Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Индия в новое время
В 1498 г. начинается новое время, когда прибывают португальцы во главе с Васко да Гаммой, основывают свои фактории и начинают торговать с Индией. Это было выгодным занятием. Индийские ткани не отличались от европейских, но цены на них были гораздо ниже. Но чтобы начать такую торговлю, нужно было иметь капитал для сбора кораблей, они могли быть разграблены. Для организации плаваний были созданы Ост-Индские компании. Португальская с. 16 в., британская 1600, голландская, нидерландская 1602, французская 1664 г. Португальцы теснят голландцев, а в 18 в. Британия и Франция вытесняют конкурентов.
У индусов не было особых знакомств с европейцами. К н. 17 в. это не самое централизованное и организованное государство. Империя Великих Моголов состояла из 120 млн. чел., формально это был халифат, государство считалось мусульманским, но даже самые ярые подвижники ислама составляли не более 20% населения. Было много человек, которые принимали ислам. Религиозная политика была безграмотной.
К н. 17 в. несколько государств. На востоке Бенгалия, которая получает независимость от Великих Моголов. Их собственная территория постепенно сужается она в центре между Бенгалией и Аккрой. Ниже этого Хайдарабат. Еще ниже Карнатока. Западнее Майсор. Выше неё Маратха. Выше мелкие воюющие государства Раджпутов. Выше, в долине Инда, сикхи, рядом - Панджаб.
Так как Моголы теряли власть и территории, им приходило мало налогов. Могол должен был отправлять наследников в разные территории, но наместники объявляли себя независимыми и собирали налоги для себя. Так было с Реза Ханом в 1700 г. его отправили в Рангир. Он обнаружил в городе прошлого наместника, который не хотел отдавать город. Отбив предыдущего, он стал править в городе сам. Его армия насчитывала 10 тыс. человек, и моголы вынуждены были обращаться к нему за помощью.
Европейцев все это не устраивало. Им нужен был подвоз товаров, для этого нужно единство, которого не было. Соответственно, моголы не могли обеспечить свое благосостояние, которое разрывалось изнутри. Чаще всего князья не имели знатного происхождения и родословной.
В Индию часто стали приезжать «налетчики» - отряды персов и афганцев. Такие вторжения не вызывали у индийцев патриотизма, всех завоевателей встречали радостно. В 1739-1740 гг. в Индию вторгся персидский Надир-шах, он подкупил жителей Дели, они открыли ему ворота. Шах разграбил Дели и увез трон моголов. С этого момента Дели перестает быть главным городом Моголов, его теперь часто захватывали. Но формальное значение власти моголов оставалось.
Европейцы устали от того, что их караваны постоянно грабили. Англичане и голландцы отправляли моголу корабли с подарками, которые должны были служить благосклонности халифа. Однако это все грабили, приходилось выкупать свои подарки у местных. Такая ситуация до с. 17 в. Могол выдавал фирманы на торговлю, чаще всего на беспошлинную, даже местным князьям. Их это не радовало, а европейцы думали, что они сильно влияют на Индию. В Европе никто не имел монополию на торговлю с Индией, постоянно воевали между собой.
Британская Ост-Индская кампания наиболее благополучна.
1. С н. 17 до с. 18 вв.- период, когда кампания только торгует
2. С. 18 с. 19 вв. кампания начинает управлять Индией. После этого кампания ликвидирована.
У англичан три основных центра в Индии: Бомбей, Мадрас и Калькутта. Местные правители были вынуждены подчиниться. Во главе каждого центра губернатор, главный в Мадрасе, он должен был следить за развитием торговли, отчитываться перед советом директоров компании. Он отчитывался перед собранием акционеров около 2000 чел. Те, у кого были акции на 500 фунтов, могли иметь право голоса. Акционеры средний и высший класс, владеющие имуществом. Интересы таких людей правительство не хотело ущемлять, поэтому полномочия кампании были широкими. Когда палата общин хотела оттянуть себе часть прибыли, это все быстро пресекалось. Доходы кампании были около 1 млн. в год, она снабжала правительство.
