Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Новая история стран Азии и Африки
Китай.
Китайская цивилизация возникла в III тыс. до н. э. Она является древнейшей из ныне существующих и единственной сохранившейся первичной цивилизацией. Китайцы едва ли не единственная этнокультурная общность, имеющаяся непрерывный путь развития на протяжении нескольких тысячелетий. Кроме непрерывности развития китайская история более, чем другие обеспечена письменными источниками, имеющими обоснованную датировку и устойчивую интерпретацию.
Древность и первичность китайской цивилизации подтверждается её базовыми понятиями. До наших дней в качестве главного и официального названия Китая используется понятие «Срединное государство». Одним из неофициальных названий является «Поднебесная». В каждый отдельный период времени Китай был известен по названию правящей династии. За 4 тыс. лет в стране сменилось 12 всекитайских династий (Ся, Шан, Чжоу, Цинь, Хань, Цзинь, Суй, Тан, Сун, Юань, Мин, Цин). Были ипериоды полной раздробленности. Всего династийных периодов этапов истории Китая, выделяется более 20.
В русский язык слово «Китай» пришло от греков, из Византии, которые так именовали народы Восточной Азии по названию народности кидани, проживавшей в государстве Ляо в X-XII вв. В Европе вслед за итальянцами для обозначения Китая использовалось название первой империи Цинь (Чина, Сина).
Религиозные, идеологические и политические традиции Китая были заложены в древности. В стране не сложилось развитого института церкви. Главным для китайцев всегда был культ предков, основная масса населения придерживалась системы традиционного китайского религиозного синкретизма, созданного на основе конфуцианства, буддизма и даосизма. (Конфуцианство не является религией, но на народном уровне и в государственной практике принимает черты и формы религиозной культуры. Буддизм проник в Китай в I в. Даосизм активно развивается в IV в., а окончательное оформление связано с влиянием буддизма в VII-VIII вв.)
Идеологическое и политико-правовое обоснование власти императора хуанди было оформлено в III-II вв. до н.э. Хуанди получал «Мандат Неба», т.е. становился «Сыном Неба» - наместником Бога на земле.
Государственной идеологией Китайской империи было конфуцианство, впитавшее в себя основные принципы легизма. В период последних династий господствовало одно из направлений конф-ва чжусианство (по имени Чжу Си XII в.)
Новая история Китая охватывает историю Цинской империи от её создания до гибели. Данный период совпадает с принятой в отечественной историографии периодизацией новой истории (сер.XVII в. 1919 г.).
Тема № 1. Китайская империя в XVII сер. XIX вв.
План:
1.Падение династии Мин и завоевание Китая маньчжурами.
2.Социально-экономическое развитие Цинского Китая.
3.Политическое устройство Китая.
4.Расширение границ Цинского Китая.
5.Торгово-экономические отношения между Китаем и Западом в XVII- нач.XIX вв.
6.Первая опиумная война.
7.Тайпинское восстание
8.Вторая опиумная война.
1. Пережив в XIII в. монгольское завоевание, Китай в1368 г. восстановил национальную государственность с воцарением династии Мин. Однако в её правление Китай не избежал обычной участи. Рост частного землевладения, долговая кабала и обезземеливание крестьянства, налоговый гнёт и коррупция ослабили Китай. В нач. XVII в. Китай переживал кризис, типичный для окончания очередного династийного цикла. В этих условиях началось одно из самых продолжительных и мощных в истории Китая народное восстание 1628-1644 гг. После ряда побед и поражений восстание в нач. 40-х гг. вступило в стадию нового подъёма. Одним из центров повстанцев был Сианьский округ провинции Шеньси, второй юго-западная провинция Сычуань. В первом районе восставших возглавил Ли Цзычен (выходец из крестьян, был приговорён к смертной казни за убийство жены, бежал из тюрьмы). Сычуанский центр находился под контролем Чжан Сяньчжуна, порвавшим с Ли Цзыченом в 1636 г. Здесь на освобождённых из-под минской власти территориях было провозглашено государство Дасиго (Великое Западное государство).
Армия Ли Цзычена повела наступление на Пекин. (В 1643 г в Сиани он был провозглашён императором новой династии). Армия шла под белым знаменем, набор в неё осуществлялся принудительно и охватывал всех мужчин от 15 до 40 лет. Дезертиров четвертовали. Огнестрельного оружия у повстанцев не было, использовалась традиционная тактика запугивания противника. Впереди шли провокаторы и сеяли панику, затем двигались отряды малолеток, бесстрашные и жестокие, и лишь после этого в дело вступали наиболее боеспособные части. В апреле 1644 г. восставшие вошли в Пекин. Последний император Минской династии покончил с собой (по китайской традиции вместе с императором покончили с собой ещё 80 тыс. чел.)
Захват Пекина не обеспечил восставшим окончательной победы. Недалеко от города была расквартирована самая боеспособная армия Китая, прикрывавшая самое опасное направление проход через Великую Китайскую стену. Во главе этой армии стоял генерал У Саньгуй. С ним новый император не нашёл общего языка. Возможно, конфликт между ними произошёл из-за причин личного характера (Ли Цзычен увёз любимую наложницу У Сангуя). У Сангуй обратился за помощью к маньчжурам.
Маньчжурские племена являлись потомками чжурчжэней и обитали к северо-востоку от Великой Китайской стены. В нач. XVII в. было образовано маньчжурское государство во главе с ханом Нурхаци. (По преданию племя Нурхаци было вырезано китайским карательным отрядом. Спастись удалось только 16-летнему сыну вождя с 13-ю воинами). Объявив себя правителем, Н. взял для новой династии девиз «Цзинь» - «золотая». Столицей стал город Мукден. Государство строилось по военному образцу, в основе его лежала «восьмизнамённая система». Всё население было сведено в 4 корпуса, каждый из них имел знамя определённого цвета: жёлтое, белое, красное, синее. Затем к этим корпусам были добавлены ещё 4 пограничных со своими знамёнами. На базе этой системы была создана восьмизнамённая армия, в которой кроме 8 маньчжурских знамён были 8 монгольских и 8 китайских. К 20-м гг. XVII в. армия достигла 100 тыс.
Сын Нурхаци Абахай (1626-1643) изменил девиз правления на Цин «чистая».
Маньчжурская династия на протяжении нескольких десятилетий успешно воевала против китайской армии, отвоевала у Минской династии всю Маньчжурию. Не раз маньчжуры совершали рейды по территории Китая, но не предпринимали попыток захватить Пекин.
Маньчжуры согласились оказать военную помощь У Сангую в обмен на признание власти маньчжурского хана. У Сангуй признал себя вассалом хана и приказал своей армии выполнить ритуальные действия, подтверждавшие маньчжурское подданство.
Армия Ли Цзычена под натиском коалиции маньчжуров и У Сангуя покинула Пекин. Город был занят маньчжурами, которые в октябре 1644 г. провозгласили своего императора под девизом правления Шуньчжи. Так началась история Цинского Китая.
Завоевание Китая продолжалось почти 40 лет и прошло ряд этапов: 1644-1647;1647-1650; 1650-1662; 1662-1683. На первом этапе маньчжуры подчинили все крупные города Китая от Пекина до Гуанчжоу. В 1645 г. Цинны разбили армию Ли Цзычена. В1646 г.они столкнулись с войсками Чжан Сянчжуна, которые также потерпели поражение. Решающим сражением на пути в южный Китай стала оборона Янчжоу. Оборона продолжалась 10 дней, после чего Цинны захватили и уничтожили город, при этом погибло 800 тыс. человек. После этого Нанкин был сдан без боя и довольно быстро были захвачены все крупные города юго-востока Китая.
«Победное шествие» маньчжуров было эффектным, но не прочным. В 1648-1650 гг. на завоёванных территориях произошли восстания, и власть Цинов почти везде была свергнута. Остатки минской армии и крестьянской армии объединились и получили название «Армия 13 соединений». Эти силы изгнали маньчжуров из провинции Хунань. Другим лидером сопротивления был Ли Динго. К 1650 г. Цинам удалось переломить ситуацию в свою пользу.
Третий этап был связан с борьбой против Цинов на юго-западе. Единого антицинского фронта создать не удалось и юго-западный Китай был окончательно покорён Цинской династией.
