У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема Аристотеля. 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

        Научно-философская      

            система Аристотеля.

1.Система Аристотеля в истории мысли.

 Универсальная научно-философская система, созданная великим греческим ученым- Аристотелем из Стагиры явилась синтезом всех достижений греческой науки предшествовавшего периода. Это была первая в истории естествознания попытка обобщить представления о природе, характерные для античной натурфилософии, в целостную научную парадигму. Его научная парадигма просуществовала практически в неизменном виде до XVI века нашей эры, то есть почти 1800 лет.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, объекта, достигаемом путем соединения дедукции и индукции:

  1.  Знание о каждом отдельном свойстве объекта должно быть приобретено из опыта ;
  2.  Убеждение в том, что это свойство – существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы – категорическим силлогизмом.

 

Аристотель показал, что совокупность научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, поскольку существует огромное разнообразие предметов и явлений. Поэтому он разделил все предметы и явления на так называемые категории, – объединения явлений наивысшего порядка, на которые делится все, существующее в мире. Представления о категориях – фундаментальных характеристиках вещи, та сторона научной парадигмы Аристотеля, которой мы пользуемся до сих пор. (Категории были введены им для того, чтобы упорядочить подход к познанию объекта). Есть предположение, что выделение категорий Аристотель производил эмпирическим путем. При исследовании предмета, он ставил вопросы, какие различные определения могут быть ему приписаны, а затем сводил добытые сведения в известные рубрики или категории.

В своих работах Аристотель выделял 10 категорий, состав которых со временем изменялся. Это : сущность – количество – качество – отношение (различие в активности) – место – время – положение (находиться) – обладание (иметь) – действование (воздействие предметов друг на друга) –страдание ( испытывать постороннее действие). Главной категорией является сущность. Все остальные не могут рассматриваться по отдельности, а являются дополнительными при раскрытии сущности предмета.

Учение Аристотеля было «высшей точкой» развития античной науки. Именно Аристотелем была сформирована первая в истории науки естественнонаучная парадигма. Это учение ознаменовало собою конец второго, наиболее продуктивного, этапа развития древней науки.

2.Органон.        

Органон (Орудие,инструмент) Аристотеля- это сборник его философско-логических трудов, которые основоположили логику и современное мышление человечества.

В «Органон» входят:

«Категории» — сочинение, не совсем достоверно приписываемое Аристотелю

«Об истолковании» (трактат о суждении)

«Аналитики» — первая и вторая, каждая в двух книгах. Это основной логический труд Аристотеля. В нем излагаются: учение об умозаключении (силлогизме) — в первой «Аналитике» и учение о доказательстве — во второй

«Топика» — обширный трактат о вероятных доказательствах и о «диалектике» — в аристотелевском понимании этого термина

«Опровержение софистических доказательств»

«Органон» в известном смысле — не только система логики Аристотеля, но также и частично введение в его учение о бытии. Этому учению специально посвящено одно из знаменитейших сочинений Аристотеля — «Метафизика». В этих трактатах излагалось учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на целых два тысячелетия, среди философов установился обычай называть «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия.

3.Теоретическая философия:физика,математика и метафизика как первая философия;зоология,психология,физиогномика.

Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина – ложь, а с понятиями добро – зло. Теоретическая философия – это наука, которая, в свою очередь, разделяется на четыре части – логику, математику, физику и теологию (первую философию, метафизику). Логика, однако, занимает особое место. Она представляет собой “орудие” (“органон”) всех других наук и как бы предварительное приготовление к ним. Она ничего не говорит нам о мире, о бытии, о каких бы то ни было реальных объектах – и в этом смысле она не даёт никаких собственно знаний. Она лишь указывает общие формальные правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы получить истинное, достоверное знание о любых возможных объектах. Физика, математика и теология – это уже собственно теория, т. е. созерцание истинного бытия. Это – науки о “сущем”, т. е. о том, что поистине существует, соответственно: 1) о телесном и подвижном бытии (о природе), 2) о неподвижном, но абстрагированном от телесного (пространстве и числах) и, наконец, 3) о бестелесном и неподвижном (божественном). Последняя наука, “познание божественного”, и получила впоследствии название “метафизика”.

