Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Философия.
Филенко Любовь Павловна (Ауд.204).
Сообщение не оформлять (только для себя) 7-10 минут. Сообщение можно читать но лучше рассказывать.
Реферат оформлять с титульным листом 10-15 минут и стараться писать более понятный реферат и термины. Реферат хорошо читать и подвести заключение своими словами.
Литература: Радугин А.А. "Философия" курс лекций Москва изд. Библионика 2006г.
В.В.Трошихин, А.А.Евглебский, В.А.Толстиков "Философия" уч. пособие под редакцией Трашихина Белгород изд. Кооперативное образование 2009г.
"Философия" уч. пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского изд. Феникс
Перечень вопросов к экзамену:
1.Понятие "мировоззрение" и его структура.
2.Предфилософское значение мифологии и религии.
3.Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука.
4.Основной вопрос философии, материализм и идеализм. Диалектика и метафизика.
5.Функции и роль философии.
6.Историко-философский процесс: исходное понятие движущей силы.
7.Сущность философского плюрализма.
8.Раннегреческая философия: философы Милецкой школы, Гераклит.
9.Философские учения элиатов и Демокрита.
10.Философское учение о человеке софистов и Сократа.
11.Философское учение Плотона: онтология, гносеология, учение о душе, нравственности, государстве.
12.Учение Аристотеля - вершина философской и научной мысли античности.
13.Религиозный характер, философские мысли в средневековье. Основные принципы религиозно-философского мировоззрения.
14.Учения Августина Аврелия о душе и самосознании. Августин "О двух градах".
15.Учение о двойственной истине. Философия Фомы Аклинского.
16.Патристика и Схоластика. Спор об универсалиях.
17.Основные черты мировоззрения человека эпохи возрождения.
18.Философия природы Николая Кузанского и Джардано Бруно.
19.Френсис Бэкон о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики.
20.Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода.
21.Рационализм Р.Декарта: основные правила дедуктивного метода.
22.Учение Р.Декарта об интеллектуальной интуиции. Дуализм Р.Декарта.
23.Рационализм Бенидикта Спинозы и Г.Лейбница. Учение о субстантивированны философии Бенидикта Спинозы.
24.Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения.
25.Эволюция британского эмпиризма Джон Локк, Девид Юн, Девид Беркли.
26.Механический материализм и сенсуализм эпохи Просвещения.
27.Концепция субъекта в философской системе Канта.
28.Система и метод Гегеля.
29.Антропологизм философии Людвига Фейербаха.
30.Теория познания Джона Лобка.
31.Материалистическое понимание истории философии марксизма.
32.Марксистское учение о практике и истине.
33.Формирование философских взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Диалектический материализм и материалистическая диалектика.
34.Русская философия 18-ого века: Чаадаев, западники и славянофилы.
35.Философия всеединства Владимира Соловьева.
36.Философский иррационализм как умонастроение и философское направление.
37.Экзистенцианализм: основные темы и учения.
38.Эволюция психоаналитической философии. (Фрейд)
39.Концепция бытия, фундамент философской картины мира.
40.Диалектика-материалестическая концепция мироздания.
41.Антропосоциогенез. Соотношение биологического и социального.
42.Человек,индивид, личность.
43.Смысл и назначение человеческого бытия.Диалектика-материалестическая концепция сознания.
44.Структура сознания. Сознание и бессознание.
45.Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания.
46.Чувственное и рациональное сознание.
47.Истина и заблуждение. Знание и Вера.
48.Формы познавательной деятельности человека.
49.Наука как специфическая форма познания. Научная рациональность.
50.Философия воли Шопингауэра и Фридриха Ницше.
51.Цивилизационнный подход к объяснению исторического развития общества.
52.Смысл истории и её постижение философии истории Карла Ясперса.
53.Формационный подход к анализу общественной жизни Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
54.Понятие культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека.
55.Специфика философского осмысления общественной жизни и культуры.