Последний этап 1662-1683 гг. На юго-востоке лидером сопротивления стал Чжэн Чэнгун, прозванный на западе Коксигой. Он захватил юг провинции Фуцзянь и неоднократно пытался взять Нанкин. В его распоряжении были значительные средства, флот. Цинам удалось вытеснить Чжэн Чэнгуна с материка, но в 1661 г.он отвоевал у голландцев Тайвань.
В 1673 г. на юго-западе произошло «восстание трёх вассалов». Лидером был У Сангуй. Поводом стало распоряжение об отставке трёх генералов. В ответ Сангуй У поднял восстание и создал собственное государство Чжоу. После смерти У Сангуя маньчжуры подавили мятеж к 1681 г. В 1683 г. маньчжуры захватили Тайвань. Таким образом, весь Китай был завоёван и объединён под властью Пекина.
Успешное завоевание Китая было во многом связано с внутренней политикой цинского правительства. Маньчжуры уменьшили налоговое бремя, отменили недоимки по налогам и провели ряд мероприятий по наделению крестьян землёй. Спаду социально-экономической напряжённости способствовало и значительное уменьшение численности населения: с1600 по 1683 г. численность податного населения сократилась с 160 до 63 млн. чел.
Цинское правительство проводило политику не истребления, а умиротворения непокорных и мятежников. Впереди маньчжурской армии всегда шли китайские армии, перешедшие на сторону Цинов. Поэтому жестокость завоевания не связывалась населением с этническими маньчжурами.
Маньчжурам удалось завоевать Китай во многом потому, что антицинские силы не смогли объединиться. Цины постарались максимально сохранить государственный аппарат Китая, его политическую и правовую систему.
Будучи шаманистами, маньчжуры не притесняли, а наоборот поддерживали конфуцианство и буддизм. Маньчжурский шаманизм вписался в традиционный китайский религиозный синкретизм и дополнил его.
Несмотря на принятие китайских традиционных ценностей, маньчжуры предприняли ряд мер для закрепления своего господствующего положения. Завоеватели конфисковали в свою пользу часть земель в разных провинциях, были запрещены браки между китайцами и маньчжурами, одной из самых непопулярных мер был указ, обязывающий всех мужчин брить голову и отпускать косу на затылке. За невыполнение этого указа наказывали смертной казнью.
Завоевание маньчжурами Китая и приход к власти Цинской династии классический пример разрешения циклического династического кризиса.
2.После маньчжурского завоевания не произошло заметных изменений в сфере аграрных отношений и городского хозяйства. Весь земельный фонд делился на земли «минь» - народные и «гуань» - государственные. На долю первой категории приходилось 80% всех земель. За эти земли собственники платили в казну налоги. Господствующей формой поземельных отношений была аренда. Права пользования, владения и распоряжения землёй были сильно ограничены. При продаже или сдаче земли в аренду продавец обязан был предложить её вначале родственникам, бывшим собственникам, соседям. Если кто-то из них желал купить землю, продавец обязан был продать её, даже если прочие лица предлагали большую цену. Таким образом, при реализации прав на землю нельзя было нарушать комплекс прав и обязанностей, вытекающих из членства в любом сообществе: родственников, соседей, земляков и проч. В китайской правовой культуре было много инструментов и институтов, ограничивающих свободу частного собственника земли. Свободное распоряжение землёй не могло господствовать в традиционном Китае, т. к. быстро привело бы к разрушению мелкой земельной собственности и ликвидации крестьянства как класса, а следом и к гибели всей земледельческой цивилизации.
Государственные земли делились на разные категории условного и общественного землевладения. Земли императорской семьи - удельные находились в основном в Чжили и в Маньчжурии. Обрабатывали эти земли прикреплённые к ним крестьяне. Другой формой феодального землевладения были знамённые земли. В Маньчжурии, где знамённые были коренным населением, они сами обрабатывали земли, налог не платили, но обязаны были за это нести службу (как казаки в России). Во Внутреннем Китае эти земли обрабатывали зависимые крестьяне. К необлагаемым казённым землям относились земли военных и гражданских поселений и разные виды общественного землевладения. К последней категории относились училищные, храмовые, жертвенные, которые не облагались налогом, т. к. доходы с них шли на финансирование общественных нужд. Они реально находились в коллективной собственности, номинально оставаясь государственными.
Таким образом, в Цинском Китае господствовало частное землевладение, а также присутствовали разные формы феодального и общественного землевладения.
Основными социальными институтами, обеспечивавшими нормальное функционирование земледельческое хозяйство, были деревенское общество, клан и семья. Основным типом поселения в Китае была деревня. Компактные поселения сельских производителей могли включать до тысячи дворов. Деревни не были самодостаточными и всегда тяготели к городам. Лидерами деревни обычно были местные шеньши лица с учёной степенью. Китайская деревня очень мало зависела от властей и не имела ни официальных представителей государства, ни государственной регламентации своей жизни. Важнейшую роль среди социальных структур Китая продолжал играть клан группа родственных семей, носивших одну фамилию. Рамки клана обычно ограничивались семью поколениями родственников по мужской линии (7 поколений боковых ветвей двоюродных и прочих братьев). Клан выполнял хозяйственные функции, имел общую собственность. Основной задачей клана было выполнение культа. Основным был культ предков, который не оставлял места церковной организации. Устойчивость клановой организации не везде была одинаковой. В городе слабее, чем в деревне. На Севере слабее, чем на Юге.
Основной хозяйственной единицей была семья. Право собственности на землю закреплялось именно за главой семьи. Согласно цинскому законодательству, в семье могла быть лишь одна жена и несколько наложниц.
Кроме естественно сложившихся социальных институтов, в Цинском Китае существовала и искусственно введённая сверху административная организация населения баоцзя и лицзя. Баоцзя служила целям полицейского контроля и распространялась и на города, и на сельскую местность. Бао объединяла тысячу семей, состояла из 10 цзя, каждая из которых насчитывала 10 десятидворок. Основной задачей данных объединений был контроль за движением населения и обеспечение правопорядка. Лицзя система подворной организации с целью сборов налогов. Она объединяла по 110 семей. 10 наиболее зажиточных семей выделялись для поочерёдного несения контроля за сбором налогов. Остальные делились на десятки.
Историки спорят, существовал ли в Китае институт общины. Скорее всего, формально поземельная сельская община отсутствовала, но реально в рамках деревни существовали институты, присущие соседской общине. Община была слабой и неоформленной, потому, что часть её функций брал на себя клан, а часть искусственные подворные объединения.
Китайская традиционная сословная структура представляла систему ши-нун-гун-шан: ши - учёные, нун земледельцы, ган ремесленники, шан торговцы. Эта система отражала иерархию важности занятий. В отличии от других систем (индийской и европейской) в Китае не выделялись служители культа и военные. В Китае не было института церкви, а идеологами были учёные чиновники, функции которых не отличались от функций духовенства. Отсутствие военного сословия объясняется тем, что существование Китая меньше всего зависело от армии. Приниженное положение ремесла и торговли отражало общие принципы традиционных систем и отчасти оправдывалось конфуцианством.
Сословная структура Цинского Китая не совпадала с традиционной системой. Верхнюю ступеньку занимала сословная группа знати. Выделялась знать родовая и служилая. Родовая состояла из родственников императора и представителей других знатных фамилий маньчжурского и монгольского происхождения. Во главе этой пирамиды стоял сам хуанди или богдыхан (по правилам двора император мог иметь 2 жены и 120 наложниц). Родственники императора делились по степени знатности на 12 рангов у мужчин и 8 рангов у женщин. Прямые потомки императора относились к князьям «желтопоясным», боковые потомки к «краснопоясным». К родовой знати принадлежали потомки знатных монгольских и маньчжурских семей. «Железношлемными» князьями называли потомков тех, кто активно участвовал в завоевании Китая.
Служилая знать включала верхушку представителей сословий знаменных и учёных, а также элиты малочисленных народов империи. Нетипичным для традиционного Китая было присутствие в Цинский период военно-служилого сословия знамённых, в состав которых включались все приписанные к «восьмизнамённой» армии. Этот сословный статус передавался по наследству, представителям этой группы было запрещено вступать в брак вне своего сословия. Знамённые обязывались служить государству и за это получали необлагаемую землю в наследственное пользование. Это сословие было немногочисленным менее 0,5% от всего населения.
