Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ГБОУ ВПО «Саратовский Государственный Медицинский Университет
им. В.И. Разумовского»
Кафедра Организации Здравоохранения,
Общественного Здоровья и Медицинского права.
Курс Истории Медицины
Зав. кафедрой к.м.н., доцент М.В. ЕРУГИНА
Преподаватель к.м.н., доцент Е.М.ДОЛГОВА
Реферат на тему:”Медицина в Древнерусском государстве. Представления о причинах болезней «русечей». Древнейшие виды медицинской деятельности. Радикальные и нерадикальные методы лечения”.
Реферат выполнили:
студентки 1 курса, 7 группы,
лечебного факультета
Дуишвили Милана и
Есипова Мария.
Саратов 2014 г.
Содержание:
- Радикальные и нерадикальные методы лечения………..
Введение.
Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В лето-писях врачей называли лечцами. О них упоминает «Краткая Русская Правда» древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сыну'. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийс-ких писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат трава-ми и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани».
Медицина в Древнерусском государстве.
На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называ-ли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того вре-мени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.
Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».
Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» .(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.
Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая пе-чень трески, кобылье молоко и панты оленя.
Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального про-исхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».
Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травни-ках и лечебниках (рис. 66), которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, мно-гие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них со-держатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее в Новгороде, Смоленс-ке, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лаврыпервого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.
Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Пе-черский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; препо-добный Алимпий и преподобный Агапит ближайший ученик преподобного Антония. Агапит бесплатно лечил и обитаполнять Самые чёрные работы, б"ЫтЬ терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.
В то же время врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Одна-ко на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались пресле-дованиям.
Во дворах князей, бояр служили светские лечцы как русские, так и иноземные. Так, при дворе Владимира Мономаха служил лечец-армянин, имявал за ними и пользовался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил Владимира Мономаха, когда тот был еще черниговским князем, послал ему «зелья», от кото-рого князь Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя, но Агапит попросил передать дорогие княжес-кие подарки неимущим людям. «И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали».
Таким образом, «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведе-ния о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного определять болезнь по пульсу и внеш-нему виду больного и был очень популярен в народе. А при княжеском дворе в Чер-нигове в XII в. служил известный врачеватель Петр Сириянин (т. е. сириец). Лечцы широко использовали в своей практике опыт народной медицины.
Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские руко-писи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания.
Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава». Переведен-ный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. «Избор-ник» по своему содержанию вышел за рамки первоначальной задачи связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской мора-п» и приобрел черты энциклопедии. Описаны в нем и некоторые болезни, соответствую-щие тому времени представления об их причинах, лечении и предупреждении, при-ведены советы о витании (например, «силы в овощи велики», или «питье безмер-ное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать . тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения. В «Изборнике» говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или: мертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при по-мощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны даже ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приве-дены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.
В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, баб-ках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.
По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в XXIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Нов-города найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о сущест-вовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхи-миках, занимавшихся приготовлением лекарств. На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 нас-тилов) деревянные мостовые, созданные в XXI вв., более 2100 построек с находя-щимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревян-ные водосборники и водоотводы одни из древнейших в Северной Европе. Заметим, что в Германии водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в.
Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачева-ния. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осу-ществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопус-кания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.
Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора (XI в.). Спустя столетия известный русский акушер Н. М. Максимович-Амбодик (17441812) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою... бане» (1783).
В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских ле-тописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие кар-тины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси назы-вали «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями. В народе быто-вало мнение, что яровые поветрия возникают от сверх естественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, перемены -:-годы. В русских народных сказках изоб-ражалась женщина огромного роста с распущенными волосами в белой одежде, холера в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблю-дению правил гигиены, усиливало эпидемии; идущий следом за ними голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней.
Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарско-го ига (12401480). Монголо-татарское иго разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Кавказа. Непрекращающаяся борьба русского народа заставила завоевателей отказаться от идеи создания на Руси своих органов управления. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение стра-ны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы.
Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Белозерский мо-настырь, основанный в 1397 г. и не подвергавшийся вражескому нашествию. В стенах монастыря в начале XV в. монах Кирилл Белозерский (13371427) перевел с греческого «Галиново на Иппократа» (комментарии Галена к «Гиппократову сбор-нику»). При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.
В XIIIXIV вв. в русских землях окрепли новые города: Тверь, Нижний Новго-род, Москва, Коломна, Кострома и др. Во главе объединения русских земель встала Москва.
Представления о причинах болезней русечей.
Древних русичей мучили различные недуги: "корчи" и "корчения" (тик, хорея), "прикорчения" (антилозы и контрактуры), "трясновения", "падучая немощь" (эпи- лепсия), "кичание долу" (дрожательный паралич), "бешенство", "исступление ума" (различные формы психозов), "каркыня" (рак), "прокажение" (проказа), "дно" (все виды внутренних заболеваний, конкретнее - желчекаменная и почечная колики), "сухотная" (чахотка), "трясьце" (малярия), "вдуша" (астма), "усовь" (плеврит), "огневица" (тиф), "воспа" (натуральная и ветряная оспа, корь, скарлатина), "водный труд" (водянка), "камчюга" (артриты, подагра, каменная болезнь), "свербежь" (чесотка)...
Летописи изобилуют четкими клиническими описаниями болезней, поражавших князей. Так, Владимир Святославич Святой страдал "очима" (заболеванием глаз). Святослав Ярославич Черниговский в 1076 году умер от злокачественной опухоли на шее - лимфосаркомы или лимфогранулемы. Всеслав Полоцкий имел врожденную мозговую грыжу, из-за чего всю жизнь носил повязку-бандаж. Владимир Волынский в 1288 году после страшных мучений скончался от злокачественного образования на подбородке. Согласно летописи, "нача еому гнити исподная оуоустна первого лета мало, на другое и на третье болма нача гнити. И еще же емоу не вельми болноу, но ходяшь и ездяшеть на коне... Исходящоу же четвертомоу летоу, и наставши зиме, и нача болми немочи, и опада емоу все мясо с бороды и зоуби исподнии выгниша вси и челюсть бородная перегни". В возносимых Богу молитвах князь стонал: "... не могоу терпети". "Леже потомь вонъ не вылазя, но болми нача изнемогати, и опада емоу мясо все с бороды и кость бородная перегнила бяшет и быс видити гортань. И не вокоуша по семь недель ничегоже развее одиное воды и то же по скоудоу"(1).
В 1092 году на русские земли обрушилась первая в их истории эпидемия. Тогда за три месяца от Филиппова дня до мясопуста было продано 7 тысяч гробов. Мор 1230-1232 годов на Смоленской земле унес 32 тысячи жизней.
Однако средневековые люди не понимали истинных причин немощей и объясняли их происками дьявола. Они представляли болезни в образе злых сил, посланных де-монами, чтобы наказать грешников. Во время мора 1092 года в Полоцке в полночь слышались стоны, и горожанам чудилось, что "рыщуть беси по оулици" и поражают того, кто "вылезаще из хоромины". Затем бесы стали являться днем верхом на ло-шадях, но самих их не видели, лишь замечали копыта коней. По волости поползли слухи, "яко навье (души умерших предков. - И. М) бьють Полочаны".
Бытовало мнение о внезапно появлявшихся болезнях-женщинах. Холеру предс-тавляли в виде старухи со злобным лицом. В легких, свободно развевавшихся по ветру одеждах налетали от семи до двенадцати дев-лихорадок: трясея; приносящая внутренний жар огнея; знобея; давящая на ребра, лишающая аппетита и вызываю-щая рвоту гнетея; причиняющая хрипоту и харканье грудея; ломящая голову и зак-ладывающая уши глухея; ломея; пускающая по телу отеки пухнея; желтея; корчея; не позволяющая больному сомкнуть глаза глядея и, наконец, старейшая сестра мертвящая невея.
