Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Вост. Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах где в результате распространения орудий труда из желез

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 30.5.2024

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ.

Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысяч. до н. э. Родиной праславян была территория к востоку от германцев—от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праслав. язык начал складываться позднее, в середине I тысяч. д.н.э.

В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центр., Вост. и Юго-Вост. Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельч. хоз-во. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.

В.С. в VI—IX вв. В VI в: славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего гос-ва того времени—Византии. Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предпр. только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад перв.-общинного строя.

В. славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов(с финно-угорскими и балтийскими племенами). В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы- этап на пути складывания гос-ности В славян.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота—притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По р. Оке и Москве располагались вятичи; на зап. от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам—радимичи. Сев. часть зап. склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений В славянства. В центре их повествования—земля полян. Земля полян носила также название «русь».

Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство.

Община. Низкий уровень произв. сил при ведении хоз-ва требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго опред. сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за прав. распределением и использ. земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах). Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хоз. жизни. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

Город как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центр. часть города, защищенная валом, вокруг кот. возвод. крепостная стена, называлась крома. В IX в. на Руси было не менее 24 круп.городов, имевших крепост. укрепления (Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Суздаль, Муром).

Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка—«нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях—вечевых сходах. Сущ. ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой воен. организацией была дружина (старшая и младшая). Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань.

Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов, богов природы.

Образование Древнерусского государства.

Племенные княжения славян, которые часто объединялись в крупные суперсоюзы, имели признаки зарождающейся гос-ности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе полянского союза племен сложилось круп. полит. объед. «Русь», включавшее и часть северян.

Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Вост.-Евр. равнину, взаимод. с местным балтийским и финно-угорским населением. Воен. походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям знач.воен. добычу. Все это способствовало расслоению вост.-слав. общ-ва. Т.о., в результате эк. и соц.-полит. развития у вост.-славянских племен начала складываться государственность.

Норманский вопрос. Русский летописец начала ХП в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневек. традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов—братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского гос-ва. Впервые она была сформул. нем. учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. В ней говорилось, что в 9-10вв. В славяне были диким народом, не знавшим ни землед., ни ремесла; что норманы-варяги –создатели русс. гос-ва.  Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.

Критиками теории в Сов. Время были Греков и рыбаков. Основные доводы, направ. против этой теории:

  1.  Перс. Географ IХв.Ибн-Хордадбех в «Книге путей гос-в» указывал, что: «русы- суть племя и славян».
  2.  В «Повести времен. лет» сказано относ. полян: «Я же ныне завомая Русь». др. племя Русь жило в Ср. Приднепровье на р.Рось и явл. сост. частью мощного племенного союза во главе с полянами.
  3.  Арабские писатели аль-Балхи и аль-Истархи в 1-ой пол. Iхв. Знали 3 центра В славян: Куявия(поляне), Славия(ильменские словене), Артания.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у слав. князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и пост. взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на эк. и соц.-полит. институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба рус. князьям — верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у вост. славян устойчивые традиции гос-ности сложились задолго до призвания варягов. Если Рюрик и был реальной ист. личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княж. власти рус. общ-ва того времени.

Образов. Древнерусского гос-ва - закономерное завершение длительного процесса разложения перв.-общ. строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся гос-во находилось в самом начале своего пути: перв.-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни вост.-слав. общ-ва.

Принятие христианства.

В 988 г., при Владимире I, в качестве гос. религии было принято Х. Х, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный—один из учеников Христа. В начале н.э. апостол Андрей — старший брат апостола Петра—отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе)—центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе визант. имп. Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства—отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил визант. царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение Х зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Х утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие Х имело большое значение для дальн. развития Руси. Х. с его идеей вечности чел. жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга»—; государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригос. делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие Х укрепляло гос. власть и терр.единство К Руси. Оно имело большое междунар. значение, закл. в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим Х странам, связи с кот. знач. расширились. Наконец, принятие Х сыграло большую роль в развитии русс. культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви—«десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер—печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупн. зем. собственников, оказавших огромное влияние на ход ист. развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие Х в православной традиции стало одним из опред. факторов нашего дальнейшего ист. развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Внутр. и внеш. политика К Руси (XI-первая треть XII).

