Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 10
Э. Гуссерль
Философия как строгая наука
Сокращенный вариант статьи в журн. "Логос", 1911, кн. 1.
План статьи:
1. О несовершенстве философии.
2. Естествознание не может служить основой для философии и психологии.
3. Бытие как коррелят сознания.
4. Психические феномены − не вещи.
5. Феноменологическое созерцание сущностей.
С момента своего возникновения философия выступила с притязанием быть строгой наукой и притом такой, которая удовлетворяла бы самым высоким теоретическим потребностям и в этически-религиозном отношении делала бы возможной жизнь, управляемую чистыми нормами разума.
Однако этому притязанию быть строгой наукой философия не могла удовлетворить ни в одну эпоху своего развития. Так обстоит дело и с последней эпохой, которая продолжается от Возрождения до настоящего времени. Господствующей чертой новой философии является то, что она стремится конституироваться в строгую науку, пройдя сквозь горнило критической рефлексии и углубляя все дальше и дальше исследования о методе. Однако единственным плодом этих усилий оказалось превращение в самостоятельные наук о природе и духе, равно как и математических дисциплин.
...Я не говорю, что философия несовершенная наука, я говорю, что она еще вовсе не наука, что в качестве науки она еще не начиналась. Несовершенны все, даже точные науки. Они, с одной стороны, незакончены, перед ними бесконечный горизонт открытых проблем; с другой стороны, в уже разработанном их содержании заключаются недостатки, там и сям обнаруживаются несовершенства в систематическом распорядке доказательств и теорий. Но некоторое научное содержание есть в них в наличности, постоянно возрастая и все вновь и вновь разветвляясь. В объективной истинности математики и естественных наук не усомнится ни один разумный человек. Здесь, говоря вообще, нет места для "частных мнений", "воззрений", "точек зрения". Поскольку таковые в отдельных случаях еще встречаются, постольку наука оказывается еще не установившейся, только становящейся, и, как таковая, всеми подвергается обсуждению.
Совершенно иного рода − несовершенство философии. Она располагает не просто неполной и несовершенной системой учений, но попросту не обладает вовсе системой. Все здесь спорно, каждая позиция в определенном вопросе есть дело индивидуального убеждения, школьного понимания, "точки зрения".
Нижеследующие соображения проникнуты мыслью, что великие интересы человеческой культуры требуют образования строго научной философии; и что философский переворот во всяком случае должен быть одушевлен стремлением к новому обоснованию философии в смысле строгой науки. Это стремление не чуждо современности. Оно вполне жизненно и в господствующем в настоящее время натурализме, который преследует идею строго научной реформы философии и даже уверен, что уже осуществил ее. Но все это, если рассматривать дело принципиально, совершается в такой форме, которая теоретически ложна в своем основании, равно как и практически знаменует собою растущую опасность для нашей культуры.
Поэтому в наши дни радикальная критика натуралистической философии является важным делом. В особенности же велика необходимость в критике ее основоположений и методов. Только эта критика способна удержать в целости доверие к возможности научной философии, которое, увы, подорвано познанием бессмысленных следствий строящегося на строгой, опытной науке натурализма. Такой положительной критике посвящены рассуждения первой части этой статьи.
Что же касается переворота, происходящего в наше время, то он, правда, в существенных чертах направлен антинатуралистически, и в этом его правота, но под влиянием историцизма он уклоняется, по-видимому, от линий научной философии и хочет слиться с одной только философией миросозерцания. Принципиальным разъяснением различия обеих этих философий − натурализма и историцизма − и оценок их относительного права занята вторая часть.
НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Натурализм есть явление, возникшее как следствие открытия природы в качестве единства пространственно-временного бытия на основе точных законов. Наряду с постепенной реализацией этой идеи во все новых и новых естественных науках, обосновывающих массу строгих познаний, распространяется и натурализм. Совершенно сходным образом вырос позднее и историцизм как следствие "открытия истории" и обоснования все новых и новых наук о духе. Соответственно господствующим привычкам естествоиспытатель склоняется к тому, чтобы все рассматривать как природу, а представитель наук о духе все рассматривать как дух, как историческое образование, и сообразно этому пренебрегать всем, что не может быть так рассматриваемо.
Итак, натуралист не видит вообще ничего, кроме природы, и прежде всего физической природы. Все, что есть, либо физично, т.е. относится к проникнутой единством связи физической природы, либо, может быть, психично, но и в таком случае оказывается просто зависимым от физического "параллельным сопровождающим фактом". Все сущее есть психофизическая природа. Ничто существенное не изменяется в этом понимании, если даже физическая природа разрешается в комплексы ощущений, в цвета, звуки, давления и т.д., а так называемое психическое в дополнительные комплексы тех же самых или еще других "ощущений" (точка зрения Эрнста Маха. − М.Н.).
То, что является характерным для всех форм крайнего и последовательного натурализма, начиная с популярного материализма и кончая новейшим монизмом ощущений и энергетизмом, есть, с одной стороны, натурализование сознания, а с другой натурализование идей, а с ними вместе и всех абсолютных идеалов и норм.
Соответственно мы подвергнем подробному рассмотрению именно натурализование сознания. В дальнейшем выяснится, насколько должен быть обоснован и наш второй упрек, относящийся к натурализованию идей.
***
Мы применим наш критический анализ не к популярным размышлениям философствующих естествоиспытателей, но займемся той ученой философией, которая выступает в действительно научном вооружении: в особенности методом и дисциплиной, с помощью которых она надеется раз навсегда добиться звания точной науки. Она так уверенно их держится, что с пренебрежением смотрит на всякое другое философствование, которое, по ее мнению, относится к точному научному философствованию так, как темная натурфилософия Возрождения к точной механике Галилея, или как алхимия к точной химии Лавуазье.
Если же мы спросим об этой точной, хотя бы и в ограниченных размерах построенной, философии, об аналоге точной механики, то нас отсылают к психофизической или, особенно, к экспериментальной психологии, у которой ведь никто, конечно, не будет в состоянии отнять право на звание строгой науки. Она будто бы и есть та давно искомая и, наконец, осуществившаяся точно-научная психология. Логика и теория познания, эстетика, этика и педагогика приобрели, наконец, благодаря экспериментальной психологии, точный фундамент, мало того, сами они уже на пути к тому, чтобы преобразоваться в экспериментальные дисциплины. Вообще, строгая психология, говорят нам, есть основа всех наук о духе и в не меньшей степени основа метафизики. В равной степени и физическое естествознание участвует в обосновании этого наиболее общего учения о действительности.
Наши возражения состоят в следующем. Прежде всего следует принять во внимание, что вообще психология в качестве науки о фактах не приспособлена к тому, чтобы создать фундамент чистой логике, чистой аксиологии и практике.
Всякое естествознание по своим исходным точкам наивно. Природа, которую оно хочет исследовать, существует для него просто в наличности. Само собой разумеется, вещи существуют как покоящиеся, движущиеся и изменяющиеся в бесконечном пространстве и, как временные вещи, в бесконечном времени. Мы воспринимаем их и описываем в безыскусственных суждениях опыта. Познать эти само собой разумеющиеся данности в объективно значимой строгой научной форме и есть цель естествознания.
То же самое относится и к природе в расширенном, психофизическом смысле и, следовательно, к психологии в особенности. Психическое не есть мир для себя (Welt fur sich), оно дано, как "я" или как переживание "я" (вообще в очень различном смысле), которое оказывается, согласно опыту, уже соединенным с известными физическими вещами, называемыми телами. И это есть само собой разумеющаяся данность. Научно исследовать психическое в той психофизической природной связи, в которой оно существует, определить его с объективной значимостью, открыть закономерность в его самосозидании и самопревращении, в его появлении и существовании вот задача психологии. Всякое психологическое есть психофизическое в том смысле, что оно одновременно обладает и физическим соозначением. Даже там, где психология в качестве опытной науки сосредоточила силы на определении процессов собственно сознания, а не психофизических зависимостей, даже там эти процессы мыслятся этой психологией как процессы природы, т.е. как относящиеся к человеческим или животным сознаниям, которые, в свою очередь, имеют само собой разумеющуюся и доступную пониманию связь с телами людей или животных. Исключение отношения к природе отняло бы у психического характер объективно определимого во времени факта природы, короче, сам характер психологического факта.
Итак, будем считать твердо установленным следующее положение: всякое психологическое суждение заключает в себе связь с физической природой, безразлично выраженное или невыраженное.
