Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЛЕКЦИЯ 14 Государство и право в Византии Общественный строй

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

ЛЕКЦИЯ 14

Государство и право в Византии

  1.  Общественный строй.
  2.  Государственный строй.
  3.  Право.

Государство Византия оформилось в конце IV в., когда в 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную и просуществовало до 1453 г. Название «Византийская империя» (по городу Византий, на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Ромейской». В древней Руси ее также обычно называли «Греческим царством», а её столицу «Царьградом».

Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I. С этого времени постепенно утрачивала земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.

В истории Византии выделяют три этапа развития государственности:

  1.  I этап (IV- середина VII в.) - централизованная монархия с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.
  2.  II этап (конец VII - конец XII в.) - государство приобретает законченные черты своеобразной монархии, отличной от деспотического Востока и феодальной Западной Европы. Императорская власть достигает наивысшего уровня.
  3.  III этап (XIII-XV вв.) - углубление политического кризиса, усиление феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии, ослабление государства, его фактический распад и гибель.

Значение Византии состояло в том, что это государство было хранителем и проводником государственно-правового наследия античности и оказало влияние на славянские государства, Русь и Грузию.

1. Общественный строй.

Разложение рабовладения в Восточной Римской империи приняло замедленный характер, сохранялся высокий уровень товарно-денежных отношений и большое значение городов. Государство характеризовалось определенной политической стабильностью.

Господствующий класс составляла старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, существовавшие на основе крупной частной собственности на землю рабовладельческого типа. К ним примыкала муниципальная верхушка крупных городов, особенно Константинополя.

Характерной чертой правящего класса Византии является его высокая мобильность. Человек из низов всегда мог пробиться к власти, причем в некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу. Так, например, император Михаил II был необразованным наемником, Василий I был крестьянином, а затем объездчиком лошадей на службе у знатного вельможи. Роман I Лакапин был также выходцем из крестьян, Михаил IV, до того как стать императором, был меняльщиком денег, как и один из его братьев.

Низший класс составляли рабы, положение которых по нормам позднеримского права резко отличалось от положения свободных. В IV-VI вв. существовало свободное крестьянство. Крестьяне жили общинами и обладали частной собственностью на землю. Эксплуатировались государством: платили поземельную подать, несли имущественные и личные повинности. Был распространен колонат. Колоны делились на свободных и приписных (были прикреплены к земле); и те и другие вносили платежи в пользу хозяина и государства.

После кризиса VI - первой половины VII в. происходит ломка рабовладельческих порядков. Вместе с тем, наблюдается сохранение государственных форм собственности, общиного землевладения и распространенность частной собственности на землю, что способствовало замедленному развитию феодализма, который только к X в. проявился в виде тенденции к созданию сеньориальной системы. Основные формы феодального землевладения оформились в XI-XII вв. Наиболее известный феодальный институт в Византии - прония: различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы на время жизни прониара или императора. Наследственная вассально-сеньориальная система начинает складываться к XI-XII вв. Ведущее место в структуре господствующего класса занимала столичная знать и высшее чиновничество империи, которые соперничали с военно-земледельческой провинциальной знатью.

Крестьянство эксплуатировалось в централизованной форме посредством государственной налоговой системы. Податные крестьяне на государственных землях фактически становятся крепостными: они приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Платили канон - поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Для крестьян-общинников особенно разорительной была уплата налогов за брошенные земли соседей. С XI-XII вв. происходит рост числа частновладельческих крестьян за счет свободных и даже государственных. Они назывались париками, не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов; платили ренту в отработочной, натуральной и денежной форме. Но они не были прикреплены к земле до XIII-XIV вв.

В Византии сохранились рабы. Их труд использовался в домашнем хозяйстве знати. В X-XI вв. рабы получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение в рабство свободных. Рабов переводят на положение париков.

2. Государственный строй.

В IV-VII вв. сохранялись основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства находился император - наследник римских цезарей. Вся полнота законодательной, судебной и исполнительной власти находилась у него в руках. К тому же он считался верховным покровителем и защитником христианской церкви, которая направляла на укрепление авторитета императора доктрину божественного происхождения власти, идею единения церкви и государства.

Церковь экономически и политически зависела от императора, так как Византия являла собой мощное централизованное государство. Власть императора не была произвольной и умерялась необходимостью следовать "общим" законам империи, а также отсутствием принципа наследования престола. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией. Ещё в IV в. был издан императорский указ, который давал право "народу Константинополя" выражать просьбы и предъявлять требования к императору. Народ собирался на ипподроме, где сформировалось 2 партии (димы): "голубые" и "зеленые" (первые - муниципальная и сенаторская аристократия; вторые - торгово-финансовая верхушка). Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации появились и в других городах. В IV-VI вв. их роль в политической жизни была весьма значительной.