Ярослав Мудрый. 12 сыновей Владимира I от нескольких браков управляли круп. волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового вел. князя безвинно были убиты братья—любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены рус. церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Вел.. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению гос-ва. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать Святополка из Киева в Польшу, где он пропал без вести.

При Ярославе М (1019—1054) К Русь достигла наивысшего могущ-ва. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Р от печен. набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалт. чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив рус. позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г. Ярослав оконч. стал единодерж. князем К Руси.

При Ярославе М Киев превратился в один из круп. городов Евр., соперн. с Константинополем. По дошедшим свидет., в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор. Тогда же в К были сооружены Зол. ворота — парадный въезд в столицу Др. Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на рус. язык, обуч. грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назнач. К митрополитом гос. деятеля и писателя Иллариона. Сам князь назывался, подобно визант. правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора.

При Ярославе М Р достигла шир. межд. признания. С семьей К князя стремились породниться круп. корол. дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе.

Соц.-эк. строй К Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распр. формой орг-ции произв-ва стала феод. вотчина. Все своб. насел. К Руси -«люди». Отсюда термин, означающий сбор дани,—«полюдье». Осн. масса сел. населения, завис. от князя, называлась смердами. Кроме смердов и закупов в княж. и бояр. вотчине были холопы, кот. пополн. из числа плен. и из числа разор. соплеменников.

«Русская Правда». Традиция связ. сост.  «Русской Правды» с им. Ярослава М. Это сложный юрид. памятник, опирав. на нормы обычного права (непис.правил, сложив. в рез-те неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство.

Народные восстания в 60—70-х гг. XI в. Массовые нар. выступления прокатились по К Руси в 1068—1072 гг. Наиболее мощ. было восст. в Киеве (1068г.) Оно вспыхнуло в рез. пораж., кот. потерпели сыновья Ярослава(Ярославичи)—Изяслав (ум. 1078г.),Святослав(ум.1076г.)и Всеволод(ум.1093г.)—от половцев.

В К на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обрат. с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сраз. с половцами. Ярославичи отказ. выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы бог. бояр. Вел. князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью пол. феодалов вернулся на К престол в 1069г.  Эти восст. потреб. от князей и бояр энерг. действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получ. название «Правды Ярославичей». Смысл дополн.—защит. имущество феодала и его вотчину. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усил. разницу в плате за убийство различных категорий нас.

«Очередной» порядок престолонаследия. Умирая, Ярослав М разделил терр. державы между 5-ю своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название «очередного» или «лестничного».. Сложность династ. счетов, с одной стороны, рост могущ. каждого отд. кн-ва - с другой, неминуемо вели к княж. усобицам. Богатство же отдельных княжеств основ. прежде всего на богатстве местных землевлад.—бояр, а также на доходах, собир. князем с подчиненных ему крест. общин.

Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. послед. из Ярославичей—Всеволода власть над К перешла к стар. в роду Святополку II Изясл.(1093—1113). Нов. князь не сумел справ. с усобицами, противост. половцам. Более того, он был человеком корыстолюб., очень неразборч. в средствах укреп. власти. Так, при нем велась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтр. ростовщичество.

Наиболее попул. на Р в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. сост. Любечский съезд князей. Было принято реш. прекр. усобицы и провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. Внеш. фактор, а именно необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорус. степях кочевникам—половцам, еще удерживал на некот. время К Русь от распада на отд. княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений в сер. XI-нач. XIII в. 27 марта 1111г.- разгром половцев на р. Сальнице, прекращение набегов половцев на Р.

Владимир Мономах. После смерти Святополка II в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. К бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113—1125).

Владимир М вынужден был пойти на опред. уступки, издав т.н. «Устав Владимира М.», ставш. еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание %-ов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов. Владимиру М удалось удержать под своей властью всю Р землю, несмотря на то что признаки дробления усиливались. При Мономахе укрепился межд. авторитет Руси. Сам князь был внуком визант. имп. Конст. М. Его женой стала англ. принцесса. При Владимире М монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была сост. рус. летопись «Повесть временных лет». Владимир М вошел в нашу историю как крупный полит. деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира М Мстиславу I Великому (1125— 1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство рус. земель. После смерти Мстислава К Русь оконч распалась на полтора десятка княжеств-гос-в. Наступил период, получивший в ист. название периода раздробленности или удельного периода.