Таким образом, становится ясным следующее: те аргументы, в силу которых, как сейчас обнаружится, физическое естествознание не может служить основой для философии, должны быть применимы и к психологии. В таких аргументах отнюдь нет недостатка.
Достаточно вспомнить о "наивности", с которой естествознание принимает природу как данную, всякий раз обращаясь к простому опыту, − и в конце концов сводит весь опытно-научный метод опять-таки к самому же опыту.
Но каким образом опыт в качестве сознания может дать предмет или просто коснуться его; как игра сознания может давать объективную значимость, относящуюся к вещам, которые существуют сами по себе; почему правила игры сознания не безразличны для вещей; как может естествознание сделать что-то понятным в субъективном потоке сознания: все это становится загадкой, как скоро рефлексия серьезно обратится на эти вопросы.
Необходима только строгая последовательность, чтобы увидеть бессмыслицу всякой психологической "естественнонаучной теории познания". Ясно то, что в теории познания должны принципиально быть исключены все высказывания, которые заключают в себе экзистенциальные утверждения1 о вещностях в пространстве, времени, причинных связях и проч. Это простирается, очевидно, также и на все экзистенциальные суждения, которые касаются существования исследующего человека, его психических способностей и т.п.
Если теория познания хочет, тем не менее, исследовать проблемы отношения между сознанием и бытием, то она может иметь при этом в виду бытие только как коррелят сознания, как то, что нами "обмыслено" сообразно со свойствами сознания: как воспринятое, воспомянутое, ожидавшееся, образно представленное, сфантазированное, идентифицированное, различенное, взятое на веру, предположенное, оцененное и т.д. В таком случае видно, что исследование должно быть направлено на научное познание сущности сознания, на то, что "есть" сознание во всех своих различных образованиях, само по своему существу, и в то же время на то, что оно "означает", и на различные способы, какими оно сообразно с сущностью этих образований мыслит "предметное" и "выявляет" его как "значимо", "действительно" существующее.
Смысл высказывания о предметности, что она есть и познавательным образом проявляет себя как сущее и притом сущее в определенном виде, должен именно из одного только сознания сделаться очевидным и, вместе с тем, без остатка понятным. А для этого необходимо изучение всего сознания, так как оно во всех своих образованиях переходит в возможные функции познания.
Поскольку же всякое сознание есть "сознание о" ("Bewusstseins von"), постольку изучение сущности сознания включает в себя изучение смысла сознания и предметности сознания, как таковой. Изучать какой-нибудь род предметности в его общей сущности − значит проследить способы его данности и исчерпать его существенное содержание в соответствующих процессах "приведения к ясности". При этом нельзя избавиться от рефлексии, направляемой на способы общности и данности. Равным образом и наоборот, приведение к ясности всех основных родов предметности неизбежно для анализа сущности сознания и, согласно с этим, заключается в нем; а еще необходимее оно в гносеологическом анализе, который видит свою задачу как раз в исследовании соотношений. Поэтому все такого рода изыскания, хоть между собой они и должны быть разделяемы, мы объединяем под именем "феноменологических".
При этом мы наталкиваемся на науку, о колоссальном объеме которой современники не имеют еще никакого представления, которая есть, правда, наука о сознании и все-таки не психология, на феноменологию сознания, противоположную естествознанию сознания. Так как здесь, однако, речь будет идти не о случайном совпадении названий, то заранее следует ожидать, что феноменология и психология должны находиться в близких отношениях, поскольку обе они имеют дело с сознанием, хотя и различным образом.
Выразить это мы можем так: психология должна оперировать с "эмпирическим сознанием", с сознанием в его опытной установке, как с существующим в общей связи природы. Напротив, феноменология должна иметь дело с "чистым" сознанием, т.е. с сознанием в феноменологической установке.
Отсюда следует, что хотя психология столь же мало есть и может быть философией, как и физическое естествознание, она все же − через посредство феноменологии, должна ближе стоять к философии и оставаться внутренним образом переплетенной с нею.
***
То, что только что было вообще намечено, и в особенности то, что было сказано о близком родстве психологии и философии, во всяком случае мало согласуется с современной точной психологией, которая так чужда философии, как это только возможно. Неизменно присущая этой психологии основная черта заключается в пренебрежении всяким прямым и чистым анализом сознания, тех имманентных данностей, которые открываются в различных направлениях имманентного созерцания. Для экспериментального установления своих психофизических или психологических закономерностей она ограничивается грубыми общими понятиями, как то: понятиями восприятия, фантастического созерцания, высказывания, счисления и перечисления, распознавания, ожидания, удерживания, забвения и т.д.
