У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Реферат студента 4 курса дневного отделения Виноградова Олега Сергеевича.

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

PAGE   \* MERGEFORMAT 15

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет

УЧЕНИЕ О “ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА” И. И. МЕЧНИКОВА

Реферат студента

4 курса дневного отделения

Виноградова Олега Сергеевича.

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Различные аспекты человеческой природы в понимании И. И. Мечникова…………………………………………………………………4

Глава II. Дисгармонии человеческой природы и попытки их разрешить…….8

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Илья Ильич Мечников – выдающийся русский биолог, интересы которого распространялись на самые разные сферы научной деятельности. Особую важность для него представлял вопрос человеческой природы, ее формирования и возможности на нее повлиять. Подробно на этой проблеме Мечников останавливается в своем сочинении «Этюды о природе человека», в котором он рассматривает современные ему взгляды и концепции, связанные с данной темой. Несмотря на то, что сочинение было написано в 1903 году, проблемы, затронутые в нем, не решены и сегодня, что делает его, и соответственно научные изыскания Мечникова актуальными и по сей день.

ГЛАВА I. РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ В ПОНИМАНИИ И. И. МЕЧНИКОВА

Мечников, будучи биологом, рассматривает  проблему человеческой природы, прежде всего с биологической точки зрения, анализируя различные научные концепции. Но также Мечников стремится к полному и всеобщему пониманию изучаемого вопроса, в результате чего он анализирует некоторые философские и религиозные воззрения на природу человека. Мечников так же указывает на важную роль науки в формировании человеческого мировоззрения. Мечников полагает, что на основе рациональных принципов возможно воздвигнуть новый фундамент для человеческого мировоззрения. Здесь он ссылается на рациональность философии: “Ученые и философы различных времен полагали, что человеческая природа дает нам все нужные элементы для рациональной нравственности”.1 Мечников полагает, что высокоразвитая культура и искусство эллинов являлись следствием их почётного отношения к человеческой природе и естественному образу человека, выражаемого ими в искусстве, и в скульптуре в частности. В качестве примера того, какое место природа занимала в Древней Греции и Риме Мечников приводит философию.

В исторической перспективе Мечников отождествляет принцип жизни в соответствии с природой и рациональными исканиями человека, подтверждая свои слова соответствующими течениями в философии. В конечном счете, с этим принципом “природной рациональности” сталкиваются современные Мечникову ученые, такие как Чарльз Дарвин и Герберт Спенсер.

Однако вместе с идеей гармонии человека и его природы развивался и дуализм – оппозиция человеческой души к телу, характерная для религии и многих философских школ. Мечников пытается доказать его несправедливость. Для этого он приводит примеры крайнего дуализма христианства, а как следствие упадок искусства и культуры.

Однако в большей степени Мечникова волнует не культурный аспект, а биологический. В свете его он анализирует имеющиеся научные сведения и  рассматривает процесс появления и исчезновения многих видов, приходя к выводу о том, что этот процесс вовсе не заканчивается на человеке, так же, как и не стремится к конечному прогрессу. Свои слова Мечников аргументирует на примере некоторых живых организмов, взаимодействие которых достаточно гармонично сложено, чтобы дать возможность совершить ошибочный вывод о некой высшей воле их сотворившей. Однако это взаимодействие в такой же степени обладает многими функциональными недостатками, что дает возможность глубже взглянуть на устройство живых организмов и прийти к выводу о процессе сохранения полезных признаков и отбрасывании негативных для дальнейшего выживания вида.

