Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Самоубийство по Дюркгейму

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Введение

Самоубийство - извечная тема литературы и искусства и один из важных предметов философских рассуждений. По А. Камю - «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии» [8].

Также самоубийство является одной из наболевших проблем любого общества. Каждый день уходят из жизни по собственной воле тысячи людей. Эта проблема является, по сути, очень важной для нынешнего столетия, так как на данное время в стране смертность превышает рождаемость. Ежеминутно люди совершают необдуманный поступок, имеющий название «самоубийство». Да, это действительно так. И мы должны задуматься над этой проблемой как можно сильнее и углубиться в нее, ведь это на самом деле важно.

Поскольку самоубийство - сложный феномен, имеющий философский, социальный, психологический, медицинский, юридический, религиозный, культурологический аспекты, постольку возможны различные его объяснения: биологическое (как результат биохимической депрессии, действие эволюционного механизма освобождения от болезненных особей и др.), психологическое (например, фрейдовское «влечение к смерти»), социологическое (теория аномии Дюркгейма, теория «напряжения» Мертона и др.) и многие другие. Детально я рассмотрю причины самоубийства с социологической точки зрения на примере социологического этюда Эмиля Дюркгейма «Самоубийство».

1.
Самоубийство как социальное явление

самоубийство дюркгейм социологизм общество

Самоубийство (суицид) (от лат. - sui - себя и caedere - убивать) - умышленное (намеренное) лишение себя жизни. Самоубийством не считается лишение себя жизни лицом, не осознающим своих действий или их последствий в силу психического состояния или младенческого возраста (обычно до 5 лет). В подобных случаях фиксируется смерть от несчастного случая. (Юридическая трактовка). Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки и суицидальные намерения. Самоубийство понимается как индивидуальный поведенческий акт (предмет медицины, психологии, педагогики, этики), либо как социальное явление (предмет социологии и социальной психологии). Существуют разные классификации самоубийств. Э. Дюркгейм различал самоубийства эгоистические (результат ослабления социальных связей индивида), аномические (характерные для общества, находящегося в состоянии аномии) и фаталистические (как следствие чрезмерного социального контроля). М. Хальбвакс рассматривал самоубийства искупительные (самообвинение), проклинающие (протестные) и дезиллюзионные (результат разочарования, неудовлетворенности). Т. Хилл различает самоубийства импульсивные, апатичные, самоуничижительные и гедонистические (когда в результате «подведения баланса» боль превышает удовольствия).

Причины суицидального поведения с социологической точки зрения те же, что и иных форм девиантности. Вместе с тем Р. Мертон считает, что к самоубийству - наряду с пьянством и наркоманией - приводит «двойная неудача»: невозможность реализовать себя в социально одобряемых видах деятельности и невозможность- в силу ряда причин - заняться активной нелегальной (например, преступной) деятельностью.

В истории человечества уже в Древнем мире - в Китае и Индии, в Греции и Риме, у скандинавских народов- известны учения, согласно которым в ряде случаев самоубийство признавалось обязательным. С Древних времен в Японии были приняты обязательные ритуальные самоубийства (откусывание собственного языка с последующим заглатыванием и сэпукку, больше известное как харакири). В Александрии киренаик Гегессий, прозванный Пэйзитанатом - учителем, или советником смерти, призывал граждан к самоубийству как к лучшему способу избежать жизни без боли и огорчений.

Позднее христианство и мусульманство категорически отвергли право на смерть. Виновные в покушении на свою жизнь подвергались уголовному преследованию (например, в Англии были привлечены за это к уголовной ответственности с 1883 по 1897 гг. 416 человек, и только в 1961 году законом о самоубийствах уголовная ответственность за это была отменена). В штате Нью-Йорк в США покушение на самоубийство признавалось уголовным преступлением до 1919 г. В отношении покончивших жизнь самоубийством принимались меры церковного осуждения - их запрещали отпевать, хоронить можно было только за кладбищенской оградой. До 1917 г. уголовное законодательство России также рассматривало покушение на свою жизнь как преступление.

