Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

органичная архитектура и её концепция принадлежат Салливену её реализация ~ Райту

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. Учебное пособие для. – М.: АСВ, 2001. – 200 с., ил. (57 – 60)

 

ФРАНК ЛЛОЙД РАЙТ

Эстетический пуризм и эмоциональная ограниченность функционализма стимулировали развитие ряда компенсирующих эти недостатки направлений в архитектуре ХХ века.

  •  Одно из них – органичное, 
    •  второе (его разновидность) – региональное.

Первое в основном связано с именем выдающегося американского зодчего Ф. Л. Райта – ученика Л. Салливена. Термин «органичная архитектура» и её концепция принадлежат Салливену, её реализация – Райту.

   Органическая связь

Разделяя рациональные принципы функционализма (научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта), Райт считал столь же существенной эстетику формируемых пространств и объёмов. В качестве ее основы служила органичная связь

  •  здания с окружающим ландшафтом,
  •  а его оборудования, мебели, утвари – с композицией внутренней среды здания.

   70-летняя творческая жизнь

Естественно такая установка реализуема только при индивидуальном проектировании каждого объекта. За почти 70-летнюю творческую жизнь Ф.Л. Райт построил много выдающихся сооружений различного назначения:

  •  многоэтажные офисы,
    •  лаборатории,
    •  музеи,
    •  храмы,
    •  частные дома. (57)

   Особняки Райта

Принципы органичной архитектуры диктовали Райту применение традиционных материалов (камня, кирпича, дерева) и совпадение фактур конструкций на фасаде и в интерьере (например, неоштукатуренной кирпичной кладки). Наибольшую известность Райту принесли особняки, в композициях которых ему удалось в наибольшей мере реализовать принципы органичной архитектуры.  

   Общая и интимная зоны

Пространство этих зданий он, как правило, членит на зоныобщую и интимную, причем пространство общей зоны проектирует «перетекающим» без стационарных перегородок между холлом, общей комнатой и столовой.

   «Перетекающее» пространство

Кроме того Райт проектирует «перетекающим» внутреннее пространство во внешнее: стены, отделяющие общие комнаты, а иногда и спальни, он проектирует на всю высоту стеклянными, со стеклянными дверьми, ведущими на открытую террасу и в сад. Таким образом ликвидируется визуальная преграда между внутренним и внешним пространством. 

В то же время стены, ориентированные в сторону города, он проектирует глухими, либо с узкими ленточными окнами под самым потолком, что позволяет улучшить освещенность, но исключает визуальный контакт с улицей.

   Интимная зона

Интимную зону (спальни и туалеты) в зависимости от величины дома и его композиции Райт располагает на одном уровне с общей (вдоль общей оси или под углом к ней), либо (в больших домах), на втором и третьем этажах, как, например, в доме

  •  Дом Кауфмана «над водопадом».

   Ле Корбюзье и Райт

Формально идеи свободного плана дома с плоской крышей у Ле Корбюзье и Райта совпадают, но их реализация идёт разными путями и приводит к различным эстетическим результатам. Для обеспечения свободы планировки Ле Корбюзье применял каркас с регулярной сеткой колонн. Райт отказался от каркаса, но достиг большой свободы компоновки, увязав расположение вертикальных несущих конструкций с объёмно-планировочными решениями зданий.

   Несущие опоры

В качестве несущих опор он применяет стены или отдельные пилоны, выполненные в кладке из кирпича или блоков естественного камня, причём оставляет кладку неоштукатуренной и на фасадах ив интерьерах. Каменные стены он располагает по контуру санитарных помещений и кухонь, а размещение остальных стен и пилонов увязывает с планировкой дома и требованиями его общей устойчивости.

   Наружный водосток

Плоскую или очень пологую крышу Райт, как и Корбюзье, проектирует бесчердачной, но не с внутренними, а с наружным неорганизованным водостоком. Это определило столь характерный для домов Райта очень большой свес крыши. Он не только исключает попадание дождевой воды на стены, но и обеспечивает хорошую солнцезащиту, что особенно важно для стеклянных садовых фасадов домов в климате южных штатов.

   Конструкции крыши 

Конструкции крыши различны –

  •  в одноэтажных особняках это, как правило,  трехслойные деревянные конструкции с эффективным утеплителем,
  •  в двух- и трехэтажныхжелезобетонные, что позволяет увеличить их консольные свесы и устроить на них террасы.

