Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
История искусств
Живопись проторенессанса
Живопись в конце 13-14 века самая яркая страница в этом периоде.
Искусство Италии в это время соответствовало общеевропейским тенденциям. Живопись не вступила в полосу готических влияний, развивалось на стыке романской и византийской традиции.
Представитель римской школы-Пьетро Кавалини.
Это художник, который выделялся своим дарованием. Возвращение к средневековой традиции.
Мозаика, сюжет сретения Санта-Мария-в Трастевере. Изображение действия, которое происходит в системе условных элементов, архитектурного фона. Все построение подчинено условности, которое лежит в основе раскрытия средневекового персонажа. Главная идея-переживаний события, обозначение самих героев.
Фреска-сцена страшного суда. Начинают возникать плавность цветовых переходов.
Три алтарные композиции, три художника :
1) Мадонна Ручелая Дуче ди Буонинсенья , сиенец . Вторая после флорентийской школы- сиенская.
Богоматерь с младенцом восседает на троне. Мадонна написана с большой долей изящества. Трон окружен ангелами.
2)флорентийская школа-Чимабойо художник.
16 век-первый искуствоведческий труд, Джорджо Мазари
Разница: большая степень внутренней слиянности Мадонны и младенцем.
Трон превращается в значительно более важный мотив. Мадонна восседает на нем и утверждается там.
Ангелы оказываются более бестелесными и прекрасными.
3)алтарная композиция Джотто ди Бондоне (1266/67-1337)
Художник, которого можно считать реформатором. От его творчества принято вести отсчет формирования нового стиля ренессанса.
"Героям Джотто только не хватает речи, чтобы быть живыми" Бокаччо
Другая трактовка образа Мадонны. Мадонна приобретает новую меру физической телесности.
Свое Я начинает вторгаться в пространство изображения. В поисках живописных эквивалентов, чтобы передать новое чувство пространства. Ренессанс не отрицает богом, но приходит к тому, что Я, созданный по подобию Божьему, приближен к Богу. Интерес к физической составляющей.
Трон выглядит хрупким и неубедительным, по-другому выстраиваются соотношения Мадонны и трона. Трон окружен ангелами. Ангелы не просто смотрят в сторону Мадонны, их взгляды направлены на лики Мадонны. Концентрация изображения на одной точке. Появляется принципиально новая композиция-соединение частей в единое целое.
Средневековый человек перед фреской: прочитать идеи и смыслы, заложенные в это изображение. Очень четко выявляется центральная часть изображения.
Самый знаменитый фресковый цикл сохранился в Падуе. Капелла дей Арена. Построена в самом начале 14 века. Энрике Скровене строил эту капеллу. Расположение фресок свидетельствуют о новом подходе. Последовательность восприятия, все для глаза одинаково важно при движение к алтарной части. Джотто пространство стены делит на фрагменты. Он выстрагивает систему изображений как отдельно взятых картин. Каждый фрагмент приобретает новую меру ценности. Человек уже не может плавно двигаться и следить последовательно за сюжетами, он должен рассмотреть отдельно взятый фрагмент и осмыслить его. Композиционный принцип связан с изменением зрителя.
Самое знаменитое фресковое изображение- поцелуй Иуды.
1) изображение персонажей отличаются новой мерой телесности: утяжеление фигуры. Джотто возвращает тот прием светотени. Живописная поверхность двухмерна. Желание передать иллюзию третьего измерения( из античности: греки-римляне) средневековье отказывается от приема светотени. Нет посягания на телесность. В средневековых изображениях свет божественен. Джотто использует категории связанные с физической характеристикой мира.
2) Мир, в котором действуют персонажи, подчинится земным закономерностям. Возникает первый опыт создания третьего измерения. Воссоздание иллюзии пространственной глубины. Все невидимые линии направляют к центру.
Христос и Иуда-фрагмент. Христос изображен как возвышенный человек, а Иуда по контрасту с ним. Художник расставляет акценты так, что у нас не возникает сомнений кто есть кто. Художник расставляет акценты так, что сразу видна суть событий. Джотто первый акцентировал добро и зло. Он внес свое Я художника.
Простанство земное, персонажи плотно стоят на земле.
Бегство в Египет. Много условностей в изображение пейзажа. Оплакиваете Христа. Новая мера драматизма. последние годы он работает во Флоренции в церкви Санта Кручи оформляет 2 капеллы.
Изменяется стиль. Джотто оказался захвачен готической волной. Он теряет объемность, пространственную убедительность, фигуры вытягиваются. Архитектурный фон разворачивается.
Проторенессанс заканчивается в 30х годах 14 века.
Готическая волна. Сиенский художник Симоне Мартине. Отличается большим лиризмом, большей декоративностью.
Сюжет Благовещения. Следов открытия Джотто нет никаких, неземное изящество. Белые цветы-символ чистоты. Условный золотой фон-средневековье.
Возврат живописи. Мадонна во славе.
Лекция 3
Искусство раннего возрождения 15 век
Это время, когда происходит становление новой художественной системы. 15 век-век формирования нового стиля.
Архитектура раннего возрождения
Первая половина 15 века проходит в ситуации, когда новые тенденции формируются только во Флоренции. Санта Марио дель Фьоре.
Филиппо Брунеллески (1377-1446)общался с крупнейшим математиком Сканелли.
В 1401 году Флоренция объявила конкурс на оформление бронзовых дверей флорентийского баптистерия. Первое место присуждают Лоренцо ди Герби.
Следующий конкурс:создание проекта по завершению строительства собора санта Мария Дель Фьоре. Во второй половине 14 века Калетти заложил в восточные части храма основу для возведения купола. Собор оставался недостроенным. Он несколько лет путешествовал и некоторое время жил в Риме, где происходили раскопки, познание античности. Он разрабатывает проект завершения строительства собора. Он обеспечивает высочайшего качество кирпич. Самое главное-это технические расчеты. Он придумывает как перераспределить массу камня на стены. Конструкция лесов.
Прикладник куполу удивительного вида. Купол устремления вверх-первое подобное сооружение. Диаметр купола 43 метра. Бруннелесски утверждает новое реннесансное мироощущение, место человека в мире. Это уже сооружение, которое выражает и индивидуальность автора и гордость человека.
Воспитательный дом (spedale degli innocenti)
Дома для брошенных детей существовали еще в эпоху средневековья при монастырях. Идея построить приют в центре города возникла у флоринтийцев, переживающих чувства собственного достоинства. Новые гражданские идеалы. Филиппо начал серьезную работу и создал здание по своему художественному стилю абсолютно новое. Сама идея оформить зданием площадь абсолютно ренессансное. Новое чувство свободы и пространства. Там происходило полноценное воспитание ребенка. Столовая внизу, церковь-вверху. Самое главное-это его фасад, который демонстрирует рождение нового стиля. Фасад развернут вдоль площади по горизонтали. Двухярусное здание, 1 ярус оформлен портиком. Этот портик оформлен колоннами в римском стиле. Уход от зрительной тяжести.
