Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Утрата нравственных ценностей в пореформенный период России
Л.С. Сысоева
В протекшей истории не было ещё такого времени, которое могло бы похвалиться своей нравственностью. Разумеется, способы эксплуатации и жестокости в течение веков изменяют свои формы. Но вот становится ли общество с этим течением веков нравственнее? Предполагаемый отрицательный ответ позволил известному английскому писателю Гилберту Честертону выразить его в афористической форме: «Дело не в том, что мир стал гораздо хуже, а в том, что освещение событий стало гораздо лучше». Можно добавить к этому афоризму фразу, однако не добавляющую оптимизма по этому поводу: Несмотря на то, что информации по вопросу нравственности или, скорее, безнравственности в современном мире у нас накопилось много, мы пока ничего не можем изменить в этой сфере, во всяком случае, в России.
С чернобыльской катастрофы, ставшей одновременно началом демонтажа административно-бюрократической системы, как назвали ее интеллектуальные прорабы перестройки, началась эпоха гласности, демократизации, нравственного подъема и веры российского народа, веры в справедливость, открытость, вхождение России в мировое цивилизованное пространство, веры в освобождение от нравственной коррумпированности, номенклатурно-партийной коллективной безответственности. Интеллектуалы, не боясь преследований и террора, вскрывали язвы тоталитаризма и болезни застоя, раскрестьянивание крестьянства, мафиозность и взяточничество бюрократии, социально несправедливые привилегии. Вскрывались бесчеловечность и чудовищность системы, питавшейся смертями узников Гулага, строивших социализм за железной проволокой, рассекречивались «психушки» для инакомыслящих, обнародовались экологические преступления. Андрей Дмитриевич Сахаров говорил и писал о том, как «народ проходил на протяжении десятилетий развращающую «антишколу», приучающую многих не работать, а только создавать видимость работы, приучавшую к лицемерию, лжи, эгоизму и приспособленчеству…»1. Он, и не скрою, многие из нас считали, что гласность создаст новый нравственный климат в стране, а также наступит эпоха социальной справедливости, повысится уровень заработной платы, пенсий, вырастет качество жизни, для малообеспеченных граждан будут скомпенсированы цены за квартплату. Он выдвинул смелый проект сокращения всех видов вооружений. Предполагалось, что это откроет прямую дорогу к глубокому и всестороннему разоружению во всем мире, а средства от разоружения пойдут на решение экологических, демографических, социальных проблем.
Интеллигенция была искренне уверена в возможности нравственного оздоровления общества, строились перспективы развития экономики, правового государства, решения экологического императива. Некоторые (нобелевские лауреаты Ян Тинберген, Андрей Дмитриевич Сахаров, ученый и государственный деятель - Джон Кеннет Гелбрейт (США), Борис Семёнович Гершунский и др.) серьезно задумывались о возможности конвергенции мировых систем []. Это был период нравственного романтизма, духовного подъема, борьбы с «притерпелостью» и ощущением «предренессанса» (Евг.Евтушенко). К нам пришел в полном объеме А.И. Солженицын, рассекречивались архивы, после десятилетних запретов издавалась русская философия, нам стали доступны книги русского и мирового зарубежья, книги, написанные советскими авторами «в стол» или в «последней волне» эмиграции. Думающая часть народа умственно и нравственно крепла, прозревала, этически совершенствовалась, мировоззренчески трансцендировала, творчески активизировалась.
Однако шоковая терапия, примененная к россиянам в президентской республике, деиндустриализация России, проведенная «интеллектуалами» экономических реформ, а затем реформы приватизации привели не только к полному краху былой состоятельности страны. Но они свидетельствовали о глубокой нравственной деградации, безответственности перед своим народом и наплевательском отношении к его судьбам, не говоря уж о том, что десятки миллионов русских подверглись национальной дискриминации и унижению в отделившихся от СССР республиках. Обманная ваучеризация и стремительная приватизация распродажи по дешевке национальных достояний, огромных заводов и предприятий, пока люди не успели опомниться, что это как ни безнравственная политика раскола общества на горстку олигархов, сумевших хапнуть из национальной экономики, и огромного большинства «опущенных», стремящихся найти способ адаптироваться к «дикому рынку».
