У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Антихрист петр Алексей Брюсов Огненн ангел Крит.

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

Ольга Святославовна (заменяет)

Семинары

Семинар 05.09.2012

Худ. тексты с собой приносить.

ДЗ: Вопросы 

1) Символизм как явление мировой культуры. Символ, его роль и ф-ии.

2) Своеобразие симв-ма в России.

3) Тв. Путь Валерия Брюсова.

4) Искусство, мир и человек в концепции Брюсова.

5) Урбанизм как миропонимание в тв-ве Брюсова.

6) Тв. Путь Конст. Бальмонта.

7) Античность и СРВК-е в лирике Бальмонта

8) Поэтический язык Бальмонта и его особ-ти

9) Своеобразие ЛГ К. Бальмонта.

Худ. Тексты:

Осн. Сборники Брюсова и Бальмонта.

Мережковски «Антихрист петр Алексей», Брюсов «Огненн ангел»

Крит. Литра:

Мережковский «О причинах упадка и о нов теч-х совр рус л-ры» - КОНСПЕКТ.

Ю. М. Лотман и З.Г. Минц «Символизм» в книге «Рус л-ра XX века. Школы, напр-я, методы тв работы» Москва, Логос - Высшая школа, 2002 г.

Л. А. Колобаева «Рус симв-м» Москва, МГУ, 2000 г.

«Символ в понимании симв-тов» и «Поиски худ. синтеза. Валерий Брюсов».

Учебник: 2хтомник «история рус л-ры к. XIX – нач XX века». – статья Келдыша «Рус л-ра к. XIX- н. XX века как сложн целостность». М, Академия, 2007 г.

«История рус л-ры XX века. Серебр век» под ред. Ж. Нева и др. Оттуда – ст. «Рус симв-м».

Дм. Максимов «Поэзия и позиция о тв-ве Брюсова» Л, 1969 г.

Вл-р Орлов «Бальмонт. Ж. и поэзия» в кн.  Орлова «Перепутья»

И. Анненский «Бальмонт-лирик» - конспект. В кН. «Анненский и отражения».

ЗАНЯТИЕ:

Периодизация.

I. к.1880х-н. 1890х гг. – к. 1910х гг.

1892 г. – Дм. Мережковский – лк  «О прич. Упадка….» - в 93м г – соотв ст. заявл, что появл принцип-о нов модернистск л-ра – символ как ключ образ. Нач с этого времени активно разв-ся симв-м.

В это время люди нач уход. из деревни . Этих босяков запечатл Горький. Нач расти пром-ть. Общ-во расслаив-ся. Рабочие все громче заявл о себе. В л-he приш мужик (Горький). В ис-во в целом (Шаляпин). Р-ны в эт меняющ мире оказ неактуальн. Вместо р-на в л-ру вход. Рассказ. На 1й план вых модернистск, нереалистич поэзия. Поэзия активно нач вл на прозу. Межродов  и межвидов соотн-я.

Л-ра испыт вл науки. 2 основополаг пр-ва оказ относительными: время оказ. Текучим, как и пространство. Поток сознания выплескивается в литературу. Мы путеш по воле сознания автора. Юнг: архетипичность мышления. Фрейд: роль подсознания.  

На смену классическому реализму приходит социалистический.

В это время л-ра пыт. провозгласить приоритет именно ис-ва над общ-нными з-нами.  

После реви л-ра опят оказ во власти общ-yy явлений и соб-й.

II. 1920-1я половина 1950х гг.

(1941-1945) – изымается из л-ры. В 30х гг – монументальность, р-ны-эпопеи. А соб-я ВОВ заставл совершенно по-нов реагировать. 1941 – поэзия и публ-ка вых на 1й план. В это время страну мен. на малую родину, к-рую и защищ солдат.  

Симонов проталкивает лирич. Тему (Жди меня), Сурков, Ахматова стан-ся общ-нно значимой. Начинают публиковать Есенина.  

В 1946 г все возвращ на круги своя. Инвалиды высылаются из крупных городов. В 1946-47 гг – ряд постановлений о ж-лах «Звезда» и «Ленинград».  Возвр-ся к 30м гг.

III. II половина 1950-х гг – I половина 1980х гг.

1956-7 г – опубл. рассказ Шолохова «Судьба чел-а». Рассказ-эпопея, более того: герой – чел из нем плена, а таких людей счит изменниками.

Немец Мюллер с жел крестом (за личн муж-во) – он оценен с положит позиции? Т.е. пыт подойти к героям с общечел поз.

1962-3 г – рассказ Солженицына «1 день Ив Денис» - откр лагерную прозу, «Матренин двор» - разговор о нравств-ти в рус л-ре.

Период нравств реабилитации чел-а.  Передел сознания.  Начали откр архивы, говор о том, что недавно происх в истории. Хлынула публицистика.  Возвращ. л-ра. Замедление лит проц.  

«Пожар», «Плаха», «Печальный детектив».

IV. II половина 1980х – 00е гг.

Постмодернизм.

Начало XX века. Серебряный век. (термин Н. Бердяева и Н. Оцеба)

В 19м веке героя делает фон. Серебр век залез в душу чел-а и показ его внутр мир. Слово утрачив. свое бытовое значение. За словом скрыв цел. система смыслов. Чит-ль становится соавтором.

Эпатажность.

Религия. Классич рел-ть уход в прошлое. Мистицизм. Человек, к-рый достоин Бога. Богочеловек.

Критический пафос, недовольство жизнью и ожидание перемен. Единение => стремл объед в напр-я.

Лекция 12.09.12

Максим Горький

Разочарование в ницшеанской идее у Горького, его нач привлек  социальн пробл-ка в крест свете. Р-н «Мать»: бог – народ, партийность – единство чел духа, по сути – торжество коллективн разума. Социальн проблематика продиктована марксисткими идеями.

Интерес к коллективному «Богочеловеку». Марксисты не приним это идеологии, и Ленин упрекает Горького за «богостроительство». Горький в это время нах под серьезн вл Ал-ра Богданова (неортодоксал марксиста).

Акурский цикл. Вера в судьбу, пассивность.

Первая мир война: терпит крах идея коллективн разума, чел превращ в ничто. Горький обращ к социалдемократии. В 1915 г. – статья «Две души», где обрушив на рус нац характер.

«Несвоевременные мысли»: против террора + нац характер: жестокости народа. Страх перед крестьянской, народной стихией.

Горький оказывается в эмиграции. Там появл его брошюра «О русском крестьянстве», но теперь он мотивир и оправдыв это террор: примирение с властью. В 1928 г возвращ в СССР, нач нов этап его тв-ва.

Горький предвосхитил появление социалистического реализма.

А что такое неореализм? Модернизм, лит-ра в пред реализма, …? Развив в 1900х гг. Оформился в нач 1910х гг. Если классич реализм отражал реальность, представил ряд типов и целый перечень тем (чел-к и среда, etc), а реализм 80х-90х – на соц детерминированность, то неореализм увлекся субъективным мироощущ.Максимилиан Волошин: «Русская литеартура треб изо-я дей-ти как она есть, и Чехов исчерпал всю будничн тоску рус жизни до дна. Нужно утверждать нов дейть: дей-ть художественного сознания!». Борис Зайцев: «Новый реализм не им ничего общего с позитивизмом. Новый реализм не внешнеописательный, а внутренне проникновенный». Толстой, Замятин, Пришвин принадлежат к неореализму.

Андреев, Ремизов – между реализмом и модернизмом (эстетич предшественники).