Как социальный феномен, суицид характеризуется рядом закономерностей. Так, количество и уровень самоубийств, как показывал Э. Дюркгейм, зависят от степени сплоченности общества; этим объясняется тот факт, что они чаще совершаются в протестантских странах, чем в католических. По тем же причинам уровень самоубийств снижается во время войны (поскольку повышается сплоченность, единение общества перед лицом общей опасности), что было эмпирически прослежено в годы Первой и Второй мировых войн. Уровень самоубийств повышается в периоды экономических кризисов, депрессии и роста безработицы. На уровне индивидуального поведения самоубийство в конечном счете является следствием отсутствия или утраты смысла жизни («экзистенциальный вакуум» по В. Франклу). Как писал Ф.М. Достоевский, «потеря высшего смысла жизни … несомненно ведет за собою самоубийство».

По мнению Дюркгейма, самоубийство является намеренным и сознательным актом, совершаемым индивидом в зависимости от социальной дисциплины.

2. Проблема самоубийства по Дюркгейму

Личность Эмиля Дюркгейма (1858-1917) - французского социолога и философа конца XIX - начала XX в. - является далеко не ординарной в истории мировой социологической мысли. И не только потому, что он может быть отнесен к наиболее ярким представителям «социологической школы» в мировой социологии. По значению творческое наследие ученого, безусловно, превосходит границы упомянутой социологической школы. Согласно оценкам многих историков социологии, Дюркгейм является не только одним из классиков социологии, но и создателем современной социологической науки.

И действительно, французский ученый оказал на развитие мировой социологической мысли достаточно устойчивое и весьма разнообразное влияние. Он создал оригинальную социологическую концепцию, которую ему удалось применить к анализу конкретных социальных явлений. Неслучайно работа Дюркгейма «Самоубийство» (1897) считается в историко-социологической литературе классическим образцом сочетания эмпирического исследования с социологической теорией.

В качестве своей первой задачи Дюркгейм видит определение группы тех фактов, «которые мы предлагаем изучать под именем самоубийства». [1; ст. 78] Проделав достаточно сложную предварительную аналитическую работу, направленную на выяснение признаков и обстоятельств, сопутствующих самоубийству, он дает следующее определение самоубийства: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах» [6; ст. 13]. На основании статистических данных он делает вывод, что кривая самоубийств не является случайностью, а подчинена известной закономерности. Он писал: «Состав индивидов, образующих известное общество, из года в год меняется, а число самоубийств, тем не менее, остается то же до тех пор, пока не изменится само общество».

Дюркгейм достаточно убедительно показал односторонность и неубедительность психологических, биологических, географических объяснений факта самоубийства и рассматривал его в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями, в частности: а) семейными; б) религиозными; в) национальными и т.д.

Свою типологию самоубийств Дюркгейм выводил не из индивидуальных мотивов, поскольку считал, что они настолько многообразны и зачастую неизвестны, что не имеют социологического значения. Он исходил из специфических состояний общественного сознания, объясняющих характер взаимоотношений индивида и социальной группы (общества).

«Так как самоубийство по самому своему существу носит социальный характер, пишет Дюркгейм, - то следует рассмотреть, какое место занимает оно среди других социальных явлений» [3; ст. 180]. И хотя первая часть социологического этюда «Самоубийство» (так он определил жанр своей работы) посвящена анализу факторов внесоциального характера, приводящих к самоубийству, основное внимание в книге уделяется социальным явлениям и процессам, ведущим к нему.

Дюркгейм отмечает, что «процент самоубийств зависит только от социологических причин и что контингент добровольных смертей определяется моральной организацией общества» [3; ст. 180].Он говорит о том, что не следует относить эту социальную болезнь к «частному разряду фактов», поскольку вопросы самоубийства «совпадают с самыми важными практическими проблемами современности. Нормальный рост самоубийств и общее тяжелое состояние современных обществ имеют общие причины. Это небывало огромное число самоубийств доказывает, что цивилизованные общества находятся в состоянии глубокого преобразования, и свидетельствуют о серьезности недуга - можно даже сказать, что она измеряется этим числом» [3; ст. 181.].

Прежде всего следует отметить, что в соответствии с общей концепцией Дюркгейма самоубийство рассматривается в качестве социального факта. Главной его причиной как одного из наиболее ярких примеров разрушения социальных связей является негативное воздействие социальной среды на поведение личности и целых общественных групп.

