Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Введение
Сократ и Платон были людьми необычайной образованности и широты интересов, они пользовались всяким случаем, чтобы не только высказать свои мысли, но и сослаться на предшественников, обратиться к их авторитету или поспорить с ними, процитировать и внимательно проанализировать строку философа или поэта, призвать на помощь слово учителя или писателя. Полнота сочинений Платона и Сократа помогает восстановить сложную картину истории греческой философии, культуры и литературы, атмосферу идейных споров, рождение научной терминологии новых художественных форм, отточенного языка классической прозы.
Несмотря на то, что легендарные мыслители Сократ и Платон были характерным продуктом одной и той же эпохи и общественного строя, жили в том же месте в одно и то же время, их жизнь и учения во многом разительно отличаются. Сократ (469 - 399 до н. э.) и Платон (427 - 347 до н. э.) встретились в 408 г. до н. э. и не расставались до самой смерти Сократа. В 20 лет Платон, подающий множественные надежды амбициозный юноша, готовился участвовать в поэтическом соревновании как автор трагедии и случайно перед театром услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и решил посвятить себя исключительно философии.
Этот случай был не столько удивителен, сколько закономерен - речи Сократа были способны моментально околдовать человека. Даже услышав их в неумелом изложении, современники чувствовали неожиданное волнение и трепет, а однажды приняв участие в дискуссии, многие «оседали у его ног» навсегда. Сократа кроме многочисленных учеников всегда сопровождали толпы зевак, невежество которых не позволяло понять всей глубины его мыслей, но сама речь завораживала. Настолько ее содержание контрастировало с формой, не говоря уж о внешности Сократа. Он избегал традиционных ораторских приемов, закруглений периодов и прочего украшательства, его резкая и отрывистая речь была ближе к простонародной. Его фигура и манеры смотрелись не иначе как вызов традиционным идеалам античной цивилизации с ее блеском и лоском и поклонением формальной красоте. «Низкого роста и лысый, с раздутым животом, толстой и короткой шеей, выпученными глазами, толстыми губами и вздернутыми ноздрями, Сократ казался живым сатиром, сорвавшимся с пьедестала и внезапно появившимся среди богов».
Удивительно скорее то, что Платон смог взвешенно отнестись к учению Сократа, не сразу с ним сдружился, параллельно изучал и другие философские школы, положения которых заимствовал более откровенно. Злые языки утверждали, что «Тимей», одно из главных его сочинений, не что иное, как пересказ одной пифагорейской книги, купленной за баснословную цену. Тем не менее, впоследствии они становятся близкими друзьями. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Сократ считал Платона одним из любимейших своих учеников. Платон всегда высоко ценил Сократа и как человека и как мыслителя. Когда Сократа судили, Платон подготовил пламенную речь в его защиту, хотя Сократ и возражал, чтобы его кто-либо защищал на суде. Несправедливое осуждение Сократа сильно повлияло на Платона. Он так заболел, что не смог придти присутствовать при его смерти. Впоследствии сцена смерти Сократа стала сюжетом одного из его выдающихся сочинений.
Своеобразным нерукотворным памятником мыслителю стало частое употребление в диалогах Платона образа Сократа, как персонажа, говорящего «от автора». Хотя и не все речи этого персонажа мы можем считать Сократовскими, но это один из немногих дошедших до нашего времени источников.
Второй источник
· «Воспоминания» Ксенофонта, более недалек и поверхностен, но благодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идей Платона, вложенных им в уста Сократа-персонажа.
Кратко о философе. Сократ.
Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.)
Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.
Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.
Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.
Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.
Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.
Заключение
Сократ
· одно из самых загадочных явлений античного духа, что объясняется переходным характером его философии. Он еще совершенно чужд объективного идеализма и конструктивизма Платона, но ясно, что Платон вырастает на его плечах и немыслим без его пропедевтики.
Этот человек хотел понять и оценить жизнь. Вот, по-видимому, его роковая миссия, то назначение, без которого немыслима была бы ни дальнейшая античная жизнь, ни века последующей культуры.