Овсянико-Куликовский: «психологический феномен – надсоциален. Лит-ре надо обращ к человеческ прир, к-рая надсоциальна», Иванов-Разумник: «религиозн и нравств запросы чел-а выше и прироритетнее его соц хар-к, так что сейчас – кризис реализма».

На тв-во неореалистов оч повл Толстой Л.Н. (а не Достоевский!). Вересаев «Живая жизнь» - об этом + «Аполлон, Бог живой жизни». Идея такая: у Достоевского – идея жизни, его герои суть концепции, идеологемы, то у ЛНТ целостная жизнь и непосредственное мировосприятие. От ЛНТ берут радость бытия и идею жизнеутверждения (несмотря на фоне развивающегося экзистенциализма). Неореалисты описывают память звука, память вкуса, память цвета, - для них это и есть жив жизнь. Ж не сост только из трагедий и героики, но и повесдневности. Философия жизни! Представители: далю, Г. Риккер («жизнь человека д б поставлена в центр мирового центра. Ж – сущность мира, и ж эта непосредственно переживается! Феноменоология пришла вслед за философией жизни. Риккер противопоставляет филос ж и классич филос-ю, к-рая воспринимала ж как нечто абстрактное).В. Дити (?) – противопост нов и классич филос, к-рая отстранена от человека, а надо к нему обратиться. Ницше – по сути, он говорит о неразделимости чел-а и бытия: ж – воля чел-а к власти.

Бергсон: что есть ж? Космич сила, в к-рой проявл творчески созидат импульс, и чел посреди ж, т.к. все живое подчинено ж.

Бунин

В 1891 г. выходит сборник «Листопад». Лаконичен, скуп в тропах, чуткость к образам. Конкретика образов (пушкинское). Сочет классич и импрессионистск поэзии. Ценность непосредственность, прославл естественности и отсутствие заумствования – от Толстого. Бунин: «ЛНТ не меньше ФМД чувств бесов».

1916 – рассказ «Третьи петухи» о разбойниках, к-рые нанесли вред родственникам апостолов, Господь решил их наказать, а Фома их спасает. Господь спрашивает, почему, а Фома: «Ей, господи, сладка земная жизнь, тобой данная». Бунин чувствует эту радость жизни!

«Антоновские яблоки»: «сочная прелесть» - непосредственность ощущений (во многом за счет инверсий), сочетание смыслов, дивится повседневности. Преодолеть веру в вечность (???).

Божеское в чел-е есть и растет, а человеческое постепенно убывает. Бунину не нравилось литературное и литературоведческое понимание жизни: «разбили десятилетия, выбрали каждому своего героя, это ли не курам на смех?».

Пр-е «Ночь»: «прошло 2000 лет, а светит то же Солнце, к-рое видел ап-л петр, тогда где же я и где же мое время?». Он видит вечность, но в какой ф эта вечность? Тут бунину трудно, это видно по его дневникам и личн записям.

Бунин – «мрачнейший из эпикурейцев» (определение философа ИвИна). Вечность реализуется через ПАМЯТЬ прапамяти.

Как неореалист Бунин придерживается… А вот вам пример, чего придерж: Герой живет в мире Данте, Ницше и т.п. встречает крестьянина, который посадил на могилке цветок – и радуется только потому уже, что живет! Бунин хочет жить этой, настоящей жизнью. Оля Мещерская из «Легкого дыхания» - абсолютно бунинский тип, к-рый живет в абсолютном согласии с жизнью. Она растворяется, уходит в вечность, а не умирает.

Др рассказ «Сны Чанга»: как Оля не перечит ж, так и герои этих рассказов. Капитан не доступен смерти. Чанг видит капитана «взором памяти». Преодоление тленности – бунинская тема. Герой начинает проектировать свою жизнь, выстраивать ее, поэтому все получается некрасиво, неказисто // с «Господин из Сан-Фр».  Есть идеальная Катя, а есть настоящая, к-рая не отворачивается от жизни, ж. стан-ся адом, и он выстрелил в себя «с наслаждением».

По Бунину нет «грешной любви».

Семинар 12.09.12

ДЗ: прочит «Огненный ангел» и «Антихрист (Петр и Алексей)».

Критика:

Л. Чмыхов «Некоторые вопросы брюсовской теории ист романа».

Б. Пуришев «Брюсов и нем. Культура 16го века».

Ильёв «роман или правдивая повесть»

Дополнительно:

В. Ходасечич «Конец Ренаты».

А. Белецкий «1й ист роман В. Брюсова»

Посл 3 статьи можно найти в библиотеке – на Брюсова: серия «Библ-ка студента-словесника».

Литра по Мережковскому:

Л.А. Колобаева, «Мережковский-романист» (из ее книги)

Л. Долгополов «На рубеже веков» Л, 1977. «Миф о Петербурге и его преобразование в нач века». – КОНСПЕКТ.

Вопросы:

Специфика исторического романа.

Документальная основа р-на «Огненный ангел» и ее претворение в пр-е.

Проблемы стилизации и восприятия историч атмосферы.

Черты симв-ма в р-не, споры внутри симв-ма и их отраж в романе.

Специфика языка Брюсова в «ОА»

Интерпретация Мережковским исторического процесса

Образы Петра и Алексея

Структура р-на и его жанровое своеобразие

Тема «Запад-Восток» в р-не и его роль в России.

Отношение Мережковского к религии.

Занятие:

Верлибр, своб стих. Соединение искусств. Серебр Век и симв-м в частности пыт найти нов систему воплощения + синкретизм.

Если в России символизм – лит направление, то на Западе. На Западе они довольно сильно отличали. Их объединяло кризис веры и кризис ценностей в целом, на это место прих философия и естеств науки. Мистика + богоискательство. У немцев больше упадничества, но и мистицизма. Акцент на самом искусстве, общ-нные проблемы не интересуют авторов. Для автора важно задать загадку, а для чит-ля – разгадать. Автор предполагает этот диалог. Многомерность и символа, и искусства, и символизма в целом.

Символ – ключевой образ симв-ма. Подбор знач зависит от инд-ти. Важны разгадки!

Брюсов

(1873-1924)

Пошел служить сов власти оч рьяно (единств из символистов).

«Ювенилия» - 1й сборник. Стих-е «Творчество»: тв-во – это процесс воображеня. Из реального мира выраст нечто. У ром-в ирреал и реал миры не соприкасались. У символистов: Реальный мир - ! отражение космического пр-ва, к-рое существует.

В течение стихотворения создает произведение. «Тень несозданных создания… Тайны СОЗДАНЫХ сознаний». Пушкинская тема творчества: поэт возвышен над толпой благодаря Богу, поэт - ! «марионетка» высших сил, к-рые несут велик идеи в толпу.

У символистов по-др: толпа выдел из себя наиб прогрессивн и талантлив людей, к-рые сами устремл вверх, над ними уже нет никого.

Сб-к «Шедевры»: он подчеркивает, что каждое пр-е важно + вырастает из реальности. Основные темы: любовь – если герой испытывает чув-во любви, то это особое состояние сна-смерти для реальной жизни. Любовь – блаженство, но это смерть для реальн мира. Открытый и реальный разговор о чувственности и плотских удовольствиях. Открытый разговор, к-рый начинает Серебр век. Любящий эмоционал герой пыт передать свои чув-ва читателю/слушателя. Важно значение мига: счастье – это лишь миг, мгновение, но оно может накрывать довольно большой временной промежуток.// У Бунина – «Солнечный удар».

