Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Детский сад теория и практика 2011

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Опубликовано: журнал «Детский сад: теория и практика», 2011. № 7.

Название статьи:

Ознакомление детей предшкольного возраста с культурно-историческим наследием санкт-петербурга: содержание и организация работы

Автор:

Солнцева Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

Краткая аннотация статьи.

В статье рассматриваются подходы к ознакомлению детей с культурно-историческим наследием Санкт-Петербурга, дается обоснование задач, принципов отбора содержания и организации работы с детьми предшкольного возраста в контексте идей краеведческого образования. Предлагаемые подходы ориентированы на особенности восприятия и понимания детьми дошкольного возраста культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, специфику архитектурно-пространственной среды города. Приведены примеры дидактических сказок и историй об истории Санкт-Петербурга для детей старшего дошкольного возраста.

Список ключевых слов.

Культурно-историческое наследие, краеведческое образование, символика городского пространства, дидактическая сказка, дидактическая история.


Процесс социокультурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей горожан, которые запечатлены в памятниках культурно-исторического наследия города и его современном облике.

Изучение родного города и его истории претендует на роль самостоятельного направления дошкольного образования. В научной школе Санкт-Петербурга задачи и содержание краеведческого образования детей предшкольного возраста определены в основной и дополнительной части примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, А.Г.Гогоберидзе, 2011) и программе краеведческого образования «Город-сказка. Город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом», авторы О.В.Солнцева, Е.В.Коренева-Леонтьева, 2010 (рекомендована Региональным экспертным советом Санкт-Петербурга для использования в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и учреждениях дополнительного образования детей, имеет гриф Министерства образования и науки Российской Федерации).

Содержание и организация краеведческого образования определены в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, концепцией развития ребенка как субъекта детских видов деятельности (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская, М.В.Крулехт, О.В.Солнцева и др.), особенностями восприятия и понимания детьми архитектурного пространства Санкт-Петербурга (К.В.Борчанинова, О.В.Солнцева), концепцией краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга Л.К.Ермолаевой.

Язык города – это язык его «каменного святилища», который образно рассказывает о горожанах, их ценностях, жизни, триумфах (Н.П.Анциферов). Памятники истории и культуры (культурно-исторического наследия) раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды. Это любые городские объекты и вещи, окружающие ребенка, имеющие определенную ценность для жителей города. С ними тесно связаны традиции и обычаи – это исторически сложившиеся формы поведения людей во всех областях жизни (Э.А.Баллер). Они напоминают о связи времен, культур, преемственности поколений, особенностях поведения горожан. Традиции были созданы не только в прошлые времена, но и создаются в наше время.

Своеобразие городской среды, её направленность на хранение исторической памяти, особенности восприятия и понимания детьми архитектурного пространства Санкт-Петербурга1 позволяют определить задачи краеведческого образования детей 5-7 лет: развитие интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего; эмоциональной отзывчивости на красоту природы и архитектуры своей малой родины; становление желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях, связанных с историко-патриотическими событиями жизни города; развитие чувства гордости, бережного отношения к родному городу; формирование представлений о детей с жизни и творчестве некоторых знаменитых горожан прошлого и современности. Таким образом, ознакомление с историей становится составной частью краеведческого образования дошкольников.

Анализ культурологических (М.С.Каган, Ю.М.Лотман), краеведческих (И.М.Гревс, Н.П.Анциферов), педагогических (О.Г.Архипова, Л.К.Ермолаева, Н.Б.Крылова, Л.Н.Махинько и др.) работ позволяет сформулировать основные педагогические принципы приобщения детей к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Принцип культуросообразности определяет особенности отбора содержания работы по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом. Рассмотрение понятия «культура» в контексте образования позволяет выделить её ценностный контекст как наиболее значимый. В этом случае культура выступает как ценностная значимость и наполненность любого явления, что позволяет рассматривать его с точки зрения включения в «совокупность достижений в сфере искусства, науки, просвещения, образа жизни». Культура, являясь социальной метаценностью, соединяет в себе ценности истины, добра, пользы и красоты в их культурно-историческом и национально-культурном контекстах (Н.Б.Крылова).

