У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5.

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

file:///home/disk1/12balov/files/2/document.doc. Философия эпохи Возрождения

Тема V.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

5.1. Учебный материал

5.1.1. Характерные черты эпохи Возрождения и философия

         гуманизма

5.1.2. Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения

5.1.3. Социальная философия

5.1.1. Характерные черты эпохи Возрождения

и философия гуманизма

Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века – с XIV до XVII.

Этот период характеризуется целым рядом экономических, социальных, политических изменений (рост городов, зарождение сукнодельческих и шелковых мануфактур, политический полицентризм, становление национальных государств и абсолютных монархий, изменение общественной структуры, социальные конфликты, развитие торговли и личной предприимчивости).

Эти изменения привели к переменам в мировосприятии людей и пробуждению их самосознания. Возрождение произвело, прежде всего, переворот в системе ценностей, в социально-психологической оценке всего сущего, сформировало новый стиль мышления и религиозности, оно перестроило и переделало те сферы культуры и общественной практики, в которых ценностные критерии являлись решающими, органичными, в которых духовная активность и практическая деятельность взаимосвязаны. Происходит рождение нового искусства, начинается процесс становления современного естествознания, расширяется познание человека об окружающей среде, о живом мире, космосе (великие географические открытия, первые шаги в систематизации растений, возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и др.).

В новом стиле мышления сохраняются связи реального со сверхъестественным, чувственного со сверхчувственным, человеческого с божественным, но сама эта связь перестраивается и гармонизируется. Актуальными становятся именно земные, практические ценности.

В центре этой новой культуры оказывается человек – новый человек, рождающийся в этих социально-экономических условиях. Для понимания этого человека понадобилось более всестороннее и глубокое знание различных произведений античной культуры, чем то, которое имела в памяти средневековая культура. Это стремление к возрождению идеалов и ценностей классической древности определило и наименование данной эпохи.

Идеал античной культуры оказался ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура феодального общества.

Философия эпохи Возрождения не создала всеобъемлющих философских концепций, в большей степени она «осовременила античность», тем не менее, она выдвинула новую картину мира, пантеистическую по содержанию. Сделала основным объектом философского рассмотрения человека, обосновала доверие к естественному человеческому разуму.

Для философии эпохи Возрождения были характерны:

Антисхоластический характер (но это не означает, что новой философией полностью отрицаются проблемы религиозно-христианской философии средневековья, схоластика по-прежнему преподается в европейских университетах).

Антропоцентризм и гуманизм.

Пантеизм.

В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 периода:

Гуманистический (XIV-сер. XV вв.). Проблемы антропологии (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла).

Неоплатонический (сер. XV-XVI вв.). Проблемы онтологии (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола).

Натурфилософский (XVI-нач. XVII вв.). Создание целостной картины бытия (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

Гуманизм (от лат. humanitas – человечный, человеческий, образованный) – центральное понятие нового мировоззрения. Основные идеи гуманизма Возрождения – это самоценность земной жизни, радость земного существования, свобода и достоинство человеческой жизни, свободомыслие и светский индивидуализм, возможность воспитания способности к добродетельным поступкам, красота человеческого тела, культ наслаждения и пользы.

Гуманизм Возрождения онтологически обосновал новое понимание сущности, целей и возможностей человека. Поэтому сущностью новой гуманистической философии стал антропоцентризм. Человек – центр мировоззрения, ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение человека и его взаимоотношения с миром как в искусстве, так и в философии. Бог не отрицается, но человек тоже творец. И философия пытается найти гармоническое единство божественного и природного, духовного и материального в человеке.

Одним из первых, кто попытался обосновать эти идеи, был Данте Алигьери (1265-1321). В своей «Божественной комедии» он закладывает основы нового жизнепонимания, о двойном предназначении человека, «он один из всех существ предопределяется  двум конечным целям»1. Первая цель достижима в реальной, земной жизни, в проявлении собственной добродетели, благодаря собственному разуму. Вторая – лишь в загробной жизни, после смерти, при содействии божественной воли.

