Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Витражами называются прозрачные картины рисунки узоры выполняемые из стекла или на стекле

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

10

I Обзор литературы.

    Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж . Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

          Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.[1]

        Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

            Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

     Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания.          Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

          В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

            Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента.      Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

    С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

  1.  Средневековые витражи.

В религиозных обрядах свет всегда играл особую роль, он был символом созидания и божеской милости. В самом начале Ветхого Завета записано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы». Земным воплощением божественного света стали витражи романских и готических соборов – настоящие произведения искусства Средневековья. Наглядное тому подтверждение – витражи старинного собора в Шартре и собора Парижской Богоматери, построенного в XII-XIV веках.[5]

Особенность витражных стекол заключалась в том, что снаружи они почти не заметны, бесцветны, сливаются со стенами, видны лишь очертания креплений. Всю красоту художественного изображения можно оценить внутри собора. При хорошей погоде яркий солнечный свет, проникающий сквозь стекла-витражи, преображает их, они начинают светиться.

Витраж, сооруженный на портале собора Парижской Богоматери перед входом,- круговой, он изготовлен в виде так называемой розетки. Снаружи он кажется темным и невыразительным, к тому же его «заслоняют» скульптуры Мадонны с младенцем на руках и два ангела.

  1.  Витраж-розетка на портале собора Парижской Богоматери.

На витражах северной стороны собора, созданных в 1250-е годы, изображены сюжеты из Евангелия, в центре их – также Мадонна с младенцем. На витражах южной стороны запечатлен образ Христа в окружении апостолов и мучеников.  рисовый гриб применение Изнутри эти розетки кажутся светящимися яркими звездами на темном фоне стен собора…

Цветные стекла появились в окнах раннехристианских базилик Рима, Равенны. Красный и синий цвет стекол позволял снизить интенсивность солнечных лучей. Цветные стекла создавали внутри храма особую таинственную атмосферу посвящения к высшим божественным силам.

  1.  Северная сторона собора Парижской Богоматери с витражами на окнах-розетках. XIII в.

Сюжетные витражи на евангельские темы появились в раннехристианских романских храмах Франции в X-XII веках. Цветные стекла осторожно вырезались, из них на плоскости составлялось изображение, потом все стекла крепились специальными свинцовыми полосками с углублениями. Чем выше поднимались потолки храмов, тем выше делались витражи, тем праздничней и нарядней становилось внутри храма.

  1.  Витражи северной стороны собора изнутри.

На верующих витражи производили впечатление какого-то неземного благословения. Они завораживали, становились еще одним атрибутом святости и веры. Их рассматривали как картины художников.

  1.     Витражи Шартрского собора.

Один из немногих готических соборов Франции, в котором сохранились почти неизменными витражи с XII-XIII веков, является Шартрский, строительство, которого началось еще в середине X века. В общей сложности в его высоких стрельчатых окнах установлено 146 витражей. В них изображены около 1400 сюжетов на разные темы из истории христианства.

Но в период Реформации витражное искусство пережило упадок, более того, появились религиозные деятели, которые утверждали, что витражные стекла искажают дневной Божий свет и их надо заменить.

  1.    Витражи верхней церкви капеллы Сент-Шапелъ в Париже.

В эпоху барокко и Просвещения витражи никого не интересовали, старые не реставрировались, новые не создавались. Некоторые витражные стекла разбивали, заменяя простым стеклом. Такое варварское отношение длилось почти до XIX века, когда снова возродился интерес к этому искусству. [7]

1.1 Средневековые витражи и Россия.

В средневековой России витражи практически не использовались для остекления и художественного оформления церквей и храмов, в силу особых климатических условий, и православных традиций, запрещающих писать иконы на стекле. Только немногие факты, которые удалось обнаружить ученым, позволяют предположить, что витражное искусство все-таки не обошло стороной постройки русской знати. Но, к сожалению, ни одного образца цветного декоративного остекления до наших дней не сохранилось. Первые самостоятельные попытки в этой области стеклоделия в России были предприняты только в 1820-х годах. И первые получившиеся витражи стали украшением не религиозных строений, а светских особняков и замков.

Витраж Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге является ярким примером, ключевым памятником в истории русского витражного искусства. Его установка в главном православном храме России утвердила витражное остекление в системе оформления русских православных церквей.

История витража в России началась в далеком прошлом и до сих пор фигурирует в истории нашей страны.

  1.  Современные витражи в средневековом стиле.

Техника изготовления средневековых витражей и современных витражей в средневековом стиле, по способу изготовления и эмоциональному восприятию друг от друга практически не отличаются. Точно также, как и много веков назад,  тщательно подбираются цветные стекла, из которых составляется картинное изображение или яркая мозаика. Точно также используются металлические профили для скрепления стекла. Точно также витражи представляют собой настоящее произведение искусства.

Современные витражи, не смотря на старинную технологию, продолжают делать так же как и раньше, но с использованием современных материалов для витражей

Коснулись новшества и материала для крепления витражей. Если искусство витража средневековья предполагало использование только свинцового профиля, то современные витражи в стиле средневековья могут быть изготовлены с использованием латунного, медного или свинцового профиля. Все эти новшества позволяют мастерам открыть перед нами всю красоту и необычность настоящего средневекового витража.

2.1 Современный витраж. Виды витражей.

