У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Как понятие свобода совести по определению украинского специалиста в этой области М.

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Семинар №6

1. «Как понятие «свобода совести», - по определению украинского специалиста в этой области М. Ю. Бабия, - отображает условия (внутренние и внешние), при которых возможно свободное самоопределение индивидуума в мировоззренческой сфере бытия, его духовное становление, развитие и жизненная самоактуализация на основе завизированного собственной совестью выбора»… (которое в религиоведческой экспликации имеет конкретное поле проявления – Авт.)… отношение человека к религии; комплекс проблем, связанных с ее правами и возможностями, условиями и обстоятельствами ее беспрепятственного самоопределения и самореализации в системе именно религиозных координат. Они охватываются понятием  «свобода религии».

Самое примечательное, с точки зрения нынешнего понимания «свободы совести» заключается в том, что ею обладает каждый человек, независимо от того, как он сам истолковывает истоки или сущность данной категории общественной мысли. Ныне в демократических государствах правовые нормы обладают суверенностью по отношению ко всем другим видам социальных норм, действующих в том или ином государстве (философским, этическим, религиозным, эстетическим и т.п.), хотя формирование юридических норм невозможно без влияния всех остальных, как в отдельности, так и вместе взятых, в которых воспроизводятся представления об основных правах человека, в позитивном их понимании.

Философия современного понимания прав человека отражена во многих международных правовых актах. Поскольку они воспроизводят теоретические принципы политико-правового обеспечения свободы совести, уже изложенные нами выше, мы ограничимся здесь лишь  перечнем основных из них. Всю совокупность международных норм, которые обеспечивают права, и свободы человека очень удачно названы  В. Я. Дудкиным «констелляцией» прав человека22.  

Международные правовые гарантии свободы религии и вероисповеданий, а также свободы мировоззрения, содержатся в таких правовых актах как:

  1.  Всеобщая декларация прав человека;
  2.  Европейская конвенция по правам человека;
  3.  Международный пакт о гражданских и политических правах;
  4.  Итоговый Акт совещания о безопасности и сотрудничестве в Европе;
  5.  Парижская Хартия для новой Европы;
  6.  Предложения государствам - членам ООН семинара, проведенного в декабре 1984 года Центром по правам человека ООН;
  7.  Декларация о правах лиц, которые относятся к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам;
  8.  Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основании религии или убеждений;
  9.   Итоговый документ Венской встречи;
  10.  Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств и объяснительный  доклад.

2. Положение Украинской православной церкви в начале 17 в. было сложным: ведь официальной церковью, которую поддерживало польское правительство, была униатская (греко-католическая) церковь. Православные общины на определённое время остались без канонически высвящен-ных епископов. Украинская шляхта постепенно переходила в католичество, асе меньше занимаясь защитой политических и гражданских прав православных. Братства, основой которых было мещанство, также обессиливались вследствие Экономических и социальных притеснений в феодальном сословном обществе. Однако с 1610 г. к обороне православной церкви и интересов верующих активно приобщился новый общественный слой — не зачество. Историческим событием стало вступление в 1615 г. в Киевское Богоявленское братство гетмана Петра Сагайдачного вместе с казацким.

Войском Запорожским. Под влиянием такого союзничества активизировалась церковная жизнь.

В 1620 г. при содействии Сагайдачного и Киевского братства был канонически восстановлен православный епископат. Иерусалимский патриарх Феофан высвятил митрополита киевского Нова Борецкого и пять епископов.

Тем не менее за признание новой украинской православной иерархии пришлось вести продолжительную борьбу против королевских властей, католического духовенства и шляхты, которая в те времена держала под контролем органы представительной и судебной власти. Православный епископат и вся церковь были легализованы лишь на протяжении 1632— 1633 гг. , уже после смерти короля СиТизмунда III, заклятого врага право-слазия Легализацию удалось осуществить благодаря решительным притязаниям казачества и православной шляхты и лишь тогда, когда новым митрополитом киевским стал Пётр Могила.

Митрополит достаточно успешно поладил с братствами и казачеством. Обновляя духовные святыни православия, он реставрировал храм св. Софии, Трёхсвятительскую церковь и церковь Спаса на Берестове, Михайловский, Выдубицкий монастыри в Киеве; была восстановлена церковь на месте знаменитой Десятинной — первого каменного храма Киевской Руси

12 декабря 1996 г. в ознаменование 400-летия со дня рождения митрополит киевский, галицкий и всея Руси Пётр Могила был канонизирован, то есть возведён в ранг святых Украинской православной церкви.

