Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Риба
С именем Аллаха Милостивого Милосердного.
Ростовщичество (риба) и путь к избавлению от него в торговых сделках.
Вся хвала Аллаху, мы восхваляем Его, просим о помощи и прощении и приносим Ему покаяние. Прибегаем от зла наших душ и зла наших поступков.
Кого Аллах поведет, того никто не заблудит, а кого Он заблудит, того никто не наставит. Я свидетельствую, что нет достойного поклонения кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит его Аллах, всех его последователей и сподвижников. А далее:
Поистине Аллах создал джиннов и людей для поклонения Ему, как сообщил Аллах об этом в Коране, сказав: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (аз-Зарият, 56). И по причине, этой великой мудрости, даровал им разум и постижение вещей, послал к ним посланников и взял с них обет для того, чтобы они выполнили то, ради чего были созданы, а это покорность Аллаху в подчинении Ему, выполняя Его приказы и сторонясь Его запретов, ставя Его дела и решения перед любым решением и делом. Это и является истинностью поклонения и смыслом веры, как сказал об этом Всевышний: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (аль-Ахзаб, 36). Нет выбора у верующего в том деле, в котором уже приняли решение Аллах и Его посланник и ему не остается ничего, кроме как полностью подчиниться и довольствоваться этим, будет ли это соответствовать его страстям или нет, потому что тот, кто довольствуется решениями Аллаха и Его посланника только тогда, когда они соответствуют его страстям не является верующим, как сказал Всевышний: «Но нет клянусь твоим Господом! они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». (ан-Ниса, 65), также сказал Всевышний: «Они говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся». Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими. Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается. Будь они правы, они покорно явились бы к нему. Неужели их сердца поражены недугом? Или же они сомневаются? Или же они опасаются того, что Аллах и Его Посланник несправедливо осудят их? О нет! Они сами поступают несправедливо! Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими. Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех». (ан-Нур, 47-52).
Также сообщил Аллах Всевышний о том, что следование страстям является наихудшим заблуждением, сказав: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (аль-Касас, 50).
И известным считается то, что связано с поклонением входит в это большое великое правило, но также это правило включает в себя то, что связано с жизнедеятельностью рабов, такой как торговля, аренда, залог, завещание имущества, дарственное, бракосочетание и многое другое. Обязательным во всех этих делах является возвращение к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, потому что Аллах заполнил этим (поклонением и взаимоотношением) нашу религию.
Аллах разъяснил нам то, что связано с этими делами в общей форме и подробно о каждом деле в отдельности, ясным разъяснением, обладающим светом, излечением и правотой.
Сюда же входят положения торговли, Аллах разъяснил, что разрешено в ней, а что запрещено, как сказал в Коране: «Аллах дозволил торговлю и запретил риба» (аль-Бакара, 275).
Основой в торговле является дозволенность, кроме как если на запретность чего-то не укажет доказательство, как например торговля неизвестной вещью.
Основой же риба является запрет, кроме как если не укажет доказательство на дозволенность какого-то вида, как например обмен одного верблюда на двоих, это если разбирать риба в подробном разборе, а если же говорить о нем в общем виде, то нет в нем исключения и оно полностью является запретным.
Тексты Корана и сунны заполнены предостережением от риба, даже сказал шейх аль-Ислам ибн Таймия в своей книге «Ибтал ат-Тахлиль»: «О предостережении от риба пришло больше доказательств, чем о предостережении от какого-либо другого дела».
Предостережения от риба в Коране: «Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно». (аль-Бакара, 275), также сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаятесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо». (аль-Бакара, 278-279).
Предостережения от риба в сунне: передает аль-Бухари от Самра ибн Джундуба то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видел во сне (а сны пророков являются откровением) реку из крови, в которой находится мужчина, а на берегу, которой стоит человек, в руках которого (или перед которым) камень. И когда приближается человек, находящийся в реке и хочет выйти, человек, находящийся на берегу кидает в его рот камни и возвращает его туда, где он был, и каждый раз, когда тот желал выйти, он бросал в него камни и возвращал его обратно. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил о человеке, находящемся в реке и ему ответили: Едок риба.(Аль-Бухари, 2085.)
Также передал Муслим от Джабира ибн АбдуЛлах то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял едока риба, поручающегося за него, писца и свидетелей и сказал: Они все равны(Муслим 1598.).
Посланник Аллаха разъяснил то, где бывает риба и как оно может состояться. Передает Муслим от Убада ибн Самита, который сказал: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Золото за золото, серебро за серебро, пшеницу за пшеницу, ячмень за ячмень, финики за финики, соль за соль, подобное за подобное, равное за равное, из рук в руки. Если эти категории не совпадут (то есть если обмен будет проходить между двумя разными категориями или видами), то торгуйте как хотите, если это будет происходить из рук в руки»(Муслим 1587.)
