У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

апринятием христианства созданием национальной письменности на базе которой появились разнообразные пол

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

№4

Политические идеи Илариона Киевского.

Во времена великих княжений Владимира Святославича (980—1015) и Ярослава Мудрого (1015—1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного расцвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской власти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Церковные Уставы, Русская Правда),принятием христианства, созданием национальной письменности, на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в различных жанровых формах.

Первым русским политико-правовым трактатом стало ≪Слово о Законе и Благодати≫, созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия.

Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделявшим его реформаторские планы и, видимо, даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письменные свидетельства о том, что Церковный Устав ≪князь великий Ярослав, сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополитом Иларионом≫. Вполне возможно, что Иларион принимал участие и в составлении Русской Правды. Вероятно, все эти обстоятельства и обусловили нетрадиционные действия Ярослава, нарушившего установленные правила поставления митрополитов ≪из греков≫ и по благословению патриархата, ибо он в 1051 г. самовольно ≪поставил... Лариона митрополитом, русина

родом, в Святой Софии, собрав епископы≫. Летопись характеризует Илариона как человека образованного, ведущего постную жизнь.

Свои идеи митрополит Киевский изложил в проповеди, которая затем в записи вошла во многие рукописные сборники

XIII-XVI вв.

Иларион назвал свое произведение сложно: ≪О Законе Моисеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явившихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю

землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Господи, благослови Отче≫. В названии автор обозначил весь блок тем, которые рассмотрел в своей проповеди. Переписчики более поздних веков озаглавили творение Илариона как «Слово о Законе и Благодати». Илариона интересовали вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной

власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства. Источником верховной власти митрополит считал Божественную волю. Великого князя он называет ≪причастником и наследником небесного царства≫, получившим властные полномочия по наследственной преемственности. Так, Владимир ≪славен происхождением≫, а Ярослав ≪наместник Владимиру≫. Тот, кто ≪от славных родится≫, ≪от детские младости≫ приготовляется всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми. Иларион придает большое значение воспитанию правителя и подготовке

его к занятию высшей политической деятельностью. Власть и государство в понимании Илариона едины, ≪как Троица едина в трех лицах≫, притом ≪нераздельна и неслиянна≫. Триединство у Илариона образуют власть, государство и церковь.

Князь ответствен за управление людьми и страной, которых Бог вверил его попечению (≪за труд паствы людей его≫). Он обязан выполнять свой долг, не поддаваясь соблазнам, всечасно заботясь о своих подданных и обращаясь к ним ≪богатством добрых дел≫. Что же касается формы правления, то очевидно прослеживается его приверженность к советному началу в монархической, по своему принципу, организации власти.

Иларион просит Бога ≪умудрить бояр≫, так как в окружении правителя он хотел бы видеть умных советников.

Для характеристики государственного устройства Иларион применяет формулу ≪единодержец земли своей≫, которую следует понимать как представление о единой суверенной власти в пределах всей подвластной великому князю территории.

Одно из центральных мест в ≪Слове о Законе и Благодати≫ занимает образ христианского носителя верховной власти. Князь должен быть мужественным, умным (≪острым умом≫), милосердным и законопослушным. Ответственность русских князей

за управление государством повышается еще и тем, что великий князь киевский владычествует ≪не в худе бо и неведомой земле... но в русской, яже ведома и слышима есть всеми четырьмя конци земли≫. Особой похвалой отмечена законодательная деятельность Владимира и Ярослава Мудрого и осуществление ими власти в

пределах закона (≪землю свою пасуще правдою≫). Божественный промысел позаботится о мире, а князья должны предотвращать войны (≪ратные прогони, мир утверди,

страны укороти≫, а некоторым даже и ≪отгрози≫). Понятие ≪грозы≫, которое Иларион первым вводит в политическую теорию в качестве характеристики одного из аспектов деятельности верховной власти, обозначает у него могущество верховной

власти, способной ≪отгрозить≫ врагам родной земли в целях сохранения мира. В обязанности князя входит и организация хорошего управления (≪...бояри умудри, грады разсели... церковь взрасти, достояние свое соблюди≫). Однако, при всем многообразии затронутых Иларионом тем главная часть трактата посвящена выяснению такой проблемы, как соотношение права и нравственности. Для ее разрешения он

