Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- Культура Тверского края в XVIXVII веках

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Верба Вера Илларионовна – учитель  истории  МОУ «Некрасовская СОШ»

Калининского  района

Урок  на  тему: «Культура  Тверского края  в XVI-XVII веках».

Историческое  краеведение  9 класс.

Тема: «Культура  Тверского края  в XVI-XVII веках».

Цели урока:

1. Охарактеризовать  истоки «обмирщения» культуры  в XVI-XVII веках.

2. Показать  разнообразие  и  своеобразие  достижений  культуры  в  тверском  крае  в указанный  период.

3. Сформировать  у  учащихся  наглядное  представление  о  памятниках  тверской  культуры  XVI-XVII веков.

4. Охарактеризовать  вклад  тверичан  в  развитие  русской  культуры XVI-XVII веков.

Тип  урока – комбинированный.

Оборудование  урока: «История  Тверского  края» В.М. Воробьёв, «История  Тверской  земли» С. Михня. Дополнительный  материал  для  учителя, электронная  презентация  урока.

Основные  понятия:

обмирщение  культуры, жанры  литературы, церковно-приходская  школа,

План  урока.

1. Обмирщение  культуры.

2. Образование  в  тверском  крае XVI-XVII вв.

3. Основные  жанры  тверской  литературы  в XVI-XVII вв.

5. Научные  новшества и  их  прикладной  характер  в  ремесле.

6. Старые  и  новые  элементы  в архитектуре тверского  края.

7. Нил  Столобенский – святой  земли  Тверской.

8. Вклад  жителей тверского края  в развитие русской культуры XVI-XVII вв.

  1.  Изучение  нового  материала.

       

Тема  урока посвящена  развитию  культуры  в её особый  переходный  период – от  полного  господства  православия  во  всех  сферах  общественной  жизни к  постепенному  её  обмирщению.

Вся  средневековая  духовная жизнь  находилась  под  полным  вниманием  православной  церкви:

-рождение,  венчание,  смерть  человека  сопровождались  исполнением  таинств  православной  церкви;

-любое  дело в жизни  человека  начиналось  с  молитвы,  распорядок  дня  зависел  от  времени  начала богослужений;

-посещение  храма,  причастия,  исповедь,  православные  праздники,  соблюдение  постов – всё  это  являлось  нормой  жизни  каждого  русского  человека;

-литература,  музыка,  живопись,  архитектура  имели  прямую  связь  с  православным  вероучением;

-все  элементы  культуры  были  пронизаны  православными  идеями  и  образами;

-образование  получали в  монастырских  или  приходских  школах.

Но  в  социально-экономической  жизни  страны  и  Тверского  края  в  том  числе,  к  началу  XVII века  происходят  весьма  значительные  изменения:

-формируется  хозяйственная  специализация  земель;

-происходит  рост  товарного  производства;

-в  ремесленно-торговой  среде  формируются  новые  идеалы  и  представления,  моральные  нормы  и  эстетические вкусы,  вступавшие  в противоречие  с  аскетическими  канонами  церкви.

Жизнь  изменялась,  воздействуя  на  православное  мировоззрение  общества.  Возникали  новые  потребности  у  различных  слоёв  населения  страны.  Стало  происходить  соединение  старых  порядков  и  представлений  и  новых  меняющихся  условий  бытия.

Это  и  есть «обмирщение  культуры»,  то  есть переход  от  полного  господства  православия в  жизни  людей  к  формированию  основ  светской  культуры.

В  чём  истоки «обмирщения»?

-Контакт  с  западноевропейской  культурой.  Обмирщение  ярко  проявляется  в  элитарной  боярской  культуре – при  дворе,  в  среде  московского  боярства.

-Расширение  территории  страны;

-установление  более  тесных  международных  связей;

-усложнение  экономической  жизни – всё  это  меняло  представление  об  окружающем  мире  и  требовало  от  людей  больших  знаний  и  умений,  проявления  инициативы  и  общественной  активности в  различных  сферах  жизни,

-развитие  государства  требовало  большого  количества  образованных  людей.

Процессы  «обмирщения»  культуры  были  характерны  для  всех  регионов  России XVI­XVII веков,  в  том  числе  и  для  Тверского  края.  Культура  Тверского  края  XVI­XVII веков  развивается  как  составная  часть  общерусской  культуры.

Вопросы  учащимся:

1. Вспомните,  какое  образование  существовало  на  Руси?

Школы  при  монастырях, храмах, домашнее  образование.

