Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE \* MERGEFORMAT 3
Содержание
Введение 3
Глава 1. Композитор как предмет речи 7
1. 1. Речевой жанр как коммуникативное явление 8
1. 2 Музыка как вид искусства и особый текст 12
Выводы 15
Глава 2. Творческий портрет композитора 16
2. 1 Речь, характеризующая композитора и его творчество 16
(основные жанровые формы)
2. 2 Жанр: характеристика творческого портрета 20
композитора
Выводы 23
Заключение 23
Библиографический список 26
Введение
Актуальность исследования
Данная курсовая работа представляет собой анализ творческого портрета композитора как специфического речевого жанра.
Сегодняшний человек не может представить себя без современных технологий, которые позволяют почти мгновенно получать информацию. Однако высокий темп передачи данных не гарантирует качественности информации. Подрастающее поколение с головой окунается в интернет-мир, где, к сожалению, не всегда можно найти нужную, точную информацию. Еще нет таких программ, которые бы на 100% защитили наших детей от ненужной, а порой деструктивной информации, которую дети порой получают сами того не желая. Традиционные идеалы вытесняются современными пресловутыми героями, появившимися из шоу бизнеса. Это способствует разрушению Российской культуры, Российских традиций, Русского народа вообще.
Давно известно: “всё познается в сравнении”, человек с малых лет познает окружающий мир путём сравнивания одного с иным, себя с другим. И уже с младенчества человек оказывается в мире ложных идеалов и целей. И сейчас для возрождения здоровой жизненной позиции, нормального поколения просто необходимо обращаться к личностям великим, которые посвятили жизнь человечеству. Незаурядные, интересные люди: музыканты, писатели, художники люди, имеющие огромную силу в виде искусства, могут благотворно повлиять на ребёнка. Искусство это один из немногих ключей правильного становления личности.
Одним из высших видом искусства является музыка. Музыка - высшее в мире искусство”, говорил Л. Н. Толстой. “Без музыки жизнь была бы ошибкой”, - говорил Ф. Ницше. И действительно сложно переоценить значение музыки для человека. Музыка наполняет нашу жизнь с самого рождения до самой смерти, а быть может и после. Музыка это средство воплощения художественных образов с помощью звуков и тишины. Музыка, пожалуй, самый неоднозначный вид искусства и в то же время, как говорил Л. ван Бетховен: “Музыка это откровение более высокое, чем мудрость и философия”. Мы можем наблюдать это в жизни. Музыка это первый вид искусства, который начинают воспринимать дети, еще до рождения. У младенцев же весёлая музыка может вызвать улыбку, грустная слёзы. Услышав танцевальную музыку, еще не зная слово “танец”, ребенок начнет танцевать. Музыка сопровождает человека во всех сферах деятельности: в мире и на войне, на свадьбе и похоронах, в радости и горе. Недаром советский писатель В. Орлов писал: “Музыка второй разум человеческого естества”.
Музыка это также и посредник между слушателем, исполнителем, композитором, а может быть и Богом. “Музыка дается мне свыше, неким духом. Всесильный Бог дал мне дар сочинять”, - говорил А. Н. Скрябин. Музыка это способ выражения чувств и идей. Музыка это способ познания мира. Музыковед Е. К. Масликова говорила: “Музыка есть отражение человеческой души”. Слушая ту или иную музыку, мы погружаемся в атмосферу и эпоху времени написания данной музыки. Мы становимся соучастником некого тайного действа, видим глазами композитора, а точнее, слышим.
Здесь очень важна личность самого композитора, его идеалы, мировоззрение, его творческий путь и биография, ведь всё это непосредственно влияет на его творчество, в конце концов, творчество и есть отражение его идеалов, мировоззрения и жизни. Но эта информация не так-то легко читается в музыке, из-за чего музыкальные произведения могут быть не до конца нами поняты, осознаны, прочувствованы. Ведь каждый творец (композитор) по-своему является загадкой. Поэтому нам необходимо обращаться к различным источникам: биографии, автобиографии, письмам, монографиям, энциклопедиям и т.д. Однако письменная речь не всегда является интересной для чтения детям, она может быть слишком “сухой”, слишком документальной, наконец, слишком научной и непонятной для школьников. Поэтому речь всё же является главным и самым сильным способом просвещения. Рассказ учителя о Великих может произвести на ученика колоссальное впечатление, которое и станет путеводителем в жизни ребёнка.
