Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ей^ Все чаще можно услышать аналогии с Ираном рубежа 70 80х гг

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 4.6.2024

Теория   49

САМОУПРАВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Кирилл КОНЮХОВ, старший преподаватель МГПУ имени Ленина

Дискуссия о модернизации российского общества сегодня все столь же остра и злободневна, как и 6—7 лет назад, но в ней все сильнее проявляются пессимистические мотивы: а возможно ли вообще модернизировать Россию? Должна ли эта модернизация сопровождаться вестернизаци-ей^ Все чаще можно услышать аналогии с Ираном рубежа 70—80-х гг., разговоры о том, что преооразования закончатся реакцией или развалом. Действительно, радикальные экономические реформы натолкнулись на молчаливое, но очень упорное сопротивление большей части населения, не желающей признавать правила функционирования рыночной экономики, основополагающих ценностей западной демократии и определяющей роли права в жизни общества, ьолее того, либеральные ценности не воспринимаются правящей и интеллектуапьной верхушкой, которая их якобы пытается насаждать.

Попытки объяснить этот феномен только 70-летним периодом советской истории с каждым годом выглядят все менее убедительными: во-первых, в начале XX века наблюдалось во многом схожее восприятие окружающего мира. По всей видимости, речь надо вести об общественном архетипе, значительно ослабленном, скрытом под внешним лоском образованности, но властно управляющим поведением миллионов людей, (твоими корнями он уходит в глубину веков, его боятся трогать и «реформаторы", и оппозиция, так как инстинктивно чувствуют в нем угрозу своему политическому благополучию. Но и они постепенно начинают осознавать, что без его всестороннего изучения попытки вывести страну из кризиса обречены на неудачу.

Наиболее мощной преградой на пути развития общества (и не только в России) стали стремительно нарастающие апатия и безразличие самых широких слоев населения. Человек утрачивает убедительные мотивации к труду и общественной жизни. Среди многочисленных рецептов преодоления сложившейся ситуации наиболее перспективным представляется развитие местных и производственных самоуправлений. На протяжении ста с небольшим лет российская история показала два потрясающих примера бурного развития и очень эффективного действия самоуправленийземства и советы. Конец и тех, и других был печален, но их заслуги неоспоримы, а сам факт возникновения и динамичного развития наводит на мысль, что они соответствовали тому глубинному архетипу, который на протяжении веков определял народное сознание. В этой статье я обращаюсь к самым древним славянским самоуправлениям и той традиции самоорганизации общества, что восходит уже к раннефеодальному Русскому государству.

История славянской территориальной общины берет начало в глубокой древности. Уже с VI века она достаточно четко просматривается по археологическим материалам и данным письменных источников. Похоже, ее генезис

4. "Диалог" № 6

можно связывать с этническими процессами, протекавшими в Европе на рубеже ill1 тыс. до н.э., когда оказавшиеся в самом центре миграций праславяне в полной мере испытали на себе влияние кельтских, венетоилпирийских, фракийских племен. Возможно, именно активное взаимодействие с соседями, а также земледельческий характер хозяйства, не требующий активной завоевательной политики, способствовали формированию достаточно открытой общественной структуры.

Во всяком случае, исследователи нигде не могут с уверенностью констатировать наличие у восточных славян родовых коллективов или больших семей. Как правило, указывают на пережитки, вроде кровной мести в «Русской правде», человеческих жертвоприношений, или на археологические памятники начала тысячелетия так называемые большие дома. Однако ничто не указывает, что они принадлежали славянам, а большинство прочих свидетельств относятся к русам, чьи этнические корни остаются неясными. Тем не менее они существенно отличались от славянского населения, что было отмечено как летописью, так и иностранными авторами. Главное отличие не язык, а общественная организация, которая имела в своей основе родовую оощину, более закрытую и иерархизнрованную, чем славянская. Именно эта жесткая организация позволила создать государство на огромных просторах Восточно-Европейской равнины.

Первичной ячейкой славянской территориальной общины была малая семья. Повзрослевшие дети, часто небесконфликтно, отселялись, образуя новые поселки и гнезда поселений. Несколько гнезд поселений составляли общину. Хозяйственная деятельность общинников протекала в тесном единстве, каждое поселение имело, как правило, свою кузницу, общую яму для хранения запасов, угодья. Большинство общин имели свой культовый центр капище иубежище на случаи опасности городище. Для решения общезначимых вопросов славяне могли координировать свои действия: внушительным памятником славянским общинам Приднепровья остались знаменитые Змиевы валы.

