Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Спортивная журналистика на примере спортивного комментария как самостоятельного жанра.

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

Минобрнауки России

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт- Петербургский государственный

инженерно- экономический университет»

Факультет медиаиндустрии

Кафедра связей с общественностью и массовых коммуникаций

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине : «Теория и практика массовой информации»

на тему: «Спортивная журналистика ( на примере спортивного комментария как самостоятельного жанра) »

Студент:

Лычёва К. И.

III курс, группа № 6091

Научный руководитель:

канд. пед. наук,

доц. О. И. Молчанова

Оценка                            

Дата защиты

Подпись

Санкт-Петербург

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] ОГЛАВЛЕНИЕ

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ КОММЕНТАРИЙ

[4] ГЛАВА II. СПОРТИВНЫЙ КОММЕНТАРИЙ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЖАНР

[5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ :

[7] ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ :

[8]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

[9]
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

[10]
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ВВЕДЕНИЕ

Журналисты разные нужны – журналисты разные важны. Журналисты, на мой взгляд, уникальные люди, которые могут в силу своей профессии соприкоснуться с любой из сфер деятельности. Согласитесь, что ни каждому человеку с улицы удаться побывать на атомной электростанции, спуститься в шахту или попасть за "кулисы" нашей жизни.

Наряду с политикой и экономикой практически каждый житель планеты следит за спортом, будь то футбол или шахматы, баскетбол или биатлон. На нашем телевидении есть спортивные каналы "СПОРТ" и "НТВ+спорт", "евпроспорт", "Россия Спорт", которые неустанно следят за всеми перипетиями спортивного мира. Сотни тысяч людей включают телевизоры, когда сборная России по футболу выходит на поле, когда идут крупные международные соревнования, или областные турниры. Связь между телезрителем и спортивным событием устанавливает комментатор, который в течение нескольких часов вместе с болельщиками переживает все перипетии, подробно разъясняя все, что происходит на спортивной площадке. Многие комментаторы становятся любимыми наравне с великими спортсменами, кто-то из нас включает футбол только ради комментария Гусева или биатлон ради комментария Губерниева.

 Актуальность исследования обусловлена малой изученностью и вместе с тем востребованностью журналистов данной специфики, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Спорт в настоящий момент является важной составляющей нашей жизни. Он, в частности, достижения наших спортсменов позволяют гражданам российской федерации гордиться своей страной, поднимать престиж государства на международной арене. Поэтому присутствие спорта на телевидении и специалистов в области является важной задачей.

 

 Объектом исследования является телевизионная спортивная журналистика в России, ее история и настоящее, а также возможные пути развития.

 Предметом исследования является "спортивный комментарий" как жанр телевизионной журналистики, видовое разнообразие и особенности. Анализируется и обобщается деятельность ряда спортивных комментаторов прошлого и настоящего.

 Целью исследования является изучение истории появления и становления спортивного комментария, как самостоятельного телевизионного жанра, систематизация различных видов комментария, выявление специфических особенностей данного жанра и непосредственно работы комментатора.

Поставленной целью продиктованы задачи исследования:

  •  выявить основные тенденции и условия развития спортивного комментария;
  •  выявить суть комментария
  •  определить значение спортивного комментария как жанра, его роль в ходе трансляции соревнований;
  •  изучить виды "спортивного комментария"
  •  определить возможные пути развития спортивного комментария в условиях эволюционирующего технологического процесса

ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ КОММЕНТАРИЙ

  1.  История появления комментария 

Спортивный комментарий, как жанр появился сравнительно недавно.  Развитие его связано с техническим развитием средств массовой информации, а в частности, появлением различных способов передачи картинки и звука на расстоянии. Историю спортивного комментария можно разделить на три периода, в частности, период радиовещания, период телевещания и современный период.

Период радиовещания.

Такие жанры радиовещания как радиорепортаж, радиобеседа и комментарий, а также формы передач: радиогазета и радиожурнал появляются в 20-е годы.

Первая передача, имеющая отношение к спорту выходит в свет 2 января 1929 года. Это не что иное, как "Утренняя гимнастика" по радио.

Спустя всего пять месяцев 26 мая этого же года состоялся первый прямой эфирный репортаж о матче сборных команд РСФСР и Украины по футболу. Сероватая расплывчатая картинка и требовала пояснений от находящегося на стадионе очевидца - элементарно зрителю многое не было видно.

Комментарий зарождается как рассказ о событии на радио. Сначала был радиорепортаж, главной целью которого было рассказать о том, что происходит на поле. На этой стадии радиорепортаж плавно переходит в спортивный комментарий. Происходит становление жанра. Задача комментатора сложна, ему необходимо успевая за каждым шагом и движением спортсменов рассказать о происходящем на поле и при этом успеть сообщить какую-то дополнительную информацию.

Период телевещания.

Появление телевидения совершенно не означает, что в понятийном смысле радиорепортажу немедленно приходит на смену телевизионный. Поначалу переход малозаметен, болельщик еще не становится в такой степени соучастником событий. Во-первых телевизор появляется далеко не в каждой квартире. Во-вторых, несовершенство показа, несовершенство техники, несовершенство тех, кто на ней работает (все еще только зарождается).

Первая, не считая технических экспериментов, внестудийная телевизионная передача в Москве - репортаж о футбольном матче состоялась в 1949 году.

Спортивное вещание на телевидении начало концентрироваться в структуре Главной редакции общественно - политических передач, которая в дальнейшем стала называться «Главной редакцией пропаганды».

В 1970 году, после назначения С.Г. Лапина председателем Государственного Комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию оба отдела - радио и телевидения были объединены в один «Отдел спорта Центрального телевидения и Всесоюзного радио».

В 1964 год введена новая информационно-музыкальная программа "Маяк". В. Писаревский выступил первым из своих коллег со спортивным обозрением в первый день начала вещания радиостанции "Маяк".

Значительным достижением стали трансляции в 1992-95 годах нового футбольного супертурнира "Лиги чемпионов". Начала выходить новая информационная программа "Спортивный Уикэнд" (руководитель программы О. Максименко). Программа, отличавшаяся динамизмом, разнообразием тем и материалов, репортажами корреспондентов непосредственно с места событий, стала заметным явлением телевизионной спортивной журналистики. В этот период велся поиск молодых сотрудников. Путевку в телевизионный эфир получили К.Выборнов, В.Топильский, В.Гусев, А.Голованов, которые и сейчас успешно работают в эфире1.