На сегодняшний день существует огромное количество исследовательских работ и документов (М.Н. Бычков, Л.О. Акопян, А.С. Соколов и др.) на разные факты биографии разных композиторов. Существует множество разных печатных изданий о композиторах (энциклопедии, учебники, монографии и т.д.), однако мало работ, в которых бы рассматривался творческий портрет композитора. Вследствие чего данный вопрос изучен достаточно поверхностно. И. В. Журавлёва [7], Т. Л. Лейниш [8], Дж. Джонстон [6] одни из немногих кто обращался к жанру творческого портрета. Однако до сих пор точно не изучены составляющие этого жанра. В работах И.В. Журавлевой, Дж. Джонстона и других исследователей была предпринята одна из первых попыток дать генеральную классификацию биографических жанров.
Мы считаем, что творческий портрет композитора необходим учителю литературы, т.к. обращаться к музыке учитель просто обязан. Ведь множество литературных сюжетов нашли воплощение и в музыке (оперы “Евгений Онегин”, “Орлеанская дева”, “Пиковая дама” П.И.Чайковского, оперы “Снегурочка”, “Ночь перед Рождеством”, “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова, оперы “Борис Годунов”, “ Сорочинская ярмарка” М.П. Мусоргского и др.), к тому же многие стихотворения были положены на музыку (“Соловей” (1826) на слова А. А. Дельвига, “Зимняя дорога”, “Два ворона” на стихи А.С. Пушкина, “Вечерний звон” на слова И. Козлова и т.д.). Обращаться же к этим музыкальным произведения необходимо для того, чтобы показать ребятам различные интерпретации литературных шедевров, чтобы глубже раскрыть основные идеи этих произведений. В самом деле, нельзя понять творчество значительного художника, не обращаясь к социальным, историческим, литературным источникам, питающим творца. Вероятно, именно этим и объясняется тот факт, что в искусствознании все энергичнее прослеживается мысль о необходимости оценивать явления искусства не только на основании его собственных, специфических художественных закономерностей, но и учитывать особенности других видов искусства, оказавших влияние на творческую индивидуальность мастера.
Реальным подтверждением этой мысли явилось появление в 80-90-е годы на страницах искусствоведческих журналов новых рубрик: «На перекрестке искусств» (журнал «Театр»); «Музыка и литература», «Музыка и театр», «Музыка и экран» (журнал «Музыкальная жизнь») и т.п.
И перед тем как познакомить ребят с музыкальным произведением, учителю необходимо рассказать ребятам об идее, об истории создания произведения, о творчестве композитора. Вот тут-то и необходим жанр творческого портрета композитора.
Нередко описание человека, как пишет Седова [9], создается “с целью подчеркивания его личностной (внешней и внутренней) индивидуализации. Такое описание обусловлено не утилитарно-практическим назначением, а намерением показать эстетическое, морально-этическое, духовное своеобразие и ценность человека, проявление его внешних и внутренних качеств в их соотношении и единстве…” Стоит заметить, что морально-этические, духовные и иные внутренние черты композитора скрываются в его музыке.
Как считают исследователи М.Ю. Федосюк [13], Т.В. Шмелева [14] любое портретное описание подчинено определенному коммуникативному намерению (интенции) создателя портрета, а именно “с требуемой степенью словесной детализации описать, воссоздать кого-либо, его характерные составляющие и отличительные признаки, а также его жизненный и творческий путь”. Исследователями-жанрологами (М.М. Бахтиным, Дж. Остином, Дж. Серлем, Е.А. Земской, Т.В. Радзиевской, Т.В. Шмелевой и др.) коммуникативная цель признается первостепенным, главным фактором организации любого текста.
