Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Все течет все изменяется

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

 Диалектика и ее основные принципы. Альтернативы диалектики

В философии сложились 2 основных метода: диалектика и метафизика, как альтернативный диалектике метод. Диалектика – это учение о развитии, движении и взаимосвязи всего в мире. Метафизика – противоположный метод.

Этапы развития философского метода

1. Эпохе античности характерна наивная, стихийная  диалектика. Гераклит: «Все течет, все изменяется».

2. Со 2-й половины 15 века до 18 века господствует метафизика. Начинает развиваться капитализм, производство, основанное на достижениях наиболее тогда развитой науки механики, совершаются географические открытия, накапливается много новых фактов. Шла, по сути дела, «инвентаризация» мира. Факты рассматривались сами по себе,  не замечались связи между ними, не замечалось  развитие мира.

3. Идеалистическая диалектика Гегеля. Он разработал систему законов и категорий диалектики, однако полагал, что развивается только сверхъестественный дух и мышление человека, а природа не развивается. Общество развивается, но есть окончательный пункт развития – Прусская монархия.

4. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса. Благодаря открытиям, сделанным в естествознании (эволюционное учение Дарвина, закон сохранения и превращения энергии и др.), Энгельсу удалось показать, что законы диалектики действуют и в развитии человеческого мышления, и в развитии общества, и в развитии природы. Был сделан вывод о всеобщности принципов взаимосвязи развития.

Принципы диалектики

Диалектику от метафизики отличают два принципа:

  1.  принцип всеобщей связи и взаимодействия. Он утверждает, что нет ничего «самого по себе», вне связей друг с другом. Связи бывают единичные, общие, всеобщие; прямые и обратные; непосредственные и опосредованные; физические, химические, биологические и социальные и т.д.  Можно говорить о многообразии связей. Там, где есть связь, всегда есть и взаимосвязь и взаимодействие и, значит, изменение, движение и развитие.

2) принцип движения и развития.  Он утверждает, что все находится в постоянном изменении, движении, развитии.   Движение – это изменение вообще. Развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Развитие характеризуется направленностью, необратимостью. Развитие – это единство таких противоречивых процессов, как прогресс и регресс.  Прогресс – это появление нового, ведущего к гармонизации  отношений между элементами внутри системы и, тем самым, к росту ее устойчивости во внешней среде, гибкости ее ответов на внешние воздействия.  Регресс – это изменения, ведущие к деградации системы, снижению уровня ее организации, внутренней нестабильности, неустойчивости во внешней среде.  Развитие представляет собой единство процессов прогресса и регресса (в отношении отдельных сфер, традиций, если говорить про общество, и т.п.) с преобладанием прогрессивных изменений, поднимающих систему в целом на новый уровень развития.

Метафизики не замечают связей и взаимосвязей разных сторон предмета в его развитии, преувеличивают какую-то одну и недооценивают другую в их целостном единстве – единстве противоположностей. Им не присуща всесторонность в рассмотрении предметов и явлений.

Метафизики считают, что движение и развитие не присущи материальным системам самим по себе, а привносятся извне (внешний толчок).

Требования диалектической логики:

1.   всесторонность рассмотрения предметов и явлений, во всех их  связях и взаимодействиях;

2.    рассматривать все в движении и развитии ;

3.    во всех своих рассуждениях исходить из связи теории и практики.

Разновидности метафизического мышления:

ЭКЛЕКТИКА –  неумение выделить из бесконечности связей главные, объединение несоединимых, качественно разных предметов, явлений или мнений о них на основании несущественного их сходства.

СОФИСТИКА – сознательное использование в доказательствах неправильных выводов, софизмов, замаскированное формальной правильностью (лекарство – это добро; чем больше лекарства принимать, тем лучше…).  Возможно произвольное вырывание событий (или фраз) из контекста, преувеличение их значения.

Этими приемами часто пользуются недобросовестные журналисты и политики.

Разновидности метафизического мышления:

ДОГМАТИЗМ – возведение наших, всегда неполных знаний в абсолют, нежелание прислушиваться к другому мнению, негибкость мышления.

РЕЛЯТИВИЗМ – преувеличение относительности наших знаний вплоть до утверждения, что мы вообще  ничего достоверно знать не можем, произвольность суждений.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кроме двух основных принципов, диалектика включает три основных закона и систему категорий.

Законэто существенная, необходимая, общая связь явлений и предметов мира.