Стоит отметить, что важнейшей ступенью эволюции трансляций является появление крупного плана. Теперь спортсмены приближены к зрителю. Кроме того, именно с появлением в этот момент новым смыслом и новой жизнью наполняется комментаторская ирония. Отпадает необходимость пафосно говорить что "трудно передать словами радость футболиста, забившего го-о-о-ол". Зритель теперь это и сам все видит. Очевидно, на фоне всех этих событий эволюционирует сам метод комментирования. Комментатор превращается в собеседника, которому не приходится на протяжении, допустим, всего футбольного матча пересказывать происходящее на поле. Освободившееся время он может потратить именно на комментирование игры, анализ каких-либо действий футболистов или в целом их выступления в сезоне.

Отмечу, что не смотря на появление интернета, телевизионный спортивный комментарий по-прежнему занимает лидирующие позиции. Сегодняшний метод комментария – можно назвать "беседой". Журналист представляется, знакомит зрителя с участниками спортивной баталии и в течение определенного периода времени общается со зрителями. Он уважительно обращается к зрителям на "Вы" и периодически погружает их в действие, предлагая им погрузится в происходящее или привлекает внимание.

Например: "Вы только посмотрите!!!", "Посмотрите, что он делает!!! Давайте посмотрим на повторе этот потрясающий гол".

Современный комментарий представляет собой накапливание наблюдений. Комментатор направляет зрителя, если он в этом нуждается, и собеседует, если он и сам все понимает. Комментатор, в силу своей профессии должен обладать хорошей памятью. Он следит за перемещением каждого игрока по полю, накапливая наблюдения, которые затем анализирует и сообщает о своих выводах зрителю.

В одном из своих интервью Василий Уткин сказал, что плохого от  хорошего комментатора отличают оценки идущие впереди наблюдений. А у хорошего комментатора оценок может совсем и не быть. Потому что оценку зритель может дать и сам.

"Всегда можно оценить: зрелищность; сюжетную завязку; вероятность того или иного продолжения матча в рамках этого сюжета (прогноз). В этом есть элемент игры. Оценивать же игрока надо только в том случае, если не сделать этого уже нельзя. Потому что он не заканчивает свою карьеру, в следующей игре ты продолжишь свое наблюдение, которое и является абсолютной ценностью в комментарии, а оценка - ценность преходящая, зачастую конъюнктурная и на самом деле вообще почти никогда она не ценность"2.

Спортивный комментарий – современный период.

Люди так называемого поколения NEXT, дети рожденные в XXI веке с трудом могут представить время, когда телевизор был редкостью, а компьютеры занимали целые комнаты. Новый век немыслим без интернета. В него погрузилась значительная часть нашей жизни. Люди нового поколения живут с девизом "яндекс – найдется все", а не "БСЭ – найдется все". Сидя на работе, с помощью интернета я могу следить за рядом событий в мире в режиме реального времени. Это позволяют сделать онлайн трансляции. В последнее время они стали популярными и в спортивной среде.

В настоящий момент онлайн-спортивный комментарий находится в некотором зачатке, когда когда-то в свое время телевизионный. Мы снова возвращаемся к отсутствию картинки. Человек видит только короткие сообщения комментатора. Чаще всего это только информация о лидерах, которая не дает детальной картины происходящего. Как правило, интернет-комментарий появляется на сайтах спортивных каналов, как вариант для тех, кто оказался вдалеке от телевизора. Сейчас они рассматривают такой спортивный комментарий только как вариант. Разовьется ли он в отдельное самостоятельное направление - покажет время. Большая часть комментаторов это люди телевизионной эпохи, как говорилось ранее, эволюция жанра связана с развитием технических возможностей средств массовой информации.

Комментарий - жанр интересный и сложный. Представителей этого жанра достаточно много, а лучших зрители знают поименно. В этой главе были собраны мнения и высказывания наиболее ярких представителей сегодняшнего спортивного комментария, мастеров своего дела, которым приходилось работать с великими людьми прошлого, и которым предстоит передать свои навыки комментаторам будущего. Все они по-разному пришли в комментирование большого спорта, по-разному относятся к своему делу.

Виктор Гусев3: "Комментатору в работе необходимо хорошее зрение для того, чтобы увидеть все, что происходит на поле. Когда ты сидишь в комментаторской кабине "Лужников", то смотришь на все происходящее практически с высоты птичьего полета. Есть, конечно, маленький монитор, но на нем та же картинка, которую видит зритель. А ты комментируешь происходящее на поле, иногда сверяясь с монитором лишь для того, чтобы знать, что в данный момент показывают зрителю. Комментатору не всегда видны номера и фамилии игроков, и ты должен угадывать всех, так что приходится это делать даже по прическе. Я не знаю, у какого телевизора сидит тот или иной зритель - может у маленького телевизора с плохим изображением из-за слабого приема сигнала – поэтому моя задача сделать так, чтобы каждый себя чувствовал так, как будто он находится в самой лучшей ложе на стадионе. Для этого зрителю все время нужно знать кто с мячом. Потом на это можно накладывать все что угодно – рассуждения, анализ, какие-то шутки. Ты должен быть в курсе того, что происходит на скамейке запасных, что учудили зрители, кто готовиться выйти на поле, как ведет себя тренер, следить, сколько минут добавлено к первому тайму. Должен всему уделить внимание, ничего нельзя упускать"4.

 Юрий Розанов - "российские спортивные комментаторы работают на достаточно высоком уровне, и уж, по крайней мере, в основном соответствуют тем ожиданиям, которые возлагают на них именно российские болельщики. Они достаточно компетентны в своих суждениях, мобильны, умеют выходить из затруднительных ситуаций. Из по настоящему затруднительных, а не из тех, которые кажутся затруднительными, например, американцам. Впрочем, я вовсе не хочу сказать, что абсолютно все иностранные комментаторы намного хуже российских"5.

