Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

4 Полагаю что не выдам тайны криминальным структурам если выскажу свое и многих коллег убеждение точнее.

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

О бедном следователе замолвите слово. 4

Полагаю, что не выдам тайны криминальным структурам, если выскажу свое и многих коллег убеждение (точнее, просто констатирую факт), что следствие в наших правоохранительных органах находится в загоне и дышит на ладан. Не секрет также, что большое количество следователей составляют студенты юридических вузов. Однако, как поет В. Высоцкий, действительность еще кошмарней. В особенности в органах внутренних дел, где образовательный ценз для следователей снижен. В результате следователями назначаются абсолютно далекие от юриспруденции люди: агрономы, ветеринары, педагоги по образованию и т. п. Многие следователи органов МВД вообще не имеют высшего образования.

В итоге мы имеем в органах МВД следственный аппарат, состоящий в основном, прямо говоря, из случайных людей. Человек же, работающий на следствии по принуждению или от безысходности, не может считаться следователем в истинном смысле этого слова. Следователь, прежде всего, фанатик (в хорошем смысле слова) своего дела, если хотите, романтик (как бы высокопарно это ни звучало). Без этих качеств следователь будет, в лучшем случае, ремесленни-

ком, неболее.

Среди причин подобного положения в первую очередь обычно называется неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, с чем трудно не согласиться. (По моему глубокому убеждению, следователь должен иметь заработок, значительно превышающий оплату, например, помощников прокурора или сотрудников других служб в органах внутренних дел, так как по напряженности, нервным перегрузкам, объему и другим критериям с работой следователя вряд ли сравнится какая-либо другая в системе правоохранительных органов). Материальный вопрос, безусловно, важный, но, как говорится, не хлебом единым...

Уместно вспомнить, с чего начался упадок следствия, приведший к сегодняшнему плачевному. состоянию. Начало этому было положено событиями вокруг известного «хлопкового дела», когда следствие по нему властям не удалось удержать в нужных им рамках. Именно тогда была инициирована настоящая кампания по дискредитации следствия и его травле. Следователь во всех средствах массовой информации и прочих выступлениях представлялся неким правовым монстром, единственным по-

47

буждением, целью, задачей которого было ущемление прав граждан. Договорились до того, что добытые в процессе следствия доказательства заведомо отвергались. Единственным поборником законности был провозглашен адвокат. И эти «принципы» активно претворялись в жизнь: в судах в массовом порядке все кому не лень без каких-либо последствий стали отказываться от показаний, данных на следствии, посыпались оправдательные приговоры, многие преступники избежали наказания. По авторитету следствия был нанесен мощный удар.

Одновременно с травлей следствия было объявлено о создании пресловутого следственного комитета, призванного объединить все следствие под одной крышей. При этом никто, никогда и нигде не сказал, на каких принципах будет создан этот СК, сохранятся ли у следователей МВД и ФСБ льготы и т. п.

В тот же период появилась бредовая идея подчинить прокуратуру Минюсту, лишив ее тем самым самостоятельности и возможности влиять на положение дел, а следствие из прокуратуры убрать, как несвойственную ей функцию.

Все это (не говоря о других негативных моментах) продолжалось несколько лет, дезориентировало и деморализовало следствие. Что должен был испытывать следователь, как действовать? Естественно, получив за свой каторжный труд черную неблагодарность от государства, на благо которого он работал, и полную неопределенность на обозримую перспективу, следователи стали уходить.

Обеспокоило ли это государство? По-моему, нисколько. И это тем более поразительно на фоне галопирующей преступности (одной из причин роста которой как раз и стал развал следствия). Где-то читал, что в дореволюционной России следователи назначались царским указом. Это не к тому, чтобы сейчас следователей назначать указами Президента, а с целью подчеркнуть, какое значение придавалось следователю государственному человеку. Сейчас же следователь низведен до уровня заштатного чиновника. Можно ли ждать от него должной отдачи при таком к нему отношении?

48

Или, скажем, такой вопрос, как сохранение тайны следствия, от которой зачастую зависит судьба дела. Как следователь может это обеспечить, когда, например, по мобильному телефону, который есть у многих адвокатов, обвиняемый во время свидания наедине имеет возможность беспрепятственно общаться с кем угодно прямо из изолятора. Конечно, это морально подавляет следователя, который понимает, что все его усилия по изобличению преступника могут быть сведены на нет. Причем незаконным способом.