Во всех измерениях господствует принцип идеальных пропорций. Высота колонны и расстояние между колоннами равны. Когда появляются четкие членения на ярусы и этажи, уходит средневековая иррациональность и приходит мера.
Фасад церкви Сан Лоренцо. Было принято решение реконструировать эту церковь. Пристроил одну из капелл к церкви.
Внутреннее пространство храма стремится стать законченным. Капелла построена на основе идеальных пропорций. Только геометрия может лечь в основу правильной архитектуры. В основе лежит квадрат. Все пространство просчитано. Бруннеллески формирует новую модель. Все взвешено и соотнесено со средним ростом человека.
Новое чувство пространства.
Частный заказ капелла Пацци, монастырь Санта Гроччи. Квадратное в плане, внутри геометрически правильное пространство, центрический храм. Наличие горизонталей. Капелла Пацци-самое совершенное творение Бруннеллески. В этих новых интерьерах он по-новому организует свет.
Система окон строго продумана. Свет останавливает движение присущее средневековой культуре. Его архитектурные работы утверждают новый стиль.
Новый тип сооружений, носитель ренессансного стиля, палаццо. Дворцовые сооружения, которые начали строить во Флоренции. Первая-палаццо Медичи Рикарде. Микелоцо ди Бортоломео построил его.
Архитектурный стиль. Трехэтажное сооружение, ярус обозначение карнизами, подчеркивается горизонтальное членение. Два яруса облицованы, верхний нет. Нижний облицован тяжелым камнем, второй более легким. Ложная тектоника, выявление зрительной закономерности. Окна. Второй и третий ярус оформлены рядами окон.
Палаццо Пики
Лекция 4
Скульптура раннего возрождения
Первым центром была Флоренция. Конкурс на оформление северных дверей баптистерия. В 1401 году городские власти объявляют конкурс. Затея фиксировала какое-то отношение к себе/миру в это время. 7 скульпторов приняли участие. Одна работа Брунелесски, вторая работа принадлежала Лоренцо Гиберти.
Жертвоприношение Авраама. Работа отличалась мягкостью, плавностью, изяществом. Она отливалась за один прием.
Брунелесски выбирает самый страшный момент, в пространство вторгается Бог. Схема намного более резкая и драматичная. Сложнее трактовка всех рельефов. Мастерство рельефа зависит от взаимодействия плоскости и вступающей части. Он выступает как новатор. По технике отливки работа более сложная.
Лоренци предлагают оформление главных дверей(восточных) баптистерия. Врата рая( Микеланджело).
Сюжет сотворения Адама и Евы. Плавность рельефных форм. Сливаются божественное и земное. Скульптор ищет возможности зафиксировать планы. В творчестве Гиберти рождаются новые черты, связанные с более устойчивой передачей обликов.
Донато Де барди-Донателло (1386-1446)
Самый яркий в истории. Следующий после Брунелесски мастер.
Скульптура мраморного Давида в 1408 голу создает.
Скульптура во многом готична: вытянутость по вертикали, изгиб тела, ощущение, что скульптура тянется вверх, нет ощущения физической устойчивости. Готичен взгляд, он абстрактный.
Фигура евангелиста марка церковь ор сан микеле. Если действительно евангелист Марк выглядел таким образом, я готов поверить всему, что он написал. Микеланджело.
Скултптура более убедительная и выразительная. Доеателло стремится уйти от плавности. Появляется лицо с личностной характеристикой. Скульптура еще полностью связана с архитектурной.
Изображение святого Георгия. Скульптура другого типа. Она утверждает физическую природу святого. Появляется физическая устойчивость.
Создание фигур для оформление портала церкви санта Мария Дель фьоре. Располагаются в верхней части портала. Скульптура пророка иеримии. На переводе место в трактовке фигуры выходит физическая природа природа. Сближение божественного и человеческого.
Ошеломляющий реализм. Перед нами личность.
Современники увидели в лицах пророка своих горожан.
Пророк Аввакум. Цукона-тыква.
Мадонна с младенцем.
Те Пространственные эффекты, которые мастер может извлекать на плоскости, ключ к понимаю художественного языка.
Донателло создает эффекты пространства, они выстраиваются как несколько параллельных планов. Донаттелло создает художественное пространство нового типа, структур оранное максимально четко и имеющее физические характеристики.
Иллюзия божественного пространства.
Бронзовый давид. В сферу интересов скульптура входит проблема обнаженного тела. Донателло характеризует библейского героя как героя обнаженного. Это результат переосмысления библейского сюжета, когда давид идя на бой с Голиафом оказывает от доспехов. Нагота как символ. Символ героизма, борьбы, которую ведет герой, спасая людей. Перед нами первая скульптура, предназначенная для кругового обхода. Мы открываем что-то новое.
Прием хеазма или контрапоста: изначально античные скульпторы создавали свои произведения симметричными, отсюда скованность. Поликлет открыл новый прием, нарушил симметрию на разных уровнях. Эффект движения фигуры.
Проблема света. В зависимости от того, какой будет свет, насколько он будет интенсивен, от этого много зависит в создании скульптуры.
Материалы по разному реагирует на свет. Он словно поглощает свет.
Мрамор имеет особенность этот свет как бы проходит, эффект внутреннего свечения(оптическая иллюзия). Смягчение контуров.
Бронза это металл. На свет бронза будет реагировать по другому. Бронза отражает свет. Она создает резкий законченный образ скульптуры. Донаттелло исследует сложные системы световых потоков. Эффект, когда кажется, что скульптура приобретает дополнительную движимость. Донаттелло формулируем в своем творчестве новую ренессансную концепцию света в реннессансной культуре.
Конная, уличная скульптура. Статуя кондотьера Гаттомеллато. Вершина творчества Донаттелло. Соотнесение фигуры всадника с фигурой коня.
Андреа Бироккио
Очередной Давид. Шаг в сторону осложнения концепции постановки фигуры и ее движения. Фигура открыта в окружающее пространство. Активизирует и открывает новые возможности. Получает заказ на изготовление статуи кондотьер Каллеони.
Скульптор добивается эффекта, точнее перераспределяет центр тяжести. Связь между всадником и конем более органична.
Лекция 5
Живопись раннего возрождения
Флоренция-главный художественный центр.
Беата Анджелика- Мадонна с младенцем. Живопись развивалась в традициях поздней готики. Лиризм, земной характер. На фоне божественной живописи во Флоренции появляется художник, который ломает эту традицию.
Томазо Мозаччо(1401-1428), после джотто. Мир нарочито сложны, утяжеленный. Здесь наоборот фигура выглядит противоположной, подчеркнуто тяжелой. Мозаччо восстанавливает в правах принципы джотто: принцип светотени.
Фресковый цикл капеллы Бронкачча в церкви санта Мария Дель Камина. Капелла маленькая с двумя небольшими окошками. Использование физического света.
Фреска изгнание Адама и Евы из ада. Фреска потрясла флорентийцев.
Публичный характер. Интерес к обнаженному телу восстанавливается в правах.
Направляет поток света, совпадающий с потоком физического света. Свет должен бы исходить из рая. Он подчеркивает физический свет, который освещает персонажей, заставляет их тела превращаться в физически ощутимые.
Главная фреска в верхнем ярусе стены капеллы-легенда о Статире. Здесь важно говорить о рождении новых принципов.
Перед нами убедительное изображение: физические харакетеристики, иллюзорная глубина. Мир понятен простому земному человеку. Пейзаж уходит в глубину. Создается иллюзия того, что перед нами три измерения. Взгляды выдают особый уровень их внутреннего мира. Люди обладают внутренней приподнитостью. Обобщений образ с индивидуальным чертами.
Это произведение имеет революционной значение в искусственно церкви санта Мария новелла. Фреска называется троица.в 20х годах 15 века-троица Рублева. У подножия Христа двое святых( Дева Марич и Иоанн Креститль).
Всего лишь ступенька отделает мир божественный и мир земных людей. В сознании художника формируется представление о близости этих миров.
Изображены под сводной в замкнутом пространстве. Храмовое пространство соотносимо с божественным миром, но храм дело рук человека. В этот рукотворный божественный мир Мозаччо помещает своих героев.
Изображение свода(!) иллюзорное внутреннее пространство построено по всем правилам. Мозаччо использовал принципы геометрического пространства. Достижение эффектов на основе правил прямой перспективы. Научная основа, в соответствии с которой происходит формирование других эффектов.
Иллюзия схождения параллельных прямых.
Перспектива оказалась новым ключом к ренессансной живописи.
Картина вводит человека в мир иной, соответсвующим ему. Мир разворачивается в глубину в картине.
Формирование нового художественного языка.
Пауло Учелло. Битва при Сан Романо.
Художник жил и работал за пределами Флоренции. Второй половина 15 века.
Пьеро делла Фраческа
Город ареццо, церковь Сан-Франческо
Встреча царицы Савской и царя Соломона, легенда 13 века.
Люди отличаются мерой возвышенности, не утрачивал человеческого начала.
Картина это некий мир, который открывает глазу человеку, как ему открывает вид из окна. В картинном пространстве нет света и воздуха. Тот реальный мир наполнен воздухом. Воздух влияет на видение мира. Он попытался использовать этот опыт при создании изображения.
Лекция 6
С середины 15 века процесс становления живописи распространяется на северную и среднюю Италию из Флоренции.
Продолжение
Пьеро делал Франческо явился создателем светского портрета. Формирование новых светских жанров.
Вычленение портрета связано с новой ролью человека в сознании ренессанса.
Интерес к донатарам не нов. Средневековье стремилось к имперсиональномти.
Герцог де монтефельтро
Жена батиста
Задача передачи особенностей внутреннего мира
Живопись брала на себя возможность фиксации. Портретное искусство очень было развитой.
Концепция портрета изменчива. Человек-центр мира. Он сопоставим в сознании с богом. Сильные мира внутренне приближаются к божественному.
Пространство проникнуто воздухом, человек в самом центре. Мир в глубине написал с высоты птичьего полета.
Пейзаж вымышленный. Он максимально обобщен, художник сочинияет его все, что он знает есть в этом мире.
Портрет профильный. Дает возможность идти по пути обобщения.
Появляются круги заказчиков. Портретный жанр приобретает популярность.
Вторая половина 15 века, Пентурикио "Портрет мальчика"
Андреа Монтень, Падуя и Мантуя
Фрески из церкви в Падуи
Фрески из жития святого Иоакова
Начинает играть большую архитектура
архитектура отсылает к формам Рима. Художник изображая священные истории пытается включает знание и представление об античности.
Через архитектуру показывает значимость духовного подвиги. Архитектура работает на раскрытие образов.
Изображение святого Себастьяна
Святой Себастьян воспринимается как защитник от чумы.
Впервые в истории живописи величие подвига сопоставлено величие антиснсоти( по архитектуре).
Его страдания выражены пока абстрактно.
Фресковый цикл в Мантуи. Придворный художник герцога Мантуанского.
Фрески святая святых в камере делльи спои.
Встреча людовика ганзага с сыном кардинала Франческо ганзага.
Перед нами первый групповой портрет. На первом месте всегда человек. Пейзаж вторит изображению первого плана.
Плафонная живопись, которая создает иллюзию. Иллюзорность, убедительность. Устанавливается связь двух миров: пространство частного и божественного.
Святой Себастьян, Антонелло Да Мессино
На юге, на острове Сицилии родился
Переехал на север и вторую часть жизни провел в Венеции.
Герой изображен в полный рост, приближен к нам, пребывает в одиночестве, переживает момент страданий.
Художники приходят к тому, что главное в композиции целостность, иначе мы не сможем целостно воспринимать изображение.
Центр-образ человека.
Отличия:
Другой герой, у него другое выражение лица, другой фон. За спиной мученика мы видим городскую сцену. Обычная повседневная жизнь города. Мир, где происходят духовные страдания.
Пространство наполняется светом и воздухом. Среда формирует весь художественный строй изображения. Художники во многом еще оперируют к символическим образам.
Лицо не выдающее физического страдания. Усложняется концепция человека.
Франческо косса
Праздничный художник, радость от земного бытия. Сюжет Благовещения. Красивое архитектурное пространство при принципам художественной перспективы.
Улитка-символ божественного воскресения. Художник стремится подчеркнуть красоту в малом. Божественное начало очеловечено.
Пьетро Перуджино
Учитель Рафаэля
Передача ключей апостолу Петру. Фреска из Ватикана.
Сюжет разворачивается в мире, который художник хочет сопоставить с земным. Композиция центрического стиля. Центр-храм.
Храм как модель божественного мира, но он рукотворен. Символ роди человека в божественном мире.
Мир осмыслен. Статика этого мира. Сюжет передачи ключей вынесен на первый план. Ничто эту стройность не разрушает.
Александро Боттичелли
Неоплатоновская академия при дворе Медичи. Интерес к идеям Платона.