  1.  Кто  вёл  обучение  в  этих  школах?  Чему  учили  в  школах  средневековой  России?

-Монахи,  священники, «мастера грамоты». Учили  письму,  счёту,  чтению,  знанию Священной  церковной  истории  и  церковному  пению.

2.Образование  в тверском  крае.

В XVI-XVII веках, как  и по всей  России,  в Твери  продолжают  действовать  школы  при  церквях и монастырях,  Учителями  в  них  были  в  основном  представители  низшего  духовенства. Начинали  обучение  с  семи  лет: учили  чтению,  письму,  церковному  пению и счёту.  То  есть  давали начальное  образование. Не  особенно отличалось  от  уровня  церковно-приходского и  образование,  получаемое  у  частных  преподавателей – «мастеров  грамоты». Система государственного  образования  к  этому  времени  в России  ещё  не  сложилась.

Образованных  людей  в  стране  не  хватало,  и  это  приводило  к  притоку  мастеров  и  военных  специалистов  из-за  границы.

Замечательной  особенностью  этого  времени  является  тот  факт,  что  люди  одарённые,  стремящиеся  к  получению  образования  имели  возможность  реализовать  свою  потребность  в  знаниях. Находились  благодетели  и  деньги  на  получение  образования.  Яркий  пример  тому  судьба  наших  земляков,  ставших  в  конце  XVII века  известными учёными.  Один  из  них – Павел  Роговский,  крестьянин  Калязинского  Троицкого  Макарьева  монастыря.

Блестящие  способности Роговского  были  отмечены  настоятелем  монастыря,  оплатившего дальнейшую учёбу  в  высших  учебных  заведениях  Европы.  После  учёбы  в  Европе  Павел  Роговский получил  в  Риме  научную  степень  доктора  богословия.  По  возвращению  в  Россию  он  становится  ректором  Славяно-греко-латинской  академии  в  Москве.

Общение  учащегося  о  Л. Магницком.

В это  же  время свой путь в науку начал и знаменитый впоследствии математик, осташ Леонтий Магницкий, автор первой русской «Арифметики». В предисловии к этой книге говорилось: «Будет сей труд пользовать весь люд». «Арифметикой» Магницкого пользовались российские мореходы, а сам он 40 лет преподавал  основы  математики  в первом специальном учебном заведении России — «Математико-навигацкой школе»,  открытом   в  петровское  время.

Он был приглашён сюда вместе с английскими и голландскими профессорами, но именно Магницкому Петр I поручил написать первый учебник   по  математике. Книга была написана за два года и вышла в свет в 1703 г. тиражом 2400 экземпляров. По ней стали преподавать не только в навигацкой школе, но и в Морской академии. По книге Магницкого учился сам Михаил Ломоносов, который пронёс «Арифметику» в котомке из своих поморских земель до самой Москвы, а потом хранил ее всю жизнь...

Задание  для  учащихся:

 

В  ходе  изучения  нового  материала  по  развитию  литературы  в  тверском  крае в XVI-XVII веках   записать  в  рабочей  тетради  название  литературных  произведений  указанного  периода  и его  жанр.

3. К XVII  веку в  тверском  крае вполне  оформились  основные  местные  особенности  великорусского  языка.  Селигерские  земли  являлись  территорией  Северо-западных, а  Верхнее  Подвинье – западнорусских  говоров.  В  центральных  землях  Верхневолжья  утвердились  тверские,  а  к  Северо-востоку  от  Твери - Заволжские  говоры.

Отличались  друг  от  друга  два  письменных  языка:  официальный,  то есть  язык  документов, и  народный.  Яркий  тому  пример – знаменитая  «Калязинская  челобитная»,  созданная,  вероятно,  во  второй  половине  XVII века.  Она  написана  нарочито  деловым  языком,  хотя  имеет  бытовое  содержание.  Её  персонажи,  монахи,  жаловались  тверскому  епископу,  что  новый  их  игумен «велит  часто  к  церкви  ходить, мало  с  нами  пьёт, да  много  нас  бьёт».  Лень  и  пьянство – вот  идеал «героев»  талантливой  пародии:  «А  как  мы  архимандрита  избудем  и  доброго  добудем,  который  горазд  лёжа  вино  да  пиво  пить,  да  к  церкви  пореже  ходил и нас  бы,  богомольцев  твоих,  почаще  на  погреб  посылал…». «

. Гротескное изображение жизни в монастыре, хотя и данное через восприятие пьянствующих монахов, наводит на мысль, что автор «Калязинской челобитной» был уже затронут тем вольномыслием, которое в XVII в. порождало антиклерикальные и даже антирелигиозные настроения..