3.После октябрьских событий 1917 г. отношение новой государственной власти к церкви первоначально не было враждебным. Но развитие событий уже поставило страну на порог эпохи «тотального атеизма». Естественно, что революция в государственном строе, свергшая царское самодержавие, отозвалась революцией и в отношении государства к церкви.

Катализатором этого процесса, как ни странно, стала сама Православная церковь, крайне негативно прореагировав на намерение правительства рассмотреть проект декрета об отделении церкви от государства. В письме к В.И. Ленину митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) прямо предупреждал властные структуры государства, чтобы «они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета». На открывшейся 20 января 1918 г. в Москве второй сессии Поместного собора патриарх Тихон выступил с анафематствованием большевиков и призвал «верующих чад Православной Церкви с такими извергами рода человеческого не вступать в какое-либо общение».

Такая позиция церкви была воспринята властью как попытка открытого вмешательства в сложную политическую ситуацию в стране. Ответом государства стало срочное принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего в литературе второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью.

Не способствовало улучшению отношений с новой властью и то, что патриархом Тихоном при большом стечении верующих была совершена панихида по Николаю II в Казанском соборе на Красной площади.

Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи различных слоев общества с церковью и, прежде всего, с господствующей - православной. Кульминации борьба с церковью в этот период достигла в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. Уже к середине года состоялся 231 судебный процесс, на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие из них были расстреляны.

4) Основой развития и процветания любого, подлинно демократического государства, является Закон, который регламентирует все сферы жизнедеятельности данного общества. Правовое демократическое государство не только требует от каждой личности четкого выполнения конституционных обязанностей, но и гарантирует каждому человеку право на его всестороннее развитие в рамках существующей системы законов.

Одним из важных условий построения демократического общества является право человека на свободу выбора мировоззрения, которое принято трактовать как право свободы совести.

Основные принципы свободы совести должны быть отражены в основном законе государства - Конституции, которая должна гарантировать равные права представителям различных мировоззренческих групп, действующих в обществе. Основные принципы свободы совести можно свести к следующим положениям:

1. праву человека исповедовать любую религию или не исповедовать и являться человеком нерелигиозным;
2. религия и атеизм не должны быть государственной идеологией демократического общества: религиозные и атеистические организации должны быть отделены от государства;
3. в демократическом государстве школа должна быть светской, т.е. в ней в качестве обязательных дисциплин не должны читаться курсы Закона Божьего и атеизма;
4. государство не должно финансировать из бюджета деятельность как религиозных, так и атеистических структур.

В Украине принципы свободы совести сформулированы в 35 статье Конституции, в которой говориться: "Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.

Осуществление этого права может быть ограничено законом лишь в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.

Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная.

Никто не может быть освобожден от своих обязательств перед государством или отказаться от выполнения законов по мотивам религиозных убеждений. В случае, если исполнение воинского долга противоречит религиозным убеждениям граждан, исполнение этого долга может быть заменено альтернативной (невоенной) службой". [1, с. 14-15]

Анализируя данную статью Конституции Украины можно констатировать, что в ней право свободы совести трактуется достаточно односторонне, так как речь идет только лишь о сторонниках религиозного мировоззрения. Недостатком основного Закона Украины является то, что в нем регламентируется лишь деятельность религиозных организаций, и фактически отсутствуют нормы, регламентирующие деятельность представителей атеистического мировоззрения. По общепринятым нормам права, которые можно свести к формуле - "что не запрещено, то разрешено", атеистические организации могут иметь существенные преимущества перед религиозными институтами, так как условия их деятельности не оговариваются в Законе. Подобная трактовка принципов свободы совести была характерна для Конституций советского периода, в которых эти положения лишь декларировались, а на практике осуществлялась тактика ограничений в деятельности религиозных организаций. Сегодня можно приводить бесконечное множество фактов, доказывающих, что в советском обществе атеизм был государственной идеологией, а утверждения о свободе совести - идеологической фразеологией.

Анализируя современное состояние свободы совести в Украине также можно утверждать, что многие принципы свободы совести фактически нарушаются на общегосударственном уровне. Приведем лишь некоторые примеры, свидетельствующие о расхождении Закона и практики.