Поклонение волхвов
Автопортрет художника. Художник ставит себя в один ряд с избранными. Все, кто пришли поклонится, смотрят на чудо, а художник смотрит на нас.
Одной из особенностью творчества Боттичелли -первый художник, который пишет картины,чтобы выразить свое духовное состояние.
Нет пейзажа, оконная рама-женский портрет.
По заказу Медичи : Весна и рождение Венеры
Прорыв в мировоззрении художника.
Весна как начало новой жизни. Природная весна-это не все. Главное-это весна духовная. Передает движение трех граций. Ничего суетного в этот божественный мир ничего не может проникнуть.
Нет перспективы, линий.
Загадочность, таинственность связана с тем, что здесь много диссонанса. Движение в разные стороны.
Рождение Венеры. Это символ и красоты физической и красоты духовной. Вода-крещение. Результат гуманистического синтеза.
Лекция 7
Обзор творчества Рафаэля Санти
Один из самых великих портретистов. Стремление к возвышению образа человека у художников кватроченто.
Портрет Балтдоссаре Кастильоне. Появляется иная степень очеловечности. Но это еще не психологизм, не то видение человека с его своеобразным характером. Уникальность его заключается в том, что с одной стороны он человек своего времени, но при этом он вносит новую меру индивидуальной характеристики. Синтез интеллектуального. Леонардо поднимает на высокую точку линию портрета.
Портрет неизвестного кардинала. Внимание приковано к лицу. Трактовала тяготеет к возвышению того, что связано с его внутренним миром.
Портрет папы Юлия II : первая личностная характеристика. Леонардовская-обобщает, человек вообще, а здесь именно данный человек.
Портрет папы Льва X с кардиналами: более сложная трактовка, слабость папы.
Сикстинская мадонна: писал самостоятельно. Произведение на первый взгляд странное с точки зрения композиции. Мадонна держит на руках младенца. Дело на небе. Она ступает по облакам, изображена в полный рост. Фигуры святого Сикста и Святой Варвары (по воле заказщика).
Шторы-решение пространства. Внизу ангелы, опирающиеся на деревяшку(крышка гроба Юлия 2). Папская тиара. Концепция Сикстинской Мадонны принципиально отличается от других мадонн. Мадонна идет из божественного мира к нам. Лики ангелов на заднем плане. Необычно держит младенца. Нам готова отдать своего сына. Зная о его участи, готова отдать своего сына в мир человеческий. Одежды развиваются под дуновением ветра встречного: ветер из земного мира. Размыкается граница между иллюзорным картинным миром и земным. Открытие границы, возможность другого воздействия на нас.
Лики Мадонны. Идеализация связана с другой мерой проникновением в мир мадонны. Очеловечение. Мы чувствует всю сложную, противоречивую реакцию этой женщины. Знание делает ее образ таким.
Умер в 37 лет. (1483-1520)
Микеланджело Буанороти (1475-1564).
В 1520х годах начинается эпоха позднего возрождения. Титаны возрождения. До последних дней своей жизни не растерял внутреннюю энергию, энергию физическую.
Микеланджело вошел в историю как величайший скульптор, архитектор, живописец.
Родился во Флоренции. Учился в мастерской крупного художника Доминика Гирландая. Он параллельно с юношеских лет входил в сады Медичи. Ему пришлось жить при дворе Медичи, он был погружён в эту гуманистическую среду. Микеланджело сталкивается с новыми при мерами драматизма.
Пьета-это произведение делает его первым скульптором Италии. Тяготее к описанию того, что открывает в этом мире.
Тема оплакивания Христа-популярна. Боттичелли-художник изображает страдания девы Марии. Искаженное лицом страдание.
Здесь никаких внешних признаков страдания. Мера погружения в сбя. Внутри трагедия. Перед нами две фигуры, но одна композиция. Они неразделимы. Мастер без страха и сомнения идет на нарушения закономерностей. Неправдоподобность: слишком молодое лицо, увеличенные складки и колеи. Стремление обобщить, передать идею. Композиция посвящена теме скорби и страдания.
Скульптура Давида. Флорентийцы переживают момент связанный с получением независимости. От флорентийского правительства Микеланджело получает заказ на скульптуру, которая могла бы выразить состояние подъема, памятник свободе.
1) то как радикально отличается концепция давида Вирокьо и Донателло. Перед нами юноша сильный, крепкий, готовый к подвигу. Выбор момента.
2) главное-здесь главное внутренняя сила, которая питает его. Человек, как средоточие силы.
Сложная трактовка фигуры связана с тем, что Микеланджело получил испорченный кусок мрамора. Здесь важнее передать меру собранности. Последние секунды перед выходом один на один с Голиафом. Нарочито противопоставляет левую и правую часть фигуры. Лицо давида приобретает новые черты.
Методика Микеланджело: работа внутри материала. Заливал водой, вода стекала, по мере открытия работал с камнем.
Незаконченная скульптура апостола Матфея.
Папа Юлий 2 приглашает в Рим. Решил ему предложить проект гробницы Юлия 2, которая должна была быть огромной и украшенной 40 скульптурами.
Контракт разорван, завистники говорят, что плохо строить гробницу при жизни. Роспись потолка в Сикстинской капелле в Ватикане. В конце 15 века построена. Живописи профессионально не учился. Отказался от помощников. Высота 18 метров, площадь потолка 600 квадратных метров. Работа заняла 6 лет(1506-1512). В центральной части плафона 9 композиций. Тема божественного творения. Сцена потопа. Мир иллюзорный. Все находится в движении. Фигуры скручены. Микеланджело фактически на несколько десятилетий предвосхищает новую эпоху. Адам и Ева. Он создает скульптурные образы, делает их максимально телесными. Передать суть, обобщить-главное.
Сотворение Адама. Мощь Бога.
Сотворение светил. Бог отец. Великий старец. Все сконцентрировано в одно мгновение.
Пророки Исивилы.
Разговор о втором этапе творчества. Скульптура Моисея. Моисей-скульптура, которую Микеланджело сделал по заказу наследников Юлия 2. Самая высокая точка в его творчестве скульптора.
Лекция 8
Позднее возрождение
Перемене связана с тем, что начинают обознаваться процессы, которые связаны с кризисом идеалов. Явление сложное для анализов.
Человек начинает чувствовать, что мир другой. Человек владыка мира. Герой уже не так всевластен. Человек-игрушка в руках судьбы.
Гамлет-герой реннесансный, но внутренняя борьба присутствует.
Сохранение представлений о человеке как важнейшей части мира, но с другой стороны все сложно, чтобы считать человеком центром мира.