Также он передал подобный этому хадис от Абу Саида аль-Худри, где не упоминаются слова начиная с «Если эти категории не совпадут… и до конца», но добавил в нем: «А кто добавит или пожелает добавить, тот совершил риба, где берущий и дающий подобны»(Муслим 1584.)
Этих категорий или классов шесть: Золото, серебро, пшеница, ячмень, финики и соль, и все они входят в риба (то есть при обмене этими вещами может произойти риба).
Некоторые ученые ограничились только на этих видах, но есть и те, кто включил сюда то, что совпадает с этими видами по некоторым описаниям, приводящим к риба, также они разногласят в определении этих описаний.
Посланник Аллаха разъяснил то, как происходит риба в этих видах и растолковал то, что торговая сделка, содержащая риба, может быть двух видов:
Первый вид: Чтобы менялся определенный вид товара на этот же вид, как обмен золота на золото, фиников на финики. В этом виде уславливаются два пункта:
Например: Если человек поменял золото на золото и добавил сверх этого даже малую часть, в таком случае торговая сделка является запрещенной и несостоявшейся, не смотря на то произошел обмен до того, как они разошлись или нет, и также не смотря на то соответствует качество одного качеству другого или нет, отличается ли один из них в ремесленной работе или нет.
Приводит Муслим в своем сборнике хадис от Фадаля Ибн Убайд Аль-Ансарий, который говорил: «Когда Посланник Аллаха, был в Хайбаре, ему принесли ожерелье, в котором были камни и золото, оно было трофейным и продавалось, и Посланник Аллаха, приказал продать отдельно одно золото в ожерелье, а затем Посланник Аллаха сказал им: «Золото за золото, вес за (такой же) вес»(Муслим 1591.)
Также от него передается: «В день Хайбара мы были с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и обменивали «аукия» (мера веса) золота на два или три динара, тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не продавайте золото за золото, кроме как равным весом»(Муслим 1591.)
Также если человек поменяет финики на финики: передается от Абу Саида аль-Худри, который сказал: Однажды когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принесли финики, он сказал: Это не наши финики. Тогда один человек сказал: Мы поменяли два саа (мера сыпучих тел) наших фиников на один саа этих. На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это риба, верните их, потом продайте наши финики и купите эти».(Муслим 1594.)
Этот вид риба именуется у ученых «Риба добавки», потому что риба произошло по причине добавки.
(Пример ко второму условию): Если человек поменял золото на золото, одинакового веса, но не из рук в руки, то сделка запретна и несостоявшаяся, потому что это риба, не смотря на то отсутствовал при сделки один торговец или оба. Передается от Абу Саида аль-Худри то, что он указал двумя пальцами на глаза и уши и сказал: Слышали мои уши и видели мои глаза посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он говорил: «Не продавайте золото за золото, лист (драг. металла) за лист, кроме как подобные друг другу, также не делайте одну отличной от другой и не продавайте отсутствующую вещь из этого (то есть не готовый драг. металл) за готовый».(Муслим 1584.)
Приводит аль-Бухари в своем сборнике хадис от Малика бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он хотел разменять сто динаров. (Малик бин Аус, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Меня позвал к себе Тальха бин УбайдуЛлах, мы поторговались, и он согласился обменять мои деньги. Он взял золото, повертел его в руках, а потом сказал: «Подожди, пока мой управляющий не вернётся из аль-Габы», что же касается Умара, который слышал его слова, то он сказал: «Клянусь Аллахом, ты не должен расставаться с ним, пока не возьмёшь у него деньги, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Обмен золота на золото является риба, если только золото не передаётся из рук в руки в равных количествах, и обмен пшеницы на пшеницу является риба, если только пшеница не передаётся из рук в руки в равных количествах, и обмен ячменя на ячмень является риба, если только ячмень не передаётся из рук в руки в равных количествах, и обмен фиников на финики является риба, если только финики не передаются из рук в руки в равных количествах”»(Аль-Бухари 2174.)
Также этот хадис передал Муслим со словами Умара: «Нет, клянусь Аллахом, или ты отдашь ему его монету или вернешь золото, а также добавил: Пшеница за пшеницу является риба, если только не так: «Вот!» (то есть: Возьми), и «Вот!».(Муслим 1586.)(И все остальные виды также).
Второй вид: Обмен одного из этих шести классов на другой вид, в таком случае равенство не является условием. Этот вид делится на два:
Также передается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, среди людей было принято за финики расплачиваться за два или три года вперёд, и он сказал: “Пусть тот, кто станет платить за финики заранее, платит за известную меру, известный вес и в известный срок”». (Аль-Бухари 2241.)