Константинопольский сенат был государственным органом византийской аристократии. Он мог рассматривать любые дела империи. В составе сената находилась практически вся правящая верхушка. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. чел. Ранневизантийские императоры признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа".

С VIII в. происходит укрепление центральной власти. Базой для этого стала стабилизация экономики на феодальной основе. Наивысшего развития государство достигло при Македонской династии (867-1057 гг.). Императоры стремились контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни. В VIII в. политические организации и учреждения, сдерживавшие всевластие императора приходят в упадок или ликвидируются. С IX в. прекращается номинальное провозглашение императора народом Константинополя и сенат лишается права участия в законодательстве.

Единственной крупной политической силой остается церковь. Возрастает роль Константинопольского патриарха в общественно-политической жизни. Нередко патриархи становились регентами малолетних императоров, вмешивались в политическую борьбу, пользуясь тем, что с VII в. венчание императора на трон патриархом становится единственной процедурой, узаконивающей поставление на царство. Однако добиться независимости церкви не удалось. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Изменяются атрибуты императорской власти: появляются титулы - басилевс и автократор, появляется культ императора, неограниченными становятся прерогативы. Но половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно, так как отсутствовала система престолонаследия: сын не рассматривался обычаем как законный наследник - императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры практиковали институт соправителей, выбирая наследника ещё при жизни. Принцип законного престолонаследия вводится с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов серьезно сковывали личные возможности императоров. Это приводило к ослаблению реальной власти. Одновременно складывалась система отношений с крупными феодальными землевладельцами (динатами) на сеньориально-вассальной основе: с X в. император заключает феодальные договоры с динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя на всех этапах характерно наличие огромного бюрократического аппарата, построенного на принципах строгой иерархии. Всё чиновничество делилось на ранги (титулы) - в X в. их нсчитывалось до 60-ти. Лица, занимавшие высшие государственные посты, именовались лагофетами. Главой лагофетов был лагофет дрома, в ведении которого находились внешние сношения, почта, пути сообщения, личная канцелярия царя, царская стража. Среди других лагофетов необходимо выделить заведующего государственным казначейством, военного лагофета; лагофета, управлявшего царскими землями, и лагофета, ведавшего царскими ремесленными мастерскими и арсеналами.

Центральное управление было сосредоточено в Государственном совете (консистории, позднее синклите), который был высшим органом при императоре и руководил текущими делами государства. Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, ближайших помощников императора. В их числе два префекта претория, префект Константинополя (гражданский правитель столицы и председатель сената), магистр (начальник дворца) и квестор (главный юрист и председатель консистория), два комита финансов. Эти лица обладали в том числе и судебными полномочиями. Общая численность чиновников была огромна: только в ведомствах двух префектов претория насчитывалось 10 тыс. гражданских чиновников.

В X-XI вв. государственный аппарат контролировал все сферы политической, экономической и культурной жизни. Количество ведомств увеличилось до 60. Усложняется дворцовая администрация, уменьшаются различия её с государственной администрацией. Характерной чертой управления было распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами.

Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и другими.

3. Право.

Правовая система Византии складывалась из римского права и под влиянием специфических переходных к феодализму отношений.

Императорское законодательство было основным источником права. Политическая стабильность способствовала попыткам кодификаций (Кодекс Феодосия - начало V в.).

В 529 — 534 при византийском императоре Юстиниане Великом был составлен свода римского гражданского права, который был известен под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодекс Юстиниана».

Первоначально свод состоял из 3 частей:

  1.  Институций (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов).
  2.  Дигест (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с интерполяциями кодификаторов).
  3.  Кодекса Юстиниана.
  4.  «Новеллы» (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).

Для Кодекса Юстиниана характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis».

Одним из важных источников византийского права были императорские указы, получившие название новелл. Новеллы в целом формулировали нормы развивающегося феодального права; они определяли также структуру и компетенцию центральных и местных органов власти и управления. Складываются самостоятельные юридические школы. Правовые обычаи действовали в восточных провинциях. Они вносили струю, отражавшую развитие феодальных отношений. Византийское право также формировалось под влиянием христианства, которое вносило в него этические элементы.

Эклога.
Ввиду ёмкости и сложности Кодекса Юстиниана возникали трудности при применении его в судах. В VI-VII вв. появились упрощенные комментарии в виде парафраз (пересказов), индексов(указателей), схолий (учебных примечаний). Потребности судебной практики привели к тому, что по указанию императора Льва Исаврийского в 726 г. была составлена Эклога ("избранные законы"), которая состояла из 18 небольших титулов: о рабах, о брачно-семейных отношениях, о договорном праве, эмфитевзисе (феодальный институт, предполагавший аренду земли на срок до 3-х поколений, при этом могли лишить земли, если арендатор не уплачивал ренту в течение 3-х лет); самый обширный титул (17) о преступлениях и наказаниях.