«Ми эл эссе» (Это я!) – след сборник. Тема поэта и поэзии – на 1й план. «Юноша бледный со взором горящим,/Ныне даю я тебе три завета»: искусство как ремесло? Исторический синтез? Пророчество? Мы видим лишь отражение чего-то другого, исследовать, расследовать это – дело будущего, мы из высшего черпаем для настоящего. Грядущее и его раскрытие – важно! Поэт живет в основном интуицией и должен это все привнести в настоящее, в поэзию.

Сам сборник распадается на несколько подциклов: поиск («Скитания», «В пути»…). Он стирает границы времени и пространства благодаря особой надысторической реальности, по которой он путешествует.

Сборник «Третья стража» (Терция Вигилия). Он на самом рубеже, изломе 1898-1901. Начнается с небольшого подцикла «Возвращение»: попытка осознаня своего места как поэта, но и осознания своей значимости, своей силы, знания. Он с людьми как брат (???), но он выше их.

Герою комфортно в городе, он воспринимает его как свой: «Urbi et Orbi”.

Лекция 19.09.12

Рассказ «Святые» - сказ: редко у Бунина, но рассказ важен для поним любви по Бунину. Блудница Адель (Елена), влюбл в графа, идет в монастырь, но беременна, ее выгоняют, Адель умирает, монахини видят нимб, она святая. «Помните, великое множество грехов прикрывает любовь». Арсеньич не вид особ разницы м/у любовью в христианск плане и любовью Адель. По Бунину, нет грешной любви. Плоть не греховна ( vs. мнения Мережковского). Бунин удивл, как Мережковский назвал Толстого «тайновидцем плоти», а ФМД – «тайновидцем духа». Просто не было у Мережковского плоти, говорит Бунин.

Но по сути, у Бунина нигде не было постельных сцен. Осуждал Бабеля за пристальное, натуралистич отношение к плоти. Осужд Сологуба за то же самое.

Но бунин не осужд, не морализует по поводу плотск любви.  

Опыт неореалиста в опр степ соотв философии феноменологии.

Феноменология – постижение мира через интенции нашей души. Интенция – способность наших восприятий, способность быть направленными на некий предмет, некий феномен, к-рый нам явл-ся непосредственно. Это не логич. Не аналитич восприятие, а эмоц, чувств.

Др важн для Бунина тема – Россия и нац хар-р.

Евразийцы – Хлебнкиов и Клюев, но Бунин не из их числа.

Рассказ «Деревня» Бунина. Вечн жажда праздника у рус народа. Психол основа рус бунтов. Он ругает лит интеллигенцию, к-рая была в беспеч барском эгоизме, равнодушии к нар во время войны. Вина л-ры перед народом. (// это одна из сквозных тем Розанова).

Для Бунина рус народ непознаваем.

Поэтика: рушится принцип объективн отраж-я дей-ти. Дей-ть – то, что я чувствую. Его раздраж груб реализм (как у Шолохова). Возраж против того, чтобы его сравн с Тургеневым. Он пиш, что у него др эстетика, если тургенев изо, то я высказываю чув-ва.

Люб. фрагмент. Пыт. передать индивидуальную интуицию. «Жестокость к убийству есть у каждого чел-а». Ругает малокровного Раскольникова и ФМД, к-рый «совал Христа во все свои бульварные романы».

И.С. Шмелев.

Юрист по образованию, адвокат. Из купеч старообрядч семьи. Получил благословение у известного старца Варнавы.

1895 – первый рассказ. 1901 – сборник очерков «На склонах Валаама». Не имела особ успеха. Через 10 лет вновь берется за перо. Снач  - реалист, публ в горьковском «Знании», Горький учит его, опекает. Повесть «Человек из ресторана». Абсолют реалистич повесть, хотя модернизм цветет и пахнет. Стала оооочень популярна!

Шмелев любит и верит в человека + в Божью помощь. СКАЗ! («Няня из Москвы» - роман)

«Чел из ресторана» - им. в виду ресторан «Прага». Гл. тема отцовства. Гл герой страшно одинок. Единств, что его держит в этой жизни – любовь к детям.

1912 г – организационно оформл неореализм. Стан-ся членом орг-ии. Нач писать в технике неореализма. 1912 – рассказ «Пугливая тишина». Импрессионизм повлиял. Поток малозначит деталей, к-рые не им никакого отношения к сюжету, - это восприятие, поэтика восприятия. Созерцательность, зависимость чел-а от эт ощущений. Текст строится на лейтмотивах.

«Солнце мертвых»: Описывает тотальный голод, когда голодает все: какой-то библейский ужас, все соткано из лейтмотивов – равнодушн солнце, люди, к-рые ходят убивать, новые люди.

Прекрасно знал античност. Возможно, пик киммерийской темы – «Солнце мертвых». Каннибализм, Баба-Яга.

Когда закончилась война, шмелева обвинили в коллаборационизме (пособничестве оккупационному режиму). Его травили страшно за это, хотя на самом деле коллаборационизма не было.

Борис Зайцев

Не принял революцию, пасынок был арестован. Герой-созерцатель, если и страдает, то страдания его не озлобили. Ремизов, зайцев реанимировали ж хожения, жития. Заново создавали эти жанры уже в XX веке.

Рассказ «Жемчуг».

Соединение пространства, цвета, etc.

Семинар 19.09.12

Сборник Брюсова “Urbi et orbi”. Символистское отношение к городу – впервые, хотя до этого урбанич тема была уже у Некрасова.

Б. не восприним город как нечто чуждое природе. Способен чувств музыку города, его цвета и запахи.

Нет идеализации, но нет и катастрофичности бытия, как у ФМД. Загородная природа отображ в сб-ке, но она не конкретная. Природа – это свобода и простор. Загадочность простора. Скученность населения, толпа.  vs. Стихия, простор природы.

Новые персонажи. Если раньше герой автобиографичен, то сейчас он автопсихологичен. Герой не равен автору, происх отчуждение. Ролевая лирика. В кач этих лирич персонажей: скиталец, библейская тема (но она была и раньше). Стихотворение «Работа» - комплекс вины перед рабочим. Сила человека: возраст уверенность в собств силах. А м.б., это связь творч ремесла поэта с ремеслом рабочего? Потом это будет у Маяковского, акмеистов и Ахматовой.

Орудие труда до этого не поэтизировалась. XIX век воспевает живое, а рубеж веков начинает воспевать железное. Темами и атрибутами города становятся новые явления: камень, сталь, электричество.

Социализация самого героя.

Его «Работа» потом получила целый ряд пародий.

Константин Бальмонт

Тоже старший символист, но совершенно иная творческая манера. На него было много очень нападок.

1868-1942 гг.

1й сборник – «Ранняя пора» (1894 -1897 г). Многие утвержд, что он проддолж традиции романтиков. Если Брюсов идет за Пушкиным и Тютчевым, то Бальмонт – за Лермонтовым и Фетом.

На Бальмонта сильно повл Короленко. Народовольч признание в любви к деревне.

Осн символы Бальмонта: лебедь, камыши – западное начало.

Мотив русский: смерть, откр истину.

Ассоциация. Эмоция, ощущение: «Челн томления». Элементы экспрессионаизма, важно создать общее впечатление.

Женственность.

Герой первого сборника созерцал, а герой сб-ка «горящие здания2 уже не может справиться со стихией. Стихия слова, мысли, но это еще больше освоено в след. Сб-ке. Муз-ть. Если в предыдущ сб-ке – игра со звками, звукопись, то сейчас – именно муз—ть. Герой-бунтарь, к-рый бросает вызов всему.

Красота и уродство. Самое главное – красота, причем не физическая, а красота гармонии, красота своего пола.  А у младосимволистов норма со знаком «минус»: любят и уродство, и красоту, - крайности!

