Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Позитивизм и антипозитивизм

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

  1.  Раскрыть этапы возникновения и развития  социологической науки. Составить сравнительную таблицу «Позитивизм и антипозитивизм».

Процесс образования социологии как науки был сложным. Трудным. Длительным. С древних времен человечество интересовали вопросы собственного существования среди других людей. В поисках ответов на них ученым и мыслителям древних времён приходилось более чётко обращать внимание на реальную социальность, в которой они находились. Античные философы первыми обратились к проблеме человека в обществе, его места в нём, поставили учение о человечестве и обществе на основу теории.

Все силы учёных были направлены на изучение общества в период Возраждения эпохи. Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Никколо Макиавелли - самые яркие представители этого периода. Начинала формироваться модель общества, регулируемая Богом и традициями, с мизерной ролью человека.

В теорий «социальной физики» первый раз в 18 веке возникла идея, что общество - это система. Учёные философы данной эпохи рассматривали человечество как часть природы и исходили из представлений естественных наук о природе человечества своего времени. Тогда все известные естественнонаучные законы особенно в механике, астрологии и геометрии наталкивались на многие факты которые этому противоречат. Этим можно объяснить попытку формализации общественных закономерностей.

18 век можно считать веком ньютоновской физики, веком Просвещения, сравнивать общество с машиной в которой каждый отдельный «винтик» (человек) делает свою работу (так можно характеризовать разделение труда.).

В 19 веке ученые мыслители рассматривали хозяйственную и экономическую жизнь в независимости от политики. Учёные физиократы думали по принципу автономности экономики по отношению к правительству и праву.

Ж.- Ж. Руссо, выявил отношение экономических собственностей, их значение, очень близко подошел к решению проблемы социального не уравновешения   в развитии человечества.

Сравнительная таблица «Позитивизм и антипозитивизм»

            Позитивизм

          Антипозитивизм

Принцип единства научного знания.

Специфика социальных объектов и методов их познания.

Распространение на общественные явления естественнонаучных методов исследования (натурализм).

Противопоставление общественных наук естественным.

Приоритет общего, повторяющегося, единообразного над специфическим, индивидуально – конкретным.

Познание индивидуального, будь то отдельная личность, историческая эпоха или конкретное общество.

Сведение качественного многообразия явлений к сумме относительно простых элементов или законов (анализ)

Синтетическое обобщение, типологизация различных «органических целых».

Специальная жизнь как взаимодействие безличных социальных факторов и сил (объективная детерминация социальных явлений).

Субъективное, индивидуально – личностное начало социальных явлений – смысловое содержание поступка, мотивы и сознательная ориентация действующего лица на нормы, ценности.

Объективизм в познании.

Субъективизм и релятивизм в познании.

  1.  Дать понятие социальной мобильности людей, раскрыть  ее основные виды, привести примеры.

Социальная мобильность – это  перемещения людей, т.е. изменение их общественного статуса и положения. Люди перемещаются по социальной лестнице вверх и вниз, иногда группами, иногда целыми стратами и классами.

Согласно высказыванию П. Сорокина: «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида от одной социальной позиции к другой». Выделяется несколько главных вида социальной мобильности. Это межпоколенная и внутрипоколенная мобильность. А так же  два основных типа – вертикальная и горизонтальная мобильность. Они в свою очередь, разделяются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны между собой.

Межпоколенная мобильность – утверждает, что дети добиваются более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступень в жизни, чем родители.

Пример: сын рабочего становится профессором.

Внутрипоколенная мобильность – находится там, где один и тот же человек на протяжении всей жизни не один раз меняет социальные должности (позиции). Иначе говоря, это социальная карьера.

Пример: директор завода становится министром, или токарь становится инженером.

Вертикальная мобильность – предполагает переход из одного сословия в другое.

В зависимости от направления перемещения есть восходящая мобильность и нисходящая мобильность. Пример восходящей мобильности – повышение по должности. Нисходящей – разжалование.

Горизонтальная мобильность – предполагает  что человек переходит из одной социальной группы в другую, находившуюся на том же уровне.

Пример: переход из одного коллектива в другой, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое.

Разнообразием в горизонтальной мобильности считается, географическая мобильность.