С точки зрения М.С.Кагана, наиболее емко образ жизни горожан, образ их мыслей и чувствований в разные исторические времена характеризует архитектура, она повествует об общих чертах психологического склада людей. При этом архитектура сама же их и формирует.

Даже самый краткий экскурс в историю создания Санкт-Петербурга показывает, что при его создании умышленно задавались идеалы красоты, героизма, чувства гордости за свою Родину, образованности, способствующее дальнейшему её процветанию. Основатели города – Петр I, архитекторы, скульпторы – стремились воспитывать горожан, закладывая в неразрывном единстве ценности «добра, истины, пользы и красоты», задавая идеалы через аллегории и иносказания, раскрытие которых требует от человека применения душевных сил, приобретения знаний, развития образно-ассоциативного мышления.

Следовательно, содержание работы по приобщению детей к Санкт-Петербургу должно быть ориентировано на ценностный компонент городского пространства, постижение смыслов и раскрытие «тайн» города, заложенных в процессе его создания. Например, рассматривая статую Афины Полиады – покровительницы города в левой нише Петровских ворот Петропавловской крепости нужно помочь детям разгадать её «тайны»: Почему, она держит в руке небольшое круглое зеркало, направленное в сторону Невы? (Повернув голову влево, богиня с его помощью наблюдает за Невой, по которой неприятельские корабли могут попытаться подплыть к крепостным стенам); Почему в другой руке богини – змея? (Змея – символ ее мудрости, змея может предугадывать опасности, заранее предупреждать о них). Следовательно, богиня Афина охраняет город от опасностей, стремится их предугадать. И делает это очень много лет, так как Петровские ворота и скульптуры Афин (Полиады и Поллады) появились в Санкт-Петербурге уже в первые годы его существования.

Освоение представлений о некоторых исторических событиях происходит на основе свойственных ребёнку особенностей восприятия, высокой эмоциональности, стремления фантазировать, «сказочному» взгляду на действительность. Это определяет необходимость использования принципа природосообразности педагогического процесса.

Проектируя содержание работы по ознакомлению детей с культурно-историческим наследием Санкт-Петербурга необходимо учитывать, что внимание детей привлекает красота городской среды. Поэтому, важно развивать эстетические чувства детей и расширять представления о том, что делает наш город красивым, например, декоративное убранство городских зданий, наличие в них узнаваемых и красивых элементов (цветы, ветви деревьев, растительные орнаменты, сказочные птицы и др.). Так, например, вычленение в убранстве архитектурного сооружения венков или ветвей лавра, как правило, свидетельствует о том, что оно хранит память о военных триумфах и победах. Именно знакомый образ, элемент убранства здания вызывает интерес к познанию тех событий, о которых оно хранит историческую память.

В содержание работы важно включить облик Санкт-Петербурга в единстве его архитектурного и скульптурного убранства. С одной стороны, скульптура – неотъемлемая часть архитектурного облика нашего города (М.С.Каган), с другой стороны, дети дошкольного возраста очень рано начинают выделять облике Санкт-Петербурга его скульптурное убранство, вглядываться в выразительные средства скульптуры. Скульптура как неотъемлемая часть архитектуры города более всего созвучна образному характеру мышления дошкольников. Детям свойственно стремление включать скульптурные изображения в сюжетный контекст. Ознакомление со скульптурой позволяет сделать работу по ознакомлению с нашим городом природосообразной дошкольному периоду детства, так как активизирует наглядно-образный характер и ассоциативность мышления, творческий характер воображения.

Знакомство детей с архитектурно-скульптурным обликом города требует ориентации на принцип событийности. Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно стремление включать образы городской символики в сюжетные контексты, «обыгрывать» их в своем воображении. Вычленение событий позволяет сформировать эмоционально насыщенный образно-ассоциативный ряд, связанный с достопримечательностями города. Одним из способов событийного наполнения объектов культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга выступает просмотр компьютерной презентации, которая создает визуальный ряд: архитектурное сооружение – люди, жизнь которых была связана с данным сооружением, памятные события или яркие факты. В единстве с компьютерной презентацией используются такие методы, как рассказывание дидактической сказки или истории, проигрывание образного этюда, проблемное обсуждение события.

