Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

. Сознание как объект науки 2

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

Философия сознания

1. Сознание как объект науки

2. Теория отражения. Сознание как высшая форма отражения

3. Походы к определению сущности сознания

4. Сознание и язык

. Второй по времени возникновения  стала гносеология, т.е. наука, изучающая особенности познания человеком мира и его явлений. Центральным понятием гносеологии выступает сознание. Это понятие рассматривается, используется наряду с философией в целом ряде других наук. Важнейшими из них выступают:

  •  Психологияизучает сознание как определенную совокупность психических актов и процессов
  •  Социологияизучает особенность форм общественного сознания
  •  Кибернетикаизучает технические возможности создания искусственного интеллекта, разума
  •  Логика  - изучает средства и способы оформления логичной речи, текста
  •  Этология –(этоснрав, поведение) –наука, изучающая поведение животных

  В целом проблема сознания выступает объектом изучения и гуманитарных, и естественных, и технических наук. 

. Самым сложным в проблеме сознания выступает вопрос о происхождении сознания. Существует множество точек зрения, решающих этот вопрос. Среди них особо выделяется историко-материалистическая теория отражения, разработанная Марксом и Энгельсом и современными философами. Согласно этой теории сознание человека возникло как результат длительнейшей эволюции разных форм отражения в живой и неживой природе. Под отражением понимается способность материальных предметов запечатлевать в своем строении особенности строения, взаимодействующих с этими явлениями других предметов. В природе последовательно возникали и развивались следующие формы отражения:

  1.  Механическая (след на песке, на снегу, на грязи)
  2.  Физическая (движение электронов в электрической цепи)
  3.  Химическая (изменение цвета лакмусовой бумажки)
  4.  Биологическая (простейшая разновидностьраздражимостьэто простейшая  реакция живых организмов, начиная с одноклеточных на изменения во внешней среде)

  Эволюция разных форм биологического отражения приводит к появлению в живых веществах ощущений, а ощущенияпервичная основа, предпосылка для формирования сознания. С этих позиций сознание предстает как высшая форма отражения. Принято выделять и пятую форму отражения 5) социальная.

. Не существует единой точки зрения на сущность сознания. В современной научной литературе для обозначения сущности сознания  используется следующие основные определения:

  •  Сознаниесугубо социальное явление, сознание способно возникнуть и развиваться лишь в обществе в количествах людей.
  •  Сознаниеэто конкретно-историческое явление; сознание возникает на конкретной стадии эволюции природы.
  •  Сознаниевысшая форма отражения действительности.
  •  Сознаниесубъективный мир бытия, т.к. сознание существует в живом субъекте, все, что приходит в сознание, субъективно в нем окрашивается; восприятия явлений человека  зависят во многом от состояния его органов восприятия
  •  Сознание –«субъективный образ объективного мира» (К. Маркс).
  •  Сознаниесвойство высокоразвитого мозга.
  •  Сознаниеинформационная функция мозга.

Сознаниесложнейший синтез материального и идеального, так как материальной основой для функционирования сознания выступает мозг, но основной продукт сознания, т.е. мысли имеют идеальную природу (т.к. они не занимают никакого места в пространстве, не имеют веса и т.п.). Начиная с эпохи античности и до сих пор, дискутируется вопрос о месте нахождения, обитания сознания. Обозначились две противоположные точки зрения:

  1.  Сознание существует в границах человеческого тела и упаковано в нейронах головного мозга.
  •  Сознание существует вне анатомического строения тела человека.

 

. Одни из дискуссионных вопросов в проблеме сознания выступает вопрос о соотношении сознания и языка. Здесь есть несколько проблем.  Это прежде всего проблема первичности: что возникло раньшесознание или язык.  Есть две точки зрения:

  1.  Большинство философов утверждают, что раньше появилось сознание, оно первично, а язык производен от сознания, он возник позже.
  2.  Язык возникает раньше, чем сознание, он первичен.

 В качестве аргументов для данного второго утверждения служат следующие теории:

  •  Теория звукоподражания
  •  Теория трудовых выкриков
  •  Междометная теория
  1.     Сложны отношения сознания и языка: с одной стороны сознание является поставщиком в разных смыслах языку. С другой стороны язык есть средство оформления «внешности» мысли. «Языкэто «тюрьма» мысли» (Маркс). 

