. Тогда при их устном и письменном воспроизведении не бывает пропусков и смысловых ошибок. Слова, занимающие среднее положение в фразе, распознаются хуже, чем начальные и конечные. Поэтому важно, чтобы дети хорошо слышали новое слово или отрабатываемые звуки.
Особенности произношения детей на третьем и четвертом году жизни во многом общие. А.Н.Гвоздев характеризует это время как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.
Известно, что трудными для произношения являются свистящие, шипящие и сонорные звуки (р, л). Начинают их осваивать дети на третьем году, а на четвертом их произношение в словах существенно (с 38 до 80%) улучшается, если ребенок повторяет за воспитателем правильный образец слова. Вместе с тем и в этот период произношение звуков неустойчиво; дети редко (1/3 часть случаев) произносят их правильно сами, когда не слышат образец: нередко бывает, что произнося чисто но-вый звук, дети ошибаются в произношении тех, которые освоили ранее.
В младшем дошкольном возрасте правильное произношение легко нарушается при ослаблении педагогической работы, при перегрузке групп, в шумной обстановке, в период заболевания детей. Чисто говорящие дети, попав в общество сверстников или малышей, имеющих дефекты произношения, начинают искажать слова. Дефекты произношения до пяти лет обычно считают допустимыми, физиологическими, т.е. связанными с незавершенностью строения и функций речевого аппарата, дыхания, и т.д. [8]
В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник (2-4 года) на незнакомого человека: стремится установить контакт? выжидает? не отвечает на общение? выявили следующее (данные А.Г. Рузской). Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.
Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.
То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) пятый год жизни. В младшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения, что более подробно будет разобрано в ходе дальнейшего изложения.
Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту явлений природы, уже в 4-6 лет они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики. Хотя пока они в основном говорят о цвете и размере объектов, третья часть даваемых ими определений, развернутые, т.е. с перечислением 2-3 признаков, элементами сравнения, объяснения: «Снег белый и немножко голубой», «Блестит, как золотой». На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует распространению простых предложений и превращению их в сложные.
В процессе обучения детей рассказыванию у них формируются многие элементы связной речи.[9]
Так, размеры детских рассказов (один из элементов признака информативности) таковы же, как в старшей и подготовительное группах и даже у школьников начальных классов (в среднем 25-45 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например, завершенность темы, интеграция между частями рассказа и другие. Так, в пятой части случаев у наблюдаемых нами воспитанников средних групп можно было заметить попытки самостоятельно выделить в картине части и высказаться в 2-3 предложениях по каждой. Хотя в целом это пока лишь отдельные проявления того или другого признака связной речи.
Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2-2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16%).
Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20%). Немаловажное значение имеет и методика обучения.
Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180-210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.
До четырех лет у детей, как описывалось выше, наблюдаются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается.
Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления.[8]
У детей, начиная с 3,5 лет, постепенно создается речевая основа для формирования дружеских взаимоотношений, усвоения правил поведения. Но для этого необходимо знать особенности проявления общения и пути его совершенствования.
Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения детей.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК
2.1. МЕТОДИКА РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.[16]
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного «воспитать в ребенке человечность эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».[16]
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие ленивости, добро злу, храбрость трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.[17]
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.
Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.[17]
Образовательная программа интегрирует знания о народах мира, особенностях их коммуникаций, способствует формированию положительных установок по отношению к ним, осмыслению содержания сказок народов мира средствами театрализованной игры, изобразительного искусства и литературного творчества.
Дети знакомятся с общим и особенным в разных культурах, выделяют ведущие признаки этноса: название, язык, этническая территория, антропологический тип (внешность), выделяют общечеловеческие ценности, а также рассматривают примеры взаимовлияния культур.
Полученные знания, умения и навыки ребёнок закрепляет через различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру. Некоторые занятия строятся в форме ситуационного моделирования. Дети погружаются в учебный материал, представляют себя участниками событий. Значительное внимание уделяется взаимоотношениям человека и природы. Древние традиции в материальной и духовной культуре народов рассматриваются как приспособление людей к природно-климатическим условиям их родного края.
Восприятие сказки сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.
Первоначально иллюстрация, рисунок ребенка к сказке, служит опорой, через которую он передает собственное творческое завершение сказки, изначально заданной педагогом.[19]
На следующем этапе, такой опорой служат разнообразные предметы из «волшебного сундучка», которые включаются в контекст сказочной ситуации при коллективном сочинении сказки. На этом этапе педагог предлагает лишь начало сказки, помогая завершить ее при затруднении детей. В усложненной форме воспитатель предлагает тему, которою раскрывают дети при коллективном сочинении сказки или в индивидуальной работе, совмещая с процессом создания иллюстрации к собственной сказке.