«Калязинская  челобитная» является  по  своей  сути  первой  из  известных  пародий  в  русской  литературе.

Одно  из  самых  замечательных  произведений  литературы  XVII  века – «Повесть о Тверском Отроче  монастыре»,  дошедшая  до  нас  в  нескольких  списках.  Она  невелика  по  объёму  и  написана  в  жанре  исторического  романа.  В  основе  повести  рассказ  об  основании  монастыря,  но  одновременно  и  повествование  о  человеческих  судьбах,  о  любви,  о  счастье и  несчастье.

Вопрос  учащимся :

-Какая  легенда об  основания  Отроч монастыря в  устье  реки  Тверцы  вам  известна?

История  со  свадьбой  князя  Ярослава  Ярославича  и  его  отрока  -младшего  дружинника Григория.

Первый  князь  Ярослав  Ярославич,  рассказывает «Повесть», заехав  во  время  соколиной  охоты  в  село  Едимоново,  узнал о  предстоящем  в  этот  день  венчании  своего  дружинника  Григория  с  дочерью  местного  пономаря  красавицей  Ксенией.  Князю  так  понравилась  невеста,  что  он  обвенчался  с  нею.  Огорчённый  Григорий  принял  монашество,  а  через  несколько  лет  основал  в  устье  реки  Тверцы  монастырь,  получивший  в  народе  название «Отроч  монастырь».  История  со  свадьбой  вымышлена.  Ксения,  жена Ярослава,  в  действительности  была  дочерью  новгородского  боярина.  Исторические  персонажи  искусно  помещены  в  легендарную  обстановку.  Написанная  местным  автором  повесть  очень  талантлива.  Её  считают  важным  вкладом  в  создание  русской  литературы  нового  времени.  

В  начале XVII века  большое  хождение  среди  жителей  края  имели  документы  времён «смуты».  Это  письма  полководца  Скопина-Шуйского,  призывавшего  к единению и  защите  родной  земли  от  иноземных  захватчиков и «воровских» людей.  Народная  песня  о  Скопине-Шуйском – одна  из  самых  популярных  в  XVII веке.  Торжественный  тон  и  былинный  размах  отражают  восхищение  личностью  полководца-освободителя,  чьё войско покрыло  себя  славой  в  сражениях  за  Торопец,  Торжок, Тверь.  В  битве  на  реке  Жабне  и  других  боях с  польскими  интервентами.

…А  кому  будет  Божья  помощь

Скопину-князю  Михайлу  Васильевичу:

Он  очистил  царство  Московское

И  велико  государство  российское.

В  это  же  время  имели  хождение  грамоты  вождя  крестьянского  движения  Ивана  Болотникова, в  которых  он  призывал «побивати  своих бояр,  гостей  и  всех  торговых  людей».

События «Смутного  времени»  отразились  не  только  в  литературе  того  времени,  но и  в  исторических  трудах, в хрониках.  «Повесть  об  осаде  Торопца»  создана  одним  из  участников  обороны  города  от  поляков.  Это  мемуары,  автор  которых  имел  целью  сохранение  памяти  о  подвигах  защитников  города  в  поучение  потомкам.

О  жизни  в  Тверском  крае в ту эпоху оставили свои  письменные  свидетельства побывавшие в Тверском крае иностранцы. В 1647 г. увидела свет книга немецкого учёного Адама Олеария «Новое путешествие на Восток». Во время своего путешествия в Россию он побывал в Торжке и Твери и нарисовал планы этих городов. «Торжок... окружен дощатыми и бревенчатыми укреплениями, — писал Олеарий. — В нём есть хороший хлеб, мёд и пиво... Тверь немного больше Торжка, имеет своего епископа и, так же, как и Торжок, своего воеводу. Перед городом речка Тверь (Тверца), от которой самый город получил название, и река -Волга сливаются вместе и составляют одну довольно широкую реку».

Патриарх антиохийский Макарий путешествовал по России в 1655-1656 гг. Он был в «Третьем Риме» по делам службы, а у его сына, архиепископа Павла Алеппского, нашлось время, чтобы вести путевые записи. Описание Тверского края, вышедшее из-под византийского пера, представляется любопытным...