Рассуждая об этом процессе и природе человека вообще, Мечников во многом опирается на учение Дарвина. Идеи, изложенные им и его последователями, по мнению Мечникова, напрямую указывают на то, что человеческая природа напрямую берет свое начало от общего предка с обезьяной, а сам человек как биологический вид очень схож по многим признакам непосредственно с самой обезьяной. Мечников рассматривает многие сходства, включая схожие анатомические признаки и признаки установленные экспериментально.  Особенно он выделяет наличие большого числа рудиментарных органов, что позволяет проследить историю формирования конкретного вида. Мечников указывает на рудименты, которые сохранились у человека.2 Их достаточно много и они, по мнению Мечникова, во многом утратили свои прежние функции. Среди таких рудиментов, например зубы мудрости и аппендицит. Мечников полагает, что человек мог бы вполне обходиться не только без них, но и даже без функционирующих органов пищеварения, таких как толстая кишка. Это приводит ученого к выводу о том, что человеческий организм несовершенен и обладает доставшейся от предков внутренней дисгармонией.

В поисках внешних дисгармоний Мечников рассматривает взгляды на человека как на существо общественное, начиная с того, что приводит примеры того, как эта общественность легко принимается в качестве фундаментального принципа природы человека. При этом такой вывод возникает лишь в результате наблюдения поверхностной симпатии одних групп людей к другим. Что, по мнению Мечникова, не будет являть собой всю суть человеческого естества, так как общественная природа человека основана на общественном инстинкте, границы которого очень размыты и трудноопределимы, что порождает множество вопросов, таких как: “Надо ли распространять наши общественные инстинкты на близких и дальних родственников, или на всех сограждан и соотечественников, или на всех белых и черных, добрых и злых людей? Или, быть может, инстинкт этот должен быть направлен преимущественно на единоверцев или единомышленников?”3 В этом Мечников так же обнаруживает дисгармонию человеческой природы, которая, безусловно, затрудняет развитие человечества, так как именно общественной природой человека связаны вопросы счастья и общего блага.

Кроме общественного инстинкта, Мечников так же рассматривает инстинкт самосохранения и в контексте этого вопроса он, конечно, касается тем смерти и страха пред ней. Мечникова волнует то, насколько развит у человека данный инстинкт, и то, как он проявляется в различных ситуациях и в различном возрасте. В ходе рассуждения, Мечников полагает, что, будучи присущим, всем людям, инстинкт самосохранения проявляется в более позднем возрасте, тогда как в смертельно опасных ситуациях он одинаков для всех людей. Причину же самого страха смерти Мечников усматривает в слишком сильной для человека любви к жизни, которая соответственно так же усиливается с возрастом. Это усиление страха перед смертью и любовью к жизни в старости, и при этом относительное пренебрежение ими в молодости являют для Мечникова очевидную дисгармонию, которая вместе с другими дисгармониями приводит ученого к пессимистическим взглядам на человеческую природу.

ГЛАВА II. ДИСГАРМОНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ И ПОПЫТКИ ИХ РАЗРЕШИТЬ

Рассмотрев с биологической точки зрения человеческую природу, Мечников окончательно убеждается в ее несовершенстве. Однако человек, не смотря на это несовершенство, не вымер как вид, что говорит о его адаптации к внешней среде и естественным дисгармониям. Именно то, как человек адаптировался к ним, представляет для Мечникова важный вопрос, ответить на который он пытается, проанализировав различные мировоззренческие системы, которые могли бы компенсировать человеку недостаток его природы. Первой из таких систем, рассматриваемых Мечниковым, является религия.

Происхождение религии уходит своими корнями в глубокую древность, в те времена, когда дикость доминировала над человеком. В эту эпоху и зародилась религия в виде анимизма, который мечников рассматривает как первую форму компенсации человеком дисгармоний страха смерти. Главную роль здесь играет вера в загробную жизнь и перенесение свойств живой природы на неживую. Далее, как замечает Мечников, с развитием человека все глубже укрепляется убеждение о существовании души после смерти. Ученый рассматривает его в свете некоторых древних религий и окончательно убеждается в необходимости полагать, что большая часть населения земли так или иначе верит в бессмертие души, которое является основой развития многих религий. Однако зачастую страх перед смертью побеждает человеческую веру в бессмертие, что обнажает недостаток религии в функции компенсации дисгармоний вообще. Это приводит Мечникова к вопросу о том, насколько эффективно религии выполняют данную функцию.