Василий Уткин6: "Ею могут многие заниматься, но серьезно – лишь единицы. Сложность ее заключается в импровизации – ты должен видеть, что и где происходит, и в любой момент найтись. А другая сложность в том, что надо понимать: зрителю нет дела до комментатора, всех интересует только то, что на поле. Комментатор должен знать свое место"7. "Но справедливости ради хочется сказать, что школа в этом ремесле отсутствует. Ведь, например, если говорить о том, что в дипломах именуется "списком литературы", то на эту тему выходили лишь одна брошюра в 60-х годах и мой цикл публикаций лет шесть тому назад. И все. Ни в одной из газет или журналов, в высказываниях телевизионных критиков вы не найдете ничего на тему спортивного комментария. Нам, как и всем, необходимо отношение к цеху извне. А у нас есть лишь отношение болельщиков, которое зачастую чрезмерно эмоционально и не имеет ничего общего с профессиональной оценкой. Между тем спортивный комментарий включает в себя все телевизионные умения. Мы - те немногие, кто сегодня работает в прямом эфире"8.

Виктор Гусев: "комментатор должен быть объективен, он не может выражать в эфире симпатии к той или иной команде, игроку. Все должно идти применительно к конкретной ситуации и только в рамках данного соревнования: "я следую совету известного журналиста Льва Филатова, который признавал, что мы должны дружить с футболистами, тренерами, но ни в коем случае нельзя с ними сближаться. Настолько, чтобы, допустим, знание проблемы в семье игрока повлияло на комментарий. Волей-неволей захочется оправдать его невзрачную игру семейными обстоятельствами. Но ты их не должен знать! К футболисту надо относиться применительно к конкретной игре, как к чистому листку"9.

Из всего выше сказанного нашими комментаторами напрашивается вывод: как таковой школы комментаторов сейчас не существует. Комментаторы ведут свои репортажи, основываясь на лично своих чувствах, понятиях о морали и этике. Нет каких-либо стандартов и кодексов, которые бы регламентировали работу спортивных комментаторов, как, например, работу тех же репортеров. 10

1.2. Комментарий

Комментарий может быть, как и интервью,  методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех формах публикаций: в заметке — в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний; в корреспонденции, статье, очерке, обзоре, рецензии — в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Метод комментирования даже может быть положен в основу, например, газетной полосы, теле- и радиопередачи. Это проявляется в том, что различные публикации, расположенные на ней, взаимно "комментируют” одна другую.
     Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово "комментарий” стало применяться в нашем столетии. Публикации, подходящие под это определение, "комментировали” (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. В настоящее время в ансамбле основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т. д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.
   «Как жанр комментарий выкристаллизовался во второй половине девятнадцатого — начале двадцатого века из широко распространенного тогда краткого аналитического сообщения типа корреспонденции. Этот процесс протекал параллельно с образованием разных жанров информации в ее сегодняшнем понимании. И комментарий, и информационные жанры были и остаются высокооперативными жанрами, отражающими ежедневные события и даже опережающие их. 

Современный комментарий преследует следующие цели:

  •  направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на  первый план общественной жизни, оценивать их;
  •  ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;
  •  формулировать прогноз развития комментируемого события;
  •  обосновывать, как правило с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.»11
         Следует подчеркнуть, что комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления. В комментарии активно обрисовываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним актуальные факты. И как мы уже замечали, комментарии могут быть превентивными, предвосхищающими события, готовящими общество к их неизбежности.
    Функции жанра комментария неразрывно связаны с его предметом. Вопрос о предмете комментария не следует относить к академическим — он возникает из повседневной журналистской практики. Определение цели будущего выступления предполагает ясность в определении его предмета. Комментарий рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета- Вопросы, решаемые с его помощью, нацелены на познание сути явлений, на оперативное решение задач, на побуждение к действию. 
         Бесконечное многообразие конкретных комментируемых проблем может быть в большой мере охвачено рядом типичных вопросов, сведенных в группы:
  •  об особенностях или новых качествах факта, его ценности;
  •  о причинах, условиях, предпосылках существования фактов; это связано с вопросами о прецедентах, параллелях;
  •  о целях, мотивах, планах действий участников комментируемого события (факта);
  •  о порядке развития комментируемого явления;
  •  о тенденциях, закономерностях развития общества, которые проявляются в комментируемом факте, о противоречиях внутри этого факта;
  •  о задачах, которые вытекают из комментируемого факта, о путях и методах их решения в конкретной ситуации; о достоверности комментируемых фактов.


ГЛАВА II. СПОРТИВНЫЙ КОММЕНТАРИЙ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЖАНР

2.1. Практика журналистского комментария

Комментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. В отличие от интервью, где журналист выступает как представитель группы слушателей и предлагает компетентному лицу ответить на те вопросы, которые, как он предполагает, интересуют аудиторию, в комментарии журналист или специалист высказывает свое мнение, сообразуясь с тем, что он сам считает важным в событии и о чем, по его мнению, необходимо проинформировать слушателя или телезрителя. По способу включения комментария в программу вещательного дня можно выделить два его вида: комментарий, являющийся самостоятельной передачей (или определенной законченной структурной частью программы), и краткий комментарий, входящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу (например, в выпуск новостей, или в "Спортивный дневник", или в обозрение, подытоживающее наиболее важные события прошедшего дня, недели, а иногда и месяца).

Основная цель комментария – прояснить значение факта, события, выявить их причину, связь с другими фактами, их возможные последствия и тем самым повлиять на отношение к ним аудитории. Предметом комментария являются факты, события, явления, ситуации в их взаимосвязи, интерпретированные журналистом, политиком, экономистом, юристом и т.д. Содержание комментария составляют последовательно изложенное мнение, объяснение сути происходящего. Мысль автора и факты, которыми он оперирует, находятся в тесной взаимосвязи. Описание ситуаций здесь не иллюстрация, как в рецензии (в ней они могут избираться произвольно, быть заменены), а действующий публицистический материал, его документальная основа. Сама мысль оценки, убеждения, истолкования составляют не только цементирующее начало, ядро комментария, но одновременно и его содержание12.

Глубина спортивного комментария напрямую зависит от вида спорта,  соревнования которого приходится комментировать. В некоторых видах спорта действие однообразно и ненасыщенно резкой сменой действий. Возьмем, к примеру, велогонку на 100 км. Комментирование такого соревнования будет достаточно глубоким, поскольку велосипедисты на протяжении десятков километров могут держаться пелатоном и при этом не менять своих позиций. Журналист может сообщить много второстепенной информации, каких-то деталей. Опять же если взять комментарий футбольного или баскетбольного матча, то действие на площадке настолько стремительно меняется, что глубина комментария будет не высока, она в основном сосредоточится на действиях спортсменов с небольшим процентом отвлечения на дополнительную информацию.