  1.  Пескоструйный витраж - вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
  2.  Мозаичный витраж - наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты.
  3.  Наборный витраж - простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.
  4.  Спечной витраж или фьюзинг - витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
  5.  Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
  6.  Травленый витраж. Травленый витраж - витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
  7.  Паечный витраж.  Свинцово-паечный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.
  8.  Фацетный витраж. Фацетный витраж - витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Комбинированный витраж.
  9.  Комбинированный витраж - витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. Кабошон.
  10.  Кабошон - рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу
  11.  Узор "Мороз" - фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. [6] [II]

  1.  Описание некоторых техник создания витражей.

К XXI техника оформления композициями из художественного стекла стала более совершенной и сегодня широко применяется в интерьере и экстерьере.

В классическом (наборном) витраже отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. [8]

В витражах Тиффани каждая стеклянная пластина оправляется фольгой, затем разрозненные стекла спаивают друг с другом. Отказ от жесткого металлического каркаса существенно расширил применение таких декоративных изделий.

Суть технологии фьюзинг ("спекание") заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт.

Cуществует также технология "кастинг", известная у нас как "муранское стекло". В этом случае для отливки витражей используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла.

Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику пленочного псевдовитража или лаковый псевдовитраж. Такие витражи недолговечны и не доставят той феерии радости и света, какую подарят настоящие [I]

II. Практическая работа.

  1.  Подготовка материалов.[3]

Для рамок использована доска 40 мм.

Для витража – стекло 3 мм

  1.  Выбор схемы витража.

Схема выбирались по принципу  возможности выполнения [III]

  1.  Выполнение работы.

Рамки.

А) сухая доска 40 мм;

Б) распил на брусья;

В) шлифовка;

Г) сборка рамок,

Д) покрытие лаком.

Витраж.

А) нарезка стекла;

Б) обработка стекла нашатырным спиртом (очищение);

В) обработка стекла спиртом (обезжиривание);

Г) нанесение рисунка контуром;

Д) покрытие тоном.

  1.  Анализ работы.

Ввиду отсутствия необходимого оборудования для выполнения витража, мы сделали имитацию витража – живопись по стеклу с использование витражных красок.

Работа занимает много времени и в подготовительном этапе и в непосредственном выполнении, так как необходимо много времени для высыхания изделия.

 

Выводы по работе.

Данная работа позволила познакомиться с таким направлением декоративно-прикладного искусства, как витраж и показала, что витраж популярен для оформления интерьеров с средних веков до нашего времени, менялись только технологии выполнения, с развитием производства.

Сама технология выполнения – дорогостоящая, но возможно выполнение живописи по стеклу, которая вполне заменяет истинный витраж, и делается в домашних условиях.

Ввиду отсутствия необходимого оборудования для выполнения витража, мы сделали имитацию витража – живопись по стеклу с использование витражных красок.

Работа занимает много времени и в подготовительном этапе и в непосредственном выполнении, так как необходимо много времени для высыхания изделия.

Гипотеза – имитация витража (рисунок по стеклу) выполнит витражные функции, эстетическое оформление, изменение цвета падающего дневного света – подтвердилась.

Поставленные перед работой задачи выполнены.

Данную работу можно использовать в изучении МХК, и для дизайна интерьеров.

Литература.

  1. Беда Г.Б. /Основы изобразительной грамоты/ М., 1963. – 268с.
  2. Большая советская энциклопедия /гл. ред. Б.А.Введенский. II издание. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». – 967с.
  3. Бондаренко М. / Витраж своими руками [текст] // Наука и жизнь. 1997. - № 7. – с. 42.
  4. Витражи: эволюция технологии и образа. [электронный ресурс.] //21.07.2000. < grand-web. com /statya/ 3304.php?|=ru.
  5. Волков Н.Н. /Композиция в живописи/ М., Искусство 1977. 205с.
  6. Волков Н.Н. /Цвет в живописи/ М., Искусство 1965. 195с.
  7. Зверева Н. /Модный витраж своими руками [текст]// Salon interior. 1997. - №3. – 28с.
  8. Климов О.Н. /Витраж – просто [текст]// Salon interior. 1997. - № 4. – 14с.




1. ТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ГОСТИНИЦЫ
2. Основные понятия фонетики
3. тематичних наук Київ ~ Дисертацією є рукопис Робота виконана в К
4. OB 0.018м Длина звена
5. Реферат- Розвивальні ігри молодших школярів
6. на тему- Социология П
7. Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики Уральский технический институт с1
8. тема 6- Экономические индексы
9. Тема- Режим работы учащихся с учетом возрастного фактора Выполнила- студентка 9316 гр
10. Психологические особенности реализации функции планирования Планирование является ключевой в основных
11. Заря10 к Львовой
12. МАГИСТР В соответствии с пунктом 5
13. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждений дополнительного образования
14. отношения основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за пла
15. Психология религии для студентов 3 и 4 курса дневной и заочной формы обучения специальности 6
16. Вопрос в том как укрепить мосты между донорами и посредниками Благотворительность должна быть самостоят
17. 20762
18. Разработка и внедрение подобной системы требует затрат времени специалистов компании которым предс
19. Младосимволисты (теурги)
20. Статья- Как повысить эффективность сервисных компаний