Продемонстрируем особенности работы со сказкой на примере урока по первичному восприятию "Путешествие в сказку".
Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.
Цель - создать комфорт и заинтересованность.
Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Конечно, на первых порах сложно, глядя только на предметы, что-либо интересное сочинить. Но давайте поможем ребятам в этом сложном деле. Итак, «Чашка с молоком». Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли о больной девочке или голодном котенке. Но ведь речь идет о сказке. И тогда мы делаем чашку волшебной. И молоко тоже волшебное. Белое, вкусное, сладкое - если попадает к добрым людям. Горькое и черное у Бабы-Яги. Дошкольники, без сомнения, заряжаются нашей энергией, нашей выдумкой…
Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из сказок.
Да, перед детьми только схемы (нужно предлагать сразу только одну из них). Как же сочинять сказку, глядя только на линию или на пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем с ребятами такой вопрос: «На что похожа… (волнистая линия)?» Вместе с детьми приходим к выводу, что эта линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку… И тогда мы подсказываем детям: «А может, это про ежика, который катился по такой же волнистой дорожке, а затем ему показалось, что он катится вниз по чему-то очень мягкому. И это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок ежика. И тогда…»
Вот так, в каждом конкретном случае, мы помогаем детям сочинять сказки по схематической модели.
Продолжая моделирование сказок, мы обучаем дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры.
Так мы показываем три одинаковых (по величине и цвету) кружка:
- значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросенка»;
или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка:
- естественно, они говорят о сказке «Три медведя»;
или семь одинаковых треугольников: это может быть сказка «Волк и семеро козлят».
может быть, дети вспомнят сказку «Гуси-лебеди».
- а это может быть сказка «Репка».
Или мы можем просто показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка, волк и заяц, медведь и лиса. А ваши варианты?[12]
Рассказывание русской народной сказки
«Заюшкина избушка» ( с использованием моделирования )
Цель учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, оценивать персонажей, учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании.
Игрушки: зайчик, лиса, медведь, волк, петушок; книга с красочными
иллюстрациями; листы бумаги с заготовками (2 листа квадраты, 5 окружности).
Ход: Посмотрите, сколько у меня игрушек. Кто это? (Зайчик, лиса, медведь.) Как можно назвать этих животных по-другому? (Зайка, заинька, лисонька, мишенька...) Как их называют в сказках? (Зайчик-попрыгайчик, заинька, зайчонок, заюшка; лиса, лисичка, лисонька, Лиса Патрикеевна, лиса-плутовка, лисичка-сестричка; петух, петушок, Петенька, петушок золотой гребешок...)
Вы знаете уже много сказок. В каких сказках вам встречались лиса, заяц, петух, медведь? («Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса».) Послушайте еще одну историю, которая случилась с этими героями. (Воспитатель выразительно рассказывает сказку, проводит беседу, используя иллюстрации в книге.) Где жили лисичка и зайчик? Что с ними
случилось? Кто хотел помочь зайчику? Как лиса всех пугала? (Интонационное упражнение: произнесение слов лисы.)
Расскажите, как петушок сумел выгнать лису из домика зайчика. Скажите, как петушок грозил лисе. (Интонационное упражнение.) Давайте нарисуем сказку. Возьмите листочки бумаги. На них нарисованы два домика. Один домик зайчика, другой лисы.
Каким карандашом обведём домик лисы? Он ледяной, обведём его голубым а деревянный домик зайца обведём коричневым. Вот плачет зайчик. Дорисуйте к этому кружочку ушки, и получится зайчик. Идут собаки, хотят помочь зайчику. У собаки хвост колечком. Дорисуйте ко второму кружочку хвост колечком. Кто пришёл потом? Волк зубастый. Вон какая у него зубастая пасть!.. А вы хотите поиграть в сказку? (Воспитатель распределяет роли и предлагает повторить диалоги сказочных персонажей).
Рассказывание русской народной сказки «Теремок»
(с использованием моделирования)
Цель учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий с помощью моделирования; упражнять в словообразовании.
Оборудование: лист бумаги, карандаш, круги разного цвета, книга с картинками.
Ход: Воспитатель: Где живёт мышка? А лягушка? Зайчик живёт под кустом. А лиса где живёт? (В норе). Волк в логове. Как называется дом медведя? Медведь живёт в берлоге.