Гораздо сложнее решался вопрос об управлении общиной. Если родовым коллективом управлял патриарх, старший в роду, то в территориальной общине, где все были формально равны, проблема лидерства решалась не столь очевидно. Источники указывают, что старейшин выбирали на народных собраниях. Это подтверждается археологическим материалом каждое селение в центре имеет хорошо утоптанную площадку, на которой могли разместиться все его жители. Аналогичные места сбора были и в каждой общине, и в каждом племени (капища, как правило). Важнейшие решения принимались старейшинами совместно.

Такая демократическая система имела ряд достоинств этническая и религиозная терпимость, возможность выдвигать на ответст-

50

венные посты наиболее способных людей и т.д. Но она имела и существенные недостаткиобладала низкой мобилизационной способностью и с большим трудом решала межобщинные конфликты. От внешних врагов предпочитали откупаться данью, внутренние столкновения пытались предотвращать с помощью третейского суда. Но эта система действовала, пока в повестке дня не стояли вопросы выживания племен. В слоях VUI—IX вв. археологи вскрывают большое количество пепелищ: перенаселение привело к острым конфликтам из-за земли. Племена Северо-Запада смогли, несмотря на противоречия, договориться и пригласили в качестве третейских судей и защитников варяжское племя русь. С этого момента (862 г.) начинается многовековое противостояние и сотрудничество Земли (территориальной общины) и Власти (государственной организации, представленной сначала княжеской дружиной, а потом государственным аппаратом).

Как уже отмечалось, Земля и Власть взаимно нуждались друг в ^руге, но интересы и принципы общественной организации не совпадали, иерархически организованная княжеская дружина старалась взять побольше, а община, где властные полномочия делегировались снизу, отдать поменьше. В результате столкновение произошло почти сразу Рю~ рик убил словенского князя Вадима. Однако в дальнейшем русы показали себя хорошими правителями: объединили славянские племена вдоль пути «из варяг в греки", освободили их от дани хазарам, показав довольно скромные собственные аппетиты, организовали крупные походы на Византию и Каспий. Невыполнение властью своих обязательств вызывало резкое осуждение («Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул"}, а порой и открытые выступления (1068 г. в Киеве). Попытки собрать лишнюю дань могли привести к войне (восстание древлян в 945 г.). Земля показала себя активным субъектом политической жизни, и княжеской власти пришлось налаживать с ней отношения.

Постепенно вырабатывалась целая система взаимных обязательств и разграничений полномочий, моральных и юридических, письменных и неписаных, в самых разных сферах жизни. К сожалению, Земля оставляла очень мало письменных источников, поэтому до нас дошла только точка зрения власти, отраженная в летописях .и различных литературных произведениях. Но и по этим материалам можно проследить сложные взаимоотношения общинных самоуправлений и государства в Древней Руси. Отмечу, что историческая наука уделяет первостепенное внимание именно государственной истории, поэтому проблема русского самоуправления осталась очень слабо изученной.

Вечевое самоуправление было характерно для подавляющего большинства городов Древней Руси. Следы вечевого строя обнаруживаются даже в таких «княжеских» городах, как Москва и Переславль-Залесский. Вечевая система не была настолько хаотична, как ее принято изображать. На собраниях происходило обсуждение довольно сложных с юридической точки зрения договоров, принимались политические решения, требующие длительной подготовки и согласования, проходили выборы из большого числа кандидатур, разбирались судебные дела. Все это указывает на то, что сходки не были стихийными, существовали ведущие и ответственные за процедурные вопросы, решения готовились заранее и могли корректироваться по ходу дела. Новгородская вечевая форма правления показала свою спо-

собность к самореформированию. Известно, что на вечевой площади Киева участники собрания располагались с «комфортом» сидели на скамьях.

Каждый город представлял собой целостную общину. Согласно славянской десятеричной системе общественной организации тысячу. У нее имелись более мелкие подразделениядесятки и сотни, которые тоже собирали свои собрания. Мы знаем о существовании в Киеве двух вечевых площадей: на Подоле и на Горе. Для Новгорода, помимо общегородского веча, были характерны собрания сторон (Софийской и Торговой), кончанские сходки и, возможно, даже уличанские. Мелкие собрания могли проходить в усадьбах местных авторитетов. Если гипотеза В. Л. Янина о сравнительно небольшом количестве участников общегородского новгородского веча верна, то можно с большой долей уверенности предположить, что его участники делегировались местными собраниями (по аналогии с кельтской системой самоуправления). Настоящей бедой для города была ситуация, когда местные собрания не могли между собой договориться: дело, как правило, заканчивалось дракой, после которой противников «сводил в мир» посредникархиепископ.