В эпоху живой реакции против схоластики боевым кличем было: "долой пустые анализы слов". Мы должны спрашивать у самих вещей. Назад к опыту, к созерцанию, которое одно только может дать нашим словам смысл и разумное право. Совершенно верно! Но что такое те вещи, и что это за опыт, к которым мы должны обращаться в психологии? Разве те высказывания, которые мы выспрашиваем у испытуемых лиц при эксперименте, суть вещи? И есть ли истолкование их высказываний "опыт" о психическом? Эксперименталисты сами скажут, что это только вторичный опыт; первичный имеет место у самих испытуемых и у экспериментирующих и интерпретирующих психологов, заключаясь в их собственных прежних самовосприятиях, которые по достаточным основаниям не являются, не могут являться самонаблюдениями. Эксперименталисты гордятся тем, что они, как призванные критики самонаблюдения и как они говорят исключительно на самонаблюдении основывающейся "психологии письменного стола", так разработали экспериментальный метод, что он пользуется прямым опытом только в форме "случайных, неожиданных, не намеренно привлеченных опытов" и совершенно устраняет опороченное самонаблюдение.
Следует принять во внимание принципиальное упущение этой психологии. Она ставит анализ, заключающийся в сопроникающем понимании чужих опытов, а равным образом и анализ на основе собственных, в свое время не наблюденных, переживаний на одну доску с анализом опыта (хотя бы даже и непрямого) в физическом естествознании. Она не замечает специфического своеобразия известных анализов сознания, которые должны предшествовать для того, чтобы от наивных опытов (все равно, посвящены ли они наблюдению или не посвящены, совершаются ли они в рамках актуальной наличности сознания или в рамках воспоминания или вчувствования) могли получиться опыты в научном смысле.
Попытаемся выяснить себе это. Психологи думают, что всем своим психологическим познанием они обязаны опыту, т.е. тем наивным воспоминаниям или вчувствованиям в воспоминаниях, которые с помощью средств эксперимента должны сделаться основными для опытных заключений. Однако описание данностей наивного опыта, их анализ совершаются при помощи запаса понятий, которые остаются совершенно нетронутыми при дальнейшем движении исследования и переходят в конечные результаты, т.е. в те научные опытные суждения, которые как раз и являлись целью исследования. Но научная ценность этих понятий не может быть обоснована самими опытными положениями: здесь-то и есть как раз место феноменологическому анализу сущности (Wesensanalyse), который не есть и не может быть эмпирическим анализом, как бы непривычно и несимпатично ни звучало это для натуралистического психолога.
Описывая опыт, мы употребляем такие слова, как восприятие, воспоминание, фантастическое представление, высказывание и т.д. Однако достаточно ли употреблять эти слова в популярном, смутном, совершенно хаотическом смысле, который усвоены неизвестным образом в "истории" сознания? Пока у нас нет лучших понятий, мы можем употреблять и эти, имея в виду то, что в них заключены различия, достаточные для практических целей жизни. Но может ли высказывать притязание на "точность" та психология, которая оставляет без методической обработки понятия, определяющие ее объекты? Конечно, так же мало, как и такая физика, которая удовлетворялась бы обыденными понятиями в роде тяжелого, теплого, массы и т.д. Современная психология не хочет больше быть наукой о "душе", но стремится стать наукой о "психических феноменах". Если она этого хочет, то она должна описать и определить эти феномены со всей логической строгостью. Она в методической работе должна усвоить себе необходимые строгие понятия. Где же в "точной" психологии выполнена эта методическая работа? Мы тщетно ищем ее в огромной литературе.
Вопрос, как естественный "спутанный" опыт может сделаться научным опытом, как можно придти к установлению объективно-значимых опытов суждений, есть главный методический вопрос всякой опытной науки.
Все это должно было, однако, ускользнуть от психологии при ее склонности гнаться за естественными науками и видеть в экспериментальной работе главное дело. Она пренебрегла рассмотрением того, насколько психическое имеет ему одному свойственную и долженствующую быть исследованной до всякой психофизики "сущность", вместо того, чтобы быть изображением какой-либо природы. Она не взвесила того, что лежит в "смысле" психологического опыта и какие "требования" предъявляет к методу бытие в смысле психического само от себя (von sich aus).
