Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Доклад по первоисточнику Э

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО КубГУ)

Кафедра социологии

Доклад по первоисточнику

Э. ДЮРКГЕЙМ «САМОУБИЙСТВО»

Работу выполнили: Круглая Е.,

Фарафонова Е.

Факультет: ФИСМО

Направление: социология

Курс: II

Научный руководитель: Облап Т. К.

Краснодар 2013

 Анализируя природу социальных явлений в современном ему обществе, Дюркгейм извлек серию рекомендаций относительно функционирования профессиональных групп. Предложение усилить социальные связи на профессиональной основе впервые им было высказано в “Самоубийстве”.

“Профессиональная группа обладает всем, чем нужно, чтобы охватить индивида и вырвать его из состояния морального одиночества, а ввиду нынешней слабости других групп, только она может исполнить эту необходимую службу”. Профессиональные группы должны были выполнять интегрирующую, общую роль, сплачивая индивидов, разрешая конфликты. В укреплении моральной сплоченности групп, прежде всего профессиональных, Дюркгейм видел спасение от многих социальных зол, начиная с общественного кризиса и кончая их индивидуальным проявлением в массовых фактах самоубийств.

К тому времени как Дюркгейм обратился к исследованию причины самоубийств, по этой теме существовала уже обширная литература. В XVIII веке самоубийство рассматривалось как моральная проблема, в XIX веке обозначился подход исследования самоубийств как социальной проблемы. Она показалась Дюркгейму подходящей для социального исследования, так как это была ясно очерченная группа факторов, которую можно было легко определить.

Дюркгейм отвергал, что причиной самоубийств служат индивидуальные психологические мотивы, и в качестве объясняющих факторов признавал только социальные причины.

При помощи статистических данных Дюркгейм доказывает, что не существует ни одного психопатического состояния, которое имело бы постоянную связь с самоубийствами. Он опровергает мнение, связывающее самоубийства с психическими расстройствами. Так, например, в клиниках женщин значительно больше, чем мужчин, а к самоубийству больше привержены мужчины, чем женщины. Так же процент самоубийств увеличивается с возрастом, и самый пик приходится на 30-40 лет. Дюркгейм отбрасывал генетические теории, объясняющие это явление, так как мужчины и женщины подвержены ей одинаково. 

Различие в количестве самоубийств между мужчинами и женщинами, объясняется различной степенью социализации индивидов, их вовлеченности в общественную жизнь, так как мужчина, активно участвуя в жизни общества, больше терпит от её дезорганизации, а так же значение таких факторов как бездетность, разводы действует на мужчин, подталкивая их к самоубийству.

Дюркгейм признавал только один несоциальный фактор, влияющий на принятие человеком последнего решения. А именно: процент самоубийств зависит от долготы дня, так как наибольшая интенсивность социальной жизни происходит в наиболее длинные дни года. Так же численность самоубийств резко меняется, когда круто меняются условия социальной среды. 

Социальная сфера, то есть область коллективного сознания, влияет на индивида:

  1.  социальным принуждением (извне и в момент усвоения информации);
  2.   групповым принуждением (вызывающим или блокирующим действия индивида);
  3.   физической детерминацией (когда топография местности, пути сообщения влияют на протекание различных социальных процессов);
  4.   психологическим принуждением (толпа вызывает у индивида сильную эмоциональную реакцию, следствием которой является его отклоняющееся от нормы поведение).
  5.  Социальные факторы это:

1.Общие идеи и чувства. Они рождаются от взаимодействия умов многих поколений.

2.Моральные максимы и верования. Они создаются коллективами и предписывают индивидам поступать строго определённым образом.

Эти социальные факторы могут быть восприняты индивидом и как благо, и как зло.

Так же влияние на социальные явления может оказывать число социальных единиц или “динамическая сплоченность” определяющаяся числом индивидов, живущих общей жизнью.

Хотя каждый индивид - личность, но в обществе он выполняет какую-либо одну специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, что напоминает организм с его различными органами, поэтому Дюркгейм называет новый вид солидарности органическим. Вот поэтому, высокий процент самоубийств в обществе объясняется, как показатель недостаточной солидарности этого общества. Чем больше солидарность членов общества, тем больше должна быть интенсивность отношений между ними, а это регулируется юридическими законами. Поэтому в законе отражаются все существенные особенности социальной солидарности.