Здесь появл поэт, мастер слова, к-рый обознач свое место. Стих-е «Русский язык». Его задача – передать чит-м ту красоту, к-рую он чувств в языке. Фактически обожествляет слово. Поэт приравн-ся к творцу, к Богу.

Появл историческая тема. Итальянец, испанец. «Опричники». «В глухие дни». Возникают патриоты Родины. Бунтари, люди, к-рые бросили вызов. Новая тематика – бунтарский дух.

След. Сборник «Будем, как солнце». Своя космогония. Продолж разв-ся тема поэта и поэзии. Определение воего места в этой жизни. Своя литургия красоты.

«Я ненавижу всех святых»: мир нельзя мазать только черной и белой краской, Бальмонт пыт-ся пересмотреть все известные ему каноны. //с «Демоном» Лермонтова.

Новые, не совсем традиционные персонажи.

Семинар 26.09.12

ДЗ:

Белый «Золото в лазури», «Пепел», «Урна» - сборники

Поляков, «Лирика Белого 1904-1908 гг (книга стихов «Пепел») в кн. «Рус рев движ-е и пр-мы разв-я л-ры» Л, 1988

Е. Завадская “Ut pictura poesis Андрея Белого» в кн «А. Белый, пр-мы тв-ва» М, 1988

История рус поэзии в 2х т, том 2, л, 1969 Г, СТ «Поэзия рус симв-ма»

Пер 1890-1900 + пер 1й рус рев-и и гг реакции

+ осн учебник Келдыша

Признаки ист р-на:

1) воспроизведен ист колорит эпохи

2) наличие ист персонажей

Дм. Балашов, «Господин вел Новгород» - без известн ист персонажей, но ист роман

3) отдаленность эпохи, причем с т.з. автора – это заверш-ся этап разв-я

Но в XX веке была широк концепц ист романа: «ГНВ» тогда – ист роман

4) ист события

Но еще д.б.:

- документальн основа, реальн факты. Если преоблад – это хроника

-вымысел автора. Если преоблад – носит приключенч характер

-домысел автора. Напр, у Дюма или В. Пикуля.

Если составляющие соотносятся в равн пропорциях, то ист роман.

Проблема языка исторического романа. 2 тенд: архаизация/модернизация, м.б. доведены до абсурда. Умеренная архаизация и некоторая стилизация.

Чепыгин, «Разин Степан» - сложно читать, как и Балашова.

Др тенд – опора на жив разговорн речь, диалектизмы, историзмы. М.б. приемы: аористные окончания глаголов, использование полногласия…Исп Вас. Шукшин в р-не «Я пришел дать вам волю» и Алексей Толстой.

Роман Брюсова «Огненный ангел»

Почему именно Германия эпохи Реформации? Страна очень своеобразна, яркие противоречия, быстрый рост кап-ма => обнищавш нас-е и богатая верхушка. Период шатания веры: трад х-во расшатано – стар нормы не раб, а нов еще не возникли. На место х-ва прих мистицизм. Плюс в Германии XVI века – сильн рев сит-я. Как и в России: мистицизм + рев сит-я.

СИМВОЛИСТСКИЙ: на 1й план вых психология чел души, игра с чит-м, эл-ты рыцарск романа, рай и ад. Маска издателя Брюсову нужна, т.к. чтобы было искреннее, субъективное изо. Вед .б. правдиво, честно – но не реалистич роман, т.к. направляет историю не воля, а рок. Сюжет двигают не события, а случайности.

Но при этом роман Брюсова касается и материальн стороны, приземленных вещей. Но это не реалитсич пр-е, т.к. все движ-ся помимо воли чел-а. Герои ока-ся не просто симв-ми, а зашифрованными символами. Рупрехт: рыцарь, Просвещение, желание разобраться во всем (стуки исследует, круги от демонов, выстр системы док-в). Но ирреальн мир дает о себе знать такими иррац сигналами.

Символизм: пов-е, сама система образов, откров диалог с чит-м, неоднозначность всего.

Отражение споров старш и младш симв-в в романе:

Старшие скептически относ к мист-му, а младш – как реальн жизнь. Рыцарск служ-е Прекрасн даме – младш симв-ты. Старшие – с иронией. Неприятие совр-ти от старш, младшие видят что-то хорошее в совр-ти и пытаются выстроить свой мир. Урбанистич тема: старшие ставят эту проблему. Младшие: неприятие урбанизма – неживой город. Пафос труда – у старших симв-в (рупрехт мечт о труде). Магизм: тщета магизма у старших и магизм как жизнеустроения у младших. Отношение к любви: у старших – более приземлен (Рупрехт мечт о том, чтобы Рената стала его живой), у младш любовь – идеальное, высшее. Отн-е к красоте: Рупрехта Рената привлекла необычностью (старш), а младш привлек красота (ода Ренаты красоте).

Разница и в языке. Общий язык в романе практически не стилизован. Опора на нейтр речь (у Рупрехта). А как говорит Рената? Восклицает, спрашивает… Рената снач не поним рупрехта, а когда он «подстраив» свою речь под нее, она нач понимать.

Мережковский, «Христос и Антихрист»

Венера в «Антихрист: Петр и Алексей» потребовала кровав жертвы: Петр себе ранит руку, ставя Венеру на пьедестал. Бахус – др. бог, треб жертвы.

Персонифицирован ли антихрист? Зависит от т.з.

Для Петра важно гос-во, а для Алексея – чел отн-я!

Непонимание м/у родными людьми. Прежн нравств отн-я забываются и корректируются. Чел подним-ся на нов ступень.

Антихрист – дух времени, к-рый оказ-ся по сути разрушителем общ-ва, отн-й м/у людьми.

Лекция 03.10.12

Европа и чел-во вступ в нов культ фазу, сразу понять это было невозможно. А сам процесс бдыл запущен уже в эп Просвещения. На смену классич пер культуры пришел НЕклассич.

Классич тип культуры всегда утвержд систему прогресса. Движ в стор гармонич космоса. Объекты л-ры:

-человек,

-социум, Человек своей волей направл развитие жизни

- жизнь.

Оппозиция хаос-космом всегда присутств в ис-ве!

Но в эпоху декаданса движение назад стало доминирующим. Артур Шопенгауэр – сам. пессимистич философ. Изнач хаос не преодолен, это не ! наша прародина, это наша сегодняшняя действительность, мы можем стрем не к гармонии, а к разве что минус-гармонии. Нач т. ж и простр-ва заключена в нас самих, а не в окр дейти!

Величие модернизма в том, что он именно личн ж чел-а поставил на 1е место.

Движение придает смысл ж, цель эт движения – гармония бытия – постулаты класс ис-ва. Модернизм отрицает оба пункта.

Рус культура лит-роцентрична. Именно рус л-ра явила миру нов тип реализма. В России было креп право => критич реализм. Чел и соц среда, его формирующая – великое завоевание рус литры. Но это ведь тема, к-рую можно исчерпать! С др стор, изощренный психологизм рус литры, еще от АСП, изнутри взрывал всю реалистич систему!

Т.о., обновление литры <=> возвращ к романтич литре.

Человека конца века наполнял скепсис и уныние. Презрение к буржуазн ценностям (ром-м) уже потеряло свою новизну, а сами ценности стали иллюзорны. Романтики к века и ром-ки н века – разн личности. В 1ю очередь это обновл почувств фр проклят поэты.

Брюсов: цель его устремл-й как чел-а, вступивш на нов лит путь, - акцентир вним на фр литре.