Наиболее устойчивым в сословной структуре Китая было сословие шеньши. Принадлежность к этому сословию определялась не наследственным, а приобретённым статусом. Для получения учёной степени необходимо было сдать государственные экзамены. Уездные экзамены для получения первой степени устраивались ежегодно. Затем следовали провинциальные экзамены. Раз в три года проводились столичные экзамены на получение высшей степени. Главной привилегией учёного сословия было право на занятие должностей в государственном аппарате. Иерархия служилых шеньши определялась 9-ранговой системой. За службу они не получали земли и не освобождались от поземельных налогов, а получали лишь жалование. Но оно не было единственным источником доходов чиновников, а составляло 1%. Основная доля доходов была нелегальной. В Китае существовал приоритет гражданских чиновников над военными.
Кроме государственной службы, 40% шеньши были заняты в сфере частного образования.
Шеньши имели особый правовой статус, соответственные знаки отличия, освобождались от трудовой повинности. Это была самая многочисленная привилегированная сословная группа в Китае.
Самая многочисленная сословная группа в Китае простолюдины. Земледельцы по-прежнему имели ряд привилегий, но в Цинском Китае был ликвидирован запрет сдавать экзамены для ремесленников и торговцев. Правовой статус горожан не отличался от крестьянского.
На низшей ступени социальной лестницы стояла группа неполноправных представители низких профессий. К этой категории относились актёры, полицейские, слуги, рабы. Они лишались права сдавать экзамены. Общая численность этой группы была невелика 1%.
3. Главой Цинского Китая являлся хуанди император, глава религиозной и светской власти. Императором мог быть только мужчина. Всего на цинском престоле сменилось 10 хуанди.
Император опирался на законосовещательный орган власти. Первоначально эти функции выполнял императорский секретариат, а затем Военный Совет.
Правительство Китая традиционно состояло из 6 ведомств: чинов, налогов, церемоний, военного, судебного и общественных работ. Во главе каждого стояли два министра-сановника маньчжур и китаец.
По административно-территориальному устройству империя делилась на Внутренний и Внешний Китай, границей между ними была Великая Китайская стена. Внутренний Китай к сер.XIX в. делился на 18 провинций. Провинции делились на области, а области на уезды. Губернаторы провинций не имели специального управления, им не подчинялись и расположенные в провинции войска (только со 2-й пол. XIX в. губернаторы ряда провинций стали совмещать свои должности с должностями командующих провинциальных армий).
Внешний Китай включал Маньчжурию, наместничество Синьцзян, Монголию. Тибет входил в состав империи на основе вассалитета.
Армия Китая в XVIII в.насчитывала до 200 тыс. восьмизнамённых и 660 тыс. солдат зелёного знамени. Кроме регулярной армии имелись отряды милиции по50 чел. При каждом уездном начальнике. Значительную силу составляло сельское ополчение.
Чиновничий аппарат комплектовался за счёт учёного сословия. Кроме этого, чиновничьи должности могли занимать без экзаменов представители знати. Для предотвращения злоупотреблений на основе землячества или родственных отношений в провинции не могли служить её уроженцы, а также родственники и однофамильцы губернатора. Все чиновники-руководители назначались из центра на трёхлетний срок, каждые три года проводилась переаттестация.
Судебная власть не была полностью отделена от административной. Функции судей выполняли специальные чиновники.
Китай представлял из себя централизованное бюрократическое государство, которое имело малочисленный штат чиновников, т. к. основная нагрузка в деле поддержания правопорядка, сбора налогов, общественных работ выполнялась интеллигенцией на общественных началах или вменялась в обязанность населению в качестве общественных повинностей.
4. Вторая пол. XVII XVIII вв. период успешной внешней политики и территориального роста Цинской империи. Маньчжуры мало вмешивались во внутреннюю жизнь и всю энергию направили на расширение границ. Главными объектами завоеваний стали Тибет, Монголия, Джунгария и Кашгария.
На территории Монголии в к. XVII нач.XVIII вв. не было единого государства. Южную Монголию маньчжуры подчинили ещё до завоевания Китая. Самостоятельной оставалась северная Монголия Халха. В 1691 г. Халха была подчинена Цинами.
Джунгария государство на западе Монголии. Население составляли монголоязычные племена ойратов или калмыков. Против Джунгарии Цины выступили в 1755 г. 70 % населения были истреблены.
В 1759 г. Цины завоевали государство Восточного Туркестана Кашгарию. В 1760 г. Джунгария и Кашгария были объединены в новую административную единицу Синьцзян (дословно «новая граница»).
В Тибете существовало теократическое государство во главе с далай-ламой. Цины заняли столицу Тибета Лхасу в1728 г. и поставили под контроль правителя.
Во второй пол. XVIII в. Цины столкнулись с военными неудачами. Дважды провалился поход на Бирму в 1768-1769 гг. Правда, Бирма сама признала вассальную зависимость от Пекина. В к. 80-х гг. Китай пытался подчинить Вьетнам, но неудачно. Позднее Вьетнам признал сюзеренитет Китая.
Завоевательные войны маньчжурской династии позволили решить основную геополитическую задачу, стоявшую перед Китаем со времён основания государства. Практически вся кочевая периферия была включена в состав империи.
5. Первыми из европейцев прибыли к берегам Южного Китая португальцы. В 1515 г. близ Гуанчжоу бросил якорь корабль португальского капитана Ж. Альвареша. Португальцами было предпринято несколько неудачных попыток направить посольства в столицу и открыть торговые фактории. Однако с 1537 г. им удалось получить в аренду Аомынь (Макао), хотя и с очень жесткой регламентацией жизни и деятельности там. Следующими к китайским берегам прибыли испанцы, однако им не удалось получить каких-либо прав и привилегий. С самого начала XVII в. у берегов Китая активно действовала Голландия, на 40 лет захватившая остров Тайвань (Формозу). В 1656 г. голландским послам удалось в Пекине договориться на «привоз дани» раз в 8 лет, а в 1762 г. Голландская Ост-Индскан компания основала свою торговую факторию около Гуанчжоу.
Американо-китайская торговля начала развиваться после того, как в Гуанчжоу в 1784 г. пришел американский корабль, а через два года туда прибыл и первый американский представитель Сэмуэль Шоу.
До начала XVII в. установлению англо-китайской торговли препятствовали португальцы, даже посещение британским судном китайских берегов в 1635 г. было неудачным, торговать пришлось в Макао, с убытками. В 1637 г. группа купцов-контрабандистов при поддержке короля отправила в Гуанчжоу 4 вооруженных корабля. Английские суда были задержаны патрульными китайскими джонками, в результате чего произошел бой с береговыми фортами и высажен десант. На переговорах глава британской экспедиции добился разрешения на свободную торговлю и проживание в Китае английских купцов при условии значительных денежных выплат и передачи китайским властям артиллерии.
В 1715 г. Английская Ост-Индская компания получила на выгодных условиях торговую факторию около Гуанчжоу, а французы обрели факторию в Нинбо. В конце XVIII в. прямую торговлю с Китаем установили американцы, датчане и шведы. В данный период в китайских портах постоянно находились представительства иностранных судоходных компаний и фактории торговых фирм. Участившиеся контакты вели к росту конфликтных ситуаций, в том числе на бытовой почве; уже 1729 г. англичане поставили вопрос о неподсудности британских подданных китайским законам.
Китайцы еще со времен династии Мин активно поддерживали торговые отношения с Европой, которую называли Дальний Запад. Однако со 2-й половины XVIII в. Цинская империй начинает сворачивать свои контакты с внешним миром, и в первую очередь с Западной Европой. С 1757 г. для морской внешней торговли был оставлен лишь порт Гуанчжоу. Несмотря на ограничения со стороны Пекина, иностранное присутствие в Китае и объемы международной торговли неуклонно расширялись. В 1790 г. в китайских портах находилось уже до 6 тыс. иностранцев, а в 1799 г. Гуанчжоу посетило 46 только британских кораблей.
Проблемы торговли между Китаем и Западной Европой до к. XVIII в. были связаны, прежде всего, с общим дисбалансом товарообмена. Запад постоянно нуждался в товарах с Востока, но взамен не мог предложить необходимого и достаточного товара. Следствием этого дисбаланса был постоянный отток драгоценных металлов на Восток, нестабильность и повышенная активность Европы в отношениях с Азией. Для сокращения диспропорций европейцы боролись за прямую, без посредников, торговлю, за захват в свои руки торговых путей, прибегали к грабежам и даже захватам стран и территорий на Востоке. Решить же проблему торгового дисбаланса удалось лишь к началу XIX в., благодаря промышленной революции, сделавшей европейские товары конкурентоспособными на азиатских рынках.
Военно-политическая активность Западной Европы и промышленная революция гарантировали успехи европейской торговли в любой части Азии, но не в Китае. Сильное государство и традиционная самодостаточность китайской культуры могли долго сдерживать экспансию Запада. Но в XVIII в. зависимость Англии и ее колоний от китайских товаров значительно усилилась. Произошло это из-за широкого распространения чая, не производимого нигде, кроме Китая. В начале XIX в. в Европе также резко вырос спрос на шелк-сырец, что было связано с развитием машинного производства в шелкоткачестве. Англичане все же предложили товар, способный найти потребителя в Китае и прорваться через таможенные барьеры. Этим товаром стал опиум. В XVIII в. сложилась устойчивая схема товарооборота между Англией и Китаем: хлопчатобумажные ткани обменивались на опиум а Бенгалии, а уже за опиум англичане получали китайские товары. Вторым после опиума экспортным британским товаром был индийский хлопок, поставлявшийся на китайские мануфактуры.
Опиум был известен в Китае с VIII в., однако до конца XVIII в. он не получил широкого распространения в этой стране. Лишь с 60-х гг. ввоз стал превышать усыновленные нормы и происходить контрабандным путем через Макао.
Китайские власти запретили ввозить опиум еще в 1729 г., выделив лишь квоту в 200 ящиков в год для медицинских целей. Контрабанда опиума в Китай первоначально осуществляли индийские компании, а в 1773 г. торговлю этим наркотиком монополизировала английская Ост-Индская компания. В Англии Ост-Индской компании запретили продавать опиум лишь в 1798 г., но за компанией было оставлено монопольное право его производства. Сама же компания официально проводила противоречивую политику по данному вопросу. В н.XIX. крупным экспортером опиума стали США, в 1817 г. их доля в общем ввозе наркотиков в Китай составила 42%.
Вопрос о месте опиумоторговли в развитии противоречий между Китаем и Западом до сих пор остается спорным. Западные историки доказывают, что опиум не имел решающего влияния на рост дефицита китайской внешней торговли, в западной историографии даже название «Опиумные войны» заменено на «Торговые войны». И в российской историографии начала XX в., в отличие от советской и китайской историографии, подчеркивался именно «торговый» характер, китайско-западноевропейских противоречий. Несомненно, исторический спор между двумя цивилизациями китайской и западноевропейской на тот момент был решен в пользу Западной Европы промышленной революцией. Однако преуменьшать значение опиума в разрушении экономической стабильности Китая не стоит.
С начала XVIII в. развиваются проблемы и противоречия в англо-китайской торговле, китайское правительство начинает активнее вмешиваться во внешнюю торговлю. В 1717г. появляются первые указы, ограничивающие свободу внешнеэкономической деятельности. Право монопольной морской торговли со странами Западной Европы было отдано одной фирме Гунхан (Кохонг). Китайскими властями была разработана жесткая регламентация поведения «варваров».
Европейские представители настойчиво добивались юридического оформления торгово-экономических отношений. Но Китай не мог отказаться от своей «системы мироздания», в которой не могло быть ни международных отношений, ни международной торговли. Все народы и правители, находящиеся за пределами границ империи, являлись «внешними вассалами.», и торгово-экономические отношения с ними строились по форме «дань подарок». У Европы не было механизмов давления на Пекин, способных заставить его отказаться от данной системы.
Китай не признавал за «вассалами» права иметь своих постоянных представителей у себя, не воспринимал их требования правового иммунитета. Примером силы и уверенности в себе цинских правителей был ответ Цяньлуна английскому королю Георгу III, переданный посольству Дж. Макартнея (Дж. Макартней(1737-1806) был видным дипломатом и колониальным деятелем, на его счету успешное пребывание в качестве посла в Петербурге в 17641767 гг. и в качестве генерал-губернатора в Мадрасе и Бенгалии. В составе посольства было 95 человек, в том числе ученые и музыканты. Формальным поводом для создания этого посольства была передача от короля поздравления Цяньлуну с 83-легием со дня рождения. Целью мисси было убедить китайские власти в необходимости и взаимовыгодности двухсторонней торговли.) : «Ты, о Король, живешь за пределами многих морей, и, тем не менее, твое смиренное желание приобщиться к благам нашей цивилизации побудило тебя направить ко мне посольство... Я прочитал твое послание. Его искренний язык обнаруживает почтительное смирение с твоей стороны, что весьма похвально. Я не нуждаюсь в изделиях твоей страны... Трепещи и повинуйся без промедления».
Посольство Амхерста из Пекина вообще было изгнано, а в Лондон сообщили, что больше «нет нужды посылать так далеко посла, заставляя его переходить через реки и переплывать моря». ( Бывший генерал-губернатор Индии лорд Уильям Питт Амхерст (1773-1857) был пропущен в Пекин, но отказался выполнить церемониальные процедуры и не был допущен на аудиенцию к императору).
В 1833г. в Китай под видом уполномоченного по торговле была направлена дипломатическая миссии во главе с лордом Нэпиром, перед которым была поставлена задача добиться того, чтобы китайцы относились к нему как к королевскому послу. Но добиться какого-либо признания своего статуса со стороны местных властей ему не удалось.
Китайские центральные и местные власти боролись с контрабандой опиума. Однако многие местные чиновники кормились от нее. Главными контрабандистами были китайские пограничники.
Внешняя торговля Китая раньше не оказывала серьезного влияния на общую экономическую ситуацию в стране. Объемы внутреннего валового продукта не соотносились с объемом внешней торговли. Система «дань подарок» вела к примерному балансу ввоза и вывоза.
Промышленная революция и развитие опиумной торговли привели к глобальным изменениям. Специфика опиума, как контрабандного наркотика, позволила резко увеличить объемы его ввоза. Благодаря машинному производству английские ткани завоевали индийский рынок и сделали объемы поставок опиума безграничными. Крона того, продукция английской промышленности стала конкурентоспособной и на китайском рынке. В 1833 г. был зафиксирован пассивный баланс внешней торговли Китая. Морской ввоз в Цинскую империю в стоимостном выражении превысил вывоз. Из Китая начался отток серебра, что грозило экономическими и социальными потрясениями. Отток серебра вел к инфляции, бившей по крестьянству, привыкшему к денежно-финансовой стабильности. Китай, в отличии от Европы, не имел опыта экономического развития в условиях постоянного оттока денег, поэтому инфляция была для его экономики особенно тяжелой.
Таким образом, развитие англо-китайской торговли привела к возникновению уникальной для Китая ситуации. Начинается omток денег на Запад, что ведет к разрушению китайской экономики. Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что английская торгов ля привела к резкому росту наркомании на юге Китая, что дестабилизировало ситуацию в стране.
6. Проблемы внешней торговли обсуждались руководством Китая, при дворе
императора Даогуана было представлено три варианта предполагаемых мер по разрешению кризисной ситуации, сложившейся на юге страны. Большинство в руководстве страны выступало против какого-либо серьёзного вмешательства в ситуацию. Другие предлагали легализовать ввоз опиума и предпринять меры для налаживания отечественного производства этого наркотика. Главную задачу они видели в вытеснении иностранного товара и ликвидации дефицита внешней торговли; что касается наркомании, то предполагалось лишь запретить опиумокурение чиновникам и солдатам. Однако часть китайской элиты не желала мириться с опиумоторговлей.