Мечников отвечает на этот вопрос, во-первых, на примере того, как буддизм решает проблему страха перед смертью. В этом контексте ученый наиболее заинтересован в не религиозном буддизме, который, по его мнению, может претендовать на утешение человека пред конечностью жизни, что достигается благодаря его строгим рациональным правилам нравственной жизни. Но, однако, Мечников замечает крайнюю сложность восприятия исконного буддизма народом, которая привела в итоге к формированию религиозного буддизма, не способного, будучи уже “обыденной религией” полностью удалить дисгармонию страха перед смертью. Мечникова так же не удовлетворяет то, как другие религии пытались компенсировать дисгармонии человеческой природы, связанные с пищеварительной и половой функциями.

Таким образом, Мечников полагает, что разные религиозные системы с древнейших времен придумывались людьми для облегчения их существования в мире несовершенств. При этом само “облегчение” осуществлялось за счет восприятия человеком на веру тех или иных положений религии. Однако, метод восприятия на веру, как справедливо считает Мечников, не единственный способ побороть недостатки человеческой природы: изобретательность и разумность привели человека к философскому подходу, который сосредотачивает все усилия человека на рациональном поиске и аргументированном подтверждении своих предположений. Именно эти особенности философствования интересуют Мечникова более всего в контексте идеи о бессмертии души как главного элемента компенсации человеческой природы.

В первую очередь Мечников обращается к тому, как идея о бессмертии души рассматривалась в античной философии. Здесь он, главным образом, анализирует идеи Платона и Стоиков. Взгляды Платона Мечников стремится наглядно передать через «Апологию», в которой Платон рассуждает о проблеме смерти и бессмертии души, демонстрируя свое отношение к ним в образе Сократа. Платон убежден в этом вопросе однозначно и, как говорит Мечников, “всякими соображениями изощряется доказать нам бессмертие души”.4 Однако Мечникова волнуют не столько доказательства бессмертия души здесь, и аргументация Платона по этому вопросу в других диалогах, сколько рациональное зерно сомнения, которое Платон проявляет, в ходе самих рассуждений о бессмертии души.

По мысли Мечникова эта рациональность развивается и дальше, а у Аристотеля она занимает главенствующее положение. Действительно, Стагирит, в отличие от Платона, мыслит душу как неотделимую от тела: “В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него”.5  Разум Аристотель рассматривает как свойственный исключительно душе. Таким образом, как показывает Мечников, понятие души все более приобретает рациональный уклон.

Рассматривая стоиков Мечников, на примере Сенеки, показывает пессимистический отход от понятия бессмертной души к некому общему организующему началу и фатализму по отношению к нему: “за неимением загробной жизни, которую первобытные верования представляли себе довольно ясно и утешительно, философия не нашла ничего другого, как идею смирения перед неизбежными законами природы, и ограничилась обещанием туманного возврата к какому-то общему и бесконечному началу”.6 Эти тенденции находят подтверждение и у Марка Аврелия, который, по мнению Мечникова, будучи не в состоянии с уверенностью заявить о бессмертии души, в итоге, был вынужден прибегнуть к смирению перед природой, которое соответственно означает и смирение перед смертью.

Мечников полагает, что именно со смирения и начинается упадок рациональности и тенденция ухода многих философов глубоко в сферу трансцендентального. Смирение для Мечникова - главный результат философии, который, в итоге, стал причиной развития пессимизма: “некоторые независимые и смелые умы не могли преклониться перед таким результатом и пытались найти другое решение великой задачи, занимающей человечество. Отсюда вытекает пессимизм — философское учение, имевшее столько сторонников в прошлом веке и царящее еще над многими современными умами”.7

К одним из первых распространителям пессимизма в Европе Мечников относит поэтов, среди которых важное место занимает Байрон. Этот поэт переносит свои пессимистические взгляды в поэзию, продолжением которой, как утверждает ученый, явилась философская тенденция, также отличающаяся пессимизмом.