Соед в литре разноприродн возм-й ис-ва. Генеральн идея жизнетворчества.

Бодлера в русск культ ассоц с Тютчевым, а Тютчева наз первым рус симв-м. Тютчев обознач блаженный ужас стояния над бездной. Бодер – 1й поэт-урбанист + поэзия трагич начала. Муз форма пр-ний оказ притягательной.

Др фр: Малларме, Рембо. Бельг: Метерлинк, Эмиль Верхарн.

1892 г для Авраменко оч важн., т.к. тогда опубл 1е пр-я Горького и пришла л-ра нов кач-ва – л-ра социалистич идей. Это было отражением потребностей жизни! С др стор, в 1892 г Мережковский сдел св программн доклад «О прич упадка и о нов теч-х рус литры».

Мережковский  - 3 принципа, к-рые д усв рус л-ра, чтобы обновиться:

-усиление мистич сод-я, т.к. идея Бога теперь в ВЫСШ степ ирреальн

- образ-символ, к-рый бесконечен в своем значении: лучш выраж для Бога

- усиление худ впечатлительности: хватит полемики и идей. Нужно ис-во и эстетика!

Импрессионистич элемент ис-ва – важн составляющая обновляемой рус л-ры.  

Семинар 03.10/12

Алексей рассужд по поводу взаимоотн отца и сына, о рус народе, о том, как его отец возд на этот нар: нар – воск, пластичная масса. Алексея остан не сами реш-я Петра, а методы.

«Смерть Богов», «Воскресшие годы», «Антихрист (Петр и Алексей)» - ч романа.

Концепц истории: 1) лич-ть 2) нар

Здесь уже не люди приним участие, а какие-то коллективн настроения. Мережк рассм историю как борьбу светл и добр начал: борьба Божественного и дьявольского: кто побежд и когда – завист от эпохи и врем.

Лев Гумилев (сын Ахмат) – подхватит эту теор: любой народ в св развитии прох те же самые этапы, что и человек. Теория пассионарности.

Мережковский тоже всю мировую историю уложил в жизнь чел-а: с момента х-ва нач борьба Добра и Зла, Божественного и дьявольского. «Смерть Богов». Потом Ср Века и Возрожд – пер нов обращ к х-ву, рожд православия, etc «Воскресшие годы». И посл этап – это «Антихрист» - то, что погубит все чел-во и х-во.

Петр истово молится за Россию. Ему небезразлично, что с ней будет после его смерти. Он пыт-ся из него воспит мужчину, но Мережковскому важно это противоборство темн и светл начал. Петр берет внешние атрибуты Запада (празднества, статуи), скепсис, логика-рацио!). Все нач сопротивляться, но-детски, интуитивно. Еще Петр берет из Запада взаимоотн-я гос-ва и церкви. Он отдает распоряж и хоч подчин церковь, но у него не получ.

Деспотизм Петр берет у Востока.

Мережковский бер западника (Петр) и восточн пашу (Алексея) и показ, что их нельзямезанически соединить, но их выигрыш был бы в соединении. Алексей ищет ключ к душе рус мужика, он много пускает на самотек, но этим и выигрывает относительно.

Каждый из героев идет друг к другу, но не находит точек соприкосновения => дневниковые записи: я бы все простил, если бы он…

Др проблема: проблема религии. Вводит язычество, католичество и православие.

Тихон оказывается проповедником истинной веры, к-рая в душе чел-а, а не во внешн атрибутах. Симпатия Мережковского на стороне настоящей убежденности в своей вере, а не в различных атрибутах.

Важная тема Петербурга – миф о Петербурге, к-рый появился сразу же после появл Спб.

У Андрея Белого Спб треб кровав жертв.

ДЗ: лирика Андрея Белого, читать Петербург.

Л. Долгополов, «А. Белый и его роман Спб»

Колобаева «белый-симв-т», статья «Белый-прозаик, ист роман о совр-ти»

Осн учебник.

Руслит семинар 24 окт 12 г

Белый, «Петербург»

Белый исп трад Гоголя (магическое, миражное, обезличенность чел-а, маскарад, пальто или сюртук, к-рые оказ-ся для самого героя или для автора оч важны, большую роль играют детали: деталь, к-рая нап-ся символич смыслом), Пушкина (оф город, с которым надо бороться, Медн всадник, герой по отн к отцу: герой в перспективе // с Кап дочкой, маленький человек // Самсон Вырин, евгений из МВ). От Пушки и от Гоголя берет систему лирич отступлений. Больше уходит в психологию и философию. От Гоголя – отношение к Петербургу, где может случиться что-то фантасмагорическое. Алогизм и необычное, к-рые представлены как обычное.

Предтеча Белого – Достоевский. Выжидающий, неутютный грою. У Достоевского – город-гроб, а у Белого – реализация метафоры. У Дост СПб – город манящ возм-й. Чиновник-человек тоже есть у Достоевского

У Достоевского сюжет двигают события, а у Белого – лейтмотивы, эмоции, мысли, фактически – история развития мысли представлена (мысли Ник Ник-ча). Для Серебр века это хар // рассказом Л. Андреева «Мысли».

Важна идея сама по себе: идея ради идеи, причем она заражает собой все вокруг. Кто высказыв идею о убийстве сенатора? Откуда она появляется? Эта идея, к-рая носится в воздухе и фактически заражает собой все.

Центр Петербурга – прямые линии. Есть еще окрана петербурга, где уже есть ломаные линии, зигзаги. Светский Петербург, связ с Лихутиными. Петербург-фантом, к-рый появл и в вообр, и в реальности: не поймешь, что где, переход из реальности в сознание настолкьо плавный, что мало что можно понять

Черта модернистского романа: тобой будет манипулировать мысль, идея завладеет тобой. Порок не в мысли, а во времени, в самой эпохе. Душа человека уже поражена, как все каналы, к-рые оказались в этой зеленой плесени и в бациллах. Все заражены бунтом.

Проблема востока и запада, почему Аполлон Аполлооны, будучи чел-м вост происх-я, не приемлет Восток. Потому что там стихия! А Николая Аполлоныча? Деспотизм Востока, хотя он сам идет к этому деспотизму через убийство, пусть и не состоявшееся. Сардинница – из-за бросовой вещи может погибнуть человек.

Тургенев хотел показать эту связь: как бы Базаров не отделялся от св родителей и их ценностей, все равно пришлось принять их. Звено цепи! А здесь? Почему рассказывает душещипательную историю о мамашке, оставившей ребенка, рассказывает Белый (пускай Николенька и уже студентом был). Он винит отца, хотя тот и остался с ним. Он обвиняет отца во всем, т.к. Николая Аполлоныча не устраив отцовский деспотизм. Он вид в отце противоречие: деспотизм + неумение приспособиться в жизни.

Незащищенность и зыбкость, но просторы еще больше пугают.

Николай Аполлоныч уезж в Европу, но окруж себя вост вещами // Павлом Петровичем из «Отцов и детей». Обещ отцу вернуться. Свой путь в Россию!

Рон движут лейтмотивы, мысли героев, абсурд, поиски себя, стихия, перекличка с пр-ми 19 века, к-рые вызывают ассоциативный ряд. Роман насыщен духом времени: сумятица, сумбур, переход к новому.

Блок

1й цикл стихов – Ante Luce, больше романтики. Соб-о Блок нач-ся со сборника «Стихи о Прекрасной Даме»: ЛГ и прекрасная дама – в осн, 2 гер. Сам ЛГ – адепт света, надев на себя маски Гамлета, рыцаря, раба, но сам главная – служение. Инок! От девушки веет холодом, это не Богородица, а у Блока пройдет именно женское начало, Россия, Богородица, она является либо на закате. Либо на рассвете. Переход от ночи к дню, от дня к ночу. Место всегда неопределенное.