Физиогно́мика (от греч. φύσις — природа, γνώμων — мысль, познавательная способность) (устар., прозопология[1][2] (др.-греч. πρόσωπον — лицо, λέξη — слово) или прозопомантия[1](др.-греч. πρόσωπον — лицо, μαντεία — гадание) — вненаучный метод определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения.

. Аристотель красноречиво писал по вопросу, поднятому ещё Гиппократом: «Если люди имеют большие лбы, — замечает он в „Истории животных“, — то они медлительны и в движениях, если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию, если у них лбы закругленные или выпуклые, то они вспыльчивы». Первый систематический трактат, который дожил до настоящего времени является «Physiognomica», приписываемый Аристотелю, но считающийся более поздней подделкой. Он и его сторонники считали, что черты лица и его общее выражение характеризуют тип людей и что по ним можно определять уровень интеллекта человека и его одаренности.

Психология — наука о душе (греч. — душа и — понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение "О душе", в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их предметах и т. д.

Аристотель, изложив в первой книге сочинения "О душе" воззрения предшественников, рассматривает в двух книгах, в форме систематической, все назревшие в его время психологические проблемы, посвящая более подробному обсуждению специальные сочинения некоторых из них. У Аристотеля психология является наукой о душевных силах или способностях, их отношениях, развитии и проявлениях, начиная с мира растительного и кончая человеком, в котором присутствует частица деятельного, божественного ума, по самой природе бессмертная и воссоединяющаяся с божественным умом после смерти тела.

Зоология

Наука о животных, составляет часть науки о живых существах, биологии. Предметом ее служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Первая попытка положить основание научной зоологии принадлежит Аристотелю. Он собрал накопившийся до его времени фактический материал и дополнил его множеством собственных наблюдений. Существенную помощь оказал его трудам ученик его Александр Македонский, доставлявший ему богатый зоологический материал из своих походов. Аристотель не ограничивался описанием внешнего вида животных, но стремился изучать их строение, психическую жизнь, историю развития, биологию и многие из его наблюдений подтвердились в новейшее время. До нас сочинения Аристотеля по естественной истории дошли в весьма неполном виде. Важнейшее из них: "История животных" дошло не целиком, и многие части его написаны, вероятно, другими. Аристотель дал первую попытку классификации животных, и при всей бедности знаний в его время система его стоит гораздо выше, чем системы его преемников (в древние и средние века). Животное царство он подразделял на две больших группы: животных, имеющих кровь и лишенных крови. Первые имеют красную кровь и скелет (позвоночные современной системы), вторые будто бы лишены крови. Эти группы он разделяет на следующие "большие роды":

• Животных имеющих кровь - на четвероногих живородящих, птиц; четвероногих и безногих яйцеродящих, живородящих безногих (киты) и рыб;

• Животных не имеющих крови — на мягких (головоногие), мягкокожих многоногих (высшие раки), многоногих членистых (все остальные членистоногие) и раковинных безногих (раковинные моллюски и морские ежи).

4.Практическая философия:этика,экономика,политика.

Практическая философия, согласно разъяснениям Аристотеля, не есть ни “искусство”, ни наука. Она не говорит ни о том, что существует, ни о деятельности человека, направленной на изменение существующего (природы) и его использование в интересах человека. Её предмет – поведение, поступки, иначе говоря, деятельность людей, направленная на других людей, а не на природный материал. Практическая философия – это знание не об отношении людей к природе (ремесленное, техническое, производственное), но знание об отношениях между людьми. “Технология” описывает отношения между человеком и вещами, а практическое касается взаимных отношений между личностями. И если цель теоретической философии – истина, то цель практической философии – благо. Практическая философия в школе Аристотеля была далее разделена на три части – этику, экономику и политику, т. е. науки о благе соответственно личности, семьи и государства.

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого—нибудь явления, нрав, обычай, характер.

Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».

Экономика,по Аристотелю это создание  «истинного богатства»,накопление потребительских стоимостей.Экономика как наука представляет собой изучение путей развития натурального хозяйства, создающего потребительские стоимости.

Политика-наука,знание о том,как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

5.Творческая философия:риторика и поэтика.

