Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

культурноисторический тип

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Содержание

Истоки философии. Мировоззрение и его типы. Специфика философского мировоззрения

Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское

Как формулируется основной вопрос философии в экзистенциализме?

Учение Конфуция о государстве

Что вкладывал в понятие "культурно-исторический тип" русский философ Н. Данилевский?

Проблема субстанции в греческой натур философии. Материалисты и идеалисты Древней Греции

Что такое "категорический императив" в философии И. Канта?

Объективный идеализм Платона. Учение Платона о познании. Концепция идеального государства

Почему З. Фрейд считал, что культура делает человека несчастным?

Антропология Сократа. Сократ и софисты о проблеме истины

Что вкладывали в понятие "гуманизм" философы эпохи Возрождения?

Проблема человека его судьбы и смысл жизни в философии буддизма

Какой смысл, вкладывали философы экзистенциалисты в понятие "абсурдный человек"

Проблемы веры и разума средневековой философии. Понятие "Теология"

Что означают термины "карма" и "реинкарнация" философия буддизма

Антропоцентризм и натурфилософия эпохи Возрождения

Что такое "Русская идея"

Проблема метода познания в философии нового времени. Рационализм и Эмпиризм

Что такое "виртуальная реальность"

Гносеология и этика И. Канта. Понятия "категорический императив"

Раскройте смысл понятия "гражданское общество"

Социальная философия Марксизма. Понятие общественно - экономической формации. Типы формаций

Что такое "научная картина мира"

"Философия любви" В. Соловьева

В чем же сущность учения Соловьева и каковы его достоинства и недостатки?

Что изучает раздел "философия истории"

Проблема русского национального характера в творчестве Н. Бердяева

Что такое "научная парадигма"

Проблема "Сверх человека" в творчестве Ф. Ницше

Что такое "антропосоциогенез"

Философские идеи Л. Толстого и Ф. Достоевского

Раскройте смысл понятия "пантеизм", "деизм", "атеизм"

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Проблема познаваемости мира

Что такое "европоцентризм"

Проблема истины в философии. Истина и заблуждения. Критерии истины

Чем отличается массовая культура от народной культуры

Понятие науки. методы научного познания. Научная картина мира

Что такое Субстанция

Общество как система. Гражданское общество и государство

Какие теории называются утопическими

Философские проблемы науки и техники. Понятие виртуальная реальность

Что такое герменевтика

Понятие сознания. Структура сознания. Проблема бессознательного З. Фрейда

Каковы особенности постиндустриального общества

Культура как способ бытия человека. Культура и цивилизация

Что такое "деизм"

Русский космизм

Как формулировался основной вопрос философии в античности


Истоки философии. Мировоззрение и его типы. Специфика философского мировоззрения

Приблизительно в 8 в до н.э.3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. Разногласия во времени (проблема различия "миф - философское мышление"). Предфилософия - совокупность дискурсивных мыслей-каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность. Наиболее теоретична в этом смысле Древняя Греция, философия Востока - менее теоретична.

Приблизительно в 6 в до н.э. - бытовые, семейные вопросы, 10,11-16 в до н.э. - вопросы мироздания. С европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 века до н.э. одновременно в Древной Греции, Индии и Китае.

К источникам философии можно отнести:

народное творчество в целом (мифы и т.д.)

накапливающийся опыт

Основные концепции происхождения Философии:

. Мифогенная.

. Гносеогенная.

. Теологическая - ряд разногласий между философами.

  1.  Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия-рационализация мифа (Гегель, Лосев, Коннфорд)
  2.  Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения знаний (космогонии, медицины и т.д.) (Богданов)
  3.  Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия-реализация человеком дара божьего.

философское мировоззрение платон сократ

Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. Развитые системы современных мировоззрений включают в себя философские, социальные, естественнонаучные, эстетические и этические, антропологические, политические и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, ценностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировоззрение - это не набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. В нем отражается стремление увидеть мир как упорядоченное целое, включающее человека, а также сам человек со всем его духовным миром - знаниями, нравственными, художественно-эстетическими, жизненно-практическими переживаниями. Иначе говоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, их миропонимание и мироощущение.

Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское

Мифологическое. Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии развития, воплощая в себе особенности формирующегося человеческого сознания. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, мысли и эмоций. Постепенно в каждом племени стали выделяться хранители мифов, первоначально старейшины, затем - шаманы, среди мифов начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями.

Религиозное мировоззрение - обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся идей: творения мира Богом, предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.

Философское мировоззрение развивается на уровне теоретического сознания. Оно связано с естественными и общественными науками; представляет теоретический уровень сознания. Как свидетельствуют социологические исследования, в мире становится все больше сторонников нерелигиозного мировоззрения.

Как формулируется основной вопрос философии в экзистенциализме?

Философия существования или экзистенциализм (с лат. - существование) возникла в XX в. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является одна из составляющих проблем ОВФ - проблема человека, его существования в мире. Экзистенциализм стал одной из самых распространенных и влиятельных социальных концепций. Процесс её возникновения и оформления растянулся на несколько десятилетий. Это были 20-е - 50-е годы ХХ в.

Теоретическими истоками экзистенциализма стали: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции. Но если говорить об истории возникновения экзистенциализма, о философских идеях и размышлениях, положенных в основу экзистенциализма, то можно сказать, что первым представителем данного направления и философской антропологии можно считать Сократа. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула "Познай самого себя!".

В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая - М. Хайдеггер.Ж. - П. Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Это специфический способ существования Бытия. В отличие от простого бытия вещи, человек есть не некая "устойчивая субстанция", а "беспрерывная неустойчивость". Человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос "он должен быть тем, что он есть", а не "просто быть". Главные свойства этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути?". Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.

Учение Конфуция о государстве 

Согласно разработанной Конфуцием схеме, все управление государством, ровно как и обществом должно базироваться на правилах. Соблюдению правил он придавал особое значение.

Значение правил весьма объективно; оно включает в себя: человеколюбие, и прежде всего любовь к родственникам и сородичам; сыновнюю почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчиненность им; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию; вежливость и т.д. Конфуций считал, что уступчивость, особенно для людей, исполняющих государственные функции, является обязательным элементом в делах управления.