Новые трагические смыслы минут характер искусства Микеланджело.
Середина 20 года 16 века-франко-итальянские войны. Французы кладут независимость Флоренции, 1527 год французы оккупируют Рим.
Возвращается во Флоренцию и получает заказ от наследников Медичи. Заказ сделать гробницу тех великих медичи. Создал капеллу. Первая реальная архитектурная работа. Капелла украшена скульптурами. Он продумал художественное восприятие пространства в целом. Главные гробницы Джулиана и Лоренцо Медичи. Четыре аллегорические фигуры-часть суток. У Лоренцо утро и вечер, у Джулианы день и ночь. У Лоренцо лицо в тени. Скульптура дня осталась незаконченной. Символическая трактовка.
Ночь спит в неудобной позе. Ей неудобно. Глаза закрыты, она не хочет видеть свет. Концепция этого времени. Павел третий приглашает в Рим. Оформить фреской алтарную стену Сикстинской капеллы. Страшный суд. Перед нами мир, который целиком воплощен в виде целой вселенной. И земное и небесное. Богоматерь понимает, что сделать ничего нельзя. Автопортрет Микеланджело.
Последние годы Микеланджело возвращается к скульптуре. тема положения во гроб. Мария и Мария Мандолина. Лицо Никодима-автопортрет. Он кладет в гроб и себя и всю свою жизнь. Фигура Никодима торжествует.
Архитектура высокого возрождения. Фактически один маленький храмик. Это Донато Броманте. Архитектор. Самая главная работа-Темпьетто, во дворе римской церкви. 1503 год. Перед нами за конченная система расчета, взаимоотношение фигур и пространства. Идеальная модель реннесансного мира.
Микеланджело. 20е годы. Заказ по оформлению библиотеки святого Лаврентия. Вестибюль. Небольшое и очень высокое пространство. Ниши вместо окон. Ниша создается для чего-то. Окно-соединияет пространство. Сдвоенная колонна принимает на себя удвоенную тяжесть. Но нет давления. Новый вид пространства, где восприятие происходит с помощью эмоций.
Сама архитектура влияет на новое восприятие.
Роль Микеланджело в строительстве собора святого Петра. На ватиканском холме, на месте захоронения Петра, была воздвигнута маленькая деревянная базилика. Простояла около 1000 лет.
В конце 15 века разрушена та базилика. Первый главный архитектор-Донате Броманте. Его проект фактически был проектом сооружения возрождения.
Броманте умирает. После его смерти главным архитектором назначается Рафаэль. Значимая должность. Серьезно отнесся к этой работе. Результатом оказалось то, что он переработал проект Броманте. Он вернулся к идеи храма базиликального, а не центрического. С 30х годов главный архитектор Микеланджело. Он возвращается к идеи Броманте. Храм-центрический, купольный. Главным должны быть система масс. Он заново проектирует фасад. Окончание приходится на эпоху барокко. Он придумывает синкопический ритм.
Купол по проекту Микеланджело. Самая великая купольная постройки. Здесь сломана идеальная геометрия полностью. Микеланджело заостряет акценты на другом. Купол устремляются вверх. Купол преодолевает тяжесть. Сдвоенные колонны-преодоление тяжести. Дуга под другим градусом. Высота барабана и купола одинаковы. Оптический эффект.
Микеланджело был последней великой фигурой в искусстве возрождения.
Искусство венецианского возрождения
Особая страница в искусстве итальянского возрождения. Город особый с большим количеством воды, каналов.
Венецианские художники по особому чувствовали свет и цвет. Необычное чувство влаги, воздушной среды. Красота определяет их видение мира. Особая концепция внутри реннесансной жизни.
Венеция-главная морская торговая республика. Связь с востоком.
Византийская живопись отличается особым отношением к цвету.
Раннее венецианское возрождение
Живопись
Первые художники появляются только во второй половине 15 века(60-70 годы). Венецианское кватрочентно.
Корпаччо. Видение святого Августина.
Джованни Беллини, из его мастерской вышли все великие художники. У него была самая большая мастерская. Святое собеседование. Мадонна с младенцем, святые. Пейзаж освещенней солнцем.
Джарджоне(1477-1510) современники отзывались о нем как об уникальном художнике. Юдифь. Женщина отрубает голову полководца алаферну. Он быстро освоил леонардовское сфумате.
Гроза. Перед нами картина, которую можно считать пейзажем. Пейзаж главенствует, человек малая часть мира.
Спящая Венера. Слиянность с природой. Сама ситуация сна, распространенного в природе.
Сельский концерт. В лувре картина. Там написано, что Тициан. Сцена на форме пейзажа, изображены 2 юноши и 2 красавицы. Тема музыки чисто джоржоневская. Проблема музыкальности.
Сюжет рассказывается плохо.
Тициан. (-1576)Почти ровесники. Все мечтали получить портрет от Тициана. Король художников, художник королей.
Раннее творчество(10 года): Динарий кесаря евангельский сюжет.
Особое внимание к цвету, краскам. Тициан уже тут демонстрирует цветовую мощь.
Вознесение Марии. Роль красок. Через тень, через краски Тициан всплескивает свои эмоции)
Венера Урбинская-1534 год
Выразительный взгляд, в ногах собачка. Элементы обстановки, элементы бытового жанра входят в сферу интересов художника. По заказу герцога.
Портреты. Разве только рафаэль может с ним сравниться. Он был популярен как портретист. Карл 5 приглашает к себе. Папа римский( Павел 3).
Он открывает новые знаки в человеке.
С 40-50 годов 16 века портреты начинают преобладать в его творчестве.
Портрет неизвестного с серыми глазами (Ипполита риминальди). Перед нами человек ренессанса. Чувствуется то, что за этой внешностью обозначаемся какой-то внутренний мир. Еще не психологизм. Коллизия соответствует ренессансному духу. Предположение о внутренней сложности.
Портрет Карла у открытой лоджии. Взгляд напряженный. За полуулыбкой и не простой внутренний мир и человеческая усталость.
Портрет Павла 3. С внучатами племянниками. Форнезе.
Себастьян. Тициан работает до последних дней. (60-70 года) Венеция проходит этап высокого возрождения)
Период кризиса.
Еще сохраняется вера в человека. Уже нет ярких цветов. Тема трагического героя.
Автопортрет.
Оплакиваете Христа-предел возрождения.
Паоло Веранезе. Это художник совсем другой. Большая часть картин посвящена праздникам, карнавалам. Брак в Кане галлилейской. Мир светлый, мир праздника.
Тинтаретто. Тайная вечеря. Здесь нет выраженного центра. Целая композиция. Усложнено все тем, что появляются другие персонажи. Мир значительно более сложный.
В это же время в 16 веке формируется еще одно художественное течение. Маньеризм. Есть художники, которые утрачивают чувство особого места человека. Они пытаются эстетизировать Рафаэля. Сделать все более изящным, но человеческое начало утрачивается. Эстетизация найденного.
Пармиджанино Мадонна с длинной шеей.
Автопортрет в выпуклом зеркале.
Лекция 9
Северное возрождение
Германия, нидерланды, часть Франции
Если в Италии открытие мира происходит на основе интересов античности, то на севере европы, античных корней и античного наследия нет. Из искусства поздней готики.
Итальянцы пытаются изобразить мир по идеальным пропорциям, ищут логическую основу для собственного творчества. На севере нет интереса к науке. Северные художники движутся на основе интуиции. В основе нового мироощущения процессы становления личности, индивидуальности. Другой взгляд на мир. Мир открывается северному художнику как концентрация божественного начала в мире.
Масленный состав в живописи. Итальянские художники пишут в техники темпера(средневековая техника на основе яичного белка/желтка). Эта техника ограничивает возможности художника.
Масло дает больше возможностей. Можно добиваться того, чтобы краска была густой, получать разные цвета, делать краску прозрачной. В технике масляной живописи может работать любой художник.
Техника использования масляной в живописи-открытие принадлежит нидерландскому художнику. Затем знание новой техники приходит в Италию.
Хронология уже чем итальянского искусства
1 этап-15 век
Расцвет: конец 15-начало 16 века
Нидерланды
Первый великий представитель-Ян Ван Эйк. (1390/1400-1441)Начинал как миниатюрист. Много было заказчиков, которые заказываем оформление книг. Гентский алтарь, заказан Йозефом Вейтом в городе Генте, собор святого сабона. Алтари в северном искусстве занимают большое значение.
Главная тенденция, связанная с разговором об алтарях, они концептуально должно были быть моделью мироздания. Одно из удивительных произведений по тому насколько к нему было особое отношение. Вверху ветхозаветные пророки, благовещение, донаторы.
Появляется помещение трехмерное, пронизанное божественным светом. В праздники створки открывается и появляется композиция. Длина 5 метров, высота 3 метра. Мир после страшного суда. Верхний регистр: бог, дева Мария, предтеча, адам и Ева.
Перед нами реннесансный художник. Фигуры телесны, трехмерны. Они написаны с приемами свето-тени. В центре нижнего регистра-поклонение агнцу. Главный критерий реннесансный- новая интерпретация пространства.
1434 год заканчивает алтарь. В Италии Мазаччо. Праведники сходят поклониться агнцу. Художник призывает нас насладиться каждой деталью. Более 30 разных видов деревьев. Образ града небесного.
Мадонна канцлера ролэна -французский посланник в нидерландах. Он заказывает эту картину, подтверждая ей свой статус в обществе. Он опережает итальянскую традицию. Терраса, за ней райский мир. Ангел венчает деву Марию короной. Корона выписана с необыкновенной виртуозностью.
Портрет супругов Арнольфильи: иностранцы. Богатый итальянский купец, вел торговлю с нидерландцами. Портреты 30 годов 15 века. В Италии 60 годы. Зарождение элементов бытового жанра. Фигура святой Маргариты-покровительница брака. Символическое значение предметов. В геометрическом центре композиции над ними зеркало на стене. 4 отраженные фигуры. Перед нами сцена заключения брака супругов. Надпись. Ян Ванэйк 1438 был здесь. Тема зеркала и отражения в живописи.
Реагируют Ван дер Вейдер (-1460) следующее поколение..одна из самых знаменитых картин-снятие с креста. Дева Мария падает в обморок. Телесность.
Портретист. Художнику важно показать напряженный внутренний мир. Жест передает внутреннее напряжение. Ю
Нидерландское возрождение.
Третий художник. Гуго ван дер Гус.
Алтарь Портинари. 1473-1475гг.
Ворая половина 15 века. Ван эйк - 20 е годы 15 века.
Алтарная композиция, выполненная в виде триптиха. Заказывали церковь и частные заказчики. У честных лиц были свои капеллы. Портинари - имя заказчика. Центральная часть посвящена сцене рождества. В центре - младенец Христос, люди, животные, Мария. На створках - покровители семейства Портинари. Новая стадия в живописи. Очеловеченность. У ван Эйка - небесный мир, райское будущее. Здесь этот мир прекрасен, но он очеловечен, более внимательное выглядываете в персонажей, идея композиции выглядит более светской. Четкое пространство (модель искусства) по-другому структурировано.
Природа, пейзаж более точен, приближен к людям, земной и лиричный.
Что делает самым ярким произведением: появление новых образов - образ пастухов. Лица! Это новое завоевание в истории европейской живописи - образы простых людей. Раньше - образ идеализированного человека. Другое понимание, не реализм. Концепция: должно нести образ мира божественного, ни в коем случае не земного. Нет реалистических задач. Лица тоже по-своему возвышенные и идеализированные, но все же это простые мужицкие лица. Это важное открытие нидерландского искусства. Перед нами не только три пастуха, а три символа, обобщенном образа, обобщают человеческое состояние. Лицо старика освещено полуулыбкой, руки сложены в жест преклонил перед чудом. Понимаем, что этот человек - воплощение тип жизненной мудрости, он осознал, что это чудо, понимает всю меру величия. Другой пастух среднего возраста. Он на наши глазах переживает становление, открывает чудо. Третий пастух молодой, еще не осознает значения того, что он видит. Он еще слишком молод и неопытен. Не понимает многого важного в мире. Три состояния человеческого духа, три возраста.
Портинари - итальянский купец. Заказывает для себя алтарь. Вкусы итальянцев определялись изысканностью Ботичелли. Привозит во Флоренцию, выставляет в церкви, поразительный эффект. Техника масляной живописи. Виртуозная работа с цветом.
Иероним Босх. 1450 - 1516.
Северное возрождение - наивысший подъем. Вышел в историю неповторимыми символами демониады.
Биография Босха.
Часто называют предтечей сюрреализма (повлиял на Сальвадора Дали) .
Был из семьи потомственных художников. Иеронимус ван Акен. В качестве преклони взял последнюю часть названия родного города. Про его жизнь известно немного, но страницы его биографии подтверждаются городскими записями. Отец и дед художники. Икорным был очень образованным. Знал многие науки того времени (математику, геометрию, астрономию + фольклор). Был членом почетного общество - Братство Богоматери - кружок, куда входит городская элита, обсуждают общечеловеческие, религиозные вопросы, существовало с начала 14 века. Не еретик!
Много алтарных композиций (важно для северян).