56.Особенности западной и восточной культур. Россия в идеологии культур.
57.Происхождение и сущность глобальных проблем современности. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.
58.Проблема свободы философии Николая Бердяева.
59.Русский космизм.
60.Глобальные проблемы современности и перспективы развития человечества.
61.Философия и методология экономических исследований.
62.Экономическое сознание и мышление. Роль философии в выявлении их предпосылок. Стили экономического мышления.
63.Экономико-управленческие науки, их структура и место в системе социального знания.
64.Предмет и методы метотеории экономики и оснований экономических наук.
65.Человек, его потребности и блага - центральный пункт метоэкономики. Экономическая методология как научная дисциплина.
66.Хозяйственная деятельности и смысл жизни человека. Производство как трансформация, преобразования мира и преображения человека. Труд и творчество в сфере экономики.
67.Проблема свободы человека в системе экономико-управленческих отношений. Внешняя и внутренняя свобода человека в системе хозяйственной жизни, и её философские и правовые основания.
Основные проблемы философии:
Основные два направления в философии:
Материализм - это философское направление, которое исходит из того, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, а сознание, мышление - свойство материи (и они вторичны), что мир и его закономерность познаваемы.
Идеализм - это общее обозначение философских учений (философское направление) утверждающих, что дух, сознание, мышление - первично, а материя, природа - вторична, производна.
Лекция #1.
Тема: Философия как мовоззренческая система.
План:
[1].Понятие мировоззрения и его структура.
[2].Предфилософское значение мифологии и религии.
[3].Специфика философского решения мировоззренческих проблем.
[1].Мировоззрение - это сложное образование общественного и индивидуального сознания.
В структуре мировоззрения можно выделить 4 компонента:
Ценность - это способность (свойство) предмета удовлетворить потребности человека. В систему ценности входит представление о добре, зле, счастье, несчастье, о смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в иерархию ценностей.
Существуют определённые социальные нормы (моральные, правовые, религиозные), которые регулируют как жизнь отдельного человека, так и всего общества.
Нормы - это то средство, которое сближает ценностно значимое для человека с его поведением.
Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм, установок, которые определяют отношение человека к миру и выступают в качестве ориентиров и регулятором его поведения.
По характеру формирования и способу функционирования выделяют два уровня мировоззрения:
Жизненно-практический уровень мировоззрения находит свое выражение в мифологии и религии. Следовательно мифология и религия - предшественники философии.
Теоретический уровень мировоззрения находит своё выражение в философии.
[2].В истории человечества выделяют 3 формы мировоззрения:
1.Мифология.
2.Религия.
3.Философия.
1.Мифология - это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества.
Миф возникает на ранней стадии развития общества, когда человек даёт ответ на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания, объяснение явлений природы, появление людей, животных. Первые мифы были космологические (как утроена природа, космос и т.д.), мифы посвященные тайнам рождения, смерти, достижениями людей, развитию ремёсел, земледелия и т.д.
Основные характерные черты мифологического мировоззрения:
Миф совмещает в себе 2 аспекта:
Таким образом прошлое связывалось с будущим и обеспечивают духовную связь поколений.
2.Религия - это форма мировоззрения основанная на вере в существование фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и на окружающий мир.
Как и мифология религия обращена к фантазии и чувствами, однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное (небесное), а необратимым образом разводит их. Религия имеет свою специфику. Основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядов и действий, направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным. С помощью обрядности культивируются следующие человеческие чувства: любовь, доброты, терпимость, милосердие, сострадание.
Религия имеет свой социальный институт - церковь.
Основной функцией религии является помощь человеку преодолеть историческо-изменчивые переходящей аспекты его бытия, возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает преодолевать житейские трудности, придаёт смысл, значение и устойчивость человеческому бытию.