Князья предпочитали иметь дело не с вечемвстреча с разъяренными горожанами могла плохо кончиться, а с выборными представителями общин. В источниках выборные именуются по-разному, что создает трудности для исследователя. Наиболее прозрачен термин «старцы градские», встречающийся в "Повести временных лет» и некоторых других летописях. Когда главы городского самоуправления именуются по должности посадник, ты-сяцкий, более или менее четко можно определить их функции, но неясно, выборные они или назначены князем. Наиболее сложно определить, о ком идет речь, если летописец употребляет слово «боярин». Это понятие, часто встречающееся в летописях, может обозначать и старших княжеских дружинников, и представителей новгородской и псковской верхушки (наследственная титулатура), и выборных представителей города. Сегодня можно с уверенностью говорить о наличии значительного слоя «земских бояр", активно участвовавших в городском самоуправлении и опиравшихся в своем противостоянии с князем на вече. Из их среды, как правило, избирались главы города.

Функции высших должностных лиц городских самоуправлении были весьма разнооо-разны. Посадники в Новгороде наблюдали за общим порядком в городе, вершили суд, совместно с тысяцким и архиепископом представляли город на международной арене. Ты-сяцкие отвечали за организацию городского ополчения, сбор некоторых налогов, «торговый суд», возможно, контролировали новгородскую «палату мер и весов». Помимо этого, на вечевых лидеров возлагалась ответственность за правильное функционирование органов городского самоуправления. Естественно, город сам поддерживал свою жизнедеятельность: регулярно перестилались мостовые (в Рязани и Старой Руссе из древних досок, выброшенных археологами, и в XX веке строили сараи), содержались в образцовом порядке сточные канавы, создавались запасы леса на случай пожара и т. д.

Юродские веча достаточно строго контролировали своих выборных. Наиболее действенным средством была ежегодная смена глав городских самоуправлений, представлявших различные части города. К этой системе при-

Теория   51

шел Новгород в XIV веке. Сама возможность проведения такой реформы говорит о высокой степени организации общины. Однако в экстремальных ситуациях происходила стихийная смена руководства путем восстания. Неудачливый лидер в этом случае мог потерять имущество, а иногда и жизнь.

Однако наиболее интересным и актуальным для понимания нынешних реалий является такой аспект внутриполитической жизни Древней Руси, как отношение вечевых самоуправлений с княжеской властью. После трагических событий восстания древлян в 945 году начинается  длительный  период  взаимной адаптации и противостояния двух тенденций власти.

Первые известия о попытках князя найти общий язык со своими подданными относятся ко времени правления Владимира Святосла-вича Святого. Убив своего брата Ярополка, весьма популярного среди киевлян, будущий святой имел все основания опасаться гнева горожан. Не способствовала росту авторитета князя и его безудержная похоть. Владимир 1 сумел сориентироваться в сложной ситуации и выдвинуть целую программу взаимоотношений со своим народом. Во-первых, Владимир четко выделил приоритет: основная обязанность князя защита земли. В конце Х века прекращаются дальние грабительские походы за Дунаи, зато усиливается противодействие печенегам: происходит целая серия войн, строятся крепости по границам Руси. Не менее активно идет и натиск на Польшу под контроль Киева переходят Червенские города. Во-вторых, как мы видим из летописей и оы-лин, князь борется и с внутренним врагомпреступностью, безжалостно караяяразбойников (ввести смертную казнь, не соответствующую славянской традиции, у него, впрочем, не получилось). В-третьих, Владимир регулярно практикует советы с должностными лицами местного самоуправления сотскими, десятскими, "старцами градскими» и «лучшими мужами». Встречи эти проводились каждое воскресенье в наиболее благоприятной для поиска компромиссных решений обстановке за накрытым столом. Все важнейшие для жизни страны решения общегосударственные жертвоприношения, принятие новой религии, судебная реформа принимались после совета с представителями Земли. Четвертым важнейшим положением Владимирской программы стала систематическая социальная поддержка беднейших слоев населения: часто княжеские пиры превращались в общегородские праздники, когда угощали всех желающих. Неудивительно, что Владимир остался в народной памяти как «Красно Солнышко»добрый, справедливый и хлебосольный князь, хотя его личные качества, похоже, мало соответствовали этому идеалу.