Возможность «большого хапка» вытеснила из сознания правящей элиты не только идею развития, но и ответственность перед народом, совесть, человечность. Старые формы «претерпелости» от несостоятельности «номенклатурного социализма» меняются на новые несостоятельного реформирования, т.е. принудительного включения непривилегированного российское населения в игру «голого короля». Между тем, реальные российские богатства газ, нефть, строевой лес в хорошей импортной расфасовке и упаковке переправляются за границу. Новая нищета, бесправие и лишения на фоне полной свободы российского буржуазного класса расхищать национальный капитал и уклоняться от налогов приводят к полной деконструкции общественной морали, расшатыванию границ добра и зла, разрушению социума. Преуспевание за счет ограбления государства и национального благосостояния в целях практик спекулятивного обогащения разлагающе действует на мораль всего общества, смещая акценты к мефистофелевскому соблазну, смещая мир в сторону зла и делая жизнь другого предметом «охоты на асфальте», а киллерство востребованной профессий в деморализированном обществе. Деморализации в этом безнравственном социуме подвергаются все слои общества, втягивая в девиантное поведение алкоголизмом, наркотиками, дедовщиной в армии, лишая здорового патриотизма, высвобождая необузданный сексуальный инстинкт, делая бессильное молодое поколение дизертирами социума, освобождая от чувства долга, затягивая в группы сексуальных меньшинств. Несогласные выходят на марши миллионов, отбывают свои сроки в тюрьмах, а вся страна оградила свои квартиры решетками, наподобие тюремных, малоимущие или спившиеся оказываются от родившихся детей, усугубляя проблему российского сиротства. Напряжение в обществе растет, как и смертность, образовавшаяся новая социальная общность бомжей увеличивается. Россия сейчас самая социально несправедливая страна в мире, а российский народ самый терпеливый, способный выживать в условиях социальной аномии. «Россияне выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета»2. Так формируется терпимость к злу и смирение перед ним, способствующие его утверждению во все более жестоких формах. Всё это можно подвести под общий знаменатель «испарения морали». Одним из самых распространенных разговоров среди беседующих россиян является тема «порчи нравов».
Россия занимает 1 место в мире по абсолютной величине убыли населения, 1 место в мире по количеству самоубийств среди пожилых людей, 1 место в мире по числу разводов и детей, рожденных вне брака,
1 место в мире по числу детей, брошенных родителями,
1 место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков,
1 место в мире по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы,
1 место в мире по числу пациентов с заболеваниями психики,
1 место в мире по объемам торговли людьми,
1 место в мире по количеству абортов и материнской смертности,
1 место в мире по объёму потребления героина (21% от мирового производства)
1 место в мире по объёму продаж крепкого алкоголя,
1 место в мире по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции,
1 место в мире по темпам роста табакокурения,
1 место в мире по числу курящих детей,
1 место в мире по темпам прироста ВИЧ-инфицированных,
1 место в мире по количеству авиакатастроф (в 13 раз больше среднемирового уровня),
1 место в мире по числу миллиардеров, преследуемых правоохранительными органами,
1 место в мире по количеству ДТП,
2 место в мире по уровню бюрократии,
2 место в мире по числу долларовых миллиардеров (после США)
2 место в мире по числу самоубийств (после Литвы),
2 место в мире по числу убийств на душу населения (после Колумбии),
2 место в мире по распространению поддельных лекарств (после Китая),
2 место в мире по объёму производства порнофильмов,
2 место в мире по количеству заключенных на 1000 человек (после США),
2 место в мире по числу людей, ищущих убежища на Западе (после Сербии),
2 место в мире по числу журналистов, убитых за последние десять лет (после Ирака)
2 место в мире среди производителей пиратских дисков,
3 место в мире по числу угонов автомашин,
3 место в мире по распространению детской порнографии
3 место в мире по количеству тоталитарных сект.
• ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;
• около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу; в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов3.; • ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;
По-прежнему широко распространена практика криминальных "крыш", рейдерства, "чёрного риэлтерства", финансовых "пирамид", других видов мошенничества и т. п. Организованная преступность фактически легализована, а многие т. н. «авторитетные бизнесмены» - по существу, легализовавшиеся бандиты.
Коррупция воистину тотальна, причем продаются как сами чиновники от мала до велика, так и административные должности. Публичная речь изобилует матом и блатным жаргоном. Пожилых людей убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами. Пьяные матери выкидывают в окна своих младенцев. Анекдотичным стало разгульное поведение «новых русских за рубежом. А типичной реакцией значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал … хохот. А тут ещё бесконечные рассуждения о толерантности.