К логическим сочинениям примыкают «Риторика» (Rhet.) и «Поэтика» (Poet.), посвященные «творческим» наукам. Вместе с логическими сочинениями они исчерпывают область «технически» построенной речи. Вместе с тем в издании Андроника Родосского они, вероятно, следовали за этикой и политикой, поскольку риторика нужна для цивилизованной городской жизни, и один из первых вопросов, рассматриваемых в риторике,- вопрос о счастье как цели человеческой деятельности, очерк этики дан в кн. 1 (гл. 9: о добродетели и пороке, прекрасном и постыдном, гл. 10-14: о причинах справедливых и несправедливых поступках) и кн. 2 (гл. 2-7: о страстях и добродетельности; гл. 12-17: нравы, сообразные страстям, складу души, возрасту).

Риторику Аристотель ставит в общую систему своего учения, выделяя в нем теоретическую часть – учение о бытии, практическую часть – учение о человеческой деятельности и поэтическую часть – учение о творчестве.

По Аристотелю, существует материя, или пассивная возможность становления; форма (сущность, суть бытия); начало движения; цель. Происходит постоянный переход от «материи» к «форме» и обратно, что связано с активностью формы. Существует нечто общее, постигаемое через чувственно воспринимаемое единичное. Условие познания общего – индуктивное обобщение, которое невозможно без чувственного восприятия Отсюда последний этап в проверке мнения – опыт, который связан с умозаключениями, с наличием фактов и их анализом. Таким образом, для постижения истины необходимо соединять индукцию и дедукцию на основе фактического анализа.

Поэтика — трактат Аристотеля, посвященный теории драмы.

«Поэтика» — небольшое по размеру, но глубоко содержательное произведение. По ходу рассуждения в ней затрагиваются основные вопросы эстетики и теории искусства — происхождение и классификация искусств, отношение искусства к действительности, сущность эстетического восприятия, понятие прекрасного, принципы художественной оценки, специфика отдельных видов искусства. Аристотель признает искусство особым видом человеческой деятельности, имеющим свои самостоятельные законы. Хотя вопросы теории поэзии изучались у греков со времен софистов, первое систематическое изложение поэтики, как отдельной дисциплины, дано Аристотелем.

6.Первая философия как теоретическое обобщение всех знаний о сущем.

«Первая философия» Аристотеля содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами бытия:

Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: воздух, вода, земля, огонь и эфир.

Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая причина — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть

Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Мудрость («первая философия») — наука о первоначалах и первопричинах и о сущем как таковом. Источник движения — Бог как неподвижный перводвигатель. Общая цель — благо; все стремится к своему благу, а в конечном счете к Богу. Однако Бог чужд миру, он замкнут на себе, он «сам-себя-мыслящее мышление». В чувственном мире много такого, что не подобает видеть Богу.

  

       Органон (логика)Аристотеля     

         как ключ к его философии.                              

    

1.Анализ слов, сложных выражений, силлогизмов, доказательств, топов, или общих приемов мышления, используемых в диалоге, способствующем достижению истины, и анализ логических ошибок, или паралогизмов.

 Аристотель воспринимает логику не как самостоятельное философское

учение, а скорее как необходимый инструмент всех наук и философии в

частности. Более позднее понятие о логике как «орудии», хотя сам Аристотель

ее так не называл, возможно, соответствует его собственным представлениям.

Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию

Аристотель делит на две части – теоретическую, которая стремится к

достижению истины, независимой от чьего-либо желания, и практическую,

занятую умом и человеческими устремлениями, которые совместными усилиями

стараются уяснить суть человеческого блага и его достигнуть. В свою очередь

теоретическая философия делится на три части: исследование изменяющегося

бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке); исследование

бытия абстрактных математических объектов (различные разделы математики);

исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).

Логика Аристотеля - это “мышление о мышлении”(

   Если говорить кратко, то Аристотелевская логика изучает:

   1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и

определения;

   2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в

суждении;

   3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от

истины известной к истине неизвестной.

Главной и самой интересной частью аристотелевской логики - это доктрина

силлогизма. Силлогизм - “речь, в которой,  если  нечто  предположено,  то  с

необходимостью вытекает нечто, отличное от  положенного  в  силу  того,  что

положенное есть”. Силлогизмом является заключение, состоящее из трех  частей главной предпосылки, вторичной  предпосылки  и  вывода.