Французская кампания начала формироваться гораздо позже английской. Она из слияния китайской, восточной и мадагаскарской кампании. Начала с банкротных предприятий. С 1664 по 1719 формирование. Сначала не было доходов. Центры Махе на западе (к югу от Бомбея) и на востоке Пандешери и Крайкау (около Мадраса). На островах французы содержали военные гарнизоны, в отличие от Англии, которые перебрасывали войска со своей территории.
В отличие от Англии, где развита была индийская политика, во Франции фигура короля была не подкреплена финансами Ост-Индию никто не хотел финансировать. Французы понимали, что все доходы идут англичанам, и они там ничему не наварятся. Французские инвесторы гораздо больше выделяли денег на освоение Карибского бассейна. Поэтому средств на кампанию не хватало. Доходы стали сокращаться, и к с. 18 в. она стала убыточной.
Французы, понимая это, стали искать другие средства финансирования компании. Таким источником стал доход с земли хотели получить территорию и собирать с неё доход. В 1747 г. было отправлено послание в Париж о том, что надо получить земли. В январе 1748 г. было отправлено согласие, и с августа губернатор Пандешери узнал, что его предложение одобрено.
Не было прямых завоеваний, но с 1721 г. в Индии формировались сипайские отряды местные воины, которые нанимались кампанией для службы в её армии. Как правило, это кшатрии, и недостатка в этих людях не было. Европейцы платили хорошо, у них были пенсии, а для индийцев это было роскошью. Служба быстро стала престижной, потом сипайские отряды стали возникать у англичан.
Французы отдавали сипайские войска в аренду местным правителям. С одной стороны, они вмешивались во внутреннюю политику, с другой, как только князю выделялись отряды, он должен был их содержать и платить французам какие-то суммы с этого. Первый раз такая схема была опробована в 1748 г., когда французы вмешались в дела Южной Индии. В это время война Англии и Франции за австрийское наследство. У Франции в Индии все хорошо, она вышла там на самоокупаемость. Франция отдала свою армию в аренду марадским князьям, которые напали на Карнатоку. Вал беженцев хлынул в Пандишере. Князь решил отбить атаку, но марадхи убежали, струсив перед англичанами.
В 1745 г. в Индию прибыли дополнительные французские войска, которые и тут начали войну с англичанами. Они захватили Мадрас, но после этого стушевались, потому что в шторм погиб весь французский флот. Англичане отбили Мадрас в 1748, но отступили от Пандешери. По Ахетскому договору французы остались со своими факториями, а англичане со своими. Однако французские акции кампании обесценились, поэтому пришлось вести более агрессивную политику. Нужно было получать гарантированные доходы, бессрочные и стабильные.
Первое воплощение плана - 1749 г., Карнатока. Её губернатор был за англичан, поэтому его решили сместить и поставить француза. Это получилось (Чантра-Синх - губернатор), новый начальник должен был платить французам. В Хайдарабате они сделали то же там им был предоставлен ряд территорий.
Но в Карнатоке интересы французов пересеклись с английскими, а это ай-ай-ай. Англичане нашли альтернативу поддержали Мухаммеда-Али, который был сыном правителя до Чантра-Синха. Он был посажен на престол после убийства второго. Разница: французы были одержимы идеей получить землю, а англичане, посадив своего, взяли патент на внутреннюю торговлю.
Англичане засмотрелись на Бенгалию. Её населения около 40 млн. чел., один из самых плодородных и финансово независимых регионов. Это было государство в государстве. Влияние имел навах и его двор (мусульмане, и государство мусульманское, хоть их и четверть), второй источник власти купцы-индусы. Снабжали наваха деньгами. Третий источник британская Ост-Индская кампания, которая начинает следить за внутренней политикой с к. 17 в. Следила только за тем, чтобы не нарушались её интересы.