Однако чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней важных вопросов все равно заставляли обращаться к Кодексу Юстиниана. В ряде списков Эклога дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами.

Прохирон.("находящийся под рукой")
Императоры Македонской династии Василий I и Лев VI отменили Эклогу, т. к. она была составлена политическими противниками, и издали указание о новой переработке Кодекса Юстиниана. В 879 г. был составлен Прохирон, который был более полным сборником законов. Однако он уступал Эклоге по юридической технике и повторял ряд положений Эклоги, особенно по уголовному праву. Прохирон отразил новые условия византийского общества, но содержал явный крен в сторону римского права. Подробно описано договорное право, внесены некоторые изменения в семейное право (например, относительно предбрачного дара).

Эпанагога ("переработанное повторение").
Между 884 и 886 гг. от имени Василия I и его сыновей было издано руководство по праву с целью "очищения старых законов" и облегчения пользования правом Кодекса Юстиниана. По структуре Эпанагога следовала Дигестам и воспроизводила многие положения Прохирона и Эклоги. В некоторых деталях по новому трактовался ряд вопросов частного права. Были внесены изменения в публичное право: о патриаршей власти, о правах духовенства, внесены дополнения в положения об императорской власти.

Василики ("царские законы").
Появились при императоре Льве VI (Мудром), когда наблюдалось оживление юридической мысли. завершение кодификационных работ привело к изданию Василиков, которые представляли собой систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана. Василики имели четкую структуру, но содержали много пропусков и искажений первоначального текста. Поэтому Кодекс Юстиниана использовался в судах до XI в.

После Василик византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров. Заметное влияние имели частные юридические компиляции, особенно, "Руководство к законам" или "Шестикнижье" Константина Арменопула (ок. 1345 г.), пользовавшееся авторитетом в судах Византии, а после падения Византии - в Греции, Валахии и Молдавии (было действующим правом Бессарабии до присоединения к России в XIX в. ).

Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывлось из постановлений Вселенских соборов и решений патриархов. На основе норм церковного права и императорского права создавались сборники Номоканоны, которые оказали прямое воздействие на русское право.

Гражданское право. Право собственности 

С началом истории Византии после краха Западной Римской империи происходил процесс приспособления римского права к развивающимся феодальным отношениям. Прежде всего стала формироваться феодальная поземельная собственность. Магнаты владели своими поместьями на праве частной собственности и феода. Широкое распространение среди дворянства получили проник (бенефиции), большая часть которых со временем превратилась в феоды.

Феодалы (в том числе и прониары) осуществляли на территории своих владений судебные и административные функции. Так, крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить им оброк и отбывать барщину.

Основные институты вещных прав, регламентированные в Своде Юстиниана, были сохранены в византийском праве, где, например, говорится о владении (possesio), которое подразделялось на добросовестное и недобросовестное. В византийских кодексах говорится о сервитутах (особенно городских), об эмфитевзисе — наследственной аренде.

Обязательственное право 

В Византийском праве сохранилось деление обязательств на обязательства из договоров и на обязательства из деликтов (правонарушений). В византийских кодексах говорится, например, о договорах купли-продажи, дарения, мены, займа, найма, хранения (поклажи), товарищества. С подробностью излагаются вопросы залогового права, причем отмечается два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без этой передачи (ипотека), когда в виде залога выступает земля. Также подробно регулируется договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12% годовых). При этом запрещалось взимание процентов на проценты. Договоры, как правило, заключались в письменной форме.

Семейное право 

В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.

Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требованиям: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.

Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа. Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии. Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.

Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата). Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого. Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое.

Наследственное право

В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые родственники (брат, сестра), вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне. Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание было недействительным, если оно сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственностью жены. Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры).

Византийское право сохранило такие институты римского наследственного права как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке и попечительстве. Опека над малолетними (лица мужского пола до 14 лет и женского до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными.

Уголовное право 

Уголовная ответственность наступала для лиц, достигших 7-ми летнего возраста. В системе наказаний закреплялось социальное неравенство. Так, пособники похищения свободных женщин подвергались телесному наказанию, острижению и изгнанию, а раб наказывался сожжением. Господин мог безнаказанно убить своего раба. Византийское право учитывало формы виновности, знало понятие невменяемости. В двух случаях разрешался самосуд: убийство ночного вора, а также любовника жены, застигнутого с поличным на месте свидания. Наказывалось не только оконченное преступление, но и покушение на него, если имел место факт приготовления к нему. Умысел к совершению государственных и религиозных преступлений был наказуемым. За соучастие (подстрекательство, попустительство, укрывательство, пособничество) установлено такое же наказание, как и за само преступление.

