Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Домье Оноре Викторьен (Daumier Honore) (18081879), французский график, живописец и скульптор. Родился 26 февраля 1808 года в Марселе. С 1814 жил в Париже, с 1820-х годов брал уроки живописи и рисунка. овладевал искусством литографии. После Революции 1830 года Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в популярных иллюстрированных изданиях (журналы “Карикатюр”, 18301835; “Силуэт”, 18301831; “Шаривари”, 18331860 и 18631872). Основой для серии литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (18321833) послужили вылепленные Домье острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 18301832, сохранилось 36 скульптур). В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму. В литографиях 1834 Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди, обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Галилей современности”), проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834”).
После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 18431846; “Добрые буржуа”, 18461849; серия “Карикатюрана” с собирательным образом авантюриста Робера Макера, 18361838). В период нового подъема французской политической карикатуры, связанного с Революцией 18481849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля. Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую, язвительную фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха , свобода в передаче психологических оттенков , движения, светотеневых градаций. В живописи Домье, новаторски переосмысляющей традиции романтизма , героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщенностью форм, мощной выразительностью пластики и световых контрастов. В 185060-е годы все напряженнее и стремительнее становится динамичная композиция, объем лаконично лепится цветовым пятном и энергичным сочным мазком. Наряду с темами, увлекавшими его и в графике (пафос революционной борьбы в “Восстании”, 1848; воплощение внутренней значительности и духовной красоты простого человека в “Прачке”, около 18591860, Лувр, Париж), излюбленными мотивами живописи Домье становятся театр, цирк, бродячие комедианты (“Мелодрама”, около 18561860, Новая пинакотека, Мюнхен; “Криспен и Скапен”, около 1860, Лувр, Париж). Серия картин Домье посвящена Дон Кихоту, комическая внешность которого лишь подчеркивает духовную исключительность и трагичность судьбы великого искателя правды (“Дон Кихот”, около 1868. Новая пинакотека. Мюнхен).
Картина Оноре Домье “Собиратели гравюр”.
Два пожилых господина просматривают папку с гравюрами в галерее торговца предметами искусства. Очевидно, что оба лишь претендуют на то, чтобы слыть знатоками. Картина могла бы служить горьким комментарием к судьбе самого художника, которому не удавалось найти покупателей для своих работ среди разбогатевших представителей среднего класса. Домье был превосходным сатириком, способным передать характер человека одним росчерком пера. Были хорошо известны и воспринимались с опаской его портреты ведущих политических деятелей, полные язвительного сарказма, а также комментарии к актуальным событиям дня. Домье обладал редким даром лаконично передать в картине то, что потребовало бы многословного описания. Он был также превосходным живописцем и скульптором. Его карикатуры в технике литографии, общее число которых насчитывает около четырех тысяч, собирали известные художники, такие как Эдгар Дега; они поражают изумительной свободой исполнения, сравнимой лишь с японской каллиграфией.
Скончался Домье 11 февраля 1879 года в Вальмондуа, близ Парижа.