Проблема «диалектического» метода поставлена Аристотелем в «Топике»,– произведении, где он анализирует «топы» (topos, мн. ч. topoi), т. е. общие приемы мышления, используемые в диалоге, способствующем достижению истины. В «Топике» рассматривается свыше 300 «топов», и потому ей отводилась роль как бы склада вспомогательных средств аргументации, которые следует иметь под рукою для .использования в споре.

             

                                Физика Аристотеля.

1.Умозрительное учение о природе.

Физика Аристотеля - продукт сознательно умозрительного метода: "Учение о природе должно быть умозрительным"

У Аристотеля нет категории пространства, у него есть категория места; это означает, по мнению философа, что пространства без тел не бывает, следовательно, в природе нет пустоты. Аристотель отрицает пустоту на том основании, что ее признание влечет за собой массу трудностей для понимания космоса. Многие философы, отмечает Аристотель, считают необходимым допустить существование пустоты, раз есть движение (атомисты), с другой стороны, отрицание пустоты приводит к отрицанию движения (Мелисс). Те и другие не правы: движение есть, но пустоты нет

В области биологии одна из заслуг Аристотеля — его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе он видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д.

В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой — душа, которую он назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) ученый различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

2.Концепция природы.

«Физическая философия», или «наука о природе», занимает у Аристотеля доминирующее положение по объёму и детальности разработки: от абстрактных «принципов природы» и теории движения («Физика») через космологию, теорию элементов («О небе», «О возникновении и уничтожении») и «Метеорологию» к психологическому трактату «О душе» и биологическим работам. Основные принципы натурфилософии Аристотеля: 1) финитизм: невозможность актуально существующей бесконечной величины — отсюда конечность Вселенной; запрет бесконечных причин-но-следств. цепей — отсюда идея перводвигателя; 2) телеологизм («бог и природа ничего не делают напрасно») — обратная сторона финитизма (греч. — и «конец», и «цель») 3) квалитативизм — отсюда постоянная полемика против квантификации физики у пифагорейцев и Платона и редукции чувств. качеств у атомистов (неприменимость математики к изучению природы  4) дуализм подлунного мира четырёх элементов и надлунного мира квинтэссенции, отменяющий всеобщность физических законов 5) концепция иерархич. лестницы природы, в которой каждая высшая ступень имеет и ценностное превосходство над низшей (что не мешало Аристотелю находить «нечто прекрасное» и божественное в изучении эстетически безобразных животных  эстетич. мотивировки «совершенства» круговых движений светил, сферичности космоса и т. д. антикосмогонизм (Аристотель видел свою заслугу в том, что он первым перестал «порождать Вселенную»,— «О небе» и переориентация с генетич. объяснения на структурно-имманентный анализ.

3.Вопрос о движении.

4.Разновидности движения.

В физике Аристотель видит учение бытии материальном и подвижном. Оба эти свойства он сводит к единству, ибо считает, что материальный предмет есть предмет подвижный, а движущееся не может не быть движущимся предметом, т. е. чем-то материальным. Аристотель развивает специальный анализ понятия о движущемся. Анализ показывает, что в основе понятия о движущемся лежит: 1) понятие о движении и 2) понятие о находящемся в движении, или о движущемся. Как это было сделано им при определении числа и вида причин, Аристотель и в своем учении о движении принимает во внимание все добытое по этому вопросу его предшественниками — людьми повседневного опыта и философии. И те, и другие указали, что возможны только четыре вида движения: 1) увеличение и уменьшение; 2) качественное изменение, или превращение; 3) возникновение и уничтожение и 4) движение как перемещение в пространстве. Подобно тому как при исследовании видов причин был поставлен вопрос о причинах взаимно сводимых и несводимых, так и при исследовании проблемы движения Аристотель задается вопросом, какой из четырех видов движения — главный, несводимый к остальным. Таково, по Аристотелю, движение в пространстве: именно оно — условие всех остальных видов движения. Например, когда предмет увеличивается, это значит, что к нему приближается и с ним соединяется какое-то другое вещество; преобразуясь, оно становится веществом увеличивающегося предмета. И точно так же, когда предмет уменьшается, это значит, что от этого предмета удаляется, перемещаясь в пространстве, какая-то часть его вещества; преобразуясь, она становится веществом другого предмета. Стало быть, и увеличение, и уменьшение предполагают в качестве необходимого условия перемещение в пространстве.