Автору важно показать зыбкость всего.

Никакой рефлексии или раздвоенности у пРекрасной дамы нет. Это цельная.

«Распутья» - встречи оказ-ся чаще, хотя романтич антураж остается, Блок задумывается, почему антураж недостижим и приходит к циклу «Нечаянная радость». Очарование другим. История Рыцаря и Прекрасной Дамы закончена более-менее, путь к городу, вторая стадия – очеловечивание. Оч сильны ф-рные мотивы. Общение с Гиппиус повлияло, она противна ему была, что он увидел в народе? Веру и стихию – вот он идеал, к к-рому надо идти.

В «Девушка пела в церк хоре»: она пела о тихой гавани, дает надежду, Божественное начало Прекрасной дамы – в этой девушке. Де-юре  она прекрасн дама, а де-факто – на роль Божественного пробуется младенец и ребенок, не оскверненный рацио и мыслью.

Наполняется пространство звуком (а раньше краски).

Незнакомка окутана легким флером. Мало предметных деталей: темн вуаль, узк рука в кольцах. Фактически это ассоциации, цепь ассоциаций, к-рые вызыв только приятн мысли у своего героя. Фактически возвращ к св 1му сборнику стихов о прекрасной даме. Он хочет видеть свою мечту в ней, но у него не получ. Вино помогает отвлечья от реальн дей-ти, а увидеть истин Прекрасн даму + дионисийство, ницшеанские мотивы. Пьеса «Незнакомка» - но в нач появл реальн женщина с реальн просьбой купить ей стакан вина: образ пригвожден. Только так можно отвлечься от реальн дей-ти.

Дя Блока важным оказ-ся уловить и понять какие-то ценности.

Черный ветер. Белый снег. – одна стихия для Блока! Она несет что-то бесформенное. Пока что он слышит только какафонию!

Для Блока важным оказывается не понять женщину, а почувствовать ее состоняние, настроение, интонации. Для него женщина сродни стихии

ДЗ: пьесы Бока – балаганчик, роза и крест, поэма и цикл возмездие.

Вопросы:

30.10.12

ДЗ:

Ахматова - сборники Вечер , Четки, Белый, Старый

Гумилев - сб-ки романтич цветы, жемчуга, чужое небо

Литература:

2 статьи конспектир

Михаил Кузмин "О прекрасной ясности"

Ник. Гумилев - "Наследие симв-ма и акмеизма"

Виктор Жирмунский "Тв-во Анны Ахматовой"

Ал-р Павловский "Анна Ахматова: жизнь и тв-во".

С. Слободнюк "Н.С. Гумилев. Проблемы мировоззрения и поэтики".

Антология "Личность и тв-во Ник Гумилева в откликах ..."

Вопросы:

Акмеизм.

А. в сравнении с симв-мом. Язык, пр-ка, etc.

БЛОК:

Соц тема присутствует.

Стихия – дикость, восточная несет с собой разрушение и при этом обновление.

Историч исслед-е: развитие от истоков к соврем.

Как трактует противостояние Руси и орды?  В 19 в было однозначно. А 20 век принес свои трактовки: тесное взаимодействие с монг культурой (спорно!).

Лев николаевич Гумилев (сын Ник Степановича) разраб эту теорию пассионарности: ига не было. Был союз Руси и Орды: контроль был, но правили-то князья.

Блок обращ-ся к истокам скифства: для рус человека органично вплеталось в его эмоц строй и сознание некое варварство, но это фактически природное, стихийное, чувственное начало.

Скифство – прежде всего стихия и движение. Для Блока было очевидно, что мы многое заимств из восточ культуры (и прежде всего народ). Народ несет то настоящее, что есть в человеке.

Поэма «Возмездие: умирающий мальчик соединяет две линии – дворянскую и нар (мама - крестьянка, папа - дворянин), и это будет продуктивно.

Как изменяется дворяднство? Сначало Блок рисует патриарх идиллию, потом младш вых замуж за народовольца, и ж начин склоняться в эту сторону. То, благополучие, кот-е было изначально, меняется. Блок выходит на обобщение – на примере одной семьи пыт раскрыть судьбу дв-ва в нач 19 и в сер 19 в. Мен соц состав общ-ва, постеп-о объед дв-во с народом. А когда рождается ребенок? Кстати, у Блока в это время умер его (его ли?) ребенок. Меняется соц составляющаю. Происходит смена приоритетов соцаильных. Нравств начало изменяется. Стан-ся жадным, жестоким. Дв-во теряет нравств составляющую. По сути, то же самое сказал Чехов в образе Раевской.  История дв-ва подходит к своему завершению – смывание дворянск крови. Как оценив Блок нынешнее воздездие? Возмездие историц, соц, политич за ж только для себя.

Тема будущего – ее вводит ребенок. Видит ли Блок будущее для дв-ва? Если умрет ребенок, если выживет… Непонятно.

То, что нарт стихия нашла себе выход  - это хорошо, но только на данном этапе. Д.б. некая сила, к-рая все-таки остановит это безумие, д.б. сила, которая из хаоса сдел гармонию. Откуда придет это духовное начало?! Другой Христос, но это, конечно вера. М.б, православие, пропущенное через нар сознание, м.б., насыщ языческими моментами.

Соед культурного наследия и веры. И тогда все встанет на свои места. Соц рев-ю д. сменить рев-я духовная. Потом эта же идея разовьется в поэме «12».

Драматургия Блока:

Строится на более ранних мотивах. Практически все его драмы имеют какй-то аналог или выход в поэзию. Балаганчик -||-, Незнакомка-||-, «Король на площади» («Возмездие», Цикл  «Город»),.Лирические драмы. Эксперименты с жанром характерны для того времени.

Мейерхольд пытался поставить пьесы Блока («Балаганчик»). Условный театр.

Почему лирическая драма?

Много включаются стихи, что-то похожее на стихи, условные фигуры (типа Пьеро), сгущение переживаний, система лейтмотивов (то, что идет от лирики). Герои Пьеро, Коломбина – из ит комедии бель арте. Народно-площадной театр. На примере узнаваемых героев-масок Блок выходит на интересные обобщения. Герои-куклы: для Блока это принципиально. Есть кукла, а есть кто-то, кто пытается занять роль кукловода.

С какой пьесой автор выходит к героям? О чем его реальнейшая пьеса? Автор иронизирует над попыткой театра пыт-ся быть реальным. Укол в адрес Белого. Любовь к Коломбине оказалась любовью к картон кукле. Когда актер пыт-ся выпрыгнуть в окно. Он фактически рвет бумагу – т.е. выходит за рамки театра. Жизнь надев на себя театр декорации, но за этим оказ-ся не реальность, а что-то другое.

Есть «реалисты»,а есть «мистики». Пародия на старш симв-в с их мистериями и мистификациями. Балаганчик живет по своим законам – естественные законы жизни, но их необычность в том, что все оказывается ненастоящим: картонный, искусственный антураж. Необязательно, чтобы лилась настоящая кровь – достаточно клюквенного сока, необязательно приделывать настоящее окно – важно, чтобы за эмоциями и чувствами стояла реальность. Страсти д..б. настоящими – вот что важно для Блока.

Выходим на проблемы ис-ва и его возд-я на чел-а.

Финальная сцена. На сцене остается 1 Пьеро. Эта правда м. принадлежать только балагану. Эта атмосфера правдива. А реальная ж пошлая.

