Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция Человек как потребитель товаров и услуг

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Лекция  Человек как потребитель товаров и услуг.

  •  Феномен «стильного потребления»
  •  Феномен «демонстративного потребления» как показатель социального статуса
  •  Феномен «модного потребления»

Стиль потребления

Полезные функции потребления - 3 способа трансляции потребительских установок: рассмотрение потребителя не только как пассивного действующего субъекта на рынке товаров и услуг, но и как активную личность, использующую эти товары и услуги для выражения своих личностных черт.

Феномен «стильного» потребления

Ж. Бодрийар - общество постмодерна.

Постмодерн характеризуется ценностной диффузией различных социальных сфер. Невозможно определить четкие границы тех или иных явлений и процессов. Потребление проникает во все сферы жизни. Потребительская культура насаждается в области политики, культуры, искусства.

В таких условиях индивид утрачивает себя как личность.

Происходит ее исчезновение как субъекта социального развития. Остро встает вопрос идентификации и самоутверждения индивида. Находясь в активном поиске своего я, личность выражает себя через наиболее развитую сферу – сферу потребления, тем более что оно дает широкие возможности для этого.

Человек показывает свою уникальность и индивидуальность.

Индивидуальность, неброскость, сдержанность

Аксессуары, одежда, автомобиль

Потребление может выступать одним из способов проявления индивидуальности человека.

Оно несет в себе знаковый код отличительности и индивидуальности.

Насаждается иллюзорная «стильность» через постулирование особенности тех или иных серий посредством рекламы, средств массовой информации и моды.

Вещь потребляется в своем знаковом значении.

Знак сообщает информацию об индивиде: статусе, классовой принадлежности, образе жизни.

оппозиция двух понятий – «модель» и «серия».

Модель – нечто уникальное.  она задает тон «стильного» потребления.

«стильное» потребление выражается в стремлении человека потреблять уникальные модели,  что будет выступать его знаком отличия среди окружающих.

Однако модель ограничена и не всегда доступна.

современное общество – это общество тиражирования

выбор моделей сильно ограничен, а предложение серий носит неограниченный характер.

человек стремится к индивидуализации потребления.

Джинсы - абсолютно доступная вещь. перестала быть моделью.

В таких условиях важным аспектом выступает цвет, форма, фактура и принадлежность к той или иной марке (лэйбл)

Торговая марка, «ваша марка».

Феномен «демонстративного» потребления

Т. Веблен - «демонстративность» высшего слоя общества. Недостаточно иметь богатство, необходимо выставлять его напоказ, демонстрировать свой статус, служит для самоутверждения, личностного роста в собственных глазах.

Т. Веблен выделяет особые отличительные знаки, показывающие статус человека - геральдические изображения, медали, почетные украшения, Индия – статус на лбу. дорогой сотовый телефон, автомобиль, модная дорогая одежда.

В развитии дифференциации потребления Т. Веблен выделяет следующие стадии:

  1.  В хищнические времена привилегия потребления уникальных вещей принадлежала мужчинам. Женщины и дети - подчиненные позиции. что оставалось от мужчин.
  2.  По мере развития института собственности потребление стало приобретать классовый оттенок. Граница стала проходить между высшим и низшим классом. Высокосортные вещи потреблялись праздным классом с целью показать ими свой социальный статус. отчасти сохранилась половая дифференциация. Привилегия потребления дорогих уникальных вещей принадлежала преимущественно мужчинам из высшего сословия.
  3.  стадия приобретения потреблением всеобщего характера. сегодня можно наблюдать все большее стирание границ между различными системами потребления. Даже  финансовая сторона перестает играть важную роль. Потребительская дифференциация приобретает символический характер и выражается в стремлении человека выделиться через уникальность стиля потребления. Стирание финансовых границ в потреблении способствует развитие института кредитования

элементы «демонстративного» потребления:

- одежда

- пища

- жилье и его обстановка.

Водораздел потребления проходит по качеству потребляемых вещей.

«Потребление товаров более высокого качества есть свидетельство богатства, оно становится почетным, и наоборот, несостоятельность в потреблении товаров должного качества и в необходимом количестве является признаком низкого положения».

Другой формой «демонстративного» потребления выступает показ через потребляемые товары принадлежности к социальной группе (униформа, казенная одежда, фирменной одежды, значков и ливреей)

В современном обществе хорошо одетые в определенную форму сотрудники компании могут демонстрировать ее преуспевающее положение.

внешненаправленный характер «демонстративного» потребления.

Главное - признание со стороны окружающих.

Без их мнения самовыражение теряет смысл.

Потребление красивых вещей, не обладающих видимой полезностью, должно быть подчинено требованиям красоты и дороговизны.

Другой аспект - в требовании уникальности вещи.

Для показного потребления характерно потребление не только дорогих, но и особых уникальных товаров

Это должна быть уникальная дорогая красивая вещь.