На основании 35 статьи Конституции разработан Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях", в котором, также как и в самой конституции регламентируются деятельности только лишь религиозных организаций и нет законодательных положений о роли в жизни общества атеистических организаций. В соответствии с законодательством, право на создание религиозных объединений имеют граждане, достигшие 18 летнего возраста. В Законе "О свободе совести и религиозных организациях" детально разработан механизм регистрации религиозных общин, отражены их права, основные направления деятельности, обязанности верующих перед Законом и т.д.

Однако, если сравнивать данный Закон Украины с аналогичными Законами других государств мира, то сразу же обнаруживается его чрезмерно демократические требования, применяемые при регистрации религиозных объединений. Основной недостаток Украинского законодательства связан с отсутствием предварительной экспертизы, которую государство обязано проводить при регистрации религиозных организаций. Отсутствие экспертизы позволяет легализовать в обществе деятельность некоторых религиозных экстремистских групп.

Принцип демократизма, заложенный в законодательстве, позволил значительно активизировать в Украине деятельность как традиционным, так и новым религиозным течениям. Если сравнивать статистику деятельности в Украине религиозных организаций в середине 60-х, начале 90-х и в конце 90-х годов ХХ века, то она выглядит следующим образом: в 1965 году в Украинской ССР действовало 4 540 церквей и молитвенных домов, принадлежавших 10 официально зарегистрированным конфессиям.[2, c.676]; в 1991 году в Украине действовали 12926 религиозных общины, принадлежавшие 42 конфессиям; в 1998 году в Украине уже действовало 21134 общины, относящиеся к 82 конфессиям. [2, c. 678-679]

5.В юридической литературе совокупность прав и обязанностей в области религии и относительно религии называется свободой совести.
Свобода совести объявлена во Всеобщей декларации прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217а(111) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.)
В статье 18 настоящей декларации свобода совести ставится рядом с свободой мысли и свободой религии. Там написано:
"Каждый человек имеет право на свободу мысли,совести и религии,это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и совместно с другими, публично или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков."
В статье 19 к сказанному добавляется свобода убеждений и свобода выражения убеждений ( по моему мнению эти свободы входят составной частью к свободе мысли):
"Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ."
Статьи 26 и 29 детализируют осуществления мировоззренческих прав и свобод в сфере образования и воспитания и на случай столкновения мировоззренческих правам человека и общества. В них написано:
"2.образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основных свобод. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3.Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей."(Статья 26).
"2.При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подчиняться только тем ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе."(Статья 29).

Семинар №3

  1.  Прчины возникновения новых религий

Новые религии возникли в 50-60гг 20 века на тер. Зап. Европы и США.

1.процесс глобализации, который характеризуется сближением культур Запада и Европы

2.политическая нестабильность

3. ряд острых социальных проблем и противоречий.

4. старые, традиционные религии перестают со временем соответствовать меняющимся социально-культурным условиям, все труднее приспосабливаются к ним, и в конце-концов, вынуждены потеснится, и уступить место новым религиям, более адекватно отвечающим изменившимся историческим условиям.

5. старые религии не способны удовлетворять религиозные потребности населения.

6 послевоенный кризис : время после войны – все гос.-ва находятся в упадке – большое количество людей потеряло родных и близких – нужна какая- то религиозная поддержка.

  1.  Основные признаки и классификация новейших религий

Характерные черты:

1.возникают на основе уже существующих религий либо на пересечении каких-либо из них.

2. малочисленные группы

3.Харизматичность и личность основателя

4. первое поколение верующих формируется при жизни основателя.

5. двойственность мировоззрения.

6. Атипичность, с точки зрения уже существующих социальных институтов

7. враждебное отношение извне

8. изменение догматов и культов.

Классификация новых религий  (Роззак)