Эти два хадиса указывают на то, что не является условие передачи из рук в руки, если один из обмениваемых товаров будет наличными. В первом хадисе мы видим, что сначала брался товар, а потом выплачивалась цена, а во втором сначала выплачивалась цена, а потом получался товар.
Сказал ибн Кудама: В каждом из двух видов риба происходит по одной причине, например, в обмене сыпучего на сыпучее, взвешиваемое на взвешиваемое, съедобного на съедобное у тех, кто мотивирует этим является запретным обмен этих видов в рассрочку без разногласия, о котором мы бы знали.(Аль-Мугни 4/9.)Далее он сделал заключение, сказав: Кроме как если один из обмениваемых товаров будем ценой (то есть деньгами как дирхамы или динары), а второй оцениваемым (то есть товаром), то в таком случае рассрочка дозволена без разногласия среди ученых(Аль-Мугни 4/9.)Также заключил это тем, что шариат дозволяет доставку, за которую в основном расплачиваются золотом или серебром (наличными). Также аль-Магриби в шархе на «Булуг аль-Марам» привел «иджма» (единогласное мнение) на то, что разрешена рассрочка при обмене товара, не имеющего общей выгоды, получаемой из него.(НайлульАутар 5/55.)
Опираясь на это дозволена торговля финиками за деньги даже если это происходит не из рук в руки.
Если люди обменяли золото на серебро и разошлись перед тем, как передать их из рук в руки, то сделка запретна и недействительна, потому что это риба, и является обязательным вернуть товар обратно, потому что Умар сказал Тальхе: «Нет, клянусь Аллахом, или ты отдашь ему его монету или вернешь золото». Этот вид риба среди ученых называется «Риба отсрочки», потому что риба произошло по этой причине, а это запрещено, как сказал об этом ибн Кудама: «Без разногласия, о котором бы мы знали».
Примечание: Известно то, что в сделке может присутствовать только «риба-добавка», а также только «риба-отсрочка», а также оба эти вида могут присутствовать в одной сделке.
Пример к «риба-добавке»: Обмен одного количества золота на большее из рук в руки.
Пример к «риба-отсрочке»: Люди обменяли золото на серебро и разошлись до рукопожатия (то есть не из рук в руки).
Пример сделки, содержащей оба вида риба: Люди обменяли определенной количество золота на большее и разошлись до рукопожатия.
Во втором и третьем примерах нет разногласия в их запретности, как об этом сказал ибн Кудама.
А что касается первого, то распространено мнение АбдуЛЛаха ибн Умара ибн аль-Хаттаба и АбдуЛЛах ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, о дозволенности этого. Передается у Муслима от Абу Надра, который сказал: Я спросил ибн Умара и ибн Аббаса об обмене (имея в виду обмен серебра на серебро с добавкой), и они не видели в этом проблем. Однажды я сидел у Абу Саида аль-Худри и спросил его об этом, на что он ответил: То, что добавлено является риба. Но я отверг это по причине слов ибн Умара и ибн Аббаса. На что он сказал мне: Я не говорю тебе ничего, кроме того, что я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды пришел к нему владелец пальмы и принес ему «саа» хороших фиников, а финики посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были такого же цвета, тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: От куда у тебя это? Тот ответил: Я поменял два саа (одних фиников) на один этих, цена тех на базаре такая-то, а этих такая-то. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: Горе тебе, разве ты совершил риба? Если ты желаешь этого, тогда продай свои финики за определенную цену, потом купи на эти деньги любые финики какие пожелаешь. И сказал Абу Саид: Что более достойно быть риба финики за финики или серебро за серебро? Сказал Абу Надра: После этого я пошел к Ибн Умару и он запретил мне, я не ходил к Ибн Аббасу, но мне рассказал Абу Сахба то, что он спросил ибн Аббаса в Мекке и он запретил ему.
Говорится в «ФатхульБари» то, что Ибн Аббас одно время считал дозволенным обмен, который происходил из рук в руки (в котором присутствует добавка п.п.), но потом он встретил Абу Саида, который рассказал ему, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то добавит, то это будет риба», тогда Ибн Аббас сказал: Я прошу прощения у Аллаха и каюсь Ему. И после этого запрещал это сильнейшим запретом.
И то, что эти два сподвижника поменяли свое мнение (после того, как к ним пришло знание от пророка, да благословит его Аллах и приветствует), соответствует их положению, потому что они первые попадают под слова Аллаха: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение». (аль-Ахзаб 36).
И также всем сподвижникам не подобает ничего, когда до них дойдет весть от Аллаха и Его посланника, кроме как принять это без замешательств, да будет доволен ими всеми Аллах.
Раздел.
Из того, что предшествовало мы извлекли:
То, что обмен золота на золото с добавкой риба, даже если обмен происходил из рук в руки.