Например, дидактическая история «Святой Александр Невский» рассказывает о скульптуре в нише дверей Исаакиевского собора:

«Князь Александр Невский – небесный покровитель нашего города. Он святой. Святой человек – тот, кто сделал очень много хороших, но трудных дел для всех людей. Давным-давно, когда Санкт-Петербурга еще не было, грозные и сильные шведы хотели захватить наши земли. Князь Александр Невский со своим войском победил врагов в битве на реке Неве. Посмотрите на картинку. Александр Невский только что завершил трудную битву. Он еще не снял военные доспехи. На земле лежит тяжелый военный шлем и стоит его щит. Правую руку Александр Невский положил на сердце. Лицо его поднято вверх, к небу. Он благодарит небесные силы за помощь в битве и за спасение любимой Родины – Руси».

Данный пример показывает, что в дидактической истории находят отражение реальные исторические события, связанные с жизнью невской земли. В тоже время они отражены в обобщенном виде, не детализированы, не имеют точного соотнесения с историческим периодом. На наш взгляд, данный подход к изложению истории наиболее природосообразен дошкольному периоду детства. С одной стороны, ребенок уже проявляет интерес к историческим событиям, с другой стороны, опыт, накопленный к старшему дошкольному возрасту еще не позволяет ребенку точно соотносить исторические периоды и понимать даты. Поэтому, вряд ли можно считать оправданным раннее знакомство детей с историческими событиями с точки зрения хронологической последовательности, называние точного времени свершения того или иного события. В практике работы неоднократно наблюдались случаи смешения детьми разных исторических периодов, лиц и событий. Представления ребенка старшего дошкольного возраста о некоторых событиях истории, скорее, должны помочь в обретении личностных смыслов при восприятии памятников архитектуры и скульптуры окружающего пространства, помочь сориентироваться в культурно-историческом наследии городской среды. Важно отметить, что образно-событийный рассказ о героях и событиях истории находит свое дальнейшее продолжение в детской деятельности – рисовании, рассуждении. Например, Артем Г. (6 лет) «Я хочу быть как Александр Невский. Я тоже пойду защищать нашу Родину. Он молодец!».

Дидактическая сказка может рассказывать об истории создания архитектурного ансамбля города. Например, «Сказка, рассказанная воробьями Адмиралтейства» (автор Е.В.Коренева-Леонтьева):

«Весело и привольно было нам, воробьям, в старые времена у Адмиралтейства. Еще не застроили Адмиралтейскую набережную, вокруг здания были открытые места, а внутри двора Адмиралтейства стучали молотки, визжали пилы и рубанки. Стойкий запах соснового леса исходил от этого двора, здесь строили… (корабли). Да, и башня Адмиралтейства была пониже. Любили мы, воробьи, в старые времена сидеть на ее флюгере. Что изображает флюгер на башне? (кораблик). А корабль этот не простой. Имя у корабля птичье. Говорят, что кораблик Адмиралтейства сделан по образцу пушечного парусника под названием «Орел». Снизу кораблик кажется маленьким, а подлетишь к нему, диву даешься, тут не одна семья воробьев поместиться может. Вот, например, когда кораблик реставрировали, поместили его на грузовик, а рядом реставраторы встали. Вот, и скажите кто выше – человек или кораблик? А все-таки, хорошо было в Адмиралтействе, когда там корабли строили. Из самого Адмиралтейства до Новой Голландии (складские помещения) выкопан был канал и по нему на баржах лес и другие материалы для оснастки кораблей доставляли. Вот, уж мы воробьи тогда на баржах то поплавали. Да, и сейчас неплохо. Канал хоть и засыпали, да на нем деревья посадили. Бульвар получился. А еще скульптуры поставили, с крыльями, но не птицы. Кто это? Поможете узнать? (версии детей и доказательства того, что это изображение богинь Славы). Сегодня воробьи рассказали нам про Адмиралтейство и напомнили нам о его основных легендах…».