  1.  «иудео- Христианские пробуждения». 6 направлений: Новые пятидесятники,  харизматические конгрегации в основе христианских церквях, общежития Хабада и др.
  2.  Восточные религии : дзэн, тибетский буддизм, тантризм, йога, суфизм и др (всего 29)
  3.  Эзотерические исследования : эзотерические группы ( теософия, антропософия, группы Бэйли, Успенского, Бннета, Гурджиева)  эзотерические искания ( каббализм, алхимия, таро, магия и др.) ( всего 13)
  4.  Эупсихичесие терапии : юнгианская  психиатрия, гуманистическая психология и др (всего 13)
  5.  «Неземное исцеление»  (всего 18 наименований) : гемеопатия, натуропантия, психическая хирургия и др.
  6.  Телесные терапии : сенсорное пробуждения, биоэнергетика, массаж, физические упражнения, терапевтическая атлетика и др ( всего 13)
  7.  Неопримитивизм и язычество :философская мифология, колдовство и шаманиз, добровольный примитивизм в качестве образа жизни, адаптации первобытного знания и ритуалов.
  8.  Органицизм : экологический мистицизм, культ природной пищи, макробиотика, биоритмика, органическое земледенлие
  9.  «Сумасбродная наука» : измененное состояние сознания, визионерская физика и др (всего 21)
  10.  Психоспиритуальные и оккультные группы :  всего 10 названий
  11.  Психотроника : мистицизм средст массовой инормации, манипуляции мозгом с помощью наркотиков и электрицества ( всего 3 названия)
  12.  Поп-культура : псевдонаучная и метафизическая фантастика, НЛО и др (всего 9)
  13.  
  14.  Особенности распространения нетрадиционной религиозности в Украине

  1.  Толчком для распространения НР стал крах СССР, в котором они преследовались. Становления происходило в условиях тяжелых, крайне негативных последствий распада СССР для всего постсоветского пространства. Подобного краха не было ни в одной из стран, где впервые заявили о себе НР.
  2.  Незначительное количество населения, которое стало последователями НР. Большая часть населения остались приверженцами религий, которые существовали в стране до начала перестройки. Т.о. в других странах НР были «альтернативными», противопоставлявшими себя тем религиям, которые появились раньше. В Украине же в эпоху СССР практически все религии были «альтернативными» по отношению к официально господствовавшей коммунистической идеологии.
  3.  НР в начале своего распространения в независимой Украине были более подготовленными к деятельности в условиях провозглашенной свободы совести, чем привыкшие к руководству сверху, официально зарегистрированные религиозные организации в СССР.
  4.  Большинство украинского населения, не смотря на конфликты внутри традиционных религий, все же отдают предпочтение церкви.
  5.  Большое количество неверующих людей, что вызвало конкуренцию между старыми и новыми религиозными объединениями, которые стремились вовлечь как можно больше таких людей в свои объединения.

4. История, догматика, обрядовость

Международное товарищество сознания Кришны

Было основано в 1966 году в Нью-Йорке  индуистским вайшнавским религиозным деятелем Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Первые товарищества в Украине в 80е годы 20 века появились нелегально. Их деятельность была разрешена в 1990г и официально зарегистрирована в 1996 году.

Основой учения является вера в Кришну как Верховную Личность Господа и необходимость преданного служения ему. Кришнаиты пропогандируют ведические знания про космос, человека, общество, распространяют брахмаическую культуру, ведут праведную жизнь (не употребляют мяса, рыбу, яйца, кофе, чай), занимаются благотворительностью. Главное место в догматике занимает «верховная личность бога» - Кришны. Высок авторитет гуру (учителя). При посвящении человек получает индийское имя.

По воскресеньям кришнаиты собираются на песнопения и лекции.

Белое братство

Основано в 19901991 годах в Киеве Юрием Кривоноговым и Марией Цвигун. Лидер организации — Ю. А. Кривоногов, принял ритуальное имя Юоанн Свами (Иоанн Святой, то есть Креститель), М. В. Цвигун — ритуальное имя Мария ДЭВИ Христос, объявив себя Девой Марией, живым воплощениемХриста, одновременно его матерью и невестой. Имеет и другое название ЮСМАЛОС, которое представляет собой аббревиатуру: ЮС - «Юоани Свами», МА - «Марии Деви Христос», ЛОС - логос.

Юсмалиане начинают проповедывать о явлении на Землю Матери Мира Марии ДЭВИ Христос и скором Страшном суде, датой которого, по настоянию Юрия Кривоногова, было объявлено 24 ноября 1993 г.

Основные идеи братство позаимствовало у разных вероучений, эклектически соединив их современной терминологией. Товарищество характеризовалось как сатанистское.

Приверженцам ББ внушается, что они живут в последнее время существования человечества и надо стойко сопротивляться Антихристу: не принимать участия в общественной жизни, не учиться, не работать. Запрещено вступать в брак.

Для вступления в ББ необходимо сделать пожертвование, затем регулярно платить взносы.