Своим социологическим этюдом «Самоубийство» Дюркгейм демонстрирует блестящий образец использования официального статистического материала, который систематизируется строго определенным образом и позволяет выявить связи и зависимости между самоубийством и различными социальными факторами, воздействующими на него. Среди последних - факторы пола, семьи, религии, социального статуса, национальных и политических отношений и ряд других. Другими словами, процент самоубийств французский социолог рассматривает как функцию многих социальных переменных. Главной их чертой является степень социальной интеграции индивида в систему социальных связей и отношений, которая становится основным противостоящим самоубийству разградительным барьером.

3. Классификация видов самоубийств

самоубийство дюркгейм социологизм общество

Дюркгейм выделяет четыре типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое. В чем характерные черты каждого из типов самоубийства и каким социальным процессам и состояниям общества они сопутствуют?

Эгоистический тип самоубийств коренится в разрыве социальных связей между индивидом и группой. Как считает Дюркгейм, когда люди объединены и связаны любовью с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за существование. Кроме того, сознание цели, стоящей перед ними, заставляет их забыть о личных страданиях. В коллективе, как он отмечает, можно наблюдать постоянный обмен идей и чувств между всеми и каждым, и поэтому индивид не предоставлен своим единичным силам, а является участником коллективной энергии и находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка.

В этом плане, чем больше ослабевают внутренние связи с той группой, к которой принадлежит индивид, тем меньше он от нее зависит и тем больше он будет руководствоваться соображениями своего личного интереса. В результате Дюркгейм дает следующее определение эгоистическому самоубийству: «Если условиться, - пишет он, - называть эгоизмом такое состояние индивида, когда индивидуальное «я» резко противополагает себя социальному «я» и в ущерб этому последнему, то мы можем назвать эгоистичным тот частный вид самоубийства, который называется чрезмерной индивидуализацией» [6; ст. 13]. Продолжая свою мысль, он подчеркивает, что крайний индивидуализм не только благоприятствует деятельности причин, вызывающих самоубийства, но сам может считаться одной из причин такого рода. Он (индивидуализм) не только устраняет препятствия, сдерживающие стремление людей убивать себя, но сам возбуждает это стремление и дает место специальному виду самоубийств, которые носят на себе его отпечаток. Этим, по Дюркгейму, и «оправдывается название «эгоистическое самоубийство», которое мы ему дали» [6; ст. 187]. Подчеркивая роль общества в стабилизации жизни людей, он прямо пишет, что отдельные индивиды настолько связаны с жизнью целого общества, что последнее не может стать больным, не заразив их. Страдания общества неизбежно передаются и его членам, более того, общество, подчеркивается им, есть цель, которой мы отдали лучшие силы нашего существования, и поэтому, отрываясь от него, мы утрачиваем смысл нашей деятельности. Таким образом, все разочарования индивида выражают собой состояние разложения, в котором находится общество.

Подводя итог своим рассуждениям относительно самоубийств данного типа, Дюркгейм приходит к выводу, что эгоизм является не вспомогательным фактором, а производящей причиной. Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабела его связь с обществом. Что же касается фактов частной жизни, кажущихся непосредственной и решающей причиной самоубийства, то они, по Дюркгейму, могут быть признаны только случайными. Ибо если человек так легко склоняется под ударами жизненных обстоятельств, то это происходит потому, что состояние того общества, к которому он принадлежит, сделало из него добычу, уже готовую для самоубийства [6; ст. 193-194].

Альтруистическое самоубийство выступает у Дюркгейма своеобразной обратной стороной эгоистического. Как он подчеркивает, если крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то недостаточно развитая индивидуальность должна приводить к тем же результатам. Другими словами, если человек отделился от общества, то в нем легко зарождается мысль покончить с собой; то же самое происходит с ним и в том случае, когда общественность без остатка поглощает его индивидуальность.

Как поясняет Дюркгейм, во всех этих случаях человек лишает себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что он должен был сделать так. Если он уклоняется от исполнения долга, то его ожидает бесчестье и чаще всего религиозная кара. Понятно, что если общество может принуждать к самоубийству, то это обязательно обозначает, что индивидуальная личность в данной среде ценится очень низко. Ясно и другое, что для того, чтобы индивид занимал такое незначительное место на фоне коллективной жизни, необходимо почти полное поглощение его личности той группой, к которой он принадлежит. Причем эта последняя должна являться очень крепко сплоченной, то есть в целом самоубийство здесь имеет своей причиной недостаточное развитие индивидуализма.