Русь в период феод. раздробленности.

Время с начала XII до конца XV в. - удельный период. И действительно, на основе К Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в., около 50 княжеств к началу XIII в., примерно 250 — в XIV столетии.

Причины раздробленности. Подъем эк-ки К державы шел на фоне продолж. расширения ее терр. за счет дальнейшего освоения Вост.-Евр. равнины. Выделение отд. княжеств, процесс их кристаллизации в рамках К гос-ва подготавливался издавна.

Полит. раздр. стала новой формой орг. рус. гос-ности в условиях освоения терр. страны и ее дальн. развития по восходящей линии. Соверше. орудия труда: археологи насч. более 40 видов мет. орудий труда, применявшихся в хоз. Даже на самых отдаленных окраинах К державы сложились боярские вотчины. Показателем подъема эк-ки явился рост числа городов. На Руси накануне монг. вторжения было около 300 городов—центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры.

Княж. и бояр. вотчины, как и крест. общины, платившие подати гос-ву, имели натур. хар-р. Они стремились макс. удовл. свои потребности за счет внутр. ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерег.. Господство натур. хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

Дальнейшее эк. развитие отд. земель и княжеств вело к неизб. соц. конфликтам. Для их разреш. была необх. сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на воен. мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве.

Гл. силой разъед. процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели уст. свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усил. боярством и местными князьями возникли неизб. противоречия, борьба за влияние и власть. В разных землях-гос-вах она разрешилась по-разному. Например, в Н, а позднее в Пскове устан. боярские респ.. В др. землях, где князья подавили сепаратизм бояр, власть утв. в форме монархии.

Сущ. в К Руси порядок занятия престолов в завис. от старшинства в княж. роду порождал обстановку нестаб., неуверенности, что мешало дальн. развитию Р, нужны были новые формы полит. орг-ции гос-ва с учетом слож. соотношения эк. и полит. сил. Такой новой формой гос.-полит. орг-ции стала полит. раздробленность, смен. раннефеод. монархию.

Титулом вел. князя велич. теперь не только киевских, но и князей др. рус.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия кот. дали города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздаль-ское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Туро-во-Пинское, Тмутараканское; Новгородская и Псковская земли.

Владимиро-Суздальское княжество. Сев.-вост. Русь—Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала)—расп. в междуречье Оки и Волги,где к началу ХП в. сложилось круп. боярское землевлад.. В Залесском крае имелись плод. почвы, пригодные для земледелия.

Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. был основан Н-Н—круп. опорный и торговый центр на вост. княжества. Дальн. развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва. и др.

Территория В-С земли была хорошо защищена от внеш. вторжений ест. преградами — лесами, реками. Среди факторов, способст. подъему эк-ки и отделению В-С земли от К державы - наличие выгодных торговых путей.

В В-С земле (столица- г.Суздаль) княжил в то время 6-ой сын Владимира Мономаха—Юрий (1125—1157). За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище «Долгорукий».

Юрий Д, как и его предшественники, всю свою жизнь посвятил борьбе за К великокняж. престол. Захватив К и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих сев.-вост. землях. Он активно влиял на полит. Новгорода Великого. Юрий вел шир. стр-во укрепл. городов на границах своего княж. В 1147г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфиск. Юрием Долгоруким.

Еще при жизни отца сын Юрия- Андрей понял, что Киев утратил прежнюю роль. В темную ночь 1155 г. Андрей со своими приближ. бежал из Киева.

В княжение Андрея (1157—1174) развернулась ожесточенная борьба с местным боярством. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы.

Политику Андрея продолжил его сводный брат—Всеволод Большое Гнездо (1176—1212). 22-летний сын византийской принцессы Всеволод жестоко распр. с боярами-заговорщиками, убившими его брата. Борьба между князем и боярством законч. в пользу князя. Власть в княж. оконч. установилась в форме монархии. В-С княжество сохраняло первенство среди рус. земель и после смерти Всеволода Большое Гнездо. Победителем в междоусобной борьбе за владимирский великокняж. престол между его сыновьями вышел Юрий (1212—1238). При нем был установлен контроль над Вел. Новгородом. В 1221 г. он основал Н-Н—крупнейший русский город на востоке княжества.