Требования к журналисту, который работает в этом жанре, достаточно просты: это интерес к спорту, свободное владение языком и речью, поставленный голос и хорошая память. Остальное приобретается со временем; впрочем, точно так же может и не быть не приобретено. В общем, остальное становится понятным только на последующих этапах работы. Например, готовность к импровизации.

ример из корреспондентской практики Вадима Синявского, тоже ставший легендой отечественной радиоистории. ...1945 год. Наши футболисты участвуют в ответственном матче, который проходит в Англии. Матч транслируется на весь мир, но наибольший интерес он вызывает в нашей стране. Напомним, что в эти послевоенные годы футбол был едва ли не главным общенациональным увлечением и репортаж Синявского ждали почти как правительственное сообщение о снижении цен. А в Лондоне в тот день был туман, и из ложи прессы (место комментатора) не было видно, что происходит на поле.

Советские спортсмены предложили перенести игру, но устроители матча отказались: деньги в кармане, все билеты проданы.

И вот начался матч. Синявский ориентировался по расплывчатым фигурам игроков. Новая волна густого тумана навалилась на поле так, что комментатор видел уже не игроков, а неясные тени. Тогда он покинул комментаторскую кабину и вышел с микрофоном на боковую линию поля, выиграв метров тридцать. Туман сгущался. Синявский знал, что в наших воротах стоит замечательный вратарь Алексей Хомич. Судя по движению на поле, шла атака на наши ворота. И вот рев стадиона и взрыв аплодисментов – то ли Хомич пропустил гол, то ли взял мяч... Синявский убирает свой микрофон за спину и, пользуясь тем, что за шумом стадиона не слышен его голос, кричит нашему капитану, защитнику Семичасному:

– Миша, что?!

– Хома взял!

Эти два слова Синявский расшифровал в эфире так: "В блестящем броске из правого верхнего угла Алексей Хомич забирает мяч. Отличный бросок! Вы слышите шум стадиона? Вы слышите эти крики? Это Хомичу аплодирует Лондон"13.

Но не стоит забывать, что на комментарий влияет не только внутреннее чувство меры журналиста, но и новые технические возможности телевидения, вошедший в нашу жизнь интернет, сформированные с учетом нововведений современные принципы показа. Постепенно отмирает пришедшая к нам из радиорепортажей необходимость проговаривать то, что происходит на поле, богатое использование крупного плана, иная организация звука (вспомните чемпионат мира) - все это дает новые возможности для наблюдений и выводов. Точно так же сегодня совершенно непозволительно неправильно называть игроков, невозможно обходиться без большого количества статистической информации - зритель все это знает и сам, а комментатор всегда должен знать немного больше (или давать понять, что знает).  

Опыт комментаторов прежних времен живет как воспоминание, работа современников приходит как свежее впечатление. Два компонента взаимодействуют. Современный комментатор не может не принимать во внимание работу ди-джеев. Радио сегодня слушают все; по дороге на работу, по дороге с работы, на работе, дома... Это своего рода один из новых стереотипов работы в прямом эфире. От него можно отталкиваться, оттуда можно многое заимствовать, поскольку манера, освоенная и знакомая аудитории. "Устный жанр в любой современной трактовке создает канву того процесса, частью которого является и комментаторская работа. Года два назад я познакомился с известным шоуменом Отаром Кушанашвили, и, удивительно на первый взгляд: нам было о чем поговорить именно в смысле "профессионального обмена". Отар, конечно, нравится не всем, но он экспериментирует именно в устном жанре. Методы могут не устраивать, отбраковываться, но опыт подлежит анализу; нет-нет, а что-то и подойдет. То же могу сказать и о работе Николая Фоменко, с которым, к сожалению, не знаком. Вот человек, виртуозно владеющий речью, лидер жанра. Под воздействием работы Фоменко во многом меняются представления о юморе, о современном способе шутить. Всегда старался не пропускать его авторских программ на "Русском Радио" и неоднократно заимствовал оттуда и удачные шутки, и речевые приемы. В том числе, главный - иронию, и в первую очередь по отношению к самому себе..."14.

 

2.2. Выступление в прямом эфире

Успех комментария во многом зависит от богатства и разнообразия используемых в нем языковых средств и стилистических приемов. Язык журналиста должен быть максимально приближен к устной речи. Это поможет ему установить контакт с аудиторией, вызвать интерес и привлечь внимание слушателей к рассматриваемой проблеме.

"Построение устной речи подчинено определенным правилам, отличным от правил печатного слова. Хорошая газетная статья может не прозвучать на телевидении, и порой бледно выглядит на экране телепередача, о которой интересно рассказано в печати.

При всей важности зрительных впечатлений телевидение не может, не изменив своей природы, отказаться ни от слова, ни от других звуковых средств.     

"Прямой репортаж — непосредственная трансляция в эфир передачи репортером, с элементами авторской импровизации и комментированием на основе заранее подготовленных материалов, без предварительного монтажа изобразительного ряда"15.

Как правило, "в роли комментатора выступает опытный журналист, владеющий историей вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право выступать с прогнозами и оценками. Но и он стремится упомянуть о существовании других точек зрения, возможно подвергнув их сомнению или критике. Аудиторию убеждает логика, темперамент, некоторая дистанция по отношению к материалу.

Что касается актерских данных, комментатору они нужны не в меньшей, а пожалуй,  большей степени, чем репортеру: ведь особенности личность комментатора на протяжении всего выступления служат важнейшим элементом аудиовизуального сообщения и могут либо усилить впечатление от произносимых слов, либо наоборот перечеркнуть весь эффект"16.