За помощью обращались к народным врачевателям - ведунам, знахарям, зелейни-кам. Народные приемы лечения, с одной стороны, предполагали веру в заговоры, "наузы" (узлы и амулеты), жертвенные и очистительные обряды, с другой основы-вались на применении лекарственных средств, рукодействии, назначении банных процедур. В целях защиты от внезапно налетавших злыдней русичи предусмотри-тельно покрывали солнечными и громовыми "добрыми" знаками жилище, на вер-шине кровли вырезали конскую голову, а у дверей вешали подкову. Орнаментиро-вались все проемы, через которые могла проникнуть нечисть: ворота, окна, застре-хи, щипец крыши, мебель, особенно колыбель, опечек и утварь внутри дома. Те же знаки-обереги вышивали на одежде, прежде всего, у горловины, на плечах, припол-ке, по подолу и низу рукавов. Весь богато декорированный костюм древнерусской женщины, сверкавший и звеневший от многочисленных украшений, символизиро-вал, что она и ее семья в состоянии противостоять козням дьявола.
Древнейшие виды медицинской деятельности.
В Древней Руси существовали три основные формы врачевания:
1) народное врачевание. Люди, которые им занимались, назывались кудесниками и знахарями;
2) монастырская медицина (в основном получила распространение после принятия на Руси христианства);
3) светская (или ее еще называют мирской) медицина, появившаяся во время прав-ления Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной.
Лекари-ремесленники специализировались на врачевании разных болезней кожных, внутренних, также были костоправы, «почечуйных» дел мастер (лечение геморроя).
Народная медицина. Передача медицинских знаний
Народная медицина это древнейшая ветвь медицины в истории России. По сути, корнями ее было язычество, которое исповедовали славянские племена до объе-динения и создания государства и до принятия христианства. Таким образом, мо-мент зарождения народной медицины можно отнести к тому времени, с которого начинается историческое описание жизни русского народа, т. е. ко временам доисторическим. С принятием христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие уже исторической жизни народа и даже в наше время она про-должает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной.
В наше время известно изрядное количество случаев, когда научная медицина оказывалась бессильной перед каким-нибудь случаем заболевания, даже несмотря на то что достигла наивысшего теоретического и практического развития и технического оснащения. И были случаи, когда буквально «из гроба вытаскивали» человека и возвращали ему здоровье люди, владеющие навыками народной медицины. С развитием и ростом Русского государства народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья простых людей, так как не существовало более доступной врачебной помощи. Ситуация изменилась во второй половине XIX в., когда появились первые земские учреждения и собственно земская медицина.
Никто не может объяснить, почему, но забота о здоровье всего народа русского мало интересовала правителей Русской земли очень долгое время. Существовали вплоть до конца XVII в. Лишь «государевы врачи», которые лечили государя, семью его и особо приближенных лиц. Петр I пытался изменить ситуацию, но радикальных преобразований не добился, сделав медицину доступной для привилегированных слоев населения. Надо сказать, что на тот момент ему и не приходила мысль о том, что помощь врача нужна всем слоям общества. Лишь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное право и проведший большое количество преобразований во всех сферах жизни россиян, стал автором первых шагов к доступности медицинской помощи, провел земскую реформу и ввел земскую медицину.
Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.
Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком. Боялись их пото-му, что верили, что они могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворо-тов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.
Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.
По прошествии времени врачеватели обрели новое название лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну.
Лечцы широко использовали в своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения, например растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин. Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошед-шим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода».
Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил при-роды травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности. К сожалению, нам доста-лась в наследство лишь малая толика тех источников, так как большинство из них погибло или было украдено во время войн. Интересно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые применялись не только после принятия христианства, но и задолго до него.
Монастырская медицина
Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христи-анства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.
Монастырские больницы носили название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.
В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в историю России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели Дамиан и Агапий и даже основа-тель Москвы Юрий Долгорукий.
Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых различных болезней от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.
Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и бла-женный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.
Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с лю-бовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение.