[3].Философия в переводе с греческого означает - любовь к мудрости. Фил - любовь, софия - мудрость. Впервые это слово употребил древнегреческий учёный, математик Пифагор 580-500г. до н.э. по отношению к людям, которые стремились к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Дальнейшее закрепление этого термина (понятия) связано с именем Плотона.
Первоначально термин философия означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Это были не только практические наблюдения, выводы, зачатки наук, но также раздумья людей о мире, о себе, о смысле и цели человеческого существования. Возникновение философии означало поиск гармонии знания о мире жизненным опытом людей, их идеалами, надеждами. От мифологии и религии философия унаследовала мировоззренческий характер, однако решение мировоззренческих проблем в философии проходило с позиции разума, поэтому философия - это теоретически сформулированное мировоззрение.
Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, места в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, и человека к человеку.
Методы, принципы, использования научного инструментария - это то, что сближает науку и философию.
Характерные принципы философского освоения действительности:
Философия выступает как критика обычаев, традиционных норм и ценностей. Философ не разрушает всё, а отбрасывает только то, что устарело.
Функции философии:
Лекция #2
Тема: Античная философия.
План:
[1].Основные этапы развития античной философии и её особенности.
[2].Зарождения натурфилософии.
[3].Софисты и Сократ.
[4].Платон и Аристотель - систематизаторы древнегреческой философии.
[1].Философия как целостный феномен культуры является созданием древних греков. Греческая (античная) философия имела свои истоки, которые были заключены в социально-политических условиях жизни, особенностях духовной культуры, искусства и религии. Античная философия зародилась в 6 веке до н.э. в Греции и просуществовала до 6 века н.э. Античной философии (древней Греции и древнего Рима) ~1200 лет.
Античную философию можно разделить на 4 периода:
Особенности философии:
2.Материалистическое
[2].Философия древней Греции зарождается как стихийный материализм, как натурфилософия. Традиционно первым античным философом считают Фалеса (640-546гг. до н.э.- годы жизни). Фалесу приписывают изречение - "прознай самого себя!" Особенностью античной философии (начального этапа) было - понять сущность природы, космоса и мира в целом, поэтому натурфилософов по другому их называли физики (физис - природа). Фалес ставит задачу - выявить единое основополагающее начало многообразного мира. Таким началом он считал воду. Он стоял у истоков философского и научного мышления. В идее Фалеса - "всё из воды" впервые образному мифологическому постижению мира противопоставлено понятие единого первоначала всех вещей.
Анаксимандр первоначало видел в айпероне, Анаксимен - в воздухе, Гераклит - в огне, Демокрита - в атомах, Анпидокл выделяет 4 стихии.
Анаксимандр (610-546гг. до н.э.) - ученик Фалеса. Основной труд - "О природе". Он первоначало всего видит в "айпероне" (айперос - бесконечный, безпредельный, безграничный). По его мнению "айперон" вещественен, активен, находится в постоянном движении. Он самодостаточен и управляет всем. Он один из первых утверждал философский монизм (учение, согласно которому всё произошло из единого начала.
Анаксимен (582-524гг. до н.э.) - ученик Анаксимандра. Суть его философии составляет учение о воздухе, как о первопричине, первооснове мироздания и возникновения из него всего сущего по средствам процессов сгущения и разряжения. Он создал определенную теорию физических переходов (разные агрегатные состояния определяются температурой и величины плотности, изменение которых ведут к скачкообразным переходом между ними).
Выводы по Милецкой школе:
Таким образом философы Милецкой школы стремились материалистическое объяснить мир, его отдельные явления, его общие принципы и основы.
В Эфесе возникает Эфесская школа, связанная с именем Гераклита (540-480гг. до н.э.). Гераклит поставил проблему изменчивости, текучести бытия. Автор фразы "всё течёт, всё меняется". Основой всего он считает огонь. Он открыл новую картину мира и является родоначальником диалектической идеи о противоречивые природе вещей и о единстве и борьбе противоположностей.
Основные философские принципы Гераклита:
Элиаты.
У Пифагора в основе всего положено (началом всего сущего он считал) число.
Ксенофан, Парменит и Зенон рассматривали вопросы бытия. Они противопоставили истинное бытие чувственному миру, т.е. знания - мнению. Согласно им бытие - это то, что есть всегда, оно едино и неделимо, в отличие от множественности чувственного мира.
Демокрит (460-370гг. до н.э.). Был очень обрадованным, много путешествовал, его называли смеющимся философом. Основатель атомистического материализма. Для него мир - это система атомов в пустоте. "Атом - бытие, пустота - не бытие. Атом не делим и вечен и находится в постоянном движении." -считал Демокрит. Атом мыслился как философское и как научное первоначало. Он бы атеистом. Он считал, что богов породил страх. Суть антологии Демокрита сводится к 2 основным положениям:
Эмпидокл (484-424гг. до н.э.). Основное положение - положение о 4 стихиях. Он считал что они лежат в основе всего сущего. Это вода, огонь, земля и воздух.
[3].В древней Греции каждый гражданин имел право отстаивать свое мнение на народном собрании, суде, поэтому важное значение для свободного грека имела политическая деятельность, ораторское искусство (мастерство), логика. В это время появляются профессиональные учителя, которые обучают юношей различным наукам, приёмам политической деятельности, юридической деятельности. Этих учителей называли учителями мудрости - Софистами.
Софисты внесли большой вклад в развитие логики, ораторского искусства и т.д. На первый план они выдвигали проблему воспитания, они считали, что добродетель не даётся от рождения, она основывается только на знании. Это были первые греческие просветители, главное внимание они уделяли человеку, его жизни как члена общества, уйдя от проблемы физиса и космоса. Они являются зачинателями гуманистического периода в античной философии. Протагор, один из софистов говорил - "мера всех вещей" (подумать над этим). Софистика подготовила переворот в антропологии, который совершил Сократ.
Сократ (470-399г до н.э.). Он отвергает вопросы, которыми до него занималась философия: о первоначалах, о природе, о мироздании. Философия, по мнению Сократа, это учение о том, как следует жить. Мерилом всех вещей для него является человек как существо разумное и мыслящие. Главная способность человека - это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее обязательное знание. Человек должен затратить определенные усилия, чтобы обрести это знание. Отсюда вытекает метод Сократа Майевтика (повивальное искусство). Этот метод помогает рождению человеческой мысли. Философ уподобляется бабке повитухи,которая помогает родить ребенка. Исходным началом этого метода является ирония. Она побуждает людей к сомнению. "Я знаю, что я ничего не знаю" - Сократовская фраза, побуждающая к сомнению. Задача философа родиться к новой жизни, обрести подлинные, истинные моральные нормы.
Сократ считал, что философия - это способ познания добра и зла, которое осуществляется в процессе беседы. Беседы, диалоги - основной метод Сократа. Он считал, что знание должно нести добро. Сократ верил, что человек никогда не поступит плохо или дурно, если он знает что такое добро. Нравственное зло идет от незнания, следовательно знание - это источник нравственного совершенства.
Сократ выделяет 3 основных добродетели:
Итак, в центре внимания Сократа - человек. Он рассматривается как нравственное существо, поэтому его философия это этический антропологизм. Сократа мучает проблема: в чем природа и последняя реальность человека, что есть сущность человека; его волнует душа, а под душой он понимает разум и нравственно-ориентированное поведение.
Основные тезисы Сократовской этики:
[4].Платон (427-347 г. до н.э.) родился в Афинах.
У Платона в философской системе можно выделить 4 части:
1.Антология - учение о бытие. Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, постигаемое только разумом. По Платону бытие множественно. Множество бытий он называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Он проводит разграничение между сущностями и явлениями. Первичным он считает мир идей а вторичным мир чувственных вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи.
Материя (по Платону) - это первичный материал, то, из чего состоят (делают) все чувственно-существующие вещи. Он был идеалистом по идеям.
2..Космология. Платон рассматривает учение о творении божеством космоса из первобытного хаоса. Творца мира он называет божественным демиургом, устроителем мира. Далее он вселил ум в душу космоса, а душу в тело
3.Гносеология - это наука о познании. Теория познания у Платона опирается на учение о душе. Он выделил в человеке бессмертную душу и смертное тело. Бессмертная душа едина, неделима, находится в постоянном движении, во время которого она соприкасается с миром идей. Смертное тело делимо, состоит из частей, в него входит материя, тело конечно и смертно. Платон был сторонником переселения душ. Суть процесса познания заключается в том, что душа припоминает те идеи, которые она когда-то созерцала.
Этика это основа учения Платона. Только истинное знание Платон считал условием нравственных поступков. Истинным знанием обладает душа.
Он выделяет 3 части души:
Таким образом Платон впервые ставит вопрос об отношении бытия и мышления; материально чувственного и идеально существующего мира. Он утверждает первенство идей над чувственно воспринимаемыми вещами. Таким образом им была положена основа идеалистической линии философии.
Буддизм - религия, основанная на учениях Будды (Сиддхартха Гаутама). Основано на 4 истинах :
Конфуцианство - это учение древнего мыслителя и философа Китая, которое оказало глубокое влияние на жизнь Китая и восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.
Конфуций сформулировал золотое правило этики:
Так же 5 постоянном праведного человека:
"Жэнь" - человеческое начало, милосердие, гуманность.
"И" - правда, справедливость.
"Ли" - обычай, обряд, ритуал.
"Чжи" - здравый смысл, благоразумие, мудрость.
"Синь" - искренность и добросовестность.
Лекция #3
Тема: Философская мысль философии средневековья и эпохи возрождения
[1].Религиозный характер философии средневековья и ее основные принципы.
[2].Патристика и схоластика. Теория двойственной истины философии Фомы Аклинского.
[3].Основные черты мировоззрения человека эпохи возрождения.
[4].Философия природы Николая Кузанского и Джардано Бруно.
[1].Средневековая философия в западной Европе - это христианская философия (с 5 по 15 век - средневековый период, хотя философские труды христианства появляются еще во 2 веке.
Аполагетика - это философия раннего христианства. Представителей называли Апологетами, они защищали христианское вероучение.
Философия Филона Александрийского. Филон впервые дал личностное понимание бога. Он вводит понятие логаса, мирового порядка, красоты, гармонии.
Логас - это сотворенный богом дух, который есть божественный разум.
Стоицизм - направление в античной философии. Самое главное было то, что другая жизнь будет не на земле и будет лучше. Стоицизм предоставил христианству системы нравственных ценностей таких как: пренебрежение реалиями социальной жизни, отрицание предметно-телесных ценностей, противопоставление телесного духовному.
Главной особенностью средневековой философии является теоцентризм - реальностью, которая определяет всё сущее в мире и этим является сверхъестественное начало - Бог.
Теоцентризм проявляется (выражается) в следующих принципах:
[2].Средневековую философию можно разделить на 2 этапа:
Патристика(2-8века) - это философия, идеология отцов церкви. Духовно-религиозных вождей хрестианства. Основными представителями отцов церкви (данного периода): Иоан Дамаскин, Аврелий Августин.
Аврелий Августин (354-413гг). Основные произведения: "О граде божьем". Его философия христианских и древних доктрон. Главным источников служит объективный идеализм Плотона. Августин считал познание бога единственной целью и ценностью человеческого бога. По Августину бог - это центр философского мышления, а мировоззрение теоцентрично. Сущность теории Августинп - априорность, т.е. творцом всех идей и понятий является бог. По учению Августина весь мир пронизан разумом, который содержит в себе световую природу, т.к. имеет общую причину возникновения бога. Вещи и человеческая душа светится отражённым светом через бога. Бог - это невидимое солнце, но делающее всё остальное видимым. Процесс познания осуществляется через лучи божественного света. Августин один из великих теологов, который связал античность и христианское время. Основные выводы Августина: "человек в центре", "линейное развитие истории", и "бог как личность".