Многие принципы поведения, взаимоотношений между людьми и даже отношение к порученным делам, т.е. то, что составляло сущность правил, вырабатывались Конфуцием с учетом некоторых традиционных норм поведения, существовавших в общинах, где представители старшего поколения пользовались непререкаемым авторитетом. Но нормы морали, интерпретированные Конфуцием, не совпадали целиком с нормами обычного права и включали в себя ряд новых моментов. Представление о почитании старшего поколения, бытовавшее в общинах, было вынесено Конфуцием за рамки мелких социальных ячеек и инкорпорировано не только в общество, но и в структуру государственной модели. Согласно схеме Конфуция, правитель возвышался лишь на несколько ступенек над главой семьи. Такая трактовка легко воспринималась современниками, поскольку в то время для мышления многих китайцев было характерно представление о государстве как о большой семьи. Поскольку правила также заключали в себе много традиционного и привычного, то они должны были легко заучиваться. Изучающих и запоминающий правила должен был как бы незаметно воспринять и заложенную в них идею естественного перехода возрастной градации в социальную - деление между пожилыми и молодыми, старшими и младшими, высшими и низшими.

Во взглядах Конфуция на устройство государства правила выполняли функцию закона. Отсюда делается вывод, будто сущность пи составляет не слепая приверженность правилам, а искренняя убежденность в их необходимости; пи - это нечто вроде среднего пути, ведущего к общественно необходимому, правильному поведению.

Во времена Конфуция, когда большинство населения входило в общины с их органами самоуправления, сила личного примера продолжала играть немалую роль. Взоры людей были обращены, прежде всего, на руководителей общины, глав больших семей.

В своих суждениях о государстве Конфуций выделяет два типа людей, два социальных слоя: управляющих и управляемых.

Что вкладывал в понятие "культурно-исторический тип" русский философ Н. Данилевский?

Исторические типы

  •  взросление
  •  старение
  •  гибель

Данилевский делил народы на основные классы

  •  позитивных творцов истории
  •  негативных творцов истории (способных гибели дряхлых цивилизаций)

Теория культурно-исторических типов изложена Н.Я. Данилевским в написанной в 1865-1868 гг. книге “Россия и Европа. ВзглядПереходя к рассмотрению философско-мировоззренческих предпосылок теории, культурно-исторических типов, необходимо отметить, что Н.Я. Данилевский указывал на существование трех “мировых сущностей" - материи, духа и движения.

В качестве мировых сущностей три названных начала носят всеобщий и универсальный характер; они пронизывают собой все уровни организации бытия - неорганическую и органическую природу, социальный мир.

Проблема субстанции в греческой натур философии. Материалисты и идеалисты Древней Греции

Натурфилософия - изучение природы

  •  метод умозрения (теоретический)
  •  предмет познания космос (огромный упорядоченный шар)
  •  проблема первоначала (субстанции)

материалисты считали, что мир возник естественным путем

Анаксимандр - воздух

Анаксимен -  стихий (воздух, вода, земля, огонь)

Гераклит - огонь

Демокрит - вещество, состоящее из атомов (атомы не делимое)

идеалисты считали, что субстанцией является духовное первоначало

Платон основатель идеализма

дуалисты признавали две субстанции

Аристотель - любая вещь материальна и имеет душу


Что такое "категорический императив" в философии И. Канта?

И. Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии.

Исходя из двух положений, человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала, Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

  1.  поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;
  2.  относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;
  3.  к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.

Объективный идеализм Платона. Учение Платона о познании. Концепция идеального государства

Всё, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

  •  Ощущаемое вновь делится на два рода - сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым - уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
  •  Сфера умопостигаемого также делится на два рода - это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь "снится" бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Идеальное государство - вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея - это идея Всеобщего Блага. Всеобщее благо, считал Платон, несовместимо с частным интересом. Поэтому правители такого государства должны, во-первых, быть философами, чтобы понимать, в чем состоит идея государства, а во-вторых, они не должны иметь семьи и собственности, потому что это связано с частным интересом, который противоречит идее Всеобщего Блага.

Идеальное государство, по мнению Платона, должно быть сословным. Высшее сословие философов формируется в этом государстве путем специального отбора, начиная с детского возраста. Помимо этого сословия, управляющего с точки зрения Высшего Блага, Платон выделяет сословие производителей, для которого допустимо своекорыстие и стремление к "так называемому благу". Платон так и выражается: "так называемые блага". Речь идет о материальных вещах: пище, одежде, жилье и т.п. Они делимы, а потому людям свойственно стремление урвать свою часть материальных благ. В отличие от них, Всеобщее Благо одно на всех. К примеру, общественное согласие, о котором печется государство, одно на всех, и его нельзя присвоить в одиночку. Поэтому о нем, согласно Платону, должны заботиться люди, с частной собственностью никак не связанные.

Кроме того, в идеальном государстве Платона предусмотрено сословие стражей, которое необходимо для охраны, а также для завоевательных войн, в которых добывают рабов. В государстве Платона рабство сохраняется, хотя не рекомендуется обращать в рабство эллинов. Стражи, в отличие от производителей, у которых отдельные семьи, имеют общих жен и детей. Ведь если у каждого будет своя семья, то и стараться он будет для нее в ущерб общим целям. А стражи служат государству, подобно философам. Поэтому их удел - общее проживание, совместные трапезы и т.п. Каждый из стражей лично для себя получает только пропитание.

Почему З. Фрейд считал, что культура делает человека несчастным?

Культура несет большую часть вины за страдания людей. То, что культура спасает, охраняет от страданий и приносит страдания в свою очередь - является очевидным противоречием.

Когда человек больше не в состоянии больше вынести того числа ограничений, которое налагает на него общество, он становится невротиком.

Хотя человек и достиг необычайного прогресса в области науки и ее технического применения, это не удовлетворило жажды наслаждения, т.е. власть над природой не является единственным условием человеческого счастья.

Культура представляет собой всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков и животного мира. Она как правило, служит целям защиты человека от природы и урегулированию отношений между людьми.