Закон единства и борьбы противоположности

Этот закон – ядро диалектики, т.к. отражает источник, причину развития, отвечает на вопрос «почему происходит развитие?» Он указывает, что причина развития мира в нем самом, в его противоречивости, а не вне его, т.е. развитие – это всегда саморазвитие.

Противоположностей в мире бесконечно много и можно говорить о принципе разнообразия мира.

Закон раскрывается через понятия: тождество (т.е. на начальных стадиях развития стороны предмета уравновешивают друг друга, соответствуют друг другу, хотя и не абсолютно), различие (по мере развития нарастает  различие между сторонами предмета, они разные и развиваются неодинаково), противоположности (различие сторон усиливается до противоположности), противоречия (отношения между противоположностями), конфликт (если противоре6чите вовремя не разрешается, оно обостряется и разрешается «взрывом», общим скачком).

Этапы развития противоречия: 1) возникновение и развитие противоречия (начиная от тождества, через различия к состоянию противоположностей сторон),  2) разрешение противоречий (в форме частных, постепенных скачков, или общих, «взрывных» скачков, когда рвутся, меняются все связи между элементами предмета).

Форма разрешения противоречий зависит от природы предмета и от внешних условий его существования, как вы это понимаете? (попробуйте разобрать это на примере конфликта в молодой семье, социального конфликта в одной стране или на любом другом примере).

Можно ли повлиять на развитие противоречия (чтобы не доводить его до конфликта)? Как?

Одинакова ли роль противоположностей в их единстве?

Как вы понимаете, что единство противоположностей – это условие развития, а борьба противоположностей – это источник развития?

Дайте примеры следующих видов противоречий:

1)основные противоречия – те, которые определяют развитие предмета от его зарождения до гибели;  неосновные – все остальные.  В неживой природе основное противоречие - между притяжением и отталкиванием; в живой природе – между жизнью и смертью; в обществе – между производительными силами и производственными отношениями, между производством и потреблением.

2) внутренние и внешние. Внутренние противоречия – противоречия внутри системы, они являются  ведущими в развитии. Внешние – противоречия между системами, они являются условиями для развития систем.

3) главные и неглавные.  Главные – противоречия, которые выходят на передний план в данный момент времени. Неглавные – все остальные.

4) антагонистические и неантагонистические.  Антагонистиченские – противоречия между классами, группами, людьми, основные интересы которых в корне несовместимы. Они имеют тенденцию к обострению, чаще всего разрешаются гибелью системы.  Неантагонистические – противоречия, между классами, группами, людьми, основные интересы которых совпадают, а неосновные – нет.  Они не имеют тенденции к обострению и разрешаются за счет  укрепления общего между ними.

Как подходят к проблемам, затрагиваемым этим законом метафизики? Они отрицают противоречивость явлений, считают, что противоречия есть только в нашем мышлении, как результат наших заблуждений. Источник движения, по их мнению, – внешняя сила (Бог).

В развитии есть периоды, когда преобладает борьба над единством противоположностей, но бывают и другие, когда преобладает единство над борьбой…

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

МЕРА – единство качественных и количественных сторон предмета

(нужное нам качество связано с  определенным количеством и

со структурой предмета)

1качество-                                   2качество-количество                                 3качество-         

количество                                                                                                       количество

-----------------!--!-------------------------------------------------------------!--!-------------------------------

ГРАНИЦЫ МЕРЫ: здесь происходит СКАЧОК – изменение структуры.

К границам меры (т.е. к скачку) подводят количественные изменения

(нарушение пропорций, сбалансированности и т.п.)

Этот закон отражает механизм развития, отвечает на вопрос «как происходит развитие?» и отвечает: развитие идет путем изменения количества и структуры.

Закон раскрывается через категории:

КАЧЕСТВО- это определенность предмета, совокупность его свойств.

КОЛИЧЕСТВО – это степень выраженности качества.

МЕРА – это границы, в которых изменение количества не ведет качественным изменениям.

СКАЧОК – это переход от одного качества к другому (количество изменяется непрерывно, а качество изменяется скачкообразно).

Предметы многокачественны, но есть ведущее качество, сущность предмета. Например, я – человек, белорус, студент, покупатель и т.д.. Главное качество – человек. Любое качество проявляет себя через свойства.  Приведите свои примеры.

Предметы и явления всегда представляют собой систему состоящую из элементов, связанных устойчивыми связями, т.е. структурой, поэтому переход к новому качеству (скачок) –это изменение связей между элементами системы (т.е. структуры). Это ведет к изменению и самих элементов и, в итоге, к новому предмету (возникает новое качество). Приведите примеры.