Разные средства,к-рые составляют одну составляющую ис-ва.

«Соловьиный сад». Герой ведет своего осла ломать камни, работает трудно и тяжело, проходит мимо очаровательн сада, сад снаружи смотрится как райский уголок, недостижимая мечта. Герой случайно попадает туда, долго время живет. Посмотрев наружу, он понимает, что жизнь там неполноценна, и хочет вернуться назад. Возвращается назад, а его нет! Его работу выполняет др человек, к-рый так же ведет осла.

Т.е. можно заниматься проблемами чистого ис-ва, наслаждаться пением соловья, etc Но наст худ-ку этого недостаточно!

А можно избрать прозаическую стезю: соц аспект (осел, к-рого нагруж соц проблемами). А как соединить и то, и другое? Попытка соединения неудачна, т.к. обращ к одному, теряешь другое.

14.11.12

Акмеизм

Форисированн напр-е. Просто повезло, что много талантлив людей причисл себя к этому напр-ю.

Единств напр-е, к-рое им рус корни и не подраж Западу.

Ахматова снач следует за старш симв-ми.

Акмеизм = адамизм (Гумилев) = прекрасная ясность (Мандельштам)

Непознаваемое нужно оставить непознанным => попытки симв-м фу!

Хотели, чтобы литра не брала на себя ф-ии философ, религии, а остав литрой!

Мы должны помнить о непознаваемом, но не обязательно кричать о нем на каждом углу!

Мы не поднимаемся выше того уровня, к-рого можем подняться

Писат ремесло – физич труд. Цех поэтов!

Гумилев

Ученич сборнк «Путь конкистадора» (т.е. завоевателя: т.е. человек познает, устан св порядок, несет опред культуру)

Экзотика, к-рая предстает в так обработке, что каж оч близк и понятной.

Оч широк пространство!

Муж начало. Башни, скалы, яркое солнце. Атрибуты романтизма

Путешествие, завоевание, тема битвы

2й сб – «Романтич цветы» посв Ахматовой.

Переосмысление романтики

Ориент на европ трад.

Дьвольск, сатанинск вход в сборник.

Стихия и мотив противостояния стихии.

Стихия внутри человека – Кухулин, «Думай как коршун». От Тютчева.

Еще больше экзотики и мифологии. Отсылки к ассирийск (Астарта), Кухулин (кельтск).

3й сб-к «Жемчуга»

Разделено на цвета, в к-рые окраш тот или иной жемчуг. За этим стоит настроение.

Одна из осн тем – тема Востока. Появл тема оккультизма (до этого было х-во!).

4й сб «Чужое небо». Тоже экзотика, но как повернутая: до этого экзотика была интересна сама по себе, а зд др. Сравнение своего-чужого. Чуж – красив и прекрасное. Но ЧУЖОЕ!

Много стилизаций: молитвы, образ иконы.

Лермонтовское влияние. Неумытая Россия. Странн, нерассудоч, интуитив любовь.

Современность видит в не оч хор свете. Отстранен, не в этих бурях и битвах.

Постоянн смешение пространства и времени.

Перетянул на себя все симв журналы!

Говорил о том, что чит-лю надо воспит путь. Шли в публику, но в огранич публику.

Анна Ахматова

Атмосфера страха – 1921 г «Страх, во тьме перебирая вещи» => потом трансформируется в «Реквием»!

Нач Ахматова со сб-ка «Вечер». Уже сразу много хар-ных черт: вечность, ощущ перманент любовн томления (неясность в любви: нач стадия). ЛГ – девушка, к-рая жив предчувствием любви. Наступ 1е разочарование.

Но это оч светл сборник.

Признание св поэтич взглядов, обращ к Пушкину, // с Анненским.

Тема вдохновения и поэзии – много общего с Пушки – одни места: Царск Село, море, думающ и мыслящ потомок-читатель, будущ грядущ слава.

След сб – «Четки».

Молитва, иконы. Тема любви по-прежнему гл, но она мен: все время тупиков, невозм сит-я – пост нестыковка. То он женат, то она замужем. Но прошло только 3 года между эт периодами.

Ахматова умела пострадать!

Семинар 21.11.12

Сборник «Белая стая»

Символика цвета. Птица как символ творчества, слов, души.

Тема войны: Россия, хранимая Богородицей

Аллюзии к Пушкину.

Бунин

Неореализм на смену реализму - см лекцию.

Сборник «Листопад» - бунин след трад-м классич поэзии - Пушк, Фета, Тютч, Полонск. Оч важна прир.

Осн стих-я хар полнота жизни и появл темы космоса, хаоса. Влияние поэзии на прозу.

Повесть «Деревня» : Тихон - крепк хозяин. Кузьма- анархист. Оба вышли из купеч среды, но Кузьма поддался совр веяниям. 2 рус психологич типа, 2 пути развития русск человека.

Показан упадок рус деревни.

«Суходол» - от лица крестьянки Натальи ведется повествование. Показан упадок дворян рода.

Рассказ «Братья»: сопоставл буржуазн и природн обществ.

Притча про ворона, который склевал, а потом понял, что до суши еще далеко и умер  = бурж общ-во, которое клюет колонии сейчас, а потом само умрет

28.11.12

Куприн

Леонид Андреев + статьи: ДЗ

***

Неореализм

Реалим - типич обст-ва и т.п.

1) Неореализм - выход в нереалистич сферы (мифолог чудовище Мокох)

Олеся: пространство многомерно

2) герой сопротив среде,

3) др тип любви: чувств сфера

Неореализм вбирает в себя модернизм. Фактически, физически ощущаем время: абстрактные понятия становятся настолько осязаемы, что мы ЧУВСТВУЕМ их

«Молох»
жертва кровавая, человеческая языческому Богу.

Молох - 1) бог, 2) идол, к-рый треб неоправд средств: капитализм, завод, etc

Колоссальн ноги (как статуя) - реально похож на языч бога

Когда едет на колеснице(как Гелий - на колеснице), давит людей

Идея создания завода - нейтральная.

Человек как винтик.

Система поклонения Божеству, а Бобров, хоть и влюбился, но всего лишь винтик.

Бобров - гуманный человек, к-рый только мыслит, но ничего не делает, ему в голову прих идея о том, что по человеку в 2 дня съедает завод, но он ничего с этим не делает, да и не особо хочет: мысль «ты же все равно это не сделаешь»
У Боброва то же самое и с любовью получилось.

Неспособность и нежелание Боброва соверш поступок

Бобров живет сердцем, чувством

Квашнин - комичен (анекдоты, гипербола, хор танцор при своей грузности), он не м.б.воплощением реальн угрозы.

«Поединок»

Назанский - герой-резонер. Выросший, умудрен опытом Ромашов.

Куприна интерес ?: возм ли внутр свобода

Яркие дамы: Шурочка (осознает, что может сама поддаться этой обстановке, поэтому ей нужно вырваться: но это тоже пошло, просто с др стороны + она практична - выучила за мужа билеты) и Раиса (откровенно пошлый персонаж).

Люди оказываются средством для достиж собств цели: она мастерски манипулир своими воздыхателями, почти подстраив поединок, фактически она убивает Ромашова.

Военн среда могла выдел опред тип чел-ка.

«Олеся»

Проблема естественности (естеств человек).

Драма Ивана: он попал на этот слом. Обычн, средн чел.

Для Куприна важно показ различие м/у народом и 2х необычн женщ (Олеся и ее бабушка).