То, что обмен золота на золото такого же веса риба, если один из обмениваемых товаров был отдан после сделки, то есть не из рук в руки.
То, что обмен золота на золото с добавкой с отсрочкой одного из обмениваемых товаров риба поверх риба.
То, что такое же положение у серебра, пшеницы, ячменя, фиников и соли, если обмен происходит между одним и тем же видом.
То, что обмен золота на серебро с добавкой дозволен, если обмен происходит из рук в руки во время сделки.
То, что обмен золота на серебро риба, если один из обмениваемых товаров отсрочен, то есть выдан не во время сделки.
То, что такое же положение у пшеницы, ячменя, фиников и соли, если обменивается каждый из этих видов на другой.
То, что обмен одного и того же вида с добавкой риба, даже если обмениваемый товар разнится в описании и изготовке.
То, что риба присутствует в видах, в которых может быть риба (шесть видов), даже если это не приносит вреда одному из лиц сделки.
То, что каждая сделка-риба недействительна и является обязательным аннулирование сделки и возвращение каждому из обменявшихся его товар.
Раздел.
Так, как деньги из золота и серебра были средством обмена между людьми, их использование, основываясь на том, с чем пришла сунна, разъясненная выше, стало ясным делом, которое понятно каждому.
Но когда наступило время использования бумажных денег и они стали средством обмена между людьми, а деньги из золота и серебра стали более похожими на товар, ученые стали разногласить о положении этих бумажек и мы упомянем самые известные мнения:
Первое мнение заключается в том, что эти бумажки являются договором, подтверждающим получение товара одной из сторон, то есть они как расписки о том, что такой-то взял в долг. Но это мнение далеко от происходящего, так как те, кто используют эти деньги, никто из них не считает то, что при получении бумажных денег он берет расписку о долге с того, кто их ему дает. И так как это мнение далеко от происходящего, это обязывает утверждение о том, что такое не разрешено в шариате, потому что продажа долга не должнику(Пример: Один человек должен другому 100 динаров, но не имеет возможности, тогда тот, кому должны идет к третьему и предлагает ему купить у него долг за 50 динаров, а потом забрать у должника 100 динаров, когда у того появится возможность. Это называется продажей долга. прим. перев.)является запретным у «джумхура» (большинства ученых), и даже если сказать что это дозволено, то там обуславливаются такие условия, которые не возможно воплотить при использовании этих денег, кроме редких случаев.
И нет сомнения в том, что усложнение и запрет людям использовать то, в чем они нуждаются, говорить, что это запретное использование и то, что они ослушаются Аллаха этим, а оно является средством в получении пропитания, питья, одежды, женитьбы, жилья, нет сомнения в том, что шариат не мог прийти с подобной вещью, так как шариат является щедрым и построен на принесении пользы и отстранении от вреда.
Второе мнение заключается в том, что эти деньги являются предметом торговли, которым он торгует, такие как еда, одежда, мебель, скот, недвижимость и т.п., это мнение также далеко от происходящего, потому что использующие эти деньги также при покупки машины, например, не считают, что они при этом меняют машину на машину. Также люди не считают, что они получают прибыль от самих денег, но они желают прибыль от того, что за эти деньги они покупают, кроме как если это будут обменщики валют, которые торгуют ими. Тем более предметы торговли имеют ценность сами по себе, в отличие от денежных бумажек, в которых нет ценности как таковой, так как она является лишь эквивалентом золота и серебра. И поэтому нет ни одной из этих бумажек ценности вообще, если запретить использование их вместо золота и серебра. И вместе с далекостью этого мнения от реальности оно также обязывает сказать следующее:
Все это невозможно в шариате и в обычаях людей. Это обязывает спадание обязанности выплаты закята с того, кто владеет миллионами, а Аллах обязал богатых выплатой закята. Также это делает дозволенным риба в том, что является ценой у людей, которая не отличается от золота и серебра, потому что у людей нет разницы между тем, кто возьмет 10 серебряных реалов и вернет через год 15, и между тем, кто возьмет 10 бумажных реалов и вернет через год 15. Также как в первом случае происходит риба без сомнения, также и во втором происходит риба и нет между ними разницы.
Это мнение приводит к падению одного из столпов Ислама, открывает обе створки риба, более того выбивает его дверь полностью. Это мнение очень порицаемо, далеко от духа исламского шариата, который ниспослан Мудрым Сведующим.
Третье мнение заключается в том, что эти бумажки имеют положение того, вместо чего они были установлены, если они заменили дирхамы серебра, то и берут они положение серебра, а если заменили золото, то и берут положение золота, потому что ценность этих бумажек в сущности не достигает ценности того, что они заменили, поэтому у этих бумажек будет степень ценности, которой ей установили, потому что в шариате есть правило «Замена приобретает положение замененного».