Громады быстро развивались и распространялись в разных регионах Украины и за ее раницами. Когда деятельность ББ стала приобретать антиобщественный характер, оно было закрыто. В 1994-1996 годах состоялся суд над его организаторами.

Церковь Единения

В ней сосредоточены черты восточных религий и христианства, разных философских и социальных учений. Основателем и руководителем церкви является кореец Сан Мьон Мун. В 1954 годц он основал «Ассоциацию Св Духа для унификации мирового христианства». В 1960 году переехал в США и вел там активную религиозную деятельность.

Основные положения данной церкви запрещают основы традиционного христианства, предлагают свое прочтение Библии. Мун провозгласил себя и свою жену «Истинными Родителями», которые по поручению Бога создали «идеальную семью», которая является источником спасения всех семей.

Церковь единения поддерживает веру в спиритизм, т.е. в общение с духами умерших предков.

Библия воспринимается «не истиной, а учебником, по которому изучают истину». Подлинным авторитетом для приверженцев культа являются сочинения Муна.

Понятие о Боге страдающем является центральным в вероучении Церкви объединения.[122]

Бог изображается как существо, сотворившее мир. «Бог, по Муну, есть вечная энергия, пульсирующая между мужским и женским началом.»

Христианское учение о Троице Муном истолковывает четырьмя разными способами. В первом случае это — Бог, Адам и Ева. Во втором случае — Адам, Ева и сатана. В третьем случае — Бог, сам Мун и его жена Хан Хакча. А в четвёртом случае — Бог дух Иисус (в качестве второго Адама) и Святой Дух.

Обряды:

  1.  обряд «святого вина», проводящийся во время церемонии бракосочетания, когда новобрачные должны принимать в себя напиток (коктейль) в состав которого входит 20-21 ингредиент, включая «кровь и плоть» Сан Мён Му и кровь Хак Джа Мун, символизируя очищение родословия
  2.  «посвящения ребёнка Богу» (на 8-й день после рождения)
  3.  обряд бракосочетания

Особо отмечаются праздники — «День Бога» (приурочен к Новому году), а также отмечаемые «День родителей» (март-апрель), «День детей» (ноябрь), «День всего сущего» (июнь).

Молитвенные собрания проходят по воскресеньям, включая в себя пение религиозных гимнов, чтение Библии наряду с Божественного принципа и другими произведениями Муна, а также

проповедь.

Неоязычество

Возникают вследствие стремления возродить дохристианские верования или обрядовость.

К ним принадлежат: Родная Вера, РУНвера (Родная укр нац вера), Собор родной веры.

Такое возрождение язычества говорит о том, что древняя вера не была абсолютно утрачена с принятием христианства.

Родная вера

Основана в 1934 профессором Владимиром Шаяном. Он предложил вернуться к отцовской традиции, к корням укр духовности. Сосредоточением Родной Веры должен стать Орден Бога Солнца. Родная вера направляет свое учение на усовершенствование человеческой лисности, вознесение её национального самосознания.

Участники Родной Веры собираются для прочтения языческих молитв и пений.

РУНвера

Основатель данного направления – Лев Силенко, украинец по происхождению, который эмигрировал в США. Он считается посланником Бога, учителем и пророком, который, реформируя политеистическую дохристианскую веру, предложил новую монотеистическую систему взглядов на мир, утверждая, что Бог является миру под именем Дажбога. Он является сознанием мира, вечной энергией сознательного и бессознательного бытия.

Главные положения РУНверы изложены в «Святом Письме» и катехизисе «Учения. Песни. Молитвы».

Культовое сооружение – собор Св Матери-Украины вблизи Нью-Йорка.

В РУНвере производятся обряды венчания, похорон, специфические молитвы и праздники.

Семинар №4

6. Попытки украинизации и автокефалии православной церкви на Украине

Попытки некоторой украинизации церковной жизни (совершения ряда Богослужений по-украински или и по-церковнославянски, но с украинским произношением, использования местных обычаев и т.п.), предпринимавшиеся немногими приходскими священниками, были достаточно редки. Весьма робко в то время поднимался и вопрос о языке преподавания в духовных учебных заведениях. Некоторое обострение проблемы произошло во время первой русской революции, но по мере того, как последняя шла на спад, на второй план отходил и этот вопрос.

Другим аспектом борьбы за более широкое применения украинского языка стала проблема перевода на него Священного Писания.  Главным аргументом противников было то, что "существование отдельной малорусской литературы приведёт к ослаблению связи Малороссии с Россией"

В конце концов, в 1906 г. Евангелие на украинском языке всё же увидело свет в России. Тем самым, была доказана не только его "развитость", но и возможность употребления в церкви, что вскоре получило неожиданное продолжение.