Часы - швейцарские, ручки - паркер, дипломат

еще один аспект потребления – постоянное сравнение своего стиля и направления потребления со стилем и направлением потребления других людей.

Сравнивая себя с другими, мы либо стремимся отличаться от окружающих, либо стремимся найти единомышленников – клубы = ищем других уникальных

Феномен «модного» потребления

Мода - лишает индивида способности к выражению собственной личности, подражание нормам и образцам поведения.

мода удовлетворяет потребность индивида в различии, имеет тенденцию к дифференциации и изменению.

Мода предполагает отрицание традиционных норм и образцов поведения.

в моде сочетаются тенденции к социальному выравниванию и тенденция к индивидуальному различию и изменению.

осознавать модные тенденции, которым следует, и подходить к ним избирательно.

Так, траурная одежда включает элементы обособления и соединения, но они лишены социального намерения, так как ношение этой одежды подкрепляется строго установленными нормами (черную одежду одевают во время траура).

Дифференцирующая функция моды заключается в первую очередь в различении социальных групп.

Мода может носить классовый характер.

Две основные функции моды – связывать и разъединять.

вещь перестает быть модной для высших сословий, когда она проникает в низшие слои.

Мода может выступать в качестве социального маркера для представителей данной группы, не имеющей отношение к социальной иерархии.

молодежной моде, городской моде, моде в той или иной стране.

сущность моды - ей следует лишь часть группы.

Как только мода полностью принята, она перестает быть модой.

Другим признаком моды выступает ее быстротечность.

обществе в связи с ускорением социальных процессов индивиды все чаще нацеливаются на сиюминутные события и вещи, что еще больше подпитывает моду.

В моде - ррациональные аспекты.

Часто модными становятся совершенно безобразные вещи, и причины этого трудно определить.

Мода индифферентна к объективным нормам жизни.

Человек, следующий моде, ждет оценку своих действий со стороны окружающих. его поведение приобретает демонстративный характер.

модный человек вызывает зависть и одобрение.

потребление модных вещей выступает одним из способов самовыражения при отсутствии других средств.

Неследование моде - выражает свою отличительность именно таким образом.

отказ от моды может свидетельствовать об отсутствии у человека индивидуальности, а следование ей является выражением уникальности.

Отрицание моды может выражаться в определенных линиях поведения:

  1.  Антимода – это разновидность контркультуры, вызов моде. конструируют свою идентичность, отвергая моду.
  2.  Утилитаризм –вариант антимоды, критику с позиций экономической рациональности. мода непрактична, ведет к бессмысленной трате как национальных, так и индивидуальных ресурсов.
  3.  Натурализм – разновидность сопротивления моде с позиций здоровья. она толкает к потреблению товаров вредных для здоровья. Брюки на бедрах (почки, …)
  4.  Феминизм – сопротивление моде с позиций женского движения за равноправие. система с помощью моды поддерживает господство мужчин, вынуждает женщин тратить здоровье, следуя на поводу мужских вкусов.
  5.  Консервативный скептицизм – это сопротивление натиску новой моды с позиций приверженности моде уходящей. Характерный аргумент консерватизма: «Эта мода не для меня».
  6.  Субкультура меньшинств – механизм противодействия моде с целью воспроизводства особой идентичности членов групп. культивирование особых форм потребления, которые обеспечивают воспроизводство социальной границы, отделяющей их от большинства. Это характерно для национальных и религиозных меньшинств, лиц нетрадиционной ориентации.




1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
2. Основные задачи исторической геологии
3. создание и поддержание в аквариуме оптимальных и стабильных условий существования при которых организм ры
4. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОВЕДЕНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
5. Осуществление ОВД паспортно-регистрационной системы
6. ВАРИАНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ В этой главе мы займемся оценкой доступных для руководства предприятия возможнос
7. гудвилл понимается 3
8. Контрольная работа- Игра дошкольника
9. детское объединение школьников Атамановки (ДОША) как институт воспитания и социализации
10. Россия при Петре I
11. Сущность религии Георгий Хлебников кандидат философских наук Для каждого человека среди всех вопросов
12. ИССЛЕДОВАНИЕ МОДУЛЯТОРОВ И ДЕМОДУЛЯТОРОВ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.html
13. Введение
14. тема Чем она отличается от вычислительной системы Что такое база данных Что понимается под независимос
15. нормативной скрепы в СССР на рубеже 80х ~ 90х годов ХХ века породил нравственноидеологический вакуум которы
16. Общественно-политический строй и культура древней Армении
17. Що таке випаровування За якої температури воно може відбуватися 2
18. КОНТРОЛЬНА РОБОТА З ДИСЦИПЛІНИ Облікова політика підприємства Контрольна робота студента є однією.
19. з курсу ldquo;ОСНОВИ ПРОГРАМУВАННЯrdquo; для студентів базового напряму 0804 ldquo;Комп~ютерні наукиrdquo;
20. Философия Эпикура