Досократовская философия не могла и не хотела обнимать жизнь логикой. Тем более она не хотела исправлять ее логикой. Но Сократ
· поставил проблему жизни, набросился на жизнь как на проблему. Сократ хотел перевести жизнь в царство самосознания. Он хотел силами духа исправить жизнь, свободу духа он противопоставил самостоятельным проявлениям бытия, и отсюда это странное, так несовместимое со всем предыдущим, почти что негреческое, неантичное учение о том, что добродетель есть знание, что всякий желает только собственного блага, что стоит только научить человека, и он будет добродетельным. Сократ первый захотел понять жизнь. Музыкально - трагическую безысходность бытия он захотел расчленить, разложить по понятиям.
Сущность сократовской эстетики
· прекрасное то, что разумно, что имеет смысл.
Сократ впервые открывает пестроту жизненных переживаний, он старается все единичное обязательно возвести при помощи рассудка во всеобщее и тем самым уже перейти от пестрой смены жизненных переживаний к их обобщенной проблематике.
Красота есть красота смысла, сознания, разума
· историческая позиция, которая возникла в истории античной эстетики. И Сократ был ее провозвестником. Того, что высказал Сократ об искусстве и прекрасном, вполне достаточно, чтобы мы считали его первым начинателем эстетики в смысле проблемы сознания. Эти идеи при всей их простоте настолько фундаментальны, что без них немыслимо никакое философствование об искусстве и прекрасном.
Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или линии Платона " в античной философии.
Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Платон - это одна из самых сложных и мучительно противоречивых проблем в истории философии, одно из наиболее трудно понимаемых историко-философских самопротиворечий.
Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.
Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчлененности, противостоящую всякому донаучному их пониманию. Можно с полным правом утверждать, что именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.
Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда Платон захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал её ни больше ни меньше, как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути.
Секрет значимости Платона заключается не в буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали и не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или социологических теорий. Конструктивно
· логические принципы мысли, проповедь самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный антисистематизм и антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.
Свой реферат хочется закончить словами: «Люди в поисках высшей мудрости, помните, что главное не просто овладеть этой мудростью, но вечно стремиться к ней».
Пожалуй, никогда в истории человечества не было более известного мудреца и философа, чем Сократ. Он был сыном афинского
Пожалуй, никогда в истории человечества не было более известного мудреца и философа, чем Сократ. Он был сыном афинского каменотеса Софроникса и повитухи.
Сократ не оставил ни одного написанного сочинения. Все его мысли и знаменитые беседы были записаны его учениками, Платоном и Ксенофонтом.
Как и все свободные афинские граждане, Сократ прошел положенные стадии обучения, потом решил продолжить дело отца. Однако работа каменотеса его не привлекала, и он занялся скульптурой. Одну из его работ скульптурное изображение трех граций даже выставили для всеобщего обозрения в афинском Акрополе: настолько искусно она была изваяна. Но скульптура не увлекала его надолго.
Известно, что Сократ трижды бывал в военных походах, защищал Афины во время Пелопонесской войны. После войны часто захаживал в народное собрание, но никакой государственной или общественной деятельностью он не занимался.
Его самым любимым занятием всегда была и оставалась философия. Больше всего на свете он любил задавать вопросы, добродушные и в то же время каверзные, на которые никто не мог ответить. Тогда он отвечал сам и говорил так убедительно, что многие сравнивали его с сатиром Марсием, который завораживал людей сладостной игрой на флейте.
Сократ привлекал людей не только своими мудрыми речами, но и необычным обликом и поведением. Его считали чудаком, таким он и был в жизни.
Платон рассказывал, что Сократ всегда ходил босиком, зимой и летом носил один и тот же плащ, который был у него не лучше, чем у рабов. Но мыслитель не обращал на свою одежду никакого внимания. Сократ мог быть очень богатым, но жил в бедности. Женился поздно. Его женой стала Ксантиппа, имя которой вошло в мировую литературу как символ сварливой и несносной супруги, вечно ругающей своего мужа. Она не понимала мудрости Сократа и была недовольна бедностью, с которой ей приходилось бороться самой, так как Сократ никогда не брал деньги со своих учеников.