Тема: Философия познания

1. Понятие познания и его структура

2. Практика и её роль в познании

3. Понятие знания и информации

4. Чувственное познание и его формы

5. Рациональное познание и его формы

6. Понятие истины и его типы

 1. Важным понятием гносеологии выступает понятие «познание». Под познанием принято понимать процесс приобретения, осмысления и усвоения знания об окружающем мире. Процесс познаниясложный процесс , имеющий свою внутреннюю структуру. Принято в ней  выделять такие элементы как:

  1.  Субъект познания
  2.  Объект познания 
  3.  Предмет познания

 Под субъектом познания понимается главным образом человекиндивид, испытывающий познавательный интерес к миру в целом или его отдельных явлений. Давно идут споры о том, что  или кто кроме человека может выступать в роли субъекта познания. К таковому нередко призывают относить:

  •  высших животных, 
  •  Различные технические устройства (и прежде всегокомпьютер и компьютерные системы)

  Однако, исследования показывают, что ни те и ни другие не способны выступать в качестве самостоятельных субъектов познания, т.к. 

  1.  Животные имеют лишь предпосылки мышления. Их поведение и действия ограничены генетическими программами (инстинктами)
  2.  Технические устройства (компьютер и др.) могут использоваться лишь в качестве средств познания у субъектов познания

  Субъект познания неразрывно связан с объектом познанияэто тот или иной фрагмент, часть окружающего мира, на который направлен познавательный интерес субъекта познания. В структуре познания принято выделять предмет познанияконкретное содержание объекта познания, которое изучает субъект познания. Для того, чтобы процесс познания состоялся необходимо присутствие и субъекта и объекта познания.  Процесс познанияпредставляет собой безусловно духовный процесс, но вместе с тем он носит черты и материального процесса, т.к. для воспроизводства осмысления и усвоения знаний о мире требуется определенные физиологические и физические усилия.

. Важную роль в процессе познания играет практика. Под практикой понимается  определенная материальная деятельность, направленная на преобразование и изменение мира, либо его отдельных  фрагментов. Для практики характерны следующие свойства:

  •  Материальный характер
  •  Сознательный характер
  •  Целенаправленный характер

  Практика в процессе познания выполняет три основных функции:

  1.  Практикаэто основа познания, т.к. человек познает мир благодаря практике, практической деятельности
  2.  Практикаэто цель познания, т.к. человек познает мир с целью преобразования или внесения в него изменений
  3.  Практикаэто критерий истинности знаний, т.е. средство проверки (только практика способна определить истинность недостоверности знаний).

. Целью всякого познания (научного, обыденного и др.) является получение знаний о мире. Знаниеэто проверенный практикой и оформленный логикой результат процесса познания (оформленный логикой, т.е. оформленной в виде понятий, терминов, определений  и т.д.) Знание о мире разнородно, потому принято выделять различные типы знания:

  •  По истинности, достоверности (достоверныеистинные, недостоверныенеистинные)
  •  По уровню научности: научное и обыденное (обыденное знание  - это знание, возникающее в сознании людей в процессе их житейской, обыденной практики)
  •  По широте познания и его глубине: фундаментальные (знания основ и причин развития явлений в мире) и прикладные (эмпирическое знание)
  •  По сферам деятельности: политическое, правовое, религиозное, художественное
  •  По степени присутствия теории: теоретические и практические

 Важным вопросом проблемы знание выступает вопрос о соотношении знания и информации. Часто эти понятия и явления отождествляют, это не совсем верно. Под информацией принято понимать определенную совокупность сигналов (отражений) (зрительных, звуковых, осязательных и др.), идущих из окружающего мира к познающему субъекту. К человеку как субъекту познания непрерывно поступает масса информации, из которой он воспринимает лишь маленькую её часть. Отсюда, знание представляет собой лишь ту часть информации, которую человек сознательно воспринял и логически оформил. Отношение между знанием и информацией определяется следующей формулой: В основе всякого знания лежит информация, но не всякая информация становится знанием. 

. Процесс познания очень сложный процесс. Формулу познания человеком мира дал В.И. Ленин : «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практикетаков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Отсюда, выделяются два основных уровня познания мира:

  1.  Уровень чувственного познания
  2.  Уровень рационального познания (абстрактного мышления)

 Чувственное познаниепознание мира посредством органов восприятия, органов чувств. Оно включает в себя 3 основные формы: 

  •  Ощущение
  •  Восприятие
  •  Представление

 Первичной основой наших знаний о мире выступают ощущенияэто отдельный чувственный образ того или иного предмета, явления (либо зрительный, осязательный т.д.) На основе ощущений оформляется восприятиецелостный чувственный образ предмета явления. Восприятие  предмета или явление создается на основе синтеза показаний органов чувств. 