Одним из представителей такой тенденции является Артур Шопенгауэр. Он рассматривает человеческое существование, с точки зрения его ошибочности и случайности, доставляющей самим людям только разочарование, так как желание жить и чувствовать несовместимо с конечностью человеческого бытия – Шопенгауэр отрицает личное бессмертие души. Мечников особо отмечает пессимистичность философии Шопенгауэра и ее отрицательный характер. Далее анализируя философский пессимизм Мечников рассматривает взгляды Гартмана, который продолжает пессимистическую линию свою предшественника. Однако Гартман в гораздо большей степени заинтересован проблемой достижения счастья, которую мечников считает немаловажной. По Гартману счастье невозможно достигнуть, а все остальное есть лишь иллюзии его достижения. Однако Гартман вовсе не считает необходимым вычленение человека из жизни, но напротив предполагает его примирение с жизнью. Такая позиция позволяет Мечникову отнести Гартмана к направлению, уже определённому им как тенденция смирения.

Указанное выше отношение к проблеме смерти, считает Мечников, малоприменимо и естественно по мере распространения вызывает в свой адрес волну критики. Однако для Мечникова философия пессимизма не является лишённой смысла. Учёный даже указывает на ее полезное значение: “Она впервые представила настоящий обвинительный акт против человеческой природы. И если считать физическую боль очень полезной в качестве показателя опасности, то следует постольку же смотреть на пессимистическое мировоззрение, как на шаг вперед в человеческом развитии. Без него слишком легко было бы впасть в род самодовольного фатализма и пребывать в квиэтизме, подобном тому, который проповедуется некоторыми религиями”.8 Значение данной философии конечно нельзя переоценивать, а сама она не является последней ступенью в развитии философии. Для подтверждения этого Мечников приводит примеры некоторых своих современников, которые, не соглашаясь с пессимистами, пытаются сделать новый шаг в проблеме несовершенств человеческой природы. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно заключить, что мечников не удовлетворен результатами, предоставленными философией в решении проблемы компенсации недостатков человеческой природы. Его не устраивает то, что философия, как он полагает, смогла лишь прийти к лишь выводу о принятии и смирении с человеческой судьбой, несмотря на то, что опиралась она на рациональные принципы.

Вполне естественно, что в полной мере не удовлетворившись философией, так же, как и религией, Мечников ищет другой способ решить проблему несовершенства человека. Этот способ, по мнению ученого, представляет собой наука, которая долго находилась в зачаточном состоянии, но со временем приобрела более точный характер и смогла решить многие насущные проблемы человека. Отдельно мечников отмечает медицину, развитие которой идет быстрыми темпами, что приводит к определенным положительным успехам в борьбе болезнями. Однако, не смотря на эти успехи медицины, наука, в общем, оказывается бессильной в том, чтобы дать человеку миропонимание альтернативное философскому или религиозному. В этом Мечников видит неоспоримый минус науки, так как вследствие его, многие люди вынуждены отворачиваться от науки в пользу тех систем, которые хоть и не могут избавить человека от дисгармоний, но могут, по крайней мере, утешить.