Его оригинальность и чудачества проявлялись и в том, что он никогда ничего не писал. Сократ просто размышлял, общаясь со своими учениками а они записывали его мысли.
Философ беседовал с учениками, отвечал на их вопросы, задавал им вопросы сам, заставляя их спорить собой и всегда доказывал их полное невежество в том, о чем они с такой убежденностью рассуждали. Это не значит, что Сократ унижал своих учеников. Главной добродетелью человека он считал разум, а настоящей мудростью признание своего невежества: «Я знаю, что я ничего не знаю».
О власти Сократ говорил, что она должна принадлежать справедливым и опытным гражданам. Он считал, что умение управлять государством не приходит само по себе. Этому надо специально и долго учиться. Говорил он и о том, что нельзя использовать власть в личных целях, закон должен быть одинаковым для всех.
В современных речах Сократ никогда не допускал прямых нападок на действующих правителей, но его речи были настолько ироничны и красноречивы, что все прекрасно понимали, о ком и о чем идет речь.
Понятно, что рассуждения Сократа не нравились многим: и аристократам, которые считали его разным простолюдином, и правительству, которые видело в нем своего разоблачителя.
В конце концов, произошло то, чему люди удивляются до сих пор. Афинская власть, которая считала себя демократичной, обвинила философа в развращении афинской молодежи и привлекла его к суду. В это время Сократу только что исполнилось 70 лет и его имя было известно во всей Древней Греции.
Процесс над Сократом подробно описан его учеником Платоном. Он рассказывает, что суд рассмотрел обвинение и приговорил философа к смерти. Поскольку у него были маленькие дети, ему достаточно было публично отказаться от своих убеждений, и его бы оправдали.
Однако Сократ отказался изменить своим взглядам и отправился в тюрьму, где должен был находиться в ожидании казни. Друзья и ученики напрасно убеждали его совершить побег, ему пришлось ждать казни больше месяца, пока в Афинах шли Фартеги празднества, посвященные Апполону.
Но философ отказался бежать и проводил все время в размышлениях и беседах с учениками. «Я думаю, говорил им Сократ, что все случившееся мне на благо и, видно, неправы те, кто думает, что смерть это зло».
Бесстрашно выпив чашку с ядом, он ушел из жизни, оставшись в веках примером стойкости, мудрости, и верности своим убеждениям.
Основная мысль Сократа добродетель тождественна знанию, а значит, человек, знающий, что такое добро, не будет поступать плохо. Поэтому Сократ хотел, чтобы все учились и получали знания. Эта традиция была продолжена его учениками, открывшими после смерти своего учителя сократовские школы сократики в различных городах Греции.
Показательно, что афиняне скоро раскаялись в содеянном. Решением Ареопага обвинители и судьи, виновные в гибели Сократа, были навсегда изгнаны из Афин. Знаменитый скульптор Лисипп изваял бронзовую статую мудреца, которая была выставлена в афинском Акрополе.
О Сократе написано множество художественных произведений. Он стал героем комедии Аристофана, книги Платона «Апология Сократа», пьесы Б. Брехта «Раненый Сократ». Великий итальянский художник Рафаэль написал картину «Афинская школа», в центре которой изображены Сократ и Аристотель в окружении своих учеников.
СОКРАТ
(ок. 470 - 399 до н.э.)
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
Сократ родился в Афинах в семье каменщика Софрониска и повитухи Фенареты. До сорока лет он и сам создавал памятники, а потом оставил это занятие и занялся философией: собрал вокруг себя молодежь и посвятил свою дальнейшую жизнь философским диспутам, устно излагая свое учение. В детстве он получил образование, типичное для той эпохи, а потом занимался самообразованием. С юности пытливый Сократ обучался софистике, затем риторике, увлекался музыкой, математикой, астрономией и философией.