К середине 1917 года на Украине складывается течение, выступавшее за автокефалию Церкви и её украинизацию.

Подчёркивалось, что при культурно-национальной автономии Украины Церковь тоже должна быть автономной, а при автономии политической – автокефальной.

 1917 года Центральная Рада издала Третий Универсал, в котором "во имя спасения всей России" Украина объявлялась "Украинской Народной Республикой"

Движение за автокефалию не отставало от времени: на Третьем войсковом съезде (октябрь - ноябрь) была провозглашена автокефалия украинской Церкви и необходимость её украинизации, и создан организационный комитет из 30 человек для решения этих вопросов.

В 1919 году автокефалию Украинской православной церкви провозгласила Директория Украинской Народной Республики во главе с Симоном Петлюрой. 5 мая 1920 года группа священников РПЦ и активистов украинского националистического движения провозгласили на Украине автокефальную (самостоятельную) украинскую православную церковь.

В Российской Церкви на Соборе в 1923 году было признано автокефалию Церкви в УССР. В 1930 году, ввиду новых политических реалий, УАПЦ приняла решение о самороспуске.

После восстановления на Украине советской власти в 1944 году, УАПЦ была запрещена, многие её иерархи арестованы и осуждены.

Прихожанами УАПЦ после войны были исключительно украинские эмигранты, в основном выходцы с Западной Украины.

7. Современное распределение религий в украине

Историко-географический фактор заключается в различных условиях развития религии в отдельных частях Украины в прошлом. Левобережье Украины в предыдущие столетия Украинская Православная Церковь(УПЦ!!) подверглась интенсивной русификации. В то же время на западной Волыни существовало украинское православие, потом — греко-католицизм, далее — русское православие, украинская автокефалия и т. д. Очевидно, это наложило свой отпечаток на особенности современной религиозной жизни.

Этнический фактор проявляется в том, что размещение этнических и национальных меньшинств существенно влияет на территориальную организацию отдельных конфессий в пределах Украины.

На территории Украины можно выделить четыре религиозных региона: Западный, Центральный, Восточный и Южный. 

1) Запад является регионом наиболее интенсивной религиозной жизни, зона греко-католической унии и католической религии. Самые крупные центры религиозной жизни в Западном регионе—Почаев (Почаевская лавра), Львов (Собор Святого Юра, Успенская церковь), Гошев (Гошевский монастырь), Крехов (около Львова) и др.

Во Львове действуют греко-католическая духовная академия и православная семинария.

2) В Центральном имеются благоприятные условия для быстрого возрождения украинской церкви. Это прежде всего близость к главному центру современной религиозной жизни и деятельности Украины — ее столице Киеву, где находятся управленческие органы большинства церквей, главная святыня Украины — Софиевский Собор, Киево-Печерская лавра с ее давними традициями, духовные семинарии и др.

3) Восточный регион явл. наиболее религиозно запущенным. Сильно повлияла на этот процесс индустриализация и урбанизация, население насильственно атеизи-ровалось. Теперь здесь наибольшим влиянием пользуется Русская Православная Церковь и Укр. Правосл. Церьковь—Московского Патриарха.

4) В состав Южного региона входят четыре области (Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская) и Республика Крым. В нем отсутствуют давние религиозные традиции, хотя исторически христианство впервые пришло в Украину именно сюда — в Крым. Здесь даже при большевистском режиме готовили священнослужителей (Одесская духовная семинария). В регионе преобладает Укр. Правосл. Церьковь—Московского Патриарха. Начинает возрождаться мусульманство в Крыму. Распространены протестантские церкви, в том числе Немецкая Евангели-стско-Лютеранская Церковь, старообрядничество. Самыми большими центрами религиозно-культурной жизни стали: Одесса, Старый Крым, о. Хортица и др.

8. Религиозная жизнь в Украине

А) раскол украинской православной церкви

Украинская Православная Церковь (УПЦ) является составной частью Московского Патриархата на правах практически полностью независимой в управлении митрополии. В настоящее время ее деятельность значительно осложнена наличием на ее канонической территории трех раскольничьих сообществ, именующих себя "православными", но, безусловно, не являющихся таковыми по своей антицерковной сущности. Это так называемые

- Украинская Православная Церковь Московский Патриархат" (УПЦ МП)

- "Украинская Автокефальная Православная Церковь" (УАПЦ).