Поэтому с этих денег обязательна выплата закята, если достигает «нисаб» (определенное количество, с которого обязуется выплата закята), а также в них может быть риба. Например, если поменять бумажки на такой же вид бумажек с добавкой и в рассрочку, то будет два вида риба, а это риба добавки и отсрочки, а если же поменять на другой вид с отсрочкой и с добавкой, то будет риба-отсрочки. Вид этих бумажек разнится соответственно тому, что они заменяют, например, фунты стерлингов являются эквивалентом золота, то есть видом этих бумажек будет золото, а видом саудийских реалов будет серебро.
Но в этом мнении сложность для людей и обязывание их тем, на что нет явного доказательства. Например, если человек хочет купить золотые украшения за фунты стерлингов, то условием является то, чтобы вес украшения соответствовал весу золота в денежном эквиваленте. Это усложнение жизни людям и человек не сможет осмелиться обязать их этим без четкого явного шариатского доказательства, которое позволило бы ему это и избавиться от ответственности перед Аллахом, потому что Аллах будет спрашивать с ученых о договоре, возложенном на них, а это то, чтобы они разъясняли людям и не скрывали ничего.
Четвертое мнение заключается в том, что эти бумажки соответствуют золоту и серебру во всех положениях, в использовании, оценке ими вещей, только имеет исключение в них риба-добавки, потому что нет в ней самой ценности, валюта зависит от падения или повышения курса, восстребованности, а также от экономического состояния страны, выпускающей их. И если поменять две бумажки на одну в одном месте из рук в руки, то нет в этом проблем (здесь имеется ввиду обмен различной валюты, как например, обмен фунтов на реалы, так как это подкрепляется шариатом и чистым разумом). Это мнение более близко к истине по причине силы мотивировки.
Сказал шейх Мухаммад Рашид Ридо: Следует за разногласием в важных вопросах то, что бумажные деньги подобны золоту и серебру, а значит в них может быть риба, и это то, на чем наше мнение. А те, кто сказали, что это предмет торговли, тот отменил в них риба и поэтому каждому можно теперь поедать риба во многом количестве, а также если говорить, что они в положении рассрочки, то это приводит к поеданию риба и оставлению выплаты закята и нет необходимости в подробном разъяснении, потому что тот, кто посмотрит в сущность происходящего и обережет свою религию, тот примет то, что мы сказали.
Сказал наш шейх АбдуРрахман ибн Наср ас-Саади, да смилуется над ним Аллах: (Я не стал переводить слова шейха дословно, а лишь просто донес смысл его слов, так как если переводить дословно смысл сложно будет понять): в Фатава Са`дия на странице 327, разговаривая о этих трех мнениях на счет бумажных денег, и вот его слова: «Скажет им четвертый человек, тот, кто считает мнения о том, что эти бумажки являются эквивалентом или товаром, считает их одинаковыми (то есть неправильными): Как вы считаете если человек выберет путь между двумя вашими мнениями, то есть будет считать эти бумажки будут полной заменой золота и серебра в торговле в рассрочку и будет считать запретным обмен 12 на 10 в рассрочку, потому что это риба отсрочки, которую все мусульмане считают запретным. Также согласны те, кто запрещает риба добавки, что риба отсрочки намного хуже, чем риба добавки и те, кто разрешил риба добавки из рук в руки при различном товаре или одинаковом. Потому что запрет риба добавки по причине того, что он приводит к риба отсрочки, потому что некоторые ученые разрешили это, хотя это мнение и является опровергнутым шариатскими доказательствами. Но из-за того, что бумажки не являются настоящими деньгами и потому, что люди нуждаются в этом, стало допустимым такое. И это среднее мнение и предшествовавший разбор делает возможным это мнение при условии сохранения шариатских смыслов…», до его слов на стр. 328: «Смысл в том, что если человек пойдет в соответствии с этим разъяснением, сторонясь риба отсрочки и из-за большой нужды в обмене одних бумажек на другие за ее ценность не из-за определенный номинал, а также учитывая отсутствие точного доказательства на запрет данного случая, то это будет более ближе к истине…», до его слов на стр. 329: «Нужда, даже необходимость, а также то, что это не риба отсрочки, также то, что бумажки не имеют ценности золота и серебра, а также учитывая разногласие ученых в их положении, все это допускает, даже заставляет принять это мнение, а Аллаху известно лучше».
Под его словами «заставляет принять» имеется ввиду следующее: Запрещено в бумажных деньгах риба отсрочки, но разрешено риба добавки, то есть обменивается определенной количество на большее или меньшее из рук в руки, и как мы уже говорили это более ближе к истине по причине силы мотивировки, а Аллаху известно лучше.
Раздел.
