Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема 3. Введение.
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
История человечества складывается из двух больших эпох: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, но их предыстория берет свое начало в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.
Для понимания социальных и экономических предпосылок возникновения государства принципиальное значение имеет выделение в первобытном обществе двух основных стадий: присваивающего хозяйства и производящего хозяйства, граница между которыми приходится на эпоху неолита (неолитическая революция) VIIIIII вв. до н.э.
На первой из этих стадий (присваивающее хозяйство) шел процесс становления самого человека как биосоциального существа. На этом этапе люди использовали простейшие каменные орудия и существовали, в основном, за счет присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство), вели бродячий образ жизни, объединялись в небольшие локальные группы (праобщина или первобытное стадо) под руководством вожаков.
Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни праобщины, в ней все больше проявлялись регулируемые процессы, предопределяемые заранее установленными правилами, запретами, стандартами и иными поведенческими стереотипами. Уже в ранних человеческих коллективах реально складывалась власть вожака над остальными членами группы. Они воспринимали его волю как норму, которой необходимо подчиняться.
Неолитическая революция, означавшая переход к производящей экономике, способствовала возникновению устойчивых семейно-клановых групп родовых общин, пришедших на смену праобщине. Совокупность этих групп в литературе называют родовым строем.
В основе семейно-клановой группы лежали родственные отношения. Такие группы включали в себя несколько поколений сородичей, происходивших от общих предков, в ряде случаев и чужаков, принятых в состав общины.
В семейно-родовых общинах на базе культов, обрядов, традиций сложились несложные правила поведения, соблюдение которых было обязательно для всех членов группы. В процессе эволюции семейно-клановых групп общинные нормы все более отражают социальные отношения, которые поддерживались силой интересов, религиозных представлений и иных нормативно-ценностных установок. Общинные нормы все более приобретали властный характер, нарушение которых строго каралось.
Неолитическая революция и переход человечества к производящей экономике имели глубокие последствия и оказали существенное влияние на образование протогосударств.
Следует отметить появление ранних оседлых земледельческих обществ. Со временем начинает усложняться внутренняя организация семейно-родовых групп, начинается разделение труда на скотоводческий, земледельческий, ремесленный и т.д. Производящее хозяйство приводит к появлению прибавочного продукта.
Появилась объективная основа для возникновения имущественного неравенства как внутри родовой группы, так и между различными родовыми группами.
Постепенный рост прибавочного продукта, а, следовательно, и углубление имущественных отношений, привели к закреплению за общинно-родовой верхушкой имущественных и социальных привилегий.
Обязанности вождей родовых общин становились все более многообразными. К традиционным функциям добавилась новая и важнейшая, так называемая, редистрибутивная функция функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, а усилиями всей группы, что закладывало элементы будущей системы эксплуатации, присущей государству.
Функции вождя, особенно редистрибутивная, приближают его власть к политической, государственной, поскольку она приобретает большую степень силы и обязательности для членов общины.
Одним из важнейших последствий неолитической революции, имевшим прямое отношение к генезису государства и права, было развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур.
В процессе эволюции общественного строя складывается племя. Племя имело свою территорию, название, язык (или диалект), религиозные и бытовые обряды. Постепенно сложились и органы племенного самоуправления племенной совет, в который обычно входили вожди и старейшины. Все большее значение приобретали племенные нормы (обычаи, обряды), регулирующие взаимоотношения между родовыми общинами, но неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.
Важным этапом в предыстории государства и права стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являвшихся по своей сути и предгосударственными. Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами, привела к выделению специального слоя организаторов производства, управленческая деятельность которых постепенно становится профессиональной. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства.
Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка стремится к постепенному закреплению своей власти. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная знать, как слой, становилась закрытой для большинства соплеменников, носила сословный или кастовый характер.
Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию. Таким образом, протогосударство складывается и формируется не как внешняя сила по отношению к родоплеменной структуре, а как логическое и нормальное развитие общинного строя. Протогосударство скреплялось и цементировалось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной системы административной иерархии. Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер.
Факторы, способствующие складыванию протогосударства:
Таким образом, ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, а складываются спонтанно в ходе естественной эволюции самого общинного строя. Образование протогосударства это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию.
На различных континентах и у разных народов, в силу неравномерностей самого исторического процесса, такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сложились на Востоке еще в IIIIV тыс. до н.э. Несколько позднее переход к государственности и цивилизации происходил в Средиземноморском бассейне античном мире. У большинства народов Европы падение первобытнообщинных порядков и становление государственности завершается лишь в средние века. В Африке и в некоторых других регионах земного шара догосударственные семейно-клановые отношения просуществовали вплоть до XIXXX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе европейской колонизации.
В заключение необходимо выделить формы догосударственной организации человечества: человеческое стадо (праобщина) → родовая община (неолит) → соседская (семейная) община → племя → союзы племен → суперсоюзы племен (протогосударство).
Исходя из вышеизложенного, выведем генезис государства и права периода родового строя (последствия неолитической революции, формирование протогосударства).
Признаки цивилизации нового этапа мировой истории: