Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………..1 - 2
1. Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции…………………………2 - 4
2. Особенности организации нравственного воспитания школьников..5 9
3.Виды обрядов, ритуалов, традиций и их роль в нравственном воспитании.
3.1 Виды обрядов, ритуалов, традиций………………………………….10 - 11
3.2 Необходимость духовного и нравственного воспитания…………..11 - 13
1
Введение
Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.
Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт. Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость без изменений и символичность.
В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.
Цель работы: выявить эффективность использования народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
2. Выявить особенности воспитания детей .
3. Изучить Русские народные обряды, ритуалы, традиции и определить их необходимость духовного и нравственного воспитания .
2
1. Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции
Мы видим, что стремлением людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. Такие события, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие и др. являются переломными моментами в жизни людей, меняющими их отношения с окружающими, дающими им новые права и предъявляющими новые требования. И вполне объяснимо стремление людей празднично отметить эти события торжественными, запоминающимися обрядами, которые переходят из поколения в поколение в определенной устоявшейся, закрепленной форме и выражают внутренний смысл, содержание данного события.
Обрядность - составная часть культуры, отражающая духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений и чаяний.
Историческая смена общественных формаций, жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает влияние и на развитие праздников и обрядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции. Отмирают одни обряды, вступающие в противоречие с мировоззрением людей, трансформируются другие, в которых новое содержание вкладывается в прежние формы, и, наконец, рождаются новые обряды, отвечающие потребностям и требованиям новой эпохи.
Что же заключается в понятии "обряд"? В чем его сущность? Почему во все времена, начиная с первобытнообщинного строя, люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события своей жизни?
Термин "обряд" происходит от глагола "обрядить", "обряжать" - украшать. Обряд является своего рода перерывом в обыденной жизни, ярким пятном на фоне повседневности. Он обладает удивительным свойством воздействовать на эмоциональный мир человека и одновременно вызывать у всех присутствующих сходное эмоциональное состояние,
3
способствующее утверждению в сознании той основной идеи, ради которой он совершается.
Первые элементы обрядности возникли задолго до появления христианской религии из потребностей людей в торжественно-радостные и торжественно-скорбные моменты жизни собираться вместе и определенным образом выражать охватившие их чувства. В этом состоит социально-психологическая природа обрядности.
В каждый обряд вкладывается свое содержание, но он всегда представляет собой условное действие, цель которого - выразить в символической форме конкретные представления и определенные социальные идеи. Обряды отражают многообразные связи и взаимоотношения людей в обществе. "Это символическое и эстетическое выражение (и проявление) коллективных связей общества, коллективной сущности человека, связей, не только соединяющих человека с современниками, но и объединяющих его с предками. Обряд создается как выражение духа, привычек, традиций, уклада жизни общества", в нем получает отражение реальная жизнь человека, его связи и отношения с обществом, с окружающими людьми.
Обряд является одним из способов существования традиций.
Традиция - более широкое общественное явление, особая форма закрепления общественных отношений, выражающаяся в устойчивых и наиболее общих действиях и нормах общественного поведения, передаваемых из поколения в поколение. Содержание традиций определяется породившими их общественными отношениями, и потому традиции - продукт определенных исторических условий.
Традиции как прочно установившиеся, ставшие привычными представления людей, рождаются в ответ на запросы жизни и существуют до тех пор, пока отвечают нуждам той или иной группы людей. Традиции являются одним из могучих средств воздействия на человека. Развитие общества идет от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему, поэтому в обществе, с одной стороны, всегда живут традиции, в которых сконцентрирован опыт ушедших поколений, с другой - рождаются новые традиции, концентрирующие опыт сегодняшнего дня, соответствующие новому мировоззрению.
4
Изменение жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает свое влияние и на развитие праздников и обрядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции, модифицируется, изменяется.
Между традициями, обычаями и обрядами много общего: все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом, причем эта передача происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий.
Традиции охватывают более широкий круг явлений, чем праздники и обряды. Они встречаются во всех сферах общественной жизни.
Таким образом, мы остановимся на следующих определениях основных используемых понятий.
Традиция - общественное явление, которое отражает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения, особая форма общественных отношении, выражающихся в общих действиях и сохраняемых силой общественного мнения.
Обряд - общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действии, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.
Ритуал - порядок совершения обряда, последовательность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.
Эти понятия в обыденной жизни имеют тенденцию к расширению их объемов и довольно часто подменяются одно другим. Тем не менее их разведение и определение содержания от более широкого к более узкому представляется нам правомерным, так как позволяет свободно оперировать ими в ходе наших рассуждений и отличать одно от другого.
5
2.Особенности организации нравственного воспитания школьников
Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Школьник входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого у него необходимо сформировать прочные убеждения, высокую мораль, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
По мнению Т.И. Пониманской социальные условия определяют содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности [21]. Содержание нравственного воспитания объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду, школе, производству, вузу. В основе содержание воспитания остается в нашем обществе неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающего мира.
Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать также, что, конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.
Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти
6
исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.
Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности; Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.
Как утверждала С.А. Козлова содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др. [11].
Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Патриотизм порождает любовь к труду, трудовой процесс влечет за собой коллективизм. Последний вытекает из чувства любви к своему народу. Нравственное сознание определяется условиями материальной жизни общества, общественный бытием и находит отражение в сознании человека в форме нравственных понятий и суждений, которые регулируют отношения людей друг к другу и к обществу.
Первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.
Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни.
7
Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.
По словам С.А. Козловой нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни дошкольников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий [11].
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно-чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул -поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.
Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.
Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниям и инстинктивными импульсами.
8
Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.
По мнению В.Г. Нечаевой у дошкольника должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества [18].
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Основным средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.
9
Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведении.
В целом выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
10
3.Виды обрядов, ритуалов, традиций и их роль в нравственном воспитании.
3.1 Виды обрядов, ритуалов, традиций.
Обряд крещения
В наше время после рождения ребенка многие родители призадумываются о его крещении. Кто-то не желает нарушать традиции и боится примет, у некоторых это желание продиктовано лишь данью моде, кое-кто прислушивается к советам умудренных жизнью родственников и только верующие искренне хотят причастить к церкви новорожденного.
Интересный ритуал погружения ребенка в воду
Погружение ребенка в воду (или, по меньшей мере, обрызгивание) было позаимствовано у различных народов. Учёные- этнографы приписывают это к отголоскам древнейших ритуалов присовокупления вновь рожденного человека к Космосу. Чтобы дитя было крепким, хорошо развивалось и росло, новорожденного торжественно выносил глава семейства отец и «представлял» его всем Божествам Вселенной. Сначала он показывал младенца самым главным Богам небес Сварогу, Огню очага и восходящему Солнцу Яриле, растущему Месяцу Семарглу. Он прикладывал малыша к Богине Макоше Земле-Матери и, наконец, если было тепло, окунал в любой водоем, находившийся поблизости, слегка обрызгивал, если было холодно. Следственно, теперь малыш был под покровительством основных Божеств Вселенной.
Традиции русского народа свадьба
В древности любая личность воспринимала себя, прежде всего, членом конкретного рода. Сыновья принадлежали к роду отца и матери, а вот дочери, в замужестве, покидали свой род и причислялись к чужому роду мужа.
Отсюда и пошли свадебные традиции, и возникла повышенная забота к невесте, которую мы и в наше время созерцаем на свадьбах, и обычай переходить на фамилию мужа. Ведь фамилия расценивается как символ рода. Отсюда и переживший все века обычай величать родителей супруга «мамой» и «папой». Традиционные обряды русской свадьбы состояли из
11
Сватовства и Смотрин, Сговора и Предсвадебной недели, Девичника и Мальчишника, «Встреч», «Сборов свадебного поезда», «Венчания»,
«Княжеского стола». Во второй день проводилось «Испытание молодой», уже в доме новоявленного мужа, а в третий «Отводины» в доме бывшей невесты.
Традиции русского застолья
Именно у русского застолья с его золотыми правилами гостеприимства существуют долгая история и богатые традиции. Подготовка к принятию гостей начиналась заблаговременно. Наводился блеск не только во всем доме, но и во дворе. Из сундуков вынимали праздничные скатерти, показную посуду, помпезные полотенца. Хозяин дома приглашал гостей на пиршество, а хозяйка была одновременно организатором и исполнителем этого ответственного мероприятия. Она выходила к пришедшим гостям празднично одетая, радушно кланялась в пояс и любезно приветствовала их. Приглашённые отвешивали ей земной поклон и переходили к церемонии целования, почтив хозяйку поцелуями, по нормам традиционного этикета руки у них были за спиной. После очередного поклона принимали из её рук чарку спиртного. Лишь только хозяюшка подходила к столу, все рассаживались и приступали к трапезе. Хозяин резал и передавал каждому из гостей кусок хлеба с солью. Вот где начало сегодняшних хлебосольных традиций.