Она имеет смысл не в изменении статуса или группы, а в перемещении из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером может послужить межрегиональный и международный туризм, переезд из деревни в город и обратно. Если к перемене мест существования добавляется перемена статуса, то географическая мобильность переходит в миграцию. Если городской житель приехал в деревню, чтобы навестить родственников, то это называется географическая мобильность. Если же он переселился в деревню жить и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он сменил профессию.

Социальную мобильность можно классифицировать по другим критериям. Так, например, различают: мобильность индивидуальную, когда перемещения вверх вниз или по горизонтали происходят у одного и того же человека отдельно от других; групповую мобильность, когда перемещения происходят сообща (коллективно), например, после социальной революции старый класс уступает занимаемые позиции новому классу.

К причинам индивидуальной мобильности, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, относятся:

Национальность;

Уровень получения образования;

Социальный статус семьи;

Пол;

Выгодный брак;

Физические и умственные способности;

Внешние данные;

Место жительства;

Получение воспитания;

Социальная мобильность индивидов начинается в одном классе, заканчивается в другом. Индивиды разрываются между противоположными культурами и стилями жизни. С точки зрения стандартов другого класса они не знают как себя правильно вести. Привыкание к новым условиям часто остается поверхностным.

Групповая мобильность происходит при повышении или понижении значимости класса, касты или сословия.

Например, нарушение Римской стратификаций произошло вследствие нашествия ломбардов, готов, гуннов. Старые аристократические роды постепенно сменились новыми. Появилась новая знать. Основывались новые династии. Причинами групповой мобильности по мнению П. Сорокина служат нижеперечисленные факторы:

Социальные революции;

Иностранные интервенции, нашествия;

Гражданские войны;

Межгосударственные войны;

Военные перевороты;

Замена старой конституции на новую;

Смена политических режимов;

Междоусобная война аристократических родов;

Создание империи;

Крестьянские восстания;

Групповая мобильность есть там, где происходит изменение системы стратификации.

  1.  Дать понятие  и раскрыть основные черты тоталитарного государства. Основные черты коммунистического тоталитаризма в СССР.

Понятие «тоталитаризм» появилось в середине двадцатых годов в окружении Муссолини. В конце тридцатых годов это понятие вошло в обиход в Западной научной литературе. Статус научной концепции этого термина утвердил политический симпозиум, собравшийся в 1952 году в США. Тоталитаризм определился как «неподвижная и закрытая социально – культурная и политическая культура», в которой любое действие направляется и контролируется из единого центра. В самом начале тоталитаризм отождествлялся с коммунизмом и фашизмом, рассматривавшихся как два его различных ответвления.

Термин «тоталитаризм» начал использоваться для  обозначения Итальянского фашистского режима и германского национально – социалистического движения уже 20 – е годы. С публикации газеты «Таймс», в 1929г. его начали применять к политическому режиму Советского Союза. Для характеристики Советского Союза и фашистских режимов этот термин начали применять в научном обороте из политической публицистики.

На симпозиуме, в 1939 году, организованным Американским философом, была сделана попытка дать тоталитаризму научную трактовку. В докладе он был определен как «восстание против всей исторической цивилизации Запада». Новый импульс осмыслению тоталитаризма дали вторая мировая война, разгром фашистских режимов и начало холодной войны.

Посвящённая этому феномену конференция была проведена в США в 1952г. Там сделали вывод что тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором всё контролируется из единого центра.

Через несколько лет вышел ряд работ на эту тему, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендт «Происхождение тоталитаризма» и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия».

Фридрих и Бжезинский для определения общей модели тоталитаризма предложили следующие определения:

Официальная идеология, признаваемая всеми;

Единая массовая партия, возлагаемая харизматическим лидером;

Монополия на все средства вооруженной борьбы;

Монополия власти на СМИ;

Система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Концепция авторов, оказала большое влияние на следующие исследования в этой области. Хотя в этот момент многое указывало на неправильность их формулы. Впрочем это признавали и сами авторы.

Сложность создания более удобной концепции привела к критике саму идею моделирования тоталитаризма. Её основные положения  сводились к следующему:

Модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными её элементами никогда не были разъяснены (Т. Джонс)

Не бывает целиком контролируемой или не контролируемой системы (А. Кун)

С помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гланссер)

Тоталитарная модель игнорирует «источники общественной поддержки» тоталитаризма в СССР (А. Инкельс)

Но помимо всего этого поиск оптимальной модели продолжается до сих пор.