***
Господствует убеждение, что метод всех опытных наук один и тот же; и в психологии, следовательно, тот же, что в науке о физической природе. Долгое время метафизика страдала от подражания то геометрическому, то физическому методу; теперь то же самое повторяется и в психологии. Не лишен значения тот факт, что отцы экспериментально-точной психологии были физиологами и физиками. Истинный метод вытекает, однако, из природы подлежащих исследованию предметов, а не из наших заранее составленных суждений и представлений.
Тот способ, каким данные психического опыта приводятся к объективному определению, роль, которую может принять на себя экспериментальный метод, − все это зависит от особенного смысла этих данных. Следовать же естественнонаучному образцу значит почти неизбежно натурализировать сознание, что запутывает нас с самого начала в противоречия, из которых склонность к ложным направлениям исследования. Подойдем к этому ближе.
Единственно только пространственно-временной телесный мир и есть в собственном смысле слова природа. Всякое другое индивидуально существующее, психическое, есть природа во втором, уже не собственном, смысле, и это определяет коренные различия естественнонаучного и психологического метода. Только телесное бытие познается как тождественное во множестве прямых опытов, то есть восприятии. Поэтому только оно одно может познаваться многими субъектами как индивидуально тождественное и описываться как межсубъективно (intersubjectiv) то же самое, в то время как восприятия мыслятся разделенными между различными "субъектами". Одни и те же вещи, процессы и т.д. находятся у всех нас перед глазами и могут быть нами определены в своей природе. А природа их означает следующее: представляясь в опыте во многообразно изменяющихся "субъективных" явлениях, они остаются, тем не менее, включенными в одну всеобъемлющую, их всех объединяющую связь одного телесного мира, с одним пространством, единым временем. Только в этом единстве, только в причинном взаимоотношении или связи друг с другом они сохраняют свое индивидуальное тождество (субстанцию) сохраняют ее как носительницу реальных свойств.
Однако вещи даны как единства непосредственного чувственного опыта. Чувственно воспринимаемые неизменности, изменения и зависимости изменений дают везде указания познанию и функционируют для него как бы в качестве "смутной" среды, в которой представляется истинная, объективная физическая природа и сквозь которую мышление (как научное опытное мышление) определяет для себя (herausbestimmt) и конструирует истину.
Все это не есть нечто прибавленное вымыслом к вещам опыта и к опыту вещей, но нечто, необходимо принадлежащее к их сущности таким образом, что всякое интуитивное и последовательное исследование того, что такое на самом деле есть вещь, необходимо приводит к каузальным связям и заканчивается в определении соответствующих объективных свойств как закономерных. Естествознание, значит, лишь неуклонно следует смыслу того, чем, так сказать, притязает быть сама вещь как познанная опытом, и оно называет это достаточно неясно "исключением вторичных качеств", "исключением чисто субъективного в явлении" при "удержании остающихся, первичных качеств". Но это больше, чем неясное выражение: это плохая теория для правильного метода естествознания.
Обратимся теперь к "миру" "психического" и ограничимся "психическими феноменами", которые новая психология рассматривает как область своих объектов. Мы сразу же увидим, что отношения в сфере психического совсем иные, чем в сфере физического. Психическое распределено употребляя сравнение и не придавая словам метафизического смысла между монадами, которые не имеют окон и общаются друг с другом только благодаря вчувствованию. Психическое бытие, бытие как "феномен" принципиально не есть единство, которое познавалось бы индивидуально-тождественным во многих отдельных восприятиях, будь то даже восприятия одного и того же субъекта. В психической сфере, другими словами, нет никакого различия между явлением и бытием. Если природа есть существование, которое является в явлениях, то сами явления не суть бытие, которое являлось бы в явлениях. Таким образом, есть только одна природа, являющаяся в явлениях вещей. Однако все, что мы называем психическим явлением, будучи взято само по себе, есть именно психическое явление, а не природа.
Психическое явление не есть, следовательно, "субстанциональное" единство, оно не знает никакой причинности, если понимать эти слова в естественнонаучном смысле. Приписывать психическим феноменам природу, искать их причинные связи значит впадать в бессмыслицу, не лучшую, чем та, которая получилась бы, если бы кто-нибудь пожелал спрашивать о причинных свойствах, связях и т.п. чисел. Это бессмыслица, заключающаяся в натурализации того, сущность чего исключает бытие в смысле природы.