"Экранное слово, произнесенное в кадре или за кадром, оживает, обретая богатство красок человеческой речи. Оно персонифицировано, наделено чертами самого образа, который живет на экране, будь то человек, предмет, процесс – любое явление действительности. Все это предъявляет к "живому" слову особые эстетические требования, незнакомые печати, попросту ненужные в ней.17

Комментатор, подготавливая свое выступление, использует ключевые слова, сопровождающие текст, который затем произносит в свободной речи. Даже если в комментарии к видеоряду значительный объем занимает импровизация, предварительно необходимо обдумать, что достойно упоминания, где можно вставить короткий рассказ, как сделать хороший переход от одной информации к другой. Вот пример комментария волейбольного матча:

"(после рекламной паузы)Начинается третий сет. До этого они ("Динамо-Янтарь") проиграли гостям 20:25,18:25. Это их единственный шанс составить конкуренцию гостям. Этот третий, этот сет за номером три их единственный шанс на пьедестал. Кстати говоря, занятная группа поддержки здесь в спортивно-концертном комплексе "Север" здесь в Новосибирске. Обычно одни девушки, а тут три девушки и три молодых человека, довольно занятно смотрится. Да, вот Четкович, голеностоп он повредил при приземлении, то ли он наступил на ногу партнеру по команде, то ли, когда приземлялся он ударил его, не знаю, в общем итог плачевный – скамейка, лед и какое-то время без волейбола"18.

Этот комментатор вел репортаж в очень вялой манере. В начале третьего сета, к которому зрители могли подключиться не видя двух предыдущих, комментатор сообщает счет, и как-то немного путано объясняет в чем смысл борьбы. У него отсутствует логическое соединение информации. Его принцип комментирования можно обрисовать фразой: "что вижу, то пою". В данном случае комментатор не успевал за событиями, создалось впечатление, что он пытается придумать какую-то умную фразу, из-за чего сбивается.

Также, важной составной частью речи комментатора является открытая авторская оценка. В принципе, зритель воспринимает комментатора как человека компетентного в том или ином виде спорта. Комментатор может давать оценку действиям тренера, спортсмена или судьи, но при этом он должен быть объективен и на 99,9% уверенным в своих словах в противном случая некорректная оценка может значительно испортить мнение о комментаторе, как о профессиональном человек. В дальнейшем ему будет сложнее найти общий язык со спортсменами, которые не будут ему доверять.

"Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если это речь с выражением мнения. Это решающая предпосылка стать ближе слушателю. Генри Форд так описывал путь к успеху: "Понимать слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать?"19.

Кстати, "речь на телевидении в отличие от печатного слова определяется тройной зависимостью: изображение — звук — слово, что ближе всего к устной речи. Построение, стиль, характер речевой структуры зависят от специфики материала телепередачи, фильма. Помимо взаимодействия слов между собой, построения предложений, несущих самостоятельный смысл, речь на телевидении соединяется с изображением на экране, отчего сила воздействия телевизионной речи усиливается многократно. Речь в телепередаче способна дать новую, эстетическую по своей природе информацию, основанную на образах"20.

Комментатор в момент перерыва основного действия не должен рассказывать о себе и об уютной комментаторской кабине, поскольку в это время зритель предпочел бы услышать о том, что говорили спортсмены перед началом соревнования, кто там сейчас на экране одевает лыжи или здоровается с соперником.

"Е.В.: Вот вы видите кормят нашего спортсмена, очень узкий, очень неудобно, практически невозможно накормить спортсмена. Подходят тренеры и ели втискиваются.

Д.Г.: Это недоработка.

Е.В.: Да вообще, идет такой спуск, такая скорость, здесь практически невозможно накормить спортсмена. Всего 3-4 раза пьют спортсмены на 30-ке. Отметка 22,5 км"21.

Кроме того, в своей речи комментатор освещает причинно-следственные связи событий. Таким образом, он дает понять зрителю, почему сегодня той или иной спортсмен выступает именно так, а не иначе.

"Атака левым флангом, несколько ложных замахов, как это любят делать бразильцы, в надежде, что кто-то из оппонентов ошибется. Вот сбивают с ног Федора Зинченко, только что наносившего ответный удар по воротам Андрея Тверянкина Геннадий Ионов, нарушил правила, штрафной по воротам. Спартак не устраивает темп, который им предложили "Мытищи" и вот второй фол. Будет третий, и так каждый фол будет пробиваться"22.

Именно этот анализ является козырной картой комментатора, как профессионала своего дела. Он знает все тонкости процесса и может судить о происходящем с сознанием дела. В своем анализе комментатор может сообщить, что именно травма недельной давности не дает форварду также ловко забивать мячи в ворота  соперника или быстро бежать лыжнику.

Интересно, что некоторые ошибки или так называемые "ЛЯПЫ", наоборот привлекают зрителей своей забавностью.

"Тотти - игрок нежный…" (Гусев, томным голосом)

"Что это там валяется?  А, это Каннаваро опрокинули." (Твалтвадзе)

"Батистута, по прозвищу "Бати-гол",- на ваших экранах. По-моему, сегодня на поле вышел только Бати, а гол где-то гуляет.." (Голованов)

Нужно не забывать, что в больше степени речь комментатора в прямом эфире преимущественно импровизация, нежели заготовленный текст.

Если отдать себе отчет в зрительских ощущениях, то несложно прийти к выводу, только кажущемуся парадоксальным: любовь, симпатию, так же как и раздражение, чаще всего вызывает именно речевая манера комментатора. Именно она остается в памяти.

Логика комментаторского выступления.

Структура комментария :

  1.  Представление и приветствие.
  2.  Представление своего собеседника.
  3.  Комментарий, непосредственно о соревновании, а также сообщение о том, что будет происходит на спортивной площадке, краткое сообщение о погоде, либо о количестве зрителей, о стране проведения.
  4.  Мини-интервью с участниками соревнований или с тренерским корпусом.
  5.  Анонс следующих событий
  6.  Прощание.

Достаточно непростой задачей комментатора является своевременный переход от одной информации к другой. При этом это должны быть не отдельные информации, а логический выстроенный речевой поток..

Что касается, логики, то здесь ошибки допускают в основном молодые комментаторы, поскольку они еще научились тонко выстраивать грань между комментарием реальных действий и сообщением второстепенной информации, представляющей собой какие-либо исторические, биографические, спортивные данные. Порой становится непонятно, зачем комментатор загромождает репортаж какой-то лишней, не имеющей отношения к делу информацией.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, компетентность в виде спорта в определенном смысле даже менее важна, чем самобытность речевой манеры. Компетентность подразумевается, это изначальное условие, это есть у всех - и, значит, репортажа это не делает. Тут, правда, есть опасный подвох. Хорошо владеющий русским языком комментатор может за речевой самобытностью прятать незнание предмета. И успешно - этого может так никто и не заметить.

