Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Билет 06
Западное богословие в 4-6 вв |
В течение IV века происходит одно из самых величайших событий в истории человечества, связанных с судьбой религии Христовой: она, бывшая до того религией недозволенной и гонимой, к концу этого века становится религией торжествующей. Церковь получила возможность широкого и беспрепятственного развития разных сторон своей жизни… Богословская мысль представителей Церкви с особой энергией принимается за уяснение существенного содержания христианства как откровенной религии; наступает “золотой век” в истории древнехристианской науки патристической литературы» Четвертый век и происходившая в это время борьба православной Церкви с арианством, явилась толчком к развитию богословской науки не только на Востоке, но и на Западе. В этот период наибольшее влияние на западное богословие оказала ново-александрийская школа, которая по своему направлению наиболее тесно примыкала в своих богословских воззрениях к установившемуся на Западе направлению просвещения. Большинство известных и замечательных западных писателей явилось подражателями писателей ново-александрийской богословской школы. Епископ Иларий Пиктавийский (Пуатьеский). (315-367 гг.) Происходил из языческой фамилии и принял крещение в зрелом возрасте вместе со своей женой и дочерью. Около 350 г. был избран епископом города Пиктавия (Пуатье) в Галлии (совр. Франция). В 355 году участвовал в заседания Медиоланского (Миланского) собора, посвященного арианству. Здесь он, в присутствии императора Констанция, защищал православное вероучение и св. Афанасия Александрийского и был вместе с отцами Собора сослан во Фригию.
был губернатором римской провинции Эмилии и Лигурии с центром в г. Медиолан (Милан). Избран был в епископы чудесным образом, т. к. до него церковную кафедру 20 лет занимал арианский епископ Авксентий. Избранный епископом Амвросий не был даже крещенным, а лишь готовился принять крещение. Из-за этого он за 7 дней прошел все церковные степени и 7 декабря 374 года был рукоположен в епископа. В епископском сане св. Амвросий проявил себя величайшим борцом с арианством, блистательным проповедником, ученым и писателем. Скончался св. Амвросий в 397 г.
Как моралист Амвросий особенно сильным выступает в сочинении:
Также замечательны его труды
толкования на различные библейские исторические сказания. Блаженный Иероним Стридонский Блаж. Иероним (род. ок. 330 г.). В 381-382 гг. блаж. Иероним по просьбе папы Дамаса н начинает свою работу по пересмотру и исправлению латинского перевода Библии. В Палестине изучал и толковал Священное Писание, а также переводил его на латинский язык. Перевод под названием «Вульгата» был принят в латинской церкви.
В толкованиях особенно заметно влияние на него Александрийской школы. От буквального смысла он постоянно уклонялся в аллегорию и мистический символизм. С другой стороны, его толкования отличаются и высокими достоинствами: научным подходом, филологической точностью и массой любопытных подробностей. Из догматических и догматико-полемических трудов Иеронима известны его сочинения против современных ему еретиков и переводы
Ценные работы по массе сообщаемых в них церковно-исторических сведений
Блаженный Иероним много поспособствовал распространению просвещения в среде ученых Западной Церкви в IV-V вв. и ознакомлению Запада с наследием восточных отцов Церкви. Блаж. Августин, епископ Иппонийский (353-430). Родился в Африке в г. Тагаста (Нумидия) в семье, где отец был язычником, а мать христианкой. По характеру философские
По характеру полемические
По характеру догматические
По характеру апологетические 2 автобиографических сочинения
По характеру богословские
Ученики Августина были вынуждены смягчать его учение в ответ на критику преподобного Кассиана, Викентия Лиринского и их последователей. Полемика о благодати была мягкой в сравнении с выступлениями против Нестория, Пелагия и других очевидных еретиков; она рассматривалась всегда как полемика внутри Церкви, а не как спор Церкви с еретиками. Августин был принят как православный Отец в других вопросах даже теми, кто противостоял ему в учении о благодати. Августиново учение о благодати и в самом деле непрерывно вызывало нестроения в Галльской Церкви в течение всего V-го века. Однако, мудрейшие представители обеих спорящих сторон высказывались умеренно. Так, даже Проспер Аквитанский, ближайший ученик Августина, после его смерти допускал в одной из своих работ в его защиту (Ответы на Capitula Gallarum "Галльские главизны", VIII), что Августин выражался слишком грубо (durius), когда говорил, что Бог не желает, чтобы все люди были спасены. После св. Кассиана главой галльских Отцов, защищавших православное учение о синергии был св. Фавст Лиринский, впоследствии епископ Региума (Риез). Говоря о книгах Августина в письме к диакону Грекусу, он замечает, что "даже у весьма ученых мужей есть то, что можно рассматривать, подвергая сомнению". К началу VI-го века