Сократ не вмешивался в политику. Он был сознательно дисциплинирован, честен и справедлив, учил законопослушанию и сам подавал пример в этом, ревностно исполняя свой долг гражданина Афин. Он был противником разнузданной демократии, попиравшей древние законы, и заменявшей их постановлениями народного собрания. Для него был неприемлем способ избрания на общественные должности путём жребия или голосования. Будучи непримиримым противником толпы, считал идеальной формой правления аристократию власть благородных людей. Сам не принимая участия в политике, своей просветительской целью философ ставил подготовку талантливых и достойных людей, которые могли бы осуществить его политический идеал. Таких людей он искал, вступая в разговоры на улицах и площадях Афин, апеллируя совести и рассудку собеседников.
Он был хорошо известен в родном городе. Его внешность своеобразная и парадоксальная не имела ничего общего с эллинским идеалом красоты. Но душевные его качества были удивительными: это был человек тонкий, деликатный, выдержанный, излучавший спокойствие и гармонию. Алкивиад в «Пире» Платона говорит, что внешне Сократ был очень некрасив и походил на изображения Силена, зато внутренне - удивительно красив и одарен добродетелью и мудростью. А сам Платон, который был учеником Сократа, утверждает, что Сократ был «лучшим, порядочнейшим и справедливейшим из греков». Обаяние личности Сократа, сила и покоряющее влияние его слова были необыкновенно велики. Философа окружали друзья, ученики, восторженные поклонники, которые прославляли его мудрость и примечали все, о чем он говорил. С ним искали дружбы даже заносчивые аристократы. Благожелательный и уравновешенный, он свыкался с разными обстоятельствами жизни без труда, никогда не терял самообладания, не печалился и не трусил.
Сократ посвятил свою жизнь поискам этического идеала, добра и справедливости.
Сократ не написал ни единого произведения, что стало вечной проблемой для историков и философов. Единственными письменными источниками, повествующими о нем и его учении, являются произведения его учеников Ксенофонта, Платона и некоторые записи, сделанные «понаслышке», в частности, Аристотелем.
Сократ считал, что главной задачей подлинного красноречия является установление истины, а не умение оратора убедить аудиторию в чем угодно. Его теория красноречия изложена в диалоге «Федр», написанном его учеником Платоном. В этом диалоге Сократ говорил о том, что если оратор не разобрался в сущности предмета, о котором хочет говорить, то успеха своей речью он не добьется. Сократ учил своих учеников, как следует построить речь. Начинать нужно всегда со вступления, затем необходимо изложить материал, потом привести доказательства, а далее сделать правдоподобные выводы. Интересно, что подлинное красноречие, по мысли великого Сократа, доступно только философам лишь они способны познать истину как меру всех вещей.
Талант Сократа выразился в особенности в том, что он был мастером доходить до самой сути предмета посредством вопросов и ответов в не принужденной, завораживающе интересной беседе.
Первое правило, которым руководствовался Сократ, соглашаясь или не соглашаясь обучать юношу риторике, состояло в том, что учитель должен был вначале с ним поговорить. «Каков человек, такова его и речь», считал Сократ. Сократ учил методом диалога: простыми вопросами из области религии, морали, политики он вовлекал в дискуссию людей из разных общественных классов. Он говорил с ними об их жизни, об образовании их детей, о справедливости, о добродетели т. е. о том, что интересно человеку. Начинал диалог Сократ обычно с замечания, что вот он, мол, не знает, а хотел бы знать, например, что такое справедливость и что несправедливость, что есть добро и зло, мужество и трусость, что красиво, а что нет. Такой способ начинать философский спор с указания на свое незнание получил название «сократовская ирония».
Сократ никому не давал понять, что учит его, наставляет, преподает урок, и это потому, что он верил: если человек научится использовать свой ум, применять способность логически мыслить, то потом сумеет размышлять и постигать истину самостоятельно. Именно поэтому Сократ никогда не предлагал своему собеседнику готовые знания и истины. Он ненавязчиво учил человека думать и делать выводы, привлекая его внимание к вопросам, на которые человек отвечал сам, применяя данный природой ум и имеющиеся знания.