Люди в торговых отношениях делятся на три вида:
Первые те, кого повел Аллах, осветил их разумы, уберег от собственной алчности, они познали истинность имущества, более того они познали истинность этой мирской жизни, а именно то, что она вещь данная взаймы, временный уходящий трофей, и то, что человек обладающий полнотой разума и религии делает имущество лишь средством, но никак ни целью, а также прислугой, а не повелителем, он использует свое имущество только так, как это узаконил ему Создатель, Который более сведущ о том, что приносит пользу, Он более милостив к ним, чем они сами к себе. Такой человек берет то, что дозволил Аллах и сторонится того, что Он запретил, и такой спасется и преуспеет, Сказал Всевышний: «А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (ат-Тагабун, 16).
Второй вид людей это те, кто совершают явное риба либо по причине невежества, либо по причине игнорирования, упрямства, высокомерия и они достойны того предостережения, о котором говорится в Коране и Сунне о поедающих риба.
Третий вид людей это те, кто совершает риба путем обмана и хитрости, и они хуже второго вида, потому что они попали в два пагуба, пагубу риба и пагубу хитрости с Аллахом, поэтому ученые сказали про тех, кто хитрит с Аллахом: Они хитрят с Аллахом также как хитрят с детьми и если бы они выполнили приказ подобающим образом, то это было бы для них более лучшим.
Мы упомянем из этих двух видов более распространенные случаи:
Более распространенные случаи из третьего вида: Приходит человек к другому и говорит: Я хочу столько-то дирхамов, можешь ли ты мне дать в долг? Десять, одиннадцать, больше этого или меньше, смотря на сколько они согласятся. Второй говорит ему: Хорошо. Потом они идут к третьему, у которого есть товар и тот, кто дает в долг покупает этот товар формально, то есть его не волнует цена или качество, потом он продает этот товар в долг тому, кто просил в долг по завышенной цене, а тот далее продает этот товар кому-нибудь в основном по более низкой цене. Таким образом берущий долг теряет с двух сторон.
Сказал шейхуль-Ислам ибн Таймия: Дошли до меня вести о том, что некоторые торговцы готовят специальную ткань для того, что совершить риба. Приходит один человек к другому, чтобы занят 1000, а отдать потом 1200, оба они идут к этому человеку с материалом, дающий долг покупает материал и отдает его берущему долг, а тот в свою очередь возвращает материал хозяину, так что этот материал изначально не предназначен для торговли вообще.(Фатава аль-Кубро 3/221.)
Распространенные случаи из второго вида:
Риба банков, а это риба кредитов, их два вида:
Первый вид: Банк берет у человека дирхамы под проценты, условленные ими или обычаем. Выдает их банк хозяину дирхамов каждый месяц или в определенный срок.
Второй вид: Банк дает человеку дирхамы под проценты, условленные ими или обычаем. Банк изымает их у человека каждый месяц или в определенный срок.
Оба эти вида являются явным риба и никто не сможет этого отрицать.
Сказал доктор ас-Сиддик Мухаммад аль-Аминь ад-Дарир в своем отчете Собранию Исламского Фикха во втором томе Издания Собрания Исламского Фикха на странице 742: Становиться ясным из того, что предшествовало то, что проценты, которые выплачивает банк тому, у кого брал в долг или проценты, которые банк берет у того, кому он дал в долг, являются запретным риба по единогласному мнению мусульман, все равно будем ли мы считать, что деньги входят в раздел риба, а это правильное мнение, или не будем так считать, потому что проценты являются риба долга, а не риба торговли, а в риба долгов не является условием то, чтобы имущество было из этих шести видов, в которых может происходить риба.
Теперь посмотрим решение Собрания в этой же книге на странице 837:
Во-первых: Каждая добавка или процент, добавленные сверх долга после наступления даты выплаты, по причине того, что должник не смог выплатить его во время, а также добавка или процент, наложенный с начала договора, оба эти вида являются риба, запрещенной шариатом.
Во-вторых: Заменяющие риба сделки, которые обеспечивает свободную денежную массу и поддержку устойчивости экономики, которые не выходят за рамки шариата, является соответствующими шариатским положениям.
В-третьих: Собрание одобрило утверждение на призыв Исламского Правительства о разрешении обмена валюты, которые работают соответственно исламскому шариату, а также о возможности их установления во всех исламских странах для того, чтобы мусульманин не жил в противоречии между его реальностью и требованием его вероубеждения. А Аллах более сведущ.
Говорит доктор Али ибн Ахмад ас-Салус в своей книге «аль-Муамалят аль-Малия аль-Му`асара фи дауи аш-Шари`ати аль-Исламия» на странице 35: Общим мнением ученых мусульман, собранных на второй конференции собрания исламских исследований признано то, что риба кредита является запретным, далее текст решения: Проценты сверх любых видов кредитов являются запретным риба. И нет разницы между так называемыми потребительским и производительным кредитами. Малый и большой кредит являются запретными. Брать «риба кредит» является запретным и не дозволяют ее нужда и потребность. Человек не берет грех только лишь при острой необходимости, границы которой установила ему его религия, а не он сам.
