Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

заречье место переправы известен по многим средневековым сочинениям арабских и персидских а позднее и тю

Работа добавлена на сайт samzan.net:


СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ ГОРОД ФАРАБ ? *

В.Н. Настич, В.К. Шуховцов

Топоним Фараб или Бараб (обе формы отражают арабскую графическую передачу и восходят к Параб согдийского происхождения со значением «заречье, место переправы») известен по многим средневековым сочинениям арабских и персидских (а позднее и тюркских) географов и историков, начиная от ат-Табари (кон. VIII – перв. четв. X в.) и вплоть до позднего средневековья, а также по надписям на монетах X-XIII вв. Большинство нарративных источников содержат определенные указания на то, что так называлась небольшая область или округ (нахийа, рустак, вилайат и т.п.) в среднем течении Сырдарьи. Главным городом округа Параб в X в. источники называют город Кедер; впоследствии, с начала XIII в., эта область известна по названию крупнейшего города — Отрар, зафиксированному еще в IX в. (ат-Табари, в форме Отрарбанд / Турарбанд, и ал-Азраки) наряду с Фараб / Бараб.

Однако в некоторых источниках (Ибн Хордадбех, ал-Мукаддаси, ал-Идриси, ас-Самани, Йакут и др.) Параб упоминается так, что его можно, казалось бы, без особых сомнений принять за название города. Данные этих источников позволили В.В. Бартольду высказать предположение о том, что главный город Параба действительно какое-то время (примерно в XIXII вв.) носил название округа. В современных работах по истории и археологии Южного Казахстана эта версия повторяется уже безоговорочно.

Более внимательное рассмотрение имеющихся данных заставляет усомниться в бесспорности такой атрибуции.

Прежде всего, даже при самом пристальном прочтении источников мы никогда не можем быть уверены в том, что же имеется в виду в каждом конкретном случае — область или город. Дело в том, что в любом из трех основных языков, на которых написаны средневековые источники по истории и исторической географии Средней Азии и Южного Казахстана, грамматические отношения между определением и определяемым выражаются так называемым status constructus (араб.–перс. изафет), где топоним служит косвенным дополнением в формальном генитиве. Поэтому, например, фразу Ибн Хордадбеха (ок. 820 ок. 912) «... а в городе Фарабе (подчеркнуто нами. — В.Н.) находятся отряды мусульман и тюрок-карлуков» можно с таким же основанием понимать и переводить как ''в городе Фараба», т.е. в [главном] городе [области] Фараб». Впрочем, столь же справедливо и vice versa: «область Параб» может быть понято как «область [главного города] Параба».

Та же конструкция применяется и при наименовании других топографических объектов: «горы Ферганы» (что можно понимать как «горы [с названием] Фергана»), «река Шаша» (или «река Шаш») и т.п. В последнем случае мы, безусловно, имеем дело с названиями областей, поскольку «река Шаша», «река Ходженда», «река Параба» и т.д. — это одна и та же Сырдарья (Яксарт, Сейхун), различные участки которой в разное время имели свои наименования в зависимости от того, по территории какой области они проходили. Однако лингвистически при переводе на русский язык оба варианта абсолютно равноправны; это положение распространяется на все без исключения арабо-, персо- и тюркоязычные источники.

Пожалуй, единственным из всех известных нам средневековых авторов, кто писал о Парабе определенно как о городе, противопоставляя его Кедеру, был ал-Мукаддаси (втор. пол. X в.). Но, как указал еще В.В. Бартольд, Кедер у него упоминается как «новый город» по сравнению с Парабом; между тем, по всем остальным данным, включая сведения старших современников ал-Мукаддаси (ал-Истахри, Ибн Хаукал), Кедер должен быть древнее предполагаемого Параба. Похоже, что ал-Мукаддаси в данном вопросе оказался под прямым влиянием Ибн Хордадбеха, географическим трудом которого он, по словам И.Ю. Крачковского, «усиленно пользовался» при составлении своего компендиума: узнав о Кедере как о столице Параба, он не счел возможным оставить без внимания и более раннее свидетельство Ибн Хордадбеха о «городе Фарабе», рассмотренное нами выше.

Город Фараб, показанный на карте ал-Идриси (XII в.), вызывает сомнения хотя бы потому, что он неточно локализован (южнее Весиджа и даже Субаникета и гораздо ближе к столице Шаша — Бинкету, чем Испиджаб). Уже одно это говорит о том, что ал-Идриси имел весьма приблизительные представления об областях к северу от Шаша, и данные его карты всецело зависят от других источников, о неоднозначности которых в вопросе «область – город» мы уже говорили. Что же касается ас-Самани (1113–1167) и Йакута (ок. 11791229), говорящих об одном и том же Парабе — «городе (бал[а]да) выше Шаша, поблизости от Баласагуна», то они явно имеют в виду другой Фараб — очевидно, один из малоизвестных ферганских городков, о котором писали в X в. ал-Истахри и Ибн Хаукал.