Во второй половине XI века городские самоуправления все настойчивее претендуют на активную роль во внутренней и внешней политике страны. В 1068 году киевляне впервые непосредственно решают судьбу князя: отказавшийся вооружить народ для отпора половцам, Изяслав Ярославич оыл изгнан из города. Почти через 30 лет, в 1097 году, киевляне, наоборот, заступились за его сына Святополка, оказавшегося косвенно виновным в ослеплении Василька Ростиспавича. В 1113 году город вновь делает самостоятельный политический выбор в обход принятого у русских князей лествичного права наследования приглашает на киевский стол Владимира Мономаха.

Этот выбор был не случаен. Именно перея-славский князь наиболее последовательно

выступал в защиту принципов общения с самоуправлением, выработанных еще его прадедом. "Поучение" Владимира Мономаха является не просто политическим завещанием князя, наставлением детям, но и изложением своего понимания концепции власти одним из самых блестящих политиков Древней Руси. Власть представляется как прежде всего круг обязанностей, четкое исполнение которых дает моральное право возглавлять страну. Защита внешних рубежей страны стала главным делом жизни князя, последний большой поход на половцев он совершил уже в шестидесятилетнем возрасте. Трижды в небольшом тексте подчеркивается важность социальной помощи наименее защищенным слоям населения и справедливого суда, особо выделяется необходимость контроля за назначаемой на места администрацией, а также за «церковным распорядком». Призывы к скромности и трудолюбию не были просто данью религиозной морали или популизму князь реально учитывал древние славянские традиции, равноправие членов территориальной общины и ее терпимость. Так, например, он призывал не прибегать к смертной казни вообще. События 1113 года и последовавшее за ними изгнание из Киева евреев-ростовщиков, невыгодное княжеской власти, показали как умение Мономаха вести диалог с городом и идти на уступки, так и рост политического влияния городской общины.

В течение XII века городские самоуправления значительно усиливают свои позиции. Знаковым рубежом стал 1136 год, когда Новгород впервые изгнал князя Всеволода Мсти-славича, внука Мономаха, плохо усвоившего заветы деда. На вторую четверть этого столетия приходятся и другие события, подтверждающие эту тенденцию: самостоятельное избрание сеое князей Полоцком, смещение и убийство киевлянами Игоря Ольговича. Причин такого усиления городов было несколько. Во-первых, городские общины в этот период стремительно развивались и богатели население Киева и Новгорода достигало 50 тыс. человек, Рязани, как, вероятно, и других центров больших княжений — 30 тыс. Во-вторых, сокрушительные удары княжеских коалиций по половцам практически сняли внешнюю опасность теперь кочевники почти не предпринимали самостоятельных набегов на Русь. В-третьих, постоянные княжеские междоусобицы позволяли городам играть на противоречиях конкурентов. Последнее, однако, иногда обходилось «себе дороже» Киев дважды разоряли помирившиеся противники.

Постепенно городские общины начинали разговаривать с княжеской властью на равных, в ряде случаев самостоятельно определяя свое политическое устройство. Новгородцы, создав достаточно стройную систему городского управления, которая успешно решала  даже  вопросы  внешней  политики, нуждались только в военной защите. Это позволяло им часто менять князей, следя за тем, чтобы они чрезмерно не усиливались. Рюри-ковичам запретили покупать в новгородских владениях землю. Находившиеся в более беспокойном месте киевляне проявили примечательную изобретательность: они приглашали двух князей из враждующих династий. Один сидел в Киеве, другой в нескольких километрах от города, в Вышгороде. Противники не вмешивались в жизнь города, занятые борьбой друг с другом, а горожане имели возможность выбирать полководца, не рискуя остаться совсем оез военной помощи. В 1^12 году один из сильнейших князей Древней Руси, Всеволод

52

Большое Гнездо, для утверждения наследников на столах Владимнро-Суздальской земли собирает что-то вроде земского съезда, который санкционирует его решение. Таким образом, в начале х111 века городские самоуправления уже вмешиваются в область, которая всегда считалась исключительной прерогативой князя утверждение наследников на родовых столах. Все чаще и чаще городские общины брали на себя несвойственные им функции.