Вот как встречали высоких гостей в Твери: «Не доезжая до него, мы были встречены настоятелями монастырей, представителем архиепископа, воеводой, городской знатью и священниками с хлебом-солью, по их обычаю. Нас повели в великую каменную соборную церковь... где почивают мощи одного из князей, нового святого. Кругом неё ещё четыре церкви»

.

Вопрос:

Как,  по- вашему мнению, называлась  та  церковь,  в  которую  повели  архиепископа  Павла  Алеппского  после  встречи?

-Спасо-Преображенский  собор. Там  захоронен  князь  Михаил  Тверской, который  был  причислен  к  лику  святых за  свой  подвиг  во  имя  тверичан.

В 1661 г. в Россию прибыл австрийский дипломат Августин Мейерберг, написавший затем щедро иллюстрированное «Путешествие в Московию». Австриец не обошел своим вниманием и Верхневолжье. На страницах издания был изображён герб Тверского княжества, а также вид Твери. Причем план города оказался настолько достоверным и ясным, что позволял понять принцип архитектурной застройки Твери того времени. Виды Твери на своих рисунках запечатлел и голландский путешественник Николаас Витсен, а в 1674 г. в рукописях шведского инженера Эрика Пальмквиста был найден план Тверского кремля.

 

  1.  В  XVI-XVII веках  в тверском  крае  продолжает активно  развиваться  ремесло. Ремесленники  в  своей  практической  работе  доходили  до  всего  опытным  путём,  так  как  научных  пособий  ещё  не было.  Знания  передавались  мастерами  из  поколения  к  поколению.

Сообщение  учащегося.

В  крае  распространяется  стекольное  производство,  мыловарение.  Изготовляются  лечебные  спиртовые  настойки  на  местных  травах  и  ягодах.  Большой  популярностью  в  народе  пользовались «Лечебники» и «Травники» - сборники  рецептов  изготовления  лекарств  и  мазей. В  городах  края  было  немало  врачевателей – «лечцов».  «Рудомёт» (то есть  умеющий  делать  кровопускание) из  Кашина  Фёдор  Григорьев  ходил  «во  время  чумы  в  село  Постниково  для  рудомётного  промыслу  через  заставу». То  есть  спасал  больных,  несмотря  на  смертельную  опасность  погибнуть  самому.  После  как  нарушитель  карантина  был «бит  батогами  нещадно»  по  приказу  Кашинского  воеводы  Непейцина.

Научные  новшества  того  времени  затрагивали, прежде  всего  практическую  сторону  жизни  людей.  Они  удовлетворяли  хозяйственные  нужды,  улучшали  быт  людей, поддерживали  здоровье  жителей  края.

4. Живопись.

 

Живопись XVI-XVII веков  представлена  сохранившимися  до  наших  дней  фресковыми  росписями  на  темы  священной  истории  в  храмах  края.  Прекрасными  образцами  тверской  школы  иконописи  являются  иконы  сохранившиеся  до  наших  дней.  Среди  них «Никола  с  Христом  и  Богоматерью»  из  Никольской  церкви  в  Твери. «Рождества  Богоматери» из  церкви  села  Дрюцково  Бежецкого  района,  «Князь  Михаил  Ярославич  и  Ксения  Тверские»  из  кафедрального  Спасо-Преображенского  собора

Вопросы:

Изменилась  ли  манера  тверского  иконописного  письма  в XVII веке?

В  чём  вы  видите  изменения?  

5. Архитектура.

В XVI-XVII веках  в  тверском  крае  велось  обширное  храмовое  строительство – в Твери,  Торопце,  Торжке, Кашине,  Калязине, В  загородных  монастырях  и  богатых  вотчинах.

В  1670х  годах  были  построены  Архиерейский  двор – комплекс  каменных  зданий  рядом  с  храмом  Спаса  Преображения,  а  также  Владимирская  башня  с  воротами  Тверского  кремля.  Башня, вместе  с  шатровым  покрытием , равнялась  по высоте  современном  восьмиэтажному  дому,  имела  четыре  яруса «огневого  боя». При  въезде  над  воротами  было  «стенное  письмо»,  то  есть  фресковая  роспись.

Сообщения  учащихся.

Церковь Белая Троица.

Древнейший из сохранившихся храмов в Твери. Строилась церковь на средства московского купца Г.А. Тушинского и тверского купца П.Д. Лапина. Строил храм выдающийся тверской зодчий Г.Д. Маков. Освящена 15 августа 1564 года. "Лета 7072 (1564 год) совершен бысть сий храм...замышлением и строением раба божия Гавриил Андреева Тоушиньского".