При назначении наказания учитывался рецидив. Так за кражу в первый раз вор подлежал телесному наказанию, за второй раз ему отсекали руку.

Византийское право предусматривало следующие виды преступлений.

  1.  Государственные преступления: измена, заговоры против императора; другие действия, направленные против государства и царя. Например, передача неприятелю военной тайны. За все это смертная казнь путем сожжения.
  2.  Религиозные преступления: вероотступничество, совращение в иудейскую религию, раскол, святотатство — кража мертвых, колдовство и лжеприсяга. Наиболее тяжкие религиозные преступления наказывались смертной казнью путем отсечения головы или повешения. За клятвопреступление и лжесвидетельство — отсечение языка.
  3.  Преступления против личности. Убийство наказывалось смертной казнью путем отсечения головы, а за убийство родственников — сожжение. За нанесение телесных повреждений — членовредительские наказания. К преступлениям против личности были также отнесены побои, истязания, клевета, продажа свободных людей в рабство.
  4.  Преступления против собственности. За совершение кражи — бичевание и штраф в двойном размере цены похищенного имущества; за грабеж — штраф в четвертном размере; за разбой — сажание на кол. К этому виду преступления относился также поджог, а также неосторожное обращение с чужим имуществом.
  5.  Преступления против нравственности и семьи: прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, мужеложество, скотоложество, многобрачие, насильственный брак, обольщения. Некоторые из этих преступлений наказывались смертной казнью, другие членовредительством (за половые преступления — отсечение носа, кастрация — за скотоложество), изгнанием. За похищение женщин — отсечение руки.

В византийском уголовном праве закреплялась множественность наказаний за одно и то же преступление. В качестве дополнительного наказания нередко применялась конфискация имущества (например, имущество государственных преступников). Кроме того, имущество умерших еретиков, дети которых не являлись православными, замужней женщины, находившейся в связи со своим рабом, подлежало конфискации. Изгнание чаще всего применялось как дополнительное к членовредительскому наказанию. Острижение применялось только как дополнение к членовредительскому наказанию.

Процесс 

В византийском праве по уголовным делам все более усиливались начала следственно-розыскного инквизиционного процесса, для которого были характерны презумпция виновности, признание вины — высшее доказательство, допрос под пыткой, тайна и письменность процесса, запрещение представительства со стороны обвиняемого. По уголовным делам судьи обязаны были допрашивать обвиняемых и свидетелей, каждого в отдельности. В качестве свидетелей не допускались женщины, несовершеннолетние, развратники, слабоумные, слуги, домашние, бедные, глухие, изобличенные в подлогах, еретики и евреи против христиан. Суд мог потребовать от свидетелей принесения присяги. В отличие от свидетелей по гражданским делам, свидетели по уголовным делам вызывались по распоряжению судебных органов и их явка в суд была обязательной. Представители сенаторского сословия имели привилегии. Они были подсудны только префекту столицы. Сенаторы не могли подвергаться пыткам за исключением тех случаев, когда они обвинялись в государственных преступлениях. Приговор в отношении сенаторов вступал в законную силу после утверждения его императором. При рассмотрении гражданских дел закреплялась состязательная форма процесса.




1. Источники (формы) права
2. ЭСН и ЭО механического цеха тяжелого машиностроения
3. Курсовая работа- Организация труда при многостаночной работе
4. подготовительная используется для уборки текущего ремонта.html
5. Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период д
6. Роль интуиции и неявного знания в формировании стиля математического мышления
7. Анемия. Острая, железодефицитная, хроническая анемии.html
8. Доклад- Музыка - 17 век
9. Тема 1-Природа времени
10. контрольная работа По дисциплине Статистика Вариант 74 Выполнила студентка 2 курса
11. Из Средней Азии Да
12. Если мы признаем что ктото выражает взгляды саляф но выражает их далеко не так каковы они на самом деле ест
13. Pынок продаж автомобильных дисков по Санкт-Петербургу
14. .Что называется общей циркуляцией атмосферы совокупность крупномасштабных охватывающих большие географ
15. Организация деповского ремонта пассажирского вагона.html
16. Операции коммерческого банка с векселями
17. по теме проведение конкурса рисунков и листовок на тему Нет наркотикам ВЕДУЩИЙ- Человек рожден д
18. Тема- Катерина Кабанова ~ современная женщина По пьесе А
19.  032
20. Карьера молодежи в органах государственной и муниципальной власти Краснодарского кра