Характерными чертами культуры являются как достижения в использовании человеком земли так и обеспечение защиты его от сил природы. Кроме того, культура вносит в общество правила почитания красоты, чистоты и порядка, уважения к высшим формам психической деятельности, установление справедливости и пр.

Но культура одновременно и налагает ограничения на индивидуальную свободу, как на необходимое условие ее развития.

Антропология Сократа. Сократ и софисты о проблеме истины

а) Антропология - учение о человеке. Основатель Сократ. Философия должна изучать не природу, а человека. Сократ полагал, что человек частица космоса (человек - микрокосмос).

Сократ - истина объективна, истина рождается в споре

Софисты - истина субъективна, навязывание любой ценой.

"Софист" - этот термин, сам по себе позитивный, означающий "мудрый".

б). В то время как софисты изучали психологический механизм, вырабатывавший личные мнения, Сократ верил в такой закон разума, который определяет истину. В своих беседах он со своей неумолимой логикой разлагает те мнения, за которыми вначале обращается к собеседнику; в этом-то превосходном умении владеть диалектикой и состоит ирония Сократа.

Вопрос: "В чем природа и последняя реальность человека, что есть сущность человека?" При этом, Сократ приходит к ответу: человек - это его душа, но с того момента, как душа становится действительно человеческой, зрелой, способной быть отличием человека от других существ. "Душа" - это разум, мыслящая активность, нравственное поведение. Душа в данном понимании - философское открытие Сократа.


Что вкладывали в понятие "гуманизм" философы эпохи Возрождения?

Термин "гуманизм" происходит от латинского humanus, что означает человеческий, человечный, человечность, так как он производен от homo - человек. Он есть то, что делает человека как биологического вида человеком как существом духовно-нравственным. Гуманизм есть проявление человечности в человеке, его нравственное облагораживание на основе развертывания человеческой сущности.

Гуманным называют доброе, великодушное отношение к людям, готовность понять и помочь, уважение к окружающим. Существует следующее определение гуманизма: он является исторически развивающейся системой воззрений, признающей ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Мировоззрение и гуманизм непосредственно взаимосвязаны. Гуманизм вытекает из общих мировоззренческих установок эпохи в соответствии с тем местом и значением, которое отводится человеку в мире и обществе.

Гуманизм можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле гуманизм есть "человечность" вообще как таковая, в узком смысле под гуманизмом мыслится его конкретно-историческая западноевропейская форма. Вместе с тем эта частная форма имеет свои внутренние мировоззренческие принципы, которые могут не вполне совпадать с концепциями гуманизма, выработанными в других культурах. Гуманизм в узком смысле слова - культурное движение эпохи Возрождения, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) XIV-XVI вв.

Проблема человека его судьбы и смысл жизни в философии буддизма

Буддизм - религия без бога.

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий.

буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль.

реинкарнация - переселение души, происходящее с законом кармы

карма - совокупность действий, поступков, мыслей в течение всей жизни

колесо сансары - круговорот смертей и рождений

достижение нирваны - высшая цель - освобождение от страданий

Будда - просветленный человек.

Все находится в процессе, а следовательно, способно улучшать себя через правильные помыслы и правильные поступки. Всякое действие имеет последствия. Признавая этот "закон кармы", изменчивое "Я" может, прилагая правильное старание уйти от побуждений к дурным поступкам и от возмездия за другие поступки в виде страдания и непрерывного круговорота рождений и смертей. Для последователя, достигшего совершенства (арахата), результатом его стараний станет нирвана, состояние безмятежного прозрения, бесстрастия и мудрости, избавление от дальнейших рождений и печали существования.

Какой смысл, вкладывали философы экзистенциалисты в понятие "абсурдный человек"

Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире - необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

Существование, или экзистенция - это нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить. К. Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается в "пограничных ситуациях" - в состояниях страдания, борьбы, жестокости и враждебности мира, в которых живет человек.

Человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется - входит в область подлинных сущностей и смыслов.

Человек потому и не поддается научному определению, что он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже.

Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет. Вдумаемся в его смысл: человек вступает в жизнь и сам определяет свой облик, вне которого ничего нет.

Трус ответственен за свою трусость, лжец за свою ложь и т.д. Иначе говоря, человек сам делает себя и свою жизнь. Именно он сам стал трусом, лжецом, подлецом. В этом смысле следует прислушаться к экзистенциалистским философам, подчеркивающим ответственность человека за свои поступки, за всю свою жизнь, а не искать их в обществе.

Второй принцип сартровского экзистенциализма: человек ответственен не только за себя, он отвечает и за всех людей.

Разъясняя этот принцип своей философии Ж.-П. Сартр.

"Я мыслю" человек постигает себя перед лицом другого, и другой человек так же достоверен для него, как и он сам. Для того, чтобы выяснить какую-либо истину о себе самом, человек должен пройти через другого. Другой необходим для собственного существования человека и для самопознания человека.

Н.А. Бердяев показывает, что никто не может вторгаться в этот универсум без дозволения самой личности. Человек как личность имеет гораздо большую ценность, чем нация, государство, а поэтому у него есть право и долг защищать свою духовную свободу и независимость от них.

"Что представляет собой абсурдный человек?" - это главный вопрос, от обсуждения которого зависит решение других проблем философии Камю. Абсурдный человек, пишет Камю, "ничего не предпринимает ради вечности и не отрицает этого. Не то чтобы ему вообще была чужда ностальгия. Но он отдает предпочтение своему мужеству и своей способности суждения. Первое учит его вести не подлежащую обжалованию жизнь, довольствоваться тем, что есть; вторая дает ему представление о его пределах. Уверившись в конечности своей свободы, отсутствии будущности у его бунта и в бренности сознания, он готов продолжить свои деяния в том времени, которое ему отпущено жизнью.

Абсурдный человек избирает бунт против всех богов".

В понимании А. Камю, абсурдный человек, это человек, который находится в конфликте с миром, с окружающими и с самим собой. Абсурд мира проступал в постыдной бедности человека, вынуждающего жить на грани человечного и нечеловечного, в беззащитности человека перед судебными властями и обществом в целом (как в романе "Посторонний"), в отсутствии всякой осмысленности жизни.