В основе церкви массивный четверик, увенчанный пятью главами (барабаны глав световые, две глухие главы над пределами), стены расчленены плоскими лопатками по три прясла каждая, с восточной стороны три пониженных апсиды. В 1787 году у юга-западного угла сооружен Ефимовский придел, в 1812 году к нему пристроена 2-ярусная колокольня (в 1878 надстроены 3-й ярус и шатер). В 1867 году к северо-западу угла пристроен 2-й придел (св. Арсения и Татьяны), образовалась трапезная, включившая в себя нижний ярус колокольни; древние щелевидные окна основного объема были растесаны. В интерьере сохранился иконостас XVIII века и настенная живопись конца XVIII-середины XIX веков.

Церковь Белая Троица принадлежала Троице-Сергиевскому монастырю и, по легенде, её название указывает на то, что она не платила податей местному епископу, то есть была "белой". Её высота вместе с куполом и крестом 27,7 м

В храме хранится рака с мощами святого преподобного Макария Калязинского.

 В 1567  году построена  Вознесенская  церковь  в  Оршине  Вознесенском  монастыре,  в  1569-1584 г.  Введенская  церковь  в  Старицком  Успенском  монастыре,  в 1592 г.  Покровская  церковь  в  Краснохолмском  Николаевском  Антониевом  монастыре  и  Смоленская  церковь  в  селе  Кушалине.

В  1630  году в  Твери  отремонтировали  Древний  Спасо-Преображенский  собор. По своему великолепию он, белокаменный и пятиглавый, по меньшей мере, не уступал прежнему. Высота собора до свода была 10 саженей — такую же высоту имел иконостас главного храма Тверской епархии, состоявший из пяти ярусов больших по размеру икон.

Главной же святыней собора были мощи святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. 30 сентября 1665 г. состоялся крестный ход вокруг города с иконами и мощами князя. Перед этим епископ Лаврентий переложил останки в деревянную раку, накрыв мощи роскошным покровом с вышитым золотом изображением святого угодника Божия Михаила. Покров был выполнен в столице при дворе Боборыкина (Боборыкины — одна из ветвей рода Кошкиных, к которому принадлежали и Романовы). Крестный ход решили провести, в надежде избавить город от свирепствовавшей в Твери моровой язвы. Тогда в живых осталось так мало людей, что некому было погребать умерших...

 Значительное  строительство  велось в  Жёлтиковом  Успенском  монастыре  в  низовьях  реки  Тьмаки. Осенью  1655 г. в  Твери  жил  патриарх  Никон,  который  велел  построить  в  устье  Тьмаки  деревянную  одноглавую  церковь «Афанасия  и  Кирилла  Зверины».  По  его  же  указанию  вокруг  Фёдоровского  монастыря  была  возведена  деревянная   ограда.

Виды  Твери,  её  кремль  и  Спасский  собор  запечатлели  на  своих  гравюрах немецкий  учёный  Адам  Олеарий  и  голландский  учёный  Николаас  Витсен.

В XVII в. возникли новые веяния в деревянном зодчестве. Вместо характерных  для предыдущего столетия шатровых  храмов, стали строить ярусные церкви. Над основанием здания (четвериком) возводились несколько поставленных друг на друга четвериков или восьмигранников, которые и образовывали ярусы.

Наиболее ярким образцом такой архитектуры служит церковь Рождества Иоана Предтечи на Ширковом погосте в Пеновском районе, возведенная в 1694 г. В высоту храм достигает 40 метров. Иоанно-Предтеченскую церковь называют «тверскими Кижами». По преданию, купцы шли с иконами Иоана Предтечи и решили сделать остановку в районе Ширкова погоста. А когда снова собрались в путь, не смогли поднять икон. В этом люди увидели особый знак, и решили возвести на этом месте храм...

Ещё одним ярким примером ярусной архитектуры является деревянная Вознесенская церковь в Торжке (1653 г.).

6.Святые  земли  тверской

Вопросы:

1. Кого  из  святых  тверской  земли  вы  знаете?

2. Где  жил  Нил  Столобенский?

3. Кто  из  вас  совершал  паломническое  посещение  Ниловой  пустыни?

4. Почему  монастырь  называется  «пустынью»?

5. В  чём,  по-вашему,  заключается  духовный  подвиг  Нила  Столобенского?

Рассказ  учащегося.