Объектом исследования является высказывание о композиторе.
Предметов исследования является портрет композитора.
Гипотеза исследования: Наиболее ярко личность композитора может быть охарактеризована в жанре творческого портрета. Который в большей степени поможет понять и изучить творчество композитора, а вследствие и литературное произведение, которое нашло отражение в музыке.
Цель исследования: На основе анализа научной литературы и художественного материала рассказать о творческой личности. Определить жанровые особенности монолога о композиторе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Глава 1.
Композитор как предмет речи
Человеку, как существу общественному, необходимо общаться с другими людьми. От этого зависит общественная жизнь человека. Одним из основных способов общения является речь. Человеческая речь представляет собой определенную систему, которая включает в себя множество правил и речевых конструкций.
Кроме речи существуют и другие способы общения, например, музыка. Музыка также подчиняется определенным правилам, которые сложились в течение столетий. Музыка как произведение искусства обязана композиторству, именно композитор является адресантом тех мыслей, которые читаются в музыке.
Для решения ряда задач необходимо определить содержание ключевых понятий, поэтому мы обращаемся к изучению научной литературы по данному вопросу.
Рассмотрение жанра речи как коммуникативного явления является актуальным направлением. Ведь речь всегда была важной составляющей социума. Одним из важных аспектов проблемы изучения речевого жанра мы (М.М. Бахтин [1], А. Вежбицкая [3]) считаем рассмотрение степени свободы языковой личности в рамках коммуникативной ситуации, соотношения в речевом поведении внутри жанра индивидуального и общепринятого. При всей повторяемости видов социального взаимодействия каждый конкретный случай общения уникален. Его единичность обусловлена неповторимой комбинацией социально-психологических элементов, определяющих характер взаимоотношений именно этой ситуации. Языковое сознание говорящего отражает накопленные в течение всей его жизни социально-психологические впечатления. По нашему мнению, рассмотрение “речевого жанра” с позиций традиционной лингвистики, к сожалению, не в состоянии раскрыть сущность данного явления, что ведет к необходимости в междисциплинарном анализе «речевого жанра».
Современными исследователями (В.В. Дементьев [5], О.Б. Сиротинина [11]) речевой жанр признается “универсальной категорией лингвистической философии, которая должна быть положена в основу методов нового антропологического языкознания. Высказывается мнение, что именно речевые жанры, эти приводные ремни от истории общества к истории языка, становятся тем буферным пространством нашего сознания, где в одновременном существовании сливаются представления об эталонах социально значимого взаимодействия людей и о нормах речевого оформления такого взаимодействия” [11].
Жанровая организация речи играет важную роль в процессах социального взаимодействия: она поддерживает социальную ориентацию коммуникантов, без которой успешность их действий едва ли была возможной. Ориентация в целях и формах общения, в распределении социальных и коммуникативных ролей, предполагаемых жанрово организованной речью, дает возможность предвидеть ход коммуникации, правильно ее планировать, адекватно реагировать на коммуникативные действия партнеров и в итоге достигать намеченных целей.
В работах зарубежных исследователей жанра (V.K. Bhatia, M.A.K. Halliday [16]) важное место отводится коммуникативной цели, или коммуникативной установке, определяемой ими в качестве основного жанрообразующего признака. Коммуникативная цель присуща каждому отдельному жанру и формирует сам жанр и его внутреннюю структуру. “Значительное изменение коммуникативной цели ведет к смене речевых жанров, в то время как изменения незначительные приводят к выделению поджанров” [11]. Различия в коммуникативной цели отражаются на выборе стратегий и на внутренней структуре текста. Внутренняя структура является системой символов и фраз и представляет собой полностью “лингвистическую репрезентацию человеческого опыта” [4], которую можно считать намерениями или мыслью, стоящими за более формальной структурой. Таким образом, внутренняя структура текста есть индивидуальное понимание или “переживание”.