Среди прочих дисгармоний, которые необходимо компенсировать, Мечников особенно выделяет дисгармонию старости и страха перед смертью. Эта дисгармония заставляла верить человечество в такие иллюзии каким, по мнению Мечникова, является бессмертие души. Однако временем иллюзии были преодолены, а человек остался лишь с фаталисткой жизненной позицией, которая никак не может привести к прогрессу и новым знаниям о человеческой природе. В контексте этих целей Мечников возлагает большие надежды на науку, которая способна развить положительные черты человеческой природы, что, в конечном счете, верит ученый, приведет к гармонии – ортобиозу. Мечников считает, что человечество должно всячески поощрять науку и продвигать ее дальше – только так можно достигнуть настоящего прогресса, который, по его мнению, представляет собой устранение дисгармоний человеческой природы. Говоря о прогрессе Мечников заостряет свое внимание на идее продления жизни. Ученый верит в эту идею, так же, как и в то, что наука сможет добиться в этой сфере значимых результатов. Однако Мечников полагает, что эти результаты появятся не скоро, и для их появления необходимо прикладывать множество усилий, без которых невозможна наука. Вообще деятельность и наука для Мечникова представляют собой два неразрывных понятия, в чем он видит неоспоримое преимущество науки перед философией с ее фатализмом. Именно наука, должна послужить основой для новой нравственности и для нового мировоззрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном реферате были рассмотрены и проанализированы взгляды Мечникова, а также других мыслителей касательно сущности природы человека.  Исходя из проведенной работы, можно заключить, что Мечников обращаясь к истокам человеческой природы, находит ее несовершенной и полной внутренних и внешних дисгармоний. Наибольшей дисгармонией Мечников считает дисгармонию конечной жизни, которая заключается в том, что продолжительность жизни человека не совпадает с его потребностями и инстинктами. В попытках выяснить возможность устранения этой и других дисгармоний ученый полностью или частично отвергает   религиозные и философские решения этой проблемы, что приводит его к некоторому роду пессимизма. Однако Мечников все же считает возможным решить проблему дисгармоний посредством науки, которая как он полагает, способна привести человечество к гармонии (ортобиозу).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Аристотель. Сочинения в 4 т. М., 1976.
  2.  Интернет-коллекция словарей и энциклопедий Академик.

(http://dic.academic.ru/)

  1.  Интернет-энциклопедия Википедия.

(http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница)

  1.  Мечников, И.И. Сорок лет искания рационального мировоззрения. М., 1914.

(http://books.e-heritage.ru/book/10070375)

  1.  Мечников, И.И. Этюды о природе человека. М., 1961. 
  2.  Платон. Сочинения в 4 т. СПб., 2006.

1 И.И.Мечников. Этюды о природе человека. М., 1961. С. 26.

2 И.И.Мечников. Этюды о природе человека. М., 1961. С. 26.

3 И.И.Мечников. Этюды о природе человека. М., 1961. С. 102.

4 И.И.Мечников. Этюды о природе человека. М., 1961. С. 142.

5 Аристотель. Сочинения в 4 т. М., 1976. С. 373.

6 И.И.Мечников. Этюды о природе человека. М., 1961. С. 145.

7 И.И.Мечников. Этюды о природе человека. М., 1961. С. 149.

8 И.И.Мечников. Этюды о природе человека. М., 1961. С. 161.




1. The Gme 1
2. перерозподілу ризиків
3. ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ Утверждаю- Ректор А
4. Деление простых признаков понятия
5. Теоремы Силова
6. Россия как единое политическое сообщество народов
7. Монголо-татарское иго
8. тема религиозных учений о мире и человеке любовь к знанию знание о законах природы система наиболее
9. Подвиги и страдания святого апостола Андрея Первозванного
10. на тему- КУЛЬТУРА ПРИКАРПАТТЯ В ДРУГІЙ ПОЛОВИНІ ХІVХVІІІ СТОЛІТТЯХ виконав- студент групи Ю34 Рі
11. Астрофизика
12. 30х годах практически все культурногуманитарные сферы- образование библиотечное дело книгоиздательство м
13. Пражский лингвистический кружок
14. на тему- ПАНТЕЛЕЙМОН КУЛІШ 1819 1897 Пантелеймон Олександрович Куліш український буржуазнолібераль
15. сосудистой системы
16. на тему- Стационар на 10 мест для коров Студентка
17. Утверждаю Президент Национальной Федерации традиционного шотокан каратэдо России А
18. Тема- Тема- Строчная буква в
19. НЕДОРОСЛЬ ЕГЭ также см
20. это вид множественности преступлений имеющий место там где лицом совершено два или более преступлений пр