У Англии был фирман, но это не нравилось навахам. Они требовали англичан ограничить свою торговую активность. В 1756 г. сменился навах, пришел к власти молодой Сирадж. У него было два замысла: сделать Бенгалию исламской и выгнать англичан. Первый порыв: от индусских коммерсантов нужно было перейти в ислам. Они отказались и перестали финансировать. Второй порыв: летом 1756 г. захват Калькутты якобы за нарушение соглашений. Сирадж перебил часть гарнизона. Пленные англичане были заперты в тесном маленьком помещении без окон, а их было 146 человек, утром живых было 23. Это событие Черная яма Калькутты, пример того, как варварски ведут себя индийцы.
Слухи об этом событии через несколько недель дошли до Мадраса. Армия была направлена в Калькутту. Чиновнику кампанию, который вел армию, были выделены деньги. 1 января 1757 г. армия дошла, Клайв хотел свергнуть Сираджа, но тот, увидев английскую армию, заключил мир и сдался, разрешил захватить французскую базу. Англичане все же относились к Сираджу настороженно. Клайв начальник остался в Калькутте и начал тайно собирать заговор против Сираджа. Индусы согласились это поддержать, т.к. индийским коммерсантам это было интереснее своего наваха. Дядя Сираджа Мир-Джафар был готов сесть на престол и выделить некоторые территории англичанам. Тогда они открыто выступили против наваха.
Армии: 3 тыс. против 50 тыс. чел. Битва у Пресси. Она началась с артиллерийского обстрела (стандартный номер англичан для Индии). Это вызвало панику, т.к. авангард армии это слоны. Англичане почти полностью вытеснили индийцев, но тут пришла депеша от Мир-Джафара, что его теснят непонятные войска. Выяснилось, что англичане перепутали его с Сираждем. Но потом разобрались.
В итоге англичане выиграли, у них погибло всего 70 чел. Битва принесла англичанам то, чего они до этого не имели. Получили право на свободу торговли, но главное в том, что получили контрибуцию, и кампания получила территорию, с которой она не просто собирала налоги, а ещё и могла управлять заминдари (право управления). Начинается административная деятельность, которая оказалась не менее выгодной, чем торговля.
Средний годовой доход британской семьи 500 фунтов. А Клайв от Мир-Джафара получил 120 тысяч. Одарены были и акционеры. Англичане получили право даровать грамоты на беспошлинную торговлю другим.
Кто-то решил вернуть Бенгалию, вроде моголы. Англичане собрали армию. Моголы увидели и разошлись. Мир-Джавар не особо долго терпел англичан, в 1760 потребовал ограничить право на свободную торговлю. Как писали англичане, этим он показал свою деспотичность. Его отстранили от власти и посадили его свата Мир-Кассима. Он тоже сначала был лояльный к англичанам. Заплатил значительную сумму за свое воцарение, но скоро стало понятно, что он хочет выступить против и восстановить независимость Бенгалии. Закупил новую артиллерию, нанял португальцев и французов для обучения. \
В 1763 г. после конца семилетней войны Мир-Кассим выступил, взял город, но англичане быстро его отбили. Однако на стороне Мир-Кассима выступил навах Ауда и шах Моголов Алан 2. Их объединенная армия была легко разбита англичанами в 1764 г. в битве при городе Круссар. С этого времени англичане включили и этих двух в сферу своего влияния. Шах даровал англичанам права дивани на всей территории Бенгалии управление и сбор налогов. В общем, Англия избавилась в Индии от всех соперников.
Клайв был не единственным, кто получал средства в обход казны. Они писали, что они обогащали Британию, потому что все капиталы отвозили туда. В театрах Британии ставится пьеса «Напоп» - это означало всех выскочек, которые смогли получить средства незаконным путем, а теперь вернулись в Англию и хотят быть влиятельными. Отношение к напопам было негативным, они не имели отношения к дворянским слоям, пытались попасть в палату общин.
Все больше чиновников шло в парламент. Смущало и то, что британское руководство практически не могло влиять на кампанию. Они давали хартии, но их лоббировали. Кампания представляла целую империю гораздо большую, чем в Америке. В Индии европейцы были в меньшинстве, Клайв заявлял, что населении Индии отвратительно и ничего не заслуживает. Правительство ждало ошибок кампании.