Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

правильный и epos речь ~ совокупность норм литературного языка связанных с произношением звуков и их со

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Орфоэпические нормы. Нормы произношения и нормы ударения      

Орфоэпия (греч. orthos «правильный» и epos «речь») – совокупность

норм литературного языка, связанных с произношением звуков и их сочетаний; орфоэпией также называется раздел науки о языке, изучающий функционирование произносительных норм и устанавливающий правила их употребления.

Традиционно в орфоэпию включаются все произносительные нормы

и нормы ударения.

В обычном общении часто отступают от литературного произношения.

Правильное, в соответствии с нормой, литературное произношение является одним из составляющих литературного языка и важным показателем

культуры человека.

Современные орфоэпические нормы

Акцентология – (лат. Accentus – ударение, греч. Logos – учение) – раздел языкознания, изучающий систему ударений языка.

Русское ударение подвижное, нефиксированное, поэтому правильное произношение слов необходимо запомнить.

Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: а'тлас и атл'ас, за'мок и замо'к, му'ка и мука'.

Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: сте'ны и cтены', ру'ки и руки', по'лка и полка', сто'ит и стои'т.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: творо'г и тво'рог, ина'че и и'наче, мышле'ние и мы'шление, ке'та и кета', одновре'менно и одновреме'нно.

 

Слова, в которых ударение не меняется:  зАгнутый закУпорить

включИть – включИшь знАмение

звонИть – звонИшь Искра

давнИшний чЕрпать - исчЕрпать

дОсыта жалюзИ

завИдно квартАл

завсегдАтай

красИвее осуждённый

принУдить, свЁкла, тУфель, увЕдомить, фенОмен, щавЕль.

Слова, в которых меняется ударение:

мАстер – мастерскИ

икОна – Иконопись

лёгкий – облегчИть

занЯть – зАнял, зАняли, зАнят, занятА, занЯвший

взЯл – взЯли, взялА

начАть – нАчал, нАчали, началА, начатА, начАвший

принЯть – прИнял, принялА, прИнят, принЯв

Как правило, ударение сохраняется в прошедшем времени мужском роде и прошедшем времени множественном числе. В прошедшем времени женском роде, в причастии женского рода прошедшего времени ударение падает на окончание. В деепричастии ударение падает на суффикс.

Две формы глаголов необходимо запомнить:

клАсть – клАл – клАла

послАть – послАл – послАла

крАлась, укрАла

Поскольку ударение в русском языке плавающее, то правил никаких. Есть только подсказки, которые помогут поставить его правильно.

КатаЛОГ ( лог в словах такого рода всегда ударный: эпилог, монолог), газопроВОД (то же самое: трубопроВОД, нефтепроВОД, но электрический прОвод, тут никто не ошибется), премировАть, нормировАть, дозИровать, вручИт, вручЁнный, приручИт, включИшь, включЁнный, шАрфы, бАнты, тОрты, докраснА, добелА (наречие, обозначающее оттенки цвета – ударение на последний слог), завИдно, жалюзИ, диспансЕр (фр.происх-я), мозаИчный, слИвовый (слИва), балОванный (только не на ба, кроме бАловня, баловНица, избалОваны..), нанесенА, созданА, запертА (краткие страд.прич. – ударение на последний слог), сОгнутый, вОгнутый, столЯр, сверлИт

Произношение безударных гласных:

1.В первом предударном слоге на месте букв а и о произносится звук [А]

тр[А]ва', с[А]сна'

2.В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий

звук, средний между [ы] и [а]

тр[ъ]вяно'й, з[ъ]лото'й, школ[ъ], вы'з[ъ]в

3.В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [a]: [а]зо'т, [а]блада'ть.

4.После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а]: ж[а]рго'н, ш[а]га'ть. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]: ж[ы']ле'ть, лош[ы']де'й.

5.После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв произносится звук, средний между [и] и [э]: в[и']сна', ч[и']сы'.

6.В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и]: в[ь]лика'н, вы'н[ь]сти, п[ь]тачо'к, вы'т[ь]нуть.

7.На месте сочетаний букв аа, ао, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа]: з[аа]сфальтировать, з[аа]дно', п[аа]нгли'йски, в[аа]брози'ть.

Произношение согласных:

1.В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются : ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш].

2. На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся соответствующие звонкие: [з]бежать, о[д]бросить, во[г]зал.

3. Двойные согласные являются долгим согласным звуком обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог: гру'[пп]а, ма'[сс]а, програ'[мм]а. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы: а[к]о'рд, ба[с]е'йн, гра[м]а'тика.