В записанных его учеником Платоном диалогах Сократ остроумно разоблачает взгляды софистов, несостоятельность их претензий утвердить риторику как некоторое универсальное искусство говорить на любую тему без подготовки, раскрывает их безнравственный облик.
Корыстолюбивые и бессовестные учителя красноречия, стяжавшие себе славу среди молодых карьеристов, в философских диалогах пытаются безуспешно обосновать свои взгляды, но наталкиваются на логику Сократа. Так, Горгий обещает научить за деньги всякого властвовать над людьми с помощью одного только красноречия: «замечательное удобство: из всех искусств изучаешь только одно это и, однако ж, нисколько не уступаешь мастерам любого дела». Сократ отвечает: «Знать существо дела красноречию нет никакой нужды, надо только отыскать какое-то средство убеждения, чтобы казаться невеждам большим знатоком, чем сами знатоки». Поэтому красноречие (в софистическом смысле) он прямо называет безобразным злом: «Искусством я его не признаю, это всего лишь сноровка, ибо, предлагая свои советы, оно не в силах определить природу того, что само же предлагает, а значит, не может назвать причину своих действий».
Красноречие современных ему ораторов Сократ называет угодничеством перед толпой, «льстивым красноречием», имеющим целью не улучшить нравы граждан, выявить истину, а только угодить толпе, завоевать популярность.
Споря с софистами, он утверждает, что тот общественный успех, обещанием которого они привлекают учеников, не имеет истинной цены ни для общества, во вред которому идёт искусство ораторов, ни самому оратору.
Сократ противник стремления во что бы то ни стало добиться успеха в земной жизни, напоминает о посмертной участи тех, кто творил несправедливость: души их ожидают вечные муки в Тартаре. Из этого следует этический идеал Сократа: «я озабочен тем, чтобы душа моя предстала перед судьёю как можно более здравой. Равнодушный к тому, что ценит большинство людей, я ищу только истину и постараюсь действительно стать как можно лучше, чтобы так жить, а когда придёт смерть, так умереть».
Конфликт Сократа и софистов это противостояние философии и риторики. Бескорыстный поиск истины несовместим с поиском личного успеха в земной жизни.
Но Сократ не отрицал ценности хорошей, разумной речи вообще. Хороший оратор говорит со знанием дела, постигнув предварительно суть предмета, не стремится льстиво угодить толпе; композиция речи должна быть логичной (всё последующее должно вытекать из предыдущего).
Многие афиняне симпатизировали Сократу, но еще больше было тех, кто порицал его за неуважение к привычным институциям религиозной и общественной жизни и даже отрицание их. В 399 году три афинских гражданина - Мелет, Анит и Ликон привлекли его к суду по следующему обвинению: «Сократ виновен и в том, что развращает молодежь, и в том, что не поклоняется богам, которым поклоняется город, и в том, что иные, новые несет нам божества».
Суд состоялся в том же году. Ученики Сократа позаботились о том, чтобы известный афинский оратор Лисий подготовил для него, как тогда было принято, апологию оправдательное слово. Апология была составлена, но Сократ, как мы знаем из книг Платона, отказался выступить с этой защитной речью. Он сказал, что свою истинную апологию создавал сам, в течение всей своей жизни, своими поступками, всегда имевшими высшей целью истину и благо. И защищал себя на суде сам и так, как счел нужным. В его оправдательном слове составленном им самим и лишенным красноречивых риторических приемов присутствовала, как всегда, привычная сократовская ирония. Сократ заявил судьям, что, по его мнению, к нему не следует применять никакого наказания, наоборот, долг общества кормить его в Пританее (помещении на агоре у подножия Акрополя, где заседали пританы члены афинского совета и где бесплатно кормили граждан, имевших особые заслуги перед государством), так как он посвятил свою жизнь усовершенствованию сограждан. Однако суд признал Сократа виновным и приговорил к смерти.
И жизнь, и смерть Сократа остались в памяти потомков. Внешний облик философа поражал воображение современников. Всегда босой, в одном и том же старом плаще, Сократ запомнился как "уличный учитель", который беседовал с богатым и бедным, с юношей и стариком, с женщиной и мужчиной, никогда не требуя за обучение денег, как это делали многие другие «учителя мудрости». [2]
ПЛАТОН
(428 или 427 348 или 347 до н. э.)