2.3. Виды спортивного комментария

Один комментатор.

Наиболее часто встречаемым вариантом спортивного комментария является  - один комментатор в рубке. Он заранее готовится к ведению эфира, запасается необходимой информацией о лидерах того или иного турнира, об истории соревнования и даже о личной жизни спортсменов. В течение часа или двух он будет один наедине со зрителем, у человека по ту сторону экрана не должно сложиться впечатления, что комментатор человек не профессиональный или лишний человек.

Здесь особое значение имеет голос и манера говорить. На звуковом  уровне комментарий должен сочетаться с происходящим на экране.

Сложность данного вида комментария состоит в удержании внимания зрителя. Нужно тонко чувствовать грань между комментарием и пересказом происходящего на площадке. Чтобы не устраивать "масло масляное" в прямом эфире, комментатор включает в свой монолог второстепенную информацию, в частности, рассказывает нам о предыдущих результатах спортсмена, который сейчас находится на экране, о его личной жизни, о его планах на текущее соревнование, которое он дал в интервью накануне.

"Айсель Тайхман был на ваших экранах. Немцы выступают очень серьезно. Постоянно в числе сильнейших спортсменов мы видим сборную команду Германии. На чемпионатах мира и Олимпийских играх последних лет они выступали очень неплохо. На играх  в Турине как раз командное серебро и было завоевано"23.

Также комментатор разбавляет свой монолог телефонными разговорами с тренерами или непосредственно с победителями того или иного соревнования.

Опытного комментатора всегда отличишь от начинающего, а мастера от дилетанта по тому, насколько уместны и логичны его отступления, насколько быстро он умеет вернуться к игре от отстраненного рассказа.

Кроме того, комментатор может рассказать своим зрителям, то чего они не могут видеть то, что остается за кадром.

"Достаточно морозно здесь в Саппоро. Дальше после  нашего эфира двоеборцы. Николай Морилов, молдчага, смотрите, что творит. Бородавко даже не смотрит на табло, где показывают… Николай Морилов призер чемпионата мира среди юниоров. Завтра следующий вид программы дуатлон мужской, Поборемся?! Я полагаю ДА!".24

Также комментатор разбавляет свой монолог телефонными разговорами с тренерами или непосредственно с победителями того или иного соревнования.25

Кроме того, бывают случаи, когда комментатору приходится представлять соревнования с опозданием на несколько часов. Мне кажется, что это один из самых неудобных вариантов спортивного комментария. Комментатор заранее знает исход матча, его нужно быть осторожным в своих комментариях, чтобы не выдать зрителю концовки матча, чтобы у него до конца сохранился интерес к матчу.

Два комментатора

В России такой принцип комментирования используется довольно часто. Идеальный вариант, когда эти люди не первый раз вместе работают и знают стиль ведения репортажа друг друга. Как правило, два комментатора следят за крупными соревнованиями, чтобы не пропустить какие-то важные моменты спортивного состязания.

Вместе с тем, два комментатора занимают несколько другую позицию по отношению к зрителю, нежели их коллега, ведущий прямой эфир самостоятельно. Они уже не сливаются со зрителем, как бы тоже превращаясь в болельщика.

Однако, часто приходится сталкиваться с тем, что комментаторы не могут найти общий язык, ошибаются вдвоем или же вдвоем что-либо не замечают. В этот момент они кажутся лишним звеном в процессе просмотра матча, поскольку отвлекают, мешают и не дают полного представления о том, что происходит на поле. Они настолько увлекаются второстепенной информацией, что забывают следить за происходящим на спортивной площадке.

 "1 – До челябинского "Трактора остается еще 9 очков, теоретически их еще можно отыграть.

2 – Теоретически да, но практически невозможно, потому что предстоят  тяжелые игры с лидерами сезона.

1 - А что здесь, положение вне игры? Не успел хоккеист "амура"?

2 – Видимо арбитр так посчитал".26

Основной задачей комментатора в данном случае является важным сохранить самообладание, найти общий язык с коллегой и помочь зрителю получить полную картину происходящего на экране.

Тандемы стали складываться только в последнее время. На российском телевидении - Жолобов и Ярцев, на "Первом канале" - Гусев и Голованов. Оба случая достаточно удачны.

Также разновидностью двойного комментария является нахождение комментаторов в разных студиях. Как правило один комментатор находится непосредственно на месте событий, а второй в студии. Это делается для подстраховки, поскольку техника может давать сбои, а сигнал прерываться.

Один комментатор и спортсмен

В последнее время способом разнообразия эфира стало приглашение в комментаторскую кабину непосредственных участников событий спортивных мероприятий, либо спортсменов-ветеранов.

Основная роль комментатора в данном случае находится в руках журналиста, спортсмен в данном случае играет роль дополнения картинки, никто кроме него не сможет в полной мере передать ощущения человека на площадке, поле или лыжне. Профессиональному спортсмену лучше видны промахи или, например, признаки усталости, он может объяснить причины и предположить, как развернется дальнейшая борьба.

Также в данном случае у комментатора появляется возможность приоткрыть для зрителя какие-то профессиональные тайны спортсменов. Например, как они психологически настраиваются после промаха, как можно напугать соперника, какие рекомендации дают тренеры.

"Д.Г.:  Елена, в этой ситуации насколько серьезно спортсмен может рассчитывать, чтобы оторваться?

Е.В.: Вообще, я бы старалась убежать, всегда очень боялась такого финиша в борьбе, поэтому старалась не доводить все до линии финиша. С другой стороны, когда сил нет, нужно найти подъем и уйти секунд на 10, а иначе смысла нет"27.

Данный вид комментария является наиболее полным, ярким и красочным. Зрителем оказывается в центре событий и получает практически исчерпывающий комментарий.

Здесь конечно важно подчеркнуть, что многое зависит от спортсмена. Некоторые из них признаются, что прямой эфир оказался для них тяжелым испытанием. Это является для них достаточно новой сферой их работы, к которой они постепенно привыкают.

Основной задачей комментатора в данной ситуации является удержаться в рамках жанра "комментария" и не переходить на интервью, не забывать, что помимо собеседника основной целью эфира является непосредственно соревнование.