Воз сена. Алтарь в сложенном виде. Персонаж. Тема путника, отрешенный взгляд, мир страшен, слева - крестьяне, сзади - виселица, на переднем плане - ворона, кости. Может быть, притча о блудном сыне. Тема путника - важный лейтмотив. Есть еще одна картина с тем же лицом. Собаки - символ злости, отрицательное в мире. Куда идет? Должен вступить на мостик, а он непрочный, может провалиться. Неизбежность конца. Мр полон зла, несправедливости, насилия. Эта тема впервые ставится Иеронимом Босхом. Иероним Бомх первый увидел оборотную сторону человека, его темную сторону. Особое место Босха обусловлено этим.
Раскрытый вид.
Триптих. Популярность поговорки "вся наша жизнь - воз сена, и каждый пытается урвать, сколько сможет". Фольклорный сюжет мог лечь в основу композиции. Левая створка - изображение рая. Адам и Ева. Внизу - сцена изгнания. Перед нами цельная модель мира. Творится вакханалия, жадность человека, хватают сено. Уровень символа. Движение воза и рая в ад. За возом - сильные мира сего (Папа, император). Приговор понятен: не только простые люди отличаются этими слабостями, а человечество все такое. Кто тащит воз в сторону ада? Злые силы, зло многолико, полурыбы, полуптицы, буйная фантазия Босха. На возе сидит влюбленная парочка. Чистые, не связаны с повседневностью. Это надежда на спасение - кажется. Но надежда иллюзорна. Ангел молится за чистые души, а слева - чертенок, подступает, тоже обратит их в свою веру, нет надежды, зло везде.
Триптих. Сад земных наслаждений.
Закрытый вид. Земля после творения. Твердь, еще нет зверей и людей. Начальная стадия творения - возвышенность, спокойствие, величие, космическая мощь.
Раскрываем: вакханалия.
Слева - рай. Центр - сад земных наслаждений. Справа -ад.
Рай. Природа, звери, человек. Спокойно по колориту и краскам. Но присматриваемся и не чувствует покоя, что-то не так. В центре - что-то напоминающее фонтан. Сова. Это сложный символ. Ищет от средневековья. Зло, атрибут колдунов. Это намек. Появляются трехголовые ящерицы, творец в чем-то ошибся. Видим, что происходит зло: кошка поймала мышку, птица клюет жука. Уже появилось насилие в природе, не соответствует представлению о рае. Мир уже создан несправедливым, творец в чем-то ошибся. Босх - еще и великий философ. Говорит о всесилии зла.
Центральная створка. Человеческие пороки. Иллюзорная широта пространства. Все смертные грехи. Все выражаются через разные воплощения. Опирается на многозначность средневековой символический традиции. Опора на фольклор. Много чувственных пороков, секс, сладострастие в бесконечных вариациях.
Через систему символом показывает всю меру человеческой греховности.
Ад. Перед нами бесконечные мучения. Даже музыкальные инструменты - орудия пыток. Что-то яйцеобразное на ногах-деревьях. Под шляпой - лицо. Исследователи хотят соотносить с образом самого художника, путника.
Верхняя часть -зарево пожарищ. Как он изображает это? Больше нигде такого не найти до 20 века. Ощущение масштабности, катастрофичности, нет принципа перспективы, рамки нашего видения раздвигаются, вселенский пожар.
Питер Брейгель-старший. 1525/1530-1569.
Середина 16 века.
Нидерландские возрождение достигает наивысшей точки.
Графический рисунок. Художник и знаток. Художник-философ старается постичь мир. Знаток с придурковатым видом смотрит на создание художника.
Два прозвища Брейгеля - старший: есть еще Брейгеля младший. Еще одно - мужицкий.
Вавилонская башня. Музей Вены. Гордыня человеческая. Тема человеческого греха. Роль Босха в творчестве Брейгеля.
Башня отсылает нас к образу колизея. Брейгель путешествовал по миру. Посетил Италию. Перед нами некий образ мира. Бесконечная природа. Прописана каждая мелочь. Цельность, значимость каждого элемента.
Изображены сцены из народной жизни.
Нидерландские пословицы. Огромное количество людей. Иллюстрирует 118 народных пословиц. О человеческой природе.
Перевёрнутый мир. Мужик тянется за 2 булками сразу. Мудрость. Страшные лица слепа. Идея божественности мира, но страшный приговор человеку.
После его смерти нидерландское искусство идет другим путем.
Лекция 10
Искусство Германии
Накал религиозной обстановки. Вылилось в великую войну.
Гуманизм. Попытка отстоять свое право читать и толковать Библию-составляющая реформационного движения.
В Германии расцветает искусство поздней готики-первая половина 15 века.
Матисс Греневальт "Распятие" серия работ.
Мир приобретает физические характеристика. трехмерное изображение. считается, что это произведение одно из самых страшных изображений Христа. Акцент на человеческих страданиях.
1471-1528 года Дюрер высокое возрождение самый великий художник Германии
Родился в Нюренберге.
Вошел в историю как самый пишущий художник. Написал несколько художественных трактатов. Трактат "руководство измерения" наставление по укреплению городов. 4 книги о пропорциях.
Автопортреты. 1493 год напряженный внимательный взгляд
Веточка чертополоха в руках символ страданий моя судьба это судьба связанная со страданиями
Дюрер совершает первую поездку в Италию 2 поездки обе были важными
Открытие нового художественного мира уже сложилась структура реннесансной картины
1498 второй портрет меняются черты цвета
Перед нами уже реннесансный человек. За ним раскрывается мир. Трансформация взглядов и идей. Художник уже чувствует свою связь с этим миром. То полноценное гуманистическое начало производит на него впечатление, накладывает со на прежний опыт. Творчество делится на 2 линии: экспрессивная, от традиций, в которых он вырос и вторая линия-гуманистическая, связанная с его светским самоощущением. Интерес к познания мира. Поиск идеальной красоты.
В Германии ждут конца света 1500. 1500 год автопортрет. Так можно было изображать только Христа. Я художник, могу сопоставить себя с богом. Утверждение своего права творить. Художник мессия. Художник властен решать сложнейшие вопросы.
Большой по формату.
Графика
Графика-искусство рисунка. Контракт между линиями.
Печатная графика . Кроме Германии печатная графика больше нигде не развивалась. В силу социальной напряженности эта ситуация требовала печати и многократного тиражирования листовок. Этот художник эти простые изрбражения поднял до уровня высокого искусства. Гениальный мастер.
Первый вид графики-резцовая гравюра или ксилография(резьба по дереву). Берется доска из твердых сортов деревьев. Наносится рисунок и начинает выбивать то, сто должно остаться белым. Промазывается выступающий части краской типографской, под давлением станка делаются отпечатки около 300. Дюрер ждет конца света. В районе 1509 года серия графических листов.
