Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Теория игр и экономическое моделирование 2010 год Время выполнения- 2 часа 50 минут.

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

PAGE   \* MERGEFORMAT 7

Экзаменационная работа по курсу с решениями задач.

«Теория игр и экономическое моделирование», 2010 год

Время выполнения: 2 часа 50 минут.

Задача 1. Два соседа решают, сколько времени потратить на реконструкцию их общей дороги.  Если сосед 1 потратит  времени, а сосед 2 – , то качество дороги будет оцениваться величиной .  Затраты соседа 1 оцениваются величиной , а соседа 2 – величиной , где . Сосед 2 знает , а сосед 1 не знает , но полагает, что с вероятностью  величина  равна 0.5, а с вероятностью  величина  равна 1.

а) Сформулируйте соответствующую байесовскую игру.

, где .

б) Найдите РБН в этой игре, как функцию от параметра .

Стратегии: у игрока 1 стратегии , у игрока 2 стратегии .

Нужно найти  из условий наилучшего ответа игрока 1 и двух типов игрока 2.

Для игрока 2 типа 0.5 найдем максимум функции по :

. Значит, .

Для игрока 2 типа 1 найдем максимум функции по :

. Значит, .

Для игрока 1 найдем наилучший ответ на смешанную стратегию:  с вероятностью ,  с вероятностью . В силу линейности  по  удобно ввести средний вклад игрока 2:  .

Для игрока 1 найдем максимум ожидаемого выигрыша как максимум функции по :

Значит, .

Поскольку  , то

,, .

в) Сравните численно случаи .

При  получаем  Симметричный случай с полной информацией.

При  получаем  Асимметричный случай с полной информацией: более эффективный сосед больше работает.

При  получаем игру с неполной информацией и РБН, равным . Интерпретация ясна: .

Прочите начало лекции 10 (стр. 123-125). Там разбирается полностью аналогичная задача. Увы… Я думал, ее решат почти все.

Задача 2. Рассмотрим конкуренцию двух фирм, производящих программное обеспечение, которые продают операционные системы (OS) для персональных компьютеров (PC). Каждая из двух фирм  предлагает «взятку»  в виде контракта производителю PC. Будем считать, что производитель соглашается на большую из взяток  и , а меньшую взятку отвергает. При равенстве взяток выбор фирмы определяется бросанием симметричной монеты.

Отвергнутая фирма получает выигрыш 0. Победившая фирма  платит производителю PC . Производитель PC выпускает компьютер, совместимый только с программными продуктами фирмы , и фирма  становится монополистом на рынке с заданной обратной функцией спроса ,  где   – выпуск продукта, а – цена на рынке при выпуске .

Предельные затраты фирм  являются независимыми и равномерно распределенными случайными величинами из отрезка [0,1]. Это информация является общей для фирм. Каждая фирма  знает , но не знает реализацию .

а) Сколько продукции выпустит монополист программного обеспечения, и каков будет его выигрыш (прибыль без учета взятки)?

Найдем максимум ,

получим , .

б) Опишите байесовскую игру между производителями OS.

. Типы распределены равномерно и независимо друг от друга. Доход победителя , подавшего большую взятку, равен . Его выигрыш равен . Доход проигравшего равен 0.

в) Найдите симметричное равновесие Байеса-Нэша в этой игре для заданной формы стратегий: .

Заметим, что при  функция такого вида монотонно убывает от  до . Найдем вероятность победы игрока  при взятке , т.е. события , или . Если , то правая часть неравенства отрицательная, а левая – нет. Поэтому такую взятку давать нет смысла. При  вероятность победы равна

.

Тогда выигрыш будет равен . Для удобства максимизации возведем выигрыш в квадрат и умножим его на : .

Из условий 1-го порядка получаем: , или

Отсюда: , . В РБН .

г) Предположим, что спрос на РС пропорционален спросу на программное обеспечение. Выгодно ли производителю PC принимать максимальную взятку в долгосрочном плане? Обоснуйте свой вывод.

В РБН большую взятку дает фирма с меньшими затратами. У нее и монопольный выпуск больше, поэтому и спрос на PC будет больше. Так что, и сейчас взятка больше, и потом доходы у производителя PC будут больше.

Задача 3. Рассмотрим следующую игру.

а) Постройте нормальную форму для этой игры в развернутой форме и найдите в ней все равновесия Нэша.