Отталкиваясь от результатов анализов тоталитарных структур гитлеровской германии и сталинского СССР можно выделить пять самых главных признаков тоталитаризма. В настоящих исследованиях мы отталкиваемся от анализа «тоталитарного максимума», и все признаки в определенной степени являются идеальными и видны в различных режимах в разной степени, вплоть до тенденции.

Первый признак – абсолютная концентрация власти которая реализуется через механизм государства и представляет из себя этатизм, - вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Эта концепция власти представляет собой автократию, с точки зрения форм правления, для которой характерны:

1 – Соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти.

2 – Принцип «вождизма», причем вождь «харизматического и мистического» типа.

Если поподробнее рассмотреть выражение под пунктом №1, то увидим что тоталитарное государство не может и не могло быть правовым, то есть суд не будет зависим от власти, а законы соблюдаются. Такое государство система не приемлет. Незыблемость суда и торжество законности открывали путь появлению оппозиции. Признавая гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили условия: пользоваться ими можно было только в интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы поддержку их владычества.

Из всего этого вытекало обязательство сохранения формы законности и в то же время монополии правления. По этой причине законодательная власть не могла разделиться с исполнительной. При однопартийной системе это и было источником питающим произвол и всемогущество правителей. Под таким же примером невозможно было отделить судебную власть от полицейской.

Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов очень важно, что тоталитарный режим обязан обеспечить правовые гарантии партии. Формально, законы охраняли права всех граждан. Но по существу только тех, кто не числился в рядах «врагов рейха», или «врагов народа». Политические судебные процессы – инсценировки  от суда требовали вывод о враждебных поступках обвиняемого. При такой форме суда от обвиняемого требовалось признание виновности. Тайная полиция получала приказ на число требуемых к аресту, и она начинала действовать. Доказательств не требовалось. Главное признание.

Работа полиции в СССР упрощалась статьёй – 58 Уголовного Кодекса 1926 года. В ней было 14 пунктов. Главным в статье было не содержание, а возможность её истолкования. Примером может послужить: - пункт 3; «способствование, каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся в СССР в состоянии войны». Этот пункт давал возможность осудить человека, который прибил немецкому солдату каблук, находясь под оккупацией. Главный принцип суда выражен во фразе (1919г.): «Мы руководствуемся не законами, а нашей революционной совестью».

Российские политологи определяют следующие особенности  советского тоталитаризма: абсолютная единоличная власть; индокринация общества; изначальная аморальность и полное презрение к человеку; синтез элементов азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключительная ориентация на будущее; патетические апелляции к массам, опоры на внешнюю экспансию; великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой революционный процесс во главе со страной – лидером. В  исторических аналогиях между русским и сталинским абсолютизмом пропадает представление об исторической уникальности того, что произошло у нас во времена Сталина, в Италии – во время Муссолини, в Германии – во времена Гитлера, а в Камбодже – во времена Пол Пота: жесткая изоляция и уничтожение миллионов людей, геноцид.

Такое количество жертв говорит о возникновении новой ситуации. Чтобы содержать такое количество людей в заключении, нужен огромный аппарат. Речь шла не о единичном случае, а о постоянно действующей системе уничтожения на которую ориентируется вся бюрократия. Именно с главной задачи начинается отличие административной системы тоталитарных режимов – тоталитарной бюрократии от авторитарной бюрократии традиционных обществ и рациональной бюрократии индустриальных капиталистических обществ.

Важно, что упразднение осуществлялось по проявлениям человека в науке, культуре, повседневной жизни. За счет этого бюрократия и была совершенно универсальным инструментом управления, прямого насилия, опирающегося на силу оружия. Не было такой власти, включая быт, семейные отношения и даже отношения человека к себе, к своим мыслям, на право распоряжаться которой не претендовала бы эта бюрократия. Ей принадлежало решение, каким должен быть, а каким не должен быть замысел литературного произведения. Сталин всем показывал примеры как вести себя с писателями. В искусстве, отказ от подчинения был чреват наказаниями, так же как в политике или экономике. Под угрозой расстрела людей заставляли делать то, что они  не хотели. Но чтобы стать тотальной, бюрократия осуществляла перековку народа, каждого сделать бюрократом, чиновником, чтобы все находились у нее на службе. Тоталитарная бюрократия подразумевает абсолютное подчинение Вождю, волей которого власть бюрократии получает свое развитие и углубление.