В отечественной лингвистике основы теории жанров речи были заложены М.М. Бахтиным. Ученый строит свою теорию, исходя из убеждения о том, что межличностное общение тесно связано с ситуациями, в которых оно происходит. Эти ситуации характеризуются относительной устойчивостью, образуя коммуникативные формы, которые М.М. Бахтин назвал речевыми жанрами [1].
Основная идея М.М. Бахтина отражена в его одном из наиболее часто цитируемых положений: “Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. <...> Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам, иногда штампованным и шаблонным, иногда более гибким, пластичным и творческим. Эти речевые жанры даны нам почти так же, как дан нам родной язык” [1].
Богатство и многообразие речевых жанров необозримо, т.к. неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере деятельности вырабатывается целый репертуар речевых жанров, различающийся и растущий по мере развития и усложнения данной сферы. Необходимо подчеркнуть крайнюю разнородность речевых жанров (устных и письменных). К речевым жанрам мы должны отнести и “короткие реплики бытового диалога, и бытовой рассказ, и письмо (во всех его разнообразных формах), и короткую стандартную военную команду, и развернутый и детализованный приказ, и довольно пестрый репертуар деловых документов и разнообразный мир публицистических выступлений и многое другое” [1]. Как мы видим, разнородность речевых жанров так велика, что нет и не может быть единой плоскости их изучения. Так как здесь в одной плоскости изучения оказываются такие разнороднейшие явления, как однословные бытовые реплики и многотомный художественный роман, как стандартная и обязательная даже по своей интонации военная команда и глубоко индивидуальное лирическое произведение и т.п. Функциональная разнородность делает общие черты речевых жанров слишком абстрактными и пустыми. Этим, вероятно, и объясняется, что общая проблема речевых жанров по-настоящему никогда не ставилась. Изучались в основном литературные жанры. Общелингвистическая проблема высказывания и его типов почти вовсе не учитывалась. Начиная с античных времён изучались и риторические жанры. Здесь уже обращалось больше внимания на словесную природу этих жанров как высказываний, на такие, например, моменты, как отношение к слушателю и его влияние на высказывание, на специфическую словесную завершенность и др. Но все же и здесь специфика риторических жанров заслоняла их общелингвистическую природу. Изучались, наконец, и бытовые речевые жанры, и притом как раз с общелингвистической точки зрения. Но это изучение также не могло привести к правильному определению общелингвистической природы высказывания, так как оно ограничивалось спецификой устной бытовой речи, иногда прямо ориентируясь на нарочито примитивные высказывания [1]. Таким образом, четкой классификации жанров не существует, можно лишь сказать о жанровом делении на основные и факультативные жанры [6,7].
Так творческий портрет представляет собой в большей степени высказывание учителя. Мы и обратимся к такому виду речи, как монолог. Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога [1]. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь, монологическая речь учителя. Однако наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи. Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным. По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая [1]. Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная. Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест. Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады и т.д.
Как мы видим, монолог учителя также может включать различные речевые жанры. Также мы видим, что монолог учителя, желательно, должен быть подготовлен заранее. Творческий портрет же представляет собой заранее составленный текст, который в более свободной форме воспроизводится учителем на уроке. Вследствие подготовленности текста жанры творческого портрета резко сужаются (биографический жанр, жанр монографии, письма композитора, жанр эссе и другие).
1.2. Музыка как вид искусства и особый текст
В Европе, Америке, России нет такого музыканта, который бы не понимал нотной грамоты. Русский прекрасно понимает то, что написано американцем и наоборот. На всей планете царят одни и те же нотные знаки, обозначения и термины (пожалуй, только в восточных странах есть некоторые различия вследствие физиологических различий мозга). Нотная грамота доступна всем музыкантам, но при этом она не доступна людям, которые не обучались нотной грамоте. Т.к. нотная грамота (музыка), представляет собой сложную систему знаков, символов, понятий и т.д. Считается, что музыка сродни математике по своему укладу и близка к философии по своей глубине. Недаром один философ сказал: “Космос это математика и музыка”. Таким образом, музыка представляет собой особый текст (нотный или звучащий), который передаёт определённую информацию: идеи, чувства и т.д. (как мы писали выше (см. введение)).
Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения. Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет музыке раскрывать не только психологические состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и "заразительном" выражении эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основано широко распространённое определение её как "языка души" [10].
В музыкальное содержание входят (как мы уже писали) также "художественные мысли", тесно связанные с эмоциями, "прочувствованные". При этом, однако, собственными средствами, без помощи слов и других внемузыкальных факторов музыка может выразить не все виды мыслей. Ей не свойственны предельно конкретные мысли-сообщения, содержащие информацию о каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций. Однако музыке вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных и психических явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональным состояниям человека [10].
Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей, композиторы часто выходят за пределы так называемой чистой (инструментальной непрограммной) музыки обращаясь к слову как носителю конкретного понятийного содержания (вокальная и программная инструментальная музыка), а также к сценическому действию. Благодаря синтезу со словом, действием и другим формируются новые типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными другими компонентами синтеза, а за тем переходят в "чистую" музыку как носители тех же понятий и идей. Для выражения мыслей композиторы используют и звуковые символы (возникшие в общественной практике, бытующие в определённой социальной среде напевы или наигрыши, ставшие "музыкальными эмблемами" каких-либо понятий, например: нисходящая хроматическая гамма символ смерти) или же создают собственные, новые "музыкальные знаки" (например, лейтмотивы). В итоге в содержание музыки входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.
Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной природы наиболее близка ей лирика. В содержании музыки в целом господствуют положительные образы. Однако уже давно, и особенно широко с эпохи романтизма, в музыку вошли также отрицательные образы (а с ними ирония, карикатура, гротеск). Всё же и после этого основное место в музыкальном содержании продолжает занимать утверждение, "воспевание", а не отрицание, обличение. Подобная органическая склонность музыки к раскрытию и подчёркиванию лучшего в человеке усиливает её значение как выразителя гуманистического начала и носителя нравственно-воспитательной функции [12].
Материальным воплощением содержания музыки, способом его существования служит музыкальная форма - та система музыкальных звучаний, в которой реализуются эмоции, мысли и образные представления композитора. Даже взятые в отдельности, музыкальные звучания обладают уже первичными выразительными возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологическое ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки, а также синэстезические ощущения (тяжести или лёгкости, тепла или холода, темноты или света и т. д.) и простейшие пространственные ассоциации. Эти возможности используются в любом музыкальном произведении, однако обычно лишь как побочные по отношению к тем ресурсам психологического и эстетического воздействия, которые заключены в более глубоких слоях музыкальной формы, где звучания выступают уже как элементы целостных организованных структур.
Синтезируя со словом и действием, музыка приобретает новые выразительные способности (балет, опера, романс). Образование подобных связей позволяет нам лучше понимать и запоминать литературные, музыкальные, танцевальные шедевры, что немало важно для учителя, будь то учитель музыки или учитель литературы.
Выводы
Исходя из выше написанного, мы можем сделать выводы:
Глава 2.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОМОПЗИТОРА
Чтобы точнее сформулировать понятие о творческом портрете композитора необходимо рассмотреть основные жанровые формы, которые могут входить в творческий портрет композитора. Также необходимо проанализировать примеры этих жанровых форм и выявить их достоинства и недостатки. Исходя из полученных данных дать характеристику творческому портрету композитора.
2.1. Речь, характеризующая композитора и его творчество (основные жанровые формы)
Чтобы лучше понять, прочувствовать музыку, нам необходимо для начала познакомиться с биографией композитора, историей создания произведения, временем жизни композитора и временем написания произведения. Здесь нам необходимо обратиться к специфическому жанру: творческому портрету (композитора), (далее ТПК). Отмечу, творческий портрет это особый жанр повествования, о котором говорили многие исследователи (И. В. Журавлёва, Т. Л. Лейниш, Дж. Джонстон и другие). Однако до сих пор точно не изучены составляющие этого жанра. Исследователи (И.В. Журавлева, Дж. Джонстон) считают, что ТП может включать множество жанров, обязательных и факультативных.