использует термины: Благодать, Истина, Закон и Правда. В силу характерной для Средних веков нерасчлененности теологических и юридических категорий закон понимался как божественное веление, сформулированное богоизбранной личностью (Законы Моисея, Законы Мохаммада и т. д.). Иларион употребляет этот термин в теологическом и юридическом значениях, понимая под ним жесткое предписание, обязательность исполнения которого гарантируется принудительной силой. За-

кону подчинены внешние поступки людей, причем на той ступени их развития, когда они еще не достигли совершенства могут погубить друг друга. Так, Моисей первым обратил к законопослушной жизни ≪племя Авраамово≫, дав им законы, начертанные на скрижалях, которые запретили им убивать, воровать, лгать, прелюбодействовать и т. д. По мысли Илариона, подзаконное состояние не предоставляет людям свободы в выборе своих действий, так как они принуждены под страхом наказания исполнять волю Бога, государя, господина. Закон Иларион рассматривал как ≪предтечу и слугу Истины и Благодати≫. Понятие Истины и Благодати Иларион связывает с учением Христа. Иисус выступает в качестве носителя Истины, воплощенной в его Новом Учении и запечатленной в Евангелиях; поэтому и люди, воспринявшие это учение и реализующие его заветы в своем поведении и действиях, вступили на путь Истины. Заповеди Моисея сохраняют человеку жизнь, спасая его земное, бренное существование, а учение Христа спасает душу, приводя людей к совершенству и делая их достойными запечатленного в них образа Божия. В Иисусе Христе Истина и Благодать совмещены, ибо Благодать в нем присутствует изначально. Человеку Благодать дается при крещении без каких-либо заслуг с его стороны, и от нее ≪зависит начало веры≫, но сохранить ее возможно только в том случае, если люди будут следовать заветам Христа. Иисус по своей природе не может лишиться Благодати, а человек может в том случае, если он ≪не будет подвигаться во всех добродетелях внутренне и внешне≫. Благодать, таким образом, одновременно и дар, и путь к постижению Истины. Познавать учение Христа и выполнять его нравственные заповеди человек может только сознательно и свободно. В этом русле Иларион рассматривает и сопоставляет Закон и Истину. Истина у него не антитеза Закону, ибо такой антитезы нет и у самого Христа, который утверждал, что он пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить его. У Илариона тоже Закон — лишь ступень к познанию Истины, в которой воплощена христианская нравственность. В его сопоставлении Закона и нравственности явное предпочтение отдается нравственным критериям, определяющим поведение человека в обществе. Недостаточность Моисеевых законов Иларион находит еще и в том, что они охватывают узкий круг людей —только ≪племя Авраамово≫ и не распространяются на другие народы, в то время как превосходство учения Христа (Истины) заключается в распространении его на все края земные и на всех живущих в них людей, независимо от их национальности (эллины, иудеи или иные народы)




1. Сущность содержание и основные понятия системы валютного регулирования
2. Пути решения проблем неполной семьи в социальной работе
3. Лабораторная работа по физике на тему- Изучение распределения Максвелла Препода
4. Эти двое ~ лоно единая пара
5. Спелеотуризм як різновид спортивного туризму
6. Планирование это процесс выбора целей и решений необходимых для их достижения 2 Организация процесс
7. экономически активное население 2 Понят
8. Гиперицин (зверобой) в лечении больных с симптомами депрессии и тревог
9. Урок зачет как одна из форм контроля учебных достижений семиклассников по алгебре.html
10. Учебник подготовлен в соответствии с новыми стандартами на основе обобщения и привлечения новейшего фактиче
11. Реферат- Государство и общество
12. Тема- ЕКОНОМІЧНІ ПОТРЕБИ СУСПІЛЬСТВА План
13. Тематический словарьсправочник - Под ред.1
14. Дипломная работа- Балка нижняя наружная
15. Конфликтология в социальной работе для студентов III курса социального факультета Специальность социа
16. Лекция 2 ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ часть 2
17. тема кровообращения плода выполняет транспортную функцию и при этом она должна быть готова приспособиться к.html
18. Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)
19. философских дисциплин Московского института МВД России
20. 2 Организация и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности учреждений здравоохранения;