Ещё Дюркгейм считает, что самоубийство - одна из форм коллективной болезни, а непомерное возрастание добровольных смертей во времена Дюркгейма и в наши дни рассматривается им как патологическое явление, которое становится опаснее с каждым днём. Но в то же время, Дюркгейм определял самоубийство достаточно широко и мог включить в него акты самопожертвования.

Сущностью объяснения такого явления, как самоубийство у Дюркгейма был “социологизм”, сквозь призму которого рассматривались все другие факторы, в том числе и психическая предрасположенность к самоубийству. Говоря о том, что психологические мотивы часто кажутся причиной добровольного ухода людей из жизни и представляют собой только индивидуальное явление, он обращается к изучению социальной среды, считая, что она является главной причиной изменения статистики самоубийств.

Вообще, трактовка моральных проблем и проблем воспитания упиралась в соответствующую антропологическую теорию. Дюркгейм развивал концепцию двойственности человека, в котором биологическая природа “укрощается” и подавляется социальной. Он считал, что ослабление общественного контроля ведёт к дезорганизации и общества, и индивида. Но в то же время, Дюркгейм верил, что можно сознательно регулировать общественные и индивидуальные потребности и удерживать их в рамках ограничений, диктуемых реальными общественными возможностями, сохраняя при этом капиталистические общественные отношения. Это должно было препятствовать возникновению напряжений, духовного кризиса, чувства разочарования и тоски, и как следствие, отклоняющегося поведения и роста самоубийств.

Хотя концепция Дюркгейма о самоубийствах нуждалась в более детальном рассмотрении вопроса в соотношении объективных и субъективных факторов, но главное направление его исследования дало толчок к пониманию более общего вопроса - о социальной обусловленности индивидуальной психологии. Дюркгейм проложил дорогу количественному анализу в социологии, наметил пути развития частных методик и техник, к примеру, метод последовательного включения факторов участвующих во взаимодействии.

Для понимания  “социологизма” Дюркгейма необходимо различать в нём два аспекта: онтологический и методологический.

В первом аспекте речь идет о подчеркивании социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах.

Главным принципом второго аспекта является то, что исследованию должны подвергаться, в первую очередь, не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Из социологии необходимо устранить все предпонятия, то есть понятия, образовавшиеся вне науки.

Дюркгейм различал четыре вида самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое.

Эгоистическое. Вызывает причины отдаления индивида от общества. Разрыв социальных связей, состояние опустошенности. Одной из причин может быть - “крайний индивидуализм”. Дюркгейм заимствовал у Бартиллока идею о том, что “эгоизм” и отсутствие “морального принуждения” влияют на изменение уровня самоубийств. Если индивид легко склоняется под жизненными обстоятельствами, значит, состояние того общества, к которому он принадлежит, сделало из него лёгкую добычу, готовую к самоубийству. Дезинтеграция общества ( коллективное бесчувствие, утрата общественных целей и так далее) отражается на дезорганизации общественных групп, непосредственно влияющих на индивида. Если эгоизм - это противопоставление индивидуального “я” социальному “я”, то эгоистичный - это такой вид самоубийства, который вызывается чрезмерной индивидуализацией.

Альтруистическое. Личные интересы поглощены социальными, и индивид перестаёт существовать как единица. Такие самоубийства существуют в основном в архаических обществах (убийство стариков, детей, жен).

Аномическое. Встречается при нарастании общественных кризисов, когда рушится старая иерархия ценностей, нарушается общественное равновесие. Но не все общественные кризисы ведут к повышению числа самоубийств. В состоянии войны народ обретает общие цели и задачи, объединяющие общество. И в то же время экономические кризисы, способствующие обогащению одних и разорению других, могут привести к фатальным последствиям. И если самоубийства, которые Дюркгейм отнёс к эгоистическим, наблюдаются в основном в сфере умственного труда, среди интеллигенции, то аномические чаще встречаются в мире торговли и промышленности, к тому же их можно разделить ещё на два подвида причин, вызывающих самоубийства:

  1.  экономическая (нарушения нормативного порядка фиксирующего с относительной точностью максимальный уровень материального благосостояния каждого члена в обществе);
  2.  семейная (нарушение равновесия и дисциплины, обеспечиваемой семьёй, к примеру, рост количества разводов и самоубийств идёт параллельно).

Фаталистическое. Этот вид самоубийства возникает в результате усиленного контроля со стороны группы, имеющей тенденцию быть сильной и постоянной и поэтому становящейся невыносимой.