Попытка рассмотреть проблему с помощью других источников, помимо нарративных, также не дает однозначного решения. В частности, надписи на монетах саманидского чекана Параба (перв. четв. X в.), на первой взгляд, устраняющие всякие сомнения (казалось бы, ясно: монетный двор Параба должен находиться в городе Парабе), на деле свидетельствуют скорее в пользу областной атрибуции топонима: все известные монеты «соседних» выпусков IVнач. X в. отражают именно названия областей, отличных от имен их главных городов (Шаш, Илак, Усрушана, Фергана) или же совпадающих с ними (Испиджаб, Тараз, Ходженд и др.). Впрочем, по поводу Испиджаба тоже можно высказать аналогичное сомнение: по Махмуду Кашгарскому, а также из надписи на намогильном кирпиче из Караспана (на р. Арысь, между Испиджабом и Отраром) известно, что другое название города Испиджаба — Сайрам бытовало уже в XIXII вв.

Позднекараханидские дирхемы втор. пол. XIIнач. XIII в. тоже несут на себе название Параб. Строго говоря, и в этом случае может подразумеваться как область, так и город: в соседнем Шаше, например, монета чеканится с обозначением города Бенакета; Уэгенд и Маргинан — города в Фергане; Самарканд, Бухара, Кашгар и др. — одновременно названия и областей, и их главных городов. Очевидно, здесь мы сталкиваемся с малоизученными особенностями удельного феодального чекана при Караханидах.

А вот монеты хорезмшаха Мухаммада б. Текеша, битые в Отраре, для нас действительно загадка: на медных дирхемах 607/1210-11 г. стоит Параб, а в его же чекане 613614/1216–18 гг. — Утрар, перед которым помещено слово балад (означает «город», а также «страна, область»; по отношению к бал[а]да является собирательным). Не кроется ли за этим фактом стремление завоевателя подчеркнуть в монетах, что он овладел не просто областью Параб, а именно ее городами во главе со столицей — Отраром?

При Чагатаидах в посл. четв. XIII в. одновременно выпускались монеты с обозначением Фараба и Отрара (699/1299-1300 г.), а также области Шаша и ее городов Бинкета и Ташкента; области Кенджде (главный город которой, никогда не упоминавшийся на монетах, очевидно, тот же Субаникет, что и в домонгольское время) и области с городом Тараз.

На фоне всего изложенного весьма спорным представляется тот якобы имевший место факт, что название Отрар вдруг (?) исчезло где-то на рубеже IXX веков и потом так же внезапно «воскресло» в начале XIII в. Учитывая достаточную консервативность восточной топонимики вообще и среднеазиатско-туркестанской в частности, гораздо более вероятно, что топоним Отрар никогда не переставал существовать; просто в течение некоторого времени мусульманские географы и историки либо упускали сам город из поля своего зрения, либо упоминали его вместе с областью и по ее названию.

Наконец, еще одним (хотя и косвенным) свидетельством того, что Параб — название области, служит нисба знаменитого ученого Абу Насра Мухаммада ал-Фараби (870950), который был родом из города Весиджа — одного из городов Парабского округа. Следовательно, эта нисба образована не от городского, а именно от областного наименования.

Другими словами, контаминация в топониме Параб названий области и ее главного города ни в одном из рассмотренных свидетельств источников не представляется нам бесспорной. Напротив, все данные, позволяющие трактовать Параб именно и только как округ, главный город которого носил в разное время другие названия (Кедер, потом Отрар), в свете изложенных соображений выглядят вполне состоятельными. Не отрицая в принципе тезиса о том, что в какой-то период Отрар мог называться Парабом, все же заметим, что если это и имело место, то скорее всего не как название собственно города, а лишь в трактовке авторов географических сочинений, мысливших грамматическими категориями своих языков, о чем мы подчас забываем при переводе их на русский.

В целом же проблема, безусловно, стоит гораздо шире — что такое среднеазиатский феодальный город вообще, как его воспринимали современники, и что мы сейчас понимаем под средневековым городом (номенклатура, размеры, топография, состав населения, наличие тех или иных хозяйственных и социальных компонентов и т.д.).

_______________

* Статья опубликована в сб.: Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. Алма-Ата, 1980, с. 107-112.




1. Процессы жизненного цикла программных средств и их классификация Общие сведения
2.  Расчет годовой программы запуска деталей в производство и определение типа производства табличным методом
3. Реферат- Место и роль малого бизнеса в системе рыночных отношений
4. тема государственного управления в АПК
5. Предметом гражданского права являются имущественные отношения а также связанные с имущественными личны
6. Topics- Lnguges; British Mss Medi
7. Итальянский неореализм
8. Наличие предмета исследования изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего
9. Курсовая работа- Фауна гідробіонтів озера Сірче
10. ний час Дата прийняття завдання підпис Дата виконання завдання підпис Дата п
11. Метаболизм
12. Решение задач по дисциплине страхование
13. На тему- Анализ ликвидности баланса предприятия Выполнил- Дженалиев Улан Биа 206 Пров
14. Субъект и объект сущность и возможности познания
15. Утверждено Согласова
16. 1Коробки- качаем грудную клетку
17. Вещи и классификация вещей в римском праве
18. Сложное предложение с сочинительными и подчинительными союзами в английском языке
19. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта
20. темперамент Исходной предпосылкой теории темперамента являлось описание признаков по которым можно бы