Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

желаемый личностный тип

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Задачи воспитания

Итак, от того, какой образ человека сложился в той или иной психологической теории, зависят воздействия, которые будут направлены на личность. Цель этих воздействий - сформировать «желаемый» личностный тип. Обобщим данные предыдущего обзора с помощью сравнительной таблицы (табл. 1).

Таблица 1. Образ человека и задачи воспитания в теориях личности

Психоанализ З. Фрейда

Человек от рождения представляет собой нечто вроде первобытного дикаря; задача воспитания - обуздать его страсти

Поведенческая психология

Человек - это марионетка, исполняющая приказы и указания; задача воспитания - подобрать поощрения и наказания, на которые он будет реагировать

Гуманистическая психология

Человек в течение всей жизни стремится к самосовершенствованию, самореализации; задача воспитания - помочь его личностному росту

Когнитивная психология

Человек - это своеобразный ученый, который на основе прошлого опыта делает прогнозы на будущее; задача воспитания - расширение его когнитивных возможностей

Экзистенциональная психология 

Условие и цель существования человека - свобода, сопряженная с ответственностью и личностным выбором; задача воспитания - помочь человеку избежать личностной зависимости, основывающейся на потребности переложить на других груз ответственности за принятие решений

Культурно-историческая концепция развития психики

Человек, в отличие от животных, не приспосабливается к внешней среде, он активно овладевает ею; задача воспитания - помочь личности овладеть собственным поведением

Деятельностный подход в психологии

Объяснительные принципы развития личности - активность, предвосхищение будущего, постановка сверхзадач; задача воспитания - развитие творчества и инициативы

Историко-эволюционный подход в психологии

В процессе развития общества растет ценность индивидуальности личности; задача воспитания - формирование установок на принятие права каждого человека на отличие, непохожесть на других

 

I Асмолов А. г. Психология личности. - М., 2007.

Какие же задачи воспитания выделяет отечественная психология? Прежде всего, при формулировке этих задач должны учитываться нравственные соображения и требования социально-политической ситуации.

При определении задач воспитания, которые актуальны для современной России, необходимо помнить о тех проблемах, с которыми столкнется нынешняя молодежь при вступлении во взрослую жизнь. Эти проблемы сформулированы в «Стратегии государственной молодежной политики в РФ на 2006-2016 гг.», изданной Министерством образования и науки РФ. Процитируем выдержки из этого документа.

«В ближайшее десятилетие Россия столкнется с комплексом проблем и противоречий, которые формируют достаточно жесткий набор требований к новым поколениям. Первая из этих проблем - демографическая. Из-за стремительного старения населения и неблагоприятных демографических тенденций уже в ближайшем будущем молодежь станет основным трудовым ресурсом страны. Вторая проблема связана с тем, что сегодня молодежь в целом довольно аполитична, а от позиции молодежи в общественно-политической жизни и от ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преоб-

32

азований. Третья проблема: в условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, согласно данным Госкомстата РФ, в настоящий момент 35 % молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности. Еще один острый вопрос, который стоит сегодня перед молодежью и обществом, - это вопрос о жилищном обеспечении» 1 .

«Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни» 2.

Исходя из вышесказанного, мы сформулировали следующие задачи воспитания, которые сегодня приоритетны и решаемы в рамках средней и высшей школы:

1) формирование личностной автономии и способности к самостоятельному выбору. На наш взгляд, именно самостоятельность и независимость мышления позволят молодому человеку проявлять свою созидательную активность, противостоять политическим манипуляциям и экстремистским призывам;

2) формирование установок толерантного сознания. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависит процесс мирного сосуществования разных людей, что скажется на процессе поступательного развития общества.

1.3. Общие принципы воспитания

В каком же направлении вести поиск действенных воспитательных приемов? Эти приемы зависят от искусства преподавателя, которое не заменит никакая наука. Они действенны лишь в том случае, если за ними стоят принципы.

Формулируя принципы воспитания, мы исходили, прежде всего, из образа человека, сложившегося в отечественной психологии: из образа человека, базовыми личностными началами которого являются активность, инициатива и творчество, человека, живущего среди людей и для людей. При таком понимании при-

1. Стратегии государственной молодежной политики в рф на 2006-2016 п.// http:/  

2. Там же.