Как видно из примера, в содержании относительно короткого текста динамично показана история создания и основные функции архитектурного ансамбля Адмиралтейства. Высказывания детей предшкольного возраста свидетельствуют о том, что образы города, появившиеся в ходе его истории, очень близки и интересны им:

Саша Г. (6 лет):  «Я буду рисовать Ангела, он очень красивый, теперь у меня тоже будет свой Ангел».

Дэника В. (6 лет):  «Я думаю, что сфинксы появились у нас в городе из другой страны, она очень далеко от нас, там тепло и весело. Еще там живут разные животные, например лошади с телом человека, до живота».

Даша Г. (6 лет): «Если бы Ангел рассказал, что он видит с высоты, тогда бы больше не осталось секретов, он знает много секретов, поэтому он так высоко. Я бы хотела их узнать, пускай он спустится ко мне, я буду с ним дружить».

Арина В. (6 лет): «Когда сфинксы отдыхают, то спят, но не долго, они охранники. Когда они спят, наш город охраняет Ангел, они дружат вместе и охраняют город по очереди».

В тоже время детские высказывания иллюстрируют особый – игровой и сказочный взгляд детей на события истории и, связанные с ними, особенности городской среды. Яркие события, связанные с образами городской скульптуры, вызывают у детей сопереживание, желание идентифицировать себя с образом, отразить отношение к нему в творческой продуктивной деятельности. Таким образом, источниками событийного наполнения являются мифы и легенды, содержание которых адаптировано для детей, рассказывание специально созданных для детей  дидактических сказок и историй о городе (Е.В.Коренева-Леонтьева, О.В.Солнцева, Л.И.Шиф).

Содержание работы по ознакомлению детей с культурным наследием города должно включать событийный контекст, отражающий современную жизнь людей в городе – городские традиции, обычаи, праздники (День освобождения Ленинграда от блокады, День памяти А.С.Пушкина, День рождения города и др.), в который дети включаются практически участвуя в данных событиях.

Важно познакомить детей с типичной для Санкт-Петербурга символикой, которая встречается в убранстве разных архитектурных ансамблей. Это делает образ города узнаваемым в процессе дальнейшего познания. Принцип «сквозного содержания» детских представлений основан на выделении единых содержательных линий, которые можно проследить при ознакомлении с разными памятниками культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга. Данные представления тесно связаны с исторической памятью горожан и способствуют формированию целостного облика города, пониманию его главных ценностно-смысловых элементов. «Сквозными линиями» содержания выступают:

  •  Символика городского пространства (львы, грифоны, атланты, ангелы, меандр, лист аканта и др.).
  •  Памятники воинской славы России.
  •  Памятники знаменитым петербуржцам.
  •  Памятные дни российского и санкт-петербургского календаря и, связанные с ними традиции города и горожан.

Принцип диалогичности педагогического процесса вытекает из понимания культуры как способа общения между людьми (Ю.М.Лотман). Следовательно, процесс приобщения детей к культурно-историческому наследию города может рассматриваться как включение ребенка в диалог с культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению его ценностей и смыслов, традиций.

Реализация принципа диалогичности связана с организацией совместного поиска и открытия «тайн Санкт-Петербурга» педагогом и детьми. Такому общению максимально соответствуют такие методы работы с детьми как проблемное обсуждение, опыты и эксперименты, эвристические беседы, наблюдения, организация коротких игровых ситуаций и др.

Процесс приобщения детей к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга должен быть тесно связан с работой по расширению и обогащению словаря детей, работой над понятийной и смысловой стороной слова. Необходимо дифференцировать близкие по значению слова, для того чтобы они правильно использовались в речи. Безусловно, решение данной задачи требует повышения профессиональной компетентности педагогов, так как неточное употребление терминов часто характерно и для взрослых людей (данный факт отмечался еще в первой половине ХХ-го века в работах Е.И.Тихеевой).