Галицко-Волынское княжество. Юго-зап. Русь—Галицко-Волынское княжество занимало сев.-вост. склоны Карпат и терр. между реками Днестром и Прутом. Здесь имелись тучные черноземы в шир. речных долинах, а также обш. лесные массивы. На терр. Г-В земли возникли крупные города: Галич, Владимир-Волынский, Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль и др. Удобное геогр. Положение(соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести акт. внеш. торговлю. Кроме того, земли княж. находились в относ. безопасности от кочевников.

В первые годы после отделения от К Галицкое и Волынское княжества сущ. как самост.. Подъем Г. княж. нач. при Ярославе I Осмомысле (1153-1187).

Объед. Г и В княжеств произошло в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславиче (1170—1205). В 1203 г. он захватил Киев и принял титул вел. князя. Образовалось одно из крупнейших государств Европы (римский папа предлагал даже Роману Мстиславичу принять королевский титул).

Старшему сыну Романа Мстиславича Даниилу (1221—1264) было всего 4 года, когда умер его отец. Даниилу пришлось выдержать длит. борьбу за престол как с венгерскими, польскими, так и с рус. князьями. Только в 1238 г. Даниил Романович утв. свою власть над  Г-В землей. В 1240 г., заняв К, Даниил сумел объединить Юго-Зап. Русь и К землю. Однако в том же году Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).

Новгородская феодальная респ. Н земля (сев.-зап. Русь) занимала огромную терр. от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Н земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Н земли закл. в налич. громадного зем. фонда, попавшего в руки местного боярства. Своего хлеба в Н не хватало, но охота, рыб-во, солеварение, произв-во Fe давали боярству немалые доходы. Возвышению Н способ. искл. выгодное геогр. положение: город находился на перекрестке торг. путей, связ. Зап. Европу с Русью, а через нее—с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей.

Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старш. среди Рюриковичей князю контр. великий путь «из варяг в греки» и домин. на Руси. Исп. недовольство новгородцев (восстание 1136г.), боярство, обладавшее знач. эк. мощью, сумело оконч. победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой.

Жителям Н земли удалось отбить натиск крестоносной агрессии в 40-х годах XIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказались на дальн. развитии этого региона.

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.

Особенности развития русской культуры IX—XVII вв. Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. В-третьих, отличительной чертой средневек. культуры явл. господство в идеологии религ. мировоззрения. В-четвертых, для этого периода хар. накопл. знаний, но научного объяснения многие факты и явл. еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с зап.-евр. странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру вост.-слав. племен, сост. ядро гос-ва. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культ. связей Руси.

Письменность. Просвещение. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица (была упрощена Петром I в 1918 г.).

Осн. центрами обуч. грамоте были школы при монастырях и церквах, где осв. не только навыки чтен. и письма, но и высшие науки того времени (богосл., граммат., диалект., риторику и т. п.).

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в К, где обучалось более 300 детей.

Литература, устное народное творчество. От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них—«Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени кот. и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех).

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись («Повести временных лет», составленной монахом Киево-Пе-черского монастыря Нестором в нач. XII в.).

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество.

 Ремесло. Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. По подсчетам академика Б. А. Рыбакова, в древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей. Известно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли более чем из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась большей твердостью. Прославились также русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины Х в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи, оружия.

Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце Х в.,—это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. В середине XI в., при Ярославе Мудром, был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Наиболее известные памятники Новгорода—соборы Юрьева и Антоньева монастырей, церковь Спаса на Нередице.

В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50х50х50 см.

Живопись и скульптура. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской.

Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески—изображение, образ). Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках («Владимирской Богоматери»), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.

Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню.

Если развитие экономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса.

Монголо-татарское  иго.

Образование Монгольского государства. В начале XIII в. в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены образовалось Монг. гос-во. В 1206 г. на р. Онон состоялся съезд монг. знати—курултай (Хурал), на кот. вождем монг. племен был избран один из нойонов, Темучин, получ. имя Чингисхан—«вел. хан», «посланный богом» (1206—1227).