Раскол сегодня является одной из главнейших причин дестабилизации церковной жизни на Украине.

Основой идеологии автокефалистского раскола сегодня по-прежнему остается украинский национализм.

Украинская Автокефальная Православная Церковьрелигиозная организация на Украине, одна из ветвей Киевской Церкви, на сегодня находится в неурегулированном каноническом статусе. УПЦ-КП имеет влияние среди верующих в основном на западе Украины. Её автокефалия была самопровозглашена в 1992 году. Её основатели – Филарет и Антоний.

Украинская Православная Церковь — единственная признанная прочими поместными православными церквями православная церковная структура на территории Украины, самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата «с правами широкой автономии»

Крупнейшее религиозное объединение Украины по численности приходов и священнослужителей

Различия:

  1.  Подчинение различным патриархатам( Киевскому и Московскому
  2.  УПЦ имеет признание поместных церквей, а УАПЦ явл. не признанной
  3.  Различные языки вероисповедания: укр. и русс.

Единственный законный, канонический путь объединения Православия на Украине - это присоединение раскольников к УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром (Сабоданом). Это присоединение должно сопровождаться их покаянием за учиненный раскол.

Б) поздний протестантизм на Украине

Протестантизм— одно из 3-х основных, наряду с католицизмом и православием, течений в христианстве,

      Протестантские направления христианства в Украине к неоднорид ми, они делятся на 2 группы.
I-я группа - разные церкви и течения; учение которых сформировалось на почве западного протестантизма, отклонившихся от католической церкви. К ним относят
баптисты, пятидесятники, меннониты, евангелисты, адвентисты, иеговисты и др.. Эти церкви и секты еще зовут "поздним протестантизмом".

II-ая группа - церкви и секты, вероучение которых сложилось на почве православия, они откололись от Православной Церкви. К ним относят
старообрядцы, молокане, духоборы, хлысты, истинно православная церковь, православные христиане и др.. Наиболее распространенные в Украине - протестантские конфессии западного направления. Иные не получили значительного произрастания.

В) Ислам в Украине

Ислам, на земли современной Украины, проник уже очень и очень давно. Последователями ислама в Украине также представители народов, которые исповедовали его с дедов - прадедов. Это - татары волжские, дагестанцы, азербайджанцы, узбеки, абхазцы и др..  

По некоторым данным, на территории Украины проживают от 800 тысяч до 2-х миллионов мусульман. Основная масса людей, исповедующих Ислам, относится к коренным жителям Крыма и Причерноморья. Сегодня мусульманами в Крыму являются не только крымские татары, но и, например, поволжские татары, русские, украинцы, азербайджанцы и отдельные представители некоторых других этносов. Также значительную роль играют эмигранты из стран Ближнего Востока. В десяти крупных городах страны существуют мусульманские организации, созданные арабскими студентами, обучающимися в украинских вузах.

В стенах Центров находятся просторные молитвенные помещения, библиотеки, где собрана многочисленная литература по Исламу и восточной культуре, работают воскресные школы по изучению арабского языка и восточной культуры. На Украине действуют два самостоятельных центра ислама - Духовное управление мусульман Украины в Киеве, создано в 1993 году Духовный центр мусульман Украины в Донецке.

По состоянию на 2011 год в Украине функционируют несколько мощных религиозных и общественных организаций, в которые входит значительная часть мусульман Украины (Духовное управление мусульман Украины, Духовное управление мусульман Крыма,  Духовный центр мусульман Украины, Духовное управление мусульман Украины «Умма», «Киевский Муфтият», «Альраид» и др.).

Однако мусульмане недостаточно комфортно чувствуют себя в сложившейся в Украине социально-политической ситуации.

Распространение ислама за пределами автономной республики Крым связано с деятельностью всеукраинской общественной организации «Арраид». Основными задачами этой организации является благотворительная деятельность в разных регионах Украины и поддержка культуры ислама. Мусульмане, живущие в Украине, стремятся найти свое место в процессе развития в стране демократического общества.

Г) Взаимоотношения между традиционной религией и новыми религиозными движениями на Украине

Новое религиозное движение (сокр.НРД) — это религиозная или духовная группа, зародившаяся сравнительно недавно или ещё не получившая общественного признания в качестве деноминации, церкви или религии. Например: Неохристианские течения, Неориенталистские объединения, Синкретические и универсалистские движения, Неоязычество, Сатанинские группы.

Новые религиозные движения являются постоянным элементом развития религий. Привлекательность того или иного религиозного новообразования быть связана с тем, что здесь новичок надеется наполнить свою жизнь смыслом, избавиться от чувства неуверенности. Молодеже может импонировать вызов движения обществу, суровое осуждение мирских пороков.

1.В отличие от традиционных религий приобщение к новым религиозным движениям происходит не постепенно, эволюционно, а внезапно, сопровождаясь резким изменением взглядов, поведения, отношения.

2.В ряде характеристик «традиционных» религий также делается акцент на их мировом характере, хотя, следует заметить, что и НРД также могут изначально возникать как разновидности мировых религий или претендовать на подобный статус .

3.НРД имеют меньшую по сравнению с «традиционными» религиями степень сформированности.

4. НРД имеют стремление объединить фундаментальную науку, художественное наследие, религию и современные технологии для достижения «высших» целей, что в перспективе должно привести к «снятию» любых конфликтов, прежде всего социальных;

5.  НРД стремятся «расширить» естественные возможности индивидуального сознания посредством применения разнообразных как старых, так и новейших психотехник или их имитаций .

6.  НРД вызывают практически однозначную негативную реакцию «традиционных» конфессий. Последние видят в них серьезного конкурента

Д) Прогрессивный иудаизм в Украине

В 1991 г. все партии и движения Украины выступали за то, чтобы национальным меньшинствам было обеспечено беспрепятственное политическое и культурное развитие.

К началу 1996 г. в более чем 80 городах Украины действовало 250 еврейских организаций и общин.

Быстро развивалась система еврейского образования: в 1991 г. на Украине действовали 19 воскресных школ и две дневные, к концу 1995 г. — 68 воскресных, 14 дневных.

В 1993 г. открылся Центр еврейского образования Украины.

К 1996 г. местные власти вернули еврейским общинам Украины около 30 зданий синагог, конфискованных советскими органами.

Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.

С начала 1990-х гг. Движение прогрессивного иудаизма стало распространяться в Советском Союзе, а после его распада – в странах постсоветского пространства. Первая реформистская община в независимой Украине была зарегистрирована в 1991 году.

Общины обеспечивались необходимой религиозной и учебно-методической литературой, устанавливались первые контакты с реформистскими общинами других стран, а также с фондами-грантодателями. Тогда же в Киеве начал функционировать Махон – Институт современного иудаизма, в котором готовили профессиональных работников для реформистских общин Украины, России и Беларуси (в настоящее время Махон находится в Москве).

В начале 2000-х г.г. в Украине было зарегистрировано и действовали 42 реформистские общины.

Более 12 тысяч человек являются участниками разнообразных религиозных, образовательных, культурно просветительских и социальных программ, проводимых в реформистских общинах.




1. Расчет привода технической системы 001
2. Дипломная работа- Сотрудничество Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями
3. Тема- Английский язык
4. Контрольная работа- Газорегуляторные пункты и газорегуляторные установки
5. Дипломная работа- Підготовка дітей до шкільного навчання
6. белок в химии встречается термины ПЕПТИД и ПОЛИПЕПТИД
7. Testing I filed documents to the Krgnd stte university
8. Отчет по лабораторной работе 2 Текстовый редактор Word По дисциплине информатика и информационные тех
9. ЛЕКЦИЯ 3Познавательные процессы Значение для человека С помощью них человек получает и осмысливает и
10. Курсовая работа- Формування самомоніторингових процесів в старшому дошкільному віці
11. правовому регулированию в сфере труда а также другими федеральными органами исполнительной власти в предел
12. ПЕСТИЦИДЫ И УДОБРЕНИЯ. ИХ РОЛЬ
13. Применение современных педтехнологий в преподавании ОБЖ
14. Вариант 1 12 июня 1812г
15. Численные методы решения систем линейных уравнений
16. Реферат- Статистические оценки критериев надежности РЭСИ
17. I Задачи по неотложным состояниям в акушерстве и гинекологии задача 1 Беременная М
18. предпринимателей организаций фирм и других образований
19. Реферат- Электронная почта
20. Wrhmmer 40000 впервые на русском языке На одном из миров Империума Эвиксусе терпит крушение древний крейсер по