Данте не отрицает христианские догматы, не противопоставляет природное и Божественное в человеке, но в противовес средневековью пытается обосновать, что не менее значимо земное существование человека.

Франческо Петрарка (1304-1374) продолжает дальнейшее развитие идей Данте о предназначении человека, о его месте в мире. В своей книге стихов, посвященной своей возлюбленной Лауре, он воспевает земную красоту женщины, чувство любви, удивительную гармонию и красоту природы, в противовес средневеково-аскетическому восприятию жизни.

Философии Возрождения свойственен не только антисхоластический характер, но и антиклерикальный, т.е. критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам (Бруни, Браччолини, Боккаччо).

Важную роль в новом понимании человека играет и понятие человеческой деятельности, как неотъемлемого и первостепенного компонента человеческой личности, в отличие от созерцательного отношения к жизни, господствующего у античных философов (Альберти, Манетти, Салютати).

Общим для всего гуманистического антропоцентризма является наличие морально-этических построений, в особенности, они связаны с провозглашением доброты человеческой природы; принципиального равенства всех людей, независимо от их происхождения; необходимости общества, социальности для гармоничного развития и существования человеческой личности.

Лоренцо Валла (1407-1457) – выдающийся представитель гуманистической философии раннего Ренессанса - сыграл большую роль не только в развитии антиклерикальной и антисхоластической идеологии, но и обратился к этике эпикуреизма для обоснования полноценного существования человека, которое невозможно, по его антиаскетическому убеждению, без телесного благополучия. Деятельность человеческих чувств – основа самосохранения человека.

В основе этики Валлы – обоснование необходимости наслаждения в земной жизни, как условия и гаранта небесного блаженства. Земное блаженство является предварительной ступенью небесного. Но блаженство не просто чувственное удовольствие, оно и достойное человеческое существование, включающее в себя «честь» и «добродетель».

Истинный человек, с точки зрения гуманистов, есть человек активный, культурный, цивилизованный.

5.1.2. Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения

Философия Возрождения не только пыталась разрешить проблему человека, его место и назначение в жизни, но и определиться в отношении самого мира. Ее идеи о бытии, природе, Боге формировались под влиянием неоплатонизма. Именно на основе неоплатонической онтологии и космологии осуществлялся выход за рамки монотеистического креационизма на пантеистическое миропонимание.  Здесь намечается уход от религиозной персонификации Бога, от упрощенных антропоморфных представлений о нем. Бог либо растворен в природе (Дж. Бруно), либо мир погружен в Бога (Н. Кузанский). Это уже не религиозный Бог, это философский Бог, философская идея, характеризующая первоначало всего сущего. Пантеизм и гилозоизм наделяют природу способностью к бессознательному творчеству, ее собственным «языком», понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Это приводит к появлению «натуральной магии», популяризации астрологии, алхимии.

Центральной проблемой у Николая Кузанского (1401-1464) является проблема соотношения Бога и мира. Н. Кузанский использует метод аналогичный математическому, который соответствует состоянию ученого незнания. Ученое незнание – это не отказ от познания мира и Бога, это осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и к которой он стремится. Бог понимается Н. Кузанским как бесконечное начало и как скрытая сущность всего. Вселенная есть развертывание божественного первоначала. Бог и природа у Н. Кузанского, в отличие от позднейшего натуралистического пантеизма, не одно и то же. Природа – это лишь видимый мир, мир сотворенный, мир кажимости, за которым скрывается мир подлинной сущности.

В центре философской системы Дж. Бруно (1548-1600) – Единое, которое совпадает с материальной Вселенной. Оно одновременно и причина бытия, и само бытие вещей. Вселенная не сотворена, она бесконечна и беспредельна, существует вечно. Она не совпадает с материей, поскольку не имеет формы и не может ее иметь. В Едином совпадают единство и множественность, минимум и максимум, конечное и бесконечное. В своей космологии Дж. Бруно опирается на гелиоцентрическую концепцию Коперника, но, развивая ее дальше, лишает и Солнце положения центра Вселенной, утверждая множество миров, подобных нашему. Бесконечная Вселенная есть проявление божественной мощи. Он отождествляет Вселенную и Бога, Бог полностью совпадет с миром. Обитает во всех частях мира, в каждой отдельной вещи. Жизнь присуща, по мнению Бруно, всем природным вещам.  Разумная жизнь должна быть не только на земле. В его философских воззрениях выражены идеи не только пантеизма, но и панпсихизма.