роды человека основная задача воспитания сводится к созданию условий, инициирующих формирование именно этих качеств, т.е. к развитию в личности деятельностного начала, способности к поиску и творчеству, к совместной продуктивной деятельности, способности к преодолению трудностей, к свободному выбору и самостоятельному принятию решений.

Рассмотрим общие принципы воспитания подробнее.

1. Включение учащихся в значимую для них совместную деятельность. Этот принцип помогает решить задачу развития способности к совместной продуктивной деятельности. 

Вот как раскрывает данный принцип выдающийся отечественный педагог В. А. Сухомлинский. Прежде всего, он поясняет, что значит для него понятие «коллектив»: «Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке ... Но богатство каждой личности это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой при наличии совместной деятельности (курсив наш. - н.п.) ... ,,1.

Далее педагог описывает ту совместную деятельность, которая сплотила и духовно развила его подростковый коллектив: « .. .перед нами голый, сожженный солнцем склон. "Тут будет Сад для Людей", - решили юные ленинцы. На склоне мы вырыли ямы и посадили яблони. Началась долгая, нелегкая работа, которая составила целый период в духовной жизни подростков. Летом и осенью нужно было поливать деревья, иначе они засохли бы. А для этого нужно было приносить каждый раз тысячи ведер воды. Зимой задерживали снег, оберегая деревья от зайцев. Если бы мы отступили перед трудностями, если бы бросили начатую работу, в сердца подростков вошли бы пустота и лицемерие. Через год после начала этой работы отряд взялся еще за одно дело: мы заложили виноградник. Вскопали такой же забытый, бесплодный холм, разрыхлили почву, вырыли глубокие ямы, посадили нежные маленькие саженцы, сделали защиту от эрозии ... Дух единства - это, наверное, самые точные слова, которыми можно охарактеризовать отношение каждого подростка к коллективному делу ... Через два года, когда мои воспитанники закончили шестой класс, на сад и виноградник обрушилось стихийное бедствие - засуха. Природа словно испытывала нас. Земля трескалась от зноя. "Неужели мы отступим?" - эти слова были произнесены в жаркий июльский день, когда, придя в сад, мы увидели увядающие от жары листочки. "Нет, не отступим", - дали себе слово юные ленинцы .. · Через два года мы увидели первые плоды своего труда: стали плодоносить виноградные кусты. Все переживали волнующую радость успе-

1 Сухомлинекий В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: в 3 т. - М., 1979.Т. 1. - С. 525.

34

ха. Плоды своего труда мы раздавали дошкольникам, старым, больным ... « 1

« … В пятом классе мальчики и девочки посадили деревья дружбы. Каждое дерево сажали двое - друзья. Место посадки сохранялось в тайне: дружба - дело глубоко личное. Моим желанием было создание такой духовной общности, которая была бы неприкосновенной и сохранялась как что-то самое дорогое, интимное. Если вы хотите, чтобы духовная жизнь коллектива была богатой и полноценной, создавайте личную жизнь, богатую чистыми, возвышенными чувствами, жизнь, которая давала бы личное счастье, жизнь, в которую никто бы не вмешивался. ЭТО один из очень тонких моментов воспитания" 2.

2. Демонстрация последствий поступка личности для референтной группы, т.е. группы, на нормы, ценности и мнения которой учащийся ориентируется в своем поведении. Школьник или молодой человек должен убедиться, как отреагирует социальная группа, мнением которой он дорожит, на его поступок. Именно это и повлечет за собой принятие самостоятельного решения о том или ином типе поведения.

В качестве примера рассмотрим реальный случай.

Олег Д., студент второго курса юридического факультета, во время лекций постоянно выходил из аудитории под разными предлогами. На замечание преподавателя о том, что он мешает другим студентам и преподавателю, молодой человек ответил, что из-за особенностей своей нервной системы он не может более пяти минут сидеть на одном месте, но так как предмет его очень интересует, он «вынужден» таким нестандартным способом помогать самому себе сосредоточиваться на учебном материале. «Вам легче сосредоточиться во время ходьбы?» уточнил преподаватель. «Совершенно верно», - ответил студент.