Человек все время развивается, поэтому развиваются его органы чувств. По Марксу: «Человеческие пять чувств есть результат всей истории человечества». Органы наших чувств постоянно усложняются, усложняя и наше восприятие предметов мира. благодаря восприятию оформляется представлениеобраз предмета, существа, который когда-то воспринимался нашими органами чувств и который в данный момент отсутствует перед нами. Представление в сознание человека поступает двумя путями:

  1.  Прямо, непосредственно, т.е. в результате прямого контакта с воспринимаемым предметом
  2.  Опосредованно 

 Более 80% представлений о мире человек формирует как опосредованно (через СМИ, книги, фильмы)

  1.    5. Рациональное познание -  более высокий (чем чувственный) уровень познанияэто познание мира посредством ума, разума, рассудка. Формы рационального познания (абстрактного мышления):
  •  Понятие –форма мышления, в которой отображается наиболее общие, существовавшие повторяющиеся свойства и качества однородных предметов, явлений. На уровне языка  понятие выступает в виде отдельных слов , реже отдельных словосочетаний
  •  Суждение –формируется на основе понятия, сужденияформа мышления, в которой что-либо утверждается, либо отрицается. На уровне языка суждение выступает в виде простых  предложений.
  •  Умозаключение –благодаря суждению, умозаключениеформа мышления, в которой на основе двух или более суждений оформляется вывод, заключение. На уровне языка умозаключение выступает в виде сложных предложений.

 Для того, чтобы умозаключение было истинным , необходимо, чтобы и суждения были истинными. В процессе познания переход от одной формы к другой происходит мгновенно, либо этот процесс превращается в длительный. 

. Цель познания человеком мира является достижение истины. Истина -  достоверное знание о мире или его отдельных явлениях. Принято выделять 3 типа истины:

  1.  Относительная, в своей жизни человек как субъект познания имеет дело лишь с относительными истинами. Относительная истинаэто в целом верное, правильное знание о том или ином явлении, но которое нуждается в определенной конкретизации, дополнении и уточнении.
  2.  Абсолютная истинаполное, всестороннее знание о мире и его отдельных явлениях. Абсолютная истина равна определенной сумме относительных истин. Отсюда относительная истинаорганическая часть абсолютной истины, а последняяцель всякой относительной истины
  3.  Объективная, объективная истинаполное достоверное знание о предмете явлений, в которой отсутствуют человеческие оценки  и отношение. Это знание о предмете, адекватное самому предмету. 

 Объективной истиной может быть и относительная истина. Абсолютной истиной должна быть только объективная истина.

Научное познание

1. Научное познание и его особенности

2. Понятие науки, основные подходы

3. Генезис науки

4. Классификация наук

5. Принципы и методы научного познания

6. Функции науки

 1. Доминирующим сегодня видом познания мира выступает научное познание. Доминирующая его роль в познании мира определяется тем, что современное человечество опирается в поисках истин о мире на научные сведения и факты. Под научным познанием понимают такой вид познания мира, который основан на использовании научных методов и строго проверенных в ходе опытов, экспериментов, фактов. Научное познание качественно отличается от других разновидностей познания мира (обыденного, мифологического, религиозного). От них научное познание отличается:

  •  ориентацией на научные факты (фактунозначает буквально сделанное, совершенное). Фактпроверенный практикой, оформленный логикой, результат научного познания.
  •  теоретическим характером своих выводов и заключений
  •  использованием специального языка в виде понятий, терминов, определений, категорий
  •  использованием схем и моделей при изучении тех или иных явлений окружающего мира
  •  использованием различного специального оборудования и технических устройств
  •  наличием специального образования у людей, занимающихся научным познанием мира
  •  характером (идеальным) конечных продуктов научного познания мира
  •  тесной связью с техникой, формирующей феномен НТР

 В отличие от научного познания все остальные разновидности познания мира строятся:

  1.  на житейском опыте и практике, который человек формирует стихийно в процессе своей жизнедеятельности
  2.  на отсутствии системности и последовательности в изучении окружающего мира
  3.  на преобладании эмпирических знаний над теоретическими знаниями о мире
  4.  на отсутствии профессионализма в познание мира
  5.  на присутствии эмоционально-окрашенных знаний о мире, т.е. знаний, в которых присутствует оценка и отношение человека к познаваемым явлениям

  В целом научное познание качественно отличается от других видов познания мира.