На 36 странице этой же книге он сказал: Поэтому банковские проценты являются явным запретом и нет сомнения и нет места разногласию и нет нужды в отдельных фатвах.
На 100 странице этой же книги он сказал: «И тот, кто дал фатву до этого собрания (то есть позволял этот вид риба), такой человек оправдан и получит награду у Аллаха, если Он пожелает. А тот, кто пожелает, чтобы мы вернули обратно мнение и стали противоречить этому общепринятому мнению, такому нет оправдания и мы опасаемся, что он ошибается и ослушается Аллаха и ему не будет прощено».
Его слова «До этого решения». Награда человеку, давшему такую фатву обуславливается тем, чтобы он говорил на основе иджтихада и знания Корана и сунны, потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если судья решил что-то после иджтихада и решил правильно, то ему две награды, а если ошибся, то ему одна награда» Аль-Бухари 7352, Муслим 1716.
Также в этой же книге на странице 282 во время разговора доктора Юсуфа аль-Кардави он приводит его слова (то есть слова аль-Кардави): «Я присутствовал на некоторых исламских конференциях, которые решили, что проценты являются запретными, также посетил первую мировую конференцию исламской экономики в Мекке, а также мировую конференцию исламского фикха в Рияде, там присутствовали ученые шариата, экономики и законов, все они считают проценты запретными».
И на 103 странице этой же книги от шейха Шальтут: «Осталось упомянуть об одной опасной веще в этом вопросе, а это то, что исследователи, желающие узаконить современные сделки и подстроить их под исламский фикх, думающие о новшествах и глубоком размышлении, стараются найти обход для ростовщических сделок для того, чтобы использовать их в обмене валют, сберегательных фондах, правительственных облигациях и т.п., ищут пути для достижения этого, из них есть такие, кто считает, что Коран запрещает лишь чрезмерное риба, приводя в доказательство аят: «О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере» (аль-Имран, 130), а это мнение является ложным», потом он упомянул доказательства на ложность этого мнения и продолжил: «Из них есть и такие, кто склоняется к тому, что это является необходимостью для общины и говорит: Не перестанет община получать пользу от использования риба в экономических отношениях, а если не будет то это приведет к беспорядку между народами, поэтому это попадает под правило «Необходимость делает разрешенным запретное», и это тоже является ошибочным мнением, так как мы уже разъяснили то, что польза общины не заключается в использовании риба, а то, что они так считают, то это ничто иное, как заблуждение и становится очевидным его слабость перед тем мнением, на котором большинство сильных ученых».
Итак, стало ясно то, что банковские проценты являются запретным риба, поэтому нужно сторониться их из-за предостережения от наказания того, кто ест риба. Также если поискать заменяющие риба сделки, то мы добьемся требуемого, тем самым мусульмане уберегутся от наказания. Нет сомнения в том, что если кто-то направится к Аллаху и будет правдив в своих целях, тому Аллах дарует выход и пропитание от туда, от куда он и не ожидает и облегчит ему его дело, сказал Всевышний Аллах: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (ат-Таляк, 2-3), также Он сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (ат-Таляк, 4).
Поэтому я приведу некоторые способы заменяющие человеку сделки риба, которые, я надеюсь на Аллаха, будут эффективными в получении пользы и отстранении от вреда, вот некоторые из них:
Первое: Дать деньги тому, кто будет пользоваться ими за определенный процент с дохода, например четверть или треть, это то, что известно под название «мудараба». Сказал ибн Кудама в «аль-Мугни»: Ученые единогласны в том, что мудараба в общем является дозволенным действием, как сказал об этом ибн Мунзир. Также передается от Хумайда ибн АбдуЛлах от его отца от его деда то, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, дал ему имущество сироты в виде «мудараба» для торговли в Ираке… Также люди нуждаются в «мудараба», так как динары и дирхамы не возможно преумножить, кроме как торговлей, но ни каждый, кто имеет их, умеет вести торговлю, а также ни каждый, кто умеет торговать, имеет необходимое имущество для этого, поэтому Аллах узаконил «мудараба» для выполнения двух нужд.
«Мудараба» может быть постоянной, а так же до определенного срока, как например если владелец имущества скажет напарнику: «Я даю тебе это на год». Также «мудараба» может быть ограничена одной местностью, как например, если владелец имущества скажет рабочему: «Я даю тебе это для того, чтобы ты пользовался им в такой-то стране». Также может быть ограничено в определенном виде торговли, как например, если владелец имущества скажет: «Я даю тебе это для торговли машинами или тканями или чтобы ты не пользовался ими в банковских операциях».