Проблемы веры и разума средневековой философии. Понятие "Теология"

Церковь, перестала быть абсолютным носителем образования. В этих условиях родилось свободомыслие. Эта идеология создала "теорию двух истин". Она перенесла проблему соотношения веры и разума в область взаимоотношений теологии и философии. Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии. И наоборот. Это была попытка утвердить независимость философии от теологии, признать равноправие.

От окончательного падения в сердцах людей церковь спас Фома Аквинский. Он постригся в монахи, отказавшись от денег и титула. Оставил после себя огромную библиотеку. Он создал учение о гармонии веры и разума, в котором указывал, что они находятся в вечном противоборстве. И то и другое направлено к свету, только разными путями. Проведя черту между естественным и сверхъестественным, Фома признал их самостоятельность. Хотя бы внешнюю. Но если возникали конфликты, правда оставалась на стороне Божьих откровений. И никаким естественным доказательствам нельзя доверяться. Так как истина откровений превыше всего, то есть, вроде бы философия стала самостоятельной, но в то же время был строгий контроль над любым поползновением чему-либо противоречить. Усилиями церковных верхов нераздельно установилось единовластие. Не согласных с церковниками уничтожали духовно и физически.

Теология - наука о боге.

Сами богословы, конечно, представляют теологию наукой. Более того, они провозглашают ее "царицей наук". Фома Аквинский определял теологию как "науку о Боге и всех вещах в их отношении к Богу". Богословие претендовало на некую наукообразность (например, те же по форме рациональные попытки доказательства существования Бога).

Конечно, и в науке вера играет определенную роль, но это не религиозная вера. Например, вера в правильность неких допущений при выдвижении научных гипотез, которые еще не доказаны рациональным или экспериментальным путем, а существуют лишь на уровне предположения, нуждающегося в доказательстве или опровержении. Но именно эмпирическое или теоретическое подтверждение этой гипотезы превращает гипотезу в научную концепцию.

Таким образом, теология (богословие) как учение о Боге не может быть причислена к рангу науки и называться наукой, так как у нее свое "поле применения".

Но ведь никто не говорит, что наука - это хорошо, а теология плохо, государство - это хорошо, а церковь плохо. Все это само по себе и ценно, и самоценно, однако речь идет о совершенно разных сферах бытия и познания. Так зачем же одному пытаться занять место другого - ведь от этого не будет хорошо никому. И весь исторический опыт - тому наглядный пример.

теория "двух истин" указала на то, в понимании чего спотыкаются сегодня не только религиозные деятели, но, увы, и некоторые ученые.

Что означают термины "карма" и "реинкарнация" философия буддизма

Буддизм - религия без бога.

реинкарнация - переселение души, происходящее с законом кармы

карма - совокупность действий, поступков, мыслей в течение всей жизни

колесо сансары - круговорот смертей и рождений

достижение нирваны - высшая цель. освобождение от страданий

Будда - просветленный человек

Антропоцентризм и натурфилософия эпохи Возрождения

Человек - центр мира, важнейший объект философии

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Натурфилософия зачастую носила прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио (1509-1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401-1464).

Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как "абсолютный максимум". Но все же "нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен"; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир.Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Что такое "Русская идея"

Фелофей - первым поставил вопрос о русской идеи

Филофей, иосифлянин, защитник крупного монастырского землевладения, провозглашая Москву третьим Римом, возлагал на Великого Князя ответственность за судьбу всего христианства и обязывал его блюсти интересы Церкви и защищать ее имущество.]

  •  Москва должна стать III Римом
  •  В эпоху Петра I Россия должна стать державой
  •  Коммунизм должен стать советским временем

а в настоящее время общая идея - проблема

особенности

  •  этическая направленность
  •  государственность
  •  литература
  •  православие

Проблема метода познания в философии нового времени. Рационализм и Эмпиризм

Идеальная пропорция, правильное сочетание разума и чувств.

Эмпиризм - направление в теории познания, опыт - основа знания. Безусловное и объективное знание. Индукция, мышление от частного к общему. Теория "идолов" Ф. Бэкона. Предрассудки нашего разума. Рационализм. Разум - главная форма и источник познания. Очень трудно сделать вывод об окончательной правоте какой-либо из описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной школой и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы (составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать этого.

Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить "что важнее", "что раньше появилось", "что первично - идея или материя", пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки ("начала времени") пространственных координат.

Занятие увлекательное и достойное уважения, но совершенно непосильное человеческому разуму на его теперешнем уровне развития, ибо невозможно найти начало у идеального круга. Идея порождает материю, и наоборот. Этот процесс был и будет всегда бесконечен.


Что такое "виртуальная реальность"

Виртуа́льная реа́льность (от лат.  virtus - потенциальный, возможный и лат.  realis - действительный, существующий) - создаваемый техническими средствами мир и передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения: зрение, слух, обоняние и другие. Обычно имеется реалистичная реакция на действия пользователя. Виртуальная реальность есть способ общения человека с "киберпространством" - некой средой взаимодействия людей и машин, создаваемой в компьютерных сетях.

Не следует путать виртуальную реальность с дополненной. Их коренное различие в том, что виртуальная конструирует новый искусственный мир, а дополненная лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального.

Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности должен производиться в реальном времени.

Гносеология и этика И. Канта. Понятия "категорический императив"

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая.

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

  1.  поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;
  2.  относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;
  3.  к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.

Раскройте смысл понятия "гражданское общество"

Аристотель. - сообщество свободных и равных граждан, связаны между собой определенной формой политического устройства

ГО - совок отношений в сфере экономики и культуре и др. развивающееся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства.

Понятие “гражданское общество, разрабатываемое сторонниками формационного подхода, относится чаще всего к характеристике буржуазного строя или капитализма. Оно употребляется вслед за Марксом как в широком смысле (для обозначения буржуазной формы общества в целом), так и в узком (для теоретического выражения конкретной социальной организации, находящейся между базисом и надстройкой, между экономикой и государством).