Принцип поддержки и стимулирования эмоционально-чувственного и эмоционально-познавательного отношения детей к городу. Условием поддержания такого отношения являются разнообразные эмоции ребенка, сопровождающие процесс познания – сопереживание, удивление, радость успеха, гордость в случае разрешения умственной задачи. Экспериментирование, элементарная поисковая деятельность способствуют первым маленьким «открытиям» детей. Например, проходя через Никольские ворота Петропавловской крепости, нужно обратить внимание детей на толщину её стен, можно измерить толщину шагами (в среднем, получается примерно 25 шагов ребёнка) или посмотреть, сколько детей может встать рядом у стены крепости. Впоследствии стоит сделать 25 шагов в группе детского сада. Это поможет оценить, насколько велика толщина стен Петропавловской крепости, вызвать у детей удивление, вызвать размышление о том, с какой целью были созданы такие толстые и прочные стены.

Реализация данного принципа связана с развитием у ребенка способности высказывать предположения, догадки, сравнивать приобретаемые знания с высказываемыми ранее предположениями. Так, рассматривание иллюстраций с изображением Невских ворот Петропавловской крепости предполагает формулирование детьми следующих гипотез: Для чего сделаны ворота в крепость со стороны Невы? На чем добирались к этим воротам, чтобы попасть в крепость? Что мы видим на противоположном берегу, напротив ворот? Почему пристань рядом с воротами называется «комендантская»? Кто такой комендант? Чем занимался раньше комендант крепости? Сделанные детьми предположения являются основой для приобретения представлений о традициях Санкт-Петербурга, связанных с Невскими воротами и Комендантской пристанью.

Пробуждению умственной активности детей в высокой степени способствует опора в педагогическом процессе на «принцип развивающейся интриги» (Н.Н.Поддьяков), где получаемые ребёнком представления о культурно-историческом наследии города носят черты некой незавершенности, «таинственности» и «загадочности» и, соответственно, вызывают у ребёнка желание познавать дальше. Так, например, Ангел на шпиле Петропавловского собора постепенно приоткрывает детям свои «тайны» и легенды (Почему у него развевающаяся одежда, волосы? Почему он держит в руке крест? Почему его другая рука обращена вверх? Может ли ангел стать воином? В каком случае это может произойти, согласно легенде? Как петербургские мастера заботятся об ангеле? и др.). Разгадка каждой «тайны» завершается постановкой проблемного вопроса, обращенного к следующей загадке Ангела.

Принцип раскрытия творческого потенциала детей связан с тем, что становление интереса к культурно-историческому наследию города возможно только в процессе самостоятельной детской деятельности, включающей творческие компоненты. Реализация данного принципа предполагает использование «метода проектов», творческих мастерских, сюжетно-ролевых игр, содержанием которых становятся представления об истории и культуре Санкт-Петербурга. Например, организация творческой мастерской костюма «Дом моды»: «Представьте, что в машине времени произошел сбой, и мы с вами очутились на улицах Петербурга в старое время и наоборот, люди из прошлого появились бы на наших улицах. Как вы думаете, что бы было?».

Олеся Л.: Было бы смешно и интересно.

Ксения К.: Может даже кто-то испугался.

Вова Б.: Машины бы останавливались.

Марина З.: Можно было бы подумать, что снимают кино.

Никита П.: А в прошлом времени все бы точно испугались.

П.: А как вы думаете, удобно в одежде 19 века ездить в метро, транспорте, ходить по улице.

Виолетта В.: Раньше носили очень пышные платья, длинные в метро может и  эскалатор затянуть платье. Я, думаю неудобно.

Света Р.: А бедные люди не носили пышную одежду, платья были длинные, но не как у принцессы. И все равно неудобно. Даже смешно – в трамвай как влезть в такой одежде.

Прохор К.: А в цилиндре с тросточкой такой идешь в магазин, берешь коляску и набираешь продукты. Смешно.

Ксюша К.: У нас самая удобная одежда это брюки, джинсы. А раньше женщины не носили брюк. Мода была другая.