Формы скачков: 1) общие (или взрывные) – когда ломается вся структура, все связи системы;   2) частные (или постепенные), когда рвутся отдельные связи структуры.                                     Форма скачка зависит: а) от внутренней природы предмета и б) от внешних условий.

Проанализируйте с этой точки зрения революции и реформы в обществе.

Как подходит к проблемам, затрагиваемым этим законам метафизика? Метафизики преувеличивают роль в развитии чего-либо одного – количества или качества, не видят их диалектической взаимосвязи. Например, считают, что меняется только количество (больше, меньше), но все остается одним и тем же («ничто неново под луной»), нет развития, нет связи количества и качества (изменения количества не ведут к изменению качества, развитие идет в одной плоскости, по кругу).

«Все есть яд и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза»,- писал врач Парацельс. Проанализируйте это высказывании с точки зрения категорий данного закона. Приведите другие примеры.

Закон отрицания отрицания

Сущность этого закона состоит в том, что он отражает направленность и форму развития (от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?»

Этот закон раскрывается через понятия «отрицание», «относительные (не замкнутые) круговороты», «спиралевидность».

Переход к новому связан  частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое выступает как противоположность старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в старом. Поэтому Гегель говорил, что необходимо второе отрицание, т.е. нужен переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступени, т.е. второе отрицание – это, по сути дела, синтез (например, маленький ребенок не умеет анализировать, у него неразвито абстрактное мышление, ему характерен целостный взгляд на мир на уровне чувственного отражения, без знания деталей;  взрослый человек анализирует, дифференцирует мир вокруг себя и погружается в суету мира, в детали;  при нормальной старости пожилому человеку характерна мудрость как целостный взгляд на мир, но на более высоком уровне, вобравшем с себя опыт всей жизни, т.е.   синтетический взгляд на мир как дифференцированную целостность). Синтез завершает развитие. Поэтому закон формулируется как двойное отрицание.

Понять сущность предмета, направленность его развития можно только как минимум после двух отрицаний, ибо тогда предмет достигает своей целостности.

ОТРИЦАНИЕ – это: 1) уничтожение устаревшего;  2) сохранение лучшего (чтобы была преемственность в развитии); 3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия, хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит  как саморазвитие. Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится и развития не будет (например, зерно размололи, получилось новое качество- мука, но зерно развиваться не будет. Другое дело, если зерно проросло. Росток  как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь зерна продолжается). Внешние условия могут способствовать развитию, а могут ему препятствовать.

Отрицание - это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию.

За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются (расширяющаяся спираль, а не круговорот).

Черты развития:  1. поступательность;  2. наличие относительных круговоротов;                  3. спиралевидный характер;  4. необратимость;   5. движение от низшего к высшему.

Метафизики рассматривают развитие как движение по замкнутому кругу, т.е. по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень.

Проверь себя:     Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) что является источником развития?

б) каков механизм новообразований?

в) в каком направлении идет развитие?

Категории диалектики

Категории – всеобщие понятия, которые отражают присущие всем предметам и явлениям стороны.  Категории парные, выступают как единство противоположностей, одна без другой не существуют и, таким образом, их связь можно назвать законом. ( ЗАКОН – это существенная, необходимая, общая, повторяющаяся связь предметов и явлений).  Это не основные законы диалектики: закон связи единичного и общего, причины и следствия и т.д.

Следует иметь в виду, что объективно существуют не категории, а предметы и явления, стороны, свойства которых и можно охарактеризовать как форму, содержание, случайность и т.п.

ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

ЕДИНИЧНОЕ – категория, которая отражает отдельные предметы и явления, их изменчивость, разнообразие, отличие одного от другого…

ОБЩЕЕ – категория, которая отражает связь предметов, явлений, их сходство, устойчивость, непрерывность связей…

ОСОБЕННОЕ – это единство единичного и общего в самом предмете.

Ведущим в развитии является общее (например, много говорят о приоритете общечеловеческих интересов, их важности для существования и развития человечества, особенно в наш век глобализации; по этой же причине мы, изучая тот или другой предмет, науку, изучаем общее).

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Категория сущности отражает внутренние, главные стороны предметов и явлений, связана с их качеством, природой.

Категория явления выражает то, что лежит на поверхности, внешние связи. Явления выражают сущность предметов, но завися также и от внешних условий, несут их черты.

Категория видимости (кажимости) – это явления противоположные сущности, которые как бы скрывают сущность, но и они в итоге, в совокупности со всеми другими явлениями позволяют лучше понять сущность.