Суть противост Олеси и Ивана: он не может быть с Олесей, т.к. это означ насилие над ней/насилие над собой. Как встреч Олесю общество в церки и около церкви? Многих она знала, т.к. к ней они приходили за помощью, а когда она пришла к ним, это вызвало агрессию. Общ-во не готово принять ДРУГОГО человека, оно не спос быть гибким и демократичным. Между общ-м и Ол. встает Иван. Он пыт понять ее. Разлука влюбленных - это закономерность здесь.

Иван сам себя утешает. Он слишком эгоистичен! Эгоизм против природн чув-ва Олеси.

«Гранатовый браслет»

Генерал Аносов разъясняет сущность такой сумасш любви: редк чув-во, к-рое д. культивироваться, но это чув-во у генерала - разрушительно.

Желтков упивается своим чувством.

Он обожествляет объект своей любви. Но Куприн разводит ж и смерть!

Сота «Опассионата» Бетховена - 3х часта // с самим произведением: спокойно - страстно - катарсис + тема 1й ч

Любовь Желткова настолько высока, что она может полностью раскрыться только в смерти.

Куприн стар показ многомерность любви

Семинар 05.12.12

ДЗ: Маяковский, Хлебников

Ал-р Михайлов «Точка пулей в конце. Жизнь Маяковского»

Куприн, «Гамлинус»

Уже зрелый Куприн. Мен отнош к мал чел-у. Нач 19 в: мал чел вызыв чув-во жалости, мог сопротивляться, но за этим бунтом стоит безумие. Достоевский: уже по-др - став эксперим, но мало что хорошего выходило.

А что делает Куприн?

Выдел среди всех ост типов, спос на бунт, его не сломать - Сашка. Он выдерж еврейск погромы, рус-яп война, история с собакой (на улице его поймал как-то чел…), не мог играть на скрипке, т.к. рука испорчена - выучился играть на губн гармошке, причем так же хорошо играет. Сашка не согласился идти в консерваторию - ему устроили прослушивание, а он кривлялся - его скрипка показывала звуки природы. Он играет не ! для опред публики, играет по заказу (трактир), люди приходят послушать Сашку, их даже не интересует еда. Более того, в этих заказах слышится просьба души, требование души кажд человека. Выполняет не все заказы Сашка. Отказ играть Марсельезу. Пьяный заказал - тоже отказ. Если чел-у нужна музыка, если это требов души - ! тогда Сашка играет.

Мадам Иванова - хозяйка кабака. После ухода Сашки на войну, она взяла его собаку + внимание посетителей трудно завоевывать, даже др приглаш музыканты не спасают.

Куприн не изо велик дея-й ис-ва: изо либо бродяч артистов, либо артистов цирка.

Это тоже мал люди, к-рые просто облад гибким телом или физич силой, но фактически это не спас их от подавленности жизни.

Мал человек благ своему таланту и труду поднимается. Он остается маленьким, остается внутренне таким же, но он раскрывает свой талант. И влияние его на других уже необычайно сильное.

Л. Андреев

(1871-1919)

От неореализма шел к экспрессионизму - модернизму.

Рассказ «Ангелочек»

Изображена психология ребенка

Отец болен чахоткой, мать и отец пьют, их сын  - его предлаг отдать.

Он бьет всем носы.

Рассказ происх под Рождество.

Душещип история: они с отцом смотрят на ангелочка. Потом ангелок растаял.

Жанр святочного рассказа  и пасхальн рассказа возрождает.

Обяз затронута тема соц несправ-ти, но обяз справ-ть торжествует. Жанр требовал положит концовки.

Чисто формально этот рассказ вписыв в жанр. Элементы пародии, иронии.

Андреев показыв уже не соц перепетии 19 в, а показ психолог тип, причем этот тип сложен: мальчик внешне красив, когда получ в руки ангелочка, многие видят сходство внешнее их. Но хар не ангельский. Он дикий, эгоистич, на елку пошел за сиграетами, получ ангелочка, а потом ушел. Он приходит с агрессией.  

Он прод действовать по отраб методике, как выпраш у учителя тройку.

Он соврал отцу, т.к. он хоч сдел ему приятное. Он почувств инстинктивно, что принесет радость отцу.

Ангел почему растаял? Он сделал свое дело, и растаял.

Жизнь Василия Фивейского

Евангельск стиль.

Священник. Хорошо прочитал Библию. Он не выполн миссию батюшки, он не проповед веру, у него свои мистич идеи - а люди, кстати, и не хотят это слушать. Он подходит к Богу утилитарно. Он пыт повтор «эксперимент» с Христом, но не получ.

Он слишком рассудочен. Списочок: у меня несчастья, которые я пережил, за это я должен что-то получить.

Чуда без Бога не произойдет

Рассказ о семи повешенных

Погранич сит-я м/у жизнью и смертью. Персонажи - террористы-рев-ры, 2 каторжника.

Семинар 12.12.12

Психология приговоренного к смерти оч хорошо показана у Андреева.

«Красный свет»

Экспрессионистский рассказ. Безумие и ужас чел-а перед войной. Смесь чувств воприятия: зрит, слух. Нет такого убежища, где чел мог бы укрыться. «По мне ползают» - даже тактильные ощущения.

В драматургии нужно больше заним проблемами бытия, счит Андреев. Андреев счит себя учеником Чехова. Ценил в АПЧ раскрепощение драмы, действия от привычн сюжет действия + нов тип психол-ма, котор подчин герою весь мир.

Нач с драмы «Жизнь чел-а» (1я пьеса условн театра Андреева). Предельно обобщенное описание смертив чел судьбе. Взлеты и падения. Мысли о бессмысленности. Некто в сером - Бог.

Ставили в МХТ «ЖЧ» и в театре Комиссаржевской. Образы дост-о условны и схематичны, они сужали ту сферу, в к-рой актер мог бы проявить себя и свое дарование.

Андреев счит, что для выр этих идей нужныпредельно обобщенные образы.

Футуристы

Связь с ит футуризмом сомнительна, но все-таки Т. Маринетти в «Фигаро» в 1904 г (?) выступ с 1м манифестом Ф. Хар черты футуризма: утверждали приоритет силы и молодости. Презрение к слабым, упоение войной, движением, силой и агрессией. Пренебрежение ко всему старому, к условностям.

Русские тоже пренебрегали всем старым.

Культ техники, урбанизм, анархичность мировоззрения, отрицание культурных традиций, попытка созд ис-во, устремленное в будущее, эксперименты по созд заумн яз (Крученых), бунт против привыч норм стихотв речи, эксперимент-во в области ритмики, рифмы, ориент на произносим стих, лозунг, плакат.

Лирика Маяковского

«Облако в штанах»

4 части: долой ваше ис-во, долой ваш страх, долой вашу любовь, долой вашу религию.

Первонач название - «13й апостол»

Завязка действия - ждет девушку, она не приходит, и у него рожд протест против всего. Трагедия отвергнутой любви порожд протест.

 

ДЗ: Горький




1. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЖЕЛЕЗА В ВОДЕ
2. Организация коммерческой деятельности в оптовопосреднической структуре
3. тематизувати й узагальнити вивчене про значущі частини слова; з~ясувати рівень засвоєння знань сформованос
4. Анализ стихотворения АСПушкина Элегия
5. мегастену пришла китайцам уже гдето VII веке до нашей эры.html
6. Анализ ипотечного кредита в различных банках
7. а Ответственный за выпуск ~ канд
8. тема наук изучающих прошлое и настоящее природы и общества
9. субъективизировавшейся гонкой вооружений и анахроничный экологически разрушительный
10. а Приведем классические опыты Фарадея с помощью которых было открыто явление электромагнитной индукции.html