Всем очевидна «моральная аберрация» наших политиков его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера.4 Социальная цена, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России очень высока это пренебрежение нравственно-психологическим миром человека»5, «интенсивное искоренение морально-этической составляющей из социального бытия». Произошло высвобождение худшего в человеке.
На основании выше перечисленных показателей падения нравственности Институт психологии РАН разработал показатели динамику нравственного состояния современного российского общества. Оно представлено в ниже следующей диаграмме:
Динамика нравственного состояния современного российского общества
Приведенная выше динамика нравственного состояния показывает, что уровень нравственности снизился за 5 лет вдвое, что говорит о связи его ухудшения именно с реформами и с сопутствующими им событиями. Причины утраты нравственности были уже частично названы выше, но обратимся к компетентным специальным исследованиям этой проблемы.
3. Принцип «Обогащайтесь». Наконец, можно всё, что не запрещено законом. Совесть тут ни при чём. Отсутствие совести означает и пренебрежение законом. Но закон и мораль являются двумя основными, поддерживающими друг друга, системами обеспечения социального порядка, и разрушение одной из них неизбежно ведет к разрушению другой, закон не действует без опоры на мораль, а мораль разрушается без подкрепления законом. В частности, как отмечает патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, «закон имеет шанс работать только в том случае, если он соответствует нравственной норме». Сложилась криминальная жизнь не по закону и не по совести, а по понятиям.
4. Произошла криминализация «всей общественной жизни», включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки», «откаты» и т. п.), ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения и т. д.
5. Аномия разрушение системы моральных норм и их рассогласование друг с другом, характерная для всех постсоциалистических обществ и пришедшая на смену гиперномии сверхнормированности - социалистических режимов.6
В этих условиях русская национальная идея предельно ясна всем, кроме коррумпированного правительства, и она заключается во внимании к существенным нуждам русского народа, в сбережении народа, в нравственном возрождении общества, которое находится в состоянии утраты духовных традиций, корней, в состоянии крайней социальной несправедливости и невозможности жить трудом.
Для её осуществления стратегическим приоритетом должны стать инвестиции не только и не столько в новую технику, сколько в человека. Не менее важны для достижения намечаемых целей сплочённость общества, уверенность людей в справедливости и жизнеспособности общественного строя, доверие к лидерам государства. Это то, что называют социальным капиталом, наращивание которого всё более становится залогом успеха всех экономических начинаний [2]. Лауреаты Нобелевских премий в области экономики Поль Кругман, Джозеф Стиглиц говорят, что ориентация на рыночный фундаментализм не выдержала испытание глобальным экономическим кризисом, своей неадекватностью вызовам XXI века, и его лекала для России оказались вчерашним днём идеологической моды. Их концепция связывает системные преобразования с возрастающей регулирующей ролью государства. Так, Китай ведёт поиск модели постреформенного развития, называя её социалистическим гармоничным обществом. Европейцы, особенно скандинавы, практикуют то, что называют моделью государства благосостояния, а в Германии социально ориентированной рыночной экономикой. Конституционное определение России как социального государства остаётся неясным, а соображения науки на этот счёт не находят официального закрепления. Население лишено важнейшего ориентира люди не понимают, к какому общественному устройству страна придёт в результате проводимых реформ и что это даст народу. Отсутствие ясной перспективы, веры в будущее не может не сказываться на духовном климате в стране и настроениях людей. Беспрецедентное неравенство в распределении доходов и безучастность государства оказывают гнетущие последствия на экономической рост и демографическую ситуацию в стране. Ведь при годовом росте реальных доходов основной массы населения на 10 процентов удалось бы преодолеть процесс депопуляции страны. Для исправления положения нужны прогрессивное налогообложение и другие меры поддержки малоимущих. Откажись американское государство от прогрессивного налогообложения, США переживали бы коллапс.