Прямая трансляция в интернете

Техника шагает вперед семимильными шагами, находясь в любой точке планеты мы можем получать необходимую информацию, а также следить за событиями в мире, в том числе, и за спортивными событиями.

Совершенно новым видом являются он-лайн комментарии чемпионатов, партий, встреч, матчей и тому подобного. Находясь далеко от телевизора мы можем узнавать обо все, что происходит на спортивной арене. В таких случаях отставание от реальных событий составляет не более 5-7 минут. Интернет трансляция позволяет создать полное представление о ходе матча, помимо текста комментатора пользователь видит схему расположениях игроков на поле, либо велосипедистов или бегунов, а также временную шкалу на которой отмечаются все изменения. Наиболее качественные интернет-трансляции можно посмотреть на сайте канала "евроспорт".

В случае он-лайн трансляции комментаторы ведут себя так же, как и их телевизионный коллеги. Здороваются, представляют участников, сообщают о погодных условиях и затем с интервалом в несколько минут выдают краткую информацию о происходящем

"15:24 Здравствуйте, уважаемые любители велоспорта! Приглашаем Вас на текстовую онлайн-трансляцию 11-го этапа "Джиро"! В среду пелотону предстоит преодолеть 198 км - между Lido Di Camaiore и Santuario Nostra Signora Della.

145 km А вот и первые смельчаки. Точнее, смельчак. Франзуз Мишель Бюффаз из Cofidis в одиночку пытается оторваться от пелотона. За ним было увязался Карл Найбо (AG2R Prévoyance), но затем Бюффаз снова остался без поддержки. Пелотон снисходительно отнесся к вылазке андердога, позволив ему оторваться на три минуты

В онлайн трансляциях есть особенность и отличие от телевизионных, если это футбольный матч, то тогда комментатор практически не делает отступлений, он сосредоточен на игре и пытается передать самую важную и при этом максимально полную информацию, чтобы у читателя сложилась в голове картинка, если же это вид спорта с однообразным продолжительным действием, например, велогонки или лыжные гонки, то комментатор может позволить себе "лирические" отступления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Спортивный комментарий появился практически вместе с рождением радио, когда люди смогли получать информацию, не только находясь лицом к лицу с человеком, но и на расстоянии. Первыми появились радиоприемники. Роль комментатора заключалась в подробном пересказе действий спортсменов, подробное описание всех событий, расположения игроков, эмоций тренеров.

С развитием технических средств появляется телевидение. Именно в этот период несколько изменяется роль комментария. Он преобразуется из пересказа событий в комментарий в том виде, в котором он существует и сейчас. В речи комментатора появляется все больше второстепенной информации об итогах предыдущих встреч, спортивной и личной биографии спортсменов. Благодаря этому зрители получают улучшенный продукт, просмотр спортивной программы становится более полным и познавательным. Такие комментарии с  краткими историческими экскурсами и анализом перспектив привлекают новых зрителей, потому что посмотрев два-три репортажа зритель уже находится в курсе событий.

Таким образом, качественный спортивный комментарий оказывает непосредственное влияние на увеличение зрительской аудитории того или иного канала. В настоящий момент комментаторов немного, каналы стремятся заполучить уже зарекомендовавших себя журналистов, либо привлечь к комментированию известных спортсменов, которые разбираются во всех тонкостях своего вида спорта, могут использовать в комментарии сюжеты из своего опыта. Давать более четкий анализ событий и перспективу развития матча.

О том, что спортивные комментаторы нужны российскому телевидению говорит и факт проведения каналом НТВ конкурса среди молодых "спортивных комментаторов", значит новые профессионалы своего дела нужны!

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ :

  1.  Барабаш, Н. С., Болотова, Л. Д., Гаспарян, В. В. Радиожурналистика: учебное пособие под ред. проф. Шерель А. Москва, МГУ, 2000. – 478 с.
  2.  Борецкий, Р. А. Бровченко,Г. Н., Голдованская, М. Е. "Телевизионная журналистика": учебное пособие. –  М., изд. МГУ, 1998. – 286 с.
  3.  Дмитрашек М., Уткин, В. : люди хотят смотреть футбол, а не тебя слушать // Труд-7, 2005 год, 3 ноября
  4.  Егоров, В. М. Телевидение: теория и практика: учебное пособие. – Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики, 1993. – 216 с.
  5.  Журналист, №8, 2005 год;
  6.  Казанов, Г., Очерки истории советского радиовещания и телевидения: учебное пособие, М., 1972 . – 312 с.
  7.  Леммерман, Х., Уроки риторики и дебатов, М., 2002. – 460 с.
  8.  Мартанов, А., Легко ли молоть языком? // Спорт-Экспресс, 2007 год, 27 апреля
  9.  Михайлов, С. А. Спортивная журналистика: учебное пособие. –  СПб, 2005. – 223 с.
  10.   Смирнов, В.В., Жанры радиожурналистики: учебное пособие, М., 2002. – 240 с.
  11.  Тертычный, А. А., Жанры периодической печати : М., – 2000. – 310 с.


ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ : 

  1.   Официальный сервер еженедельной газеты "ФУТБОЛ-REVIEW" – [http://nash-c.narod.ru/f-review.html]
  2.   Интернет версия телеканала Евроспорт : [http://www.eurosport.ru/cycling/giroitalia/2007/livefullpage_mtc191567.shtml]
  3.   Виртуальный музей радио и телевидения : [http://www.tvmuseum.ru] -
  4.  Интернет  газета «Утро» :  [http://www.utro.ru/articles/2005/10/13/485900.shtml]
  5.  Интернет журнал о знаменитых личностях «Люди» : [http://www.peoples.ru/state/correspondent/utkin/interview1.html]
  6.   Официальный сайт журнала "Лыжный спорт" [http://www.skisport.ru/doc/read.php?id=215] –
  7.   Форум болельщиков [http://bbs.nashalife.  ru/showthread.php?s= &postid= 293097]


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты, полученные за март – апрель 2012 года

«Ваш любимый комментатор сегодня?» - опрос, проводимый в июне 2012 года.

Интересно заметить, как повысился рейтинг комментатора Владимира Стогниенко после комментирования матчей в рамках ЕВРО – 2012.

