а. Йозеф Гайдн 17321809 Основоположник венской классической симфонии квартета сонаты
Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Билет № 3
- Й. Гайдн. Характеристика творчества. Жизненный и творческий путь (до 1770 года). Йозеф Гайдн
(1732-1809)
Основоположник венской классической симфонии, квартета, сонаты.
- В творчестве Гайдна отразились характерные черты философии и эстетики эпохи Просвещения: осознание многообразия мира и его гармонии, красота природы, неиссякаемое жизнелюбие.
- Творческое наследие Гайдна охватывает все жанры музыкального искусства XVIII века: симфонии, камерная музыка, сонаты, концерты, оратории, песни, оперы, духовные сочинения, бытовая танцевальная музыка и т. д.
- Предки и родственники Гайдна были в основном ремесленниками. Одним из дальних родственников семьи был ректор школы и регент хора в Гайнбурге Иоганн Маттиас Франк.
- Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Австрия).
- Родители Гайдна Маттиас Гайдн и Анна Мария Коллер обратили внимание на музыкальные способности Йозефа и решили отправить
сына на обучение в Гайнбург к Иоганну Маттиасу Франку.
- В доме Франка Йозефа обучали пению, игре на духовых инструментах и даже на литаврах. Гайдн участвовал в церковной службе по воскресеньям и праздничным дням.
- В 1739 году произошла встреча Йозефа с известным венским музыкантом, капельмейстером при соборе Св. Стефана, Карлом Георгом фон Ройтером. Он предложил забрать Йозефа. В 8 лет Гайдн оказался в Вене, стал хористом при соборе.
- В ноябре 1749 года Ройтер приказал выгнать Йозефа из капеллы. Гайдну было 17 лет, начался период ломки голоса. В хоре уже пел его младший брат Михаэль, обладавший прекрасным голосом. Йозеф оказался без крова и денег на хлеб.
- Гайдн зарабатывал пением в церковных хорах. Комнату, которую удалось снять Йозефу не отапливалась. Но самым ценным для него была самостоятельность и клавикорды, на которых он с восторгом упражнялся. Самое сильное впечатление этого периода знакомство с музыкой клавирных сонат Ф. Э. Баха. Гайдн знакомится со многими известными венскими музыкантами (Вагензейль, Диттерсдорф, Глюк). К 1755 году Гайдн становится довольно популярным в Вене, его музыку играют в венских салонах, у него есть ученики и он снова поет в церкви св. Стефана. Первые 18 квартетов (op.1-3) Гайдна имели различные наименования: квадро, кассация, серенада, дивертисмент, ноктюрн. Цикл от трех до пяти частей (с двумя менуэтами, обрамляющими медленную часть. Помимо квартетов были написаны несколько трио и шесть скерцандо для оркестра (1758). В этот же период созданы ранние клавирные сочинения.
1759-1760 гг. Служба у графа Морцина. Богемский аристократ, по рекомендации Фюрнберга (венского аристократа, друга Гайдна), пригласил Гайдна в свое имение Лукавец на должность композитора и капельмейстера. Здесь была написана первая симфония Гайдна, ре мажор, в трех частях.
В 1760 году Гайдн женился на старшей дочери придворного парикмахера. Брак не был счастливым. Анна Мария Келлер оказалась абсолютно не способной оценить гениальное дарование мужа. Через много лет супруги расстались. Морцин распустил свою капеллу из-за материальных затруднений. Гайдну было предложено новое место должность второго капельмейстера в капелле князя Пауля Антона Эстергази.
1760-1790 период творческого расцвета.
В первые годы службы у Эстергази написаны:
3 симфонии, объединенные программным замыслом «Часы дня» (№ 6-8): «Утро», «Полдень», «Вечер»;
6 военных пьес для княжеского духового оркестра;
Концерт для валторны;
4 маленькие оперы;
Инструментальный дивертисмент «Эхо» (для 4-х скрипок и 2-х виолончелей);
Более 30 симфоний (до 1765 года); Клавирные сонаты, камерные сочинения, кантаты
2. К. В. Глюк. Оперная реформа. Опера «Орфей и Эвридика».
В «Орфее» Глюк впервые приблизился к своему идеалу оперы, утвердил новые музыкально-драматические принципы.
Простая и ясная сюжетная канва оперы не загромождена обилием персонажей и событий. Вокальная мелодика освобождена от излишества виртуозного стиля, носит песенный характер.
- Речитатив становится выразительной формой лирического высказывания, не уступает арии. Балет используется как средство драматической характеристики (пляски фурий) и в качестве красочно-декоративной роли (танцы блаженных теней, финальный дивертисмент) Хор трактован в манере близкой античной трагедии (прямой участник действия) Опера состоит из сцен, объединяющих различные оперные формы (речитативы, арии, хоры, балетные эпизоды). В либретто Кальцабиджи Глюк нашел идеальную поэтическую основу. Кальцабиджи строго придерживался одного из наиболее распространенных вариантов мифа. Единственное отступление касается развязки: миф завершается гибелью Орфея, а у Кальцабиджи счастливый конец (Боги сжалились и воскресили Эвридику).
- I действие состоит из четырех сцен:
Орфей и хор; 2. Орфей один; 3. Орфей и амур;4.Орфей один. 1-я сцена (Орфей и хор; траурный обряд у гробницы Эвридики). Хор выражает настроение Орфея, сострадает ему в горе. Партия Орфея лаконична и сдержанна. Единство хорового и сольного высказывания напоминает об ораториях Генделя, и о баховских «Страстях». В последующих операх Глюк пользовался этой ораториальной формой (речитатив с хором, ария с хором). Первое соло Орфея это речитатив-обращение к хору, отклик на его пение. Пантомима в центре сцены. Интонационное единство с начальным хором создает непрерывность развития основного образа. Реприза первого хора сгущает образ скорби. Реприза сокращена и целиком выдержана в до миноре. Звучание струнных связывает ее с пантомимой.
Форма первой сцены:
a a1 b c a2 b1 a3
орк. хор речитатив панто- хор речитатив орк.
вст. мима кода
- II действие. 1-я сцена это важнейшая сцена оперы. Первый хор это ответ демонов и фурий, потревоженных звучанием лиры Орфея. Пляска фурий единообразное моторное движение, скачки и октавные взлеты (заимствована из финала балета «Дон Жуан»). Реприза первого хора расширена и динамизирована. Сцены в полях Элизиума (2-я 4-я). Господствуют образы мечты, светлой печали. Танцы и хоры блаженных теней, монолог Орфея, пантомима образуют вокально-хореографическую сюиту, свободный ряд структурно законченных эпизодов.
III действие. 1 сцена это драматический диалог, развивается с нарастающим напряжением вплоть до трагической развязки. Сквозная композиция сцены (дуэт, ария Эвридики, ария Орфея). Ария Орфея «Потерял я Эвридику». Тональность до мажор связана с арией во II действии. Рондообразная форма воссоздает композиционный облик арии I действия.
Эпилог оперы трио Орфея, Эвридики и Амура.