Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Новая жизнь поляка Яна Ковальского. 2
Кажется, что "средний поляк" в 19921993 гг. все еще не перестал удивляться новому миру, в котором он вдруг оказался, прожив "при социализме" свыше 40 лет. Эту систему он, как большинство поляков, никогда не любил, воспринимал как чужую, высмеивая в бесчисленных анекдотах, и думал о том, как прекрасно будет жить, когда наступит ее неизбежный конец.
Ян Ковальский как же еще называть "среднего поляка"? по крайней мере раз в жизни видел Запад собственными глазами в качестве туриста или сезонного рабочего и считал, что люди живут там счастливо, богато, как будто без забот. Стоя часами в очередях за кусочком мяса или сыра, он мечтал о том, как было бы прекрасно пойти в переполненный товарами магазин, где модно одетые продавщицы нежными голосами просят купить что-нибудь, а кассирша с улыбкой приглашает посетить их в следующий раз. И вдруг для Ковальского, занимающегося за чашкой кофе или рюмкой водки политикой на уровне бесед с коллегами, абсолютно неожиданно начался новый мир. Сначала все выглядело прекрасно: "наши пришли к власти", он избрал своего президента, стали исчезать очереди, открылись новые магазины, рестораны, рынки, на которых достать можно было абсолютно все. В течение месяца даже продавщицы научились улыбаться. Но вместе с тем Ковальскому стало ясно, что накопленные годами деньги скоро кончатся и что этим летом всей семьей отдохнуть, наверно, не удастся. И еще хорошо будет, если уедут на озера, хоть на месяц, дети.
Ковальский попрощался с мечтой поменять свой маленький "фиат" на западную автомашину, а скромную двухкомнатную квартирку
на комфортабельное жилье площадью 100 м^. И стал благодарить судьбу за то, что живет в Варшаве, а не в каком-нибудь городке, который зависит от одного большого завода, оказавшегося вдруг на грани банкротства. Чуждое ему до сих пор слово "экономика" он употребляет все чаще и чаще.
Часть друзей Ковальского как-то нашла свое место в новой действительности одни открыли небольшие предприятия, другие, владеющие иностранными языками, устроились в представительствах известных зарубежных фирм. Правда, другая часть его друзей, прежде всего из гуманитарной интеллигенции и пенсионеров, живут намного хуже, чем он.
Пан Ковальский, конечно, хотел бы жить лучше, но 6 млн злотых (400 дол.), которые они с женой каждый месяц приносят в дом, едва хватает на квартплату и еду. Дети, а их в семье двое, растут, им всегда нужны новые вещи, и еще надо застраховать машину, купить бензин, чтобы хоть в воскресенье уехать за город. Посещать кино и театры, покупать книги пан Ковальский перестал уже давно. Новая налоговая система, в которой он разбирается с большим трудом, ставит под угрозу даже его надежду накопить деньги на новую стиральную машину'.
Ковальский мечтает изменить свою жизнь, пристроиться к музыке времени, но как это сделать? Иностранными языками он не владеет, компьютер для него вещь из области фантастики, взять кредит и открыть собственную фирму не рискнет, биржевой игры он вообще не понимает.
Ковальский испытывает чувство страха. Быть может, он сам этого не знает, но это страх перед самостоятельностью, к которой он не привык и к которой благодаря многолетней жизни при "самой лучшей системе" он почти не способен. Свыше 40 лет государство занималось его душой и телом. Душу берегло от влияния опасных идей, а телу не давало погибнуть. Судьба Ковальского во многом решалась государством. Это государство он не любил, однако сейчас чувствует себя покинутым и никому не нужным. Бывшие "они" ушли навсегда, а нынешние вовлечены в непонятные ему ссоры. Но он все еще готов жертвовать, оказывать помощь, и, когда под его окном раздастся звук "Большого оркестра праздничной помощи"^, Ковальский вытащит из кармана так нужные ему деньги, жертвуя их на благо больных детей.
Как показывают итоги многих опросов, Ян Ковальский начал новый, 1993 г. без больших надежд на улучшение своей собственной судьбы, но уверен, что путь, по которому идет его страна, правильный, и возвращаться в "рай социализма" он уже не хочет.
' По официальным данным, средняя польская семья из 4 человек тратит до 50% своих годовых доходов на питание, 25% на содержание жилья и транспорт, 14% на одежду, 11% на отдых и развлечения.
" "Большой оркестр праздничной помощи" спонтанная благотворительная акция, в ходе которой за два месяца (декабрь 1992 г. январь 1993 г.) поляки собрали 1 млн дол. для детей, нуждающихся в операции на открытом сердце.