Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
-Апсида полукруглая, иногда многогранная пристройка с восточной стороны христианского храма, предназначенная для размещения алтаря.
-Аркатурный поясок декор стены в виде ряда глухих арочек Характерен для романской архитектуры. На Руси яркая характеристика владимиро-суздальской архитектурной школы.
-Архитектура, зодчество строительство зданий и сооружений, образующих материальную художественно организованную среду жизнедеятельности человека.
-Архитектурный ансамбль - совокупность, гармоническое единство архитектурных сооружений.
-Берестяные грамоты разновидность письменного документа исполненного на бересте.
-Византийский стиль пышный, официальный, богатый художественный стиль.
-Владимиро-суздальская архитектурная школа одно из архитектурных направлений, возникших в домонгольской Руси. Демонстрирует художественную связь с традициями романской архитектуры. Богатые, княжеские постройки.
-Двунадесятые праздники главные 12 православных праздников (6 праздников, поминающих земное пребывание Христа; 4 праздника, поминающих важные события жизни Богоматери и 2 праздника введенные Церковью в память об утверждении христианства)
-Деисус (гр. моление) название ряда иконостаса. Символизирует моление Церкви, воссоединяющее людей с Господом.
-Доличное письмо один из этапов творения иконы. Предшествует письму ликов святых. Пишут одежду, пейзаж, архитектуру, повествовательные эпизоды.
-Живопись вид изобразительного искусства, отображающий, задуманное творцом, на плоскости.
-Закомара в средневековой русской архитектуре полукруглое завершение верхней части стены церковного здания. Разновидность закомар в московской архитектуре кокошник.
-Звонница в русской архитектуре сооружение при храме стена с проемами для подвешивания колоколов, находящаяся отдельно или вкомпанованная в здание. В отличие от колокольни не обладает подчеркнутой вертикальной устремленностью. Особенно характерны звонницы для псковско-новгородской архитектурной школы.
-Зодчество см. архитектура.
-Извод в иконописной традиции особо почитаемые, любимые, чудотворные иконы повторялись иконописцами.
-Изограф(гр.isosподобный,одинаковый;grapho пишу) так на Руси называли иконописца.
-Икона (гр.eikon изображение, образ) живописное изображение библейских героев, сюжетов, христианских святых. Предмет поклонения в христианстве.
.-Иконоборчество религиозно-политическое движение в Византии 8-9 веков, отрицавшее поклонение иконам, видя в этом возвращение к языческим обрядам.
-Иконография система вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, трактовка сюжета. В иконописи на основе религиозных представлений сложился иконографический канон, отрицавший своеволия в изображении.
-Иконостас своего рода стена, алтарная преграда в православном храме с установленными в определенном порядке иконами. В современном понимании иконостас сложился к концу 14- 15 веков.
-Инаугурация торжественное вступление в должность главы государства
-Инкультурация процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоение существующих привычек, норм поведения свойственных данной культуре.
-Интерьер внутреннее пространство здания; помещение, комната в здании
- Канон строгое, неизменное правило.
-Классно-урочная система один из принципов системы воспитания и образования, когда обучение проводится по программе, определяющей поэтапное освоение знаний с чередованием работы и отдыха в строго определенных временных рамках. Предполагает объединение обучающихся в классы по возрасту и уровню подготовки.
-Книжная миниатюра вид живописного искусства. Выполненная от руки иллюстрация в рукописной книге, а также элементы декоративного оформления (инициал, заставка)
-Ковчег в иконописи небольшое углубление на доске предназначенной для иконы. В ранних иконах именно в ковчеге помещалось изображение, а обрамляли икону поля.
-Кокошник - разновидность закомар характерных для московской архитектуры.
-Композицияважнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, целостность и завершенность.
-Конха (гр.konche раковина) вогнутая поверхность в перекрытии крестово-купольного храма.
-Крестово-купольный тип храма тип православной храмовой постройки. Возник в Византии в 5-6 веках. В плане представляет собой квадрат с четырьмя опорными столбами, на которые опирается купол. Полуциркульные перпендикулярные своды в плане образуют крест.
-Латиняне так в России 16-17 веков называли сторонников католического Запада, в том числе и сторонников западных традиций в школьном деле.
-Левкас в иконописи специальный состав, которым покрывалась доска, служивший основой для дальнейшей живописной работы.
-Летописание, хроники характерный жанр средневековой литературы, фиксирующий цепь событий.
-Личное письмо завершающий и самый ответственный этап творения иконы. Обычно выполнялся мастерами-изографами. Прописывались лики, кисти рук, стопы ног.
-Лопатки узкий, плоский, немного выдающийся из стены вертикальный выступ, декорирующий стену по всей её высоте
-Мандорла в христианской живописи символ божественного света. Обозначение в иконописи священного пространства, сияния вокруг фигур Христа и Богоматери
-Мафорий плащ греческой женщины
- Мозаика вид монументальной живописи. В мозаике изображение составляется из простейших цветовых элементов ( натуральный камень, стекло, керамика, дерево и т.д.).В древнерусском искусстве прекрасные образцы мозаики создавались в византийской традиции из смальты. Сохранилось роскошное мозаичное убранство собора Св. Софии Киевской.
- Монументальная живопись живопись больших форм. Часто непосредственно связана с архитектурой, украшая стены, потолки. Видами монументальной живописи являются фрески и мозаики.
-Московская архитектурная школа - сложилась в послемонгольское время, когда Москва становится не только центром объединения русских земель, но и правопреемницей Византии. Впитала все достижения русских региональных школ, с вниманием относилась к опыту иностранных строителей, приезжавших в Москву.