В концепциях модернизации и постсовременности (А. Турен, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, З. Бауман и др.) гражданское общество определяется либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из современного состояния и несущее на себе все его черты. В обоих случаях речь идет не о различных типах общества, а всего лишь о разных фазах или стадиях существования и развития гражданского общества. Даже представители теории постсовременности не отрицают сам факт существования гражданского общества, как такового. Они лишь подчеркивают значение постсовременной фазы его развития.

Социальная философия Марксизма. Понятие общественно - экономической формации. Типы формаций

Предмет соц. философия изучает закономерности и структуру общества.

основные функции: познавательная, прогностическая.

ОВ: как можно предсказать действие людей

Общественно - экономическая формация - это исторический этап развития общества.5 этапов

  •  первобытное
  •  рабовладельческое
  •  феодальное
  •  капитализм
  •  коммунистическая

По Марксу вся история человечества как история классовой борьбы

классовая борьба - это движущая сила развития общества

революции - локомотивы истории

Маркс делает вывод: 4формации предистории, а с коммунизма история человечества.

Становление новой, прогрессивной Формация общественно-экономическая - э. в конечном счёте обязательно предполагает достижение качественно более высокой ступени материально-технической базы общества, новой системы хозяйства, социального строя, культуры. Перед странами социалистического содружества возникла историческая задача: органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Только в условиях социализма научно-техническая революция обретает верное, отвечающее интересам человека и общества направление. В свою очередь, только на основе ускоренного развития науки и техники могут быть решены конечные задачи революции социальной - построено коммунистическое общество. Процесс рождения этого общества полностью подтверждает марксистско-ленинское учение о Формация общественно-экономическая.

Что такое "научная картина мира"

Научная картина мира - это совокупные знания об объективной реальности выраженные через систему всех наук. Наука стремится дать предельно объективную фотографию мира, она ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий и категорий.

Однако надо отметить, что ученые пришли к выводу, что при создании картины мира неизбежно проявляется антропоцентризм, то есть при характеристике объекта сказываются свойства наблюдателя, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности, исходящий из интереса, положений и условий познающего субъекта. Так что научная картина мира составляет сплав объективности и субъективности. Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, но и их отражение в сознании, то есть сам человек.

В каждой науке разделяют эмпирический уровень (накопленный фактический материал) и теоретический (обобщение эмпирического материала). Для заполнения того вакуума, который образовался в сознании людей после разрушения религиозного мировоззрения, была создана новая идеология сциентизма, которая заключалась в переносе на науку ожиданий жизненного руководства, веры в науку как в единственного пастыря.

"Философия любви" В. Соловьева

Соловьев принадлежит к старшему поколению тех мыслителей рубежа веков, которых коммунистический режим всячески замалчивал.

В.С. Соловьев был в большой степени их духовным и интеллектуальным отцом. Все они были "идеалистами", своим "абстрактным гуманизмом" отвлекали людей от классовой борьбы, поэтому и не вписывались в "материализм" нового коммунистического режима.

В своей жизни и философском творчестве Соловьев был смелым поборником абсолютного Добра, которое будет достигнуто в Царствие Божием. Он резко осуждал всякую попытку оправдать эгоизм, какими бы благовидными целями тот ни прикрывался. Так, например, Соловьев критиковал эгоизм в национальной жизни за его притворное служение народным интересам, а в религиозной жизни - за его утверждение, что только одна вера может привести к спасению. Подобные утверждения Соловьев считал проявлениями сектантского тщеславия.


В чем же сущность учения Соловьева и каковы его достоинства и недостатки?

Нравственный идеал христианства - это абсолютная, всеобъемлющая любовь, порождающая область бытия, свободного от борьбы за существование и всякого, даже малейшего насилия. В наши дни этот идеал может иметь смысл только в том случае, если законы физики и психологии, т.е. законы нашего ограниченного земного существования, будут признаваться относительными, а любовь утвердится не только как душевное состояние индивидуума, а как метафизический принцип, активно преобразующий мир и порождающий новую небесную и новую земную жизнь - град божий, в котором посредством взаимопроникновения всех существ каждое из них будет свободно от ограничений, накладываемых на него естественной необходимостью. В. Соловьев поставил перед собой задачу освящения духовных основ нашей земной жизни, ибо только благодаря их развитию и претворению в жизнь можно обрести царство божие, т.е. "достичь полного осуществления божественной и человеческой природы через богочеловека Христа, или, другими словами, обрести полноту человеческой жизни, соединенной во Христе с полнотою Бога".

Русская философия в лице В. Соловьева и его последователей придает особое значение концепции конкретно существующих идеальных принципов (логос, София, Адам, Кадмон, душа всякого индивидуума) и их воплощению. Абстрактные идеальные начала как таковые неспособны дать миру единство и определенность. Существование подтверждает абстрактные идеи только через посредство живых деятелей, конкретно идеальные принципы ("конкретные универсалии" в английской философии) индивидуумов, действующих в соответствии с идеальными формами. Более того, абстрактные идеальные принципы обуславливают только царство закона. Царство милости есть область конкретных, индивидуальных проявлений любви. Таким образом, только единство указанных принципов обусловливает рациональный космос. Таким объединяющим принципом должно быть конкретно идеальное бытие, а не абстрактная идея.

Владимир Соловьев и его последователи рассматривали христианство как религию жизни и абсолютной полноты духовного и телесного бытия. Поэтому Соловьев уделяет большое внимание учению о преображении плоти, т.е. одухотворенной, обожествленной материи, воскресению тела.

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится". (1-е Коринфянам, 13: 4-8).

Что изучает раздел "философия истории"

Раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства [1]. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий [2].

Античность - уже в умах мыслителей античного времени возникло стремление к упорядочению исторических знаний, периодизации истории и постижению её направленности.

Средние века - первую поистине историософическую идею предложило христианство. Именно оно впервые ввело понятия равенства всех людей перед Богом и тем самым - общей судьбы всех народов мира. "Христианский историк, подобный св. Августину, не интересовался конкретной историей греков или евреев как таковых; для него было важно искупление человека как человека, событие, устанавливающее действие воли Божией на Земле.