Монастырские лечебницы были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи, переводили с латинского и гречес-кого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину. Большой известностью поль-зовались такие писания, как «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (около 1549 г.), «Шестоднев» Иоанна Экзарха болгарского, а также переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. «Изборник», состоявший из отрывков сочинений величайших византийских богословов и проповедников. В 1076 г. был составлен другой «Изборник». Он стал своеобразным источником знаний во всех областях от домашнего быта и основ и норм христианской морали до руководств и советов по лечению различных заболеваний, ведению здорового образа жизни, правильному питанию и т. п.
Светская медицина
Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, кото-рый пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народ-ной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.
Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовско-го дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособились друг от друга.
Санитарное дело. Бани. Эпидемии
В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в XXIV вв. было доволь-но сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопро-водами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мосто-вые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии.
Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда по-няли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпиде-миях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возник-новения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны Новгород, Смоленск.
Так, например, в 1230 г. в Смоленске эпидемия унесла десятки тысяч жизней, что свидетельствует о чрезвычайной заразности болезни. Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возв-ращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церк-вях. Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за пределами городов и селений. Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены, поэтому в отдельных случаях доходило до отчаянных поступков: так, например, в XIV в. в Новгороде во время эпидемий чумы жители за 24 ч. возвели церковь Андрея Стра-тилата. Она сохранилась и до сих пор. В период монголо-татарского нашествия на Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло людей.
Просуществовало Древнерусское государство три столетия. В 1132 г. умер сын Владимира Мономаха, последний князь Киевский Мстислав Владимирович. Госу-дарство распалось на несколько княжеств это был период феодальной раздроблен-ности, ослабивший политическую и экономическую независимость Древней Руси. Нашествия монголо-татарских орд хана Батыя окончательно разрушило все прин-ципы правления и жизни на земле русской.
Радикальные и нерадикальные методы лечения.
В Киеве и других городах популярностью пользовались врачи-иноземцы греки, сирийцы, армяне, обслуживавшие главным образом князей, боярство и купечество. Православие в этот период не обособило развитие М. на Руси, и в Киевском государстве имели свободное хождение медицинской концепции языческого, магометанского, иудейского, буддийского, католического мира. Врачи-иностранцы имели в городах свои дома, лекарственные «погребы» (аптеки), входили в дружественные и деловые отношения с русскими. Ореолом почета была окружена хирургия, известная по славянским памятникам письменности как «рукоделие», «резание» или «железная хитрость». «Прикуту», «снасть» (хирургический инструментарий) составляли нож, «бричь» (бритва), кроило, пила, рама, сверло, тесле, а набор кровопуска «прогон», «ражнь», «бодець», различные «железьца кровопустьныя». Раны зашивали суровыми конопляными нитями, «струнами» из кишки, брюшины молодых животных; перевязочным средством служила баранья шерсть. Употребляли болеутоляющие и снотворные средства (красавка, болиголов, опий), их применяли также для обезболивания родов (повесть «Александрия», 11 в.). «Резания» происходили и на дому, но чаще в банях и больницах при монастырях. Причем древнерусские хирурги выполняли достаточно сложные операции: чревосечение, ампутацию конечности, трепанацию черепа и др. В.Д. Отамановский (1965) сообщает, что нередко лекари совмещали функции врачевателей внутренних и кожных болезней с функциями аптекаря и хирурга.