Иоан Домаскин (патристика на византийской почве). Его выражение "учение - свет, а неучение - тьма."
Положение, которое внесла Патристика в философскую мысль:
Мир приобретает временной характер (идея линейности истории). История получает направленность.
Идея человека как центра мироздания. Признавалась духовность человека, что отличало его от тварного мира.
Решалась проблема сущности бога и утверждалось представление о нём как о личности и творце.
Центральная проблема - внутренний мир человека. плоть - носитель греховности.
11 век - рождения Схоластики (пошло от слова "Школа"). Схоластика - "школьная философия, то есть философия, предназначенная для обучения людей основам христианского мировоззрения. Схоластика продолжает традиции апологетики и Аврелия Августина. Одним из характерных признаков Схоластики является авторитаризм.
Схоластика сознательно рассматривает себя как "служанка богословия". Ярким представителем Схоластики был Фома Агвинский (1225/26 - 1274).за заслуги перед церковью он получил титул "ангельского доктора" и был причислен к лику святых, а его учение признано официальным учением каталицизма. Главным в его философско-теологической системе является теория о гармонии веры и разума. Аклинский провозглашает что вера не должна противоречить разуму. Некоторые положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Разум способен доказать существование бога, сотворение мира, бессмертие души. Разум и вера направлена на познание одной и той же истины - бога, но делают это разными путями. Разум опирается на науку и философию, а вера - на теологию.
Гармония веры и разума заключается в том, что бог открывается человеку двумя путями:
Наука и философия, познавая мир средствами разума приходят к мысли о существовании бога. Теология на основании откровения, которое находится в библии. Теология позволяет человека принять важные истинные вероучения. Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и верить. Различая веру и разум Аклинский отделял науку и философию от теологии, обосновывая тем самым ее относительную самостоятельность. В науке и философии не может быть признано истиным то, что является ложным с точки зрения теологии.
Таким образом Аклинский, признавая ценность научного знания, сохранил контроль теологии над наукой и философией.
[3].Возрождение охватывает период в Европе с 15 по 18 век. Философия возрождения - это совокупность философских направлений, возникших в Европе, которых объединяла антицерковная, антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его физические и духовные силы.
Основные черты мировоззрения:
По философии Николая Кузанского стр.80-81.
Лекция #4
Тема: Философия нового времени.
План:
[1].Философский эмпиризм Френсиса Бекона.
[2].Рационализм Рене Декарта.
[3].Рационализм и материализм эпохи просвещения - самостоятельно. (По Радугину стр. 92-97).
[1].Новое время - это эпоха, которая охватывает 17, 18 и 19 века. В новое время наука и разум рассматриваются как основной инструмент созидания. Основными чертами философии нового времени были: освобождение от теологической проблематики и установление тесной связи философии с наукой.
Философия нового времени опиралась на опытно - экспериментальные знания как главные средства достижения новых практических истин.
Философию нового времени делят на 2 направления:
Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Основные произведения: "Новый органон", "О достоинстве и приумножении наук" и др. Бэкон дал обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Он разработал основные принципы индуктивного метода. Основной тезис Френсиса Бэкона - "Знание - сила!". Он считал, что конечная цель науки - это изобретение и открытие для человеческой пользы, но в современном виде она не способна решить эти задачи, поэтому её необходимо перестроить. Необходимо проделать два вида работ: критическую и позитивную.
В критической работе можно выделить 2 основным направления:
Призраки рода (идолы рода). Они присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств (например - природные явления человек наделяет человеческими чувствами)
Призраки пещеры - искажённые представления о действительности, связанные с субъективным восприятием окружающего мира.