Вещь есть то, что она есть, и остается навсегда в своем тождестве: природа вечна. Какие свойства и модификации свойств принадлежат в действительности вещи, вещи природы, а не чувственной вещи практической жизни вещи "как она чувственно является", − это может быть определяемо с объективной значимостью, подтверждаемо и исправляемо во все новых и новых опытах. Наоборот, психическое, "феномен" приходит и уходит, не сохраняя никакого остающегося тождественного бытия, которое было бы определимо объективно в естественнонаучном смысле, например, как объективно делимое на составные части, как допускающее "анализ" в собственном смысле слова.
Психическое не есть познаваемое в опыте как являющееся: оно есть "переживание", в рефлексии созерцательно усвояемое переживаний; оно является как полагающее само себя в абсолютном потоке, как только что зарождающееся и уже отмирающее, воззрительным образом постоянно отпадающее в уже бывшее.
Психическое может быть также воспомянутым и таким образом, в известном модифицированном смысле, опытно познанным; в "воспомянутом" же заключается "бывшее воспринятым"; и оно может быть "повторно" воспомянутым в воспоминаниях, согласующихся в сознании, которое само сознало воспоминания опять-таки как воспомянутое или как пока еще удержанное. В такой связи и только в ней, будучи тождественным в таких "повторениях", может психическое a priori опытно познаваться как существующее и отождествляться.
Все психическое, которое есть таким образом опытно-познанное, имеет место в некоторой объемлющей связи, в "монадическом" единстве сознания, которое не имеет ничего общего с природой, с пространством и временем, субстанциональностью и причинностью, но которое обладает своими совершенно особенными "формами". Психическое есть с двух сторон неограниченный поток феноменов, с единой проходящей через него интенциональной линией, которая является как бы перечнем всепроникающего единства, а именно линией лишенного начала и конца имманентного "времени" времени, которое не измеряют никакие хронометры.
Прослеживая поток явлений в имманентном созерцании, мы переходим от феномена к феномену (каждый из которых есть единство в потоке и сам завлечен потоком) и никогда не приходим ни к чему, кроме феноменов. Только тогда, когда имманентное созерцание и вещный опыт получают словесное выражение, вступают в известное отношение находившийся в созерцании феномен и познанная в опыте вещь.
Как далеко может, однако, идти в этой сфере разумное исследование, как возможны значимые высказывания относительно ее? Само собою разумеется, исследование здесь будет осмысленно, лишь если оно предастся всецело смыслу "опытов", которые предлагают себя как опытное познание "психического", и если оно притом будет брать и стараться определить "психическое" как то именно, за что оно, вот это так созерцавшееся, как бы "требует", чтобы его принимали и определяли; следовательно, прежде всего если не допускаются бессмысленные натурализации.
Следует, как говорилось, брать феномены так, как они даются, то есть, как вот это текучее сознание (Bewussthaben), мышление (Meinen), явление (Erscheinen), каковыми они являются в качестве вот этого сознания переднего и заднего плана (Vordergrundbe-wussthaben und Hintergrundbewussthaben); в качестве вот этого сознания чего-либо, как настоящего и как преднастоящего; как вымышленного, или символического, или отображенного; как наглядно или не наглядно представляемого и т.д.; и при этом брать все это − как нечто так или иначе образующееся и преобразующееся в смене тех или иных положений, тех или иных аттакциональных модусов (attaktionalen modi). Все это носит название: "сознания о" (Bewusstsein von), и "имеет" "смысл" и "мыслит" "предметное" (Gegenstandliches), причем последнее пусть с какой-нибудь точки зрения оно называется "фикцией" или "действительностью" может быть описываемо как "имманентно предметное", "мнимое, как таковое", и мнимо (vermeint) в том или другом модусе.
Совершенно очевидно, что мы можем здесь исследовать, утверждать, делать высказывания с очевидностью, подчиняясь смыслу этой сферы "опыта". Самое выполнение указанного требования представляет, конечно, большую трудность, связанную с необходимостью освободиться от нашей первородной привычки жить и мыслить в натуралистическом предрассудке и таким образом натуралистически подделывать психическое.
***
Но раз психическое само по себе не является природой, а ей резко противоположно, что же такое в нем считаем мы за "бытие"? И раз оно недоступно определению в своей "объективной" идентичности, допускающих повторное наблюдение и научно-опытное установление и подтверждение, раз его нельзя вырвать из вечного потока и придать ему объективности межсубъективного значения, то что же в состоянии мы уловить в нем, определенно высказать относительно него и утверждать как объективное единство?
При этом не должно забывать, что мы находимся в чисто феноменологической сфере, очищенной от отношения к вещно-воспринимаемому телу и к природе.
Ответом служит следующее: раз явления, как таковые, не имеют природы, то они имеют сущность, усвояемую в непосредственном созерцании. Нужно как следует понять эту конечную основу всех психологических методов. Проклятие первородного натурализма заключается в том, что всем нам так трудно видеть "сущности", "идеи" или, правильнее, (так как мы их все же, так сказать, постоянно видим) постигать их в их своеобразности и не натурализировать их.
Созерцание сущности не содержит больших трудностей или "мистических" тайн, чем восприятие. Когда мы интуитивно постигаем "цвет" с полной ясностью в его данности, данное становится сущностью; когда мы в таком же чистом созерцании, переходя от восприятия к восприятию, возвышаемся до той данности, которая есть "восприятие", восприятие в себе, − вот это самотождественное существо различных изменчивых отдельностей восприятия, то мы созерцательно постигаем сущность восприятия. Докуда простирается интуиция, созерцательное сознание, дотуда простирается и возможность соответствующей "идеации" (как я имел обыкновение выражаться в Logischen Untersuchungen), или "созерцания сущности". Это последнее охватывает, стало быть, всю "психическую" сферу, всю сферу имманентного.
Очевидно, что "сущности", постигнутые в сущностном созерцании, могут по меньшей мере в общих чертах, быть фиксированы в устойчивых понятиях и этим открывают возможность для устойчивых и в своем роде объективно и абсолютно значимых утверждений. Самые тонкие цветовые различия, последние нюансы, могут не поддаваться такой фиксации; однако "цвет" в отличие от "звука" обнаруживает столь очевидное различие, что трудно найти что-либо еще более очевидное. И подобными же абсолютно различимыми, т.е. допускающими фиксацию сущностями, являются не только сущности чувственных "содержаний" и явлений ("видимых вещей", фантомов и т.п.), но в не меньшей мере и сущности всего психического в прямом смысле слова, сущности всех "актов" и состояний я, соответствующих таким психическим фактам, как, напр., восприятие, фантазия, воспоминание, суждение, чувство, воля, вместе со всеми их бесчисленными разновидностями; исключая лишь последние "нюансы", принадлежащие к неопределимому моменту "потока", хотя доступная описанию типика протекания имеет тоже свои "идеи", которые, будучи созерцательно постигнуты и фиксированы, делают возможным абсолютное познание. Каждое психологическое наименование, как то восприятие или воля, есть название какой-нибудь обширнейшей области "анализов сознания", т.е. исследований сущности. Дело идет, стало быть, о такой области, которая по своей обширности может равняться только с естествознанием, как бы это ни было странно.
Созерцание созерцает сущность как сущностное бытие и не созерцает и не полагает ни в каком смысле существование. Начальным актом сущностного созерцания, напр., созерцания сущности восприятия, воспоминания, суждения и т.д., может быть восприятие какого-либо восприятия, воспоминания, суждения и т.д. Но им может быть также и простая, только "ясная" фантазия, которая, ведь, как таковая, не является опытом, не постигает никакого существования. Само постижение сущности от этого совсем не зависит; оно созерцательно как постижение сущности; и это совсем иное созерцание, чем опыт. Понятно, что сущности могут быть представляемы и неясно, скажем, символически и ошибочно полагаемы, тогда перед нами мнимые сущности, наделенные противоречивостью, как показывает переход к созерцательному постижению их несогласимости; но и расплывчатое установление сущности может быть достаточно подтверждено через посредство интуиции сущностной данности.
То, что восприятие, как и вообще всякий опыт, является восприятием именно вот этого так-то ориентированного, так-то окрашенного, оформленного и т.д. предмета, это относится на счет его сущности, причем все равно, как обстоит дело с "существованием" предмета. И то, что это восприятие помещается в непрерывный ряд восприятии, но ряд не произвольный, а такой, в котором "один и тот же предмет проявляет себя в постепенно все новом и новом виде и т.д.", и это имеет отношение снова исключительно к сущности.