. В ходе научного познания оформилась специальная сфера общественной жизни, называемой наукой. Не существует общепринятого определения науки. Выделяются следующие основные подходы к определению сущности науки:

  •  наукаодна из сфер жизни общества, ориентированная на воспроизводство, усвоение и трансляцию знаний о мире в обществе
  •  наука –одна из разновидностей познания человеком окружающего мира
  •  наука –одна из форм общественного сознания, существующая наряду с такими ФОС, как политика, право, мораль, искусство, религия, философия
  •  наука –одна из сфер духовного производства, существующая наряду с другимиискусством, моралью. Под духовным производством понимается воспроизводство духовных, идеальных, нематериальных  ценностей (идей, образов, гипотез, теорий, прогнозов, идеалов и т.д.)
  •  наукатеоретический вид познания мира, т.к. большая часть продуктов науки имеет теоретический идеальный характер

 В целом под наукой понимается и особая социальная сфера, и вид духовного производства , и ФОС.

. Первые научные знания возникли в эпоху античности ( в виде философских знаний). Начиная с эпохи античности наука прошла в своем развитии несколько основных этапов:

  1.  философский этап, длившийся с эпохи античности до эпохи Просвещения
  2.  эмпирический (прикладной) –с XVII-XVIII вв до середины XX века
  3.  синтетическийсо второй половины XX века

  Для философского этапа было характерно главным образом теоретическое осмысление окружающего мира, его отдельных явлений (экспериментов и опытов в этот период проводилось мало). В эмпирическом периоде научное познание было преимущественно экспериментальноопытным, причем в ущерб теории. И лишь со второй половины XX века в науке окончательно соединяются теория и практика, хотя в целом ряде наук, например, в социологии, синтез теории и практики произошел гораздо раньшена рубеже XIXXX вв (синтетический период). 

В строгом смысле наука оформляется лишь в эпоху Просвещения. Слово «ученый» появляется лишь в XIX веке. Тогда же появляются и первые историки науки.

. По разным подсчетам в мире насчитывается от 4,5 тыс. до 10 тыс. и более наук. Все науки принято распределять в одну из трех групп:

  •  социально-гуманитарные (изучающие проблемы общества и человека)
  •  естественные науки (изучающие явления естественной природы)
  •  технические науки (изучающие мир техники)

 Кроме того, существующие науки принято разделять на 2 группы:

  1.  классические наукинауки, возникшие и оформившиеся до XX в.
  2.  постклассические наукинауки, возникшие в XX веке.

  Науки образуются двумя путями:

  •  путем дифференциации: из старой, давно существующей науки выделяется часть знаний, которая со временем оформляется в самостоятельную научную дисциплину.
  •  путем научной интеграции: в процессе междисциплинарных исследований формируется новая наука.

. Наука изучает окружающий мир с помощью целой совокупности научных методов. Метод наукисредство, путь, способ познания объекта науки. Все существующие научные методы можно разделить на несколько групп:

  •  общенаучные принципы
  •  общенаучные методы
  •  конкретные методы
  •  эмпирические (прикладные) методы

  Общенаучные принципы:

  1.  принцип историзма, утверждающий, что всякое явление в мире имеет собственную «биографию» (историю своего развития)
  2.  принцип всесторонности (комплексности), утверждающий, что объект должен изучаться всесторонне, в комплексе своих свойств и качеств
  3.  принцип объективности, утверждающий, что изучение объекта науки должно осуществляться независимо от нашего отношения к ним, наших установок и чувств.
  4.   принцип детерминизма, утверждающий, что изучаемое явление с необходимостью имеет причины своего возникновения и в свою очередь выступает причиной других явлений.

  Общенаучные методыметоды, используемые всеми или большинством наук. К ним относят следующие:

  1.  анализмысленное или реальное расчленение изучаемого объекта на составляющие его элементы, части.
  2.  синтезмысленное или реальное соединение явлений, элементов, частей изучаемого объекта.
  3.  индукция метод восхождения от единичных явлений и свойств к общим.
  4.  дедукция метод восхождения от общего к единичному.
  5.  абстрагирование мысленное или реальное отвлечение в ходе исследование объекта от его второстепенных свойств, качеств.
  6.  обобщение метод оформления выводов, умозаключений о свойствах и качествах изучаемого объекта.
  7.  гипотеза метод научного прогнозирования о будущем состоянии изучаемого объекта (и о прошлом  его состоянии)

Конкретные методы методы, используемые отдельными конкретными науками (психологические, исторические, политологические, культурологические идр.).

Эмпирические (прикладные) методыметоды изучения объекта с помощью экспериментов, опытов (методы опроса (интервью, анкетирование), обработки документов, наблюдения). 