Но то же самое приходится сказать и относительно превращения, или качественного изменения.

Если в предмете изменяется его качество, то причиной изменения или превращения может быть, по Аристотелю, только соединение изменяющегося предмета с тем предметом, который производит в нем изменение. Но условием соединения может быть только сближение, а сближение означает движение в пространстве.

Наконец, движение в пространстве есть также условие и третьего вида движения — возникновения и уничтожения. Продолжая развивать мысль Эмпедокла и Анаксагора, Аристотель разъясняет, что в точном и строгом смысле слова ни возникновение, ни уничтожение не возможны: «форма» вечна, не может возникать, и точно так же «материя» не возникает и никуда не может исчезнуть. То, что люди неточно называют «возникновением» и «уничтожением», есть лишь изменение, или переход одних определенных свойств в другие. От качественного изменения, или превращения, этот переход отличается только одним: при качественном изменении изменяются и превращаются случайные свойства; напротив, при возникновении и уничтожении превращаются свойства родовые и видовые. Но это и значит, что условием возникновения и уничтожения является движение в пространстве.

Так доказывается, будто основной вид движения — перемещение тел в пространстве, или пространственное движение. Тезис этот доказывается у Аристотеля и другим способом Из всех видов движения только движение в пространстве, продолжаясь в вечность, может оставаться непрерывным. Но как раз таким и должен быть, по Аристотелю, основной вид движения. Так как первая причина есть бытие вечное и единое, то и движение, источником которого является первопричина, должно быть непрерывным. Но именно это свойство, доказывает Аристотель, не может иметь качественного изменения. Такое изменение всегда есть переход данного качества в иное. В тот момент, когда переход этот произошел, процесс перехода оказывается уже завершенным, т. е. процесс этот прерывается, утрачивает свойство непрерывности. И дело, по Аристотелю, ничуть не меняется оттого, что за одним переходом данного качества в иное качество может последовать переход, в свою очередь, этого нового качества в свое иное или даже может последовать множество таких, все новых, переходов.

5.Вечный двигатель.

Доказательство вечного существования мира и вечного существования мирового движения необходимо ведет, согласно Аристотелю, к предположению вечной причины мира и вечного двигателя мира. Этот вечный двигатель есть в то же время первый двигатель (перводвигатель) мира; без первого двигателя не может быть никаких других двигателей, не может быть никакого движения.

Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира есть, согласно мысли Аристотеля, бог.

Вечный двигатель- или Бог- содержит в себе все возможные формы и вступает первотолчком мироздания. Все остальные предметы, весь мир, переходя от возможности к действительности, всего лишь переводит бесконечные потенции Бога из потенциального в актуальное. Причем, бесконечность-это всегда потенциальная бесконечность. Бесконечность не может восприниматься в виде реального, актуально-бесконечного тела. Бесконечное не может быть субстанцией, оно представляет собой у Аристотеля чувственный континуум, то есть Аристотель идентифицирует бесконечность с количественной бесконечностью.




1. І. Страхов. Увага не психічний процес а форма організації свідомості та умова успішного протікання психічн
2. Тема- Болезни сердечнососудистой системы II
3. 1 Лабораторная работа
4. Понятие личности профессиональная направленность
5. Правовая реформа в современной России
6. щее и анальгезии рующее средство Возможны аллергические реакции
7. а эффективное информационное взаимодействие людей б их доступ к мировым информационным ресурсам и в удов
8. Условия и факторы поддержания экологической чистоты и неспецифической толерантности организма
9. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации
10. ЕДИНСТВО г РостовнаДону ул
11. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук Київ ~2
12. Дипломная работа- Исследование роста микромицетов на различных источниках углеродного питания
13. на тему-
14. Варианты свободомыслия по отношению к вере- еретичество богоборчество антиклерикализм агностицизм атеизм.
15. Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России
16. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня
17. Факсимильные адреса и электронная почта
18. первых и увеличением потребления и производства мяса вовторых
19. Астана Медицина университетіА~ Жалпы хирургия кафедрасы Ауру тарихы-
20. аСhrtСхема карта план диаграмма чертёж таблицаCnvsКанва основа холст картинаChrt cross stitchСхема вышивки крест