Пантеизмом проникнуты и космологические идеи П. делла Мирандолы. Бог как некое единство и абстрактная целостность присутствует везде. Он есть «чистое существование», что исключает всякую определенность, поэтому он непознаваем. Сам мир, одушевленный неким разумным началом, может быть познан. «Повсюду, где есть жизнь – там есть и душа, а там, где душа, есть и разум»1.                                                                                                           

Крупнейшими представителями натурфилософии Возрождения были Н. Коперник, Дж. Бруно. Г. Галилей.

Н. Коперником (1473-1543) была предложена принципиально новая модель мироздания – гелиоцентризм, что привело к коренному пересмотру всей физической картины мира, разрушению иерархической структуры мироздания.

Дж. Бруно, развивая взгляды Коперника, утверждает, что Солнце лишь центр нашей планетарной системы, Вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно.

Галилео Галилей (1564-1642) продолжил традиции развития нового естествознания, сделал ряд технических изобретений (сконструировал подзорную трубу и первым направил ее на небо, превратив в телескоп), основал науку о сопротивлении материалов. Галилеем разработан метод научного исследования, благодаря чему он считается основоположником научного естествознания. Научное исследование, по его мнению, должно складываться из четырех этапов:

наблюдение (чувственный опыт);

выдвижение гипотезы;

вывод законов природы (математическое развитие);

проверка сделанного открытия (опыт как высший критерий верности вывода).

Технические и естественнонаучные открытия характеризуют эпоху Возрождения. Парацельс – врач, алхимик, астролог закладывает основы науки о профессиональных болезнях. Леонардо да Винчи явился основоположником анатомии как науки, а трудами Андреаса Везалия открывается «Золотой век» в истории анатомии и естествознания; Шарлем Этьеном опубликован учебник «О рассечении частей тела человека»; Мигелем Серветом описан малый круг кровообращения в книге «Восстановление христианства» и др.

5.1.3. Социальная философия

Своеобразие социальных процессов Возрождения отразилось в оригинальных идеях Н. Макиавелли (1469-1527) , Т. Кампанеллы (1568-1639) , Т. Мора (1478-1553).  Объектом изучения для Макиавелли стала политическая история: причины расцвета и гибели государств, роль личности в тех или иных исторических событиях, движущие мотивы человеческих поступков.

Общество, государство, мораль имеют естественное происхождение, не подчинены никакой предустановленной свыше цели. Человек действует в таких же условиях, судьба определяет лишь часть поступков, остальное зависит от того, как он приспособился к условиям социальной среды, от свободы выбора поведения.

В мире всегда одинаково много добра и зла. Но человеческой природе свойственен неискоренимый эгоизм, что приводит к необходимости учреждения государства, как высшей силы, способной поставить человека в более или менее жесткие рамки. Мораль у него подчинена целям политики (цель оправдывает средства).

Национальное государство – это цель, которая спасает отечество. Но Макиавелли не проповедует вседозволенность, не оправдывает факты жестокости, самовластия, деспотизма, что пытались сделать, позднее ссылаясь на него. С точки зрения Макиавелли, государь должен использовать нормы морали лишь в целях укрепления государства, «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо»1.

В эпоху Возрождения получила развитие  идея социального равенства людей.

Томас Мор в своей «Утопии» сформулировал идеи, которые нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков. Главной опорой идеального государства Т. Мора является справедливость, жизнь в котором организована на принципах республиканской демократии, выборности правительства, отсутствии частной собственности и классов.