Aa

1,1.2

2.6,1

Ad

1.6,1.2

2,1.6

Da

0.6,1.2

1.8,0.6

Dd

1.2,1.2

1.2,1.2

Ясно, что РН в чистых стратегиях нет. Ясно также, что у игрока 1 стратегия Ad строго доминирует стратегии Da и Dd. После их вычеркивания останется подматрица, в которой находится РН в смешанных стратегиях:

Aa

1,1.2

2.6,1

2/3

Ad

1.6,1.2

2,1.6

1/3

1/2

1/2

Итак, нашли РН в смешанных стратегиях:

 с выигрышами (1.8,1.2).

б) Найдите все СБР. Приведите полное доказательство.

Выигрыш игрока 2 при ходе : .

Выигрыш игрока 2 при ходе : .

Ход  лучше хода  при .

Перебираем стратегии игрока 1.

Aa. Тогда , а игрок 2 ответит ходом . Игроку 1 выгодно отклониться ходом d.

Ad. Тогда , а игрок 2 ответит ходом . Игроку 1 отклоняться выгодно ходом a.

Da. Тогда , а игрок 2 ответит ходом . Игроку 1 выгодно отклониться ходом d.

Dd. Вне равновесного пути представления игрока 2 могут быть любыми. Но, как бы ни пошел игрок 2, игроку 1 выгодно отклониться от D.

Итак, в игре нет СБР в чистых стратегиях.

Чтобы найти СБР в смешанных стратегиях, нужно найти такое , чтобы ходы  и  игрока 2 приносили бы ему одинаковые выигрыши:

.

Вероятность хода A игрока 1 должна быть равна 1, поскольку этот ход дает положительный ожидаемый выигрыш, против выигрыша 0 после хода D. По правилу Байеса вероятность хода a должна быть равна 2/3, чтобы 0.6 (2/3) равнялось бы 0.4. Значит, вероятность хода d равна 1/3.

Осталось найти условия на вероятность  хода , чтобы игроку 1 играть a также выгодно, как и играть d: . Итак, мы нашли целое семейство СБР в смешанных стратегиях. Выпишем вероятности ходов в таблицу:

A

D

a

d

1

0

2/3

1/3

1/2

1/2


Задача 4
. Рассмотрим следующую игру

а) Сколько стратегий у игроков 1 и 2?

У игрока 1: стратегий. У игрока 2: стратегий.

а) Найдите все СПРН в чистых стратегиях в этой игре.

В этой игре есть две собственные подыгры. Выпишем их нормальные формы.

 

A

B

C

u

0,3

3,0

2,2

m

1,1

1,1

2,2

d

3,0

0,3

2,2

В этой подыгре есть только одно РН: Cm. В смешанных стратегиях m доминируется полусуммой u и d. После исключения m получаем

A

B

C

u

0,3

3,0

2,2

d

3,0

0,3

2,2

Смешанное равновесие в подматрице

A

B

u

0,3

3,0

d

3,0

0,3

не расширяется на всю игру, поскольку ожидаемый в РН выигрыш 1.5 меньше 2, что делает выгодным, например, отклонение игрока 2 с выбором C.

Итак, в этой подыгре есть только одно равновесие (m,C) с выигрышами (2,2).

В другой подыгре с нормальной формой

G

H

J

1,1

0,5

K

5,0

3,3

Стратегия H строго доминирует стратегию G. Есть одно РН: (K,H) с выигрышами (3,3).

Получается одно СПРН: RHKCm с выигрышами (3,3).

б) Какие из найденных СПРН могут быть достроены до СБР, а какие – нет?

Найденное СПРН не может быть достроено до СБР, потому, что при m игрок 1 получает выигрыш 1, при u: , а при d: . Если взять , то минимум этого выражения достигается в точке  и равен 1.5, что больше выигрыша при m. Значит, m не может согласоваться ни с одним представлением . Хотя это информационное множество лежит вне равновесного пути, но u оптимальна , d оптимальна , а смешанная стратегия (0.5,0,0.5) (как и любая другая смешанная стратегия) оптимальна при . Только m не оптимально никогда.

в) Найдите СБР в смешанных стратегиях.

{R,H,K,C,(0.5u+0m+0.5d),}. Выигрыши в этом равновесии равны (3,3).

Можно стратегию 0.5u+0m+0.5d заменить на любую другую, которая не даст игроку 2 получить выигрыш, больше 2.

Задача 5. Хозяин и гость стоят перед тремя закрытыми дверьми гаражей: L, M, R.

Динамический сценарий игры:

  •  Природа размещает за одной дверью автомобиль, а за двумя другими по козе, причем вероятности того, что автомобиль окажется за любой дверью, одинаковы.
  •  Хозяин знает, за какой дверью автомобиль, а гость нет.
  •  Гость показывает на любую дверь.
  •  Хозяин обязан открыть одну из двух других дверей, и показать Гостю, что за ней.
  •  Наконец, гость выбирает любую из трех дверей и получает то, что за ней.
  •  Выигрыш Гостя равен , а выигрыш Хозяина равен , если Гость нашел автомобиль, и они оба получают выигрыш, равный 0, если за выбранной Гостем дверью оказалась коза.

а) Опишите формально эту динамическую игру с неполной информацией.

Введем множество позиций, соответствующим четырем ходам игры: Природа – Гость – Хозяин – Гость. У нас получится дерево длины 4.

Позиции мы будем обозначать набором букв a,ab,abc,abcd. Каждая буква принимает значение из множества {L,M,R}.

По правилам игры должно быть выполнено условие и .

Отображение , которое указывает предшественника позиции  стирает крайнюю правую букву (если их больше двух). Итак, дерево игры задано.

Выигрыши в финальных вершинах abcd  определяются равенством букв a и d: при равенстве выиграл Гость, иначе нулевая ничья.

Осталось задать информационные множества Гостя. После хода Природы есть информационное множество  для однобуквенных позиций. Для трехбуквенных позиций (второй ход гостя) есть 6 информационных множеств:

при . Каждое такое множество состоит из трех элементов abc. На каждом таком информационном множестве у Гостя есть по два хода .

У Хозяина есть 9 одноточечных информационных множеств после хода Природы и Гостя, и два хода в каждой такой позиции.

 

б) Сколько стратегий у Хозяина? Есть ли у него доминируемые стратегии? Какие?

Формально у Хозяина  стратегий. Конечно, открывать дверь с машиной, если на нее не показал Гость, это доминируемая стратегия.

в) Найдите СБР в этой игре.

Находясь перед последним ходом во множестве  Гость может выбрать дверь  . Пусть он выбрал , а на первом шаге выбрал дверь равновероятно. Пусть Хозяин на своем ходе равновероятно выбирает козу, если Гость указал на машину и оставшуюся козу, если Гость указал на козу. Покажем, что мы получили СБР.

В этом СБР все траектории могут реализоваться с положительной вероятностью, все допустимые, кроме траекторий, когда Хозяин сам использует доминируемые стратегии. Это значит, что все информационные множества лежат на равновесном пути. Представления на них определяются по правилу Байеса автоматически и условия согласования выполнены.

Пусть машина стоит, например, за дверью L, а Гость показал на М. Тогда Хозяин вынужден открыть дверь R. Смена двери на М приносит Гостю победу. Если машина стоит за дверью M, то Хозяин может открывать либо L, либо R, сохраняя 50% шансов на победу Гостя.  Ожидаемый выигрыш Гостя положителен в СБР.

г) Кому эта игра выгоднее: Хозяину или Гостю. Обоснуйте свой вывод.

Игра выгоднее Гостю, поскольку ожидаемый выигрыш Гостя положителен в СБР и равен 1 с вероятностью 2/3, если первый раз Гость указал на козу. Если Гость первый раз указал на машину, то в СБР вероятность выигрыша 1 равна ½. Итак, ожидаемый выигрыш Гостя равен .  

Многие знали про этот парадокс, в частности, из фильма «21», но найти СБР это не особенно помогло.   




1. История экономических учений Экономическая мысль Древнего мира- общий обзор
2. модуль MSGrph в который передаются все исходные данные для построения диаграммы с помощью механизма обмена да
3. О налогообложении прибыли предприятий
4. Лекція- Поняття та види державних службовців
5. U.RU Дени Дидро.
6. таки он был Сыном Бога или простым смертным
7. Музыкальная культура Астрахани
8. на тему- ldquo;Актинідія коломікта астрагал шерстистоквітковийrdquo; Актинідія коломікта ~ ctinidi colomict Mx
9. Признание за зачатым ребенком статуса человеческого существа жизнь здоровье и благополучие ко
10. Падуя
11. пространственная развивающая среда в детском саду
12. Курсовая работа- Международный лизинг
13. История Бельгии
14. А чтобы получить название большой быстрой реки 9
15. коммунального хозяйства Российской Федерации Комитета по геологии и использованию недр при Правительстве
16. Вопросы к экзмену по Статистике
17. то единых универсальных обобщенных денег
18. Диагностика деменции альцгеймеровского типа
19. Кулинарная лексика в немецком языке
20. Методические рекомендации по подготовке и написанию курсовых работ СанктПет.