А если ограничений не было, то рабочему можно использовать их в том, что он считает выгодным в какое бы время, месте или виде торговли это ни было, если это будет дозволенным со стороны шариата.
Каждый из участников имеет право аннулировать договор так, чтобы это не приносило вреда.
А если же договор ограничен условиями, то эти ограничения должны быть соблюдены.
Второе: Постройка различных заводов безвредных для окружающей среды, будут ли это металлургические, древесные или кирпичные заводы и т.д., после постройки можно самим использовать их или нанимать какие-нибудь фирмы за определенный процент с дохода.
Третье: Постройка портов морских, сухопутных или воздушных в подходящем месте для большей прибыли. И это не навредит отдельным личностям обладателям грузовых и легковых машин, таких как такси, напротив открывает двери для сотрудничества между обладателями имущества и рабочие места тем, у кого нет его.
Четвертое: Постройка складов и хранилищ в подходящих местах для большей прибыли, а после постройки продавать или сдавать их за определенный процент с прибыли. Также в постройке можно подключать подрядчиков для того, чтобы польза была более обширной.
Пятое: Импорт и экспорт товаров в те страны, в которых это более выгодно. Этим самым открываются возможности для сотрудничества разных компаний для того, чтобы не было стычек конкуренции. Правительство должно брать на себя ответственность за контроль получаемой прибыли, чтобы не было вреда потребителю и поставщику, для того, чтобы люди поступали справедливо и чтобы искоренить алчных и жадных людей.
Шестое: Инвестирование денег в земледелие в плодородных местах, будет ли кредитор сам заниматься этим или нанимать подрядчиков за определенный процент с дохода.
Эти виды, которые пришли мне в голову, из которых можно получить пользу не выходя за рамки шариата. Возможно, есть и другие виды помимо этих, в которых можно получать пользу не выходя за рамки шариата. Здесь речь шла о видах прибыли, когда вкладчик вкладывает какие-то средства в дела для получения из него прибыли.
Теперь поговорим о том, что касается тех финансов, которые банкиры получают от клиентов. В этом тоже можно обойтись без ростовщической прибыли:
Первое: Открытие хранилищ для хранения финансов, то есть банкир хранит деньги клиента, гарантируя безопасность и берет за это плату, например каждый месяц или год, а также плата зависит от размера суммы, так как большую сумму хранить сложнее меньшей.
Второе: Прием денег для инвестирования их в вышеупомянутые виды или другие шариатские виды. Вкладчику гарантируется годовая прибыль из фактического дохода. Если же фактическая прибыль не достигла гарантированной, то излишек гарантированной прибыли ограничивается соответственно фактической прибыли в следующем году и гарантированная прибыль соответственно уменьшается. Если же гарантированный доход меньше фактического, то излишек фактического дохода вкладывается в капитал (это в случае если вкладчик не потребует изъятия всей прибыли). Давайте приведем пример: Если вкладчик инвестирует банкиру 1.000.000 реалов за 50% дохода. Ожидается, что годовая прибыль будет ровняться 10%, поэтому доход с 1.000.000 реалов будет ровняться 100.000 реалов из них 50.000 вкладчику 50.000 банкиру. Банкир гарантирует вкладчику эту сумму. Далее фактическая прибыль вкладчика может быть или менее или более 50.000 реалов, если она составит 50.000, то он забирает их и нет проблем. Если же доход будет меньше, то ограничивается процент ожидаемого дохода следующего года, например до 8%. А если фактическая прибыль превышает гарантированную, то вкладчик выбирает между тем изъять излишек или вложить его в капитал.
Если же фактическая прибыль меньше гарантированной, которую изъял вкладчик и доход не достиг ожидаемого в будущем, то излишек, который изъял вкладчик изымается из капитала.
Примечание: Нужно следить за тем, чтобы капитал в хранилище банка составлял не менее, например 20%, для непредвиденных случаев.
Также можно прибегать к исламским банковским системам, основанным недавно после проверки их учеными для того, чтобы они проверили их на соответствие шариатским правилам.
Нет сомнения в том, что если раб будет правдив в своих намерениях, направится к Аллаху и будет придерживаться достойного пути, то Аллах облегчит ему прямой путь, потому что сказал Всевышний Аллах: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (ат-Таляк, 2-3), также Он сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (ат-Таляк, 4), а также сказал Могучий Аллах: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему». (ал-Ляиль, 5-7).
Я прошу Аллаха облегчить нам и мусульманам путь к благу и добру, а также вести нас Его прямым путем, поистине Он Щедрый Дарующий. Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, последователям из его семьи и всем его сподвижникам.
Среда, 19.08.1408 х.
Мухаммад ас-Салих аль-Усаймин.