спор о благодати сконцентрировался вокруг критики учения святого Фавста, чей "маленький крючок" свободной воли продолжал тревожить по-прежнему чрезмерно логических последователей Августина. Оранжский собор (529 г.), дал смягченный вариант учения блаженного Августина о благодати. Преувеличенные выражения последнего о почти непреоборимой природе благодати были осторожно обойдены, и ничего не было сказано о его учении о предопределении. Знаменательно, что доктрина о "предопределении ко злу" была специально осуждена, а его последователи анафематствованы Православное учение преподобных Кассиана и Фавста на этом соборе не цитировалось, но не было оно и осуждено; их учение о синергии было просто не понято. С середины IV века начинает формироваться учение о Церкви и о папской власти, у пап Дамаса и Сириция, а затем - у пап Иннокентия I и Целестина, и особенно у святых пап Льва и Григория Великих. В этом вопросе, безусловно, проявляется тенденция юридического мышления. В отличие от соборной природы церковной власти, они пытались выстроить властную вертикаль, где есть один видимый глава Церкви, которому должны подчиняться остальные епископы. Св. Целестин I (422 432). При Целестине африканские епархии вышли из повиновения Риму. Одновременно Целестин боролся с несторианством. В 430 году он собрал в Риме церковный собор и осудил доктрину Нестория. Епископу Кириллу Александрийскому Св. Лев I Великий, папа Римский (440-461 Известен своим посланием к Константинопольскому архиепископу св. Флавиану о соединении в Лице Иисуса Христа двух естеств против лжеучения Евтихия. Это сочинение явилось основой соборного вероопределения IV Вселенского Собора 451 г., осудившего монофизитство. Лев I выдвинул идею о верховенстве римского епископа над другими христианскими патриархами. Основным аргументом для признания примата Папы служило обещание Христа, данное им апостолу Петру: и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. (Мф.16:18-19) Григорий 1, Великий (Двоеслов)(♣604 г.), (ок. 540604) вошел в историю как выдающийся организатор церкви и политик. О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, В сфере теологии с его именем связано учение о чистилище. Г. В. был одним из немногих Римских пап, оставивших обширное лит. наследие. «Экзегет, проповедник и моралист». Экзегетические труды составляют самую большую группу его сочинений. Соч. «Expositio in librum Iob sive Moralia» (Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования, в 35 кн.). Каждое место Книги Иова Г. В. начинает с рассмотрения букв. смысла, затем переходит к мистическому и прообразовательному и заканчивает нравственным смыслом; библейский текст служит лишь отправной точкой для богословских размышлений автора. «Homiliae in Ezechielem Prophetam» (22 беседы на Книгу прор. Иезекииля, в 2 кн.), «Homiliae in Canticum Canticorum» (Беседы на Книгу Песни Песней Соломона), «Homiliae in Evangelia» (40 бесед на Евангелия, в 2 кн.) В них он опирается на труды Оригена Его толкования на Священное Писание, многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил за один из своих трудов «Диалоги», посвященному жизни святых Италии. Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенскм Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью. Рим способствовал, в конце концов, победе августиновских формул, хотя его епископы в VI веке сильно удалялись от них в теории сохраняли значение Августина, на практике применялись к ближайшим потребностям. Папа, имел огромное влияние благодаря обширной переписке, сочинениям (regula pastoralis, диалоги, expos, in Job sen Moralia, Homil. in Ezech.) и реформам в литургии. Мистика и чудо стало отличительным признаком религии. Последняя находила себе выражение в ангелах, диаволах, таинствах, жертвах, покаянии, наказаниях за грехи, в страхе и надежде, а не в полном доверии к Богу, в Христе и любви. Григория впоследствии больше читали и ценили, чем Августина. В продолжение почти полутысячелетия он не имел себе соперников, занимал господствующее положение в истории догмы на Западе и занимает такое господствующее положение в католицизме в сущности до сих пор.
1) он воспроизводит наиболее ценные идеи Августина о внутреннем действии и усвоении благодати, 2) он рассматривал значение смерти Христа, через апокрифы: смертью Христа был побежден диавол, будучи наказан; в причащении действительно повторяется жертва Христа, таким образом, место исторической жертвы заступает символическая, которая всегда может быть совершена при посредстве священника. 3) с этим воззрением о ходатайстве Христа Григорий связал не установившиеся еще представления о ходатайстве святых и услугах ангелов и возвел их в теологию. 4) будучи иерархом более на практике, чем в учении, он, однако, строго проводил отождествление церкви с “градом Божиим”. Он прославлял ее как общину святых; однако на самом деле она была для него воспитательным, защищающим от зла учреждением, созданным благодатью. 5) учение Григория о покаянии.
|