Такая власть может быть осуществлена только при условии что она имеет дело только с совершенно пластичным материалом, амфорным обществом. Это принципиальное условие самоутверждения и саморазвития тоталитарной бюрократии. Исходя из всего этого, все, что обеспечивает самостоятельность человека, подлежит беспощадному искоренению. Идеальным материалом тоталитарно – бюрократической воли к власти является человек без корней, у которого нет ничего за душой – люмперн, с ним можно делать все, что угодно. Как говорил Мао Цзэдун: - можно писать любые письмена. Для тоталитарной бюрократии люмперн становится орудием уравниловки и нивелировки, ударной силой социальной энтропии. Так было и во времена насильственной коллективизации, разрушения сельских общественных структур. Так было и во всех последующих малых и больших «чисток», целью которых стало искоренение вновь возникших структур общества. Единственными, которые допускались в условиях тоталитаризма, были лишь те организации, которые имели бюрократический характер. Тоталитарная бюрократия рассматривала любой лтчный и общественный интерес как антигосударственный. Поэтому такие интересы должны были быть наказаны статьей о контрреволюционной деятельности.

Самым пагубным для народа оказалось то, что любой, даже самый благородный вид социальной связи становится на один уровень с анти общественностью, криминалом. Более того, криминальные явления, получили преимущества перед законом, в них тоталитарная бюрократия видела схожесть со своими нормами. В лагерях, где уголовники содержались вместе с политическими, мельчайшее начальство назначалось чаще всего из уголовников.

Во всем этом безумии, вдохновляемом манией величия Вождя, была своя логика. Амфорне, превращало бюрократа в необходимую фигуру. Аппарат искал Вождя, для которого не было бы ни какой другой ценности, кроме власти. Готового пройти по головам миллионов ради «народного блага».

  1.  Назвать и охарактеризовать основные типы парламентских партий, понятие лоббизма.

Партия в переводе с латинского означает «дело», «часть».

Политическая партия - часть населения, класса, социально-политического слоя или слоев. Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии. В конституциях государства статья о партиях появилась лишь в XX веке.

Партии исполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов.

Партия - важнейший социально-политический институт, с помощью которого осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства.

В учебной, монографической, справочной литературе встречается более 200 определений и называется более 30 разновидностей политических партий, что обусловлено сложностью вычленения наиболее сущностных характеристик, определяющих типичный портрет и политическую суть этого феномена.

Партия это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.

М. Вебер выделял партию как механизм продвижения лидера к власти, А. де Токвиль частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека. М.Я. Острогорский, противореча Токвилю, считал партию феноменом, стремящимся подчинить себе все проявления политической активности человека.

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают в конце 19 - начале 20 в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Бурное развитие политической науки было заторможено, кое где и прервано после революции 1917 г. Политология стала объяснятся как лженаука и т.п.

Рассмотрим, что же более конкретно представляют собой парламентские партии.

        Однозначного определения партии в политологии современного времени нет. Многие предложенные определения партии восходят к схеме, намеченной еще в 18 в. Д. Юмом.

Он различал три типа: партий - партии принципов, партии интересов и партии пристрастности. Вначале 19 в. англичанин Р. Берк предложил называть партиями группы людей, объединившихся на основе общих взглядов для обеспечения совместными усилиями национальных интересов.

Б. Констан считал, что партия это объединение людей, исповедующих одну и ту же политическую доктрину. М. Вебер рассматривал партию как ассоциацию добровольных членов, цель деятельности которых обеспечить власть внутри корпоративной группы для своих лидеров, с тем, чтобы добиться духовных или материальных преимуществ для своего активного членства.

Современными исследователями выделяется, как правило, четыре, характеризующих партию признака: партия является носителем определенной идеологии; партия - это организация, то есть длительное объединение людей; цель партии завоевание или участие в осуществлении власти; каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа.

Однако в 60-е годы нашего столетия появились партии, которые не вписывались в данную типологию. Авторитетные политологи - Ла Паломбара, Дж.Сартори, не отвергая схему М.Дюверже, предложили дополнить ее, выделив третий тип партий - "партии избирателей".