Новое время - XVII век. - Философы предоставляли в своих системах место истории и учению об обществе лишь в приложениях, где были выражены личные взгляды на жизнь, как это сделал Декарт, или подчиняли эти науки рационализму и механистическим воззрениям, как сделали Гоббс и Спиноза.

XVIII век - Руссо, открыв новую мировую эпоху, принудила к еще большему осмыслению истории. Из противопоставления идеям Французской революции вообще вышла философия истории как таковая.

XIX век - Основные подходы.

К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.)

цивилизационный (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Б.С. Бондаренко, С.А. Нефёдов, и др.)

мир - системный (А.Г. Франк, М.А. Чешков, А.В. Коротаев, и др.)

глобально-формационный (Ю.И. Семёнов)

синергетический (И. Пригожин, Г.Г. Малинецкий, П.В. Турчин, и др.)

новая наука истории (Школа "Анналов": М. Блок.

Формационный подход к истории - К. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировав рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории.

первобытно-общинная

рабовладельческая

феодальная

капиталистическая

коммунистическая.

Хотя сам термин "философия истории" принадлежит французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе "Идеи к философии истории человечества" (1784).

Проблема русского национального характера в творчестве Н. Бердяева

Национальный характер - психология народа. По мнению Бердяева у русского человека монгольское тело и византийская душа

Широта души это отражение широты территории; ритм жизни - климат; отношение к труду - работа из под палки; отношение к власти - восточная деспотия; свойственен дух соборности.

Россия - самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обреченное на гибель. Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение. Самый смиренный и есть самый великий, самый могущественный, единственный призванный. "Русское" и есть праведное, доброе, истинное, божественное. Церковный национализм - характерное русское явление. Им насквозь пропитано наше старообрядчество.

Что такое "научная парадигма"

Научные парадигмы - это совокупность предпосылок, определяющих данное конкретное исследование, признанных на данном этапе развития науки и связанных с общефилософской направленностью. Понятие парадигмы появилось в работе Т. Куна "Структура научных революций". В переводе оно означает "образец", совокупность признанных всеми научных достижений, определяющих в данную эпоху модель постановки научных проблем и их решение. Это - образец создания новых теорий в соответствии с принятыми в данное время. В рамках парадигм формулируются общие базисные положения, используемые в теории, задаются идеалы объяснения и организации научного знания. Работа в рамках парадигмы способствует уточнению понятий, количественных данных, совершенствованию эксперимента, позволяет выделить явления или факты, которые не укладываются в данную парадигму и могут послужить основой для новой.

Проблема "Сверх человека" в творчестве Ф. Ницше

"Сверх человек" - это человек, который меняет все без использования военной силы, без насилия (Иисус, Моисей,)

Исходное значение префикса uber - "за пределом", т.е. Ubermensch - это "нечто", находящееся за пределом понятия "человек". означающее "человека преодоленного".

Ницше - идею общественного равенства, его презрение к бедным и деление человечества на господ и рабов.

Что такое "антропосоциогенез"

Антропогенез - процесс исторического развития человека, того биологического вида, к которому принадлежим мы все. Важнейшее значение в разработке теории антропогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов труда в формировании человека. Другой краеугольный камень учения об антропогенезе - общая теория эволюции и ее крупнейшее достижение - гипотеза происхождения человека от обезьян, сформулированная Чарльзом Дарвином.

Антропосоциогенез есть процесс формирования социальных законов, посредством неопределенной и комбинативной изменчивости генотипов с элиминацией тех популяций, особи которых были наименее приспособлены подчинять свою деятельность зарождающимся правоотношениям.

Правоотношения зарождались в период систематической трудовой деятельности гоминид по изготовлению орудий многократного использования, когда производители орудий стали требовать признания права собственности на орудие собственного изготовления.

Философские идеи Л. Толстого и Ф. Достоевского

Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни - основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия; зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.

Исторический прогресс у него решал вопрос о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который должна была дать созданная им "истинная религия". В ней Л. Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты и роль церкви в общественной жизни. Самосовершенствование человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.

Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему душевный и социальный порядок, то полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом - противоречие принципов и выводов. Философия Толстого утопична.

Достоевский делал упор на "русское решение" социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы, на основе христианского братства. Сильные религиозные, мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями в области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным мыслителем.

Ф. Достоевский - выразитель начал, которые стали основанием нашей национальной нравственной философии. Он - искатель искры Божьей во всех людях - даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - идеал великого мыслителя.

Раскройте смысл понятия "пантеизм", "деизм", "атеизм"

Пантеизм - учение, отождествляющее в известном отношении Бога с миром; на это указывает само название, происходящее от греческого - все и - Бог. В основе этого учения находится проблема об отношении единства к множественности, бесконечного к конечному, с которой приходится иметь дело всякой философии. Во множественном и конечном мире явлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство и бесконечность.

Деизм (от лат. Deus - Бог) - религиозно-философское воззрение, характерное прежде всего для философии Нового времени. Сам термин получил распространение в протестантских кругах. Наивысшее развитие деизма получил в философии Просвещения. Деистами было большинство фр. энциклопедистов. В Великобритании к деистам относят Дж. Толанда, А. Шефтсбери, М. Тиндала, Г. Болингброка. В Германии к Д. примыкали Д. Реймарус, М. Мендельсон, Г.Э. Лессинг.

Атеизм (от греч.  Безбожный) - позиция отрицания заявлений теизма, что существуют какие-либо сверхъестественные силы или существа, например, бог, боги, духи, другие нематериальные существа, или отсутствие веры в их существование. Хотя обычно предполагается, что атеисты не религиозны, некоторые религии всё же характеризуются атеистическими свойствами из-за отсутствия в них веры в персонифицированного бога (буддизм).

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Проблема познаваемости мира

ПОЗНАНИЕ - это общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, "вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Идеализм абсолютизирует отдельные моменты процесса познания, отрывает его от объекта, превращает развитие знания в нечто самостоятельное, а некоторые идеалисты видят в нем причину и источник развития предмета. Материализм рассматривает познание, как процесс приблизительно верного отражения действительности в сознании человека. Познание проходит путь от анализа явления к анализу сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от изучения предмета к исследованию системы взаимоотношений между предметами.