В аудитории около окон был свободный проход, и преподаватель попросил Олега походить по нему, если ему действительно трудно долго сидеть на одном месте. Спустя несколько минут, видя, что аудитория никак не реагирует на его «прогулки», парень стал наматывать себе на руку веревку от штор.

В это время преподаватель читал студентам лекцию о том, как между людьми возникает чувство симпатии. «Олег, а у тебя девушка есть?» - спросил преподаватель у парня. «Нет», - ответил тот, вертя в руках веревку. «Вот поэтому И нет», - сказала одна студентка, повернувшись к нему и указав на то, что он делает.

Через некоторое время Олег сел на свое место и стал спокойно слушать лекцию.

Проанализируем эту ситуацию. Самое простое, что мог сделать преподаватель, - это попросить парня покинуть аудиторию. С точки зрения здравого смысла надо было, наверное, поступить именно так. Чего 

 1 Сухомлияский В.А. Рождение гражданина 11 Избр. пед, соч.: в 3 Т. - Т. 1. .536.

2 Там же. - С. 538.

35

бы добился преподаватель? Нормальных условий для продолжения Занятий. А чего бы добился в этом случае Олег? Победы в «поединке» С преподавателем. Скорее всего, парень продолжал бы вести себя подоб_ ным образом, привлекая к себе внимание аудитории, для которой, скорее всего, и был затеян данный «спектакль». Когда же референтное для парня лицо - симпатичная сокурсница указала ему на недопустимость подобного поведения, он прекратил свои выходки.

В.А. Сухомлинский говорил, что коллектив становится могучей воспитательной силой благодаря нравственным ценностям, которые в нем сформированы. А это, прежде всего, деликатное и тактичное отношение к каждому его члену. К примеру, разоблачение проступка учащегося перед всем коллективом ожесточает, озлобляет его и, самое главное, притупляет его порывы и стремления к хорошим делам и нравственным начинаниям. Поэтому педагог в случае необходимости может использовать другой метод - осуждающее недоверие, при котором коллектив просто не поддерживает поведение отдельного своего члена.

Прекрасный образец воспитывающей силы коллектива дает Я. Корчак в книге «Как любить ребенка». В интернате, где он работал, был учрежден товарищеский суд - орган детского самоуправления, регулирующий поведение каждого члена коллектива. Я. Корчак подробно описывает все аспекты работы этого суда. 

«Кодекс товарищеского суда

Если кто-нибудь совершил проступок, лучше всего его простить.

Если он совершил проступок потому, что не знал, теперь он уже знает. Если он совершил проступок нечаянно, он станет осмотрительнее. Если он совершил проступок потому, что трудно привыкнуть поступать по-другому, он постарается привыкнуть. Если он совершил проступок потому, что его уговорили ребята, он больше уже не станет их слушать.

Если кто-нибудь совершил проступок, лучше всего его простить в надежде на то, что он исправится.

Но суд обязан защищать тихих ребят, чтобы их не обижали сильные, суд обязан защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали разболтанные и лентяи, суд обязан заботиться, чтобы был порядок, потому что от беспорядка больше всего страдают добрые, тихие и добросовестные люди.

Суд - это еще не сама справедливость, но он обязан стремиться к справедливости, суд - это еще не сама истина, но он жаждет истины.

Судьи могут ошибаться. Судьи могут наказывать за поступки, которые и им самим случается совершать, и называть плохим то, что и им самим доводилось делать.

Но позор тому судье, который сознательно вынесет несправедливый приговор.

36

Как подавать в суд? 

На видном месте висит доска. На этой доске каждый может записать свое дело: свою фамилию и фамилию того, на кого он подает в суд. Можно подать в суд на себя самого, на любого ребенка, на любого воспитателя, на любого взрослого.

Каждый вечер секретарь вписывает дела в книгу, а на следующий день собирает показания. Показания могут даваться устно или письменно.