Автором наиболее обоснованной и проработанной программы по борьбе с опиумом стал Линь Цзэсюй .( Будучи наместником провинций Хунань и Хубэй, Линь Цзэсюй активно боролся с опиумокурением, в частности, у населения городов вверенных ему провинций были конфискованы даже принадлежности для курения. Линь Цзэсюй предложил ввести смертную казнь за продажу и курение опиума.) Он полагал, что государство должно жестко бороться с контрабандой и коррупцией. Император Даогуан принял позицию Линь Цзэсюя и направил его в 1838 г. в качестве особо уполномоченного в Гуанчжоу.
Прибыв в Гуанчжоу, Линь Цзэсюй приступил к реализации программы. Он полагал, что все меры будут половинчаты, пока на иностранных судах в китайских водах будет находиться опиум. В марте 1839 г. он приказал иностранцам сдать весь контрабандный наркотик местным властям и подписать обязательство об отказе торговать опиумом. После того как английские торговцы согласились сдать лишь незначительную часть контрабанды чуть более тысячи ящиков опиума, Линь Цзэсюй приказал блокировать британских купцов. В апреле мае 1839г. было конфисковано более 20 тыс. ящиков и тюков контрабандного опиума (почти 1,5 тыс. тонн наркотика), за который китайские власти пообещали компенсацию чайным листом по 3 кг за ящик или тюк. Сданные англичанами наркотики были публично уничтожены.
Первый этап вооруженного противостояния между Англией и Китаем начался в ноябре 1839 г. Первые военные столкновения не привели к объявлении сторонами войны, но вызвали активные военные приготовления. Линь Цзэсюй разработал целую систему мероприятий по обороне провинции и для поднятия боеспособности армии.
Запрет торговли в Китае наносил ущерб английскому капиталу. Место английских купцов заняли американские и французские торговцы. Это заставило британские власти отказаться от выжидательной позиции и активизировать свои действия в направлении силового решения конфликта. Уже в марте 1840 г. к китайским берегам вышла британская эскадра.
В июне 1840 г. а китайских водах было собрано до 50 британских военных и транспортных судов, а также более трех полков сухопутных войск численностью около 4 тыс. человек. На первом этапе военные действия велись англичанами без объявления войны. Центральные власти Китая также не объявляли войны, более того, они пытались не допустить ее путем уступок. В 1840 г. пять британских кораблей подошли к Тяньцзиню и предъявили китайскому правительству шесть требований: возместить стоимость сданного товара, уступить острова, установить равноправную переписку между государствами, возместить военные расходы, не смешивать торговцев опиумом с честными коммерсантами, прекратить вымогательство взяток от иностранных фирм.
Неудачи в военных действиях привели к тому, что при дворе возобладали «капитулянтские настроения». Император отстранил Линь Цзэсюя от должности, а своим представителем на переговорах назначил Ци Шаня. издал указ о возобновлении торговли с англичанами и запретил открывать огонь по английским кораблям.
Несмотря на принятие почти всех требований, англичане в январе 1841 г. возобновили военные действия из-за отказа передать им острова Сянган (Гонконг). 20 января 1841 г. Ци Шань подписал конвенцию, приняв все условия англичан. 1 февраля английские власти выпустили обращение к жителям Сянгана, в котором сообщалось, что отныне они подданные королевы Великобритании.
Таким образом, политика уступок не привела к прекращению вооруженного противостояния, а наоборот, спровоцировала англичан на более решительные действия.
Однако китайский император не был готов признать себя побежденным, не хотел он и платить за сданный опиум. Он объявил Англии войну и направил войска для того, чтобы «покарать мятежных варваров».
С августа 1841 по май 1842 гг. военные действия велись на территории провинций Фуцзянь и Чжэцзян. Англичане захвалили Сямэнь, Чжоушаньский архипелаг, Чжэньхай, Нинбо, который был выбран в качестве базы для зимовки флота. Военные действия сопровождались жестокостью с обеих сторон. Действия английских войск осуждались в европейском обществе, прежде всего за жестокость по отношению к местному населению.
Весной 1842 г., сменив руководство провинций и перебросив подкрепления, китайцы начали наступление, но опять потерпели поражение.
29 августа 1842 г. на борту английского военного корабля «Корнуэллс» был подписан мирный договор, вошедший в историю под названием Нанкинского.
Нанкинский договор состоял из 13 статей. Согласно этому документу, английские купцы получали право свободной торговли в 5 портах (Гуанчжоу, Сямэнь, Фучжоу, Нинбо и Шанхай), Сянган уступался в «вечное владение» Англии, Китай должен был уплатить стоимость сданного в 1839г. опиума и контрибуцию, упразднялась фирма Гунхан, английские товары освобождались от внутренних пошлин, а таможенные пошлины ограничивались определенным процентом, отменялся обычный китайский церемониал в отношениях с англичанами, а до полной выплаты контрибуции английские войска оставались на оккупированных островах.
Нанкинский договор вступил в силу после ратификации и обмена текстами в июне I843 г. Однако вскоре, 8 октября, были подписаны дополнительные соглашения, предоставлявшие Англии статус наиболее благоприятствуемой.державы, а подданным консульскую юрисдикцию в Китае. Договоры 1844г. распространили эти привилегии на США и Францию, а Кантонский протокол 1847 г. на Швецию и Норвегию.
Таким образом, по результатам Первой Опиумной войны, Китай не только сделал территориальные уступки, был обложен контрибуцией, но и стал государством с ограниченным суверенитетом.
7. К середине XIX в. в Цинском Китае вызрел кризис во всех сферах государства и общества. Не только разрушалась экономическая система страны, но общество переживало духовный надлом, под сомнение были поставлены «вечные китайские ценности».
Кризисные явления в Китае начали проявляться в конце XVIII в. Социально-экономическая стабильность привела к росту населения. В течение XVIII начала XIX вв. произошел демографический взрыв. К середине XVIII в. подушный налог был ликвидирован, рост населения намного опережал рост обрабатываемых земель. За полтора века все население Китая выросло примерно в два раза и достигло 300 млн. человек.
Важной составляющей надвигающегося кризиса стала деградация государственного аппарата. Китайской бюрократии всегда была свойственна коррупция, что отчасти объяснялось низким уровнем оплаты чиновников. Казнокрадство и злоупотребления в начале XIX в. заметно yсилились. Во время строительства на Хуанхэ ирригационных сооружений в 1820 г. чиновниками было присвоено 60% средств, отпущенных на эти цели государством. В 40-х гг. дважды дамбы на Хуанхэ пpopывало, что стало причиной гибели до 1 млн. человек. А в 1849 г. жестокий неурожай поразил район нижнего течения Янцзы. Показателем неэффективности местного управления стал тот факт, что в1823г. из 18 провинций 13 были должны государственной казне.
Наиболее сложная ситуация сложилась в Южном Китае, где контрабандный ввоз наркотиков англичанами и американцами привел к финансово-экономической дестабилизации. Отдельно следует отметить еще один фактор: после Первой Опиумной войны центр международной торговли в Китае переместился из Гуанчжоу в Шанхай, вследствие чего без работы оказались значительные массы чернорабочих, торговцев, перевозчиков грузов. Еще более важным последствием этой войны был духовно-психологический надлом в китайском обществе. Поднебесная империя была побеждена «варварами». «Страна ученых», «потомки Конфуция» оказались бессильными перед «торгашами», перед последователями «Учения Иисуса». Таким образом, народ не только был недоволен правящей маньчжурской династией, но готов был отказаться от традиционных духовных ценностей.
Кризис общества и разложение государства вызвали к жизни масштабные выступления криминального, социально-экономического, религиозного и антиправительственного направления. Среди всех этих антиправительственных движений выделялось восстание тайпинов, не только самое мощное, но и самое радикальное по своим целям и проведенным преобразованиям.
Идеологом движения и руководителем восстания тайпинов был Хун Сюцюань. Хун Сюцюань родился в 1814 г. в деревне, недалеко от Гуанчжоу, в семье хакка. Отец Хун Сюцюаня был земледельцем выше среднего достатка и имел статус главы большого клана. Хун Сюцюань был третьим сыном в семье, поэтому семья имела возможность направить его учиться для получения ученой степени. Однако ученая карьера Хун Сюцюаня не сложилась, трижды он безуспешно сдавал в Гуанчжоу экзамены. В конечном итоге его уделом могла остаться должность сельского учителя. Во время посещения Гуанчжоу Хун Сюцюань познакомился через миссионеров с основами христианства. Точнее, будущий основатель тайпинизма познакомился с китаизированным вариантом протестантизма.