Эти партии ориентировались на объединение максимального количества избирателей самой различной социальной принадлежности вокруг своей программы для решения основных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название "универсальных". В последние годы этот тип партий стал наиболее динамично развивающимся в Европе и в Америке.

В настоящее время процесс возникновения новых партий продолжается. М. Дюверже выделил два основных пути создания современных партий.

Деятельность политических партий весьма разнообразна. Исследователями называются более дюжины присущих им функций. Обычно выделяются следующие.

Во-первых, партия является связующим звеном между гражданским обществом и государством. Партия в этом отношении представляет канал передачи информации, циркулирующей между правящими и управляемыми.

Во-вторых, партии осуществляют аккумуляцию интересов больших социальных групп.

В-третьих, партии осуществляют постановку коллективных целей для всего общества.

В-четвертых, партии занимаются разработкой идеологии и политических доктрин.

В-пятых, важным направлением деятельности партий является политическое рекрутированние и политическая социализация.

В результате исторического формирования партия заявила о себе как специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.

Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация, которая возможна на основе множества критериев по программным целям и идеологии, формам организации, методам деятельности и т. п.

В современном мире можно выделить следующие типы политических партий:

Партии, идеология, программа и политика которых направлены на утверждение и совершенствование капитализма, различных форм социальных отношений в рамках буржуазного общества. Их различают по конкретным подходам, способам достижения программных целей, определяя как правоконсервативные, центристские и либерально-реформистские.

Партии социалистического выбора, отстаивающие и выражающие интересы трудящихся, главным образом, интересы рабочего класса. Это коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористские партии.

Партии, призванные защищать интересы преимущественно мелких собственников города и деревни, средних слоев. По международной классификации их именуют демократическими.

Партии, идеология, платформа и практические действия которых имеют национально-демократическую окраску. Они возникают под влиянием роста национального самосознания народов, недовольства ущемлением их прав. Сторонники социально-классового подхода считают, что рост националистических настроений возникает из-за нерешенных социально-экономических проблем на территориях проживания этнических групп, пытающихся самоутвердиться в своих политических правах.

Особую группу составляют партии, ориентирующиеся на верующих. Программные платформы этих партий опираются на догматы основных религий. Это православные, католические, протестантские, мусульманские и другие партии. Они активно борются за усиление позиций своей религии в странах, регионах, на мировой арене, защищая права и интересы верующих.

Американский социолог Стивен Коэн выделяет типы политических партий:

Партии авангардного типа, появившиеся в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования к вступающим в партию, детальная регламентация деятельности и внутренней жизни партии, строгая партийная дисциплина и т. д. Главный объект их политики трудящиеся массы, повседневная работа по их социальному просвещению и организации во имя торжества справедливости.

Партии, предназначенные главным образом для избирательных кампаний. Как правило, такие партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов. Они формируются за счет добровольных пожертвований корпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований из государственного бюджета.

Лобби́зм — давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.




1. В.Н. Каразіна РЕ
2. уменье охватить полный образ предмета отчеканить изваять его
3.  N 583 О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ Г
4. Пояснительная записка За основу взята программа авторов составителей- А
5. Тема 7. Робота з системою 1С- підприємство 7
6. Галактика НТО ldquo;ТОП СОФТrdquo; Информационные материалы о Корпорации программно
7. 1 Психология осмотра места происшествия
8. Статья- Мурман и арктическое обрамление- cосуществование технологий в 21 веке
9. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Львів ~1
10. Радулеску звучит намного лучше а позднее об этом в семье было не принято говорить
11. План счетов бухгалтерского учета
12. Организация маркетинговой деятельности ПРУП Минскинтеркапс и пути ее совершенствовани
13. а і вставляється у слот Відеокарта NVIDI 6600GT з виходами SVideo DVI DSub розширення універсальний PCI
14. тема фундаментальных идей о бытии познании и человеке.html
15. КиєвоМогилянська колегія отримала статус академії у - в1701р
16. БФАС и выдать международную спортивную лицензию FI Вид спорта Мои анкетные и
17. Общие сведения о США
18. Особенности летной эксплуатации вертолета Ми-8Т в горных условиях
19. К вопросу об основах общества в русской социально-философской мысли1
20. РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Краснодар