Гравюра по металлу-металическая медная пластина.художник наносит рисунок острым предметом, процарапывав. Сильнее нажимать или слабее. Широкая палитра серой гаммы. Забивается в бороздки краска. Под давлением отпечатки. Рыцарь, смерть и дьявол
Иллюстрация к работе Эразма Роттендамского. Рыцарь ни на кого не смотрит.
Святой иероним в келье. Живописные эффекты. Пространство. Череп как символ бренности. Удивительное пространство, свет в келью.
Меланхолия один из 4 темпераментов человека женщина с крыльями у ног инструменты собака над головой песочные часы магический квадрат
Меланхолия 1 камета и радуга
Вошел в историю как великий живописец. Венеция. Около 2 лет. Это время когда в Венеции царствует еще Джорджоне.
Праздник четок(розовых венков)
Его реннесансность заключается в том, чтобы быть первым. Хочет превзойти венецианцев по колорите 1506 год
Композиция необычная. К Богоматери на поклонение приходят все сильные мира сего. По кругу композиция
Адам и Ева. 4 книги о пропорциях. Через пропорции надо искать идеал. Самый крупный трактат из всего возрождения.
Дюрер разбирает несколько вариантов. Его многогранность, многостороннесть. Как северный человек он тяготеет к готической удлиненности.
Акварельные листы. Кусок дерна. Кусочек природы. Природа в милости, конкретности.
Портреты. Заказывает портреты богатые нюренберждцы. Портретное творчество было способом заработать, попыткой реализовать себя.
4 апостола. Две деревянные доски. Иоанн Петр и на правой створке Марк и Павел. Держат в руках Библию. Писал в дар своему городу. Они сопровождены были надписью бойтесь лжепророков.
лекция 11
Искусство Франции
Франция продолжает искусство готики, достраиваются готические соборы.
Миниатюры начала 15 века. Художники братья Линбурги, работали при дворе короля, по заказам герцогов Бургундских. Памятник "великолепный часослов" герцога Берильского. Часословы были очень популярны.
Роль миниатюры в формировании художественной традиции. Миниатюра-это искусство утонченное, рафинированное. Сенокос- июльская страница. Очень много условного, но все-таки появляются пространственные ракурсы, опыт наложения теней.
Краски необыкновенны, они подсвечены. Этот эффект исходит из поздне-готической традиции. Краска словно пронизана светом. (20ые года 15 века, современники Яна ванейка)
Во Франции нет прямых последователей.
Карл 7 был безвольный, безынициативным. Он умел собирать вокруг себя очень талантливых людей. При его дворе оживляется художественная деятельность. Середина 15 века.
Жан Фуке. Иллюстрировал часословы. Святой Иоанн на острове Патнос. По заказу Этьена Шевалье. Традиции Лимбургов. Продолжено творчество. Но перед нами уже артикулированная художественная концепция ренессанса. Первая проблема пространства. Пространство разворачивается вглубь.
Первая станковая картина в искусстве Франции -портрет Карла 7. Такой живописи Франция еще не знала. Оно больно формата. Д середины17 века самая большая картина. Венценоснейший король-надпись.
Новые формы светской репрезентации.,французское сознание расположено к конструктивному мышлению. Двойственность связана с тем, что все очень репрезентативно. Но художник обращает внимание на черты лица, художнику важен сам опыт изображения живого человека.
По заказу Этьена Шевалье Фуке написал диптих Миленский. Левая створка. Сам Этьен Шевалье и святой стефан. Фуке создает образы, которые вписываются в представления о человеке. Он тяготеет к мунаментальности. Правая створка- Мадонна с младенцем. Очень условное изображение: фон, красные ангелы. В Мадонне черты Агнессы Сарель, реальной женщины. Полуулыбка.
50-70 годы 15 века.
Период начала франко-итальянских войн. Французские короли пытались установить протекторат над некоторыми итальянскими империями: Тоскана, Ламбардия.
Походы:стремление узнать лучше гуманистическую культуры. В конце 15 века процесс. Интерес французской аристократии к ренессансу.
Первая половина-середина 16 века. архитектура оказалась затронута новыми веяниями. главными сооружения становятся королевские замки и дворцы. Замок блуа, северное крыло. Замок шамбор. Архитектурная логика в основе строительства свидетельствует о рациональном начале в архитектуре. Ю
Третий замок-замок фонтенбло. Архитектор Ле Бретон. Перед нами постройка нового типа. Центральный двор. Двор белой лошади. Копия памятника марку аврелию из гипса. Перед нами новый архитектурный стиль. Вход-лестница. Элемент светской архитектуры.
Интерьер. К оформлению были привлечены лучшие художествннные силы. Собрал Франциск 1. Главное в худ политике франциска первого. Приглашенные итальянцы.
30-40 года 16 века. Италии заканчивается эпоха высокого возрождения.
Маньеризм. Видели в высоком возрождении идеалы в творчестве Микеланджело. Работы маньеристов не связаны с представлением кто/что такой гуманизм, работы ориентированы на образцы. Маньеристы формируют тот художественный стиль, которой назовт школой фонтенбло.
Первое в истории помещение, плучающее название галлерея Франциска. 58 метров галерея. Станет неотъемлемой частью замков. Галерея является структурной основой дворцовой постройки.
Стукко-техника оформления скульптур. Своего рода гипс. Иллюзионистические эффекты. Руководит работами итальянский художник маньерист Джованни Батиста Якоппа Росса. Попытка истетизировать изображение. Россо ориентировался на Микеланджело. Именно при дворе франциска 1 были кружки, где изучали гуманистическую культуру.
самое главное в том, что аллегории не очевидны. Они должны были стимулировать мысль и воображение. На основе потребностей и заказов, связанных с франциском первым.
Понятие школы шире, сем просто работы итальянцев. На волне этих тенденций французские художники стали писать в такой же манере.
По заказу придворных аристократов. Герцогиня Де Виллар, Габриэль дЭстре.
Портрет Сабины Поппа.
Портретное творчество.
Крупнейшие художники 16 века.
Жан Клуэр. Придворный художник Франциска 1. Перед нами уже монарх полный сил и уверенности. Традиции сохранились.
Интерес франциска 1 к утонченному знанию. Первый полноценный королевский портрет. Жанр придворного портрета.
Франсуа Клуэр-сын. Синтезирует то что было накоплено. Придает портретам человеческое начало. В портретах Франсуа не столько предстояние, сколько человеческая грань. Елизавета Австрийская.
Создатель жанра карандашных портретов. Франциск 2.