Марина З.: Да, на бал нас в брюках не пустили бы, точно!

Воспитатель: А в чем на бал приезжали гости в 19 веке?

Ксюша К.: Дамы носили платья с корсетом, перчатки, веер.

Воспитатель: А мужчины?

Вова Б.: Мужчины в военной форме, как гусары и с саблей!

Света Р.: А еще во фраке и панталонах.

Воспитатель: Молодцы, вы много знаете про одежду, которую люди носили в старое время. А еще хочу заметить, что всю одежду шили на заказ и поэтому, почти не было одинаковых платьев. Я предлагаю вам пофантазировать и придумать наряд для бала...

В «мастерской сказочника» воспитатель и дети рассмотрели иллюстрации с изображением Санкт-Петербурга дневное и ночное время, отметив красоту и необычность нашего города.

Воспитатель: Дети, а где вы любите бывать в нашем городе, какие у вас любимые места?

Матвей Р.: Я люблю ходить в Русский Музей.

Глеб. Г.: У нас все в городе красиво и интересно!

Воспитатель: Давайте, придумаем сказку для детей, которые никогда не были в нашем городе и ничего о нем не знают.

Света Р.: Я предлагаю книжку такую придумать.

Воспитатель: Представьте, сколько секретов хранит наш город. Подумайте, какие секреты Санкт-Петербурга мы могли бы раскрыть в книге о нашем городе? 

Позиция педагога в данном случае заключается не в информировании детей, а в побуждении дошкольников к самостоятельному поиску ответов на интересующие их вопросы и к их дальнейшему воплощению в творческой деятельности.

Использование творческих мастерских способствует тому, что творческий потенциал старших дошкольников проявляется по-разному. Появляются дети с активным познавательным интересом к культурно-историческому наследию города, предпринимающие инициативные попытки узнать новое («знатоки»); дошкольники, склонные к творческому переосмыслению эмоционально значимых образов города, отличающиеся оригинальностью творческих замыслов и стремлением к их воплощению в сочинительстве, рисовании, игре («сочинители, фантазеры, рассказчики»); дети, которых привлекает эстетическая сторона города, её отражение в изобразительной деятельности («художники»).

Таким образом, представления о культурно-историческом прошлом Санкт-Петербурга становятся личностно-значимыми для детей, а активная детская деятельность способствует проявлению ценностного отношения.

Литература:

  1.  Ермолаева Л.К.
  2.  Архипова О.Г.
  3.  Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В.
  4.  Шиф Л.
  5.  Поддьяков Н.Н.

1 




1. О ДІДОРЕНКА ТЕЗИ ЛЕКЦІЙ з навчальної дисципліни КВАЛІФІКАЦІЯ ЗЛОЧИНІВ
2.  Научная дискуссия о предмете социологии культуры 2
3. Айзенк в качестве основных свойств рассматривает экстраверсию ~интроверсию и нейротизм
4. а Ботсвана 90 дней Бразилия 90 дней Венесуэла 90 дней Вануату 30 дней Вьетнам 15 дней
5. Основные формы предпринимательской деятельности
6.  По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной
7.  Методичні вказівки до лабораторної роботи 1 з дисципліни ldquo;Комп~ютерна лінгвістикаrdquo;
8. Реферат- Гурткова робота з образотворчого мистецтва у школі
9. Реферат- Академик Рудницкий Степан Львович
10. Тема 2 История и становление современного МП
11. тема международного публичного права
12. тема отрасли конституционного права Глава 2
13. реферату- Значення м~ясних страв у харчуванні їх класифікаціяРозділ- Різне Значення м~ясних страв у харчув
14. Реферат- Внерациональные виды опыта
15. Зайчики белорусская народная сказка Студенты журфака ели два студента в лесочке под берёзкою греют
16. Стандарти якості навколишнього середовища
17. МОДУЛЬ 2.6.03 Структурное программирование
18. Микроэлектроника
19. ЛЕКЦИЯ ДНК Значение митоза
20. Задание [5] Рис