Важнейшее значение (в первую очередь, в психологическом смысле) имеет существующий порочный характер процессуальных отношений между следователем и адвокатом, которые поставлены действующим УПК в заведомо неравные условия: у следователя только обязанности, у адвоката только права. Предусмотренную ч. 1 ст. 51 УПК обязанность защитника «использовать все указанные в законе средства и способы защиты» всерьез воспринимать нельзя, так как практически никакой ответственности за использование незаконных средств и способов защиты адвокат не несет. Между тем воздействие на потерпевших и свидетелей, их подкуп и т. п. стали обычной практикой, что подтвердит любой следственный работник. Даже против элементарных .незаконных уловок адвоката УПК ничего не предусматривает. Например, что может предпринять следователь или прокурор в случае систематического срыва адвокатом следственных действий путем простой неявки? А если это продолжается неделями и месяцами? Теперь давайте представим состояние следователя в этой ситуации ощущение полного бессилия, которое может свести к нулю любой энтузиазм.

А в каком унизительном положении зачастую оказывается следователь, когда «выбивает» защитника по ходатайству подозреваемого (обвиняемого). По существу, это государство стоит с протянутой рукой перед зав. юридической консультацией.

Сознавая свою процессуальную незащищенность, захочет ли следователь работать дальше в этом качестве? Как известно, Конституционный суд

РФ признал неконституционной ч. 5 ст. 97 УПК, и, надо полагать, не за горами возврат к прежнему положению, когда срок ознакомления с делом будет включен в срок содержания под стражей. Не нужно быть оракулом, чтобы предвидеть массовые факты волокиты со стороны обвиняемых и защитников при выполнении требований ст. 201 УПК и как результат освобождение из-под стражи многих опасных преступников, развал дел. За ним очередной взрыв преступности.

Вновь задаю вопрос: как должен поступать следователь, когда его напряженный труд на благо государства это самое государство, мягко говоря, не ценит? Ответ прост: при первой возможности уйти со следствия, что и происходит, в особенности в органах МВД. Последствия тоже ясны: даже если уголовный розыск выловит всех преступников, правосудие не свершится, так как вести следствие будет некому.

Чтобы спасти осколки, оставшиеся от следственного аппарата, и создать условия для его реанимации, необходимо без промедления сделать все возможное для поднятия престижа следствия и процессуальной защиты следователя, а именно:

повысить оплату труда, сделать реальным внеочередное обеспечение следователей жильем, телефонами и другими специальными льготами; популяризировать труд следователя; ввести практику государственного награждения следователей за раскрытие особо сложных преступлений, что позволило бы поднять престиж должности;

внести в УПК дополнение о том, что неявка адвоката по любой причине не является препятствием для проведения следственных действий и ознакомления с делом; предусмотреть уголовную ответственность адвоката за использование незаконных методов защиты; ввести досмотр адвокатов в СИЗО при предоставлении им свиданий наедине с подзащитными с целью пресечения проноса недозволенных для арестованных предметов, что поставит адвокатов в определенные рамки и в какой-то степени создаст «баланс сил».

В противном случае следствие мы не спасем и дальше лозунгов о необходимости усиления борьбы с преступностью не уйдем.




1. Введение2 2
2. Антуан Анри Беккерель
3. денежной политики государства
4. Этические вопросы деятельности адвоката
5. Лабораторная работа 7 Изучение модуля UM Моделирование на примере библиотек
6. Введение Трудно сказать когда проблема инфляции начала впервые будоражить умы человечества
7. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
8. е издание исправленное и дополненное УДК 37
9. История политических учений О народном представительстве Курс государственной науки Философия пра
10. тематической трактовке частота ее шагов в каждую секунду на экране должна быть одной и той же ей необходимо с
11. варіант Л.А. Мурадова Граматика французького языка- М
12. Реферат на тему- Василь Стус Виконав Учень 11В класу Балан Роман
13. Специфика пространственно-временной организации географических систем
14. Спеціальний режим оподаткування діяльності сільського та лісового господарства рибальства
15. Основні засади теорії економічного зростання Сутність і форми економічного зростання Під економічни
16. ТЕМАТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ПАНГЕОМЕТРИЗМ ldquo;Открылось мне- в законах точных числ В бунтующей мыслительной
17. Задание 1 Вопрос- Как распределяются минеральные вещества в эмали зуба- Выберите один из 5 варианто
18. і На сьогодні в Інтернет також сформувалися певні правила спілкування
19. Предмет разделы и задачи геодезии
20. Економічна ефективність, впровадження засобів автоматизації на борошномельному підприємстві добової продуктивності Сп270т-добу, Нв75%