- Сейчас я расскажу вам сказку, в которой все эти звери жили дружно в одном домике. Сказка называется «Теремок». (Рассказывая сказку, воспитатель показывает детям
книжные иллюстрации к ней.)
Беседа
- Вот какая сказка о животных. Запомните, как она называется. Назовите тех, кто поселился в домике-теремке. Как просились в теремок звери? Что они говорили?
Вспомните, какие в сказке у каждого зверька прозвища: мышка... лягушка... зайчик...
- Давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листике у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли войти в теремок.
- Кто пришёл первым?
- Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая? (Весёлая.)
Воспитатель показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей.
Если дети не устали, воспитатель предлагает поиграть в сказку с помощью игрушек.
Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру[11]
По сказкам:
«Репка», «Лиса, заяц и петух».
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
3) Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.
4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Первый используемый вид модели - сериационный ряд (сказка «Репка»).
Второй вид - двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).
Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка - конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.
Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».
Ход занятия:
1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».
Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.
Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.
2. Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами е читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).
Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).
Чем они похожи? (Цветом).
Какого они цвета? (Оранжевого).
Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).
Какого цвета? (Желтого).
3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.
Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную - дед самый высокий).
Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда - бабка ниже ростом, и т.д.).
Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).
Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску - деда, полоску - бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.
Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Артем будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).
Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).
Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?
4. Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем книгу «Лиса, заяц и петух» и настольный театр.
Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд. Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.
Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)
А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).
Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).
Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок - он смелый, храбрый).
Воспитатель: Интересная сказка? (Да).
Кто назовет присказку к этой сказке?
(Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела - это еще не сказка - присказка, сказка вся впереди!)
Подвижная игра «Лиса и зайцы».
5. Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).
Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).
Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайца - белый, почему? Лиса - какой круг, почему? Волк - какой круг, почему? Медведь - какой круг, почему? И петушок - какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного). Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы - ледяная (голубая), зайца - лубяная (коричневая, из бревен) и есть еще кустик).
6. Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.
Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.
Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. 7. Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию).
По сказкам:
«Теремок»
и «Курочка Ряба».
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи: 1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное моделирование), сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине, форме, цвету.
3) Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
4) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Первый используемый вид модели - сериационный ряд (сказка «Теремок»).
Второй вид - двигательное моделирование (сказка «Курочка Ряба»).
Материал и оборудование: Книги - сказки: «Теремок» и «Курочка Ряба», кукольный театр к сказке «Теремок», ширма, шапочки-маски для драматизации сказки «Курочка Ряба», фланелеграф с крупными фигурками - заместителями персонажей двух сказок.
У детей: конверты с более мелкими фигурками - заместителями к этим сказкам.
Приемы и методы: Показ кукольного театра - сказки «Теремок», драматизация сказки «Курочка - Ряба», беседа с детьми, игровые упражнения - присказки к сказке, подвижная игра «Замри».
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста сказку, которую я вам сейчас покажу (дети смотрят кукольный театр сказки «Теремок») и скажите мне, знакома она вам или нет? (Да, знакома!, называют сказку). Да, действительно, вы все знаете эту сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик - «Теремок»).
Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха - горюха, комар - пискун и т.д.).
Воспитатель: Кто из вас вспомнит и назовет присказку к этой сказке?
( По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать… -
это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.)
2. Воспитатель: Подойдите пожалуйста к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки - заместители. (Дети подходит к своим столам, берут конверт, достают фигурки - заместители). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе).
Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера).
Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).
Воспитатель: Приготовьтесь. Будем составлять и рассказывать сказку «Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку).
Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).
Когда дети закончили рассказывать и составлять сказку, спрашивает, понравилось ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).
3. Воспитатель: А сейчас, уберите свои фигурки в конверты и приготовьтесь смотреть и слушать еще одну сказку.
Дети драматизируют сказку «Курочка - Ряба».
Знакома вам эта сказка? (Да!)
Назовите мне персонажей сказки. (Дети перечисляют: дед, баба, курочка - Ряба, мышка, яичко).
Сколько их? ( 5 ).
Какие они?
4. Воспитатель: Давайте пройдем к своим столам и достанем из конвертов фигурки - заместители персонажей этой сказки. Подумайте и покажите мне, какая фигурка - заместитель кого будет означать? (Дети достают из конвертов фигурки - заместители и называют, кто кого будет означать).
Здесь есть геометрические фигурки, какой формы, какого цвета? (Дети: зеленый квадрат - дед, оранжевый прямоугольник - баба, фиолетовый треугольник - курочка, серый кружок - мышка, белый и желтый овалы - яйцо. Уточнить ответы детей).