Принятие решений в ходе военных действий всегда относилось к сугубо княжеской компетенции. В большинстве случаев летописи представляют нам городские ополчения как исключительно пассивных участников войн, находящихся в полном подчинении у князя. Однако некоторые факты позволяют сделать вывод, что горожане и на войне обладали собственной инициативой. В 1093 году перед битвой на реке Стугне киевляне предложили план наступательного боя, который был принят и привел к поражению русских ратей. Четыре года спустя при осаде Владимира-Волынского именно с горожанами ведет переговоры Свя-тополк о выдаче преступников, ослепивших Василька. Во время усобицы во Владимиро-Суздальской земле после убийства Андрея Боголюбского городские ополчения являются основными участниками военных действий. Вообще при обороне городов самоуправления проявляют зачастую гораздо больше упорства, чем князья. Во время ьатыева нашествия дольше всего держались города, не имевшие князей, Торжок, Козельск, Киев. В то время как Владимир-на-Клязьме быстро пал во многом из-за нерешительности Юрьевичей.

Решения о том, с кем и когда воевать, тоже принимали городские общины. Князья, конечно, могли драться, с кем хотели, но тогда им не приходилось рассчитывать на помощь городских ополчений. Когда Изяслав Мстиславич призывал киевлян идти на войну с Юрием Долгоруким, те ответили: «Мирись, князь, мы не пойдем». Изяслав обманул горожан и в результате остался во время сражения без войска. Отказывались защищать Владимир-на-Клязьме от неприятеля жители в 1175-м и 1216 году. Неповиновение же новгородцев было обычным делом.

Известны случаи вмешательства вечников в княжеский суд. Такие факты, естественно, крайне редко попадали в летопись, контролируемую властью. В 1068 году киевляне спасли из заточения полоцкого князя Всеслава. В 1177 году произошел более яркий эпизод: вла-димирцы потребовали ослепить захваченных в плен рязанских князей. Всеволод Большое Гнездо и Святослав Всеволодович Черниговский (одни из наиболее авторитетных правителей того периода!) просили общину не быть такой жестокой, но горожане настояли на своем: князьям пришлось подчиниться и ослепить пленников. Правда, при этом они не очень усердствовали: отпущенные рязанцы скоро прозрели. Внутриоощинные дела решались "промеж себя» с привлечением третейских судей. Общинники не хотели платить высокие судебные пошлины князю или его наместникам. Особую остроту проблема приобретет позже в XV—XVI веках, когда расцветет взяточничество, а возможности контролировать судей сократятся.

Иногда жертвами вечевых судов становились и сами Рюриковичи. Так, в 1147 году в Киеве был убит Игорь Ольгович, обвиненный а клятвопреступлении. В 1339 году брянские вечники убили своего князя Глеоа Святосла-вича. В 1208 году в Галицком княжестве разы-

гралась одна из самых кровопролитных драм в истории Древней Руси: схватка между сыновьями Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве», и галицким самоуправлением. Игоревичи убили 500 галнцких бояр, но и сами не ушли от ответственности: галичане добились у венгерского короля выдачи преступников и повесили их.

Иногда горожане вмешивались в личную жизнь своих правителей. Семейные неурядицы князей мало интересовали городские общины, но, когда поведение властителей начинало угрожать благополучию города, самоуправления не оставались безучастными. Галицкий князь Ярослав Осмомысл был, судя по прозвищу, умным человеком, но прочими добродетелями не отличался: оставив законную жену, он жил с любовницей, к тому же колдуньей. Юрожане добились прекращения этой связи: любовницу сожгли, а князя заставили вернуться к жене. Однако дети пошли в отца: Владимир Яросла-вич был изгнан из Галича за пьянство и связь с какой-то попадьей. Известны примеры удачных браков князей с горожанками: Ярослав Ярославич Тверской женился на новгородской боярышне Ксении, что значительно укрепило его положение в Новгороде, хотя и не избавило от проблем во взаимоотношениях с вольнолюбивым городом их сына Михаила. От этого брака идет династия тверских князей.

Выше уже отмечалось, что городские самоуправления активно выходили на «международную арену». Известны десятки внешнеполитических договоров Новгорода и Пскова. В своем большинстве они касались торговых отношений, а также защиты интересов отдельных членов городских общин где бы ни находился новгородец, он мог чувствовать поддержку родного города.