Монгольское войско. Монголы имели хорошо организованное войско, сохранявшее родовые связи. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи. 10тыс. монгольских воинов назывались «тьма» («гумен»). Тумены были не только воен., но и администр. единицами. Осн. удар. силу монг. сост. конница.

Разгром Средней Азии. Свои походы монголы начали с завоевания земель соседей—бурят, эвенков, якутов, уйгуров, енисейских киргизов (к 1211 г.). Затем они вторглись в Китай и в 1215 г. взяли Пекин, 1218г.- Корею.

Вторжение в Иран и Закавказье. Основная сила монголов с награбленной добычей возвратилась из Средней Азии в Монголию. 30-тысячная армия отправилась в дальний развед. поход через Иран и Закавказье, на Запад. Монгольские войска вышли в степи Сев.Кавказа. Здесь они нанесли поражение аланам (осетинам) и половцам, после чего разорили город Судак (Сурож) в Крыму. Половцы во главе с ханом Котяном, тестем галицкого князя Мстислава Удалого, обрат. за помощью к рус. князьям.

Битва на реке Калке. 31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Полки русских воинов и половцев, перейдя Калку, нанесли удар по передовым отрядам монголо-татар, которые отступили. Рус. и половец. полки увлеклись преслед.. Подошедшие же осн. монг. силы взяли преследовавших русских и половецких воинов в клещи и уничтожили. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Р не решились. Пораж., равного битве на р.Калке, Р еще не знала. Из приазовских степей на Р вернулась только 1/10 часть войска.

Подготовка похода на Русь. В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об общемонг. походе на Запад. В 1236г. монголы овладели Волжской Болгарией, в 1237г. подч. кочевые народы Степи.

Оборона Рязани. В 1237 г. Рязань первой из рус. земель подверг. удару монголо-т. Владимирский и черниговский князья отказали ей в помощи. На 6-ой день осады город был взят. На старом месте Рязань больше не возродилась.

 Завоевание Сев.-Вост. Руси. В январе 1238 г. по реке Оке монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной Руси.

Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы, руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была сожжена, а ее жители перебиты. 4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир.     Монг. орды двинулись на сев.-зап. Р. Всюду они встреч. упорное сопр. рус. Сев.-Зап. Русь была спасена от разгрома, хотя и платила дань.

Взятие Киева. Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью—Черниговское княжество. Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили и разгромили Киев. В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.

Поход Батыя на Европу. После разгрома Руси монгольские орды двинулись на Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, балк. страны.

Золотая Орда. В середине XIII в. один из внуков Чингисхана Хубилай перенес свою ставку в Пекин, основав династию Юань. Остальная часть Монгольской державы номинально подчинялась великому хану в Каракоруме. Один из сыновей Чингисхана—Чагатай (Джагатай) получил земли большей части Средней Азии, а внук Чингисхана Хулагу владел территорией Ирана, частью Передней и Средней Азии и Закавказья. Еще один внук Чингисхана - Батый основал гос-во Золотая Орда.

Русские земли и Золотая Орда. Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Непрекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков—руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Некоторые рус. князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруж. сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще недост. Так, в 1252 г. были разбиты полки владимирских и галицко-волынских князей. Это хор. понимал Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. Он взял курс на восстан. и подъем эк-ки рус. земель. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения — «запись в число видов даней в пользу татар. Перепись населения в 50—60-х годах XIII в. отмечена многочис. восст. рус. людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписч.. сбор дани с конца XIII в. был передан в руки рус. князей.

Последствия монгольского завоевания. Монг. нашествие и золотоорд. иго стало одной из причин отставания рус. земель от развитых стран Зап. Евр. Был нанесен огр. ущерб эк., полит. и культ. развитию Р. Много людей погибло в битвах или были угнаны в рабство. Знач. часть дохода отправ. в Орду. Монг. завоевание консерв. полит. раздробленность. Оно ослабило связи между различ. частями гос-ва. Замедлились темпы культ. развития рус. земель.

Борьба с агрессией крестоносцев.

Нашествием Батыя на Р попытались восп. Швеция и Ливонский Орден (1212г), дог. С благослов. Папы Римского Григория IX  об орг-ции против Сев.-зап. Р крествого похода, в кот. приняли участие шведские, нем., датские и др. рыцари из стран Сев. Евр.