Судьи

Суд собирается раз в неделю. Судьи выбираются жеребьевкой из тех ребят, на которых за всю неделю ни разу не подавали в суд. < ... >

Решения принимаются согласно кодексу, причем секретарь имеет право с согласия судей передавать некоторые дела на рассмотрение судебного совета или на расширенное судебное заседание, чтобы их разбирали при всех или все всё слышали и точно знали. Секретарем суда является воспитатель. Приговоры заносятся в книгу и зачитываются перед всеми. Недовольные приговором могут подавать свои дела на повторное рассмотрение, однако не раньше, чем по истечении месяца.

Судебный совет

Судебный совет должен состоять из воспитателей и двух судей, избираемых на три месяца тайным голосованием.

Кроме вынесения приговоров судебный совет занимается разработкой обязательных для всех законов.

Поскольку у судей из совета тоже могут быть свои судебные дела, в судебный совет выбираются пять судей, судят же каждое дело только трое.

Секретарь

Секретарь не судит, а только собирает показания и зачитывает их на заседаниях суда. Секретарь ведет судебную доску, книгу показаний и приговоров. < ... >

Забота суда о порядке

Если кто-нибудь опаздывает, шумит, мешает, не кладет вещи на место, не соблюдает очередь, сорит, разводит грязь в доме, входит туда, куда вход запрещен, пристает, ссорится и дерется, он нарушает порядок. И надо подумать, как с ним быть.

СУД может или простить, или сказать, что обвиняемый поступает Плохо, или просить совет позволить нарушителю уклониться от соблюдения режима. Совет может дать ему время подумать о своем поведении.

Совет может позволить кому-нибудь одному делать то, что никому Не разрешается. Пускай этот один будет исключением. < ... >

с. 1-99

Существует девяносто девять статей оправдывающих или таких, где говорится: суд дела не разбирал. После такого суда все остается так,

37

словно суда и вовсе не было, или - и это единственное следствие про. ступка - нарушителя обязуют стараться больше так не делать.

Ст. 100

Суд не говорит, что он виновен, не объявляет ему порицания, Не сердится на него. Но рассматривая статью сотую как самое маленькое наказание, суд включает это наказание в кривую судебных приговоров. (Примеч. автора: о кривой судебных приговоров речь пойдет дальше.)

Ст. 200

Статья двухсотая гласит: "Он поступил неправильно". Ничего не поделаешь. С каждым может случиться. Мы просим его больше так не делать.

СТ.300

в статье трехсотой говорится: "Он поступил плохо". Суд осуждает. Если при статьях сотой и двухсотой суд просит, чтобы этого больше не было, при трехсотой суд требует, чтобы это больше не повторялось.

Ст. 400

Статья четырехсотая - большая провинность.

В статье четырехсотой говорится: "Ты поступил очень плохо" или "Ты поступаешь очень плохо".

Статья четырехсотая - это последняя попытка, последнее желание избавить виновного от стыда, последнее предостережение.

СТ.500

в статье пятисотой говорится: "Кто совершил такой поступок, кому до такой степени нет дела до наших просьб и требований, тот или не уважает себя, или не думает о нас. Поэтому и мы его больше не можем щадить.

Приговор с именем и фамилией опубликовывается в газете на первой странице".

СТ.600

Суд вывешивает сроком на неделю приговор на судебной доске объявлений и опубликовывает его в газете.

Если кто-нибудь получил шестисотую статью за то, что поступает так постоянно, можно вывесить кривую его поведения и на более долгий срок, но тогда вместо полных имени и фамилии ставятся инициалы.

Ст. 700

Кроме того, что несет за собой статья шестисотая, по статье семи сотой о содержании приговора оповещают семью.

Может быть, виновного придется исключить. Значит, надо предупредить семью. Если сразу скажешь: "Забирайте его домой", - родные могут обидеться, что, мол, не предупредили, скрыли.

Ст.800

Статья восьмисотая как бы говорит: "Суд не помогает. Может быть, наказания, какие раньше применялись в воспитательных учреждениях, ~ помогли бы, но у нас таких наказаний нет. Даем виновному неделю на

размышление. За эту неделю он не может подавать на кого-нибудь в Руд ни на него никто не будет подавать в суд. Посмотрим, исправится ЛИ ОН И надолго ли» .

Приговор опубликовывается в газете, вывешивается на доске объявлений, оповещается семья.