4.На месте сочетания Чн Произносить [шн]: коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. НО: точный, отличник, цветочный, алчный.

5. Вместо сочетания Чт Произносить [шт]: [шт]о, кое-[шт]о, [шт]обы, но нечто [чт].

6. Вместо Г В окончании — Ого — произносить [в]: то[в]о, больше-[в]о, ново[в]о.

Y Сочетания Зш И Сш Произносят как долгий [ш]: ра[ш]ить (расшить), [ш]умом (с шумом), бе[ш]инели (без шинели).

Y Сочетания Сж И Зж Произносят как долгий [ж]: [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг).

Y Сочетания Зч И Сч Произносят как долгий мягкий [щ’]: во[щ’]ик (возчик), подпи[щ’]ик (подписчик).

Y Сочетания Дц И Тц Произносят как долгий [ц]: коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца). Сочетание в конце глаголов -Тся И -Ться Произносят как [ца]: беру[ца] (берутся).

Y Сочетания Тч И Дч Произносят как долгий мягкий [ч’]: нала[ч’] ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).

Y Двойные согласные в заимствованных словах произносят обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна[н], грипп[п].

Y Буква Г На конце слова Бог Произносится как [х].

Y Сочетание букв Гк Произносится как [х’к’] в словах Лёгкий, мягкий.

Y Сочетание букв Гч Произносится как [хч’] в словах Легче, мягче.

Y Во многих иностранных словах после согласных пишется Е, а произносятся согласные твёрдо: Ателье [тэ], Кашне [нэ], Кафе [фэ], Резюме [мэ], Стенд [тэ], Шедевр [дэ].

Y В начале слов буквы Э И Е Пишут в соответствии с произношением (Егерь, эллипс).

Иноязычные слова и выражения:

В словах, прочно вошедших в русский язык, согласные перед буквой Е

произносятся мягко. Неверно произносить твердые согласные перед Е в та-

ких словах, как аффект, бассейн, берет, конкретный, корректный, кофе,

музей, Одесса, пионер, профессор, тема, фанера, эффект.

Твердый [т] произносится в таких словах, как адап[тэ]р, ан[тэ]нна,

анти[тэ]за, а[тэ]изм, а[тэ]лье, бифш[тэ]кс, о[тэ]ль, с[тэ]нд, эс[тэ]тика

и др.

В ряде географических названий и имен собственных тоже следует

произносить твердый [т]: Амс[тэ]рдам, Гва[тэ]мала, Воль[тэ]р. Сохраняет-

ся произношение твердого [т] в иноязычной приставке -интер:

ин[тэ]рнационализм, ин[тэ]рвью, ин[тэ]рпретация.

Твердый [д] произносится в словах: вун[дэ]ркинд, [дэ]кольте,

[дэ]льта, [дэ]нди, ко[дэ]кс, кор[дэ]балет, мо[дэ]рн, [дэ]-юре, [дэ]-факто,

мо[дэ]лъ и др.




1. Mr1995 1 курс 1 группа ПОПОВ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ
2.  КАПИТАНКонцы пальцев направить вперед прижать руки ладонями друг к другу слегка приоткрыв
3. США и Панамский канал
4. а которая господствует на рынке концентрируя в своих руках значительный объём отраслевого либо общенацион
5. Лекция XIII 1 Черное излучение
6. ТЕМА ЦІННІСНИХ ОРІЄНТАЦІЙ СУЧАСНОЇ МОЛОДІ
7. Тема лекции- Методы психологических исследований В
8. контрольная работа для обучающихся 3 класса
9. Тот, кто не в ногу
10. Природные условия района исследования [2
11. .виды пассивного транспорта-осмоспростая диффузияоблегченная диффузия
12. Тема- Путешествие в мир профессий Цель- Знакомство учащихся начальной школы с миром профессий Задачи-
13. тематичне моделювання та обчислювальні методиrdquo; АВТОРЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового
14. на тему- Капиталовложения и их эффективность Выполнила- студентка 4курса факультета экономи
15. медиа для которого характерна интерактивность элитарность новые художественные средства формы и жанры
16. Реферат- Математическое моделирование биполярных транзисторов типа p-n-p
17. тема средств массовой коммуникации в условиях формирования информационного общества
18. Билборд и образ современного города
19. 1] 11 Наименование программного изделия [1
20. 1 Основные свойства и функциональное назначение элементов СА