Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Влияние культурного пространства города на гармонизацию интеллектуального и личностного развития детей младшего дошкольного возраста
Лихачева О.А., психолог ГДОУ №8 Центр развития ребенка Центрального района г. Санкт-Петербурга
Современное дошкольное образование отражает общие для всех образовательных систем внутренние цели содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Социализация личности это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. По - мнению Козловой С.А., « процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием, усвоением знаний, формированием отношений, преображения в практике адекватного поведения. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: дети не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность, у дошкольников развиваются оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям».
Немаловажным аспектом гармонизации развития ребенка является развитие детского сознания. Известно, что сознание это особенная деятельность мозга, направленная на отражение реальной действительности. Выделяются такие компоненты сознания как речь, интеллект, воображение, способность к деятельности, самосознание, рефлексия.
Методологической основой социокультурного развития ребенка является культурно-исторический подход Л.С. Выготского - Д.Б. Эльконина. Конкретно-исторические условия определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека. Именно в детстве ребенок овладевает человеческой культурой, духовными и практическими способами человеческих отношений. Ценность детства заключается в присвоении богатств родовой культуры (Гогоберидзе А.С.).
Детскую субкультуру изучали такие исследователи как В.В. Абраменкова, М.С. Каган, А.В. Петровский, К.Б. Соколов, Е.В. Субботский, Р.М. Чумичева, О. Кучерова, С.М. Ройтер, М.В. Осорина. Рассматривая природу культуры детства, М.С. Каган определяет ее как состоящую из двух слоев. Один из них сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые для ребенка взрослым. Второй проявление детской субкультуры, т.е. формы собственной деятельности ребенка. Содержанием детской субкультуры, по мнению В.В. Абраменковой, становятся игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия, мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления.
На наш взгляд, одним из средств развития детского сознания и интеллекта, гармонизации двух сторон развития личности в младшем дошкольном возрасте могут быть развивающие игры. Игры в силу своей специфики обеспечивают детскую активность и самовыражение. В игре, как ни в одном виде деятельности решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В игре ребенок получает и осваивает информацию на всех уровнях, как на сенсорном, так и на мыслительном. Дидактический элемент сочетается с занимательностью, эмоциональностью. Форма проявления активности отличается непринужденностью в выполнении заданий. Занимательные развивающие игры разнообразны по форме и содержанию. Это настольно-печатные и словесные игры, инсценировки, загадки, головоломки, викторины, конкурсы, психологические, моделирующие и другие игры. Решая задачи гармонизации развития личности детей в контексте социокультурного пространства города, актуальны игры краеведческого содержания (Ермолаева Л.К., Вежель Г.С., Смирнова Н.Т., Серова З.Н. и др.), математического содержания (Столяр, Михайлова З.Н. и др.), словесные (Вакулина Ю.А., Алябьева Т.А. и др.)
Рассматривая социокультурное пространство как макро- и микросреду, мы подразумеваем под макросредой наш город Санкт-Петербург, а микросредой является пространство студии «Развивающие игры». Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста диктуют особенности сознания и создания студии развивающих игр. В студии находится игровая, сенсорная и ковровая зоны.
Младший дошкольный возраст является базовым микроуровнем развития общих познавательных способностей. С одной стороны дети младшего дошкольного возраста овладели сенсорными эталонами, с другой стороны не развит речемыслительный уровень интеллекта. Он отличается конкретностью, преобладает практический и наглядно-образный интеллект. Речь не богата образностью и не развернута. Показатели развития познавательных способностей подтверждают, что есть положительная тенденция.
Предлагаемое содержание работы с детьми представляет собой программу «Маленький горожанин», где студия развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста является ее частью. Над программой и ее замыслом работали такие методисты и педагоги как Серова З.А., Андрейченко Е.А., Бибикова Н.В., Марченко О.В., Сергиенко Т.Е., Москаленко В.И. и другие. Развивающие игры подобраны по календарному и тематическому принципу.
Мы живем в городе |
сентябрь |
На болоте родился |
октябрь |
На берегах реки |
ноябрь |
Сказочный город |
декабрь |
Петербургские сокровища |
январь |
Знаменитые горожане |
февраль |
Город труженник |
март |
Безопасность в городе |
апрель |
Зеленый город |
май |
В процессе работы с детьми над темой особенно необходимо опираться на принцип последовательности, применяя золотое правило дидактики «от простого содержания к сложному». Например, как дать понять детям тему строительства Санкт-Петербурга «На болоте родился». Что могут узнать дети из этого события, которое было давно и на месте города вообще ничего не было? С помощью развивающих игр в сознании ребенка происходит отражение времени и пространства. Игра «Путешествие к болотцу» позволяет понять, что такое болото, что растет на болоте, кто живет на болоте, как обезопасить себя на болоте. Игра «Давным давно», «Лесенка» позволяет почувствовать продолжительность, необратимость времени. Фотостудия с видами города помогает понять что такое «сейчас». Игра «Строительство зоопарка» развивает способность к моделированию, коммуникативность. Настольная игра «Найди животное» развивает перцептивные способности у детей младшего дошкольного возраста. Особенно хочется остановиться на словесных играх - загадках. Цель загадки в том, чтобы ее отгадали. Загадки развивают у детей умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, развивают репродуктивное воображение (т.е. способность создавать образ предмета по его словесному описанию). Малыши с удовольствием слушают и отгадывают краеведческие загадки, потому что ритм и рифма особенно понятна и доступна им.
Социокультурное пространство города, безусловно, влияет на духовное формирование семьи в целом. Быт и вкусы, принципы и планы, отношения формируют особенное понятие «житель Петербурга» и «петербургская семья». Программа студии предполагает социокультурное сопровождение семьи. Это открытые игры-занятия с детьми, это краеведческие факты и события из жизни города. Например, погружаясь в тематику «Знаменитые горожане» взрослые получают багаж всех эпох и периодов жизни города. Это Петербург при Петре 1 и Екатерине, жизнь петербуржцев-представителей разных сословий, повседневная жизнь горожан. Особенно изменилась петербургская семья в 1917-1941, когда появилось понятие ленинградцы. Дети в этой теме обретают понимание значения слова герой и знаменитость. Знаменитостью для малыша может быть К.И. Чуковский, проживавший на Манежном переулке; Н.Н. Некрасов и его стихи о Морозе; А.С. Пушкин войдет в сознание малыша со строкой «Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив»; П.И. Чайковский с играми в куклу, солдатика, бубен. У детей младшего дошкольного возраста появляются первые оценочные суждения: «Мне понравилось давным-давно». На вопрос «Кто построил Петербург?» дети отвечают землекопы, и это правильно, потому что в детском сознании сформировался образ первых строителей города на болоте.
Педагоги и другие специалисты, работающие с краеведческой тематикой, приобретают эстетическое мироощущение и восприятие жизненного пространства. У них пробуждаются высшие чувства, которые являются основой профессиональной деятельности педагога.
Список литературы к статье:
1.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Дергунская «Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики / / Сборник «Педагогика детства: петербургская научная школа/ Ред.доктор педагогических наук М.В. Крулехт, канд. педагогических наук, профессор Т.И. Бабаева.- СПб, 2005
2. Осорина М.В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.- СПб, 2000.-278с.