Труд – жизненная и моральная потребность всех людей, человек есть высшая ценность, он должен жить счастливо, работать по способности и получать по потребности. Исключение составляют рабы из числа преступников, выполняющие самую тяжелую и грязную работу.

Т. Мора можно назвать первым представителем утопического коммунизма. Схожие идеи общественного устройства высказывал и Кампанелла в «Городе Солнца». По его мнению, социальное неравенство – главная причина всех бедствий людей. Поэтому необходимо упразднить частную собственность, что искоренит противоречия между интересами личности  и государства. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания, в которой учитываются природные склонности каждого индивида. Важное место в его социальной доктрине занимала идея формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно было послужить прекращению войн между людьми. «Город Солнца» явился одним из первых идеалов социально ориентированного государства.

5.2. Мудрость на каждый день

Только с пользой прожитая жизнь долга.

Кто мало думает, много ошибается.

 Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик.

Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их.

Леонардо да Винчи

 Истинное достоинство подобно реке, чем она глубже, тем меньше издает шума.

 Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.

 М. Монтень

Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения.

У кого много пороков, у того много и повелителей.

Ф. Петрарка

Печальная судьба не  с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости.

Л. Альберти

Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть.

То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.

Эразм Роттердамский

 Обман и сила – вот орудия злых.

А. Данте

Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.

Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым.

 Н. Макиавелли

Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет.

А. Данте

Чем больше мы знаем, тем больше мы становимся осведомлены о том, что мы не знаем.

Н. Кузанский

5.3. Тексты первоисточников для  анализа

Николай Кузанский

Об ученом незнании

Прежде, чем излагать самую важную из доктрин – учение о незнании, считаю необходимым приступить к выяснению природы максимальности.

Я называю максимумом нечто такое, больше чего ничего не может быть. Изобилие связано в действительности лишь с единым. Вот почему единство совпадает с максимальностью, также является бытием.

Абсолютный максимум единственен, потому что он – высший предел. Он – все, в нем есть все. Так как ничто ему не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, и максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывает сам никакого ограничения, но ограничивает все. Этот максимум, который непоколебимая вера всех народов почитает так же, как бога, явится в первой книге о человеческом разуме предметом моих посильных исследований.

От него, называемого абсолютным максимумом, исходит универсальное единство, и вследствие этого он пребывает в ограниченном состоянии, как Вселенная, чье единство замкнулось в множественности, без которой она не может быть. Однако, несмотря на то, что в своем универсальном единстве этот максимум охватывает всякую вещь таким образом, что все, что исходит от абсолюта, находится в нем и он – во всем, он не мог бы, однако, существовать вне множественности, в которой пребывает, потому что не существует без ограничения и не может от него освободиться.

Почему такая истина непостижима

Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тожественным кругу.

Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в свой чистоте. Все философы искали эту истину. Но никто ее не нашел, какой она есть, и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине.

Абсолютный максимум познается непостигаемо;

С ним совпадет минимум

Простой и абсолютный минимум, являющийся тем, больше чего не может быть, ибо он есть бесконечная истина, - нами постигается непостигаемо. Все вещи, воспринятые чувствами, рассудком пли разумом, настолько различаются между собой и одна от другой, что между ними нет точного равенства…

Мы бродим среди вещей, которые сама природа обнаруживает перед нами. Рассудок наш спотыкается оттого, что далек от этой бесконечной силы и не может связать противоречия, разделенные бесконечностью. Итак, над всяким ходом суждения мы видим непостижимым образом, что абсолютная максимальность бесконечна, что ничто ей не противостоит и с ней совпадает минимум.

Антология мировой философии. Т. 2. С. 55-65.

Леонардо да Винчи

Об истинной и ложной науке

… Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т.е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти чувств.

Все наше познание начинается с ощущений. Опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти. Несправедливо жалуются люди на опыт, с величайшими упреками виня его в обманчивости. Оставьте его в покое и обратите свои жалобы на собственное невежество, которое заставляет Вас быть поспешными и, ожидая от опыта в суетных и вздорных желаниях вещей, которые не в его власти, говорить, что он обманчив!

Природа полна бесчисленных причин. Которые никогда не были в опыте. Необходимость – наставник и опекун природы. Необходимость – тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон.

Мудрость есть дочь опыта.

Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и, прежде всего, потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.

Пропорция приобретается не только  в числах и мерах, но также в звуках, тяжестях, временах и положениях и в любой силе. Какая бы она ни была.

Так же, как поглощение еды без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает.

Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не свой ум, а скорее память. Хорошая ученость родилась от хорошего дарования; и так как надобно более хвалить причину, чем следствие, ты больше будешь хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошего ученого без дарования…

Антология мировой философии.Т. 2. С. 85-87.

Джордано Бруно

Всеобщий ум… – это внутренняя реальнейшая и специальная способность и потенциальная часть души мира. Это есть единое тождественное, что наполняет все, освещает Вселенную и побуждает природу производить как следует свои виды и, таким образом, имеет отношение к произведению природных вещей, подобно тому как наш ум соответственно производит разумные образы. Это он, ум, называется пифагорейцами двигателем и возбудителем Вселенной. Плотин называет его отцом и прародителем. Ибо он распределяет семена на поле природы и является ближайшим распределителем форм. Нами она называется внутренним художником, потому что формирует материю и фигуру изнутри. Как изнутри семени или корня выводит и оформляет ствол, изнутри ствола гонит суки, изнутри суков – оформленные ветви. Слагает, как из нервов, листву, цветы, плоды и изнутри в определенное  время вызывает соки из листвы и плоды на ветвях, из ветвей в суки, из суков в ствол, из ствола в корень. Развивая подобным же образом свою деятельность в животных сначала из семени и из центра сердца к внешним членам и стягивая потом из последних к сердцу распространенные способности, он этим действием как бы соединяет уже протянутые нити. Итак, если мы полагаем, что не без размышления и интеллекта сделаны те, как бы мертвые, произведения, какие мы умеем измышлять в известном порядке и уподоблении на поверхности материи, когда, обработав и вырезав дерево, производим изображение лошади, то не должны ли мы более великим считать тот художественный интеллект, который изнутри семенной материи сплачивает кости, протягивает хрящи, выдалбливает артерии, вздувает поры, сплетает фибры, разветвляет нервы и со столь великим мастерством располагает целое? Более великим художником не является ли тот, говорю я, кто не связан с одной какой-либо частью материи, но непрерывно совершает все во всем? Имеется три рода интеллекта: божественный, который есть все, этот мировой, который делает все, остальные – частные, которые становятся всем; потому что необходимо, чтобы между крайними находился этот средний, который есть истинная действующая причина всех природных вещей, имеющая не только внешний, но и внутренний характер. Душа находится в теле, как кормчий на корабле. Душа Вселенной, поскольку она одушевляет и оформляет, является ее внутренней и формальной частью; но в качестве того, что движет и управляет, не является частью, имеет смысл не начала, но причины. В этом с нами согласен сам Аристотель.

Цит. по: Курбатов В.И. История философии. Р-на-Д., 1997. С. 195-199

5.4. Задания и упражнения

1. Какая черта философии Возрождения отражена в приведенном высказывании?

«Бытие бога в мире есть не что иное, как бытие мира в боге» (Н. Кузанский).

2. Проанализируйте следующую мысль и покажите, что нового в понимание человека внесла философская мысль Возрождения, что ее отличает от Средневековья?

«… человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек, он – человеческий бог (humanus ues). Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он микрокосмос, или человеческий мир» (Н. Кузанский).

3. Проанализируйте высказывание Л.-Б. Альберти:

«Природа, то есть бог, вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что- либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя… Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование бездействия, а чтобы работать над великим и грандиозным делом».

Объясните, какое новое видение человека вытекает из пантеистической картины мира?

4. Лоренцо Валла считал, что наслаждение как «удовольствие души и тела есть высшее благо, жить без наслаждения невозможно…». «Наслаждение бывает двух родов, одно – в этой жизни, другое – в будущей, и нам необходимо рассудить об обоих, но так, чтобы мы увидели раньше предшествующую ступень, а затем последующую».