-Неф проходы между колоннами в храме. Бывают продольные (ведущие к алтарю) и поперечные нефы.
-Новгородско-псковская архитектурная школа одна из региональных архитектурных школ, сложившаяся в домонгольский период. В условиях феодальных республик в этих землях строили небольшие уличные храмы, сдержанные в декоративном убранстве. Проявляли особое мастерство в строительстве оборонительных сооружений. Характерным типом построек стали звонницы.
-Обратная перспектива условная система приемов построения трехмерного пространства. Параллельные, уходящие к горизонту линии, которые в линейной перспективе изображаются сходящимися, в обратной перспективе расходящимися. Так в иконописи, например, создаётся мир символических образов, которые пребывают в Божественном мире, а зритель воспринимает икону как своеобразное распахнутое в этот Священный мир окно.
-Одигитрия один из типов иконографического изображения Богоматери.
-Оклад, басма декоративное покрытие иконы специальным футляром. С одной стороны оклад имеет практическое значение он бережет живопись, с другой сам оклад становится ценным произведением искусства, приобретающим сакральный характер.
- Оранта - один из древнейших иконографических типов изображения Богоматери.
-Палитра перечень красок, которыми пользуется художник
-Панагия - один из типов иконографического изображения Богоматери.
-Пантократор - один из типов иконографического изображения Христа.
-Перспективный портал вход оформленный системой арок, уменьшающихся в перспективе и производящий впечатление «втягивания» внутрь здания.
-Пилястра выступающий из стены четырехугольный столб, который используют для членения фасадов.
-Плинфа византийский кирпич. Использовался и в киевской архитектуре.
-Подклет в русской архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, имеющий обычно служебно-хозяйственное назначение.
-Позакомарное покрытие волнообразное покрытие крыши храма по линии закомар.
-Портал художественно оформленный главный вход в здание.
-Праздничные иконы иконы, написанные на сюжеты христианских праздников.
-Профессиональная школа школа, дающая профессиональные навыки. Профессиональная школа не всегда базируе-
тся на принципах всестороннего образования.
-Сакральность- святость, тайный религиозный смысл.
-Светская архитектура - гражданская, не религиозная. Строительство зданий общественного назначения , жилищное строительство.
- Синкретизм - (гр. Synkretismos соединение) в характеристике ранних культур синкретизм означает неразрывную связь всех форм творчества человека при доминировании мифологического, религиозного мышления.
-Система образования системный подход к получению знаний и воспитанию. Предполагает поступательное, ступенчатое овладение знаниями и навыками от начальной до высшей школы. Альтернативный выбор учебных заведений при согласованности учебных программ, обеспечение учебно-воспитательного процесса материально-научной базой, подготовку и формирование корпуса педагогов, становление и развитие педагогики и элементов психологии как фундаментальных наук для становления школьного дела.
-Смальта кусочки стекла, из которых делали мозаику в Византии. Такая технология мозаик была распространена и в Киевской Руси.
-Спас Нерукотворный - один из типов иконографического изображения Христа.
- Станковая живопись произведение, которое можно сделать условно «на станке», на каком-либо приспособлении. Такие произведения относительно самостоятельны, у них отсутствует неразрывная связь с другим видом искусства, например, с архитектурой. К станковой живописи можно отнести иконы, картины.
-Стиль устойчивая совокупность художественных принципов, проявляющаяся в определенную историческую эпоху.
-Столпообразный храм тип храмовой постройки, разработанный в московской архитектурной школе в 16 веке. Художественный образ такого храма напоминает столп, например, храм-колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.
-Строенная аспида алтарная часть христианского храма, выполненная из трёх полукружий в отличие от обычной апсиды, которая представляет собой полукруглую пристройку к храму с восточной стороны. В образе строенной апсиды на Руси видели символ триединого Бога.
- Темпера разновидность краски, связующим звеном которой является эмульсия, часто на яйце. Темпера непрозрачная краска. Получила особое признание в иконописи
-Университет(лат.universitas совокупность) высшее учебное заведение, имеющее разные факультеты, на которых представлена совокупность дисциплин, составляющих основы научного знания. Первые европейские университеты возникают в расцвете средневековья, как правило, при крупных монастырях. Средневековую русскую культуру называют «культурой без университетов».
-Фортификационное сооружение оборонительное, защитное сооружение
- Фреска (ит. Fresco свежий, сырой) живопись водяными красками по сырой, иногда и по сухой, штукатурке. Вид монументальной живописи. Известна с эпохи Древнего мира, Из видов монументальной живописи на Руси фреска была особенно популярна.
-Хоры верхняя (на втором ярусе) открытая галерея. балкон внутри церкви или зала.
-Храм-памятник характерное для средневековой Руси сооружение. Так как скульптура не признавалась православием, то в честь каких-либо памятных событий на Руси ставили не монументы а храмы. Часто такие храмы выглядели очень эффектно, но внутри были тесны и неудобны, так как ставились прежде всего ради ознаменования памяти.
-Царские врата главный вход в алтарь в православном храме. Располагаются по центральной оси иконостаса.
-Шатровый храм - тип храмовой постройки, разработанный в московской архитектурной школе в 16 веке. Художественный образ такого храма напоминает шатёр. По древней традиции «шатром осеняли» памятные места, поэтому первый шатровый храм в селе Коломенское был построен как храм-памятник в честь рождения наследника престола. Этот тип храмовой постройки стал очень популярен в 16-17 веках.
-Эстетика наука о красоте
- Этика наука о достойном поведении.