Таким образом, можно констатировать, что в начале XIII века был наконецдостигнут баланс между Землей и Властью. Самоуправлениям удалось взять под контроль практически все сферы политической жизни страны. Конечно, в военной и дипломатической областях приоритет оставался за княжеской властью. Но и здесь города могли сказать свое слово. На тревожных границах власть князей была сильнее, чем в спокойных и богатых внутренних районах, старые вечевые города имели более развитые структуры самоуправлений, чем только что возникшие княжеские крепости. Каждая из сторон имела свои аргументы в споре об управлении страной, но городские общины не желали уступить княжеской власти, поддерживали, укрепляли, но и контролировали ее. Конфликты возникали, но они редко приводили к кровопролитию и, как правило, разрешались переговорами. У городов всегда в запасе был неотразимый «аргумент»: династия Рюриковичей сильно разрослась, и желающих покомандовать хватало. В XII! веке страна жила богато поддержка неимущих практически исчезает из списка княжеских добродетелей, а на первое место выдвигается воинская доблесть. Князей-воителеи любили, ими гордились, готовы были, на словах по крайней мере, умереть за них. Однако нигде на страницах летописей мы не увидим «царистских иллюзии» власть понималась как обязанность, долг перед страной. Несмотря на все междоусобицы, рефрен о единой Русской земле переходит из одного источника в другой.

Роковым рубежом в истории русского самоуправления стал 1237 год год нашествия монголо-татар. Города беверо-Восточной и Южной Руси оказались разрушены практически все, население сократилось в несколько раз, пресеклась торговля с Востоком, погибли

Теория   53

десятки князей. Но наиболее пагубной для городских самоуправлений оказалась политическая система, установленная монголами на Руси. Теперь у русских князей появился сеньор хан Золотой Орды. Он раздавал княжения и определял порядок занятия княжеских столов, если кто-то был недоволен, его принуждали к согласию с помощью монгольской конницы. Городские общины утратили главный рычаг влияния на власть возможность сме-щать плохого правителя и на его место приглашать другого. Теперь все решали ханская воля и татарские отряды: в 1239 году Федор Ростиславич силой возвращает свое Ярославль, полвека спустя, несмотря на настойчивые просьбы города, Джанибек передает Нижний Новгород Константину Васильевичу.

Бедствия не закончились с возвращением завоевателей в степи и установлением их политического господства над Русью. Грабительские нашествия и набеги стали страшным бедствием на протяжении 200 лет. 1ак, по весьма неполным подсчетам А. Астайкина, за

XIII век было совершено 7 нашествий и 20 набегов, за XIV — 3 нашествия, 22 набега и 8 посольств, которые по своим результатам были не менее разорительными. Юродские общины подвергались систематическим погромам: Пе-реяславль-Залесский только во второй половине XIII столетня разорялся 4 раза, Влади-мир-на-Клязьме — 3 раза, Рязань за время ига пережила 31 набег раз в 7 лет! Тех, кому удавалось укрыться от татарских сабель, доставали сборщики ордынской дани "выхода». Платить приходилось половину серебряной гривны непосильная для хозяйства того времени нагрузка.

Неудивительно, что у разоренного населения изменилось отношение к власти, которая ныне должна была прежде всего обеспечить его выживание. Теперь княжеской добродетелью считались не одержанные победы, а предотвращенные набеги, даже ценой унижения н собственной жизни. Рассматривая летописные некрологи и похвалы, мы вновь видим усиливающуюся социальную составляющую призыв помогать нищим и вдовам с сиротами. Страх и ненависть всегда идут рядом городские общины люто ненавидели завоевателен и, несмотря на усилия князей и церкви, норовили при каждом удобном случае расправиться с ними. Все городские выступления против монголов были организованы именно самоуправлениями. Излишне говорить, что заканчивались они погромом города и еще большим разорением общины.

В этих условиях демократизм князя и его склонность к компромиссам с горожанами уже не играли существенной роли. На это могли обращать внимание лишь в Новгороде, оставшемся в стороне от нашествия и поэтому значительно укрепившем свои позиции. В середине

XIV века город на Волхове практически освободился от княжеской опеки, не слишком регулярно выплачивая «выход» и номинально признавая Великого князя Владимирского своим князем. Другие городские общины думали больше о том, как выжить популярность приобретали жесткие авторитарные правители, способные собирать дани, вести смертельную дипломатическую игру в Орде, беспощадно подавлять своих соперников и преступность, 1акимн властителями оказались московские князья Иван Калита и его сыновья.