У нас фактическая налоговая нагрузка 20 процентов населения с низкими доходами, как показывают исследования, вдвое превышает нагрузку 20 процентов населения с высокими доходами. Кроме того, оплата труда работников в России происходит по большей части вопреки всем экономическим и социальным основаниям, крайне произвольна и для многих неоправданно занижена и несправедлива. Это создаёт раскол и напряжение в обществе. И конечно, отрицательно сказывается на производительности труда и моральном климате в стране. За минувшее столетие доля государственного бюджета в распределении ВВП возросла в большинстве развитых стран мира с 1020 процентов до 50 и более. Это происходит, прежде всего, в результате роста государственных расходов на образование, здравоохранение, науку, пенсии и другие социальные трансферты. Мир осознал, что только во власти государства противодействовать стихии нарастающего социального расслоения населения, гарантировать справедливый доступ людей к общественным благам и тем самым способствовать консолидации и стабильности общества. А между тем в России средний доход бедной части населения в 30 раз меньше среднего дохода богатых, а в Москве даже в 50 раз. Тогда как в ЕС этот разрыв составляет 710 раз, в США около 15 раз.
Социальная справедливость извечная нравственная норма, неотъемлемая часть сознания людей. Без её соблюдения не может быть здоровым нравственный климат в обществе, как и невозможна здоровая экономика. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пишет в книге «Неэкономические грани экономики: «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика неэффективна, более того нежизнеспособна и опасна».
Без качественного улучшения работы государственной системы управления, формирования класса неподкупных, добросовестных и компетентных управленцев любые амбициозные программы обречены на провал. Подбор кадров на высшие должности не может происходить по принципу лояльности, личных симпатий или дружбы, родственной близости. Это не гарантирует стабильность власти и уважение к ней. Подтверждённый историей плодотворный путь селекция лучших кадров государственных деятелей всех рангов. Он предполагает восхождение наверх иерархической лестницы ступень за ступенью по мере накопления опыта и обретения авторитета и публичной известности. У нас же всё совершается другим способами, неслучайно же Россия по критерию сдерживания коррупции в государственном аппарате оказывается в конце списка, на 180-м месте… Российское государство не в состоянии пресечь бегство капиталов и умов из страны. За годы перестройки и рыночных реформ бегство капиталов составило, по различным оценкам, один-два триллиона долларов. Только в одной Транснефти украдено (распилено) 4 трл долларов.
Государство не может предотвратить потери и от утечки умов и квалифицированных работников, инженеров, учёных не только за рубеж, но и во внутреннюю иммиграцию, торговлю и мелкий бизнес. И это связано, прежде всего, с невостребованностью труда учёных, неоправданно низкой их заработной платой, ликвидацией рабочих мест для высококвалифицированных работников в связи с ликвидацией и недогрузкой многих предприятий и учреждений (электрические лампочки закупаем а Польше). В потенциале знаний, который будет, как считают учёные, определять лицо XXI века, это означает неминуемое отставание. В нашем государстве стратегии, разделяемой и поддерживаемой научной и педагогической общественностью, не существует. Наше государство как-то выборочно определяет увеличение оплаты труда в гуманитарной сфере. То поднимет зарплаты терапевтам и медсёстрам, а об остальных категориях забудет, что мы знаем из прямого эфира президентских выступлений. Сфера остепененного корпуса преподавательского состава и его возможности заниматься наукой, похоже, вообще остаётся для него terra incognita. Так, чтобы неостепенённому старшему преподавателю с зарплатой в 6 тыс. руб. прикрепиться на год с готовой диссертацией к совету в статусе соискателя, надо заплатить 66 тысяч рублей. Кто имеет такие деньги? Только коррумпированный чиновник от науки.
Сбережение народа это не только экономическая проблема. Основное влияние на нежелание иметь детей оказывают неэкономические факторы. Среди них, как демонстрируют опросы, одно из первых мест занимает нежелание рожать их в такой стране, нравственное неблагополучие которой акцентируется: олигархи и богачи отправляют своих жен рожать в США или Европу, где их дети получают соответствующее гражданство. Катастрофическая депопуляция современной России объясняется «нравственным разрывом между обществом и государством». Мы хотим жить в справедливом обществе и иметь нравственное государство.
1 Сахаров А. Неизбежность перестройки // Иного не дано. М.: Прогресс,1988. С.122-134.
2 Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008, с. 396-397.
3 Анализ положения детей в РФ. М.: ЮНИСЕФ, 2007; Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации», М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2006 г.
4 Там же.
5 Гринберг Р. С. Пятнадцать лет рыночной экономики в России // Вестник РАН, 2007, Т. 77, N 7, с. 588.
6 Об аномии целых обществ заговорили относительно недавно. Прежде это понятие применялось к индивидам и было введено Э. Дюркгеймом для описания состояния, переживаемого человеком перед самоубийством (Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб., 1998).
PAGE \* MERGEFORMAT 9