Одним словом, здесь лежат перед нами громадные умственно еще совсем не возделанные области "анализа сознания", причем понятие сознания, а равно и понятие психического, должно быть распространено настолько, чтобы обозначать собой все имманентное, стало быть, все сознательно мнимое, как таковое, и во всех смыслах. Столько раз обсуждавшиеся в течение столетий проблемы происхождения, будучи освобождены от их ложного, извращающего их натурализма, суть проблемы феноменологические. Так, напр., проблемы происхождения "пространственного представления", представления времени, вещи, числа, "представлений" о причине и следствии и т.д. И только тогда, когда эти чистые проблемы осмысленно формулированы и разрешены, только тогда другие эмпирические проблемы возникновения подобных представлений как явлений человеческого сознания получают научный и для их решения понятный смысл.
Все дело при этом заключается в том, чтобы видеть и считать вполне естественным, что совершенно подобно тому, как можно непосредственно слышать звук, можно созерцать "сущность", сущность "звука", сущность "вещного явления", сущность "видимой вещи", сущность "образного представления" и т.д. и, созерцая, высказывать сущностные суждения. С другой стороны, необходимо остерегаться юмовского смешения, смешения феноменологического созерцания с "самонаблюдением", с внутренним опытом, словом, с актами, которые вместо сущностей полагают, напротив того, соответствующие индивидуальные черты.
***
Перейдем к психофизической постановке вопроса. Здесь "психическое" со всем присущим ему существом получает отношение к телу и к единству физической природы: усвоенное в имманентном созерцательном восприятии и существенно постигнутое в такой форме вступает тут в связь с чувственно воспринятым и, стало быть, с природой. Лишь через такое отнесение получает оно косвенную природоподобную объективность, занимает место косвенным образом в природном пространстве и становится опосредственно в линию природного времени, которое мы меряем при помощи часов; опытная "зависимость" от физического дает в некоторых, ближе неопределимых, размерах возможность установить психическое как индивидуальное бытие, межсубъективно, и одновременно исследовать на все более и более многочисленных примерах психофизические отношения. Здесь царство "психологии как естественной науки", которая в подлинном смысле слова есть психология психофизическая и является при этом, конечно, эмпирической.
Конечно, стремление рассматривать психологию, науку о "психическом" лишь как науку о "психических феноменах" и их отношениях с телом не лишено своих затруднений. De facto она руководствуется все же повсюду теми первородными и неизбежными объективациями, коррелятами которых являются эмпирические единства человека и животного, а с другой стороны единства души, личности, или же характера, склада личности. Между тем, для наших целей нет надобности следовать по пятам за сущностным анализом этих образований единства и заниматься проблемой того, как они определяют собой задачу психологии. Ясно, что эти единства принципиально отличны от вещностей природы, которые по своей сущности суть данности, данные в тенях явлений.
Только фундирующая основа, "человеческое тело", − а не сам человек есть единство вещного явления: и таковым, во всяком случае, не является личность, характер и т.п. Все такие единства с очевидностью указывают нам на имманентное единство жизни всякого потока сознания и на морфологические особенности, различающие собой такие различные имманентные единства. Сообразно с этим и всякое психологическое познание приводится к подобным единствам сознания и, следовательно, к изучению самих феноменов и их сплетений, даже там, где оно первично имеет дело с человеческими индивидуальностями, характерами, душевным складом.
Ясно то, что психофизическое (т.е. психологическое в обычном смысле) познание предполагает уже сущностное познание психического и что надежда исследовать сущность воспоминания, суждения и т.п. при помощи психофизических экспериментов и непредвзятых внутренних восприятий − такая надежда есть верх извращения.
После всего вышеизложенного очевидно, что эмпирическая наука о психическом может лишь тогда разобраться в его природных свойствах, когда психология будет строиться на систематической феноменологии. Только тогда громадная экспериментальная работа нашего времени, изобилие собранных эмпирических фактов принесут, благодаря соответственной критике и психологической интерпретации, действительные плоды. Тогда можно будет снова согласиться с тем, чего никак нельзя сказать о современной психологии, а именно: что психология находится к философии в близком, даже в ближайшем отношении.
1 Экзистенциальные утверждения, т.е. утверждения о существовании чего-либо.