Например, характер человека можно рассматривать как его сущность. Каков характер человека, мы судим по тому, как он проявляется в поступках, в том, что и как человек говорит. Но по одному поступку нельзя судить о человеке, так как явление зависит не только от сущности (характера), но и от внешних условий. Общее в разных поступках идет от характера. То, чем один наш поступок отличается от другого, во многом зависит и от внешних условий.

Можно ли по одному из явлений судить о сущности? Почему?

ФОРМА  И  СОДЕРЖАНИЕ

Форма – это способ существования содержания. Бывает внешняя форма – это способ внешнего проявления предмета, процесса (его конфигурация, объем, запах, цвет) и внутренняя форма – это структура, способ организации содержания, устойчивые связи между элементами содержания. Форма отвечает на вопрос «как содержится».

Содержание – совокупность элементов, единство свойств, процессов, связей, противоположностей предмета. Отвечает на вопрос «что содержится».

Ведущим в развитии является содержание. Так считает материализм. Содержание активно (материалистическая диалектика исходит из того, что материи присуще саморазвитие), поэтому оно и более изменчиво, чем форма. В результате, первоначальное соответствие формы и содержания сменяется ростом их противоречивости, достигает стадии конфликта и происходит сбрасывание старой формы и одновременное переделывание содержания. Новый предмет – это новая форма и новое содержание, соответствующие друг другу. То есть форма может тормозить развитие содержания, если перестает ему соответствовать (ведь форма более консервативна, устойчива).

Отношения между формой и содержанием не однозначные. Одно содержание может проявляться («категория» явление близка  категории «форма») в разных формах, но не в любых, а в тех, которые соответствуют:  1) содержанию и 2) условиям.  

Одна форма может заключать разное содержание (так, математические формулы выражают законы разных по своей природе явлений).

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Причина – категория, которая отражает то, что непосредственно обусловливает и порождает нечто иное, что называется  следствием.

Причина  возникновения и развития материальных явлений и предметов – взаимодействие элементов (причина существования молекулы воды – взаимодействие кислорода и водорода, причина существования государства – появление и противоречивое взаимодействие в обществе разных социальных групп, классов).

Причина всегда предшествует следствию. Следствие может стать причиной другого следствия, но не своей причины (необратимость причинно-следственных отношений – необратимость времени…).

Действие причины (взаимодействие элементов системы) зависит от внешних условий, поэтому  результат содержит долю неопределенности, неоднозначности. Условия без причин не ведут к следствию, но и причина без условий может не вести к следствию, точнее, в разных условиях одна причина может породить разные следствия. Сложность в том, чтобы отличить порождающее явление (причину) от других явлений, выступающих как условия. Наука всегда ищет причины. Найдя их, можно повлиять на получении нужного нам следствия (температура может влиять на химическую реакцию, ее протекание, но порождает ее взаимодействие элементов).

Повод – это относительно внешний толчок, спусковой механизм, который приводит в действие причину.

Трудности поиска причины связаны еще и с тем, что чаще всего действует несколько причин (противоречий  внутри системы  взаимодействия). Можно классифицировать причины на главные и неглавные…

Детерминизм признание того, что ничто не происходит  без причин (т.е. чудес не бывает). Все причинно обусловлено, детерминировано. И если есть определенные условия, то следствие возникает после причины с необходимостью.

Метафизическое понимание детерминизма: причина – это тело (а не взаимодействие тел, как считает диалектика), которое действует на другое тело. Причем, одна причина вызывает одно следствие; а оно становится причиной другого и т.д. В результате, весь мир представляется предопределенным (судьба, рок), человек в таком случае не должен нести ответственность за свои поступки. В таком мире нет места для случайности, а значит, и для свободы.

А вот диалектический детерминизм считает, что причина – взаимодействие тел, тела могут вступить во взаимодействие, а могут и не вступить  или вступить в какое-то другое взаимодействие. Таким образом, появляется возможность для случайности, а значит, для выбора, свободы.

Индетерминизм – отрицание причинной обусловленности явлений;  характерен для религиозных представлений: нечто может происходить с нарушением объективных закономерностей, как чудо.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

Необходимость – то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей, причин данного процесса и что при наличии определенных условий произойдет обязательно, неизбежно.

Случайность – то, что не вытекает из внутренних закономерностей данного процесса, что обусловлено внешними явлениями, то, чего могло и не быть. Случайность возникает при пересечении необходимостей. Пример: град – необходимость по отношению к сложившимся атмосферным процессам; также и развитие растений необходимо, внутренне генетически предопределено; но то, что град выпал в данном месте и побил растения – случайное, внешнее явление для растений.