Ст. 900

статья девятисотая гласит: "Мы потеряли надежду, что он может исправиться сам, без посторонней помощи".

Приговор этот как бы говорит: "Мы ему не верим". Или: "Мы его боимся".

И наконец: "Мы не хотим иметь с ним никакого дела".

Другими словами, по статье девятисотой виновный исключается из интерната. Однако он может и остаться, если кто-нибудь возьмет его на поруки. И, уже исключенный, может вернуться, если найдет себе опекуна.

Опекун отвечает перед судом за все его провинности. Опекуном может быть воспитатель или кто-нибудь из ребят.

СТ.1000

Тысячная статья гласит: "Исключаем".

Каждому исключенному предоставляется право по истечении трех месяцев ходатайствовать об обратном принятии в интернат.

Кривая приговоров

Как в больнице у каждого больного есть своя кривая температуры, так и на судебной доске объявлений висит график морального здоровья интерната, и по нему можно узнать, как идут дела - плохо или хорошо.

Если на заседании суда вынесено четыре приговора по статье сотой (100 х 4 = 400), шесть приговоров по статье двухсотой (200 х 6 = 1200) и один по статье четырехсотой, то всего будет: 400 + 1200 + 400 = 2000, и мы отмечаем в графике, что за эту неделю обвинительные приговоры дали цифру две тысячи- 1.

Вера в то, что провинившийся может исправиться, предоставление ему возможностей для этого - суть товарищеского суда. Вера в другого человека составляет важнейший принцип воспитания, который мы рассмотрим далее.

3. Вера учителя в своего ученика - педагог видит в ученике прежде всего личность, достойную уважения. «Все мы, - писал В.А. Сухомлинский, - преподаватели основ наук, видели воспитыва-

КОРЧАК Я. Как любить ребенка. - Екатеринбург, 2005. - С. 285-292.

39

ющее начало своей работы в том, чтобы каждый ученик был для каждого из нас (и для всех без исключения) прежде всего человеческой личностью, достойной большого уважения. Мы обращаемся к подросткам на Вы. Этой форме мы придаем большое значь, ние как воплощению высокого смысла - подросток чувствует, что все воспитатели уважают в нем творческую индивидуальность, способную достичь высочайших вершин интеллектуального, морального, идейного, эстетического развития. В повседневном общении с живой человеческой личностью - со всеми ее гранями достоинства и человеческих слабостей - мы даем понять, почувствовать, пережить важнейшую истину: мы видим Вас, молодой человек (Вас, девушка), не только таким, каким Вы есть сегодня, но и таким, каким Вы станете в будущем. Мы уважаем в Вас не только то, что Вы уже с нашей помощью достигли, но и то, чего Вы достигнете. А достигнете Вы высшей ступени духовного развития только при большой своей настойчивости и при нашей помощи. В просто м вежливом "Вы" мы выражаем видение человека в перспективе; мы даем понять и пережить подростку, что в нем мы уважаем прежде всего ... завтрашнего отца, завтрашнюю мать своих детей, завтрашнего мастера с "золотыми руками", поэта, человека, который имеет право гордиться самим собой».

Неуважение к личности молодого человека, неверие в его возможности приводят, по словам великого педагога, к плачевным результатам: «Многочисленные срывы и ненормальности в жизни подростков имеют в своей основе горькую мысль человека, перед которым только открывается мир: я ни на что не способен, у меня ничего не выходит с учебой, мне недоступно то, что доступно другим. Если в годы самоутверждения открывается такая жестокая истина, на человека надвигается трагедия. Он теряет веру в добро ... Пустая душа подростка - это большая беда" 2. ( Сухомлинский В.А. Рождение гражданина 11 Избр. пед, соч.: в 3 т. - М., 1979.Т. 1. - С. 303. 2 Там же. )

Таким образом, вера учителя в ученика раскрывает в последнем новые возможности, будущие, еще зримо не присутствующие качества. Это дает мощный толчок его личностному развитию, заряжает энергией созидания, позволяет позитивно конструировать свое будущее.

1.4. Смысловая сфера личности как психологический объект воспитания

Освещение принципов и задач воспитания не дает полной картины организации воспитательного процесса: необходимо коснуться вопроса и об объекте психологических воздействий на личность. В рамках отечественной психологической школы в качестве такого объекта выступает смысловая сфера личности.