Обязательные и факультативные жанры:
Биографический рассказ может хорошо представлять информацию о композиторе, однако биографический рассказ может быть “сухим” и отражать лишь документальную информацию. Вследствие чего детям может быть неинтересно слушать “сухие” даты и имена о каком-то дяденьке, который жил очень давно.
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, предположительно это 16 декабря, известна лишь дата крещения 17-ого декабря 1770 года в Бонне в католической церкви Св. Ремигия.
Его отец Иоганн (Johann van Beethoven, 17401792) был певцом, тенором в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (Maria Magdalena Keverich, 17481787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году.
Дед, Людвиг, (17121773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка «ван» перед фамилией.
(справочная статья [2])
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart.
(справочная статья [2])
Музыкальная цитата передает чьи-либо слова о музыканте или музыки. Однако она может быть сложной для восприятия детям, т.к. является оригинальной законченной мыслью. Так же она характеризуется большой субъективность, что не всегда полезно.
С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего
призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг...
(А. Гречанинов )
Из чего сделана скрипка? Из деревяшек да из овечьих кишок. Но разве музыка становится от этого пошлее или банальней? Наоборот, благодаря этому она восхищает нас еще больше.
(Дж. Барнс )
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит своё, на общую пользу.
(П.И. Чайковский)
Критическая статья передаёт отношение критиков к композитору и его творчеству, может включать в себя музыковедческий анализ произведений. Однако тоже может быть субъективной. Также анализ музыкального произведения может быть непонятен ученикам, т.к. зачастую включает в себя массу различных музыкальных терминов и понятий.
В интродукции 1 части появляется тема рока (как у Бетховена) «зерно всей симфонии», фанфара с ритмом и тембром (медь) военного сигнала.
В 1 части военному сигналу противостоят вальсовые темы, хотя и очень драматизированные. Жанр вальса для Чайковского символ человеческих чувств, личного начала («человеческий образ»). В симфониях Чайковского вальсовые темы несут важную смысловую нагрузку.
Но не вальсовым темам в Четвёртой симфонии суждено преодолеть мрачный рок, а светлым энергичным фа-мажорным темам с мотивом нисходящего верхнего тетрахорда. Зарождаясь в середине 2 части, развиваясь в скерцо, этот мотив торжествует в ГП финала.
(Н.Я. Мясковский, Е. Орлова)
… Моцарт гений сильный, многосторонний, глубокий устарел только своими формами инструментальной музыки; в области оперы он не имеет до сих пор ни одного соперника. Оркестровка его, в сравнении с берлиозовской или мейерберовской, разумеется, жидка; его арии несколько растянуты и подчас грешат угодливостью виртуозным прихотям певцов; стиль его, пожалуй, отзывается чопорностью нравов его времени, но вместе с тем оперы его, и «Дон Жуан» в особенности, преисполнены высочайших красот, полных драматической правды моментов;…
(П.И. Чайковский)
Воспоминания современников могут раскрыть характер композитора, однако они также обладают большой субъективностью.
"Фонограф, несомненно, поразительнейшее, прекраснейшее, интереснейшее изобретение, среди все тех, что делают честь 19-ому веку! Слава великому изобретателю - Эдисону!"
(П.И. Чайковский о фонографе)
Письма композитора могут раскрывать его отношение с другими людьми, однако это не всегда нужная информация, также она может быть не до конца понята нами, т.к. нам доподлинно может быть неизвестно, о чем говорится в письме.