Воспитатель: Начинаем рассказывать и показывать сказку. Будьте внимательны, т.к. будем рассказывать по очереди. (Спрашивает детей рассказать и показать сказку. Дети рассказывают сказку с помощью условных заместителей).
Молодцы! Я вижу, что вы все правильно справились с заданием.
Понравилось оно вам? Почему? (Ответы детей).
5. Воспитатель: Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал - молодец! А еще какие концовки знаете? ( Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот капли не попало»).
Таким образом, работа со сказкой сказки предполагает восприятие сказки, проживание и переработку ее нравственного урока, включение творческого воображения ребенка по разрешению проблемной ситуации сказки и раскрытию предложенной педагогом темы в сказочной форме.[12]
Восприятие сказки и предпочтение определенных героев и сказочных сюжетов связано с возрастными особенностями младшего школьника. Ребенок младшего дошкольного возраста идентифицирует себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Интересны для ребенка становятся волшебные сказки с богатым сюжетным содержанием. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Основной принцип подбора сказок это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям младшего дошкольного возраста.
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Используя методы моделирования сказки, мы пришли к выводу, что детям это интересно. Занятия проходят в более живой форме, дети выполняют игровые упражнения, драматизируют, принимают участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотят рассказывать сказки, активны, внимательны друг к другу.
Моим подопечным очень нравится придумывать сказку по предложенному сюжету. Выбор темы сказки и ее сюжета является важным методическим моментом обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызвать у детей желание придумывать сказку с композиционным построением с включением в неё элементарных описаний, предлагаемый сюжет должен учитывать уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту. Эта работа служит углублению интереса к речевой деятельности, активизирует мышление, воображение, затрагивает нравственные и эстетические чувства, создаёт возможность влияния художественного образа на развитие словесного творчества детей. Другим видом работы над сочинением сказки является драматизация, инсценировка. В процессе инсценировки сказки с использованием кукол, элементов костюмов активизируется словарь детей по определённой теме, развивается творческая фантазия детей, развивается просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребёнка. Детям нравится сочинять свои сказки, самое главное для нас в этом творческом задании является научить ребёнка входить в образ.
Работа велась также и над эмоциями. На занятиях мы проводим психогимнастику например: покажите злого волка, весёлую Красную Шапочку, печальную Алёнушку. После таких занятий родители отметили у своих детей умение различать эмоции других людей, их эмоциональное состояние, что позволяло детям реагировать и на содержание сказок и выражать адекватное отношение как к героям сказок, так и к близким людям. Застенчивые и боязливые дети в процессе занятий приобрели чувства сорадования и сострадания, что было отмечено в передачи ими интонаций, мимики и жестов. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, образом. Процесс драматизации позволяет закрепить внешние проявления, а через рисунок закрепить эмоциональное отношение к качествам героев, оценить их поведение, благодаря чему родители отметили исчезновение агрессивности,
проявление благодарности и послушания. Занятия позволили обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также были расширены представления детей об окружающем мире по средством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, обогащению словаря, развитию образной связной речи.[11]
Наблюдая, как мои дети быстро развиваются, овладевают знаниями и умениями, я убедилась, что необходимо продолжать работу в данном направлении. К концу года дети научились давать полные и выразительные ответы по содержанию прочитанной сказки, у детей улучшились мышление, воображение, память. Научились создавать воображаемые образы, использовать заместители при пересказе сказки или отдельных эпизодов. Научились самостоятельно придумывать текст сказки, эмоционально выражать мимикой настроение сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки. Дети могут задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответ, логично, последовательно рассказать о факте из жизни. Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Мои подопечные стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные, пословицы, поговорки, фразеологизмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей..
Наша работа была ориентирована на формирование речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с поставленной целью в первой главе проанализированы особенности образности речи младших дошкольников и влияние русской народной сказки на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
Во второй главе рассмотрены известные методики работы по использованию русской народной сказки, приемы и формы работы.
В процессе работы были замечены такие изменения: у детей повысился интерес к жанру русской народной сказки, они используют в своей речи фразеологизмы, эпитеты, синонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно обыгрывают сказки;
Русские народны сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
в-третьих, активного включения детей;
в-четвертых, использования развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды максимально.
Исходя из выше сказанного, можно прийти к выводу, что система занятий по русской народной сказке будет способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, использование русской народной сказки в процессе развитие речи детей вполне оправдывает себя.