Дюркгейм пишет: «Если мы называем «эгоизмом» то состояние, когда человеческое «я» живет только личной жизнью и следует только своей личной воле, то слово «альтруизм» также точно выражает обратное состояние, когда «я» не принадлежит самому человеку…и когда центр его деятельности находится вне его существа, а внутри той группы, к которой данный индивид относится. Поэтому то самоубийство, которое вызывается чрезмерным альтруизмом, мы и называем альтруистическим» [6; ст. 201].

Правда, Дюркгейм делает пояснение. Поскольку для данного типа самоубийства характерным является то обстоятельство, что оно совершается во имя долга, то мы должны отразить это и терминологически и назовем его обязательным альтруистическим типом самоубийства.

Это важно, ибо, как замечает автор, не каждое альтруистическое самоубийство является обязательным. Существует целый ряд самоубийств, где рука общества не чувствуется в такой степени и поэтому самоубийство не носит такого обязательного характера (носит факультативный характер). В целом же, как считает Дюркгейм, в той среде, где властвует альтруистическое самоубийство, человек всегда готов пожертвовать жизнью, но зато он столь же мало дорожит и жизнями других людей.

Наконец, самоубийство вызывается аномией, социальной дезорганизацией, в которой люди теряют первичный образ жизни и не могут приспособиться (адаптироваться) к новым социальным условиям. Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей: одни люди внезапно возвышаются, а другие теряют свое социальное положение, что порождает неустойчивость общества в целом и рост числа самоубийств.

Как отмечал Дюркгейм, в момент общественной дезорганизации, - будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, - общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека, и в этом видится объяснение тех резких повышений кривой самоубийств. Причем аномия, по Дюркгейму, является в современных обществах регулярным и специфическим фактором самоубийств, отличным от всех других типов самоубийств.

Противоположностью аномического самоубийства является фаталистическое, которое возникает в результате усиленного контроля со стороны группы, «избытка регламентации», имеющей тенденцию быть сильной и постоянной и поэтому становящейся невыносимой. «Его совершают люди, будущее которых безжалостно замуровано, страсти которых жестоко ограничены дисциплиной» [5; ст. 164]. Этому виду самоубийств Дюркгейм уделил очень мало внимания.

Нельзя не заметить, что между аномическим и эгоистическим видом самоубийства существует некоторое родство. И тот и другой в своем корне определяются отчужденностью, недостаточной близостью общества к индивиду, но «сфера бездействия» в этих случаях совершенно различна. При эгоистическом виде самоубийства дефект находится в собственно коллективной деятельности, которая лишается смысла и значения. А при аномичном самоубийстве решающую роль играют исключительно индивидуальные страсти, которые ничем не сдерживаются.

Поэтому можно сказать, что эти два типа самоубийства, несмотря на то, что имеют целый ряд общих точек соприкосновения, остаются независимыми друг от друга. Причем эгоистическое и аномическое самоубийства большую часть своих жертв вербуют в разнородных слоях общества. Первое распространено преимущественно среди интеллигенции, в сфере умственного труда, а второе наблюдается главным образом в мире торговли и промышленности.

Исследование Дюркгейма о самоубийстве имело большое научное и практическое значение. Эта проблема стала одной из важнейших в общей системе социологического познания общественной жизни. Последующие исследования подтвердили правильность многих выводов Дюркгейма.

4. Применение принципов «социолоизма» к исследованию причин самоубийства

К тому времени, когда Дюркгейм обратился к социологическому исследованию причин катастрофически возрастающего числа самоубийств в Европе, по этому вопросу уже существовала весьма обширная литература. В XVIII в. самоубийство исследовалось главным образом как моральная проблема, в XIX в. обозначился подход к нему как к социальной проблеме, требующей социологического объяснения. Устанавливались статистические корреляции, выдвигались гипотезы об отношении различных уровней самоубийства к таким факторам, как наследственность, раса, климат, психические расстройства и др. Часто выдвигалась идея, что рост самоубийств происходит вследствие разложения традиционного социального порядка и формирования нового, индустриального общества. Позитивистская школа криминологии в Италии, основанная Ломброзо и его последователями, тоже обратила внимание на проблему самоубийств.

В своих исследованиях Дюркгейм широко использовал опубликованный статистический материал, устанавливающий множество статистических отношений между процентом самоубийств и социальными отношениями. При этом он опирался на широко распространенные материалы «социальных статистиков» и методы анализа, развитые Бартиллоном и др. От предшественников Дюркгейм заимствовал некоторые идеи, например, что «эгоизм» и «отсутствие морального принуждения» влияет на изменение уровня самоубийств; но он еще вдобавок попытался привести эти психологические и моральные категории в социальные или культурные характеристики, которые рассматривал в качестве главных объясняющих факторов. Дюркгейм опирался также на неопубликованные материалы французского министерства юстиции.

Проблема самоубийства казалась Дюркгейму подходящей темой для социологического исследования по многим причинам. Во-первых, это была «ясно очерченная группа фактов», которые можно было легко определить. Вместо того чтобы «предаваться метафизическим размышлениям по поводу социальных явлений», социолог сможет «открывать законы, которые лучше всякой диалектической аргументации доказывают возможность существования социологии как науки» [4; ст. 157]. Во-вторых, Дюркгейм рассматривал свою работу как применение к эмпирическому материалу главных принципов социологического метода, разработанных и изложенных им ранее в «Правилах…»: изучения социального факта как «вещи», т.е. как внешнего по отношению к индивиду, признания существования особой реальности - общественной, которая, определяя поведение индивида, не зависит от воли последнего. Опираясь на эти теоретико-методологические предпосылки, Дюркгейм отвергал объяснение самоубийства в терминах индивидуальных психологических мотивов и утверждал в качестве объясняющих факторов сугубо социальные причины. «Самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людьми» [4; ст. 157].

Наконец, в поисках причин кризиса современного буржуазного общества Дюркгейм приходил к выводу, что самоубийства «являются именно одной из тех форм, в которых передается наша коллективная болезнь, и они помогут нам добраться до ее сути» [4; ст. 157]. «Непомерное возрастание добровольных смертей, имеющее место за последнее столетие, нужно рассматривать как патологическое явление, становящееся с каждым днем все опаснее» [4; ст. 158].

Определение причины социальной болезни и указание средств ее преодоления казались французскому социологу лучшими способами утверждения престижа социологии как науки. Объяснить социологически «наиболее индивидуальное действие», принадлежащее, как кажется, только области психологии, означало также решение более общей задачи: дать ответ на основной вопрос всего его творчества, пролить свет на действие тех сил, которые объединяют людей друг с другом, поскольку самоубийство рассматривалось как очевидный пример разрушения социальных связей.

Решая эту задачу, Э. Дюркгейм поочередно рассматривал предполагаемые причины самоубийств (внесоциальные и социальные факторы), способ, каким действуют социальные причины, и их отношения с несоциальными факторами.

Согласно теории, выдвинутой Дюркгеймом, процент самоубийств является функцией нескольких социальных переменных: религиозных, семейных, политических, национальных и других социальных отношений. Исходя из этой гипотезы, Дюркгейм использует характерный для него прием доказательства путем элиминации (исключения): систематически рассматривает и отбрасывает такие несоциальные факторы, как психоорганическое предрасположение индивидов (психопатическое состояние, расовый и наследственный факторы), физическое окружение (климат, время года, время дня) и подражание.

При помощи статистических данных (статистический анализ - главный вид анализа в «Самоубийстве») Дюркгейм доказывал, что «не существует ни одного психопатического состояния, которое бы имело с самоубийством постоянную и бесспорную связь» [4; ст. 158]. Опровергая бытующее мнение, что самоубийство обязательно связано с психическим расстройством, Дюркгейм приводил такой пример: число женщин в психиатрических лечебницах намного превышает число мужчин, в то время как число самоубийств среди мужчин выше, чем среди женщин. Среди некоторых популяций наблюдается относительно высокий процент психических болезней и относительно низкий процент самоубийств. Наконец, процент самоубийств увеличивается с возрастом, в то время как психические расстройства достигают своей высшей точки в годы зрелости - между 30 и 45 годами.

Подобным же образом отбрасывал Дюркгейм и теории, обосновывающие самоубийство генетически. Он подвергал критике весьма популярное в то время понятие «раса» как ненаучное. Все изменения процента самоубийств можно объяснить, «не прибегая к таинственной силе расы» [4; ст. 159]. Количество самоубийств среди представителей тех или иных этнических групп зависит «не от крови, которая течет в их жилах, а от цивилизации, в кругу которой они воспитаны» [4; ст. 159].

Что касается наследственности, то как мужчины, так и женщины подвержены ей одинаково. Если бы она действительно была определяющим фактором самоубийств, то их число было бы одинаковым как у мужчин, так и у женщин. Если считать, что наследственность передается как нечто совершенно законченное, то ее механизм должен начать свое действие с первых лет жизни человека. «На самом же деле самоубийство среди детей наблюдается чрезвычайно редко» [4; ст. 159].

Различия в количестве самоубийств среди мужчин и женщин Дюркгейм объяснял разной степенью социализации индивидов, их вовлеченности в общественную жизнь. Мужчина, активно участвуя в общественной жизни, больше терпит от ее дезорганизации и поэтому чаще подвержен самоубийству, чем женщина.

Утверждая, что «мы предохранены от самоубийства лишь в той мере, в которой мы социализированы» [4; ст. 159], Дюркгейм рассматривал значение таких факторов, как бездетность, разводы и вообще ослабление семейной дисциплины, пагубно действующие в особенности на мужчин.

«Космические факторы» тоже исключаются французским социологом из числа возможных причин самоубийств. Например, климатические условия различных районов Италии остались неизменными, но когда столица была перенесена в 1870 г. в центр страны, «научное, артистическое, экономическое движения переместились в том же направлении. Самоубийства последовали за ними» [4; ст. 159]. Не влияет на число самоубийств и повышение температуры воздуха, как это пытались доказать итальянские социологи Морселли и Ферри. Единственный признаваемый Дюркгеймом несоциальный фактор, влияющий на самоубийства, - это долгота дня. Ее влияние объясняется через связь с таким социальным фактором, как наибольшая интенсивность социальной жизни в наиболее длинные дни года, вследствие чего особенно остро ощущаются ее дезорганизация и дезинтеграция.

Наконец, Дюркгейм отвергал весьма популярное в то время мнение, что самоубийство может быть объяснено чисто психологическим феноменом подражания. Анализ подражания, проделанный Дюркгеймом, был проявлением его упорной борьбы с концепцией Г. Тарда. Дюркгейм доказывал, что едва ли нужно дискутировать по поводу гипотезы, которая не получила экспериментального подтверждения. Подражание, доказывал он, является весьма широким, расплывчатым, неадекватно определенным понятием. «Если мы желаем устранить всякие недоразумения, мы не должны обозначать одними и теми же словами и тот процесс, путем которого среди человеческого общества вырабатывается коллективное чувство, и тот, который побуждает людей подчиняться общим традиционным правилам поведения, и тот, наконец, который заставил Панургово стадо броситься в воду только потому, что один баран сделал это» [4; ст. 160]. Хотя мысль о самоубийстве и обладает заразительностью, нет доказательств, что это явление передается соседним областям.

Дюркгейм не отвергал начисто роль индивидуальных факторов - психического состояния отдельных самоубийц, их специфических жизненных обстоятельств, но подчеркивал второстепенное значение этих факторов, их зависимость от общих социальных причин, состояния общества.

Сущностью дюркгеймовского объяснения был «социологизм», сквозь призму которого рассматривались все другие факторы, в т. ч. и индивидуальная предрасположенность к самоубийству. Указывая, что психологические мотивы самоубийств часто являются кажущимися их причинами и представляют лишь индивидуальное, притом искаженное искажение общих условий, Дюркгейм обратился к изучению социальной среды как главной причины, под влиянием которой изменяется процент самоубийств.

Самоубийство, по мнению Дюркгейма, является намеренным и сознательным актом, совершаемым индивидом в зависимости от социальной дисциплины. Мерилом берется нормальный социалный субъект, дисциплинированный и признающий над собой коллективный моральный авторитет, т.е. обладающий «здоровой моральной конструкцией» [4; ст. 164]. Проблема самоубийства зависит от морального состояния общества. Это состояние зависит от того порядка, «в каком сгруппированы и организованы социальные элементы» [4; ст. 164]. Только глубокие изменения в социальной структуре могут привести к его изменению. Об этом Дюркгейм говорил в заключительной главе своей книги «Самоубийство».

Мораль упадка и отчаяния толкает индивида к самоубийству, но «в действительности эта мораль является следствием, а не причиной; новые учения о нравственности только символизируют на абстрактном языке и в систематической форме физиологическую слабость социального тела» [4; ст. 165]. Социальная дезорганизация лежит в основе как коллективного, так и индивидуального пессимизма, поэтому усилия должны быть направлены на изменение «анатомической структуры» общества.

Назвав моральным тот «недуг, симптомом которого является аномальное увеличение числа самоубийств, - писал Дюркгейм, - мы не хотим свести его на степень какого-то поверхностного недомогания, которое можно усыпить хорошими словами. Наоборот, удостоверенное этим путем искажение морального темперамента свидетельствует о глубокой испорченности нашего социального строя. Чтоб излечить первое, необходимо реформировать второй» [там же]. В данном случае он рассматривал социальные отношения как базис, на котором развиваются моральные верования и идеи. Отсюда следует, что для лечения общества необходимо установление новых форм социального взаимодействия или социальных отношений - создание профессиональных групп, поскольку старые формы социальной организации - семья, цех, церковь - уже не выполняют своих функций социального контроля.

Обратившись к данным официальной статистики самоубийств, Дюркгейм обнаружил целый ряд частных закономерностей (например, статистика устанавливала, что процент самоубийств выше летом, чем зимой; мужчины имеют более высокий уровень самоубийств, чем женщины, и т.д. и т.п.). Таким образом, статистика доставляла скоррелированные факторы, которые могли служить руководством для исследования причин самоубийств.

Предполагая, что данные статистики дают ключ к проблеме причинности, Дюркгейм классифицировал различные факторы на основе уровня или сферы действительности, представленной этими данными. Он разграничил факторы, принадлежащие к социальной сфере (религия, семейное положение, организация семьи, образ жизни, профессия - военная или гражданская), и факторы, которые не являются социальными.

«Оставив в стороне индивида как индивида, его мотивы и идеи», нужно изучать, утверждал Дюркгейм, «те различные состояния социальной среды (религиозные верования, семья, политическая жизнь, профессиональные группы и т.п.), под влиянием которых изменяется процент самоубийств» [4; ст. 166].

Исследуя социальные факторы, Дюркгейм старался определить, какой их элемент или какой аспект в соответствии с различными логическими правилами и в особенности правилом сопутствующих изменений наиболее тесно связан с социальным процентом самоубийств. Какая, например, черта религии имеет наибольшее отношение к самоубийству? Что именно в протестантизме делает его приверженцев более подверженными самоубийству, чем те, кто исповедует католицизм?

Начав с исследования того, как различные религиозные вероисповедания влияют на число самоубийств, Дюркгейм показал различия между католицизмом и протестантизмом как с точки зрения вероучения, так и с точки зрения обрядов. Католицизм как более старая традиционная система верований и обрядов обладает по сравнению с протестантизмом гораздо большей целостностью, силой убеждения, непримиримостью к новшествам, разрушающим «общий дух». Это обуславливает и большую сплоченность религиозной группы католиков, а отсюда - и меньший среди них процент самоубийств. Протестантизм же связан с упадком традиционных верований, «в гораздо большей степени допускает свободу исследования», проникнут «духом свободомыслия» и критицизма, и вообще «он беднее верованиями и меньше зависит от установившихся обычаев». А так как «религиозное общество не может существовать без коллективного кредо» и «религия объединяет людей, только привязывая их к одной и той же системе учений», то и процент самоубийств среди протестантов выше. «Перевес на стороне протестантизма в сфере самоубийств происходит от того, что эта церковь по существу своему менее целостна, чем католическая» [4; ст. 167].

Так, эмпирическими данными подтверждается та точка зрения, что различный уровень самоубийств в религиозных группах проистекает оттого, что католическая церковь как социальная группа является более тесно спаянной, более единой, более сильно интегрированной, чем протестантская. «Если религия предохраняет от самоубийства лишь постольку, поскольку она создает общество, то вполне вероятно, что другие общественные союзы вызывают те же результаты» [4; ст. 167]. Семья, политические союзы также предохраняют от самоубийства в силу своей сплоченности.

Анализируя эту проблему, Дюркгейм установил, что главной ее чертой в отношении к самоубийствам является степень социальной интеграции или социальной связи. Так, если брак, наличие детей, сельская жизнь являются социально интегрирующими факторами и потому предохраняют индивида от чувства социальной изоляции, то более высокий процент самоубийств среди военных по сравнению с гражданскими может быть понят, согласно Дюркгейму, как результат излишней, чрезмерной социальной интеграции последних.