Драгоценнейший Милий Алексеевич,
Не знаю, как благодарить Вас за выбор инструмента, я заранее убеждён в том, что хорош. Как только соберусь, так с божиею помощью возьму его от Бекера. Извещаю Вас заранее о том, что не смотря на желание провести с вами вечер в занятиях музыкальных, в этот Вторник не могу; должен ехать к родным, они у меня больно озлились, говорят, что «забыл совсем». Если Вам угодно, то распорядитесь временем для урока сами, только дайте мне знать дня за два, чтобы я Вам мог дать ответ.
Готовый к услугам Модест Мусоргский.
(Письмо М. А. Балакиреву 16 декабря 1857 г. (М.П. Мусоргский))
Однако если объединить некоторые выше описанные жанры и дополнить получившееся комментариями учителя, а также присовокупить прослушивание определенного музыкального произведения, и всё это адаптировать под определенных учеников, то получится творческий портрет композитора, который в полной мере раскроет личность и творчество композитора.
2.2. Жанр: характеристика творческого портрета композитора
При выборе жанров, автор ТПК опирается на материалы, которые ярче и точнее раскрывают нам сущность произведения композитора. Помогают понять идеи и чувства композитора. Как можно ярче и глубже характеризуют жизнь и творчество композитора. Также ТПК обладает большей субъективностью по сравнению с биографией, в которой сухо отображаются факты из жизни. Биографический рассказ является одним из обязательных жанров ТПК, однако он не может полностью раскрыть сущность композитора. Вот тут-то мы и обращаемся к иным жанрам (факультативным): критические статьи, письма композитора, автобиография, мемуары, дневники, литературная исповедь, биографическое эссе и т.д. Каждый жанр имеет свою специфику и по-своему раскрывает нам композитора, его творчество. Создавая ТПК, учителю необходимо учитывать особенности аудитории (класс, школу, психические и интеллектуальные особенности учеников). Также учитель изначально должен определить цель ТП, т.е. какие эмоции, чувства, идеи он хочет вызвать у детей, с какой стороны, и какую сторону композитора он хочет представить ученикам. Не стоит забывать о временном ограничении урока (уроков). За отведенное время (45 минут если учитель располагает одним уроком на данную тему) учителю необходимо не только рассказать о композиторе, но, помимо стандартных урочных действий, дать ребятам возможность прослушать и оценить музыкальное произведение. К тому же стоит отметить, что не всякое музыкальное произведение годится для прослушивания хотя бы по времени (средняя симфония длится 40-50 мин., а опера может длиться часами). Следовательно, учителю придется представить детям лишь определенные фрагменты, которые несут максимальную эмоциональную или информативную нагрузку. Исходя из этого, мы делаем вывод, что учителю необходимо хорошо знать музыкальный материал и базу музыкальной теории.
Выбирая жанр, информацию для ТПК, учителю очень важно правильно выбрать информацию, как бы отфильтровать её. Т.е. определённые негативные факты из жизни композитора стоит опустить вовсе или немного затушевать. Т.к. некоторые подробности, во-первых, могут вызвать у ребят неправильные суждения или негативные эмоции, во-вторых, некоторые подробности вообще могут быть лишними, т.е. не иметь важной роли в творчестве композитора.
Анализируя музыкальные справочники, энциклопедии, учебники по истории музыки, мы обнаружили некоторые закономерности, которые необходимо учитывать при создании ТПК:
Но главным критерием в ТПК является способность текста заинтересовывать читателя (слушателя), увлекать его. Чтобы человек в дальнейшем самостоятельно обращался к изучению того или иного композитора (творца). Для этого учителю необходимо создать интересный, динамичный ТПК и так же интересно и динамично воспроизвести его. Что возможно только при хорошей риторической и методической подготовки учителя, а также при его личной заинтересованности в процессе. Жизнь композитора (творца) может стать образцом для школьников, что заметно облегчит педагогические задачи и поможет воспитать здоровое успешное поколение.
Выводы
Заключение
Завершая данную работу, обобщим полученную информацию. Сейчас, в 21 веке детям необходимы примеры, кумиры, на которых бы они могли равняться. Такими примерами могут стать великие люди (писатели, драматурги, композиторы, философы и т.д.). Эти примеры помогут нам показать ребятам подлинные ценности и идеалы. Искусство, являясь ярчайшим примером всего человеческого, поможет нам воспитать из ребёнка полноценную личность.
