Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Диалог Чацкого с Репетиловым

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

"Диалог Чацкого с Репетиловым"

"Горе от ума" - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни. Проблемы, поставленные в "Горе от ума", продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя. Комедия "Горе от ума" - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в произведении важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, о деятельности тайных политических обществ, проблемы долга, чести и достоинства человека. Как подлинно великий художник, Грибоедов отразил в "Горе от ума" существенные стороны действительности своего времени, целой большой эпохи всемирно-исторического масштаба и значения. Срывая всякие маски, с огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик дворянско-крепостнического общества. Колорит времени, который все же отличался от последующего, николаевского, показан в сценах с Репетиловым и имеет очень большое значение для понимания идейного замысла комедии и уяснения политической обстановки, сложившейся в период формирования идей декабристов.

Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на балу у Фамусова. Грибоедов в "Горе от ума" дает говорящие фамилии многим персонажам, и Репетилов не является исключением, так как в переводе с французского его фамилия означает "повторять". Тем самым автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвертого действия, задавая тон в значительнй части явлений. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров гостей с Репетиловым до Чацкого доходит сплетня о сумашествии. Ни один из героев "Горе от ума" не высказывается так

полно, как Репетилов.

Едва появившись на сцене, Репетилов тотчас же громогласно представляется участником "секретнейшего союза", перечисляя темы, которые служат в этом "союзе" материалом для споров. Это действительно темы важные, за каждой из них - программные положения декабристов: о камере, то есть о парламенте, о палатах народных представителей, которые являются первейшими признаками конституционного правления; о присяжных - о приводившихся к присяге лицах, заседавших в суде, то есть о демократической форме судебных заседаний; о государственном деле - из контекста явствует, что речь идет о революционном перевороте. Значит, Репетилов и его приятели представляют в комедии декабристов? Однако Грибоедовым Репетилов показан шутом и пустым прощелыгой. Разве мог автор, глубоко убежденный в правильности идей декабристов,

изобразить людей, искренне желавших духовного возрождения России, плутами и пустомелями? Конечно же, нет. Иначе это была бы злая ирония на декабритов, да и на самого Грибоедова! Но тогда для чего же введен в комедию этоп персонаж?

На самом деле образ Репетилова в сопоставлении с образом Чачкого свидетельствует о глубоком понимании писателем того различия, которое существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его времени и тем либерализмом и политическим приспособленчеством, ярким выражением которого является Репетилов. В эпоху Александра I многие сочувствовали либеральному движению не в силу своих идейных убеждений и благородных стремлений, а

потому, что в дворянском обществе царила мода на либерализм. Используя это, многие "либералы" делали неплохую служебную карьеру.

Как известно, Александр I не решался начать явное преследование декабристских организаций и считал вполне "в духе времени" разные кружки, заводившиеся в обстановке клубов. В этих много и туманно рассуждали на "либеральные" темы, подобно тому, как это изобразил в своем рассказе Репетилов.

Вместе с Репетиловым в комедию врывается тьма людей, - так колоритно описаны Репетиловым его знакомые: от князя Григория до барона фон Клоца. Свой рассказ о членах "секретнейшего общества" Репетилов начинает с князя Григория. Князь был одним из тех оригиналов-англофилов, которые заметно выделялись в обществе в эпоху всеобщей приверженности к французским модам: "… век с англичанами, вся английская складка, и так же он сквозь зубы говорит, и так же коротко обстрижен для порядка…"

"Другой - Варкуев Евдоким.", - говорит далее Репетилов. Личнсть этого персонажа характеризукт его любимая ария: "А! Нон лашьяр ми, но, но, но" Эта ария из оперы Галуппи, которая не пользовалась широким успехом у серьезных ценителей музыки уже в середине XVIII века. А к 1820-ым годам она тем более устарела. И упоминание этойарии как любимой вносит комический оттенок в образ "либерального" героя, "прогрессиста" каким его представляет Чацкому в своем рассказе Репетилов.

В своем монологе Репетилов упоминает о двух братьях, тоже являющихся членами "секретнейшего союза": "Левон и Боринька, чуднейшие ребята! О них не знаешь, что сказать", - он не может сказать большего потому, что таких людей, обывателей, которые неприметны в обществе, много. Но для самодержавия, для крепостного строя эти люди на вес золота. Они никогда не скажут нового слова, никогда не сделают поступка, заставившего бы усомниться в нравственных ценностях общества. Удушьев занимает в речи Репетилова центральное место. Рассказчик рекомендует его как "гения". Удушьев пишет какие-то "сочинения" и печатает их в журнале. Но его статьи, пожалуй, кроме лжи и легкомыслия, ничего не содержат. Комическое впечатление о нем составляет неловко употребленная Репетиловым пословица: "Мы его на черный день пасем", - тем самым он предрекает приятелю роль жертвы. Каламбурное использование пословиц вообще нередкий прием "Горе от ума". В образе Ипполита Маркелыча собраны основные качества членов "секретнейшего союза". Он и "ночной разбойник", и "крепко на руку не чист".