Так же Дюркгейм различает нормальные и патологические явления. К примеру, повышение в некоторых странах к XIX веку числа самоубийств, ослабление морального осуждения последних квалифицировано Дюркгеймом, как патологическое явление. Нормальным объявлялось то, что способствует сохранению социальной системы.

Французский социолог считает, что для лечения общества необходимо установить новые формы социального взаимодействия или социальных отношений - профессиональные группы, так как старые формы социальной организации - семья, церковь - не выполняют функций социального контроля. И когда коллективное сознание обретает в обществе новое содержание и форму, воплощаясь в “религии человечности”. Уважение человеческой личности становится как бы общественной догмой, но эти концепции Дюркгейма не получили широкого распространения.

Вообще, общественные отношения идеализировались Дюркгеймом, трактовались как отношения согласия, солидарности, гармонии и сотрудничества. Социальные конфликты и противоречия выносились за пределы “нормального”, естественного общественного порядка, рассматривались как болезнь, которую можно ликвидировать, не изменяя общественных устоев.

Дюркгейм рассматривает социальный процент самоубийств, как продукт социальных факторов, действующих на всё общество. Исследуя такой социальный фактор, как религия, на примере католической и протестантской церквей, он обнаружил, что католики менее подвержены стремлению покончить жизнь самоубийством, так как их церковь более сплоченная, единая и поэтому процент самоубийств в ней меньше, чем в протестантской. Так же процент самоубийств высок и в среде военных, в результате излишней интеграции. Таким образом, возрастание или уменьшение числа самоубийств варьируется в соответствии с уровнем интеграции социальных групп. А самым стабильным уровнем, на котором это явление не будет встречаться, будет уравновешивание сил между обществом и индивидом, так называемая “золотая середина”, то есть когда индивид не игнорируется обществом и в то же время не подвергается давлению со стороны общества.

По убеждению французского социолога, человек должен стремиться к общим целям, но не терять своей личной автономии, не поглощаться обществом без остатка. Чувство согласия с обществом, считает Дюркгейм, обуславливает чувство активного счастья.


Заключение.

Работа Дюркгейма сыграла большую роль в утверждении социологической точки зрения на самоубийство, в противоположность психологической. Хотя в ней недоставало некоторых, элементарных в наше время, инструментов научного исследования. 

Наиболее ценной чертой анализа самоубийства является раскрытие сущности этого явления, как порожденного кризисным существованием общества. Но ярко описывая состояние морального разложения, морально-психологической дезориентации и упадка, Дюркгейм не вскрыл истинных причин кризиса общества, усматривая их не в сущности отношений между различными слоями общества, а в слишком быстрых темпах социальных изменений, за которыми общество не поспевает.

Особое значение и развитие теория Дюркгейма на сегодняшний день получила в Америке. Точка зрения французского социолога на такие социальные проблемы как преступность, самоубийство, семейная неустойчивость, коренным образом отличалась от типичного для американской социологии психологизма, и потому показалась американцам перспективной. 

В нашей стране подобная методика анализа причин возникновения и увеличения количества самоубийств, а так же поиска способов их предотвращения до сих пор практически не развита и во многом из-за отсутствия должного финансирования.




1. Тема 18. Робота з колективом учнів Розкрити поняття колективу у спадщині видатних педагогів.
2. Обоснование схемы перевозок грузов методом динамического программирования
3. а
4. Модульное строение обусловливает способность гиппокампа генерировать высокоамплитудную ритмическую актив
5. . Затвердити Порядок обчислення середньої заробітної плати додається
6. Тема Правила складання номенклатури справ Мета- З~ясувати поняття номенклатури справ структуру; охарактер
7. 1. Передумови. Причини
8. тема занятий физическими упражнениями которая направлена на развитие всех физических качеств сила выносли1
9. ВВЕДЕНИЕ ldquo;Оранжевая книгаrdquo; является сборником медитационных техник данных Ошо за истекшие годы об
10. Контрольная работа по философии Преподаватель Алексеенко А
11. Майя. Иероглифы и пирамиды
12. ТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ
13. Корпоративная культура Корпоративная культура на примере предприятия Макдоналдс
14. .Дегидрационный шок - Клинические проявления
15. тематики Формула стоимости 3 класс
16. Анализ предметной области
17. Происхождение древних славян
18. Доклад- Кубик Рубика
19. Умение выявить и определить степень выраженности синдрома интоксикации и дегидратации у инфекционных б
20. Особенности умственного труда