Во второй половине XIV века ситуация изменилась: внутренняя смута в Орде сделала возможной открытую борьбу с ней. Знамя освободительной борьбы поднял Дмитрий Иванович Донской. Для схватки с хорошо организован-

ным и закаленным в боях противником требовались столь же дисциплинированная и мобильная конная армия и не менее монолитный тыл. Ни о какой военной и дипломатической «самодеятельности» городских общин не могло быть и речи последний московский ты-сяцкий, Иван Вельяминов, погиб на плахе (горожане сочувствовали ему). Победа на Кули-ковом поле изменила не только характер русско-ордынских отношений, она изменила лицо русской власти, поставив на недосягаемую высоту авторитет князя-защитника. Если княжеский моральный авторитет обеспечивала церковь, то его силовой потенциал был гарантирован всегда отмобилизованной, дисциплинированной и хорошо подготовленной армией, в которой каждый воин от боярина до воротника (ратник, охраняющий городские ворота) знал, за что жертвует жизнью. Значение городских пеших ополчений упало, внешняя политика стала, по сути, в полную зависимость от войны, социальную защиту населения брали на себя не только разоренная войнами и налогами община, но и церковь. Она же, в силу значительно возросшего авторитета, была теперь способна реально следить за нравственностью, в том числе и в высших кругах власти. В этих условиях городским самоуправлениям практически не оставалось места на политической арене. Новгород, последний оплот вечевого строя, долго откупался от Москвы, пока московские князья не решили упростить дело, присоединив богатый город к своим владениям.

С XV века городские самоуправления начинают заниматься сугубо местными делами: суды по «гражданским» и мелким «уголовным" делам, раскладка налогов, коммунальное устройство и т. п. Об общегосударственной роли самоуправлении стали забывать традиция решать вопросы сообща стала достоянием социальных низов. Однако в начале XVII века, когда правящая верхушка не смогла удержать в своих руках власть и страна вступила в опасную полосу смуты, вечевая традиция вновь заявила о себе. Россию спасли выборные земские старосты, городские ополчения, казаки, самоорганизующиеся дворянские отряды. Но это уже тема другой статьи.

В заключение надо отметить, что российское самоуправление имеет за собой тысячелетнюю историческую традицию. В глубину веков уходят противоречивые отношения народа с властью, характеризующиеся, с о^ной стороны, глубоким отчуждением, а с другойпостоянной надеждой на сильного и авторитетного спасителя. Там же мы видим истоки пренебрежения к писаному закону и стремление решать споры «по правде», т. е. согласно нормам обычного права. Именно этой традицией сформирован российский коллективизм, который не смогли разрушить ни капиталистическое предпринимательство, ни отдельная городская квартира. Во многом общинной традицией можно объяснить прохладное отношение наших соотечественников к институту частной собственности и капитализму вообще. Именно территориальная община обеспечила исключительную этническую и религиозную терпимость русских. Всем этим часто пренебрегают, но стоит ли тогда удивляться неудачам и провалам реформаторов всех мастей и направлений? Не проще ли скорректировать курс преобразований с учетом исторической традиции и задействовать колоссальный невостребованный потенциал народа?




1. реферату- Облік розрахунків з оплати праціРозділ- Бухгалтерський облік оподаткування Облік розрахунків з
2. Нормальное развитие Глава I
3. Тема 13 Беспроводные мультисервисные сети Задание 1 Коды проверяемых профессиональных компетенций П
4. х гг. а ее основными инициаторами выступили психологи из США Мартин Селигман Э
5. Восьмое марта или Мама в подарок сыну
6. Тема опыта Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физичес
7. . Загальні відомості Створенням та виготовленням рекламного звернення займаються професійні організації
8. 2013 ~ 18012013 501 502 Факультетская хирургия 19
9. Srfin Is tht you Srbi clled from the rock promontory
10. Селекция растений
11. Реферат- Принцип наслаждения и интимные отношения
12. на тему Усилитель мощности звуковой частоты
13. ка отмечается наличие только непроизвольного внимания
14. Сфера 2000 Астральные тела и двойники
15. Реферат- Рекомбинация и генетический анализ бактериофагов
16. Положение о Комитете банковского надзора Банка России
17. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук2
18. Якоря карьеры Ценностные ориентации в карьере 1
19. Мовна типологія
20. Реферат- Географічна наука в античному світі.html