28


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Василий Уткин                                                     Виктор Гусев

Дмитрий Губерниев                                   Владимир Стогниенко


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

" Ну а сейчас дан старт женскому финального забегу. Надеюсь сейчас к нам присоединится тренер главной мужской сборной Юрий Викторович Бородавко. А сейчас с нами безусловно герой сегодняшнего дня Юрий Викторович Бородавко.

Д.Г.: Поздравляю! Ну что не ожидали такого исхода??

Ю.Б.: То что не ждали, это неправильно сказать, мы всегда ждали. После вчерашнего спринта он сказал, что чувствует себя хорошо, просто не смог приспособиться к лыжне. Василий проявил себя в полной мере.

Д.Г.:  А если говорить про Морилова. Выступил, наверное, выше своих возможностей?

Ю.Б.: Коля у нас был запасным. Он всегда себя хорошо проявлял в коньковом ходе и здесь проявил себя просто молодцом.

Д.Г.: Как вам Василий Рочев, не показалось, что он рано начал делать выпад в  финишном створе, или может можно было как-то дистанционно решить исход борьбы?

Ю.Б.: Он истратил достаточно много сил на предыдущих этапах и ему просто не хватило сил. Когда спортсмены идут они просто не видят финишную линию, но мы ему кричали, что финиш, что фотофиниш за метр до арки.

Д.Г.: Как прокомментируете ситуацию с Николаем Панкратовы? Кто выйдет завтра на дуатлон?

Ю.Б.: Да это прискорбно, с такой ситуацией с Николаем Панкратовым мы уже сталкивались на олимпийских играх. Повышенный гемоглобин это не столько наша вина, сколько его природное качество, дар божий. Мы не можем всех спортсменов и себя в чем-то обвинять.

<…>

Д.Г.: Еще раз искренние поздравлением нашим ребятам Василию Рочеву и Николаю Морилову . А мы продолжаем, женский финал".29

1 Спорт на радио и телевидении. Исторический очерк,[http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4774&page=1]

2 Официальный сервер еженедельной газеты "ФУТБОЛ-REVIEW" – [http://nash-c.narod.ru/f-review.html]

3 См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

4 http://www.utro.ru/articles/2005/10/13/485900.shtml

5 Интернет  газета «Утро» :  [http://www.utro.ru/articles/2005/10/13/485900.shtml]

6 См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

7 Интернет журнал о знаменитых личностях «Люди» : [http://www.peoples.ru/state/correspondent/utkin/interview1.html]

8 Дмитрашек М. Василий Уткин: люди хотят смотреть футбол, а не тебя слушать // Труд-7, 2005 год, 3 ноября

9 Мартанов А. Легко ли молоть языком? // Спорт-Экспресс, 2007 год, 27 апреля

10 См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

11 Тертычный, А. А., Жанры периодической печати : М.. – 2000. С. 234-236

12 Барабаш, Н. С., Болотова, Л. Д., Гаспарян, В. В. Радиожурналистика: учебное пособие под ред. проф. Шерель А. Москва, МГУ, 2000. – С. 220

13 Барабаш, Н. С., Болотова, Л. Д., Гаспарян, В. В. Радиожурналистика: учебное пособие под ред. проф. Шерель А. Москва, МГУ, 2000. – С. 345-347

14 Официальный сервер еженедельной газеты "ФУТБОЛ-REVIEW" – [http://nash-c.narod.ru/f-review.html]

15 Егоров, В. М. Телевидение: теория и практика: учебное пособие. – Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики, 1993. – С. 98-100

16 Борецкий, Р. А. Бровченко,Г. Н., Голдованская, М. Е. "Телевизионная журналистика": учебное пособие. –  М., изд. МГУ, 1998. – С. 123-124

17 Борецкий, Р. А. Бровченко,Г. Н., Голдованская, М. Е. "Телевизионная журналистика": учебное пособие. –  М., изд. МГУ, 1998. – С. 135.

18 Волейбол, Чемпионат России, матч Локомотив (Новосибирск)-Динамо-Янтарь

19Леммерман, Х., Уроки риторики и дебатов, М., 2002. – С. 215- 217

20 Егоров, В. М. Телевидение: теория и практика: учебное пособие. – Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики, 1993. – С. 187-188.

21 Лыжные гонки, Чемпионат мира 2007, эстафета, мужчины

22 Хоккей, Чемпионат России, матч команд "Амур" и "Сибирь".

23 Лыжные гонки, Чемпионат мира 2007, мужчины, эстафета

24 Лыжные гонки, Чемпионат мира 2007, эстафета, мужчины

25 См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

26 Хоккей, Чемпионат России, матч команд "Амур" и "Сибирь".

27 Лыжные гонки, Чемпионат мира 2007, эстафета, мужчины

28 Данные получены с интернет портала « Спорт эфир» : [sport-efir .ru]

29 Лыжные гонки, Чемпионат мира 2007, эстафета, мужчины




1. Паблик рилейшинз в ресторанном бизнесе
2. убогих и пьяных они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования
3. Реферат- Тоталитаризм- сущность и проявления
4. Келісемін Б
5. Сущность изменений в природе в открытых социально экономических системах
6. тема отсчета Скалярные и векторные физические величины
7. СЛАВЯНСКАЯ ЛИРА2014 1
8. Білім маманды~тары бойынша практика~а арнал~ан типтік о~у ба~дарламасы ~ Алматы 2007 негізінде ~~растырылд.
9. теория не учитывает другие факторы оказавшие влияние на возникновение государства национальные военные
10. Мэри Кэй известна во всем мире как дорогая качественная и эксклюзивная
11. Господин Загоскин и его сочинения
12. Введение Среди заболеваний органов пищеварения гастрит занимает первое место
13. Обзор может рассматриваться как рекомендация западным компаниям собирающимся выходить на рынок государст
14. Проблема развития в психологии и философии
15. Обряды и обычаи древних славян
16. на тему ldquo;Public Reltionsrdquo; Исполнитель- студентка ВУ3 1
17. Выкидыш случайность или закономерность
18. Анализ загрязнений и перспективных направлений методов очистки выбросов и сбросов
19. Лекция 4 Статистика использования рабочего времени 1
20. анатомических и антропологических исследованиях различных рас зубы человека до последнего времени обращал