1.4.1. Психологический объект воспитания

Психологическим объектом воспитания является смысловая сфера личности - личностные смыслы и выражающие их в поведении смысловые установки. Напомним, личностный смысл - это отношение человека к тем объектам, ради которых осуществляются деятельность и общение. Примером влияния личностного смысла на поведение может служить феномен «горькой конфеты», описанный А.Н. Леонтьевым.

Процедура исследования такова. Взрослый кладет на стол перед сидящим ребенком конфету. Задача ребенка - достать конфету, не вставая со стула (задача в данном виде нерешаема). Ребенок пытается дотянуться до конфеты, но не может. В какой-то момент экспериментатор выходит. Как поведет себя испытуемый? Трехлетний ребенок вскакивает, хватает конфету и ест. Младший школьник терпеливо ждет, ничего не предпринимая без разрешения взрослого (он уже усвоил запреты взрослого мира). Старший дошкольник берет конфету и ест ее, но когда заходит взрослый и, хваля ребенка, дает ему вторую конфету, начинает плакать. Ему стыдно. Трехлетка, в отличие от старшего дошкольника, ест вторую конфету без зазрения совести.

Конфета стала для дошкольника «горькой» потому, что доверительные отношения со взрослым оказались для ребенка важнее вкусной конфеты. Обманув симпатичного человека, ребенку стало стыдно. Таким образом, личностный смысл отношений со взрослым явился регулятором поведения ребенка.

Указанное понимание психологического объекта воспитания позволяет не только более отчетливо осознать различие между обучением и воспитанием, но и охарактеризовать основные методические принципы, посредством которых можно наиболее эффективно оказывать психологическую поддержку личности. Чтобы выделить эти принципы, необходимо коснуться тематики развития смысловой сферы личности, которая наиболее полно представлена в работах Д.А. Леонтьева.

В качестве одной из основных линий развития смысловой сферы личности Д.А. Леонтьев выделяет опосреование социальными общностями и их ценностями - усвоение личностью ценностей тех социальных групп, в которые она входит. Сначала происходит усвоение ценностей ближайшего семейного окружения, потом малых референтных групп, затем больших профессиональных, этнических, религиозных, классовых и других общностей и, наконец, общечеловеческих ценностей. «По сути дела, по мере развития смысловой сферы человек все реже осуществляет свои жизненные отношения напрямую, один на один с миром, и все чаще - как представитель некоторого социального целого. Однако ошибочным было бы считать, что по мере социогенеза индивидуальность личности нивелируется ... Как показал А.В. Петровский, отношения между личностью и группой в процессе социогенеза отнюдь не сводятся к простому запечатлению личностью групповой "матрицы"; за усвоением групповых норм (фазой адаптации) следует фаза индивидуализации внутри группы, а затем, при успешном нахождении баланса между тенденциями отождествления с группой и выделения из нее, наступает интеграция личности с группой» 1. Кроме того, «множественность социальных групп и контекстов, открытых развивающейся личности, и соответственно вариативность социальных ценностей не сопоставимы с ограниченным спектром базовых потребностей человеческого организма" 2.

Следующая линия развития смысловой сферы - распространение nроцессов осмысления за пределы наличной актуально воспринимаемой ситуации в план представления и воображения. «В воображении, - пишет Д.А. Леонтьев, - можно создать любые, сколь угодно экстремальные ситуации для "проигрывания себя" (и каждый из нас часто этим пользуется), в отличие от реальной жизни, которая предоставляет такие ситуации редко и не всегда по нашему желанию.

Конечно, воображаемое благородство не гарантирует, что, встретившись в жизни с соблазном, человек не забудет образ своей мечты. Тем не менее, по всей видимости, именно воображение является тем первым, самым грубым фильтром, при помощи которого личность, примеряя к себе те или иные ценности, варианты поведения или образы себя, принимает одни, а другие отбрасывает» 3. (Леонтьев ДА. Психология смысла. - М., 2003. - С. 287.)

Еще одна линия развития смысловой сферы - развитие осознания своих смысловых ориентаций и рефлексивного к ним отношения.

«После работ Л.С. Выготского, а также психологов экзистенциального направления осознание тех или иных психологических процессов и механизмов обоснованно рассматривается как главная предпосылка овладения ими ... Если, однако, овладение представляет собой достаточно многогранный процесс, то осознание смысловых ориентиров собственной деятельности можно рассматривать как еще одно конкретное измерение развития смысловой сферы в онтогенезе. Фактически речь идет о становлении и развитии способности произвольно воздействовать на свои смысловые ориентиры, менять их по своему выбору» 1.

Таким образом, говоря о том, что объектом воспитания является смысловая сфера личности, мы имеем в виду следующие методические принципы, используя которые можно оказывать на личность воспитательное воздействие: приобщение личности к ценностям своей референтной группы; прогнозирование личностью образа своего идеального будущего; осознание личностью смысловых ориентиров собственной деятельности"

И у школьника, и у студента есть круг общения, который является для него значимым. Прежде всего, это семья и родные. Так как взаимодействие воспитателя с этими группами весьма ограничено либо вовсе отсутствует, остановимся на той сфере деятельности педагога, в которой плоды его труда наиболее ощутимы, - на формировании тех ценностей, которые могут усвоить учащиеся в стенах учебного заведения.

Ценности учебного заведения могут быть усвоены учащимися в том случае, если все педагоги имеют единые взгляды и представления по вопросам воспитания и образования. Для этого эти взгляды и представления должны быть сформулированы и личностно приняты членами педагогического коллектива. Приведем пример тех педагогических взглядов, которые были выработаны в процессе совместной деятельности педагогами школы, руководимой В.А. Сухомлинским.

1. Каждый педагог - это не только преподаватель, но и воспитатель. Процесс обучения не сводится к передаче знаний, а предполагает многогранные отношения взаимодействия педагога и Воспитанников: учителя связывают с учениками общие интеллектуальные, моральные и эстетические интересы.

2. Каждый педагог должен осуществлять индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, заинтересовывать, увлекать, вдохновлять его, пробуждать в нем неповторимую личность. При этом учитель должен быть для учащегося примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии он имеет моральное право воспитывать.

3. Полноценное умственное воспитание учащегося возможно лишь в том случае, если обучение происходит на фоне богатой интеллектуальной жизни коллектива и личности. При этом источником интеллектуальной жизни коллектива является учитель. От богатства его знаний, мыслей, интересов, эрудиции зависит сам факт существования интеллектуальной жизни коллектива '.

В школе В.А. Сухомлинского помимо формулировки ценностей, на которые должны ориентироваться педагоги, была разработана программа моральных привычек для подростков - свод правил, которыми они могли руководствоваться в своей повседневной жизни. Вот некоторые из ее положений. 

  1.  Доводить начатое дело до конца.
  2.  Выполнять работу не кое-как, а только хорошо.

Никогда не перекладывать свою работу на других людей и не пользоваться плодами их труда.

4. Помогать старым, слабым, одиноким независимо от того, близкие это люди или «чужие».

5. Согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний.

6. Согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей.

7. Не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаете нужным это сделать. 2 (Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: в 3 Т. - М., 1979.Т. 1. - С. 359-363.)

В современных образовательных учреждениях приобщение личности к ценностям своей референтной группы нередко осуществляется с помощью выработки миссии и кодекса школы, членом которой является ученик. Под миссией понимается некая обобщающая идея, на которую ориентируются все члены данной организации. Иначе можно сказать так: миссия формулирует предназначение данной организации в обществе.

В любой организации миссия выполняет две важнейшие функции - внешнюю и внутреннюю. Внешняя функция состоит в предоставлении объективной информации о философии организации и о средствах, которые она использует в своей деятельности. Внутренняя функция заключается в создании условий для сплочения членов организации, их идентификации с организацией, формировании в ней благоприятного психологического климата.

Приведем несколько примеров миссий образовательных учебных заведений.

"Миссия классического пансиона МГУ им. М. В. Ломоносова

1. Создать необходимые условия для ... российского государственного управления, дипломатии, бизнеса, науки, культуры.

2. Подготовить учащихся для успешного обучения на факультетах МГУ им. Ломоносова.

З. Научить своих воспитанников находить пути преодоления жизненЫ)( барьеров.

н 4. помочь воспитанникам стать гражданами мирового сообщества,

бладающИМИ широким кругозором, хорошо знающими культуры раз~Ы)( стран, готовыми воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к традициям других национальных культур-".

«миссия Красноярской Мариинской женской гимназии

1. Обеспечить воспитанницам интеллектуальное, творческое и нравственное развитие.

2. Ориентировать воспитанниц на становление современной образованной деловой Дамы, духовно развитой Женщины, любящей Матери, умелой хозяйки»2.

«Миссия гимназии святителя Василия Великого

1. Подготовить для Отечества генерации нравственных профессионалов: нравственных ученых, нравственных деятелей культуры, нравственных бизнесменов.

2. Объединить четыре традиции качественного образования:

- традиции классической дореволюционной гимназии (древние языки, словесность, изящные искусства);

- традиции советской школы (математика, естественные науки);

- современные западные стандарты образования (иностранные

языки, информационные технологии, социально-практические дисциплины - экономика и др.);

- воспитывающее образование (труд, история Отечества, биология)>>3.

Приобщение личности к ценностям своей референтной группы осуществляется и с помощью кодекса - сформулированных и прописанных правил поведения, принятых в данной организации. К примеру, кодекс воспитанниц уже упомянутой Красноярской Мариинской женской гимназии включает следующее.

«Воспитанницы имеют право:

- проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей гимназии;

- выражать свое личное мнение и сомнения, касающиеся содержания обучения и воспитания в гимназии;

- излагать классной даме, директору гимназии, другим учителям свои проблемы и получать от них помощь, объяснения, ответы;

- требовать уважения своего достоинства;

- быть заблаговременно уведомленным о сроках и объеме письменных контрольных работ; в течение дня может быть проведена только одна контрольная работа, в течение недели - не более трех и т.д.» .

По особому пути пошли создатели кодекса школы Института международной торговли и права в Москве. В этом документе прописаны преимущественно обязанности студентов, то, что им запрещается (отдельно выделены категорические запреты) и перечень санкций за нарушение внутреннего распорядка.

«Студент школьного отделения Института обязан посещать все занятия согласно расписанию, включая факультативные. В случае пропуска занятий Студент должен предъявить в деканат оправдательный документ.

Отсутствие на занятиях без уважительной причины считается прогулом и влечет за собой применение соответствующих санкций.

Преподаватели и деканат имеют право требовать у Студентов школьного отделения, пропустивших занятия, посещения дополнительных занятий или консультаций по пропущенным темам. Форма дополнительных занятий или консультаций устанавливается преподавателем по согласованию с деканатом.

Размер оплаты Студентом школьного отделения дополнительных занятий и консультаций устанавливается деканатом с учетом причин пропуска занятий и количества пропущенных часов и т.д.,,2. 

8




1. Статья- Суть жизни и искусственный интеллект
2. 7 Глава 22 УК 1996 г
3. Европейский феодализм как эпоха формирования принципов и свобод человека
4. Экономическая основа формирования уровня ссудного процента Теории ссудного процента исходят из наличия н
5. Эстэтычныя пошукі ў сучаснай беларускай лiтаратуры
6. Экономическое могущество США после Второй мировой войны
7. а отделку поверхности завертку упаковку
8. ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ Выполнил студент гр
9. Дидаскология
10.  Введение Все весомые тела взаимно испытывают тяготение эта сила обуславливает движение планет вокруг со
11. тематического метода называемого сверткой
12. продажи захвата и т
13. Учет денежных средств на расчетном счете
14. Тема- Стромальнососудистые дистрофии диспротеинозы
15. ORG ЛИБЕРТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА Вильгельм Райх Сексуальная революция Предисло.html
16. Я жил в самой обычной деревне население человек 200 не больше выглядел как и подобает любому деревенскому
17. Business interests cn mke lot of money without interferencefrom Government
18. Религия Месопотамии
19. Германия Зимняя сказка Гейне Генрих
20. тематике. Изучив методическую литературу по вопросам обучения решения задач познакомившись со статьями жур