Предметы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческой деятельности, подвергаются активному воздействию со стороны человека; лишь благодаря этому обнаруживаются, раскрываются их свойства.

В процессе чувственного познания большую роль играют ощущения. Ощущение дают нам знания об отдельных свойствах и сторонах предметов и явлений. Ощущения являются образами движущейся материи, субъективными образами объективного мира

Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.

Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько? ” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.

Что такое "европоцентризм"

Европоцентризм в философии и культуре - концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т.д. происходит только в Европе. Истоки Европоцентризма можно видеть в противопоставлении греко-римской цивилизации "варварам". В средние в. Европоцентризм был присущ идеологии католицизма, рассматривающей Рим и папство в качестве духовного центра земли. Раннебуржуазный Европоцентризм. также имел религиозную подоплеку и зачастую маскировал колониалистские устремления капиталистических стран Европы. Идеи Европоцентризм. были свойственны философии Гегеля, представляющего Прусскую империю носителем свободы и истинной культуры, взглядам франц. историка Ж. Мишле, игнорирующего неевропейскую культуру и т.д. Определенное преломление идеи Е. получили в теориях Шпенглера и Тойнби, отрицающих преемственность и возможность связей между автономными культурами. Концепция Е. выполняет идеологическую функцию защиты "европейской", т.е. капиталистической, цивилизации, апологетизации буржуазного образа жизни, оправдания неоколониализма.


Проблема истины в философии. Истина и заблуждения. Критерии истины 

Заблуждение - знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать ложь, которая есть преднамеренное искажение действительности. Заблуждение и ложь дают определенную характеристику знания.

Истина - это адекватное отображение объекта познающим субъектом в знании. Это значит, что истина есть свойство знания, а не объекта познания. Еще Аристотель заметил, что истинное или ложное находится не в вещах, а в мысли. Он сформулировал классическую концепцию истины, которую также называют концепцией соответствия, или корреспонденции, поскольку в данной концепции истину понимают как соответствие знания объекту.

Истина субъективна лишь по форме ее выражения, но объективна по содержанию. Объективность истины означает, что она, в конечном счете, обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью ее содержания от познающего субъекта.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут. Кроме того, абсолютную истину понимают как абсолютное в истине, т.е. как такое содержание знания, которое никогда не может быть опровергнутым в будущем.

Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и Уточнение по мере развития практики и познания. Изменчивость наших знаний связана с тем, что истина всегда конкретна. Это значит, что познание должно учесть место, время и другие специфические обстоятельства, в которых существует объект познания. Истинное суждение об объекте, находящемся в одних условиях, может превратиться в заблуждение, если рассматривать данный объект в иных условиях.

В истории философской мысли выдвигались различные критерии истинного знания. Французский математик, физик и философ Ж. Пуанкаре стал основоположником конвенционализма. В конвенционализме критерием истины является то, что соответствует условному соглашению (конвенции) между учеными, а выбор их обусловлен соображениями простоты, удобства и целесообразности. Русские махисты в качестве критерия истины выдвигали общезначимость. Так, А.А. Богданов считал, что критерием истинного знания должен быть коллективно организованный опыт людей, ибо миллионы людей, да еще на протяжении многих поколений ошибаться не могут. Однако общезначимость истины вовсе не исключает ситуаций, когда один прав, а большинство не право.

В прагматизме критерием истины считается то, что является выгодным, полезным. Безусловно, практически полезное знание, тем более, если оно приносит успех, можно истолковать как истинное. Однако подобная трактовка истинности чревата парадоксальными результатами. В марксистской философии критерием истины признается практика. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой могут претендовать на знания объективной истины. Практика носит исторический характер, она постоянно развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент полностью подтвердить те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Чем отличается массовая культура от народной культуры

Массовая культура (с появлением городского образа жизни) - вид культуры характеризующая производство культурных ценностей

  •  массовое потребление
  •  стандартизация по форме и содержанию
  •  средства массовой информации

(Массовая культура не только является культурой развлекательной, но еще и весьма низкого уровня. В средние века эту разновидность культуры являл балаган.)

"Макдональдс" (ставших на Западе символом самой массовой культуры)

Народная культура (этническая)

  •  фольклор
  •  одежда

Понятие науки. методы научного познания. Научная картина мира

3 основных смысла:

  •  система знаний о природе и общества
  •  вид деятельности направленной на изучение мира
  •  социальный институт общества

особенности науки

  •  объективность
    •  верифицированность (опытная проверка)
    •  особый язык изложения (понятие, символы)
    •  субъект познания (обладающий определенным уровнем образования)
    •  экспериментальная база

Методы: эмпирические, индукция, дедукция, аксиомы, моделирование, диалектические

Все методы делятся на общенаучные и частнонаучные.

Научная картина мира - это совокупные знания об объективной реальности выраженные через систему всех наук. Наука стремится дать предельно объективную фотографию мира, она ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий и категорий.

Однако надо отметить, что ученые пришли к выводу, что при создании картины мира неизбежно проявляется антропоцентризм, то есть при характеристике объекта сказываются свойства наблюдателя, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности, исходящий из интереса, положений и условий познающего субъекта.

Что такое Субстанция

Субстанция - единая первооснова всех вещей, это то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают, во что превращаются после своего разрушения и гибели. Нас окружает огромное разнообразие предметов и явлений - животные и растения, моря и горы, звезды и планеты. Субстанция - это то, что все их объединяет, что лежит в основе всего существующего

В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф. Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. - гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк).

Общество как система. Гражданское общество и государство

Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества. Общественные отношения.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития.

Аристотель. - сообщество свободных и равных граждан, связаны между собой определенной формой политического устройства

ГО - совок отношений в сфере экономики и культуре и др. развивающееся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства.


Какие теории называются утопическими

Утопия - от греч. места которого нет, изображение идеального общественного строя, лишенного научного обоснования; жанр научной фантастики, обозначение всех сочинений, содержащих не реальные планы социальных преобразований.

Термин происходит из книги Мора.

Он приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является частная собственность. Идеальный общественно-политический строй, отвечающий интересам трудящихся,-это строй, основанный на общественной собственности.