В июле 1240 г. тяж. полож. Р попытались восп. швед. феодалы. Ш флот с войском на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения в нее реки Ижоры, рыц. конница высадилась на берег. Шведы хотели захватить город Старую Ладогу, а затем и Новгород.

Князь Александр Ярославич, которому было в то время 20 лет, со своей дружиной стремительно бросился к месту высадки. 15 июля скрыто подойдя к лагерю шведов, Александр со своими друж. ударил по ним, а небольш. ополч. во главе с новгородцем Тысяцким Мишей отрезало шведам путь, по кот. они могли спастись бегством на свои корабли.

Александра Ярославича за эту победу рус. народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью.

Ледовое побоище. Летом того же 1240 г. Ливонский орден, а также датские и гер. рыцари напали на Р и захватили г. Изборск. Вскоре из-за предательства посадника Твердилы и части бояр был взят Псков (1241). Усобицы и распри привели к тому, что Новгород не помог своим соседям. А борьба между боярами и князем в самом Новгороде заверш. изгн. Александра Невского из города. В этих условиях отдельные отряды крестоносцев оказались в 30 км от стен Н. По треб. вече Александр Невский возвр. в город.

Вместе со своей дружиной Александр внезапным ударом освободил Псков, Изборск и другие захвач. города. Получив известие, что на него идут осн. силы Ордена, Александр Н перекрыл путь рыцарям, разме. свои войска на льду Чудского озера. Александр разм. войска под прикрытием крутого берега на льду озера, искл. возможность враж. разведки своих сил и лишив противника свободы маневра. Учит. постр. рыцарей «свиньей», Александр Н располож. свои полки в виде , острием, упиравш. в берег. Перед сражением часть рус. воинов была снабжена спец. крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с коней.

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр рус. позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары рус. полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую «свинью». Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Семь верст гнали их новгородцы по льду, кот. к весне во многих местах стал слабым и проваливался под тяжеловооруж. воинами. По данным Новгородской летописи, в битве погибло «немец 400 и 50 взято в плен» (немецкие хроники оценивают число погибших в 25 рыцарей) Плен. рыцари с позором были проведены по улицам Господина Вел. Новгорода.

18 фев. 1268г. объед. рус. полки (новгородцы с посадником Михаилом, псковичи с князем Довмонтом, переяславцы с кн. Дм. Александровичем, тверячи с кн. Святославом Ярославичем) под Раквере нанесли нем. И дат. Рыцарям пораж., кот. совр. вполне справедливо сравнивали с Лед. побоищем.

Знач. этой победы состоит в том, что была ослабл. воен. мощь Ливонского ордена. Откликом на Ледовое побоище был рост освоб. борьбы в Прибалтике. Однако, опираясь на помощь римско-католич. церкви, рыцари в конце XIII в. захватили знач. часть прибалтийских земель.




1. .279.8 075.8 Підготували зав
2. Nd I~ve got roomful of witnesses.
3. Создать Общественную молодежную палату при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерац
4. Бег ежедневно не менее 40 мин
5. Она имеет небольшую среднюю плотность достаточную прочность малую теплопроводность большую долговечност.
6. тактовой частотой определяющей максимальное время выполнения переключения элементов в ЭВМ; 2 разряднос
7. Задачи курса ОБЖ и роль в подготовке специалиста
8. Герниопластика по Лихтенштейну
9. Черты фольклора Основные признаки фольклора фольклора присущи устная форма распространения перед
10. Путь к звездам ПОЛОЖЕНИЕ 12 марта г
11. Международное налоговое законодательсво
12. Применение методов сетевого планирования при составлении плана закупок материально-технических ресурсов
13. волновой природе частиц вещества для описания микрочастиц используются то волновые то корпускулярные пред
14. Исторический путь развития валторны и исполнительства на ней от истоков до конца XVIII столетия
15. Тема 5 задания 1
16. профессионала. Краска внутреннего применения высшего класса
17. в тіні що обумовлено несприятливим регуляторним середовищем
18. Реферат- Педагогичекие взгляды Блонского Павла Петровича
19. Задание 1. создать БД ldquo;Поликлиникаrdquo; состоящую из трех таблиц ldquo;Пациентrdquo; ldquo;Врачrdquo; ldquo;Посе.html
20. Технологічна спадковість