Призраки рынка или площади - ложное представление людей, пораждённые неправильным употреблением слов.
Призраки театра - ложные представления о мире, не критически заимствованные людьми из различным философских систем.
Призраки рода и пещеры - это естественные свойства индивида. Преодолеть их можно самообразованием и воспитанием.
Идолы рынка и театра приобретены умом они являются следствием авторитета церкви, мыслителей и т.д. Борьба с ними должна проходить через преобразование общественного сознания.
Центральное место в философии Бэкона занимает учение о методе. Его метод основывался на ведущие роли в познании опыта - эмпиризм. Бэкон выделяет 2 вида таких опытов: опыт плодоносный (который приносит пользу от исследования) и опыт светоносный - теоретические исследования в целях более глубокого изучения (познания) предмета. Опыты должны ставиться по определённому методу. Таким методом является индукция - это движение мысли от частного к общему.
Предложенный Бэконом метод предусматривал прохождение 5-ти этапов исследования (которые записаны в таблицах):
[2].Основоположником рационализма философии нового времени считается Рене Декарт (1596-1650 гг.). Французский философ, математик, учёный. Основные произведения: "Рассуждение о методе", "Метафизические размышления", "Начала философии". Декарт признавал значение опыта, однако наибольшее значение в познании он придавал деятельности ума, разума.
Учение Декарта об интеллектуальной интуиции. Декарт пытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Он выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Он считал, что с помощью математики можно прийти к твёрдым, точным, достоверным выводам. Рационалистический метод Декарта - это философское осмысление и обобщение тех приёмов и истин, которыми оперировала математика.
Суть этого рационалистического метода сводится к двум основным положениям:
Следовательно дедукция по Декарту - это определение неизвестного через ранее известное.
Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Основной тезис Декарта: "Я мыслю - следовательно я существую".
Декарт и Бэкон положили начало расколу всей действительности на субъект и объект:
Бог по Декарту является творцом объективного мира. Он же - созидатель человека. Бог вложил в человека естественный свет разума. Таким образом он выступает источником значимости человеческого мышления.
Декарт выдвинул теорию "О врождённых идеях". К ним он относил идею существования бога, как существа всесовершенного, идею чисел, фигур, а так же некоторые общие понятия.
Таким образом важнейшая часть философского наследия Декарта - это рассуждение о методе. Основным методом познания он считал рациональное познание, в основе которого лежит разум. Основным методом получения истинных и полезных знаний - рациональная дедукция. Он является основателем философского дуализма нового времени. Он признает существования двух независимых друг от друга первоначал. Нематериального - мышление, а материальное - протяжение, а над ними в качестве истины - бог.
Бэкон и Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали ей философское основание. Метод Бэкона - индукция, метод Декарта - дедукция.
[3].18 век вошел в историю западной Европы как эпоха просвещения. В философском смысле он завершил те идеи, которые появились в эпоху возрождения и развивались в 17 веке. В эпоху просвещения эти идеи наиболее ярко выражены:
Одной из важнейших характеристик эпохи просвещения является рационализм.
Рационализм эпохи просвещения - это широкое идейно-теоретическое течение, которое выражает взгляды, потребности, общественное настроение определенных социальных слоев на определенном этапе развития. Рационализм вырабатывает определенные ориентации человека в практической деятельности и познании.
Для него характерно:
Противоположность рационализму - иррационализм (писсимистическая оценка человеческим возможностям).
В центре всех философских школ и течений 1 активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается как источник всей субъективной деятельности человека. Разум является проявлением свободы, самодеятельности, активности. Человек призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения, быть равным другому, разрабатывать гражданские и политические свободы.
В рационализме существуют различные подходы:
Материалистическое решение мировоззренческих вопросов об отношении сознания к материи обусловили сенсуализм. Источников всех знаний сенсуалисты считали ощущение. Без ощущений, без чувств - ничто не доступно нашему познанию.