3.2 Необходимость духовного и нравственного воспитания.
Исторически в определённой географической и социально-экономической среде, у различных народов сформировались свойственные им национальные особенности, такие как язык, психология, национальные традиции, обряды, ритуалы, фольклор, прогрессивные из которых должны сохраняться, совершенствоваться и передаваться последующим поколениям.
Позитивных гуманистических общечеловеческих ценностей у всех народов больше, чем негативных. Каждый отдельно взятый народ вносит самобытную лепту в мировую цивилизацию и имеет свою нишу в сфере человеческих отношений. На протяжении всей жизни любого народа складываются определённые воспитательные традиции, формируется
12
своеобразная, цельная система воспитания подрастающего поколения. Народные массы, трудящиеся всегда были носителями самого передового, творцами самого замечательного, самого великого. У каждого народа воспитание проходит в соответствии с особенностями национальной психологии и народной культуры.
Воспитание - всеобщая функция человечества. Оно является вечной категорией. «Вечно только прошлое. Незнание прошлого приводит к непониманию настоящего», - говорил Конфуций. Каждый народ, так или иначе, несёт в себе историю человечества, в том числе и историю воспитания [1, с. 88].
Справедливо отмечает академик Г.И.Волков: «Чтобы понять народ, надо узнать его многовековую традиционную культуру воспитания. Без любви к своей земле, к своему роду, племени, племенному союзу, без гордости за историческое прошлое народы не сумели бы сохранить свою этническую самостоятельность».[5, с. 41]
В результате эволюции и этногенеза, т.е. закономерного естествнно-исторического развития в определённой географической и социально-экономической среде, у различных народов сформировались свойственные им национальные особенности, такие как язык, психология, национальные традиции, обряды, ритуалы, фольклор, прогрессивные из которых должны сохраняться, совершенствоваться и передаваться последующим поколениям.
Основы народной морали, закреплённые в традициях и обычаях, фольклоре, этноэтике, постоянно служили содержанием и программой нравственного воспитания. Нравственные черты русского народа складывались веками. Важно не растерять то действительно ценное из опыта поколений, что не потеряло своей ценности для воспитания подрастающего поколения. В воспитании современного подрастающего поколения невозможно обойтись без обращения к опыту народа, так как общественное сознание, взгляды, убеждения людей формируются не только социально-экономическими условиями тех понятий и идей, которые выработаны человечеством сравнительно недавно [32, с. 157].
Народные прогрессивные традиции и обычаи занимают особое место в числе постоянно действующих факторов на формирование личности. Они аккумулируют богатый нравственный опыт народа, осуществляют преемственность его духовной культуры, являются важнейшими компонентами окружающей социально-экономической среды.
13
Нравственные традиции народов представляют собой обширнейшую совокупность знаний, вбирающих в себя сведения, накопленные трудящимися и имеющие большое значение в воспитании детей. В соответствии со своими педагогическими представлениями все свои знания и умения, обычаи и традиции, возникающие ситуации и обстоятельства народы стремились и стремятся разумно использовать в деле воспитания.
Любовь к родине - одна из главных черт совершенной личности у всех народов, но любовь к родине вбирает в себя и любовь к близким, к земле, где
покоятся предки, своей маленькой родине, где человек родился и живёт. С колыбельной песни и народной сказки, с игрушек народных мастеров и первой школьной беседы о Родине начинает формироваться наше представление о прошлом и настоящем. Под влиянием всех этих факторов формируется человек, способный гордиться своей матерью, отцом, народом, Родиной, верить в свое Отечество, защищать его. «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе, - писал выдающийся академик Д.С.Лихачев. - Она постоянно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу и к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».[15, с. 159]
С любовью к родине, родному очагу, с национальным патриотизмом тесно связано воспитание национального достоинства, имевшего глубокие корни в человеке, нередко составляя фундамент нравственного совершенствования личности.