Так, в «доме над водопадом» террасы устроены в трех уровнях, обращены в разные стороны и имеют различные размеры выносов. На юге Райт часто прибегал к приёму устройства части кровельных свесов решетчатымитипа пергол. (58)

   Гармония с ландшафтом

При всем композиционном разнообразии особняков Райта единой остается гармония с окружающим ландшафтом или скромным садовым участком. В тоже время столь же постоянным остается неприятие Райтом городской среды, в которую они принципиально не вписываются и к которой обычно обращены глухими стенами. Справедливость требует отметить, что к такому решению Райт пришел в пору творческой зрелости в 1930 – 1950-е годы. Его особняки 1900 – 1910-х годов были равно раскрыты в дворовое и уличное пространство.

   Атриумная планировка

Столь же самобытным был подход Ф. Л. Райта к проектированию крупных общественных зданий. В 1904 году он первым

До Райта атриумная планировочная структура получила применение только в зданиях универмагов (галерея Лафайет и Бон в Париже, конец 19 в.)

применил атриумную объёмно-планировочную структуру для 5-этажного здания 

  •  Офис фирмы Ларкин в Буффало

отказавшись от традиционной коридорной планировки контор. В офисе фирмы Ларкин он сгруппировал все рабочие помещения вокруг единого на всю высоту здания крытого атриумного пространства так, что они получают верхний и боковой естественный свет.

Однако наиболее ярким примером из области проектов крупных общественных зданий Райта служит

  •  Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке. 1944 – 1956

Этим проектом Райт сломал вековой стереотип анфиладной планировочной структуры музейных зданий. Художественная экспозиция, в музее Гуггенхейма построена вдоль нисходящего спирального пандуса, обвивающего центральное атриумное пространство, освещенное верхним светом через стеклянный купол. Посетители музея поднимаются лифтом на верхнюю отметку пандуса и, постепенно, спускаясь по нему и осматривая экспозицию, приходят внизу к обслуживающим помещениям, лекционным залам и пр. Освещение экспозиции комбинированное:

  •  верхнее – через купол
    •  и боковое – через узкий ленточный проём, протянутый вдоль пандуса под его основанием.  

   Экспозиция и атриум

Композиционной и функциональной особенностью интерьера музея является сочетание крупного озелененного пространства атриума и относительно ограниченных пространств вдоль пандуса, обращенных в атриум. Возможность переключения внимания посетителей с экспозиции на пространство атриума препятствует возникновению у зрителей традиционной «музейной усталости».

   В виде своеобразной улитки

Функционально обусловленная схема построения пространства музея определила и построение его внешнего объёма в виде своеобразной улитки. Её уникальный, замкнутый «самодостаточный» объём вкомпанован в застройку вне зависимости от структуры последней.

   Многоэтажный офис

Столь же самобытен и органичен Райт в решении тривиальной темы многоэтажного офиса. В построенной в 1956 году башне

  •  «Башня Прайса». Бартлсвил, шт. Оклахома. 1956

по заданию должны были разместиться конторские помещения и квартиры. По традиции в таких случаях конторы размещают внизу, а квартиры наверху. Райт сломал традицию:

  •  конторы и квартиры размещены им на всех 15 этажах башни,
  •  но наглухо отделены друг от друга крестом (в плане) взаимно перпендикулярных внутренних стен. (59)

Таким образом сломан и конструктивный стереотип – проектировать такие здания каркасными. Внутренняя стеновая несущая система обнажена на торцах и в венчании здания, что обеспечило тектоничный характер композиции объёма башни.

Райт был исключительно самобытным и одарённым архитектором, которому посчастливилось иметь и уникальное творческое долголетие. Поэтому, говоря об органичной архитектуре, трудно назвать сомасштабное ему имя, хотя в области органичной архитектуры продолжают работать многие архитекторы, в том числе и ученики Райта. (60)

PAGE  1




1. Альтернативная энергетика
2. тема 1 Использование различных средств и приёмов при организации
3. Билеты на группу допуска
4. Создание пробной экспертной системы.html
5. Проблемы современной трансформации международных отношений
6. Автомобильная промышленность России
7. I. Напрасными оказались надежды российского общества которое ожидало что с восшествием на престол Николая II
8. тема листьев Строение типы
9. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Харків 2004 Дисер
10. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА УРАЛА Пещерное искусство Урала
11. Евгений Онегин ldquo;Евгений Онегинrdquo; первый реалистический русский роман
12. Венгрия Правление наследников Иштвана I
13. тематики и информатики Отчет по лабораторной работе 7 по курсу- Математические основы те
14. Кристаллы и их применение
15. Topics- How cn we couple dptive socil-behviorl-Geogrphicl-Demogrphicl spects in Urbn mobility modelling.html
16. Синкретизм
17. Вот и с новогодней ёлкой получается не очень понятно Ёлка ~ немка
18. Тема- Витамины гормоны факторы роста их роль в жизнедеятельности организмов
19. 13 Программное и мультимедийное сопровождение
20. Статья- О природе фундаментальных констант