Будучи сельским учителем, Хун Сюцюань начал выступать в своей деревне с проповедями христианства, точнее, той версией этой религии, которая возникла в его голове в результате творческого осмысления адаптированного к китайской культуре протестантского варианта христианства. Вскоре Хун Сюцюань дополнил Библию «третьей частью» «Последним заветом».
В своей родной деревне Хун Сюцюаню удалось увлечь своим учением лишь двух человек брата Хун Жэньганя и учителя Фзн Юньшаня. Остальные отвергли его учение, школ закрылась, самого учителя-проповедника, призывавшего «разрушать могилы предков», выгнали из родной деревни. Для поисков сторонников Хун Сюцюань в 1844 г. направился в соседнюю провинцию Гуанси. В это время было создано Общество поклонения Богу и начата проповедь, призывающая построить Государство Небесного благоденствия (Тайпин Тяньго). Главным догматом учения было: «Не поклоняйся идолам и злым духам, поклоняйся праведному духу Верховного владыки, верь, и поклоняйся Христу и тогда получишь вечное блаженство в раю».
В Гуанси была найдена социальная база нового учения, и сложилось ядро новой революционной организации, готовящейся перевернуть Китай. Гуанси не случайно стала центром распространения учения тайпинов. Идеи экономического социального равенства, идеи отказа от собственности на средства производства были близки не крестьянам Гуандуна, а горнорабочим и ссыльным, в значительном числе представленным в соседней горной провинции. Идеи отказа от традиционных китайских ценностей активно поддерживали национальные меньшинства, проживавшие в этом районе. Разрушать могилы предков было легче всего с теми, кто этих могил не имел, со ссыльными или хотя бы переселенцами, чем была известна именно Гуанси.
Наиболее видными деятелями Общества, кроме самого Хун Сюцюаня, стали угольщик Ян Сюцин, объявленный первым апостолом и разделивший полноту светской и духовной власти в религиозной общине. Вторым апостолом стал крестьянин Сяо Чжаогуй, женившийся на сестре Хун Сюцюаня. Шэньши Вэй Чанхой своими средствами и авторитетом некоторое время прикрывал секту от властей и за это вошел в число высших тайпинских иерархов. Одним из лидеров секты стал выходец из богатой семьи Ши Дакай, человек образованный, но не имевший ученой степени. К 1849 г. организация уже насчитывала до 10 тыс. человек.
Постепенно в «творчестве» Хун Сюцюаня стали доминировать не богословские, а политические и социально-экономические «мотивы». Активность новой религиозной секты заставила власти предпринять решительные действия, полиция попыталась арестовать лидеров организации. Летом 1850г. Хун Сюцюань издал приказ о всеобщей мобилизации тайпинов. В декабре 1850 г. противостояние между тайпинами и местными властями стало принимать формы вооруженной борьбы.
В январе 1851 г. движение тайпинов переросло в войну против правящего режима. 11 января было объявлено о начале войны и основании тайпинами собственного государства. Высшее руководство государства состояло из 6 ванов (князей) во главе с тянь-ваном (небесным правителем).
Уже в июле 1852 г. тайпины встретили серьезный отпор со стороны местных отрядов сельской самообороны и правительственных войск, они не смогли взять города Гуйлинь и Чаншу, а в боях погибли два тайских вана Фэн Юньшань и Сяо Чжаогуй.
В январе 1853 г. был взят крупнейший экономический и административный центр среднего течения Янцзы Учан. Далее тайпинская армия двинулась вниз по реке Янцзы, захватывая прибрежные города и вовлекая в свои ряды новых членов. Численность тайпинских войск достигла 1 млн. человек, массы людей приветствовали эту армию, так как, соблюдая жесткую дисциплину, они не грабили, но целенаправленно уничтожали налоговые реестры, долговые обязательства и арендные договоры. Тайпины объявляли об освобождении крестьян от налогов на три года, убивали или выгоняли чиновников и ученых, отбирали имущество у богачей. В марте 1853 г. восставшие захватили «южную столицу» Китая Нанкин и переименовали ее в Небесную столицу (Тяньцзин).
Тайпинское государство не имело твердых и устойчивых границ. Как правило, тайпины не могли контролировать обширные районы и большие города по той простой причине, что большинство населения, не разделяло их убеждений и не поддерживало их реформ. Власть тайпинов сохранялась лишь в тех местах, где была армия.
Первоначально тайпины планировали захватить Пекин и распространить свою власть на весь Китай. В 1853 г. тайпинские армии совершили поход на север. Однако тайпины не смогли взять не только Пекин, но и Тяньцзинь. Тайпины на севере Китая были чужаками, население их не поддерживало, а подкрепления с юга шли нерегулярно.
Предпринимались попытки расширить границы Тайпин Тяньго и в Центральном Китае. В течение 1853-1856 гг. шла борьба между тайпинами и Хунаньской армией Цзэн Гофаня за Ухань и соседние города. В 1855-1856 гг. тайпины провели «Восточный поход» и разгромили антитайпинские силы в низовьях Янцзы. Однако не только продолжения успешных наступательных действий не последовало, но восставшим не удалось прочно закрепиться на завоеванных территориях. Причиной тому послужил мощный кризис, поразивший тайпинское общество и государство изнутри.
К середине 50-х гг. XIX в. Тайпинское государство приобрело законченный вид. Согласно основному закону этого государства «Земельному закону Небесной династии», управление строилось по военному образцу на принципах единоначалия. Государство было теократическим, предполагалось полное слияние института церкви и государства. Глава государства был главой церкви, низший чиновник лянсыма являлся низшим священнослужителем. Посещение церкви было обязательным. Государственный аппарат формировался путем назначения на все должности лично тянь-ваном лиц, получивших рекомендации начальников всех уровней. Кроме того, в Тайпин Тяньго вводился принцип наследования государственных должностей, исключенный из практики государственного устройства Китая более двух тысяч лет назад.
В Тайпин Тяньго был ликвидирован институт суда, все уголовные и гражданские дела рассматривали непосредственные начальники. Окончательное решение по делам, которые не были разрешены непосредственными начальниками примирением сторон, принимал только глава государства тянь-ван.
Система формирования и функционирования армии была также прописана в «Земельном законе Небесной династии. Каждая семья выделяла по одному человеку в качестве рядового. Но основную роль в политических событиях играла кадровая профессиональная армия, пришедшая из Гуанси.
Программа социально-экономических преобразований тайпинов на уровне закона была объявлена с изданием в 1853 г. «Земельного закона Небесной династии». Документом устанавливалось равное наделение землей по количеству едоков без различия пола. Но парадокс закона заключался в том, что, «получая землю», крестьяне не получали никаких прав на нее. В документе говорилось: «Вся земля в Поднебесной обрабатывается жителями совместно...». Кроме того, вводился принудительный регламентированный труд крестьян, чего Китай давно не знал: «Женщины обязаны ткать полотно. Каждая семья Поднебесной должна иметь по пять наседок и две свиноматки». В свободное от полевых работ время крестьяне обязаны были заниматься «гончарным, кузнечным, плотницким и столярным слом». В конечном итоге крестьяне лишались всяких прав на произведенный ими продукт: «После уборки урожая каждая община, состоящая из 25 семей, оставляет себе ровно столько зерна, сколько необходимо для того, чтобы ее члены могли кормиться до нового урожая, а излишки следует сдать в государственные хранилища... Этот принцип распространяется также на бобы, коноплю, ткани, кур, собак на серебряные деньги». Таким образом, всю систему социально-экономических отношений в деревне тайпины попытались построить на принципах военного коммунизма, принудительно введя полное отчуждение от производителя средств производства и продуктов его труда.
В сфере городского ремесла и промышленности тайпины также проводили политику военного коммунизма. Вся промышленность и ремесло в Тайпин Тяньго были национализированы. Рабочие и ремесленники были собраны и объединены по специальностям в мастерские-батальоны.
Полное равенство понималось тайпинами своеобразно. Запрет индивидуальной собственности на средства производства, на личную собственность, на распоряжение продуктами собственного труда привели к тому, что основным источником существование стали выдачи из «священных хранилищ». Получалось так, что тянь-вану ежедневно было положено 5 кг мяса, начальнику области 250 г мяса, а низшим чиновникам, не говоря уже о солдатах, мясо вообще не было положено. Рядовым тайпинам вообще полагалось к выдаче лишь по 500 г риса в день. Неравенство в «обществе равных» было даже нарочито показным. Оно отражалось в жесткой регламентации ритуалов и даже наследственных титулов. Еще более интересным представляется политика тайпинов, направленная на уравнение мужчин и женщин. Женщины были уравнены с мужчинами в политическом и экономическом отношениях, в части и прав, и обязанностей. В Китае, где традиционно женщина по возможности освобождалась даже от полевых работ, не говоря уже об активном участии в общественных работах, тайпины заставили представительниц «прекрасной половины» на равных нести все тяготы построения нового общества, и. его защиты. Женщины не только обязаны были обрабатывать землю, но и направлялись на работу в общественные мастерские и призывались в армию. Всего в тайпинской армии было 40 женских корпусов (по 2500 человек в каждом). Для того чтобы женщина могла выполнять общественные и государственные обязанности, было запрещено бинтование ног, делавшее её «не боеспособной» и не способной к тяжелому физическому труду.
Тайпины, как представители нации, хорошо знавшей историю и законы общественного развития, понимали, что первым источником неравенства и собственности было поло-возрастное разделение труда. Именно с этим неравенством они боролись наиболее последовательно, и эта последовательность доходила до крайностей. Согласно закону о борьбе с проституцией, все внебрачные половые отношения запрещались. Эта «борьба с развратом» особенно показательна на фоне того, что тайпины запретили и брак до «полной победы тайпинизма». Исключение было сделано лишь для тех, кто успел вступить в брак до образования Тайпин Тяньго. Кроме того, не были ограничены в этом плане и представители тайпинской элиты. Например, к 1864 г. сын и наследник Хун Сюцюаня в 9-летнем возрасте уже имел 4 жены. Равенство предполагало не только равные обязанности, но и по возможности раздельное существование мужчин и женщин. Это касалось даже христианской обрядности: по закону, «мужчины и женщины следуют в церковь раздельно».
Во 2-й половине 1856 г. тайпинское общество и государство поразил глубокий кризис. Внешне он проявился во взаимном истреблении руководства государства и кадровых тайпинов.
По свидетельству современников, в 1856 г. реальная власть в Нанкине оказалась в руках Ян Сюцина. Хун Сюцюань отстранился от дел, ходили даже слухи, что его не было в живых. Другой ван, Вэй Чанхой, якобы по приказу Хун Сюцюаня в сентябре 1856 г. со своими сторонниками прибыл в Нанкин и убил Ян Сюцина с несколькими тысячами его сторонников. Затем Вэй Чанхой начал уничтожение сторонников третьего ванна, Ши Дакая, двигавшегося к Нанкину. Однако, сам Вэй Чанхой и многие тысячи его сторонников были убиты, очевидно, оставшимися в живых кадровыми тайпинами, противниками партии Вэя. Ши Дакай вернулся в Нанкин, но новая тайпинская знать вынудила его вместе со всеми сторонниками бежать летом 1857 г. в далекую Сычуань.
Таким образом, во 2-й половине 1856 г. в междоусобной борьбе в Нанкине были убиты несколько десятков или сотен тысяч человек. Друг друга взаимоистребили «старая гвардия» Ян Сюцина и «новая гвардия» Вэй Чанхоя. После того как Ши Дакай со своими сторонниками покинули Нанкин и вообще район тайпинского, восстания, Тайпин Тяньго фактически остался без тайпинов, точнее, без кадровой части, без тех, кто создал государство. Из шести ванов, основавших Тайпин Тяньго, остался один Хун Сюцюань, который давно был не лидером, а символом тайпинизма.
К власти пришли родственники Хун Сюцюаня, а вскоре реальным лидером стал его двоюродный брат Хун Жэньгань.
Столь глубокий кризис, поразившийся общество в период его подъема и расцвета, мог появиться лишь в условиях вызревания глубоких и непримиримых социально-экономических противоречий внутри этого общества. И такие противоречия не только реально имели место, но лежали на поверхности, декларировались в основном законе Тайпинского государства. В «Земельном законе Небесной династии» были закреплены две взаимоисключающие программы социально-экономических преобразований, притом даже в одном параграфе. Закон декларировал наделение производителей средствами производства и одновременно отчуждал их. Как наделение средствами производства должно было быть проведено в крайней форме, путем полного уравнения, что на практике воплотить невозможно, так и отчуждение средств производства проводилось в крайней форме, когда производитель лишался всяких прав на произведенный им продукт. Появление двух программ социально-экономических преобразований мелкобуржуазной и коммунистической было не случайно. Такая ситуация была обусловлена разнородным составом движущих сил и внутренней противоречивостью крестьянства как класса.
После создания государства Тайпин Тяньго и разгрома вражеского окружения встал вопрос о социально-экономических преобразованиях. Каждая из социально-классовых групп начала претворять в жизнь свою программу, «старая гвардия» гуансийцев во главе с углежогом Ян Сюцином занималась обобществлением собственности и труда, «новая гвардия» примкнувших позднее крестьян во главе с шеньши Вэй Чачхоем пыталась остановить преобразования на этапе равного перераспределения земель. Основной же массе населения Тайпин Тяньго вообще были чужды социально-экономические эксперименты тайпинов. Кроме социально-классовых противоречий, у тайпинов, как это было в Китае традиционно, большую роль играли кланово-региональные противоречия. В Тайпин Тяньго были представлены четыре региональных общности гуансийцы, гуандунцы, хунаньцы и хубэйцы. В 1856-57 гг. в Тайпин Тяньго самая активная и влиятельная гуансийская группировка была ликвидирована. У руководства страны оказались практически одни гуандунцы, хакка, родственники Хун Сюцюаня.
После кризиса 1856г. Тайпинское государство вступает в заключительный этап своего существования. В 1859 г. была разработана новая программа модернизации китайского государства и общества. Ее автором был новый главный министр Тайпин Тяньго Хун Жэнъгань. В числе нововведений были развитие предпринимательства и заимствование западных технологий, обеспечение единения императора с народом путем беспрепятственной подачи жалоб трону, очищение государственного аппарата от коррупции, улучшение системы государственных экзаменов и проч.
После кризиса в Тайпин Тяньго больше не пытались проводить социальных экспериментов. Государство в последние годы своего существования приобрело формы традиционной китайской империи. Постепенно была восстановлена экзаменационная система, в 1861г. был опубликован «Высочайше утвержденный табель о рангах».
После серии военных поражений тайпинам удалось на время восстановить свой военный потенциал. С начала 60-х гг. новый полководец Ли Сючэн получивший титул чжун-ван (верный князь), одержал ряд побед. Однако победы в этот период чередовались с поражениями, потенциал тайпинских идей иссяк, а антитайпинские силы объединились вокруг Цинской династии.
Тайпинские социальные эксперименты и нетерпимость к традиционным китайским ценностям вызвали мощное антитайпинское движение в китайском обществе. Народное движение против тайпинов в форме отрядов сельской самообороны, возглавляемых традиционными сельскими авторитетами, началось сразу же после начала восстания тайпинов. Уже весной 1852г. отряды самообороны, известные как «хунаньские молодцы», во главе с Цзэн Гофанем нанесли первые поражения тайпинам и не пустили их армию в Чаншу. Другим крупным формированием антитайпинского ополчения стала «хуайская армия» во главе с Ли Хунчжаном, сформированная в провинции Аньхуй.
Не простыми и не однозначными были взаимоотношения между тайпинами и странами Запада. В 1853 г. в Нанкин прибыла английская дипломатическая миссия во главе с британским посланником и губернатором Гонконга. Тайпины наладили торговлю со странами Запада. Англия, а затем Франция и США объявили политику нейтралитета по отношению к цинско-тайпинскому конфликту.
Тайпины надеялись на поддержку Запада, делая ставку на религиозный фактор, они не забывали напоминать, что Хун Сюцюань является верховным правителем всех стран и народов. Действительно, многие протестантские миссионеры сочувствовали восставшим и посещали их руководителей. Но европейские христиане, в основной массе не хотели признавать тайпинов «братьями по вере», тем более не признавали Хун Сюцюаня сыном Бога и братом Иисуса Христа. Западные политики и бизнесмены полагали, что сотрудничество с Пекином гораздо выгоднее, чем с Нанкином.
Весной 1864 г. антитайпинские силы осадили Нанкин, последний оплот тайпинов. Летом 1864 г., когда Нанкин уже находился в осаде, Хун Сюцюань покончил с собой, передав власть своему сыну. Город пал, а Лю Сючэн вывез за его пределы молодого тянь-вана. Затем они были схвачены и казнены.
После этого восстание тайпинов практически было подавлено, лишь остатки их армии прорвались в Фуцзянь, где продолжали сопротивление до 1866 г., пока не были полностью уничтожены правительственными войсками.
Оценить события восстания тайпинов не просто. В китайской историографии полвека назад господствовала точка зрения, что «это было первое революционное движение в истории Китая».Но назвать восстание тайпинов революцией было бы некорректно. Однако, несомненно, учение Хун Сюцюаня было революционным для Китая. Кроме того, его идеи коренных преобразований всех сфер жизни китайского общества, в том числе и в сферы производственных отношений, не были утопией. Это были не мечты, а разработанные планы, получившие законодательное оформление и начавшие претворятся в жизнь силой государственного аппарата, другое дело, что эти преобразования не соответствовали интересам и возможностям китайского общества, они вызвали глубочайшие противоречия и были остановлены после гибели их проводников и сторонников.
Тайпин Тяньго явился крупнейшим в истории не только Китая, но и всего человечества социальным экспериментом, в который были вовлечены более 100 млн. человек. Его масштабы определялись размерами общества и глубиной противоречий, его поразивших. Можно сказать, что друг на друга были наложены три уровня противоречий, Китай пережил тройной кризис: циклический династийный кризис совпал и с поражением от чуждой Западной цивилизации, и с экспансией капитала. Социальный эксперимент тайпинов провалился потому, что обладал мощной разрушительной силой, но нес в себе слабое созидательное начало. Богатое историей, социальным опытом, традициями китайское общество смогло довольно быстро справиться с этой «болезнью», но все проблемы и противоречия, которые вызвали к жизни восстание тайпинов, остались. Китай был обречён на новые социальные конфликты.
8. Нанкинский мирный договор не привёл к полному прекращению противостояния между двумя странами. Обе противоборствующие стороны не были полностью удовлетворены исходом конфликта. Достаточно было небольшого инцидента, чтобы военные действия между Китаем и Англией, которую поддержала Франция, начались вновь. Военные события 1856-1860 гг. получили название Второй Опиумной войны, которая состояла из двух этапов 1856-1858 и 1859-1860 гг.
Поводом для начала новой войны послужил инцидент с небольшим каботажным судном «Эрроу». В октябре 1856 г. китайские власти арестовали 12 китайских моряков с этого судна, обвиненных в пиратстве. Но судно находилось под британским флагом, имея просроченную регистрацию в британской колонии Гонконг. Английский консул потребовал освобождения арестованных и официальных извинений, дав на это 24 часа. После этого английская армия начала военные действия против Гуанчжоу. Однако китайцы оказали достойное сопротивление, и в Лондоне вновь встал вопрос о полномасштабной войне.
Планы Британии о проведении военной кампании в Китае поддержала Франция. Поводом для Парижа стала гибель в Гуанси французского миссионера. Начавшиеся военные действия, опасность британской оккупации Китая не оставили равнодушными другие державы, заинтересованные в сохранении и развитии своих отношений с Цинской империей. В 1856 г. в России даже принято решение оказать в конфликте помощь Китаю оружием и военными специалистами. Но китайское руководство наотрез отказалось вступать в переговоры с посланником Е. В.Путятиным до тех, пока у берегов столичной провинции на рейде Дагу не показалась англо-французская эскадра. США так же, как и Россия, приняли решение не поддерживать военных действий против Китая, а защищать свои интересы дипломатическим путем, опираясь на силы своей военной эскадры.
В 1857 г. из Европы в Китай была направлена британско-французская военная экспедиция. В конце 1857 г. европейская артиллерия разрушила городские стены Гуанчжоу и заняла город. После захвата Гуанчжоу западные страны предложили Пекину пересмотреть условия прежних договоров. Англия, Франция, США и Россия направили китайскому императору совместную ноту. Однако официальный Пекин, наоборот, выступил с угрозами ответных военных действий и аннулирования условий предыдущих соглашений.
В апреле 1858г. англо-французская эскадра подошла к Дагу и предложила сдать форты. Военное преимущество позволило европейцам захватить китайские укрепления без больших потерь. После этого иностранные эскадры подошли к Тяньцзиню. Все дипломатические маневры китайских властей оказались неэффективными, и цинские представители вынуждены были летом 1858 г, подписать в Тяньцзине новые договоры с Англией, Францией, США и Россией. Китай принял все требования стран Запада по расширению своей торговли и прав иностранцев в стране. Западные страны получили право аккредитации своих посланников при дворе, отменялся старый «вассальный» церемониал, объявлялась свобода миссионерской деятельности, реформировались таможни и снижались таможенные сборы, открывались новые порты и районы, Англия и Франция получали военную контрибуцию. Особо следует отметить, что новым таможенным уставом был легализован свободный ввоз в Китай европейцами опиума и на него установлены таможенные пошлины.
Ратификация Тяньцзиньских договоров была назначена на 1859 г. Обе стороны серьезно готовились к этому мероприятию. Китайский император дал установку на изменение некоторых условий договоров и подготовку к войне. В конце 1858 г. в Чжили были переброшены войска, а форты Дагу реконструированы по европейскому образцу. Англичане также собрали эскадру для сопровождения и охраны посланника.
Летом 1859г. посланники на эскадрах прибыли к устью Байхэ, планируя достичь Тяньцзиня нa военных кораблях, китайская же сторона потребовала, чтобы иностранцы ехали по суше, с соблюдением китайских традиций. Попытка прорваться силой мимо укреплений Дагу оказалась неудачной. Англо-французские войска, понеся большие потери, отступили и вернулись в Шанхай. Таким образом, Вторая Опиумная война продолжилась, вступив в свой следующий этап.
Летом 1860 г. к побережью Чжили подошли 107 британских и 37 французских кораблей. Иностранные войска высадили 15-тысячный десант и, разбив китайские войска, отрезали Дагу от Тяньцзиня. В августе 1860 г. совместными действиями флота и сухопутных войск англо-французские войска взяли штурмом укрепления Дагу и оккупировали Тяньцзинь. Иностранцы продолжили военное наступление, китайские войска были полностью разбиты. Англо-французские войска численностью около 10 тыс. человек заняли часть крепостной стены Пекина.
Цинский двор покинул столицу, переговоры вести было не с кем, гонятся за императором по Китаю невозможно, оккупировать Пекин бессмысленно и опасно. В знак мести китайцам англо-французские войска лишь разграбили и разрушили загородный императорский дворец.
В событиях конца I860 г. в Пекине особую роль сыграла российская дипломатия, которая не только помогла противостоящим сторонам преодолеть тупиковую ситуацию и найти компромисс, но сделала это с большой пользой для российских интересов. Пользуясь тем, что принц Гун, назначенный императором ответственным
за оборону Пекина и переговоры с иностранцами, обратился за помощью к русским, посланник Н. П. Игнатьев подписал «Дополнительный договор между Россией и Китаем», в котором решался вопрос о пограничном размежевании по Амуру.
В октябре 1860 г. Китай, в обмен на обязательство вывести из Пекина англо-французские войска, признал свою ответственность за «Третью опиумную войну» и не только подтвердил условия Тяньцзиньских договоров, но и предоставил новые уступки. Среди «дополнительных условий» были открытие Тяньцзиня, разрешение на вывоз китайских рабочих за границу, возврат церковной собственности, свобода аренды и покупки земли миссионерами, уплата дополнительной контрибуции.
Таким образом, в результате Второй Опиумной войны политика изоляции или ограничения иностранного присутствия была полностью разрушена, Китай не только был открыт Западу, но превратился в полуколонию, потеряв значительную часть своего суверенитета.
PAGE 3