Таким образом, все чнены этого "союза", обсуждающие, пусть и невсерьез, проблемы переустройства общества, полагают, что "умный человек не может быть не плутом". Конечно же, эти убеждения резко отличались от убеждений декабристов. Декабристы свои таланты оддали на благо родине, а не растратили их в погоне за наградами, за чинами, за личным благополучием.

В рассказе о членах клуба, своих приятелях, Репетилов не забыл упомянуть и о себе. Как обычно для поэтики "Горя от ума", в речи Репетилова сатирически оттеняется яркое противоречие между тем, что рассказно, и тем, как рассказано. Если первое - колоритная картина жизни, то второе - материал для характеристики персонажа. Репетилов рассказывает о своей службе:

По штатской я служил тогда,

Барон фон Клоц в министры метил,

А я -

К нему в зятья.

Внесценический персонаж барон фон Клоц - типичная фигура высшей российской бюрократии, вербовавшейся зачастую из иностранцевв. Они были чужды стране, иногда даже не понимали ее языка, своеобразия Русской культуры. Грибоедов в воем произведении дает характеристику большинству иностранцев, состоявших на службе у императора. "Клощ" в переводе с

немецкого означает "дубина, чурбан". И такие люди становились министрами, проводили свою жизнь в праздности, жили за

счет русского народа! Это было особенно больно видеть декабристам и Грибоедову.

Репетилов также хотел стать министром, продвигаться по службе с помощью своего тестя, но прогорел: "приданого взял - шиш, по службе - ничего". В разговоре промелькнула характерная черта того времени. Он признается, что много денег проиграл в карты, скорее всего, специально, своей будущей родне. А дворяне проигрывали не только деньги, но и крепостные семьи, людей. Репетилов говорит о построенном им доме на Фонтанке. В 1820-ые годы Фонтанка действительно застраивалась домами знатных богатых дворян. Однако повествование в полной мере обнажает природу его либерализма: он буквально поставил на карту все, что имел, чтобы вылезти в чины, и не преуспел в этом. Именно поэтому он и не доволен, не прочь покритиковать государственную власть. Репетилов замечает, что секретати барона фон Клоца "все хамы, все продыжны". Тем

самым он намекает на взяточничество и казнокрадство, которые царили в то время. Это приносило огромный ущерб всей государственной системе.

В образе Репетилова пародийно отражены судьба и характер Чацкого, вплоть до отдельных деталей. И появление, и исчезновение Репетилова со сцены пародийно соответствуют тому, как врывается на сцену и покидает ее Чацкий. Таким образом, автор вводио в "Горе от ума" трагикомическое противостояние героя - идеолога и его шутливой копии.

Репетиловщина, бывшая вполне в духе времени, являясь, по существу, лишь посрамлением идей в устах никчемного крикуна, каков был сам Репетилов, все же представляет "свободу слова". В таком виде она была вполне терпима правительством и даже служила лицемерной вывеской, прикрывавшей духовную пустоту и палочный режим. В комедии с достаточной яркостью и силой показано то глубокое отвращение, какое вызывала эта клубная болтовня у мыслящего вольнодумца Чацкого. Репетиловщина - это показной либерализм, пустое фразерство, столь ярко выраженное в знаменитых словах Репетилова: "Шумим, братец, шумим…", - на что Чацкий отвечает: "Шумите, да и только?" В пьесе Грибоедов заглянул далеко за горизонты своей эпохи. Русская реалистическая литература всегда обращалась к коренным вопросам жизни. И первой в этом ряду классических произведений стоит комедия "Горе от ума". В ней ярко воплощены существенные стороны действительности, основные ее противоречия и конфликты, раскрыт образ положительного героя, новатора своего времени, показана личная жизнь человека в ее связях с общественно-политической действительностью.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/




1. полдень полночь; развивать внимание и пространственное мышление
2. Предмет, функції та методи економічної теорії Тестові завдання
3. Классификация туманностей
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Київ ~1
5. Экологическое Содружество www
6. механическими свойствами- сопротивлением статическим воздействиям ; сопротивлением динамическим воздейст
7. на тему- Правонарушения и юридическая ответственность Вып
8. Электроснабжение родильного отделения для коров на 72 места с профилакторием и вентпунктом
9. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора психологічних наук
10. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук7
11. Пятьдесят оттенков свободы еще больше чувственности еще больше страсти еще больше любви.
12. Ярославская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социаль
13. реферат Основные положения факторного кластерного и дискриминантного анализа
14. тематизованими знаннями що накопичилися окремими юридичними науками методологічною тому що науковий інст
15. Виктория Матяж http---vk
16. Пенсійне право як складова права соціального забезпечення
17. ВВЕДЕНИЕ В древние времена сновидения принимались за откровения богов
18. Утки
19. водных рыб считали улиток ldquo;санитарной инспекциейrdquo; истребляющей водоросли а также перерабатывающей и1
20. Программа, идеология, тактика Устав партии Эсеров