Нил  Столобенский

.В  XVI веке  на  одном  из  селигерских  островов,  Столбном,  поселился  монах  Нил.  Вскоре  слава  об  этом  отшельнике  и  совершаемых  им  чудесах  исцеления  распространилась  по  всей  округе.  По  преданию  он  отличался  такими  духовными  подвигами  как  истязание  своего  тела  постоянным  бодрствованием  и  молитвами.  Даже  в  короткие  минуты  отдыха  он  не  ложился,  а  чтобы  не  заснуть,  повисал  на  деревянных  крюках-костылях,  вбитых  в  стену.  Так  его  изображали  на  иконах  и  в  деревянной  скульптуре.  Местные  жители  рассказывали, что  после  его  смерти  на  могиле  происходили  чудеса  исцеления  больных  людей.  Это  послужило  главной  причиной  основания  на  острове  монастыря.  В  1591-1594  годах  в  монастыре  построили  первую  деревянную  церковь – Богоявленскую.  При  царе  Михаиле  Федоровиче  в  монастырь  были  сделаны  богатые  вклады, и  настоятель  Нектарий,  человек  энергичный  и  образованный, заново  отстроил  обитель.  В 1622 году  воздвигли  пятиглавую  Покровскую  церковь,  а  после  пожара  1665  года  каменный  Богоявленский  собор  и  возвели  каменные  стены  вокруг  монастыря.

Таким  образом,  Тверской  край  в XVI-XVII веках  жил  насыщенной  духовной  жизнью.  Лучшие  образцы  тверской  литературы,  живописи,  архитектуры  стали  общероссийским  достоянием.

Вопросы  для  контроля:

 

1.Как  называется  новый  стиль  в  архитектуре  тверских  храмов XVII  века?

 Ярусный

2.В  чём  главные  особенности  нового  стиля?

Над основанием здания (четвериком) возводились несколько поставленных друг на друга четвериков или восьмигранников, которые и образовывали ярусы.

3.Что  в  храмовом  ансамбле «Белая  Троица»  города  Твери  относится  к  шатровому  стилю?

 Колокольня.

4.Почему  храм  назван  «Белая  Троица»?

Церковь Белая Троица принадлежала Троице-Сергиевскому монастырю и, по легенде, её название указывает на то, что она не платила податей местному епископу, то есть была "белой". Её высота вместе с куполом и крестом 27,7м

. Тест  для  закрепления  нового  материала:

Задание  на  дом: §    Подготовить  материал  по  теме: «Народный  календарь  земледельца в XVII веке».

Литература:

1. «История  Тверского  края» В.М. Воробьёва.,  Тверь, Созвездие  2005 г.

2.«История  Тверской  земли»  С. Михня, Мартин. Тверь, 2008 г.

3. Памятники архитектуры Тверской области, 2000 г.;

4. Тверская область. Энциклопедический справочник,  Тверь. 1994 год;

5.«Прогулки по старой Твери»,  Тверь.1998г.

6.Памятники архитектуры Тверской области, 2000 г.; Тверь..

7.Сайт- www.tverplanet.ru 

8.Сайт-www.libraru.twer.ru.

9.Сайт-www.twer.eparhia.ru.




1. Статья- Методология сетевого мышления- феномен самоорганизации.html
2. на тему- НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА В АНГЛИИ Студентки- Научный руководит
3. Вариант 3 Выполнил- Гиря А
4. Что же сбылось из предсказаний Нострадамуса
5. р этилового спирта погружение в 6 рр перекиси водорода воздействие парами формалина Для контроля качес
6. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Київ
7. тема конструкторской документации ОБОЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ В СХЕМАХ ЭЛЕМЕНТЫ КИНЕМАТИКИ ГОСТ 2
8. Маркетинг услуг
9. Корпоративная автоматизированная информационная система как ресурс бизнеса (как поставить ИТ на службу бизнеса)
10. ЗООЗАБОТА Они тоже хотят жить Если твое сердце открыто и ты готов помогать в.html
11. Реферат Экономическое развитие Южной Кореи
12. модульных органопластиков
13. Оперативное запоминающее устройство
14. Аналіз функціонування олігополій в Україні
15. тема потому и называется знаковой что состоит из знаков или может быть точнее сказать включает в себя знак
16. Экка и политика
17. Курсовая работа- Расчёт параметров изгиба прямоугольных пластин судового корпуса
18. Виды научения и их характеристика
19. Реферат- Математическое развитие младших школьников
20. ЛИГА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ПР