Речь человека как коммуникативное явление представляет собой сложный процесс психологического и интеллектуально общения между людьми. Разговаривая, человек, сам того не подозревая, обращается к определенным формулам и клише, которые заложены в определенные речевые жанры. Однако классификация речевых жанров вызывает определенную трудность, т.к. речевых жанров много. Сейчас можно с точностью сказать лишь о крайне поверхностной классификации: устный/письменный, официальный/бытовой, основной/бытовой и т.д.
ТПК несколько сокращает перечень жанров, которые могут быть использованы в нём. Однако ТПК может синтезировать с другими видами искусства (литература, хореография), создавая при этом новые виды искусства (опера, романс), которые имеют больше выразительных возможностей, а вследствие, являются более сложными к восприятию.
Речь, характеризующая композитора, может включать различные речевые жанры. Каждый речевой жанр имеет свои плюсы и минусы. Однако соединяясь в нечто единое, они могут в полной мере охарактеризовать композитора. Это в какой-то степени и является ТПК. Однако ТПК включает в себя и прослушивание музыкальных произведений.
Создавая ТПК, учитель должен учитывать целевую аудитории. Учитель также должен точно определить для себя цель использования ТПК. При этом учителю необходимо знать музыкальный материал и базовые знания теории музыки.
Проводя исследования, мы выявили некоторые закономерности, которые необходимы для создания ТПК:
ТПК как поликодовый жанр глубже понимается и лучше запоминается. Т.к. информация, полученная через различные каналы восприятия (зрение, слух), имеет больше нейронных связей, вследствие чего лучше усваивается.
Мы, таким образом, приходим к выводу, что, готовя урок о композиторе, учитель может создать разносторонний интересный захватывающий урок. При этом пользуясь не одними текстовыми источниками (учебниками, монографиями, мемуарами, письмами, критическими статьями и т.д.), но и музыкальными записями, иллюстрациями, художественными и публицистическими произведениями, светомузыкой, в конце концов. Лишь такое глубокое погружение в творчество композитора поможет детям действительно понять его произведения, его взгляды, его проблематику, его жизнь. А в этом случае они явно не останутся безынтересны к композитору.
Библиографический список
1) Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство, 1986.
2) Бычков М.Н. Популярный справочник. Творческие портреты композиторов М., "Музыка", 1990.
3) Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов : Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - Вып. 1.
4) Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М. : Прогресс, 1988.
5) Дементьев В.В. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. Саратов : Колледж, 1998.
6) Джонстон, Дж. Монография. М.: 2005.
7) Журавлёва И.В. Диссертация: творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя русского языка и литературы. Новокузнецк 2003.
8) Лейниш Т. Л. Диссертация: Формирование коммуникативной компетентности учителя русского языка и литературы в процессе подготовки и использования творческого портрета художника-иллюстратора на уроках словесности. Новокузнецк 2005.
9) Седова Н. А., Омский государственный университет, кафедра русского языка. Речевой жанр - "портрет человека": коммуникативно-прагматическая интерпретация. Омск 1997.
10) Серов А. Н., Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, в его кн.: Избр. статьи, т. 2, М., 1957.
11) Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи. - Саратов : Колледж, 1999.
12) Сохор А., Музыка как вид искусства, 2 изд., М., 1970.
13) Федосюк М.Ю. “Комплексные жанры разговорной речи”. Саратов 1997.
14) Шмелева Т.В. “Модель речевого жанра” М.: 1990.
15) Bhatia V.K. Analyzing Genre. Language Use in Professional Settings. - London and New York : Longman 1990.
16) Halliday M.A.K. Language, Context, and Text: Aspects of Language in a Social-Semiotic Perspective / M.A.K. Halliday, R. Hasan. - Oxford: Oxford University Press, 1989.