Таким образом, социальный процент самоубийств варьирует в соответствии с уровнем интеграции социальных групп, он возрастает или уменьшается в соответствии с тем, выше или ниже данный уровень интеграции. «Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид» [4; ст. 167].

А как же несоциальные факторы влияют на уровень самоубийств? Например, статистика показала, что уровень самоубийств бывает выше летом, чем зимой. Долгота дня также влияет на ритм социальной жизни. Более длинный день способствует более интенсивному и более активному участию в социальных событиях, и это в свою очередь воздействует на индивидуальное чувство изоляции того индивида, который не участвует в социальной деятельности.

Точно так же обстоит дело с другими несоциальными факторами. Теория самоубийства Дюркгейма в итоге сводится к следующему. Французский социолог пытался объяснить различный процент самоубийств социальными причинами, видя их либо в реальных течениях настроений или мнений, в «наклонности к самоубийству», которая неодинакова у разных народов, либо в степени интеграции общества. Он утверждал принципиальное различие между социальными причинами и индивидуальными психологическими особенностями индивидов, их «мотивами и идеями», «частными обстоятельствами» и предполагал, что только первые являются детерминирующими, поскольку только они могут объяснить как изменчивость, так и постоянство социального процента самоубийств. Смертоносные течения действуют на индивида извне, находя наиболее восприимчивых и их «слабые пункты». Течения эгоизма, альтруизма, аномии существуют одновременно, и, когда они находятся в состоянии равновесия и взаимно как бы гасят друг друга, индивид также находится в состоянии равновесия и воздерживается от мысли о самоубийстве.


Заключение

Изучая самоубийство, Дюркгейм пытался раскрыть его причины. Вполне правомерно он связывал рост числа самоубийств с «особыми условиями, в которых осуществляется прогресс в наше время», с кризисным состоянием общества, ярко описав его морально-психологическую дезорганизацию, симптомы разложения и морального упадка. Причины роста числа самоубийств действительно следует искать в кризисных явлениях буржуазного общества.

Задача социологов состоит не только в том, чтобы найти причины самоубийства, а еще и в том, чтобы вместе с психологами оказывать помощь суицидентам. Такие службы начинают создаваться с начала XIX века (первые такие попытки известны в Австрии и США). В настоящее время в большинстве стран существуют кабинеты (пункты, бюро, центры) психологической помощи, кризисные стационары и «горячие линии» (» телефоны доверия»). Так постепенно общество от уголовного и религиозного преследования самоубийц переходит к политике их социальной поддержки.


Список использованной литературы

1. И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. Западная социология. Учебное пособие для ВУЗов. - СП б.: ООО «Издательство ДНК», - 560 с.

. Западно - европейская социология xix - начала xx веков / Под ред. В.И. Добренькова. - М: Издание Международного Университета. Бизнеса и Управления, 1996. - 520 с.

3. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. - М. Гардарики, 2004. - 608 с.

. Осипова Е.В. «Социология Э. Дюркгейма».

. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор - академик РАН Г.В. Осипов. - М: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА - ИНФРА. М), 2001 - 576 с.

. Э. Дюркгейм. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.

. Ручка А.А., Танчер В.В. Очерки истории социологической мысли 1992 г.

. Социологическая энциклопедия. II том.




1. Контрольная работа
2. Анализ системы и структуры органов государственной власти на примере Новосибирской области
3. і Сынып ~жымына психологиялы~педагогикалы~ мінездеме
4. Некоторые вопросы по конституционному праву
5. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук1
6. ТЕМА 14. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 1
7. тема Лиги Наций Релаксационные войны после Первой мировой войны- география конфликтов
8. Лабораторная работа 81 Массивы структур и массивы ячеек Задан массив структур вида GR521 c информацией.
9. Хэнглтоне попрежнему зовут его Домом Реддлов хотя семья Реддлов давнымдавно там не живет
10. Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы
11. р осінній семестр Група 13 Богун Наталія Юріївна
12. В то время когда александрийский престол занимал святейший патриарх Иоанн Милостивый в Александрию
13. . Тепловые электростанции
14. Чувство времени и его роль при выполнении штрафных бросков
15. тема уголовных наказаний
16. тема л
17. Виховна система В.О. Сухомлинського
18. Технический цикл бронирования номеров в гостинице
19. ю СанктПетербургскую гимназию он в 1902 г
20. внеуличных железных дорог большой скорости