Философские проблемы науки и техники. Понятие виртуальная реальность

Виртуа́льная реа́льность (от лат.  virtus - потенциальный, возможный и лат.  realis - действительный, существующий) - создаваемый техническими средствами мир и передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения: зрение, слух, обоняние и другие. Обычно имеется реалистичная реакция на действия пользователя.

Техника - это творение человека

отрицательное

  •  технофобия
    •  экологические проблемы
      •  антропологические изменения
      •  демонические


Что такое герменевтика

Герменевтика (греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий) - искусство и теори истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтики и библейской экзегетике.

Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования (интерпретации) начато немецким теологом протестантом и филологом-классиком Ф. Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, цель которого - понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Вслед за Шлейермахером наиболее существенное влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе истолкования и понимания оказал В. Дильтей, обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса - "науки о природе" и "науки о духе", Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, являющиеся "проявлениями жизни".

В настоящее время герменевтика - одно из основных направлений современной, в первую очередь западноевропейской философии. Герменевтика является методологией гуманитарных наук, онтологией и универсальным способом философствования. Являясь методологией гуманитарных наук, герменевтика выходит за их пределы.


Понятие сознания. Структура сознания. Проблема бессознательного З. Фрейда

СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно - эмоциональное отношение к ним.

Структура сознания представляется нам каким-то чисто "пространственным" образом существования сознания. Когда мы говорим, что сознание существует, то представляем себе, что существует ряд совершенно конкретных явлений сознания, мыслимых как конкретно различные или одни и те же в отношении содержания.

Сама структура сознания есть определенная пространственная конфигурация.

Бессознательное - это есть совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент контролю со стороны сознания. К бессознательным относят сновидения, гипнотические состояния и состояние невменяемости (аффекта). Все, что не находится в данный момент в фокусе сознания индивида, но может быть включено в сознание посредством памяти нельзя относить к бессознательному. Бессознательное - это также и инстинкты (безусловные рефлексы) как следствия биологической сущности человека. Инстинкты могут порождать и порождают подсознательные желания, которые позже могут попадать в сферу сознательного. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, а затем погружаться в сферу бессознательного.


Каковы особенности постиндустриального общества

Постиндустриальное общество характеризуется прежде всего как общество знаний, высоких технологий и услуг, направленных на удовлетворение широкого круга материальных и духовных потребностей людей, коренным образом меняющих условия их труда, быта и отдыха. В сферу услуг включаются многочисленные отрасли, предприятия и организации. Наряду с системой материальных и духовных ценностей данная сфера становится важнейшим слагаемым национального достояния. Решающую роль в становлении постиндустриального общества играет система коммуникаций, в которой на первый план выходят телекоммуникации. "С наступлением компьютерной эры, - пишет Д. Белл. - вообще отпадает необходимость в жесткой фиксации рабочего места", а современные рынки - "это не территории, а коммуникационные сети". В результате такой организации общества резко возрастает число активных участников бизнеса, растет скорость и частота деловых контактов. Основной, по мнению Д. Белла, вопрос перехода к постиндустриальному обществу заключается в создании "новых социальных структур", реагирующих на новые условия производства и меняющих ценностные ориентации. 

Культура как способ бытия человека. Культура и цивилизация

Культура

Цивилизация

Носит ценностный характер

Прагматична (ориентируется на критерий полезности)

Культура органична, функционирует как живое целое. 

Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)

Культура аристократична (шедевры - творения гения)

Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)

Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается)

Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно. 

Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкурир. с жизнью.)

Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни. 

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.

Ж. Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).

Что такое "деизм"

Деи́зм (от лат.  deus - бог) - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью. Внутри деизма существует много течений. Рамки деизма невозможно точно определить, поскольку сама концепция деизма не предполагает жестких канонов. В то же время деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой - единственные средства для познания Бога и его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.

Деизм не предполагает существование профессиональных священнослужителей деизма, церквей, церковных общин, церковной иерархии; существуют лишь светские объединения деистов, наподобие клубов.

Русский космизм

Поток русской культуры (работы философов, ученых, теологов, писателей, поэтов, художников).

Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством.

Намеренное противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.

Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя - чувствующих и мыслящих существ.

Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.

Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, "родства" людей, преемственности поколений, сплоченных "общим делом" для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.


Как формулировался основной вопрос философии в античности

Проблема поиска первоначала (субстанции)

Материалисты считали, что мир возник естественным путем

Анаксимандр - воздух

Анаксимен -  стихий (воздух, вода, земля, огонь)

Гераклит - огонь

Демокрит - вещество, состоящее из атомов (атомы не делимое)

Идеалисты считали, что субстанцией является духовное первоначало

Платон основатель идеализма

Дуалисты признавали две субстанции

Аристотель - любая вещь материальна и имеет душу

Размещено на Allbest.ru




1. заповідні території їх типологія значення Бурхливий розвиток промисловості та сільськогосподарськог
2. Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
3. Госпожа АбуСимбела Кристиан ЖакГоспожа АбуСимбела Серия- Рамзес ~ 4 OCR Usts Redchec
4. Лабораторная диагностика венерических болезней
5. классика pocketbook ' Хулио Кортасар
6. организационная обособленность предприятия состоит в обособлении ресурсов предприятия едином адм
7. агрегатное состояние вещества в котором частицы не связаны или весьма слабо связаны силами взаимодействия;
8. Двигательная активность в жизни человека
9. Физические свойства вакуумно-плазменных покрытий для режущего инструмента
10.  Into the Drk Перевод осуществлён на сайте- http---forum
11. ЭМП ИЗЛУЧЕНИЯ РАМКИ С ТОКОМ
12. Исследование ДНК волос для идентификации личност
13.  Утварэнне Вялікага княства Літоўскага- розныя падыходы і канцэпцыі
14. борьба с революционным движением в Европе 2 попытки разрешить восточный вопрос
15. Расчет стального газопровода
16. Интеркров жестянщик Ул
17. педагогической практики магистранта ки 2го года обучения группы Ф
18. Тема- Учет и контроль затрат по видам местам возникновения центрам ответственностиПредметом управленческо
19. Бардаченко В. Ф. Абубекеров Р
20. Введению в языкознание 1