. Наука выполняет целый ряд социально-значимых функцийэто функции:

  •  описаниянаука описывает важнейшие события и качества изучаемых явлений
  •  объяснениянаука объясняет законы, закономерности, процессы, связанные с изучаемыми объектами
  •  прогнозированиянаука формирует прогнозы будущего состояния, особенности развития изучаемых явлений
  •  образовательнаянаука представляет собой основу образования человека
  •  ценностнаянаука формирует знания о ценностях изучаемого объекта. 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.

  1.  Объект и предмет философии.
  2.  Философия как тип мировоззрения, отличный от мифологии и религии.
  3.  Структура философского знания.
  4.  Специфика философского знания.
  5.  Основной вопрос философии.
  6.  Функции философии.
  7.  Понятие историко-философского процесса, его периодизация.
  8.  Особенности философии Древнего Востока.
  9.  Античная философия: периодизация, основные школы.
  10.  Основные идеи и периодизация средневековой философии.
  11.  Философия эпохи Возрождения.
  12.  Основные особенности философии Нового времени.
  13.  Основные идеи и периодизации русской философии 19в. - начала 20 в.
  14.  Основные особенности современной философии.
  15.  Онтология как философская наука, ее предмет.
  16.  Проблема бытия в истории философии.
  17.  Проблема субстанции в истории философии.
  18.  Философские представления о материи.
  19.  Естественнонаучные представления о строении материального мира.
  20.  Основные свойства материи.
  21.  Пространство и время как формы существования материальных явлений.
  22.  Философское понимание мира и его единства.
  23.  Основные значения понятия «диалектика».
  24.  Диалектика как учение о развитии и связях бытия и как искусство творческого спора.
  25.  Идея развития как проблема диалектики.
  26.  Идея связи в диалектике.
  27.  Сознание как объект науки.
  28.  Проблема сознания в истории философии.
  29.  Понятие отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности.
  30.  Основные подходы к определению сущности сознания.
  31.   Сознание и язык.
  32.  Природа познания. Субъект и объект познания.
  33.  Практика и ее роль в познании действительности.
  34.  Понятие знания, его типы. Знание и информация.
  35.  Чувственное познание и его формы.
  36.  Рациональное познание и его формы.
  37.  Проблема истины, ее типы.
  38.  Научное и обыденное познание.
  39.  Научное познание: специфика, функции.
  40.  Особенности генезиса науки.
  41.  Основные методы научного познания.
  42.  Специфика социального познания.
  43.  Основные подходы к определению сущности общества.
  44.  Социальная структура общества.
  45.  Общество и социальная общность.
  46.  Основные сферы жизни общества.
  47.  Источники и движущие силы общественного развития.
  48.  Эволюционная и революционная формы общественного развития.
  49.  Формационная и цивилизационная концепции исторического процесса.
  50.  Общественное и индивидуальное сознание.
  51.  Структура общественного сознания.
  52.  Общественная психология и идеология.
  53.  Формы общественного сознания.
  54.  Личность и общество, их диалектика.
  55.  Проблема человека  в истории философской мысли.
  56.  Человек как единство природно-биологического и социального начал.
  57.  Понятие культуры: сущность, виды, функции.
  58.  Культура и цивилизация.
  59.  Типология культур. Культура Запада и Востока.
  60.  Самобытность и своеобразие русской и российской культур.




1. Тема 4 Организационные формы таможеннотарифного регулирования
2. Создание научных основ обеззараживания и очистки воды на основе нанотехнологии
3. Врач сестра больной описывает 6 типов медсестер по характеристике их деятельности
4. Сущность и значение системы счетов и двойной записи
5. Техника перевоплощения1
6. технические экологические и информационные факторы
7. Курсовая работа- Сумісна діяльність психолога та логопеда при роботі з дітьми логопедичних груп
8. ЮНОСТЬ с 09012014 по 30
9. Европейский суд по правам человека процессы Contra Russia
10. Пояснительная запискаРуководительк
11. Проектирование привода ленточного конвейера
12. М-н контрактное право ~ подотрасль МЧП регулирующая порядок заключения действительность исполнение сод
13.  Опыт показывающий эквивалентность количества тепла образующегося в теплоизолированной камере с животным
14.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ~ ЗАВИСИМОСТИ6 1
15. Трансформация отчетности в соответствии с МСФО
16. Разорванное кольцо
17. Бухгалтерський облік матеріальних оборотних активів підприємства
18. Реформування адміністративно-територіального устрою в Україні
19. Эффективность программ социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной Войны на современном этапе
20. 5600452 домашний 812 4976346