Красноречие есть искусство управлять умами.
Платон
Платон родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.
Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет.
В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу Платоновскую Академию. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.
Однако Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону смесь бокса и борьбы.
Само отношение к риторике не оставалось у Платона неизменным. Если в «Горгии» он отождествляет ее со сноровкой и навыком, то в «Федре» она уже рассматривается как определенное искусство.
По мнению А.Эспинаса, технология охватывает три рода проблем, в зависимости от трех точек зрения, с которых можно рассматривать технику:
Как считает Платон, оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить.
По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.
Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами. Философ неоднократно говорит о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. Рассуждения Платона свидетельствуют о том; что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением.
Для Платона убеждение основывается только на истинных доводах, а не на мнениях и вероятных суждениях. В связи с этим он критикует известного в то время ритора и логографа (составителя речей) Лисия, который был известен тем, что стремился не к раскрытию истины, а скорей к тому, чтобы произвести своей речью наиболее благоприятное впечатление на судей и тем самым выиграть процесс.
Что касается логических средств и риторической техники, то в сочинениях Платона можно найти лишь рекомендации весьма общего характера. Так, в «Федре» он перечисляет основные части речи оратора, а именно вступление, изложение, где должны быть приведены предположения, которые подкрепляются соответствующими свидетельствами, фактами и другими видами подтверждения.
Очевидно, что такие рекомендации мало чем могут помочь в овладении ораторским искусством, но Платон и не преследовал подобной цели. Его главные усилия были направлены на то, чтобы найти такие общие принципы аргументации, которые могли придать речи не только изящество и ясность, но прежде всего убедительность. Психологические основания риторики Платон усматривал в знании характера и душевных особенностей слушателей, перед которыми выступает оратор.
Однако главная заслуга Платона заключается в разработке и усовершенствовании того метода ведения беседы, полемики и диспута, который широко практиковал его учитель Сократ. На этом основании этот метод часто называют сократическим, или диалогическим.
Сам Платон, будучи учеником Сократа, в наибольшей степени способствовал развитию и пропаганде диалога как нового метода аргументации, который в большой мере соответствовал ищущему, творческому духу античной мысли. В основном все произведения Платона написаны в форме диалогов. Живой обмен мнениями по спорным вопросам, тщательный анализ доводов за и против, выявление противоречий и отказ от прежних предположений и обобщений, детальный анализ фактов и непрерывный поиск истины - вот что покоряет и искушенного современного читателя в мастерски написанных диалогах Платона, которые на протяжении почти двух с половиной тысячелетий считаются блестящими образцами интеллектуальной художественной прозы.
Следует также обратить внимание на то, что Платон считает приемлемыми в риторике только истинные доводы, хотя в диалогах можно встретить у него и аналогии и правдоподобные обобщения. Логической стороны аргументации он почти не касается в своих сочинениях.
Платон считал, что в основе ораторского искусства лежит знание человеческой души, т. е. психология и диалектика. Оратор должен постичь истину того, о чем собирается говорить. На первый план он выдвигает эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу) и тезис о том, что деятельность оратора творчество. Красноречие должно прежде всего воздействовать, убеждать. Эта мысль связана с его взглядами на познание, которое, по мнению Платона, есть анамнезис (воспоминание) души об идеях. И основной принцип красноречия как искусства убеждения, по Платону, состоит в том, чтобы внушить, что справедливо и несправедливо.
Таким образом, из всего сказанного выше становится ясным, что Платон в противовес софистам стремился прежде всего заложить твердый фундамент для новой риторики именно с помощью такой философии, в которой вместо мнений и вероятных предположений всецело господствовала бы истина и достоверность. Именно своей критикой софистической риторики Платон во многом способствовал поднятию уровня ораторского мастерства, появлению целой блестящей плеяды выдающихся ораторов, среди которых следует назвать величайшего оратора античности Демосфена, который был усердным слушателем Платона. [1]