Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
А. С. Публичный экзамен в Назариевском доме
// Олонецкие епархиальные ведомости. 1915. № 8. С. 143 145.
С. 143
Публичный экзаменъ въ Назаріевскомъ домѣ.
____
Большой и особый интересъ для устроитетей религіозно-нравственныхъ чтеній въ Назаріевскомъ домѣ имѣло выступленіе на каѳедрѣ въ залѣ чтеній крестьянской женщины. Она четырнадцатилѣтняя ученица тѣхъ же чтеній, побывавшая въ 1914 г. въ Іерусалимѣ для поклоненія Гробу Господню. О своемъ желаніи говорить съ каѳедры крестьянка заявила еще въ началѣ зимы: «потому», говоритъ: «отецъ архимандритъ въ святомъ градѣ Іерусалимѣ намъ наказывалъ всѣмъ разсказывать о томъ, что мы тамъ повидали и наслышались». «Въ своей семьѣ и деревнѣ Вы разсказываете». «Разсказываю, но и здѣсь желательно для общей пользы». «Здѣсь каждый годъ въ Великомъ посту читаютъ о Святой землѣ». «У меня по-инакому, со псальмами».
Отложили ея чтеніе до Великаго поста, когда и позволили ей говорить на маломъ чтеніи въ Крестовоздвиженской школѣ. Послѣднее выступленіе ея не удовлетворило, ей нужна была большая аудиторія, чтобы всѣ слышали о томъ великомъ и святомъ дьлѣ, которое ей, по милости Божіей, удалось совершить.
На чтеніи въ Назаріевскомъ домѣ она выступила 22-го февраля, въ присутствіи самого Преосвященнѣйшаго Владыки Никанора. Ея чтеніе можно назвать публичнымъ экзаменомъ одной изъ слушательницъ религіозно-нравственныхъ чтеній въ Назаріевскомъ домѣ за все время существованiя этихъ чтеній въ г. Петрозаводскѣ и въ домѣ. Экзаменъ она выдержала блестяще, обнаруживъ знаніе и Священной Исто-
С. 144
рiи и Евангелія. Богословской школой ея были церковь, религіозно-нравственныя чтенія, листики духовнаго содержанія и паломничество въ Святую землю. Она, видимо, одарена прекрасною памятью и глубочайшимъ религіознымъ чувствомъ, это поэтическая и творческая натура. Свою длинную рѣчь, продолжавшуюся около часа, она сама въ своей душѣ выносила и составила безусловно по образцу тѣхъ реченій, которыя въ изобиліи слышала въ томъ же Назаріевскомъ домѣ: тутъ было и вступленіе и изложеніе, и заключеніе, и доказательства посредствомъ свидѣтельства изъ Св. Писанія и«псальмъ», и лирическія отступленія. Собственный разсказъ о путешествіи являлъ собою такъ сказать тонкую нить, на которую она нанизала свои богословскія познанія и, какъ натура художественная, многія «псальмы». Это стихотворенія, печатнаго издѣлія о горѣ Аѳонской, страстяхъ Христовыхъ, градѣ Іерусалимѣ, страданіяхъ Пречистой Дѣвы у Креста. Она полуграмотная и изучила эти стишки съ листковъ, которые раздавались въ монастырскихъ подворьяхъ и на пароходѣ.
Устроители и руководители чтеній за всѣ 14 л. могли бы искренно порадоваться, слушая эту женщину, настолько чисто она восприняла ихъ уроки въ Назаріевскомъ домѣ. И самое свое смѣлое путешествіе она задумала подъ вліяніемъ слышаннаго на чтенiяхъ о Святой Землѣ. Отношеніе этой крестьянки къ чтеніямъ чрезвычайно трогательное; она стала посѣщать ихь, будучи подросткомъ и живя въ городѣ прислугой. Вышла она замужъ на родину, въ Заозерье, и оттуда, будучи уже замужней женщиной и имѣя дѣтей, стремится въ зимнее время, когда устанавливается сообщеніе деревни съ городомъ черезъ заливъ, чуть ли не въ каждое воскресенье посѣтить чтенія въ Назаріевскомъ домѣ, совершая свой путь пѣшкомъ. Ея религіозная душа имѣетъ насущнѣйшую потребность въ духовной пищѣ, въ этомъ свѣтъ, тепло и радость скудной жизни. Красота ея чуткой вѣрующей души сказывалась въ лирическихъ мѣстахъ ея разсказа, даже не въ словахъ, которыхъ было мало, въ тонѣ, чувствъ этихъ словъ: «Господи! сейчасъ облобызаю этотъ камень,
С. 145
гдѣ лежало тѣло Христа-Бога, слезы льются потокомъ... Какая радость!»
Переживанія ея видѣннаго доселѣ живы, душевно-прекрасны, и въ этомъ прелесть, сила и даже обаяніе ея разсказа, передаваемаго плохой русской рѣчью, иногда съ искаженіемъ словъ. Эти искаженія словъ, особая мягкость выговора, самый звукъ произношенія, равно, какъ типъ лица, говоритъ о томъ, что эта крестьянка, какъ и другіе заозержцы, принадлежитъ къ давно обрусѣвшей, хотя и сохраняющей память о своемъ языкѣ, карелѣ. Можетъ быть, правы тѣ, которые говорятъ, что лучшимъ русскофикаторомъ миссіонеромъ является наша Церковь съ ея богослуженіемъ, пѣснопѣнiями на славянскомъ языкѣ. Вь отношеніи языка карелы, какъ и всѣ другія культурно низшія племена, все-равно что дѣти: они воспримутъ языкъ старшихъ, и старшимъ самое благоразумное не приноравливаться къ дѣтскому лепету. Тѣ отцы и матери, которые сюсюкаютъ по-дѣтски лишь задерживаютъ развитіе рѣчи собственныхъ дѣтей.
Религіозно-нравственныя чтенія правильно поставленныя восполняютъ работу Церкви. Вмѣстѣ съ этой женщинойкарелкой выдержали свой публичный экзаменъ и наши чтенія въ Назаріевскомъ домѣ. Слава Боіу и глубокое спасибо дорогому строителю дома Преосвященному Назарію!
А. С.