 Кого из философов античности Вы можете назвать в качестве предшественника такого взгляда? Что нового привносит Валла по сравнению с античностью?

Сравните позицию Лоренцо Валлы с положением из Библии: «…никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем всегда Господни» (Римл., 14, 7-8).

5. На примере следующих стихотворных отрывков определите, чем отличаются смысложизненные ориентации Средневековья и Возрождения:

Кто на земле блаженств не ищет, тот

Их в небесах навечно обретет.

Нам воздержанье, венчанное вздохом,

При жизни очищение дает.      (Ибн-Сина)

И все ж, пока во мне душа живая,

Земных утех все будет мил мне круг. (Микеланджело)

6. Кто из перечисленных мыслителей Возрождения внес вклад в развитие гелиоцентрической картины мироздания?

а) М. Сервет;

б) Н. Кузанский;

в) Н. Коперник;

г) А. Данте;

д) Дж. Бруно;

е) Г. Галилей;

ж) И. Кеплер.

7. Какие из перечисленных понятий характеризуют мировоззрение Возрождения?

а) дуализм;                           е) пантеизм;

б) антропоцентризм;           ж) гилозоизм;

в) гелиоцентризм;               и) геоцентризм;

г) креационизм;                   к) гуманизм;

д) атеизм                               л) утопизм.

5.5. Литература

Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969. Т. 2.

Бенедиктов И.И., Плотников В.И. Философия и медицина. Свердл., 1967.

Введение в философию: Учебник. М.,1989. Ч.1.

Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. М., 1966.

История медицины. Учебник. М., 1981.

История философии: Учеб. пособие для вузов. М., 1997.

Канке В.А. Философия. М.,1996.

Краткая история философии. М., 1996.

Корольков А.А. Диалектика и теория медицины. Л., 1979.

Курбатов В.И. История философии. Конспект. Р-на Д., 1997.

Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. Ч.1.

Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII вв. М., 1996.

Философия: Учебник. Ростов н / Д, 1996.

Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

Шепуто Л.Л. Вопросы философии и теории медицины. М., 1969.

1 Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968. С. 139.

1 Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. М., 1981. С. 250.

1 Макиавелли Н. Соч., М.-Л., 1934, т. 1. с. 288-289.

PAGE  117




1. 2013 примечание - распределены по районам а не по чемпионатам некоторые играют в соседних чемпионатах
2. Subjectivity of pproch freedom of thought nd expression nd n ideliztion of nture.
3. совместно используемые ресурсы взаимозависимость заданий различия в целях различия в восприятиях и ценно
4. Борьба за выход России из Первой мировой войны
5. корпорацию имеющую тем не менее выраженную внутреннюю стратификацию
6. а I Перелистывал эти дни записки Суханова о революции
7. Философия Ницше
8. Земледелие тарских татар в конце 16 20вв
9. Тема- Торакальная хирургия Что такое агенезия легкого а отсутствие легкого с главным бронхо
10. измеряйте по самому узкому участку талии;Обхват бедер измеряйте по самым выступающим точкам ягодиц;Ширина.html
11. . Сравнительный анализ сетей на основе коммутации каналов и пакетов.
12. фантасты предлагали самые разные средства для достижения этой цели
13. Тема VII. Экономический механизм охраны окружающей среды- Задача ’ 1 Правоотношения-.html
14. вариант Сообщи другу подруге о том что сегодня после у роков вы идете в бассейн
15. Реферат- Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников - юридических лиц
16. N переходе. При возникновении контакта в разнотипных полупроводниках начинаются интенсивные диффуз
17. Эритропоэздібелсендіретінзаттар аскорбин~ыш~ылы рутин кверцетин викасол диазепам нитразепам клона
18. Начальные сведения о MS Excel Простейшие экономические расчеты в MS Excel Графический анализ экономической информации
19. ПРОСВЕЩЕНИЕ 1981 ББК 74
20. задание на 4 октября Списать предложения вставить пропущенные буквы и знаки препинания