Необходимость, как закономерность, прокладывает себе путь через множество случайностей (следует не забывать, что диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом). Ученые изучают поведение человека, которое порой кажется случайным (отчасти так и есть, ибо поведение зависит во многом  от внешних условий). В итоге сопоставлений, сравнений они выделяют общее, существенное, необходимое в содержании поступков, т.е. выявляют закономерности. Итак, случайность есть форма проявления и дополнения необходимости. Итак, случайность есть форма проявления и дополнения необходимости (с точки зрения синергетики, верно и обратное утверждение для периодов скачков…).

Пример. Случайные мутации организмов при изменении условий могут закрепляться, передаваться по наследству и стать необходимым  признаком нового вида. И наоборот, то, что было необходимым, может стать редко, случайно встречающимся (атавизмы) и вообще исчезнуть.

Фатализм – данный взгляд связан с преувеличением роли необходимости в жизни, с отрицанием случайностей. Получается, что все в жизни предопределено, то есть действует некий рок, фатум, судьба. Человек просто не знает судьбы, но она есть и что бы он не делал, он не может ничего изменить.

Волюнтаризм – данный взгляд связан с отрицанием необходимостей, закономерностей. Отсюда вытекает вывод, что все зависит от моей воли, нет необходимости с чем либо считаться, так как нет никаких закономерностей. Волюнтаризмом, например, была отмечена попытка повернуть северные реки на юг, потому что мы считаем, что так будет лучше. При этом полностью игнорировалось то, что у природы есть свои закономерности и их игнорирование может привести к непредвиденным последствиям. Еще чаще мы проявляем волюнтаризм в общении друг с другом, давая советы, настаивая на их выполнении, не считаясь с психологическими возможностями человека, его характером как внутренней его закономерностью, необходимостью.

Придумайте свои примеры. Ответьте на вопросы: 1. Может ли какое-либо явление характеризоваться только как случайное или только необходимо? 

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Возможность – категория, отражающая наличие объективных тенденций развития в  предметах, явлениях  существующих в действительности. Основанием возможности служат спорадически возникающие, неустойчивые связи, имеющие место в действительности. Они могут исчезнуть, а могут стать устойчивыми, необходимыми, т.е. новой действительностью.

Действительность – объекты, явления, которые уже существуют. Они включают в себя возможность новой действительности.

Понятие «вероятность» отражает большую или меньшую степень превращения возможности  в действительность.

Преувеличить роль возможностей в нашей жизни – это значит жить иллюзиями, принять желаемое, возможное за действительность. Сами по себе,  т.е. без работы по преобразованию действительности, которая реально существует, возможности в ней заложенные, не превратятся в действительность. Преувеличить («обожествить») действительность, посчитать ее раз и навсегда данной, неизменной, идеальной значит не быть критичным, не замечать нарождающихся возможностей, а они могут быть не только позитивными, но и негативными, несущими опасность.

Опираться нужно на реальные возможности, для этого надо создавать условия, влияя на саму действительность. Абстрактные возможности можно сделать реальными, а реальные превратить в действительность. Разнообразие возможностей в природе и обществе – основа для выбора, для свободы человека.   Приведите примеры.   

.   

PAGE  1




1. Окрыленность духа.html
2. Развитие теории и практики управления в России СОДЕРЖАНИЕ Введение
3. тема управления базами данных В различных сферах деятельности человеку приходится встречаться с раз
4. тема 25олігоаденілату в лімфоїдних клітинах щурів за умов опромінення 03
5. Старинное овцеводство в Азербайджане
6. Тема 15 Административное наказание Контрольные вопросы 1
7. Исследование рынка соков
8. ау ертегім Сенсіз к~ндер келуде аялдама ерте~ім
9. .Предмет ~ совть ОО связанных с обеспечением прав граждан на жилье.
10. Тема Геодемография- география населения География населения и ее основные направления; типы воспроиз
11. когортное исследование случайконтроль рандомизированное КИ описание случая поперечное иссле
12. Классификация задачи комплексной организации автоматизированного производства
13. Гражданско-правовые сделки с квартирами
14. КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОДРОСТКОВОМОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕЗЕРВА А
15. Об экологической чистоте взрывчатых веществ
16. благодаря массовой эмиграции украинцев на юг дальневосточного региона Российской империи и вытеснило друг
17. Миссионерская стратегия апостола Павла
18. Современные тенденции в лечении шизофрении.html
19. Абрау Дюрсо Русское
20. Понятие надлежащего исполнения шире понятия реального исполнения