Применялись и консервативные методы лечения внутренних, «моровых», «бесных» (психических), детских и других болезней различными «зелиями» (лекарствами), водой, внушением и другими методами. Сбор и хранение лекарств («зелейничество») еще до принятия христианства осуществлялись лицами, оказывавшими медицинскую помощь. После принятия христианства одновременно с преследованием волхвов, ведунов, кудесников велась борьба и с зелейниками. Однако из практической медицины. лекарственные средства не исчезли, а наоборот стали назначаться в еще большей степени, в т.ч. и врачевателями монастырей. Неслучайно в Киево-Печерском патерике отмечалось, что «лечець приготовляеть зелия на потребна врачевания, на кийжде недуг». Древнерусские врачи 1011 вв. располагали значительным арсеналом лечебных средств. Так, в «Шестодневе» описывались применение аконита, болиголова, белены, втирание металлической ртути, получение опия из головок мака, указывалось на целебное значение «топлиц» (минеральных вод). В произведениях 1113 вв. нередко высказывались суждения, например, о применении прижигания, кровопускания, приводились способы очистки и сшивания раны, наложения на нее «привузы», т.е. повязок и пластырей. Упоминалось также о лечебной диагностике, особенно лекарствоведении, включавшем значительное число растительных, животных и минеральных средств, почерпнутых из арсенала народной медицины. восточных славян, например назначение дегтя (смол) при чесотке, сырой печени трески при куриной слепоте, витаминсодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, чеснок, морошка, клюква и др.) при цинге, бобровой струи как тонизирующего средства. Лекарственные средства готовились в виде порошков, присыпок, настоев, отваров, мазей, камней для прижигания и других форм. Нередко использовались ванны с настоями из различных трав.
Обозначение болезней и симптомов по преимуществу с помощью славянской лексики свидетельствует об их очень древнем происхождении. Идентификация с современной нозологией затруднительна и порой удается только при тщательном сравнении многих памятников письменности. Прокажением именовали болезни типа волчанки, лепры и другие кожные страдания. Распространена была свербежь (чесотка). Из внутренних, инфекционных и нервно-психических болезней встречаются златяница (желтуха), камчюг (артрит), вдушь (астма), огневая (сыпной тиф) и др.; трясця (малярия) описана в форме вседневной, черездневной и «квартоны», т.е. четырехдневной; гибельные моры утроба кровавая (дизентерия), чумалегочная, мозолие (бубонная чума), возуглие, или прищ горющ (сибирская язва); «точение пены», или «падучая немочь» (эпилепсия), расслабление (параличи).
Заключение.
Во второй половине IX в. образовалось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве (Киевская Русь). Границы Киевского государства доходили до бас-сейна Оки и Волги. Древнерусское государство просуществовало всего около 300 лет, а затем распалось на отдельные самостоятельные княжества. Причиной распада государства явилось политическое усиление крупных землевладельцев, экономичес-кий и политический рост городов. Последние настолько вырос и обособились, что Киев во второй половине XII в. фактически потерял значение «стольного» города. К моменту вторжения монголо-татарских полчищ Древнерусское государство распа-лось на ряд самостоятельных княжеств. Феодальная раздробленность ослабила силы русского народа в борьбе с внешними врагами. Сражение на реке Калке закончилось победой монголо-татарских войск. Новое нападение татар на русскую землю прои-зошло через 14 лет, в 1237 г. Завоевание Руси длилось 3 года. В огне войны погибли культурные ценности: летописи, книги, памятники материальной культуры. Уничто-жена была и одна из первых монастырских больниц в городе Переяславле. Свобод-ными от порабощения остались города Новгород и Псков. На остальной части Руси в период татар монгольского порабощения медицина и связанное с ней лекарств ведение существовали главным образом при монастырях. Монгольские ханы оста-вили монастырям все права, которыми те пользовались до завоевания. Свыше двухсот лет (1240-1480) не было условий для развития государственной медицины. Несмотря на то, что русский народ находился под гнетом монголо-татар, уже к концу XIII началу XIV в. началось восстановление народного хозяйства. Возрож-дались города, воздвигались новые храмы и монастыри. Налаживались кожевенное и смоляные производства, изготавливалось мыло, поташ, масло, рыбий клей. Монго-ло-татары вынуждены были пользоваться услугами русских ремесленников и вра-чей. По городам и селам продолжали практиковать русские «лечьцы». Дальнейшее развитие медицины и лекарствоведения на Руси было связаны с освобождением от чужеземного ига и созданием единого Русского государства. В 1380 г. русские войска под предводительством Дмитрия Донского одержали победу на Куликовом поле, однако окончательное освобождение пришло еще только через сто лет.
Список литературы: